пакт бриана келлога это договор о об

пакт бриана келлога это договор о об. image 8. пакт бриана келлога это договор о об фото. пакт бриана келлога это договор о об-image 8. картинка пакт бриана келлога это договор о об. картинка image 8. Надо понимать в каких условиях он появился. Прошло почти 10 лет с дня окончания 1 мировой войны, которая иначе как Великая Война не называлась тогда. Впереди были первые раскаты великой депрессии в США, первые признаки кризиса были заметны и в европе. Никто не хотел воевать. Инициатива Бриана объяснялась следующими соображениями. Трудно было представить себе возможность войны между Францией и США. Между обоими государствами не было непосредственных точек соприкосновения, а равно такого различия интересов, которое могло бы привести к войне. Между тем для Франции было далеко не безразлично, какую позицию заняли бы США в том случае, если бы Франции пришлось вести европейскую войну. Подписав с Францией договор о вечном мире и об отказе от войны, США тем самым связали бы в определённой мере свою политику на случай участия Франции в европейской войне.Принимая предложение Бриана о заключении договора об отказе от войны, Келлог видоизменил проект Бриана, предложив заключить не двусторонний, а многосторонний договор. В результате этого контрпредложения между США и Францией возникла оживлённая дипломатическая переписка.

Надо понимать в каких условиях он появился. Прошло почти 10 лет с дня окончания 1 мировой войны, которая иначе как Великая Война не называлась тогда. Впереди были первые раскаты великой депрессии в США, первые признаки кризиса были заметны и в европе. Никто не хотел воевать. Инициатива Бриана объяснялась следующими соображениями. Трудно было представить себе возможность войны между Францией и США. Между обоими государствами не было непосредственных точек соприкосновения, а равно такого различия интересов, которое могло бы привести к войне. Между тем для Франции было далеко не безразлично, какую позицию заняли бы США в том случае, если бы Франции пришлось вести европейскую войну. Подписав с Францией договор о вечном мире и об отказе от войны, США тем самым связали бы в определённой мере свою политику на случай участия Франции в европейской войне.
Принимая предложение Бриана о заключении договора об отказе от войны, Келлог видоизменил проект Бриана, предложив заключить не двусторонний, а многосторонний договор. В результате этого контрпредложения между США и Францией возникла оживлённая дипломатическая переписка.

пакт бриана келлога это договор о об. img8. пакт бриана келлога это договор о об фото. пакт бриана келлога это договор о об-img8. картинка пакт бриана келлога это договор о об. картинка img8. Надо понимать в каких условиях он появился. Прошло почти 10 лет с дня окончания 1 мировой войны, которая иначе как Великая Война не называлась тогда. Впереди были первые раскаты великой депрессии в США, первые признаки кризиса были заметны и в европе. Никто не хотел воевать. Инициатива Бриана объяснялась следующими соображениями. Трудно было представить себе возможность войны между Францией и США. Между обоими государствами не было непосредственных точек соприкосновения, а равно такого различия интересов, которое могло бы привести к войне. Между тем для Франции было далеко не безразлично, какую позицию заняли бы США в том случае, если бы Франции пришлось вести европейскую войну. Подписав с Францией договор о вечном мире и об отказе от войны, США тем самым связали бы в определённой мере свою политику на случай участия Франции в европейской войне.Принимая предложение Бриана о заключении договора об отказе от войны, Келлог видоизменил проект Бриана, предложив заключить не двусторонний, а многосторонний договор. В результате этого контрпредложения между США и Францией возникла оживлённая дипломатическая переписка.

пакт бриана келлога это договор о об. KingAntiWar. пакт бриана келлога это договор о об фото. пакт бриана келлога это договор о об-KingAntiWar. картинка пакт бриана келлога это договор о об. картинка KingAntiWar. Надо понимать в каких условиях он появился. Прошло почти 10 лет с дня окончания 1 мировой войны, которая иначе как Великая Война не называлась тогда. Впереди были первые раскаты великой депрессии в США, первые признаки кризиса были заметны и в европе. Никто не хотел воевать. Инициатива Бриана объяснялась следующими соображениями. Трудно было представить себе возможность войны между Францией и США. Между обоими государствами не было непосредственных точек соприкосновения, а равно такого различия интересов, которое могло бы привести к войне. Между тем для Франции было далеко не безразлично, какую позицию заняли бы США в том случае, если бы Франции пришлось вести европейскую войну. Подписав с Францией договор о вечном мире и об отказе от войны, США тем самым связали бы в определённой мере свою политику на случай участия Франции в европейской войне.Принимая предложение Бриана о заключении договора об отказе от войны, Келлог видоизменил проект Бриана, предложив заключить не двусторонний, а многосторонний договор. В результате этого контрпредложения между США и Францией возникла оживлённая дипломатическая переписка.

Интересно, что русская эмигрантская печать довольно прохладно отнеслась к договору Келлога. В частности парижская газета Дни в сентябре 1928 года разместила комментарий Керенского, в котором практически не было единого мнения по поводу подписания такого большого документа

пакт бриана келлога это договор о об. 22861110 800. пакт бриана келлога это договор о об фото. пакт бриана келлога это договор о об-22861110 800. картинка пакт бриана келлога это договор о об. картинка 22861110 800. Надо понимать в каких условиях он появился. Прошло почти 10 лет с дня окончания 1 мировой войны, которая иначе как Великая Война не называлась тогда. Впереди были первые раскаты великой депрессии в США, первые признаки кризиса были заметны и в европе. Никто не хотел воевать. Инициатива Бриана объяснялась следующими соображениями. Трудно было представить себе возможность войны между Францией и США. Между обоими государствами не было непосредственных точек соприкосновения, а равно такого различия интересов, которое могло бы привести к войне. Между тем для Франции было далеко не безразлично, какую позицию заняли бы США в том случае, если бы Франции пришлось вести европейскую войну. Подписав с Францией договор о вечном мире и об отказе от войны, США тем самым связали бы в определённой мере свою политику на случай участия Франции в европейской войне.Принимая предложение Бриана о заключении договора об отказе от войны, Келлог видоизменил проект Бриана, предложив заключить не двусторонний, а многосторонний договор. В результате этого контрпредложения между США и Францией возникла оживлённая дипломатическая переписка.

Парадокс заключается в том, что практически все страны подписавшие договор, через 10 лет станут участниками новой Великой Войны. А страны, не подписавшие договор, а это : Швейцария, Аргентина, Бразилия, Мексика, Колумбия, Саудовская Аравия, либо сохраняли нейтралитет, либо не участвовали в войне, либо участвовали номинально.
Пакт стал одним из правовых оснований для Нюрнбергского процесса, на котором руководителям нацистской Германии было предъявлено обвинение
в нарушении Пакта. К сожалению этот документ был всего лишь декларативным, и носил формальный характер. Подписав указанное соглашение, страны ничем не подкрепили свои обязательства отказаться от военных действий и не стали ограничивать гонку вооружений. Закончилось это новой мировой войной не далее чем через 10 лет после заключения этого пакта.

Источник

Парижский договор: Предчувствие беды

пакт бриана келлога это договор о об. 327017. пакт бриана келлога это договор о об фото. пакт бриана келлога это договор о об-327017. картинка пакт бриана келлога это договор о об. картинка 327017. Надо понимать в каких условиях он появился. Прошло почти 10 лет с дня окончания 1 мировой войны, которая иначе как Великая Война не называлась тогда. Впереди были первые раскаты великой депрессии в США, первые признаки кризиса были заметны и в европе. Никто не хотел воевать. Инициатива Бриана объяснялась следующими соображениями. Трудно было представить себе возможность войны между Францией и США. Между обоими государствами не было непосредственных точек соприкосновения, а равно такого различия интересов, которое могло бы привести к войне. Между тем для Франции было далеко не безразлично, какую позицию заняли бы США в том случае, если бы Франции пришлось вести европейскую войну. Подписав с Францией договор о вечном мире и об отказе от войны, США тем самым связали бы в определённой мере свою политику на случай участия Франции в европейской войне.Принимая предложение Бриана о заключении договора об отказе от войны, Келлог видоизменил проект Бриана, предложив заключить не двусторонний, а многосторонний договор. В результате этого контрпредложения между США и Францией возникла оживлённая дипломатическая переписка.

6 апреля 1927 года (в этот день в 1917 году Соединенные Штаты вступили в Первую мировую войну) министр иностранных дел Франции Аристид Бриан обратился с призывом к США заключить двусторонний договор «о вечной дружбе, запрещающий обращение к войне как к средству национальной политики». К этой идее его подвел профессор Колумбийского университета Дж. Шотвелл, главный редактор 150-томной «Экономической и социальной истории Первой мировой войны».

Американский пацифист был уверен в невозможности ограниченных войн в индустриальную эпоху, поскольку вооруженный конфликт между двумя промышленно развитыми странами всегда будет перерастать в многостороннее противостояние.

28 декабря 1927 года лауреат Нобелевской премии мира 1926 года А. Бриан получил от госсекретаря США Фрэнка Биллингса Келлога ответ. В послании говорилось, что Белый дом с удовлетворением принимает французское предложение, но не считает возможным заключить договор о «вечной дружбе» с одной лишь Францией. По мысли дипломата, необходимо было «достигнуть присоединения всех главных держав к пакту, посредством которого эти державы отказались бы от войны как орудия национальной политики». Этим Келлог заложил основу для присуждения и ему Нобелевской премии мира. Он и получит ее в 1930 году.

Заключение многостороннего договора ослабляло значение ранее заключенных Францией международных договоров, равно как и наносило ущерб французской системе союзов. Не говоря уже об определенном уроне престижу Лиги наций. Ей противопоставлялось бы новое объединение европейских держав, подписавших пакт.

Французская сторона предложила американцам заложить в договор такие формулировки, которые означали бы отказ не от войны вообще, а лишь от всякой наступательной войны. Новый пакт не должен упразднять заключенных ранее союзов и не аннулировать обязательства, содержащиеся в Уставе Лиги наций, в Локарнских соглашениях и прочих международных актах.

Опуская подробности официальных и закулисных переговоров между двумя державами, когда в кулуарах госдепартамента США говорили, что там «абсолютно не верят» в реальный отказ от войны ни для Соединенных Штатов, ни для Франции, упомянем следующее.

13 апреля 1928 года Келлог официально представил проект документа, в котором осуждалась война, но не оговаривались никакие санкции против ее поджигателей. Проект договора, в том числе и первоначальный, был направлен министрам иностранных дел Великобритании, Германии, Италии и Японии, а также европейским союзникам Франции и в британские доминионы. В ноте от 27 апреля Германия первой откликнулась и высказалась в пользу американского проекта.

В день подписания «Парижского договора об отказе от войны в качестве орудия национальной политики» государственный департамент США направил ноту правительствам 48 государств с приглашением присоединиться к пакту. Против присоединения к этому договору, на основании того, что «мы должны будем принять все, что сделано без нас, и притом на совершенно другой идейной почве», возражал нарком иностранных дел СССР Георгий Васильевич Чичерин.

В отличие от наркома, считавшего для СССР «принципиально невозможным» подписывать Парижский пакт, его заместитель Максим Литвинов (Меер-Генох Моисеевич Валлах) — который из-за болезни Чичерина фактически руководил наркоматом — при поддержке члена Политбюро Николая Ивановича Бухарина готов был пойти на подписание этого договора.

Чичерин, несмотря на директиву Политбюро, продолжал сопротивляться и указывал, что «непосредственной пользы в качестве какого-либо практического ограждения от военного нападения участие в пакте не дает, ибо достаточно будет нескольких выстрелов на Днестре, чтобы инсценировать мнимое начатие военных действий с нашей стороны, что развяжет руки всем участникам пакта против нас».

И все-таки за 4 дня до подписания Парижского пакта коллегия НКИД приняла решение «заявить совершенно ясно и недвусмысленно, что мы готовы присоединиться к пакту. Уклониться от пакта совершенно невозможно, да и незачем. Как-никак, некоторое моральное обязательство в отношении войны этот пакт на все державы […] налагает. Заинтересованные в продолжении передышки, мы не должны пренебречь и самой ничтожной гарантией против войны. Нам выгоднее теперь же заявить о готовности к присоединению, чем после получения официального приглашения».

В сопроводительной ноте о согласии правительства СССР присоединиться к пакту от 31 августа 1928 года приводился ряд замечаний, в частности, сожаление по поводу отсутствия в тексте обязательств в области разоружения, запрещения таких видов военных действий, как интервенция, блокада, военная оккупация чужой территории, чужих портов и т. д.

Приводя все недостатки пакта Бриана — Келлога, Советский Союз оказался первым из участников, ратифицировавшим Парижский договор. СССР выступил также за то, чтобы участниками пакта стали Польша, Литва, Латвия, Эстония, Румыния и Финляндия.

Парижский договор вошел в силу 24 июля 1929 года. В разное время его нарушали все 15 стран-участниц пакта. Однако главная, на наш взгляд, причина, почему об этом договоре частенько забывают — это начавшаяся через 11 лет после его подписания Вторая мировая война. Она перечеркнула имеющееся в нем здоровое ядро. Но не будем забывать, что именно этот договор во многом послужил правовой основой для проведения международного трибунала над нацистскими военными преступниками.

Читайте также:

Добавьте «Правду.Ру» в свои источники в Яндекс.Новости или News.Google, либо Яндекс.Дзен

Быстрые новости в Telegram-канале Правды.Ру. Не забудьте подписаться, чтоб быть в курсе событий.

Источник

Пакт бриана келлога это договор о об

ДОГОВОР
об отказе от войны в качестве орудия
национальной политики*

* Договор вступил в силу на основании Протокола от 9 февраля 1929 года. СССР присоединился к настоящему Договору 29.08.1928 года. Договор вступил в силу для СССР 27.04.1929 года.

Президент Германского Государства, Президент Соединенных Штатов Америки, Его Величество Король Бельгийцев, Президент Французской Республики, Его Величество Король Великобритании, Ирландии и британских территорий за морями, Император Индии, Его Величество Король Италии, Его Величество Император Японии, Президент Польской Республики, Президент Чехословацкой Республики,

глубоко сознавая лежащий на них торжественный долг развития благополучия человечества;

убежденные, что наступил момент приступить к откровенному отказу от войны, как орудия национальной политики, дабы мирные и дружественные отношения, существующие ныне между их народами, могли сделаться постоянными;

уверенные, что всякие изменения в их взаимных отношениях должны изыскиваться лишь в мирных средствах и осуществляться закономерно и мирно и что всякая подписавшаяся держава, которая впредь стала бы пытаться развивать свои национальные интересы, прибегая к войне, должна быть лишена преимуществ, вытекающих из настоящего Договора;

надеясь, что воодушевленные их примером все другие нации мира присоединятся к этим гуманитарным усилиям и, присоединившись к настоящему Договору, как только он вступит в силу, дадут своим народам возможность воспользоваться его благодетельными постановлениями, объединяя таким образом цивилизованные нации мира в общем отказе от войны, как орудия их национальной политики,

решили заключить Договор и с этой целью назначили в качестве своих подлежащих уполномоченных, а именно:

Президент Германского Государства:

Г. Доктора Густава Штреземана, министра иностранных дел;

Президент Соединенных Штатов Америки:

Почтенного Франка Б. Келлога, государственного секретаря;

Его Величество Король Бельгийцев:

Г. Поля Гиманса, министра иностранных дел, государственного министра;

Президент Французской Республики:

Г. Аристида Бриана, министра иностранных дел;

Его Величество Король Великобритании, Ирландии и британских владений за морями, Император Индии:

За Великобританию и Северную Ирландию и все части Британской Империи, которые не являются самостоятельно членами Лиги Наций:

Достопочтенного лорда Кэшендена, Канцлера Герцогства Ланкастерского, временно исполняющего обязанности статс-секретаря по иностранным делам;

За Доминион Канаду:

Достопочтенного Виллиама Лаиона Мэкензи Кинг, премьер-министра и министра внешних дел;

За Австралийский Коммонвельс:

Почтенного Александра Джона Мк Лаклана, члена Федерального исполнительного совета;

За Доминион Новую Зеландию:

Почтенного сэра Христофера Джемса Парра, Верховного комиссара Новой Зеландии в Великобритании;

За Южно-Африканский Союз:

Почтенного Джакобуса Стефануса Смита, Верховного комиссара Южно-Африканского Союза в Великобритании;

За Свободное Ирландское Государство:

Г. Виллияма Томаса Косгрэва, Председателя Исполнительного совета;

Достопочтенного лорда Кэшендена, Канцлера Герцогства Ланкастерского, временно исполняющего обязанности статс-секретаря по иностранным делам;

Его Величество Король Италии:

Графа Гаэтано Манцони, своего Чрезвычайного и Полномочного посла в Париже;

Его Величество Император Японии:

Графа Ушида, Члена Тайного Совета;

Президент Польской Республики:

Г. А. Залесского, министра иностранных дел;

Президент Чехословацкой Республики:

Г. Доктора Эдуарда Бенеша, министра иностранных дел;

которые после обмена своими полномочиями, признанными в доброй и надлежащей форме, согласились о нижеследующих статьях:

Высокие Договаривающиеся Стороны торжественно заявляют от имени своих народов по принадлежности, что они осуждают обращение к войне для урегулирования международных споров и отказываются от таковой в своих взаимных отношениях, в качестве орудия национальной политики.

Высокие Договаривающиеся Стороны признают, что урегулирование или разрешение всех могущих возникнуть между ними споров или конфликтов, какого бы характера или какого бы происхождения они не были, должно всегда изыскиваться только в мирных средствах.

Настоящий Договор будет ратифицирован Высокими Договаривающимися Сторонами, указанными во вступительной части, в соответствии с требованиями их конституций по принадлежности, и он войдет в силу между ними, как только все ратификационные грамоты будут сданы на хранение в Вашингтоне.

Настоящий Договор, как только он будет введен в действие, как то предусмотрено в предыдущем разделе, останется открытым так долго, как это потребуется для присоединения к нему всех других держав мира. Каждая грамота о присоединении державы будет сдана на хранение в Вашингтоне, и Договор немедленно после этой сдачи на хранение, вступит в силу между державой, объявившей таким образом о своем присоединении, и другими договаривающимися державами.

Правительству Соединенных Штатов будет надлежать снабдить каждое Правительство, указанное во вступительной части, и всякое Правительство, которое присоединится впоследствии к настоящему Договору, заверенной копией названного Договора и каждой грамоты о ратификации или о присоединении. Правительству Соединенных Штатов будет надлежать, равным образом, сообщать телеграфно названным Правительствам о каждой грамоте о ратификации или о присоединении, немедленно после сдачи на хранение.

В удостоверение чего, подлежащие уполномоченные подписали настоящий Договор, составленный на французском языке и на английском языке, причем оба текста имеют равную силу, и приложили к нему свои печати.

Учинено в Париже, двадцать седьмого августа тысяча девятьсот двадцать восьмого года.

Удостоверяется, что это есть верная копия подписанного подлинника, сданного на хранение Правительству Соединенных Штатов Америки.

Государственный секретарь
Соединенных Штатов Америки
Франк Б.Келлог

Источник

Пакт Бриана — Келлога

Пакт Бриана — Келлога

Пакт Бриана — Келлога (Парижский пакт) — договор об отказе от войны в каче­стве орудия национальной политики; получил название по имени инициаторов — министра иностранных дел Франции А. Бриана и госсекретаря США Ф. Келлога. Подписан 27.8.1928 в Париже представителями США, Франции, Великобритании, Германии, Италии, Бельгии, Канады, Австралии, Новой Зеландии, ЮАС, Ирландии, Индии, Польши, Чехословакии, Японии. Позже к пакту присоединились СССР и ещё 48 государств. Пакт вступил в силу 24 июля 1929 года.

К концу 1938 г. к пакту присоединились 63 государства, т.е. почти все существовавшие к этому времени страны.

Пакт стал одним из правовых оснований для Нюрнбергского процесса, на котором руководителям нацистской Германии было предъявлено обвинение в нарушении Пакта.

Литература

Ссылки

Пакт Бриана — Пакт Бриана Келлога (Парижский пакт) договор об отказе от войны в каче­стве орудия национальной политики; получил название по именам инициаторов министра иностранных дел Франции А. Бриана и госсекретаря США Ф. Келлога. Подписан… … Википедия

Пакт Келлога — Пакт Бриана Келлога (Парижский пакт) договор об отказе от войны в каче­стве орудия национальной политики; получил название по имени инициаторов министра иностранных дел Франции А. Бриана и госсекретаря США Ф. Келлога. Подписан 27.8.1928 в Париже… … Википедия

ПАКТ — (от лат. pactum договор, соглашение) одно из наименований международного договора (напр., пакт Бриана Келлога 1928 г.) … Юридический словарь

пакт — (от лат. pactum договор, соглашение) одно из наименований международного договора (напр., пакт Бриана Келлога 1928 г.). * * * (от лат. pactum договор; англ. pact) 1) в римском праве: а) специальный тип договоров, защищавшихся только преторским… … Большой юридический словарь

КЕЛЛОГА-БРИАНА ПАКТ — 1928 (Парижский пакт), об отказе от войны как орудия национальной политики; подписан 27 августа в Париже 15 государствами (Франция, США, Германия, Великобритания, Япония и др.). Назван по имени его инициаторов французского министра иностранных… … Энциклопедический словарь

Келлога-Бриана пакт 1928 — (Парижский пакт) об отказе от войны как орудия национальной политики; подписан 27 августа в Париже 15 государствами (Франция, США, Германия, Великобритания, Япония и др.). Назван по имени его инициаторов французского министра иностранных дел А.… … Политология. Словарь.

КЕЛЛОГА — БРИАНА пакт 1928 (Парижский пакт) об отказе от войны как орудия национальной политики; подписан 27 августа в Париже 15 государствами (Франция, США, Германия, Великобритания, Япония и др.). Назван по имени его инициаторов французского министра… … Большой Энциклопедический словарь

КЕЛЛОГА-БРИАНА ПАКТ 1928 — (Парижский пакт), международное соглашение. Подписан 27 августа в Париже представителями 15 государств (Франция, США, Германия, Великобритания, Япония и др.). Назван по имени его инициаторов французского министра иностранных дел А. Бриана и… … Русская история

Источник

Табу на войну

Вместе с тем именно Пакт Бриана-Келлога демонстрирует проблематику права войны в международных отношениях. Пакт является историческим результатом Первой мировой войны. Является ли он актуальным сегодня, спустя почти 100 лет? Значение Пакта Бриана-Келлога имеет смысл рассмотреть в трех аспектах: политическом, юридическом и этическом.

Этический аспект права войны основывается на идеологии, полагающей войну справедливой, объективно необходимой: «Если особенные воли (государства) не приходят к соглашению, спор между государствами может быть решен только войной». Самое существование государства обусловлено войной с внешними и внутренними силами. Сторонниками такого подхода были Гераклит, Платон, Гегель, Маркс, Клаузевиц. В настоящее время милитаристских воззрений придерживается Ч. Тилли.

Милитаристской идеологии противостоит пацифизм, основанный сегодня на идеях христианской и буддийской религий. Суть пацифизма выражается в важнейшей христианской заповеди «не убий».

В качестве противопоставления пацифизма милитаризму этическое значение Договора об отказе от войны в качестве орудия национальной политики велико. Первая мировая война как символ идеи милитаризма в мировом масштабе закончилась разочарованием, депрессиями душевной и экономической. Именно в 20-е годы XX века получили наибольшее развитие идеи осуждения войны, ненависти к насилию. Они проникли в государственные отношения. Пакт Бриана-Келлога 1928 года стал символом идеи пацифизма, которым на право войны было наложено табу.

В наше время официальный представитель США Джен Псаки, комментируя ситуацию на Украине в 2014 году, неоднократно заявляла о праве киевских властей на применение армии против населения Юго-Востока страны[3]. Автору не удалось обнаружить политических действий других стран против данных заявлений. Следует признать, что политическое право на войну сегодня процветает.

Юридический аспект права на войну, находясь во взаимосвязи с этическим и политическим, вобрал в себя все вызванные этим обстоятельством противоречия. Если говоря о праве на войну в этическом и политическом смыслах, выражение «право на войну» было использовано скорее как оборот речи, юридический аспект подразумевает оценку права в его собственном, узко-специальном значении.

Для начала следует определиться с природой права в ее соотношении с этикой, моралью, политикой. Этика, мораль, политика и право устанавливают нормы поведения. Этим явлениям присущи черты социальности, нормативности, неперсонифицированности, объективности. Отличие права состоит в таких признаках, как обязательность, формализованность, институциональность, процедурность.

С учетом вышеназванных признаков права имеется неоднозначная оценка Пакта Бриана-Келлога. Одна позиция основывается на оценке этого документа как несомненного источника международного права, что подтверждается его применением Международным трибуналом во время Нюрнбергского и Токийского процессов[4]. Существует и другая позиция, изложенная Дж. Финчем. Согласно его взглядов, Пакт Бриана-Келлога не мог быть применен в Нюрнбергском и Токийском процессах в качестве источника права, поскольку не содержит в своей структуре санкции, определяющей агрессию против других государств в качестве преступления[5]. При этом следует отметить, что и сторонники первой позиции признают, что с точки зрения юридической техники Пакт составлен не безупречно[6].

С точки зрения юридической техники право системно. На уровне правовой нормы право структурируется на несколько элементов. Норма права состоит из гипотезы (определение круга лиц, которым адресована норма, а также обстоятельств, при которых она реализуется), диспозиции (само правило поведения, выраженное в определении обязанностей и прав сторон правоотношений), санкции (указание на меры принуждения за нарушение диспозиции). Каждый из названных элементов имеет в структуре правовой нормы свое место и играет особую роль, вследствие чего, по справедливому суждению, сложившемуся в юридической науке, без гипотезы норма бессмысленна, без диспозиции немыслима, без санкции бессильна.

Пакт Бриана-Келлога оформлен как международный договор, признаваемый источником права. Таким образом, он должен обладать структурой, характерной для правовой нормы.

Специфика международных договоров состоит в том, что по кругу лиц их действие распространяется только на участвующие стороны. В Пакте участвует 63 страны. Гипотеза нормы полностью оформлена. Вместе с тем для остальных стран такой международный договор не имеет юридического значения.

Диспозиция Пакта Бриана-Келлога состоит из трех статей. В первой статье осуждается обращение к войне для урегулирования международных споров и декларируется отказ от таковой в своих взаимных отношениях, в качестве орудия национальной политики. В соответствии со второй статьей стороны обязуются изыскивать только мирные средства для урегулирования или разрешения всех могущих возникнуть между ними споров или конфликтов. Третья статья содержит заключительные положения, определяющие порядок хранения экземпляров договора, присоединения к нему новых участников, порядок вступления в силу. Таким образом, договор содержит определенную диспозицию.

Однако диспозиция Пакта самим текстом договора не ограничивается. Еще одной спецификой международного договора являются оговорки. Франция в ноте от 14. VII 1928 сделала оговорки, касающиеся права на самозащиту, а равно права на выполнение обязательств статута Лиги наций, Локарнского договора и договоров о нейтралитете. В свою очередь Германия, Италия и Япония также сделали различные оговорки. В результате мы видим, что правило безусловного отказа от войны не действует даже для всех сторон договора.

Таким образом, санкция, относящаяся к структуре Пакта Бриана-Келлога как правовой нормы, сама содержится не правовой норме, а в документе, служащим вспомогательным средством для ее определения.

В результате следует признать, что формально-юридически Пакт Бриана-Келлога не имеет признаки правовой нормы и, соответственно, сам по себе не является источником международного права. В этом смысле наша позиция приближается ко взглядам Дж. Финча, который не увидел юридической силы за исследуемым Пактом. Однако мы полагаем, что данная позиция представляет собой неполную оценку юридического значения Пакта.

— Декларация об агрессивных войнах, принятая 24 сентября 1927 г. на XIII сессии Ассамблеи Лиги наций[8];

— приговоры Международного трибунала по результатам Нюрнбергского процесса;

— Устав Организации Объединенных Наций, 1945 года[9];

— Манильская декларация о мирном разрешении международных споров, 1982 года[10];

— Декларация о предотвращении и устранении споров и ситуаций, которые могут угрожать международному миру и безопасности, 1988 года[11];

— Декларация о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций, 1970 года [12];

— Декларация об усилении эффективности принципа отказа от угрозы силой или ее применения в международных отношениях, 1987 года[13].

В совокупности и взаимосвязи эти акты составляют правовую норму, обладающую гипотезой, диспозицией и санкцией.

Кругом лиц, которым адресованы названные акты международного права, являются члены Организации Объединенных Наций, а также государства, хотя и не являющиеся членами ООН, однако подписавшие соответствующие соглашения. Исполнение этих актов реализуется посредством деятельности Организации Объединенных Наций. Таким образом, гипотеза налицо.

Диспозиция представляется уже более определенной, чем содержащаяся в Пакте Бриана-Келлога. Если Пакт Бриана-Келлога лишь декларирует отказ от войны, то в совокупности вышеназванные акты содержат правовой механизм, способствующий реализации этой декларации.

Во-первых, Декларация об агрессивных войнах, 1927 года, приговоры Международного трибунала по результатам Нюрнбергского процесса, Декларация о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций, 1970 года, называют агрессивную войну преступлением.

Во-вторых, названы обязанности государств, способствующие мирному сосуществованию. Декларация о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций называет следующие обязанности:

— воздерживаться в международных отношениях от угрозы силой или ее применения как против территориальной целостности или политической независимости любого государства, так и каким-либо иным образом, несовместимым с целями Организации Объединенных Наций;

— разрешать свои международные споры мирными средствами таким образом, чтобы не подвергать угрозе международный мир, безопасность и справедливость;

-не вмешиваться в дела, входящие во внутреннюю компетенцию любого другого государства;

— сотрудничать с другими государствами;

— уважать право народов свободно определять без вмешательства извне свой политический статус и осуществлять свое экономическое, социальное и культурное развитие;

— способствовать суверенному равенству государств;

— воздерживаться от пропаганды агрессивных войн;

— добросовестно выполнять обязательства, принятых государствами в соответствии с Уставом ООН.

Приведенные обязанности сформулированы в качестве принципов.

В-третьих, определены органы и должностные лица, обеспечивающие реализацию запрета на агрессивные войны, их компетенция. Такими органами являются Организация Объединенных Наций, Совет Безопасности ООН, Международный Суд, Генеральный секретарь ООН.

В-четвертых, приведены механизмы разрешения конфликтов, призванные заменить войну. В соответствии с Декларацией о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций государства должны в соответствии с этим стремиться к скорейшему и справедливому урегулированию своих международных споров путем переговоров, обследования, посредничества, примирения, арбитража, судебного разбирательства, обращения к региональным органам или соглашениям, или иными мирными средствами по своему выбору.

Таким образом, в совокупности и во взаимосвязи акты международного права имеют сформированную диспозицию.

Наконец, сформулированы и санкции. Традиционно они подразделяются на политические и экономические. Так, после Второй мировой войны политические санкции были применены к Германии. Они включали: оккупацию территории Германии, взятие союзниками на себя верховной власти, отторжение части территории. Юридическим основанием таких действий была ответственность Германии за развязывание и преступное ведение агрессивной войны. В настоящее время политические санкции применяются против государства, нарушившего нормы международного права (совершившего агрессию, проводящего политику расизма, геноцида, апартеида), осуществляются по решению Совета Безопасности и могут включать демонстрацию, блокаду и другие операции воздушных, морских и сухопутных сил государств – членов ООН (Устав ООН, ст. 42). К политическим санкциям также относятся: приостановление осуществления прав и привилегий, принадлежащих государству как члену ООН (ст. 5); исключение из ООН за систематическое нарушение принципов Устава ООН (ст. 6); исключение из ООН за финансовую задолженность (ст. 19); разрыв дипломатических, торговых и иных отношений (ст. 41) и др. Санкции могут предусматривать и принудительные меры, применяемые отдельным государством в ответ на действия другого государства, так называемые реторсии и репрессалии.

На основании изложенного, можно определить действительное значение Пакта Бриана-Келлога. Этическое значение Пакта состоит в провозглашении на весь мир идеи пацифизма, солидарность с этой идеей множества государств. Юридическое значение Пакта как самостоятельного нормативного правового акта невелико. Будучи написанным с нарушениями юридической техники, оно имело низкие шансы на реализацию. Однако Пакт Бриана-Келлога не должен рассматриваться изолированно от других актов международного права, принятых в отношении агрессивной войны. В совокупном и взаимосвязанном значении Пакт Бриана-Келлога представляет собой элемент правового механизма, способствующего реализации запрета на агрессивную войну. В политическом значении Пакт Бриана-Келлога не обеспечивает реализацию заявленной в нем цели. Фактически войн не стало меньше. Возможно, виной тому, в том числе, недостаточная определенность самого Пакта, разобщенность международных правовых актов в этой сфере. Этот недостаток порождает возможность двоякового толкования, спекулирования терминами и, соответственно, позволяет избегать ответственности за нарушение запрета на войну.

[1] См. Международное право. Общая часть: учебник / Г.Я. Бакирова, П.Н. Бирюков, Р.М. Валеев и др.; отв. ред. Р.М. Валеев, Г.И. Курдюков. М.: Статут, 2011 / Консультант плюс.

[2] Серебрянников В.В. Социология войны. М. 1997. С. 13.

[3] См., например: РИА Новости от 27 мая 2014 г. // http://ria.ru/world/20140527/1009624879.html#ixzz36f8QSUgz; Russia Today от 7 июля 2014 г. // http://russian.rt.com/article/39789#ixzz36s9xQFt8

[4] Нюрнбергский процесс над главными немецкими военными преступниками. Сборник материалов в семи томах», т. 7, Госюриздат, М., 1957, С. 367

[5] G. Finch. The Nuremberg trial and International Law («American Journal of Inter­national Law», 1947, № 1, p. 26).

[7] «Нюрнбергский процесс», т. 7, с. 366.

[8] «Гарантии безопасности по Статуту Лиги наций» изд. НКИД, М., 1937, с. 213.

[10] Резолюция 37/10 Генеральной Ассамблеи от 15 ноября 1982 г.

[11] Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН 43/51 от 5 декабря 1988 г.

[12] Резолюция 2625 (XXV) Генеральной Ассамблеи от 24 октября 1970 г.

[13] Резолюция 42/22 Генеральной Ассамблеи от 18 ноября 1987 г.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *