отношение чацкого к семье

Сравнительная характеристика Чацкого и Фамусова — героев комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»

Взгляды Чацкого и Фамусова на жизнь

По всем вопросам позиции Чацкого и Фамусова абсолютно разные.

Отношение к службе, чинам, богатству

Для Фамусова служба — это лишь источник благосостояния и почёта, поэтому и среди его подчинённых «…служащие чужие очень редки; //Всё больше сестрины, свояченицы детки…» (действие 2, явление 5).

Со служебными делами Фамусов разбирается очень просто: «Обычай мой такой: //Подписано, так с плеч долой» (действие 1, явление 4). Для ведения дел и пришлось ему взять на службу бедного, незнатного дворянина из провинции: «Один Молчалин мне не свой, //И то затем, что деловой» (действие 1, явление 4). Фамусов хочет получать большие деньги и чины только за то, что он подписывает бумаги, не читая и боясь только того, «чтоб множество не накоплялось их».

Чацкий же стремится к службе «делу, а не лицам». Он серьёзно готовился к деятельности. Многие действующие лица комедии говорят о его высоком уме. «Он малый с головой, //И славно пишет, переводит», — отзывается о нём Фамусов. Чацкий учился, читал, принимался за труд, общался с министрами, затем с ними разорвал отношения из-за того, что «служить бы рад, прислуживаться тошно» (действие 2, явление 2). Чацкий хочет служить Родине, а не добиваться высоких чинов, прислуживаясь начальству. Он считает, что служить нужно для пользы Отечеству, а не для обретения богатства для себя.

Для Фамусова же служба — это, в первую очередь, источник личных выгод, обретения богатства. «Чины людьми даются», поэтому Фамусов и служит не делу, а этим влиятельным людям.

Отношение к любви, браку, счастью

Фамусов убеждён, что жениться и выходить замуж следует по расчёту, как, например, почтенный камергер Кузьма Петрович, который «богат, и на богатой был женат». Фамусов заявляет дочери: «Кто беден, тот тебе не пара» (действие 1, явление 4). Он хотел бы зятя «с звёздами да с чинами», с богатым именьем. Фамусов одобрительно относится к тому, что в Москве «…Будь плохенький, да если наберётся //Душ тысячки две родовых, — //Тот и жених» (действие 2, явление 5). К семейным ценностям любовь он не относит, для него счастье состоит в обладании богатством.

Для Чацкого любовь выше денег, он критически относится к браку по расчёту, счастье для него — во взаимной любви.

Отношение к просвещению, образованию

Чацкий считает необходимым развивать в стране просвещение для того, чтобы умные, образованные люди приносили пользу Отечеству.

Фамусов понимает, что развитого человека невозможно заставить жить по предписанным ему правилам, что он свободен в своём выборе. Поэтому, по мнению этого влиятельного чиновника, просвещение — основа всех новых, опасных веяний. «Ученье — вот чума», — уверен Фамусов (действие 3, явление 21). Он даже предлагает для пресечения этого «зла» сжечь все книги.

Отношение к подражанию иностранцам

Хорошее образование Фамусова пугает, он готов даже мириться с тем, что дворянских детей обучают не слишком образованные иностранцы. Хоть Фамусов и не доволен, что дочь увлекается французскими романами, но он сам нанял для неё воспитания француженку мадам Розье. Фамусов сетует, что дворяне нанимают иностранцев для обучения своих детей, но сам делал так же, потому что боялся осуждения светского общества. Осуждая моду на всё иностранное, Фамусов, в то же время, восторгается московскими девицами, воспитанными иностранцами. Его восхищает, что эти девицы «…Словечка в простоте не скажут, всё с ужимкой; //Французские романсы вам поют //И верхние выводят нотки…» (действие 2, явление 5).

У Чацкого отношение к моде на всё иностранное не такое двойственное, как у Фамусова. Он решительно осуждает преклонение перед всем иностранным, царящее в русском обществе. Его возмущает раболепие перед иностранцами и презрение к своей национальной культуре.

Отношение к народу, крепостному праву

Чацкий желает, чтобы дворяне воскресли «от чужевластья мод», чтобы народ хотя бы по языку их не принимал за немцев. Он сожалеет, что народ принимает дворян за чужих, что разрознен с ними. Чацкий называет русский народ умным, бодрым (то есть жизнедеятельным) и понимает, какая пропасть разделяет даже лучших из дворян и народ.

В монологе Чацкого «А судьи кто?» виден протест против угнетения народа, против крепостничества, унижавшего национальное достоинство России.

Хотя у Чацкого есть 3 или 4 сотни крепостных (об их количестве спорили Фамусов и Хлёстова), но он не относится к ним, как та же старуха Хлёстова, для которой крепостная «арапка-девка» — не лучше собачки. Чацкий негодует на неких знатных бар, один из которых выменял своих верных слуг на борзых собак, а другой отнял от родителей детей для крепостного театра и затем распродал их поодиночке.

Фамусов не одобряет такие речи Чацкого и опасается: «Уж втянет он меня в беду» (действие 2, явление 5). Для этого важного чиновника крепостное право не подлежит критике, ведь оно — основа материального благополучия дворян.

Понимание слова «ум»

Фамусов умён в практическом, житейском смысле. Он смог так обустроить свою жизнь, как хотел: богат, добился высокого положения в обществе и престижной службы. Но в комедии «Горе от ума» представлен и другой тип ума — ум, отражающий высокий интеллект свободного мыслителя. Если для Фамусова умён тот, кто сумел приспособиться к условиям жизни и извлечь из них для себя максимальную пользу, то для Чацкого умён народ. Он называет русский народ умным и бодрым. Умён, по его мнению, и тот, кто просвещён, гуманен, честен, кто способен критически относиться к сложившимся устоям (то есть кто вольнодумен).

Именно ум Чацкого поставил его вне круга фамусовского общества, сделал его в представлении окружающих «странным человеком», «чудаком», а затем — просто безумцем. Под занавес Фамусов говорит: «Ну что? не видишь, что он с ума сошёл?» (действие 4, явление 15).

В образе Чацкого Грибоедов показал «нового человека», гуманного и умного. И. А. Гончаров в статье «Мильон терзаний» отметил, что «Чацкий начинает новые век — и в этом всё его значение и весь ум».

Идеалы Чацкого и Фамусова

Чацкий — единственный действующий персонаж комедии «Горе от ума», который представляет «век нынешний». Ему противостоит Фамусов. Этот идейный противник Чацкого выступает в комедии как главный идеолог «века минувшего». Различие их позиций по всем вопросам сказывается уже во 2-м действии, когда Фамусов обрисовал своеобразный идеал «века минувшего». Для него идеал — это жизнь таких людей как, например, почтенного камергера Кузьмы Петровича и вельможи екатерининской эпохи Максима Петровича. Первый был богат, женился на богатой и помог сыну сделаться камергером. Второй добился высокого положения в результате курьёза: оступившись, Максим Петрович упал, и это развеселило императрицу. Тогда он, словно шут, специально упал ещё 2 раза. «А? как по-вашему? по-нашему — смышлён», — заявляет Фамусов (действие 2, явление 2).

Для Чацкого и других людей «века нынешнего» идеал — это свобода от всех цепей рабства, которыми окутано общество, свобода заниматься тем, что человека интересует (наукой, искусством, службой), свободой жить в деревне или путешествовать, не слывя за это бунтовщиком, неблагонадёжным человеком.

Иными словами, для Чацкого идеал — свободный независимый человек, чуждый рабской приниженности.

Сравнительная характеристика Чацкого и Фамусова (таблица)

Взгляды на жизньЧацкийФамусов
Отношение к службе, чинам, богатствуСчитает, что служить нужно «делу, а не лицам». Его не интересует служба как способ получения чинов и богатства.Для него служба — источник почёта, благосостояния, получения высоких чинов.
Отношение к любви, браку, счастьюЛюбовь — чувство, не зависящее от денег, богатства. Счастье — во взаимной любви, а не в деньгах.Счастье для Фамусова — в богатстве. «Кто беден, тот тебе не пара», — говорит он Софье. Он признаёт только брак по расчёту, жених должен быть с именьем и в чине.
Отношение к образованию, просвещениюПросвещение необходимо развивать, так как образованные, умные люди могут принести Отчизне пользу.Для Фамусова просвещение не нужно, он считает его опасным для установившегося в стране порядка.
Отношение к подражанию иностранцамКритикует раболепное подражание иностранцам.Не очень доволен модой на всё французское, но, подчиняясь ей, поручил воспитание дочери мадам Розье.
Отношение к народу, крепостному правуСчитает русский народ умным и бодрым, критикует варварское отношение к крепостным.Крепостное право для Фамусова — основа материального благополучия.
Отношение к смыслу слова «ум»По мнению Чацкого, умный человек — это просвещённый, критически мыслящий, гуманный человек.Для Фамусова умный человек — это тот, кто умеет извлекать для себя выгоду, приспосабливаясь к условиям жизни и не боясь для этой выгоды унижаться.
ИдеалыСвободная, гордая, независимая личность.Люди, добившиеся высокого положения и богатства, неважно каким способом.

Вывод

В комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» впервые в русской литературе показан в образе Чацкого «новый человек», поднимающий бунт против реакционного общества, главным представителем которого в комедии является Фамусов. «Чацкий неизбежен при каждой смене одного века другим», — написал И. А. Гончаров в статье «Мильон терзаний». Заслуга Грибоедова состоит в том, что он показал человека нового склада ума и души, отрицающего приспособленчество и паразитизм, царившие в реакционном русском обществе в начале 19 века.

Источник

Чацкий и Фамусов в комедии «Горе от ума» их отношения и спор – характеристка для сочинения по теме конфликта

Комедия «Горе от ума» отражает назревающий раскол в дворянском обществе. Смена одного столетия другим, завершившаяся война 1812 года требовала от помещиков переоценки ценностей и изменения взгляда на общественную жизнь. В связи с этим появляются дворяне, желающие улучшить положение России за счет повышения ценности человеческой личности и гражданского самосознания. Борьба между двумя группами дворян обозначена в пьесе как столкновение «века нынешнего» с «веком минувшим». В комедии «Горе от ума» Чацкий и Фамусов являются главными противниками.

Проблема ума в комедии

А.С. Грибоедов писал о своем произведении: «В моей комедии 25 глупцов на одного здравомыслящего человека». Под «здравомыслящим человеком» Грибоедов подразумевает главного героя комедии – Александра Андреевича Чацкого. Но в процессе анализа произведения становится понятно, что и Фамусова нельзя назвать глупцом. Так как в образ Чацкого Грибоедов вложил свои собственные мысли и идеалы, то автор оказывается полностью на стороне главного героя. Однако и у Чацкого, и у Фамусова своя собственная правда, которую каждый из героев защищает. И у каждого из них свой ум, просто ум Чацкого и ум Фамусова различаются по качеству.

Ум дворянина, придерживающегося консервативных взглядов и идеалов, направлен на то, чтобы защитить свой комфорт, свое тепленькое местечко от всего нового. Новое враждебно для старого уклада жизни помещиков-крепостников, потому что угрожает его существованию. Таких взглядов придерживается Фамусов.

Чацкий же – обладатель действенного, гибкого ума, направленного на построение нового мира, в котором будут главными ценностями честь и достоинство человека, его личность, а не деньги и положение в обществе.

Ценности и идеалы Чацкого и Фамусова

Взгляды Чацкого и Фамусова резко расходятся по всем вопросами, касающимся уклада жизни дворянина. Чацкий – сторонник образования, просвещения, сам «остер, умен, красноречив», «славно пишет, переводит». Фамусов и его общество, напротив, считают излишнюю «ученость» вредной для общества и очень опасаются появления в их среде таких людей, как Чацкий. Чацкие угрожают фамусовской Москве потерей привычного для нее комфорта и возможности проводить жизнь «в пирах и в мотовстве».

Спор Чацкого и Фамусова разгорается также вокруг отношения дворян к службе. Чацкий «не служит, то есть в том… пользы не находит». Главный герой комедии объясняет это так: «Служить бы рад – прислуживаться тошно». Но консервативное дворянское общество устроено таким образом, что без «прислуживания» здесь невозможно ничего добиться. Чацкий хочет служить «делу, а не лицам».

Но у Фамусова и его сторонников совсем другой взгляд на вопрос службы.

Идеал Фамусова – его покойный дядя Максим Петрович. Он заслужил уважение самой императрицы тем, что однажды на приеме повел себя как шут. Оступившись и упав, он решил обернуть эту неловкую ситуацию в свою пользу: упал еще несколько раз специально, чтобы посмешить публику и императрицу Екатерину. Такое умение «подслужиться» принесло Максиму Петровичу огромное богатство и вес в обществе.

Чацкий же не приемлет таких идеалов, для него это унижение. Он называет это время веком «покорности и страха», зажимающим человеческую свободу. Сравнение героем «века нынешнего» и «века минувшего» оборачивается не в пользу последнего, ведь сейчас «вольнее всякий дышит и не торопится вписаться в полк шутов».

Семейные ценности Чацкого и Фамусова

Столкновение Фамусова и Чацкого происходит и по поводу расхождения их взглядов на семейные ценности. Фамусов считает, что при создании семьи наличие любви совершенно не важно. «Кто беден, тот тебе не пара», – говорит он дочери. Как в обществе, так и в семье во главу угла ставятся деньги. Богатство для фамусовского общества – то же самое, что счастье. Личные качества не имеют значения ни в свете, ни в семье: «Будь плохенький, да если наберется душ тысячки две родовых, – тот и жених».

Чацкий же – сторонник живого чувства, тем и страшный для фамусовской Москвы. Этот герой ставит любовь выше денег, образованность выше положения в обществе. Поэтому и разгорается конфликт Чацкого и Фамусова.

Выводы

Сравнительная характеристика Чацкого и Фамусова выявляет всю подлость и безнравственность Фамусова и его сторонников. Но время Чацкого в том обществе, которое описывается в комедии «Горе от ума», еще не пришло. Главного героя изгоняют из этой среды, объявив его сумасшедшим. Чацкий вынужден отступить из-за численного превосходства «века минувшего». Но он уезжает из Москвы не проигравшим, а победителем. Его речей испугалась светская Москва. Его правда страшна для них, она угрожает их личному комфорту. Его правда одержит победу, так смена старого новым исторически закономерна.

Столкновение Фамусова и Чацкого – это спор двух поколений, двух разных миров. Аргументы и причины конфликта, описанные в данной статье, могут быть использованы учениками 9 классов во время написания сочинения на тему «Характеристика Чацкого и Фамусова в комедии «Горе от ума»»

Источник

отношение чацкого и фамусова к любви, браку и счастью

Отношение к народу и крепостному праву
Век нынешний:
Чацкий выступает против тех людей, которые являются столпами дворянского общества, выступает против порядков екатерининского века.
Век минувший:
Фамусов – защитник старого века, времени расцвета крепостничества.

Отношение к просвещению
Век нынешний:
Чацкий защищает право служить просвещению страны путем научной работы, литературы, искусства.
Век минувший:
Фамусов выступает против книг, в учении видит вред.

Отношение к службе
Век нынешний:
Чацкий уходит со службы, т. к. хочет служить Родине, а не прислуживаться начальству.
Век минувший:
В качестве источника личных выгод видит службу лицам, а не делу.

Отношение к иностранному
Век нынешний:
Стоит за развитие национальной культуры, за единение интеллигенции с народом, высокого мнения о нем. Выступает против слепого рабского подражания иностранцам.
Век минувший:
С пренебрежением относится ко всему народному, национальному, рабски подражает внешней культуре Запада, особенно Франции, пренебрегая своим родным языком.

Отношение к богатству и чинам
Век нынешний:
Видит ценность человека в личных достоинствах. Отстаивает свободу мыслей, признает за каждым человеком право иметь свои убеждения, открыто высказывать их.
Век минувший:
Расценивает человека по его происхождению и количеству крепостных душ. Свято, непогрешимо мнение аристократического общества.

Отношение к любви, браку, счастью.
Век нынешний:
Искренность чувства.
Век минувший:
Любовь – притворство, брак по расчету.

Источник

отношение чацкого к семье. bhd5ComHFe0. отношение чацкого к семье фото. отношение чацкого к семье-bhd5ComHFe0. картинка отношение чацкого к семье. картинка bhd5ComHFe0. По всем вопросам позиции Чацкого и Фамусова абсолютно разные.

отношение чацкого к семье. crown3. отношение чацкого к семье фото. отношение чацкого к семье-crown3. картинка отношение чацкого к семье. картинка crown3. По всем вопросам позиции Чацкого и Фамусова абсолютно разные.

Отношения между Чацким и фамусовским обществом можно представить в таблице.

Народ бесправен, их распродают те, кому они предано служили: «…на них он выменил борзые три собаки», «…распроданы поодиночке».

Прислуга – это низшая часть людей, их можно оскорблять, ругать, унижать: «Ты, Филька, ты прямой чурбан … ленивую тетерю»

«В работу вас, на поселенье вас»

Чацкий готов служить, но только «делу», а «не лицам».

Идеальным считает жизнь знати, в богатстве, при дворце:

«…не то на серебре, на золоте едал; сто человек к услугам; Весь в орденах…»

«Что за тузы в Москве живут и умирают», «…с ключом и сыну ключ умел доставить».

Новый век более просвещенный, он позволяет мыслить думать, рассуждать, строить свою судьбу. Это радует Чацкого: «Вольнее всякий дышит и не торопится вписаться в полк шутов».

Учение для Фамусова и его общества – это страшная чума, которая нарушает устои дворянства, Фамусов против книг, особенно в воспитании дочерей: «Ученье – вот чума, ученость – вот причина, что нынче, пуще, чем когда, Безумных развелось людей, и дел, и мнений». «Ей сна нет от французских книг, а мне от русских больно спится». Ярко характеризует отношение фраза:«Забрать все книги бы да сжечь».

Чацкий уходит со службы: «Служить бы рад, прислуживаться тошно». Он не может сгибаться и притворяться: «Как тот и славился, чья чаще гнулась шея». Смешно юноше наблюдать рвение к чину:«…Стучали об пол не жалея!»

Фамусов любит подхалимов, любитель прислуживать: «Когда же надо подслужиться, и он сгибался в перегиб»

Считает, что в России излишнее увлечение всем иностранным, уходит на задний план исконно русское: «Воскреснем ли когда от чужевластья мод?»

Иностранцы – это особый народ. Им рады, для них всегда открыты двери.

Чацкий не ставит на первый план достаток, для него важен сам человек, его ум и умение общаться.

Богатство – это самое главное, что должно быть у жениха дочери Троекурова, хорошо бы иметь сына с «орденком в петличке».

Любовь не выдерживает разлуки: «…любви конец, кто на три года вдаль уедет».

Семья – это члены одного социального круга: «Что по отцу и сыну честь».

Умный человек не ищет «теплого» места, повышения чина. Он увлечен науками, нравится познавать все новое. Сам Бог возбуждает в нем «…жар к искусствам творческим, высоким и прекрасным…».

Ум нужен для службы, движения верх по карьерной лестнице. Умный – деловой. Разумные, но нищие не могут быть приняты в дворянскую семью: «Пускай себе разумником слыви, а в семью не включат…здесь еще и дорожат дворянством».

Источник

Сравнительная характеристика Чацкого и фамусовского общества — героев комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»

Представителем таких дворян в комедии «Горе от ума» является Александр Андреевич Чацкий. Он представляет «век нынешний», то есть прогрессивно мыслящих людей, которых пока в дворянском обществе не так много. «Век минувший» в комедии Грибоедова представлен в лице фамусовского общества (так принято называть группу лиц: самого Фамусова, его домашнее окружение и гостей этого барина).

Взгляды Чацкого и фамусовского общества на жизнь

По всем важным вопросам жизни общества у представителей «века минувшего» и «века нынешнего» суждения противоположны.

Отношение к богатству, чинам, службе

Чацкий понимает, что, по мнению представителей «века минувшего», женихи для их дочерей должны «с именьем быть и в чине» (действие 1, явление 7). Он в своём монологе «А судьи кто. » отмечает, что некоторые «отечества отцы» «грабительством богаты» и «защиту от суда в друзьях нашли, в родстве» (действие 2, явление 5).

Служба для представителей фамусовского общества — это лишь источник благосостояния и почёта. Например, Фамусов со служебными делами разбирается просто: «Обычай мой такой: //Подписано, так с плеч долой» (действие 1, явление 4).

Ради получения чинов и повышения по службе многие унижаются перед вышестоящими людьми. Таков был, например, дядя Фамусова Максим Петрович, который, несмотря на свою важность, «сгибался вперегиб», чтобы «подслужиться» к вышестоящим особам. Этот Максим Петрович добился важного места тем, что насмешил императрицу тем, что оступился и упал, да не один раз, а три раза (последние два — уже нарочно). Этот пример Фамусов привёл после слов Чацкого: «Служить бы рад, прислуживаться тошно» (действие 2, явление 2). Фамусов считает, что на службе не нужно быть «гордецом», что перед начальством следует пресмыкаться, чтобы получить выгоду.

Секретарь Фамусова Молчалин тоже считает, что нужно угождать начальнику, и, на всякий случай, угождает даже всем в его окружении, точно следуя завещанию своего отца.

Полковник Скалозуб, которого Фамусов прочит в женихи дочери, богат и добился высокого чина, так как знает, «чтоб чины добыть, есть многие каналы…» (действие 2, явление 5).

Чацкий, в отличие от представителей фамусовского общества, считает, что служить нужно «делу, а не лицам» (действие 2, явление 2), на благо Отечества, а не для накопления богатства любыми путями.

Отношение к кумовству, протекции

В фамусовском обществе «по отцу и сыну честь». Добившийся служебных высот Фамусов пристраивает к себе на службу родственников, не обращая внимания на их деловые качества. Он говорит Скалозубу: «При мне служа́щие чужие очень редки; //Всё больше сестрины, свояченицы детки; //Один Молчалин мне не свой, //И то затем, что деловой. //Как станешь представлять к крестишку ли, к местечку, //Ну как не порадеть родному человечку. » (действие 2, явление 5).

Молчалин, который тоже относится к фамусовскому обществу, не надеется на одни свои деловые качества. Чтобы в будущем продвинуться по карьерной лестнице, он заводит знакомства с влиятельными дамами, например, с «известной» Татьяной Юрьевной, имеющей «полезных» родных и друзей. Молчалин говорит Чацкому: «…частенько там // мы покровительство находим, где не метим» (действие 3, явление 3).

Чацкий не одобряет подобный образ действий, но понимает, что Молчалин «дойдёт до степеней известных».

Отношение к подражанию иностранцам

Гости Фамусова копируют наряды и повадки заезжих иностранцев и французских модисток. Русские господа изъясняются на смеси «французского с нижегородским». На балу в доме Фамусова гости немеют от восторга, слушая «французика из Бордо». Это недостойное раболепие перед чужим и презрение к своему с величайшей страстью разоблачает Чацкий. Он желает, чтобы господь истребил «дух пустого, рабского, слепого подражанья», чтоб русский народ хотя бы по языку господ «не считал за немцев».

Отношение к образованию, просвещению

Мода на всё иностранное в светском обществе дошла до того, что даже воспитание и образование своих детей светские люди доверяли весьма сомнительным педагогам-иностранцам — «числом поболее, ценою подешевле», как насмешливо говорит Чацкий. Это неудивительно, ведь хорошее образование фамусовское общество не интересует, а очень пугает.

«Ученье — вот чума, учёность — вот причина, //Что нынче пуще, чем когда, //Безумных развелось людей, и дел, и мнений», — уверен Фамусов (действие 3, явление 21). Следующая его реплика по этому поводу: «Уж коли зло пресечь: //Забрать все книги бы да сжечь».

Чацкий с горечью говорит, что если какой-нибудь молодой человек увлечётся науками или искусством, тотчас в обществе он прослывёт опасным человеком, мечтателем.

Отношение к московским нравам и времяпрепровождению

Основные интересы и занятия людей фамусовского общества — это «обеды, ужины и танцы», во время которых они приятно проводят время, подыскивают для дочерей выгодных женихов, протекцию для сыновей, сплетничают.

Жизнь фамусовской Москвы, несмотря на внешнюю суету, очень однообразна. После трёх лет отсутствия Чацкий видит прежнюю московскую затхлую жизнь: «Что нового покажет мне Москва? //Вчера был бал, а завтра будет два».

Фамусов же в восторге от московских нравов: «Решительно скажу: едва //Другая сыщется столица, как Москва» (действие 2, явление 5). Он говорит о хлебосольстве московских жителей, о том, что на них «есть особый отпечаток».

Отношение к крепостному праву

Но, конечно, Чацкий относится к ним не так, как Хлёстова и другие. Хлёстова относится к крепостной «арапке-девке» (которую купил для неё на ярмарке Загорецкий), как к собачке.

В монологе «А судьи кто?» Чацкий с негодованием говорит о неком знатном человеке, выменявшем своих преданных слуг, не раз спасавших его жизнь и честь «в часы вина и драки», на трёх борзых собак. Он осуждает и другого крепостника, который забрал из семей множество детей для крепостного балета. Красоте этих маленьких артистов дивилась вся Москва, но, в конце концов, они были поодиночке их владельцем распроданы.

Идеалы Чацкого и фамусовского общества

Мораль и идеалы фамусовского общества состоят в умении «подслужиться», чтобы занять высокое положение в обществе и пользоваться всеми подобающими этому положению привилегиями. Главное качество, ценимое в светском обществе: умение достичь богатства, успешно управляя своим именьем, и дойти на службе «до степеней известных», не останавливаясь перед безнравственными поступками.

Идеал Чацкого — свободная жизнь и служба на пользу не себе, а Отечеству. Для этого, по его мнению, в стране нужны преобразования. Люди, подобные Чацкому, стремились к свободе личной и общественной, к идеалам просвещения, образования и подлинной национальной культуры.

Сравнительная характеристика Чацкого и фамусовского общества (таблица)

Взгляды на жизньЧацкийФамусовское общество
Отношение к богатству, чинам, службеСлужить нужно «делу, а не лицам», на благо Отчизны, а не для обогащения любыми путями.Богатство — главное в жизни представителей фамусовского общества. Повышение в чинах и продвижение по службе нужны для ещё большего обогащения.
Отношение к кумовству, протекцииК протекции и кумовству относится отрицательно, но понимает, что благодаря им, в основном, и добиваются высоких чинов.Пристраивание на службу по родству, а не по деловым качествам. Старание продвинуться по карьерной лестнице путём протекции.
Отношение к подражанию иностранцамПротивник «рабского, слепого подражанья» иностранцам. Желает, чтобы русский народ «не считал за немцев» своих господ, плохо изъясняющихся на родном языке.Подобострастное отношение ко всему иностранному, презрение к русской культуре.
Отношение к образованию, просвещениюМечтает, чтобы людей просвещали и давали образование хорошие учителя, а не «учителей полки //Числом поболее, ценою подешевле».Отрицательное отношение к хорошему образованию, наукам. Доверяют воспитание и образование своих детей иностранным проходимцам.
Отношение к московским нравам и времяпрепровождениюДля Чацкого затхлая московская жизнь с её старыми предрассудками скучна.Однообразная светская жизнь с её балами, обедами, ужинами очень однообразна, но представителям фамусовского общества она по нраву. Им нравится беззаботное времяпрепровождение.
Отношение к крепостному правуС негодованием относится к тем дворянам, которые своих крепостных не считают за людей.Люди фамусовского общества относятся к крепостным как к низшим существам, не имеющим души.

Вывод

В комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» представитель «века нынешнего» Чацкий один противостоит представителям «века минувшего». Но таких людей, как главный герой грибоедовской комедии, в России было уже не мало. Чтобы показать это, автор ввёл в своё произведение таких внесюжетных персонажей как двоюродный брат Скалозуба, не пожелавший продолжать военную карьеру, поселившийся в деревне и начавший читать ниги. К таким людям относится и племянник княгини Тугоуховской князь Фёдор, химик и ботаник, не желающий добиваться чинов.

Стремление служить «делу, а не лицам», путешествия, жизнь в деревне, чтение книг — всё это возмущает фамусовское общество. Поэтому Чацкий и его единомышленники для представителей фамусовского общества — «опасные люди», «карбонарии», по словам Фамусова.

Чацкий и подобные ему люди вырвались из паутины предрассудков и обычаев дворянской среды и стремятся приблизить начало преобразований в стране.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *