отношение чацкого к обществу фамусова
Отношения между Чацким и фамусовским обществом можно представить в таблице.
Народ бесправен, их распродают те, кому они предано служили: «…на них он выменил борзые три собаки», «…распроданы поодиночке».
Прислуга – это низшая часть людей, их можно оскорблять, ругать, унижать: «Ты, Филька, ты прямой чурбан … ленивую тетерю»
«В работу вас, на поселенье вас»
Чацкий готов служить, но только «делу», а «не лицам».
Идеальным считает жизнь знати, в богатстве, при дворце:
«…не то на серебре, на золоте едал; сто человек к услугам; Весь в орденах…»
«Что за тузы в Москве живут и умирают», «…с ключом и сыну ключ умел доставить».
Новый век более просвещенный, он позволяет мыслить думать, рассуждать, строить свою судьбу. Это радует Чацкого: «Вольнее всякий дышит и не торопится вписаться в полк шутов».
Учение для Фамусова и его общества – это страшная чума, которая нарушает устои дворянства, Фамусов против книг, особенно в воспитании дочерей: «Ученье – вот чума, ученость – вот причина, что нынче, пуще, чем когда, Безумных развелось людей, и дел, и мнений». «Ей сна нет от французских книг, а мне от русских больно спится». Ярко характеризует отношение фраза:«Забрать все книги бы да сжечь».
Чацкий уходит со службы: «Служить бы рад, прислуживаться тошно». Он не может сгибаться и притворяться: «Как тот и славился, чья чаще гнулась шея». Смешно юноше наблюдать рвение к чину:«…Стучали об пол не жалея!»
Фамусов любит подхалимов, любитель прислуживать: «Когда же надо подслужиться, и он сгибался в перегиб»
Считает, что в России излишнее увлечение всем иностранным, уходит на задний план исконно русское: «Воскреснем ли когда от чужевластья мод?»
Иностранцы – это особый народ. Им рады, для них всегда открыты двери.
Чацкий не ставит на первый план достаток, для него важен сам человек, его ум и умение общаться.
Богатство – это самое главное, что должно быть у жениха дочери Троекурова, хорошо бы иметь сына с «орденком в петличке».
Любовь не выдерживает разлуки: «…любви конец, кто на три года вдаль уедет».
Семья – это члены одного социального круга: «Что по отцу и сыну честь».
Умный человек не ищет «теплого» места, повышения чина. Он увлечен науками, нравится познавать все новое. Сам Бог возбуждает в нем «…жар к искусствам творческим, высоким и прекрасным…».
Ум нужен для службы, движения верх по карьерной лестнице. Умный – деловой. Разумные, но нищие не могут быть приняты в дворянскую семью: «Пускай себе разумником слыви, а в семью не включат…здесь еще и дорожат дворянством».
Сравнительная характеристика Чацкого и фамусовского общества — героев комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»
Представителем таких дворян в комедии «Горе от ума» является Александр Андреевич Чацкий. Он представляет «век нынешний», то есть прогрессивно мыслящих людей, которых пока в дворянском обществе не так много. «Век минувший» в комедии Грибоедова представлен в лице фамусовского общества (так принято называть группу лиц: самого Фамусова, его домашнее окружение и гостей этого барина).
Взгляды Чацкого и фамусовского общества на жизнь
По всем важным вопросам жизни общества у представителей «века минувшего» и «века нынешнего» суждения противоположны.
Отношение к богатству, чинам, службе
Чацкий понимает, что, по мнению представителей «века минувшего», женихи для их дочерей должны «с именьем быть и в чине» (действие 1, явление 7). Он в своём монологе «А судьи кто. » отмечает, что некоторые «отечества отцы» «грабительством богаты» и «защиту от суда в друзьях нашли, в родстве» (действие 2, явление 5).
Служба для представителей фамусовского общества — это лишь источник благосостояния и почёта. Например, Фамусов со служебными делами разбирается просто: «Обычай мой такой: //Подписано, так с плеч долой» (действие 1, явление 4).
Ради получения чинов и повышения по службе многие унижаются перед вышестоящими людьми. Таков был, например, дядя Фамусова Максим Петрович, который, несмотря на свою важность, «сгибался вперегиб», чтобы «подслужиться» к вышестоящим особам. Этот Максим Петрович добился важного места тем, что насмешил императрицу тем, что оступился и упал, да не один раз, а три раза (последние два — уже нарочно). Этот пример Фамусов привёл после слов Чацкого: «Служить бы рад, прислуживаться тошно» (действие 2, явление 2). Фамусов считает, что на службе не нужно быть «гордецом», что перед начальством следует пресмыкаться, чтобы получить выгоду.
Секретарь Фамусова Молчалин тоже считает, что нужно угождать начальнику, и, на всякий случай, угождает даже всем в его окружении, точно следуя завещанию своего отца.
Полковник Скалозуб, которого Фамусов прочит в женихи дочери, богат и добился высокого чина, так как знает, «чтоб чины добыть, есть многие каналы…» (действие 2, явление 5).
Чацкий, в отличие от представителей фамусовского общества, считает, что служить нужно «делу, а не лицам» (действие 2, явление 2), на благо Отечества, а не для накопления богатства любыми путями.
Отношение к кумовству, протекции
В фамусовском обществе «по отцу и сыну честь». Добившийся служебных высот Фамусов пристраивает к себе на службу родственников, не обращая внимания на их деловые качества. Он говорит Скалозубу: «При мне служа́щие чужие очень редки; //Всё больше сестрины, свояченицы детки; //Один Молчалин мне не свой, //И то затем, что деловой. //Как станешь представлять к крестишку ли, к местечку, //Ну как не порадеть родному человечку. » (действие 2, явление 5).
Молчалин, который тоже относится к фамусовскому обществу, не надеется на одни свои деловые качества. Чтобы в будущем продвинуться по карьерной лестнице, он заводит знакомства с влиятельными дамами, например, с «известной» Татьяной Юрьевной, имеющей «полезных» родных и друзей. Молчалин говорит Чацкому: «…частенько там // мы покровительство находим, где не метим» (действие 3, явление 3).
Чацкий не одобряет подобный образ действий, но понимает, что Молчалин «дойдёт до степеней известных».
Отношение к подражанию иностранцам
Гости Фамусова копируют наряды и повадки заезжих иностранцев и французских модисток. Русские господа изъясняются на смеси «французского с нижегородским». На балу в доме Фамусова гости немеют от восторга, слушая «французика из Бордо». Это недостойное раболепие перед чужим и презрение к своему с величайшей страстью разоблачает Чацкий. Он желает, чтобы господь истребил «дух пустого, рабского, слепого подражанья», чтоб русский народ хотя бы по языку господ «не считал за немцев».
Отношение к образованию, просвещению
Мода на всё иностранное в светском обществе дошла до того, что даже воспитание и образование своих детей светские люди доверяли весьма сомнительным педагогам-иностранцам — «числом поболее, ценою подешевле», как насмешливо говорит Чацкий. Это неудивительно, ведь хорошее образование фамусовское общество не интересует, а очень пугает.
«Ученье — вот чума, учёность — вот причина, //Что нынче пуще, чем когда, //Безумных развелось людей, и дел, и мнений», — уверен Фамусов (действие 3, явление 21). Следующая его реплика по этому поводу: «Уж коли зло пресечь: //Забрать все книги бы да сжечь».
Чацкий с горечью говорит, что если какой-нибудь молодой человек увлечётся науками или искусством, тотчас в обществе он прослывёт опасным человеком, мечтателем.
Отношение к московским нравам и времяпрепровождению
Основные интересы и занятия людей фамусовского общества — это «обеды, ужины и танцы», во время которых они приятно проводят время, подыскивают для дочерей выгодных женихов, протекцию для сыновей, сплетничают.
Жизнь фамусовской Москвы, несмотря на внешнюю суету, очень однообразна. После трёх лет отсутствия Чацкий видит прежнюю московскую затхлую жизнь: «Что нового покажет мне Москва? //Вчера был бал, а завтра будет два».
Фамусов же в восторге от московских нравов: «Решительно скажу: едва //Другая сыщется столица, как Москва» (действие 2, явление 5). Он говорит о хлебосольстве московских жителей, о том, что на них «есть особый отпечаток».
Отношение к крепостному праву
Но, конечно, Чацкий относится к ним не так, как Хлёстова и другие. Хлёстова относится к крепостной «арапке-девке» (которую купил для неё на ярмарке Загорецкий), как к собачке.
В монологе «А судьи кто?» Чацкий с негодованием говорит о неком знатном человеке, выменявшем своих преданных слуг, не раз спасавших его жизнь и честь «в часы вина и драки», на трёх борзых собак. Он осуждает и другого крепостника, который забрал из семей множество детей для крепостного балета. Красоте этих маленьких артистов дивилась вся Москва, но, в конце концов, они были поодиночке их владельцем распроданы.
Идеалы Чацкого и фамусовского общества
Мораль и идеалы фамусовского общества состоят в умении «подслужиться», чтобы занять высокое положение в обществе и пользоваться всеми подобающими этому положению привилегиями. Главное качество, ценимое в светском обществе: умение достичь богатства, успешно управляя своим именьем, и дойти на службе «до степеней известных», не останавливаясь перед безнравственными поступками.
Идеал Чацкого — свободная жизнь и служба на пользу не себе, а Отечеству. Для этого, по его мнению, в стране нужны преобразования. Люди, подобные Чацкому, стремились к свободе личной и общественной, к идеалам просвещения, образования и подлинной национальной культуры.
Сравнительная характеристика Чацкого и фамусовского общества (таблица)
Взгляды на жизнь | Чацкий | Фамусовское общество |
Отношение к богатству, чинам, службе | Служить нужно «делу, а не лицам», на благо Отчизны, а не для обогащения любыми путями. | Богатство — главное в жизни представителей фамусовского общества. Повышение в чинах и продвижение по службе нужны для ещё большего обогащения. |
Отношение к кумовству, протекции | К протекции и кумовству относится отрицательно, но понимает, что благодаря им, в основном, и добиваются высоких чинов. | Пристраивание на службу по родству, а не по деловым качествам. Старание продвинуться по карьерной лестнице путём протекции. |
Отношение к подражанию иностранцам | Противник «рабского, слепого подражанья» иностранцам. Желает, чтобы русский народ «не считал за немцев» своих господ, плохо изъясняющихся на родном языке. | Подобострастное отношение ко всему иностранному, презрение к русской культуре. |
Отношение к образованию, просвещению | Мечтает, чтобы людей просвещали и давали образование хорошие учителя, а не «учителей полки //Числом поболее, ценою подешевле». | Отрицательное отношение к хорошему образованию, наукам. Доверяют воспитание и образование своих детей иностранным проходимцам. |
Отношение к московским нравам и времяпрепровождению | Для Чацкого затхлая московская жизнь с её старыми предрассудками скучна. | Однообразная светская жизнь с её балами, обедами, ужинами очень однообразна, но представителям фамусовского общества она по нраву. Им нравится беззаботное времяпрепровождение. |
Отношение к крепостному праву | С негодованием относится к тем дворянам, которые своих крепостных не считают за людей. | Люди фамусовского общества относятся к крепостным как к низшим существам, не имеющим души. |
Вывод
В комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» представитель «века нынешнего» Чацкий один противостоит представителям «века минувшего». Но таких людей, как главный герой грибоедовской комедии, в России было уже не мало. Чтобы показать это, автор ввёл в своё произведение таких внесюжетных персонажей как двоюродный брат Скалозуба, не пожелавший продолжать военную карьеру, поселившийся в деревне и начавший читать ниги. К таким людям относится и племянник княгини Тугоуховской князь Фёдор, химик и ботаник, не желающий добиваться чинов.
Стремление служить «делу, а не лицам», путешествия, жизнь в деревне, чтение книг — всё это возмущает фамусовское общество. Поэтому Чацкий и его единомышленники для представителей фамусовского общества — «опасные люди», «карбонарии», по словам Фамусова.
Чацкий и подобные ему люди вырвались из паутины предрассудков и обычаев дворянской среды и стремятся приблизить начало преобразований в стране.
Чацкий и Фамусов – два главных героя единственной комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума». Каждый из них представляет свою часть общества, которое разделилось на приверженцев консерватизма и сторонников нового уклада жизни.
В данной статье приводится анализ поведения героев, дается не только описание с использованием цитат из оригинального текста, но и выясняется, чем отличаются друг от друга герои и есть ли между ними что-то общее.
Сравнительная характеристика Чацкого и Фамусова
Сам автор подчеркнул, что в его произведении лишь одного персонажа можно назвать здравомыслящим человеком.
Это Александр Андреевич Чацкий, в уста которого Грибоедов вложил собственные убеждения. Он «умён, остёр, красноречив». Остальные, по мнению писателя, слишком глупы, чтобы быть его оппонентами.
Однако при детальном анализе можно заметить, что его главный противник – Фамусов – не так уж глуп, как кажется. Помещик защищает свои устои, «пример отца», свой «век минувший», в котором ему было комфортно.
Суть общественного конфликта
Основная причина столкновения двух героев – их абсолютно противоположные идеологии. Фамусов представляет «век минувший», он не желает отказываться от своих норм и понятий.
Всё новое ему кажется диким, враждебным, угрожающим его беззаботному существованию.
Чацкий же активно вступает за кардинальные изменения сложившихся устоев. Он за просвещение, за свободу личности, за жизнь, в которой ценится сам человек, а не его положение в обществе.
Поведение
Чацкий не боится иметь своё мнение, высказывать и отстаивать его. Такое поведение Фамусову кажется недопустимым.
Фамусовское окружение тоже не готово к резким жизненным переменам. Они считают молодого вольнодумца опасным для общества, пускают слух о его сумасшествии и выживают из Москвы.
Развязка любовной линии сюжета показывает Чацкому истинное лицо представителей «сливок общества». Он прекращает бессмысленную борьбу с невежеством, подлостью и уезжает.
Взгляды
Взгляды Чацкого и Фамусова, хороши описанные в таблице, расходятся практически в отношении всех сфер человеческой жизни. Помещик упорно не хочет отказываться от своих убеждений и в отношении дочери придерживается таких же методов воспитания, через которые прошёл сам.
Понимание слова «ум»
Для Чацкого умный человек это тот, который «не требуя ни мест, ни повышенья в чин, // В науки …вперит ум, алчущий познаний».
В понимании Фамусова ум – это способность хорошо устроиться в жизни.
Умный, мужественный, благородный, честный молодой человек.
О характере Фамусова нелестно отзывается даже его дочь. Автор показывает его как глубоко консервативного, ярого крепостника, уважающего только знатных и богатых людей.
Чацкий ценит людей не за их материальное положение, а за личные качества. Ему чужды гордецы, такие качества, как обман, подлость, лицемерие. Он уважает в человеке чувство собственного достоинства, смелость в суждениях.
Отношение к богатству, чинам
Главные ценности в жизни – качества человека, его стремления, дела. Для Чацкого высокий чин или толстый кошелёк – не показатели благородства.
Чин, богатство и выгодные связи – вот приоритеты Фамусова и ему подобных.
Отношение к службе
Чацкий предпочитает служить не людям, а делу. Он переживает за будущее своей страны, своего народа. Не приемлет подхалимства ради карьеры.
Служба для представителей «фамусовщины» – это не долг перед родиной, а формальность, возможность получить чин повыше. Причём для продвижения по службе эти люди не брезгуют ничем.
Отношение к крепостному праву
Герой к крепостничеству относится отрицательно, выступает за облегчение жизни простого народа. С возмущением он описывает случай, когда людей меняли на породистых щенков.
Крепостное право – это гарантия комфортной жизни для Фамусова и его окружения. Им выгоден такой строй. Они не считают прислугу за людей.
Отношение к иностранному
Чацкий против слепого подражания чужой культуре. Он с сожалением отмечает, что повсюду «смешенье языков».
Фамусов, как и его окружение, благоговеет перед всем иностранным. Он гордится своим званием – «английского клуба почтенный член». В то же время помещики не интересуются родной культурой, пренебрегают своим языком.
Отношение к образованию
Чацкий видит благо для страны в развитии науки, искусства, в просвещении граждан.
Образование настораживает и пугает Фамусова. В чтении он не видит проку. Излишней учёностью помещик объясняет то, что «безумных развелось людей и дел, и мнений».
Занятия и времяпрепровождение
Не признаёт бессмысленного времяпрепровождения, не приносящего пользы ни душе, ни уму.
Любит праздность, мотовство, пир.
Для Чацкого идеал – свобода мысли, слова и дела, искренность в чувствах и верность правде несмотря ни на что.
Во время спора признаётся, что его идеал – дядюшка Максим Петрович, который при необходимости умел сгибаться «вперегиб».
Сравнение главных действующих лиц комедии показывает, что оба они неординарны, оба отстаивают «свою» правду. Автор через ряд монологов и диалогов раскрывает позиции своего любимого героя, он всецело на его стороне.
Не сумев вытравить «прошедшего житья подлейшие черты», Чацкий сдался. Он проиграл сражение, но ему удалось пошатнуть вековые устои, всколыхнуть общество, а это немало.
Сочинение Фамусов и Чацкий в комедии Горе от ума (столкновение и конфликт взглядов)
Одним и, пожалуй, главным конфликтом комедии «Горе от ума» А. С. Грибоедова является противостояние «века минувшего» и «века нынешнего».
Главным представителем «века минувшего» можно назвать Фамусова. Для фамусовского общества немаловажным было чужое мнение. Такие люди удаляли внимание месту в обществе, совсем забыв о нравственности. Служба была неким источником возвышения в обществе. Причем служило, а точнее прислуживало, фамусовское общество не делам, а конкретным лицам.
Идеал Фамусова – Максим Петрович. Это важный образ в произведении, так как он показывает образ жизни «века минувшего» в гиперболизированном виде. Упав перед императрицей, герой специально упал еще несколько раз, создав комичную ситуацию для публики, тем самым заслужив уважение самой императрицы. Умение «подслужиться» приносит таким людям все: от места в обществе до богатства.
Одним из немногих представителей «века нынешнего» является Чацкий. Служба для него – это выполнение долга гражданина, а не возможность улучшить свое положение. Он выступает против раболепства и подхалимства. В отличие от людей фамусовского общества, считавшими себя образованными, но на деле такими не являвшимися, Чацкий действительно образован и умен. Он вернулся из-за границы с приобретенными знаниями, с которыми хотел поделиться на Родине.
Но его идеи гуманности и нравственности оказываются ненужными для общества, поэтому он оказывается в своем роде «лишним человеком». Ведь такие люди как Чацкий могут угрожать пригретым местам людей с консервативными взглядами. Чацкий осуждает отсутствие развития и прогресса в обществе. Он обличает людей, имеющих влиятельных родственников, которым позволено почти все.
Столкновения взглядов происходят не только по вопросу о службе и образованию, также сталкиваются семейные ценности. Фамусов считает, что любовь должна строиться на деньгах, и бедные люди – не пара для его дочери. Чацкий же придерживается мнения о том, что именно качества человека являются главным критерием любви. Чувства для него важнее денег.
Несмотря на всю правильность взглядов Чацкого, он вынужден отступить из-за многочисленности «века минувшего».
Таким образом, конфликт Фамусова и Чацкого – это столкновение двух поколений, двух разных мировоззрений. И отступление Чацкого не значит его поражение. Ведь Фамусовым придется отступить, так как новое обязательно победит.
Атмосфера дома Фамусова
Может сразу показаться, что Чацкий необъективен в своих суждениях о и настоящих, он считает, что свет уже не тот, и нравы его слишком устарели. Все это обусловлено его молодостью и в некоторой степени наивностью. Конечно, Чацкий уже три года жил за границей, и теперь ему трудно понять атмосферу, царившую в доме Фамусова. Он ждал каких-то изменений. Однако, вернувшись, он понял, что светские нравы, увы, остались теми же, и людей все также почитают за чины, количество крепостных душ и деньги, а не за их ум и благородство. Теперь в некотором аспекте становится понятным, какой конфликт определяет столкновение Чацкого с обществом.
Спор поколений
С самых первых страниц произведения уже становится ясным, что в этом доме постоянно лгут. Вот только лишь ложь служанки Лизы носит некий благородный характер, так как она таким образом спасает свою хозяйку, дочку Фамусова — Софью, влюбленную в Молчалина — секретаря отца. Но, по словам ее отца, он ей не пара, так как очень беден.
Ложь Софьи тоже оправдана из-за любви к Молчалину. Но через некоторое время мы видим и ложь Молчалина, который начинает заигрывать с прислужницей Лизой. Понятно, что с Софьей он крутит роман из-за выгоды.
Но и Фамусов в этом плане не лучше, он тоже тайком волочится за служанкой Лизой. И потом в своем диалоге с гостями произнесет о себе такие слова: «Монашеским известен поведением». Грибоедов специально отводит описанию всей этой обстановки столь много времени, чтобы точнее отразить нравственную атмосферу жизни того общества.
И вот самым серьезным оппонентом старика Фамусова стал Чацкий, конфликт их противоположных взглядов на простые вещи постепенно перерастает в социально-политический. И чем дальше, тем им сложнее найти точки соприкосновения.
Чацкий и фамусовское общество. Сочинение
Фамусов — зажиточный помещик, привыкший делать все, что ему заблагорассудится, и поэтому в большей степени лишен нравственных целей. Все что его интересует в человеке, это его положение и состояние. Читать он не хочет, так как считает это занятие весьма скучным, поэтому некоторые высказывания характеризуют его как человека недалекого и поверхностного. В своих взглядах он носит консервативный характер.
Чацкий же, напротив, — человек революционный. Он не приемлет всех тех идеалов, о которых говорит Фамусов. В вопросе о том, какой конфликт определяет столкновение Чацкого с обществом, именно это и может послужить ответом. Ведь главный герой обличает самые нелицеприятные черты всего фамусовского общества, в которое входит много народа. Один из них — полковник Скалозуб — карьерист и самодовольный солдафон, перед которым заискивает Фамусов, считающий его «золотым мешком».
Следующий персонаж — это Молчалин, который угождает кротким и послушным поведением и пользуется связями людей с положением. Софья и полюбила его за мнимую скромность. Чацкий же считает его полным глупцом и пустейшим человеком, в принципе, как и всех остальных присутствующих гостей.
Вариант 2
Гончаров, говорит о том, что Чацкий является фигурой, которая определяет весь конфликт комедии в целом, и в этом нельзя не согласиться. Он полностью согласен с происходящим. Так определяется ключевая проблема произведения – возникает конфликт поколений. У каждого из них собственное восприятие мира, они по-особенному смотрят на происходящее вокруг, у каждого из них свои цели, которые они намерен достигать собственными методами и возможностями.
Такие люди не намерены лгать и приспосабливаться к окружающему миру, они не зависят от того, что о них говорят окружающие люди, отчасти завистливые. Поэтому их столкновение с общественным мнением становится неизбежным. Они постоянно сталкиваются. Именно эту проблему и поднимает Грибоедов в собственной комедии под названием «Горе от ума», она сохраняет актуальность и в наше время, ведь картина общества сохранилась и в наши дни.
При этом противодействие Чацкого, которого считают человеком достаточно мудрым и опытным, но при этом часто принимающим неправильные решения, которые ведут к разным последствиям. Ему приходится противостоять другому обществу, которое является стандартным, все привыкли жить по привычной схеме, которая становится частью фамусовской среды и общества.
Чацкий привык служить Родине в целом, он не разделает ее на отдельные лица, тогда как Фамусовское общество привыкло почитать отдельных чиновников. Да и сам Фамусов показывается автором с разных сторон, он говорит о том, что мужчина полностью против просвещения, он бы запросто сжег все книги, которые есть.
Таким образом, конфликт складывается не только на разнице поколений и мировоззрения, а еще и на том, что один из них стремиться к любой форме образования, а второй ее всеми силами отвергает. Поэтому они не могут согласиться друг с другом, они постоянно спорят, а Чацкого в целом возмущает общество, которое организовано Фамусовым из людей, которые не готовы повышать собственный уровень развития. Так возникает основной конфликт и противоречие из общества, в котором никто не может найти общий язык, ведь у них разные уровни развития и отношения к окружающему миру, а также знаниям, которые он предлагает.
Другие сочинения: ← Чацкий, Софья и Молчалин в комедии Горе от ума↑ ГрибоедовТемы и проблемы комедии Горе от ума (проблематика произведения) →
Месть
Чацкий обличает всех налево и направо, его главный критерий, по которому он всех оценивает, — это ум и духовность. Поэтому и можно себе представить, какой конфликт определяет столкновение Чацкого с обществом.
Месть хладнокровного глупого не заставила себя ждать. Чацкий выступал против крепостного права и был носителем передовых идей — образования и Он хотел обновлений и оздоровления социума, но этого не произошло. И вот наступает предчувствие разрыва Чацкого с обществом, и его объявляют сумасшедшим. Униженный и оскорбленный, он в ужасе покидает этот проклятый дом и Москву.
В комедии «Горе от ума» две сюжетные линии. Первая связана с развитием отношений в любовном треугольнике Чацкий-Софья-Молчалин. Вторая, более глубокая – общественно-политическая – заключается в столкновении нравов и порядков «века нынешнего» и «века минувшего».
Так, олицетворением «века нынешнего» в комедии практически единолично выступает вернувшийся в Москву Александр Андреевич Чацкий. Но одиночество Чацкого в фамусовском обществе лишь кажущееся. Кроме него, есть еще ряд внесценических героев: племянник княгини Тугоуховской Федор, изучающий химию и биологию, двоюродный брат Скалозуба, оставивший службу и уехавший в деревню читать книги, а также друзья Чацкого, о которых тот вскользь упоминает. Зато представителями «века минувшего» пьеса действительно изобилует. Литературоведы, как правило, объединяют их под общим названием «фамусовское общество». Это персонажи с «говорящими» именами и фамилиями – в первую очередь, сам Фамусов, а также Софья, Молчалин, Скалозуб, Хлестова, Загорецкий, Репетилов, семья Тугоуховских, Горичи, Хрюмины. Они зависимы от мнения окружающих и страдают галломанией – преклонением перед всем французским и вообще иностранным. Выразители взглядов «века минувшего» не видят никакого прока в просвещении, зато гонятся за чинами и знают, как их достичь.
Словно смерч, врывается Чацкий в монотонную жизнь дома Фамусова. Герой сразу замечает, что пока он получал новые знания и впечатления во время своего путешествия, в сонной Москве жизнь текла по-старому:
Что нового покажет мне Москва? Вчера был бал, а завтра будет два. Тот сватался – успел, а тот дал промах, Все тот же толк, и те ж стихи в альбомах.
Монологи Чацкого в комедии «Горе от ума» характеризуются большой долей публицистичности: в них выражается мнение определенной группы прогрессивно мыслящих людей, а также содержится много риторических вопросов и восклицаний, нередко встречаются архаизмы. «Говорит, как пишет», – отмечает Фамусов. Чацкий решительно выступает против всего, что уже должно отжить, забыться, кануть в Лету – против тех пороков фамусовского общества, которые мешают новому поколению начать свою жизнь, жизнь без крепостничества, безграмотности, лицемерия, низкопоклонства.
Фамусов, как главный антипод главного героя в комедии, не хочет понимать и принимать прогрессивные взгляды на жизнь. Поэтому и принцип «служить бы рад, прислуживаться тошно» звучит для фамусовского общества дико. Правда «дома новы, но предрассудки стары» воспринимается как гнусная ложь, «гоненье на Москву». В финале произведения мы видим, что ни Фамусов, ни его окружение так и не поняли нравственных уроков Чацкого.
К сожалению, для него, Чацкий слишком поздно понимает, что эту «толпу мучителей» не переубедить. По мнению Александра Сергеевича Пушкина, главный герой вовсе не так умен, раз не распознает в своих собеседниках людей недостойных, а продолжает метать бисер «перед Репетиловым и тому подобными». Однако за четыре действия комедии он все же успевает своими смелыми фразами вселить в читателя полное отвращение к порокам «века минувшего». Конфликт Чацкого с фамусовским обществом все же принес свои просветительские плоды.
Интересно? Сохрани у себя на стенке!
1. История создания комедии «Горе от ума». 2. Причина разногласий между представителями «века нынешнего» и «века минувшего». 3. Бессмертие комедии А. С. Грибоедова.
А. С. Грибоедов создал комедию «Горе от ума» в начале XIX века. В те годы на смену порядкам екатерининской эпохи стали приходить новые веяния, появились в русском обществе иные люди, с передовыми взглядами, желающие служить своей стране, не требуя за это ни званий, ни наград. Это было связано, безусловно, с тем патриотическим подъемом, который испытало русское общество после Отечественной войны 1812 года. Это привело передовую часть дворян в 1825 году на Сенатскую площадь с требованиями предоставления гражданских свобод и подписания конституции.
В центре комедии Грибоедова стоит такой человек. В его облике, поведении, даже в фамилии современники угадывали реальное лицо — П. Я. Чаадаева. Он был философом-западником, за прогрессивные взгляды и критику современных ему порядков Чаадаева объявили сумасшедшим. Итак, противостояние Александра Чацкого и фамусовского общества составляют основной общественно-политический конфликт пьесы.
Чацкий — это молодой человек, он образован и имеет свое собственное мнение на многие очень серьезные проблемы своего времени. Два года Александр Андреевич провел за границей, там он познакомился с передовыми идеями современности, видел, как живут люди в других странах. И вот он в Москве, в среде людей высшего света, в доме своего дяди, московского «туза» Фамусова. Чацкий влюблен в дочь Фамусова, Софью, с которой они вместе выросли. Детская привязанность перерастает со временем в серьезное чувство. Чацкий искренне рад встрече с Софьей и сразу начинает объясняться ей в своих чувствах. Он еще не знает, что пока его не было, Софья увлеклась Молчалиным, секретарем отца. Поэтому она холодна с Чацким и даже недовольна его пылкостью и страстностью. Чацкий растерян, он не может понять причину такого отношения к себе. Дальнейшее развитие событий определяется попытками Чацкого узнать, кто же является счастливым соперником: Молчалин или Скалозуб. Но любовный конфликт Чацкого и Софьи только внешний, который впоследствии вскрывает конфликт более глубинный, общественно-политический.
Видя этих людей, общаясь с ними, Чацкий не может понять, почему Софья не замечает в них того, что так явно видно ему. Ситуация накаляется, и Чацкий произносит свои знаменитые монологи. В первую очередь, это монолог о стариках, о так называемых «судьях», законодателях мод, которые «сужденья черпают из забытых газет времен Очаковских и покоренья Крыма». Другой — о засилии всего иностранного, о «рабском, слепом подражании», о «чужевластьи мод». Чацкий гневно вопрошает:
Где? Укажите нам, отечества отцы,
Которых мы должны принять за образцы?Не эти ли, грабительством богаты?Защиту от суда в друзьях нашли,в родстве,Великолепные соорудя палаты…
Но пламенные речи Чацкого остаются без поддержки, более того, его выпады встречают протест, враждебность, глухое непонимание. В конце концов он остается совершенно один против враждебно настроенного фамусовского общества. Да еще и Софья пустила слушок, что Чацкий не в себе.
А. С. Грибоедов показывает читателям не только тех, кто не принимает позицию Чацкого и вступает с ним в открытую борьбу, но и тех, кто не в состоянии бороться с несправедливостью, чья воля парализована. К таким героям относится Горич, бывший сослуживец и друг Чацкого. Но Горич женился, попал «под каблук жены» и покорно несет свое бремя, хотя понимает, что опустился: «Теперь я, брат, не тот». Когда Чацкого объявили сумасшедшим, Горич не желает этому верить, но открыто противоречить общему мнению он не решается. Чацкий оказался в одиночестве. Его обличительные монологи повисли в воздухе, никто ему не сочувствует, и весь его «мильон терзаний», как сказал И. А. Гончаров, на первый взгляд, нам кажется тщетным. Но это не так. А. С. Грибоедов в образе своего главного героя показал наметившиеся в русском обществе перемены, зарождение у передовых людей эпохи желания стать полезными обществу, заботиться о всеобщем благе, а не только о личном благополучии.
Комедия А. С. Грибоедова показывает нам жизнь русского общества первой трети XIX века во всей ее сложности, противоречивости и неоднородности. Автор реалистически изображает типы той эпохи несмотря на некоторые романтические черты главного героя. Писатель поднимает извечные проблемы в пьесе — взаимоотношения между поколениями, противоречие между личным и общественным благосостоянием, эгоистическим началом в человеке и его бескорыстной готовностью помогать людям. Поэтому это произведение актуально и сейчас, в начале XXI века, потому что помогает разобраться в современных проблемах, которые практически не отличаются от жизненных коллизий эпохи А. С. Грибоедова.
Комедия «Горе от ума» отражает назревающий раскол в дворянском обществе. Смена одного столетия другим, завершившаяся война 1812 года требовала от помещиков переоценки ценностей и изменения взгляда на общественную жизнь. В связи с этим появляются дворяне, желающие улучшить положение России за счет повышения ценности человеческой личности и гражданского самосознания. Борьба между двумя группами дворян обозначена в пьесе как столкновение «века нынешнего» с «веком минувшим». В комедии «Горе от ума» Чацкий и Фамусов являются главными противниками.
Анализ произведения
Фамусов — представитель аристократии в Москве. В комедии также рассказывается про Молчалина и Скалозуба. Это консервативные люди, противопоставлением которых является Александр Андреевич Чацкий.
Краткий пересказ
Противостояние Чацкого и фамусовского общества возникло, когда он вернулся в Москву после трехлетнего отсутствия. Между ним и Софьей (дочерью Фамусова) раньше была любовь, которую главный герой не может забыть по сей день. Но теперь его любимая испытывает нежные чувства по отношению к Молчалину, который проживает в их доме. Главный герой не знает об этом.
Различие взглядов Чацкого и московского общества вынудило его выразить протест и пойти против них. Конфликт сторон касался воспитания детей, отношений в семье, крепостного права, государственной службы, коррупционеров, поклонничества чинам и знати.
Когда Александр Андреевич вернулся в Москву, он понял, что ничего не изменилось. Социальные проблемы до сих пор не решились, а дворянство проводит свою жизнь в праздности и безделье.
Цитата, которая характеризует отношение героя к обществу: «Что нового покажет мне Москва? Вчера был бал, а завтра будет два». Чацкий критиковал такой образ жизни. Фамусов опасался его. Но общество не готово было измениться, поменять привычный образ жизни и расстаться с комфортным существованием. Поэтому оно считало Чацкого опасным человеком.
Дворянство готово на все ради получения хорошей репутации. Его не волнует соответствие человека впечатлению, которое он производит. Фамусов считает себя самым образцом для дочери. Ведь он известен своим смиренным поведением. Только вот в моменты, когда за ним никто не наблюдает, нравственные принципы и мораль Фамусова исчезают. Например, он заигрывает со служанкой, делает ей разные намеки, а потом ругает дочь за то, что она осталась наедине с Молчалиным. Отец, который сам ведет аморальный образ жизни, отчитывает за подобный поступок ребенка, не может быть примером.
Продолжение истории
Когда Александр Андреевич сватается к дочери Фамусова, тот ему говорит: «Поди-ка послужи». На что Чацкий отвечает, что служить бы рад, да прислуживаться тошно. Он считает такое поведение неприемлемым, унизительным, что нужно служить делу, а не лицам. Фамусов, наоборот, восхищается умением подслуживаться.
Чацкий имеет честь и достоинство, эти характеристики не позволят ему прислуживать, да к тому же, чтобы над ним насмехались. Подхалимство противно ему.
Фамусов желает выдать дочь за Скалозуба, но Софья считает его глупым. Ее отец рассчитывает на его чин. Он считает, что все москвичи хотят быть родней со знатными людьми. Чацкий негодует о том, что московская знать гонит людей с душой, их не интересуют качества личности, а лишь денежные средства и чины.
Даже молчаливый Молчалин хвастает своими успехами по службе. Он молод, но привык, как и все дворяне, знакомиться ради личной выгоды. Его немногословие — всего лишь маска, которая прикрывает подлость, алчность и двуличие. Чацкий отрицательно относится к московской знати, осуждает ее. Ему дорога его свобода.
Дворяне боятся перемен, нового. Они одерживают победу над Чацким, так как он одинок в своих суждениях. Вот в чем конфликт Александра с фамусовским обществом. Несмотря на это аристократы ужасаются словам их противника. Чацкий не побоялся обличить их пороки, указать на необходимость перемен. Это означало, что он представляет собой угрозу комфортной и благополучной общественной жизни.
На балу Софья в разговоре с гостем говорит, что Чацкий сумасшедший. Она ведет себя так, потому что ее бывший возлюбленный может стать угрозой ее личному счастью. Слухи об этом молниеносно разнеслись среди гостей Фамусова. У Чацкого было предчувствие, что произойдет разрыв с обществом, а его слова отторгнут и не воспримут всерьез. Это было неизбежно.
В конце дня надежды главного героя разрушены. Он ощутил всю жестокость этого общества, понял, что пути с ним разошлись навсегда. Главному герою не место среди этих людей, ведь они прожигают свою жизнь.
Так, Чацкий отступил перед Фамусовым и его обществом. Он был одинок, а это означало, что нет шансов на победу. Конечно, время расставит все на свои места и сторонники главного героя смогут внести в общество дворян дух свободы, важность личных качеств каждого человека.
Проблема ума в комедии
А.С. Грибоедов писал о своем произведении: «В моей комедии 25 глупцов на одного здравомыслящего человека». Под «здравомыслящим человеком» Грибоедов подразумевает главного героя комедии – Александра Андреевича Чацкого. Но в процессе анализа произведения становится понятно, что и Фамусова нельзя назвать глупцом. Так как в образ Чацкого Грибоедов вложил свои собственные мысли и идеалы, то автор оказывается полностью на стороне главного героя. Однако и у Чацкого, и у Фамусова своя собственная правда, которую каждый из героев защищает. И у каждого из них свой ум, просто ум Чацкого и ум Фамусова различаются по качеству.
Ум дворянина, придерживающегося консервативных взглядов и идеалов, направлен на то, чтобы защитить свой комфорт, свое тепленькое местечко от всего нового. Новое враждебно для старого уклада жизни помещиков-крепостников, потому что угрожает его существованию. Таких взглядов придерживается Фамусов.
Чацкий же – обладатель действенного, гибкого ума, направленного на построение нового мира, в котором будут главными ценностями честь и достоинство человека, его личность, а не деньги и положение в обществе.
Ценности и идеалы Чацкого и Фамусова
Взгляды Чацкого и Фамусова резко расходятся по всем вопросами, касающимся уклада жизни дворянина. Чацкий – сторонник образования, просвещения, сам «остер, умен, красноречив», «славно пишет, переводит». Фамусов и его общество, напротив, считают излишнюю «ученость» вредной для общества и очень опасаются появления в их среде таких людей, как Чацкий. Чацкие угрожают фамусовской Москве потерей привычного для нее комфорта и возможности проводить жизнь «в пирах и в мотовстве».
Спор Чацкого и Фамусова разгорается также вокруг отношения дворян к службе. Чацкий «не служит, то есть в том… пользы не находит». Главный герой комедии объясняет это так: «Служить бы рад – прислуживаться тошно». Но консервативное дворянское общество устроено таким образом, что без «прислуживания» здесь невозможно ничего добиться. Чацкий хочет служить «делу, а не лицам». Но у Фамусова и его сторонников совсем другой взгляд на вопрос службы.
Идеал Фамусова – его покойный дядя Максим Петрович. Он заслужил уважение самой императрицы тем, что однажды на приеме повел себя как шут. Оступившись и упав, он решил обернуть эту неловкую ситуацию в свою пользу: упал еще несколько раз специально, чтобы посмешить публику и императрицу Екатерину. Такое умение «подслужиться» принесло Максиму Петровичу огромное богатство и вес в обществе.
Чацкий же не приемлет таких идеалов, для него это унижение. Он называет это время веком «покорности и страха», зажимающим человеческую свободу. Сравнение героем «века нынешнего» и «века минувшего» оборачивается не в пользу последнего, ведь сейчас «вольнее всякий дышит и не торопится вписаться в полк шутов».
Сочинение ** тему: Каковы причины столкновения Фамусова и Чацкого?(максимум 250…
Семейные ценности Чацкого и Фамусова
Столкновение Фамусова и Чацкого происходит и по поводу расхождения их взглядов на семейные ценности. Фамусов считает, что при создании семьи наличие любви совершенно не важно. «Кто беден, тот тебе не пара», – говорит он дочери. Как в обществе, так и в семье во главу угла ставятся деньги. Богатство для фамусовского общества – то же самое, что счастье. Личные качества не имеют значения ни в свете, ни в семье: «Будь плохенький, да если наберется душ тысячки две родовых, – тот и жених».
Чацкий же – сторонник живого чувства, тем и страшный для фамусовской Москвы. Этот герой ставит любовь выше денег, образованность выше положения в обществе. Поэтому и разгорается конфликт Чацкого и Фамусова.
«Чацкий и Фамусов. Причины и смысл их конфликта»
— Вот то-то, все вы гордецы, Смотрели бы, как делали отцы,
Учились бы, на старших глядя…
По духу времени и вкусу
Он ненавидел слово «раб».
Людей, живущих в одно время, называют современниками. Приставка «со-» означает «вместе». Сотрудник, собеседник, соратник, и т. д. Это в грамматике. А в жизни современники далеко не всегда вместе — в комедии «Горе от ума» убедительно показано, что «век нынешний» и «век минувший» могут сойтись в одно время, в одном доме и объявить один другому беспощадную войну.
Представим себе московский барский особняк 20-х годов XIX века. Как свежий ветер, врывается в его затхлую атмосферу пылкий, влюбленный в дочь хозяина молодой человек — Александр Андреич Чацкий. С этим домом связаны его детские воспоминания (здесь он воспитывался), здесь живет любимая им и, как он полагает, любящая его девушка. Он предчувствует счастливые минуты встречи, нового узнавания дорогих ему людей. Но, увы, «мильон терзаний» ожидает его здесь, и связаны эти терзания не только с крушением любви, но и с идейным противостоянием: на одном полюсе он, Чацкий, — «умница», «карбонари», который «властей не признает», «вольность хочет проповедать», а на другом — хозяин дома, Фамусов, московский туз, гонитель всего нового, прогрессивного.
Чтобы понять, чем вызван их конфликт и в чем его суть, познакомимся поближе с хозяином дома и его неожиданным гостем, ставшим причиной переполоха и разрушившим мир притворного спокойствия и благополучия.
Фамусов обрисован в комедии очень подробно. Это типичный барин-крепостник, рьяно защищающий старый уклад жизни и дворянские традиции прошлого: он считает незыблемым крепостное право, не видит в слугах людей (называет их Петрушками, Фильками, Гришками; рассердившись грозит: «В работу вас, на поселенье вас!»); идеал человека для него шут и ничтожество Максим Петрович; работа — надоевшее бремя, а поэтому его «обычай», как он сам признается, такой: «подписано — так с плеч долой». Фамусов — враг просвещения, в котором он видит «зло»; его мечта — «забрать все книги бы да сжечь». Ему кажется справедливым, что «по отцу и сыну честь», а сам по себе человек ничего не значит: «будь плохонький, а если наберется душ тысячки две родовых, тот и жених». Самые опасные враги для Фамусова — это передовые люди, чьи взгляды он считает разрушительными, опасными для его благополучия и спокойствия. Таких людей он ненавидит и боится: ведь они стремятся служить «делу, а не лицам», не хотят жить, «на старших глядя». Вот почему приезд Чацкого — для него катастрофа. Если вначале Павел Афанасьевич, притворяясь добродушным наставником, ворчит и поучает, то вскоре, выведенный из себя вольнодумными речами Чацкого с возмущением нападает на него. По его мнению, надо запретить таким господам, как его гость, «на выстрел подъезжать к столицам».Причины беспокойства Фамусова ясны: Чацкий уже не тот благонравный юноша, который покинул этот дом три года назад. Теперь это зрелый человек с твердыми убеждениями, его речи направлены против того строя и тех порядков, которые являются основой благополучия фамусовского общества. Прежде всего он выступает как противник крепостного права, гневно обличает неправый суд, его возмущают служба лицам, а не делу, чинопочитание и угодничество, рабская мораль. Он не понимает, как можно не сметь «свое суждение иметь», пресмыкаться перед власть имущими, с пренебрежением относиться к национальной культуре, языку.
Выводы
Сравнительная характеристика Чацкого и Фамусова выявляет всю подлость и безнравственность Фамусова и его сторонников. Но время Чацкого в том обществе, которое описывается в комедии «Горе от ума», еще не пришло. Главного героя изгоняют из этой среды, объявив его сумасшедшим. Чацкий вынужден отступить из-за численного превосходства «века минувшего». Но он уезжает из Москвы не проигравшим, а победителем. Его речей испугалась светская Москва. Его правда страшна для них, она угрожает их личному комфорту. Его правда одержит победу, так смена старого новым исторически закономерна.
Столкновение Фамусова и Чацкого – это спор двух поколений, двух разных миров. Аргументы и причины конфликта, описанные в данной статье, могут быть использованы учениками 9 классов во время написания сочинения на тему «Характеристика Чацкого и Фамусова в комедии «Горе от ума»»
Тест по произведению
Русский посланник А. С. Грибоедов, прозванный персами Вазир-Мухтаром, был убит в Тегеране зимой 1826 года в результате заговора фанатиков-мусульман. Но убийство готовилось заранее в далекой заснеженной России, напуганной декабрьскими событиями на Сенатской площади. Среди декабристов Грибоедова не было, но его опасались не меньше, чем мятежников, вышедших с протестом к царю. Комедия «Горе от ума», переходившая из рук в руки, сеяла крамолу даже в рукописи, подобно радищевскому “Путешествию из Петербурга в Москву”. Смертный приговор писателю — миссия в Персию — был утвержден высочайший рукой на берегах Невы. Грибоедов стал Вазир-Мухтаром. Общество обрекло гениальную личность на гибель. Но пьеса вопреки всему жила… Идейную основу произведения составляет конфликт молодого дворянина Чацкого с тем обществом, выходцем из которого был он сам. События комедии развиваются в московском аристократическом доме в течение одного дня. Но, несмотря на узкие пространственные и временные рамки, автор ярко и подробно нарисовал картину жизни дворянского общества того времени и показал все новое, живое, передовое, что робко зарождалось в его недрах. Чацкий является представителем передовой части дворянской молодежи, которая уже осознает косность и жестокость окружающей действительности, ничтожество и пустоту людей, считающих себя творцами и хозяевами жизни. Таких героев, как Чацкий, еще немного, но они появляются, и это знамение времени. Грибоедов отразил основной конфликт эпохи — столкновение консервативных сил общества со свободолюбивыми личностями, вестниками новых веяний, идей. Конфликт этот не придуман автором, за ним стоят лучшие люди эпохи, будущие декабристы, полные чувства тревоги за родину и народ, вступающие на путь борьбы за счастье, за светлые идеалы, за будущее. Грибоедов показал человека нового типа, деятельного, неравнодушного, способного выступить против крепостничества и косности взглядов в защиту свободы, ума и человечности. Именно такими хочет видеть Чацкий черты «века нынешнего», в котором «… истребил Господь нечистый этот дух пустого, рабского, слепого подражания». Страстными речами, вольными мыслями, всем поведением героя отвергаются устаревшие нормы жизни и воспевается новая идеология, проповедуются взгляды декабристов. Фамусовское общество, хранящее привилегии и традиции «века минувшего», века покорности и страха, защищает идеологию раболепства, чинопочитания и лицемерия. В понимании общества «ум — это умение сделать карьеру», «награжденья брать» и «весело пожить». Людям, живущим по таким принципам, глубоко безразличны судьбы родины и народа. Об их культурном и нравственном уровне можно судить по репликам Фамусова: “Забрать все книги бы да сжечь”, «Ученость — вот причина, что нынче пуще, чем когда, безумных развелось людей, и дел, и мнений». Главная задача этого общества — сохранить в неприкосновенности жизненный уклад, поступить так, «как делали отцы». Недаром Чацкий часто напоминает именно об этом: «поют все песнь одну и ту же», «сужденья черпают из забытых газет». А Фамусов всех наставляет: «Учились бы, на старших глядя». Путь к заветному благополучию — это, например, карьера Максима Петровича: Когда же надо подслужиться, И он сгибался вперегиб. Здесь все, по выражению Чацкого, не «служат», а «прислуживаются». Ярче всего это проявляется у Молчалина, которого отец научил «угождать всем людям без изъятья », и даже «собаке дворника, чтоб ласкова была». В затхлом фамусовском мире Чацкий появляется подобно очистительной грозе. Он во всем противоположен уродливым представителям этого общества. Если Молчалин, Фамусов, Скалозуб видят смысл жизни в своем благополучии («чинишки», «местечки»), то Чацкий мечтает о бескорыстном служении отчизне для того, чтобы принести пользу народу, который он считает «умным и бодрым». Резко критикует Чацкий общество, погрязшее в лицемерии, ханжестве, разврате. Он ценит людей, которые готовы «в науки вперить ум, алчущий познанья», или заняться искусством «творческим, высоким и прекрасным». Фамусов не может спокойно внимать речам Чацкого, он затыкает уши. Жить глухим — единственная возможность оградить себя от обличений Чацкого! В своих речах Чацкий постоянно употребляет местоимение «мы». И это не случайно, так как он не одинок в своем стремлении к переменам. На страницах комедии упоминается ряд внесценичных персонажей, которых можно отнести к союзникам главного героя. Это двоюродный брат Скалозуба, который оставил службу, «в деревне книги стал читать,; это профессора Петербургского педагогического института; это князь Федор — химик и ботаник. Чацкий как герой произведения не только воплощает в себе этику и эстетику декабристов, но имеет много общего с реальными историческими лицами. Он оставил службу, как Никита Муравьев, Чаадаев. Они рады были бы служить, да «прислуживаться тошно». Мы знаем, что Чацкий “славно пишет, переводит”, как и большинство декабристов: Кюхельбекер, Одоевский, Рылеев… До великих и трагических событий двадцать пятого года оставалось еще несколько лет, но финальной сценой поражения Чацкого Грибоедов, быть может, предвосхитил исход этих событий. С жаром и насмешкой Чацкий произносит последние слова, в которых изливает «всю желчь и всю досаду», и уезжает, оставив «мучителей толпу» наедине с клеветой, лукавством, враждой друг к другу, выдумками и вздором — словом, с пустотой дряхлеющего света. В конце действия появляется карета. Может быть, это символ прощания, а может быть, долгой дороги, которую еще суждено пройти герою. Спустя полвека после создания комедии, когда чацкие, чудом выжившие в Нерчинских рудниках, возвращались на свободу, слова финала пьесы звучали очень убедительно. Ведь возвращались победителями «России верные сыны». Во все времена были, есть и, вероятно, будут свои Чацкие, Грибоедовы, Вазир-Мухтары, которые, благодаря своему блестящему и дальновидному уму, становятся пророками в отечестве. Как правило, это нарушает сложившийся общественный порядок, “естественный” ход вещей, и общество вступает с личностью в конфликт. Но для истинных пророков нет и не может быть иного пути, чем идти вперед — «за честь отчизны, за убежденья, за любовь».
Примеры сочинений
Благодаря комедии образовалось множество крылатых выражений, актуальных даже в наши дни. Для главного героя важно духовное развитие, стремление к знаниям. Он считает важным идти к своим целям и добиваться своего, что характерно и для современного общества.
Описание противостояния героев
В пьесе «Горе от ума» представлен конфликт, который происходит между Чацким и «фамусовским» дворянством.
Фамусов выбирает себе знакомых в зависимости от их звания и чина. Поэтому тех, кто не относится к знати, в его кругу нет. В фамусовском обществе состоят также Молчалин и Скалозуб. Эти персонажи представляют собой «век минувший». Они поддерживают московские традиции и нравы. Для них самое главное — завоевать прекрасную репутацию, ради чего они готовы пойти на любые жертвы. Службой удовлетворяют свои интересы. В словесном поединке сталкиваются Чацкий с фамусовским обществом.
Сочинение на это тему помогло мне более детально прояснить тему конфликта, а также понять, почему герои не смогли его разрешить. Чацкий расстроен тем, что после его отсутствия Москва не изменилась. Все осталось прежним. Служба для этого героя никак не связана с прислуживанием. Персонаж олицетворяет собой «век нынешний». Ему характерны следующие черты:
Дворянское общество боится перемен, они страшатся слов Чацкого, которые показывают их страхи. Фамусовцы одержали победу над идеалами противника, но это было неизбежным событием, потому что он был одинок в своих суждениях, не было людей, которые поддержали бы его.
Сумасшествие Чацкого общество восприняло за чистую монету. Ведь если бы это было не так, то им пришлось меняться.
Эссе для 9 класса
Грибоедов в своей пьесе «Горе от ума» делит действующих лиц на положительных и отрицательных героев. Чацкий относится к первой группе, а вот Фамусов со своим обществом ко второй. Автор называет главного героя передовым человеком, которого будут помнить всегда. Фамусов — неразвитая личность, в доме которой царит неуважение и невежество. Этими качествами пропитано все.
Эти два героя противопоставлены друг другу. Чацкий способен мыслить, рассуждать и анализировать. Он трезво оценивает то, что происходит в обществе.
Если кратко объяснить различия, можно сказать, что этот персонаж замечает изменения в своей возлюбленной, которая не принимает его суждений и не соглашается с мнением. Да и ее любовь уже не была прежней. Воспитание Фамусова сказалось на Софье негативно. Девушка стала эгоистичной. Герой надеется, что она изменится, ее любовь оживет вновь. Он не может поверить, что она так быстро переменилась.
Фамусовское общество допускает Чацкого в свой круг, показывая, что он вхож в него, но не принимает полностью. Читателя интересует вопрос: «Каким предстает это общество?». Чацкий описывает их следующим образом:
Чацкий, в отличие от них, привык размышлять, думать, познавать новое. Он старается применять полученные знания. Только московское общество противится этому, старается заглушить все возникающие перемены.
Ключевая мысль этого произведения в том, что один человек противостоит целому обществу. Личность замечает то, что не видит целая группа людей. Главный герой боролся за честность, справедливость, улучшение жизни, правду. Это произведение будет актуально всегда. В каждом обществе найдутся люди, способные действовать на благо людей, бороться с коррупционерами, ворами и теми, кто мешает развиваться человеку.