отношение чацкого к образованию цитаты
3-4 цитаты из Горе от ума Грибоедова, по каждой теме для Фамусова и Чацкого. 1)Воспитание 2)Образование(книги) 3)Понимание
Ответ или решение 1
Фамусов.
«А ты, сударыня, чуть из постели прыг,
С мужчиной! с молодым! — Занятье для девицы!
Всю ночь читает небылицы,
И вот плоды от этих книг!
А все Кузнецкий мост, и вечные французы,
Оттуда моды к нам, и авторы, и музы:
Губители карманов и сердец!
Когда избавит нас творец
От шляпок их! чепцов! и шпилек! и булавок!
И книжных и бисквитных лавок!»
«Не надобно иного образца,
Когда в глазах пример отца.
Смотри ты на меня: не хвастаю сложеньем;
Однако бодр и свеж, и дожил до седин,
Свободен, вдов, себе я господин.
Монашеским известен поведеньем. «
2) Образование (книги):
«Скажи-ка, что глаза ей портить не годится,
И в чтеньи прок-та не велик:
Ей сна нет от французских книг,
А мне от русских больно спится.»
«Ученье — вот чума, ученость — вот причина,
Что нынче, пуще, чем когда,
Безумных развелось людей, и дел, и мнений.»
«Сергей Сергеич, нет! Уж коли зло пресечь:
Забрать все книги бы, да сжечь.»
» Не служит, то есть в том он пользы не находит,
Но захоти — так был бы деловой,
Жаль, очень жаль, он малый с головой;
И славно пишет, переводит.
Нельзя не пожалеть, что с эдаким умом. «
4) Отношение к крепостному праву:
5) Отношение к службе, чинам:
«Я, Софья Павловна, расстроен сам, день целый
Нет отдыха, мечусь как словно угорелый.
По должности, по службе хлопотня,
Тот пристает, другой, всем дело до меня!»
«Безродного пригрел и ввел в мое семейство,
Дал чин асессора и взял в секретари;
В Москву переведен через мое содейство;
И будь не я, коптел бы ты в Твери.»
«А дядя! что твой князь? что граф?
Сурьезный взгляд, надменный нрав.
Когда же надо подслужиться,
И он сгибался вперегиб»
«А у меня, что дело, что не дело,
Обычай мой такой:
Подписано, так с плеч долой.»
» К военным людям так и льнут,
А потому, что патриотки.
Решительно скажу: едва
Другая сыщется столица как Москва.»
7) Отношение к иностранцам:
» Кто хочет к нам пожаловать, — изволь;
Дверь отперта для званных и незванных,
Особенно из иностранных;
Хоть честный человек, хоть нет,
Для нас равнехонько, про всех готов обед.»
Чацкий.
«Что нынче, так же, как издревле,
Хлопочут набирать учителей полки,
Числом поболее, ценою подешевле?
Не то, чтобы в науке далеки;
В России, под великим штрафом,
Нам каждого признать велят
Историком и геогра́фом!»
2) Образование (книги):
» Я глупостей не чтец,
А пуще образцовых.»
» И точно начал свет глупеть,
Сказать вы можете вздохнувши;
Как посравнить, да посмотреть
Век нынешний и век минувший»
«Из молодых людей, найдется — враг исканий,
Не требуя ни мест, ни повышенья в чин,
В науки он вперит ум, алчущий познаний;
К искусствам творческим, высоким и прекрасным,
Они тотчас: разбой! пожар!
И прослывет у них мечтателем! опасным!!»
«А чем не муж? Ума в нем только мало;
Но чтоб иметь детей,
Кому ума недоставало?»
4) Отношение к крепостному праву:
» Толпою окруженный слуг;
Усердствуя, они в часы вина и драки
И честь и жизнь его не раз спасали: вдруг
На них он выменил борзые три собаки. «
«Или вон тот еще, который для затей
На крепостной балет согнал на многих фурах
От матерей, отцов отторженных детей?!
Сам погружен умом в Зефирах и в Амурах,
Заставил всю Москву дивиться их красе!
Но должников не согласил к отсрочке:
Амуры и Зефиры все
Распроданы по одиночке!!»
5) Отношение к службе, чинам:
» А впрочем, он дойдет до степеней известных,
Ведь нынче любят бессловесных.»
«И в женах, дочерях — к мундиру та же страсть!
Я сам к нему давно ль от нежности отрекся?!»
«Чины людьми даются;
А люди могут обмануться.»
«Когда ж пространствуешь, воротишься домой,
И дым Отечества нам сладок и приятен!»
7) Отношение к иностранцам:
«А этот, как его, он турок или грек?
Тот черномазенький, на ножках журавлиных,
Не знаю как его зовут,
Куда ни сунься: тут, как тут.»
«Ах! если рождены мы всё перенимать,
Хоть у китайцев бы нам несколько занять
Премудрого у них незнанья иноземцев;
Воскреснем ли когда от чужевластья мод?
Чтоб умный, бодрый наш народ
Хотя по языку нас не считал за немцев.»
Отношение Чацкого и Фамусова к чинам (цитаты), к образованию, службе
Отношение Чацкого и Фамусова к чинам (цитаты), к образованию, службе
Чацкий и Фамусов, герои комедии «Горе от ума» А. С. Грибоедова – герои-противоположности. На протяжении пьесы они высказывают противоположные взгляды на воспитание молодого поколения, службу, чины, ум и любовь. Их мнения на каждую тему можно представить в виде таблицы с цитатами:
Отношение к службе
«Служить бы рад, прислуживаться тошно». Он хочет служить «делу,анелицам». Ему противно служить только ради чина.
«А у меня, что дело, что не дело, обычай мой такой: подписано, так с плеч долой».
Он относится к службе легкомысленно, служит только ради того, чтобы не потерять свое место и быть в обществе весомым.
«Чины людьми даются,
А люди могут обмануться …».
«Мундир! один мундир! Он в прежнем их быту когда-то укрывал, расшитый и красивый, их слабодушие, рассудка нищету; И нам за ними в путь счастливый! И в женах, дочерях – к мундиру та же страсть! … ».
Чацкий говорит о том, что чины часто получают недостойные люди.
«Будь плохонький, да если наберется, душ тысячки две родовых, тот и жених».
Для Фамусова чин – это всё. Человек оценивается не по знаниям или достоинствам, а по месту в обществе.
Отношение к образованию
«Что, нынче, так же, как издревле, хлопочут набирать учителей полки числом по более, ценою подешевле?», «…нам каждого велят признать историком и географом».
Чацкий отмечает, что образование не дает знаний людям – оно существует лишь для моды. Поэтому богатые люди и нанимают учителей, а знания не улучшаются.
«Забрать все книги бы да сжечь», «Ученье – вот чума, ученость – вот причина, что нынче пуще чем когда, безумных развелось людей и дел, и мнений».
Для Фамусова образование – это корень зла, поэтому он считает, что образование не нужно никому.
Отношение Чацкого и Фамусова к чинам (цитаты), к образованию, службе
Чацкий и Фамусов, герои комедии «Горе от ума» А. С. Грибоедова – герои-противоположности. На протяжении пьесы они высказывают противоположные взгляды на воспитание молодого поколения, службу, чины, ум и любовь. Их мнения на каждую тему можно представить в виде таблицы с цитатами:
Отношение к службе
«Служить бы рад, прислуживаться тошно». Он хочет служить «делу,анелицам». Ему противно служить только ради чина.
«А у меня, что дело, что не дело, обычай мой такой: подписано, так с плеч долой».
Он относится к службе легкомысленно, служит только ради того, чтобы не потерять свое место и быть в обществе весомым.
«Чины людьми даются,
А люди могут обмануться …».
«Мундир! один мундир! Он в прежнем их быту когда-то укрывал, расшитый и красивый, их слабодушие, рассудка нищету; И нам за ними в путь счастливый! И в женах, дочерях – к мундиру та же страсть! … ».
Чацкий говорит о том, что чины часто получают недостойные люди.
«Будь плохонький, да если наберется, душ тысячки две родовых, тот и жених».
Для Фамусова чин – это всё. Человек оценивается не по знаниям или достоинствам, а по месту в обществе.
Отношение к образованию
«Что, нынче, так же, как издревле, хлопочут набирать учителей полки числом по более, ценою подешевле?», «…нам каждого велят признать историком и географом».
Чацкий отмечает, что образование не дает знаний людям – оно существует лишь для моды. Поэтому богатые люди и нанимают учителей, а знания не улучшаются.
«Забрать все книги бы да сжечь», «Ученье – вот чума, ученость – вот причина, что нынче пуще чем когда, безумных развелось людей и дел, и мнений».
Для Фамусова образование – это корень зла, поэтому он считает, что образование не нужно никому.
Отношение к воспитанию (Горе от ума), к образованию, цитаты
1. Отношение к богатству, к чинам
Чацкий – не придает им большого значения.
Фамусовское общество – считает богатство и статус самым важным в человеке. Например, Фамусов никогда не отдаст дочь за небогатого человека.
2.Отношение к службе
Чацкий – хотел бы “служить делу, а не лицам”, однако это невозможно. Не приемлет карьеризма и не желает “прислуживаться”.
Фамусовское общество – Считает, что для продвидения по службе и получения наград все средства хороши.
3.Отношение к иностранному
Чацкий – высмеивает преклонение перед всем иностранным.
Фамусовское общество – считают иностранное заведомо лучше русского (нанимают иностранных гувернеров, покупают иностранные товары и даже между собой разговаривают на иностранном (французском) языке)
4.Отношение к образованию
Чацкий – считает хорошее образование жизненно необходимым.
Фамусовское общество – считают образование не только ненужным, но и даже вредным “ученье – вот чума, ученость – вот причина…”
5.Отношение к крепостному праву
Чацкий – горячо осуждает.
Фамусовское общество – воспринимает как должное.
6. отношение к московским нравам и времяпрепровождению
Чацкий – высмеивает праздность московского дворянства и консервативные нравы местного общества.
Фамусовское общество – считает, что все так и должно быть.
7. отношение к кумовству, протекции
Фамусовское общество – считает это нормальным и правильным.
8.отношение к свободе суждений
Чацкий – считает, что каждый имеет право свободно высказывать свои мысли – и сам так поступает.
Фамусовское общество – боится инакомыслия, считает его опасным.
9.отношение к любви
Чацкий – серьезно относится к любви. Любит Софью.
Фамусовское общество – считает любовь блажью, браки заключают по расчету.
Чацкий – серьезно относится к ним. Чацкий много путешествовал, читал и, как прогрессивная дворянская молодежь 19-го века, наверняка много размышлял над тем, каким он видит идеальное общество и что его не устраивает в существующем.
Фамусовское общество – думают только о деньгах и статусе. Не считают нужным делать что-то для улучшения современного им общества – напротив, хотят сохранить все как есть.
Отношение Чацкого к крепостному праву в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»
Какого отношение Чацкого к крепостному праву и высшему обществу? Устраивает ли его заведенный порядок вещей или он жаждет перемен?
В комедии Александра Грибоедова под названием «Горе от ума» прослеживается противостояние двух ярких персонажей, которые проповедуют различные взгляды на жизнь.
Если Фамусов говорит о том, что жизнь высшего сословия его устраивает и ничего менять не нужно, то Андрей Чацкий внутренне готов к переменам и жаждет их «всей душой».
Отношение Чацкого к чинам, богатству, карьере
У Фамусова есть мнение, что богатство и положение в обществе – это главная цель человека. К ней-то он и должен стремиться. Если человек не занимает определенного положения, не обладает богатством, то недостоин его внимания и общения.
Чацкий же, напротив, не считает богатство необходимым атрибутом жизни. Современный человек готов «строить» карьеру, но не готов жертвовать личными приоритетами. В пример можно привести цитату: «Служить бы рад, прислуживаться тошно».
Чацкий, в отличие от Фамусова, призирает чины, но при этом готов к службе, он рад: «служить делу, а не лицам». Однако, по мнению героя – это невозможно, поскольку он не приемлет карьеризма.
«Знатных и сильных» мира сего свободолюбивый герой комедии не ценит, считая таких людей – бесполезными.
Отношение Чацкого к образованию и просвещению
Герой считает образование обязательным условием процветания в современном обществе. Образование необходимо молодым людям, желающим достичь чего-то в жизни.
Чацкий говорит о том, что просвещение необходимо, ведь оно поможет решить многие проблемы современности. Считает, что стоит учиться не только у немцев, но и у китайцев.
Отношение Чацкого к крепостному праву и народу
Примечательно, что автор произведения никогда не высказывался за или против отмены крепостного права. Свою неоднозначную позицию он «передал» и главному персонажу комедии.
Андрей Чацкий имеет современные суждения, открыто говорит о существующих проблемах, легко вступает в споры.
При этом в произведении герой практически не затрагивает эту тему. Относиться к крепостному праву каким-либо образом не позволяет сложившаяся на тот момент обстановка в стране, которая была крайне острой.
Тема затрагивается косвенным образом в одном монологе, прослеживается в нескольких высказываниях персонажа. На основе этих нескольких цитат и изучения финального монолога героя, можно сказать, что он осуждает крепостное право. Называет его рабским.
Скорее герой высмеивает помещика, который: «выменял борзые три собаки на толпу слуг». К народу же Чацкий благоволит, говоря о том, что люди в России добрые и даже бодрые.
Любовь к простому народу, неприязнь знати и неготовность «прислуживаться» отличает Чацкого от Фамусова и членов его общества.
Заключение
Общество негодяев, примеры ужасов, в виде обмена крестьян на борзых собак – дает право читателю судить о том, что Чацкий, как персонаж к крепостничеству относится негативно. Но как таковой линии отрицания в произведении не прослеживается.
Нынешний образ жизни, уклад общества, отношение к чинам, богатству, положению в обществе – не устраивает главного героя. Но, увы, он не может «вразумить» дочь Фамусова, Лизу, своими речами, по этой причине и уезжает.
Таким образом автор показывает, что разумные речи одного человека не способны повлиять на толпу глупцов, какими бы красноречивыми они не были. Этот уход выглядит, как бегство, таковым и является.
Своеобразная олигархия: разумный человек бежит не от проблемы, а старается избежать участи стать глупцом, которая его непременно ждет, если он останется.