история создания сказки серебряное копытце
Краткое содержание сказа Бажова «Серебряное копытце»
Павел Петрович Бажов написал много прекрасных произведений, которые поражают умением писателя соединить обыденное и волшебное.
Таким же лиричным, светлым, обаятельным и запоминающимся является уральский сказ «Серебряное копытце», краткое содержание которого разбирается на уроках литературы в четвёртом классе.
История создания
Бажов своё произведение «Серебряное копытце» написал в 1938 году, рассказав всем о жизни маленькой девочки-сиротки и её дедушки. Но сразу же первая попытка опубликовать сказку окончилась для писателя провалом, так как редактор читал произведение невдумчиво, пропуская строки.
Когда он возвращал Павлу Петровичу рукопись, то выразил удивление, что с таким рассказом Бажов пытается проникнуть в детскую литературу. Такой провал писатель переживал ужасно, он даже на некоторое время потерял веру, что может заниматься писательством. Ещё один редактор сообщил автору, что его сказы не являются фольклором, а просто его фальсификация.
Главная мысль сказа
История создания сказа переносит читателя в двадцатый век, когда люди много работали, чтобы жить достойно.
Героиня произведения тоже добрая и трудолюбивая. Она всегда хотела увидеть волшебного козла. Подружившись с охотником, отвечая на его добро взаимностью, она смогла осуществить свою мечту.
Герои «Серебряного копытца» доказывают, что богатство, успех и даже исполнение желаний не могут прийти просто так.
Встреча с козликом
Вот так и стали жить Кокованя и Даренка с кошкой Муренкой. Жили они так: старик утром уходил на работу, а девочка в избе прибирала да кушать готовила. Кошка же тоже просто так не спала, а ловила мышей. Когда же дед возвращался домой, он рассказывал девочке все те сказки, что сам знал. Но каждый раз воспитанница не только слушала их с большим удовольствием, но и просила ей повторить историю о волшебном козле.
Рассказал дед своей воспитаннице, что у этого волшебного козла на передней правой ноге было серебряное копытце, поэтому стоило ему только им ударить, как тут же вылетал драгоценный камень оттуда, а если ударял 2 раза, то 2 камня. Стоит постоянно бить ему ножкой, и тут же появлялась груда таких дорогих камней.
Тот рассказ о волшебном козле так заинтересовал девочку, что она постоянно расспрашивала о нём у старика. Ей было интересно всё: какая у него шерсть, какие рога, что он ест.
Когда же наступила зимняя пора, опять Кокованя стал собираться на охоту. Даренка узнала об этом и стала просить, чтобы он взял её с собой, так как хотела увидеть волшебного козла. Но долго старик отказывал девочке, ведь нельзя ей было ходить по зимнему лесу, так как холодно и тяжело. Но потом всё-таки поддался на уговоры и согласился, только поставил условие, чтобы она не плакала и домой не просилась.
Так втроём и отправились они в лес. Стали дед с Даренкой да с её кошкой жить в избушке, находящейся на лесной опушке. Каждый день дед ходил на охоту и приносил с собой добычу. Накопилось у них много мяса, поэтому пришлось старику пойти в деревню за лошадью, а Даренка осталась одна в избушке.
Когда совсем потемнело, заметила девочке в окне тень козлика, а затем услышала она и топот его копыт. Она сразу же отворила дверь и увидела вдалеке того самого волшебного козлика, у которого было серебряное копытце. А тут ещё Муренка пропала, да и дед что-то задерживался, поэтому девочка и загрустила.
Выбежала она искать свою кошку на улицу и замерла, так как её кошка на полянке игралась с волшебным козликом. Взобралось волшебное животное на крышу и стало бить по ней копытцем. И посыпались во все стороны драгоценные камни, поэтому, когда дед вернулся домой, то удивился, увидев, что весь дом засыпан самоцветами.
«Серебряное копытце» Павла Бажова — мир лесной тайны
Природа будто говорит людям: берите у меня необходимое, а на остальное просто любуйтесь, ведь красота — это лучшее, что у меня есть.
Павел Петрович Бажов родился в семье рабочего, его жизненный путь был непростым. В русскую литературу он вошёл как уральский сказитель. Народные предания стали главным делом его жизни далеко не сразу, хотя привлекли его внимание ещё в юности. Уральскими сказаниями Бажов занялся, когда на его долю выпала, по собственным словам писателя, «невесёлая полоса». Во второй половине 1930-х годов Бажов был уволен из свердловского издательства и по доносу исключён из партии. Работы не было, семья перебивалась на зарплату сестры жены. И тогда Бажов решил вернуться к старой задумке и стал писать истории по мотивам народных сказаний. Ведь легенды, которые рассказывали в этих краях, он начал собирать ещё в юности.
Павел Бажов «Серебряное копытце»
В это время в партийных кругах возник запрос на рабочий фольклор — в противовес крестьянскому. Герои Бажова — трудолюбивые уральцы, живущие «в заводе», мастеровые, ремесленники, кузнецы — вполне подходили под это определение. Первые публикации были представлены как народные легенды, услышанные в 1892–95 годах от старого мастера В. А. Хмелинина (в «Уральских былях» он выведен под именами Хмелинин-Слышко, дед Слышко, Стаканчик). Публикации сопровождались фразой: «Записано П. Бажовым». После этого критики обрушились на писателя сразу с двух сторон: если истории лишь записаны за народным сказителем, то автор не может называться литератором; а если он сочинил их сам и выдал за фольклор, то это фальсификация.
Лишь много позже в литературе будет узаконен жанр «нового фольклора». Сказы Бажова к тому времени уже обретут самостоятельную жизнь и признание. «Медной горы Хозяйка», «Малахитовая шкатулка», «Каменный цветок», «Огневушка-поскакушка» — этими волшебными историями зачитывались и взрослые и дети. Уже более полувека люди, приезжающие на Урал, непременно хотят увидеть «бажовские места», посмотреть, где именно происходили его истории, погрузиться в мир суровой красоты уральской природы. В Европе веками рассказывали о хранителях подземных сокровищ — гномах, а у Бажова героями сказаний были талантливые работящие люди. Их всегда ждут непростые испытания, словно сама природа проверяет на прочность и верность выбранному пути.
иллюстратор Паоло Доменикони
Сказка «Серебряное копытце» была написана в 1938 году. Из всех бажовских историй она одна предназначена для малышей. Это светлая история со счастливым концом. В ней нет коварных злодеев, нет явного социального или человеческого конфликта, а есть волшебство, обаятельные герои и дивный певучий язык. А ещё есть звери — кошка и олень, они тоже полноправные герои этой сказки. Старик Кокованя всю жизнь ищет сказочного «козлика» — оленя с серебряным копытцем. Этот волшебный зверь может одарить драгоценными камнями, надо лишь дождаться счастливого момента и его увидеть. Но он показывается не всем подряд, а лишь тому, кто ему приглянется.
Серебряное копытце является не старику Коковане, а наивной и искренней сироте Дарёнке. Для неё неожиданно появившиеся сокровища прежде всего чудо, а не богатство. Само имя девочки указывает на дар: сначала сама она становится подарком в жизни одинокого бездетного Коковани, а после получает награду от волшебных сил. Не случайно и то, что большая часть драгоценностей, подаренных Серебряным копытцем, бесследно исчезает под снегом. Природа будто говорит людям: берите у меня необходимое, а на остальное просто любуйтесь, ведь красота — это лучшее, что у меня есть; не пытайтесь забрать то, что я не хочу отдавать, проникнуть в тайны, которые я не открываю. Противостояние природы и человека встречается во многих сказах Бажова, есть такой мотив и в самой доброй и простой из его историй. Лес для человека в Сибири — это и жизненная необходимость, и опасность, и чарующая красота. И природа у Бажова никогда не открывает человеку своих тайн. Недаром в сказке волшебный олень и кошка Мурёнка понимают друг друга без слов — у них своя общая звериная тайна.
иллюстратор Паоло Доменикони
Многие художники иллюстрировали «Серебряное копытце», и каждый хотел по-своему увидеть северный лес, волшебного оленя на крыше, самоцветные камни в снегу. В 1952 году сказка Бажова вышла с иллюстрациями Марины Успенской. Её Серебряное копытце — робкое, ранимое и трогательное сказочное существо, а сияющий морозный день, хрустящий снежок и искрящаяся зимняя ночь смотрятся почти по-новогоднему. В её иллюстрациях яркие и подробные детали: расписные платьица сельчанок, узор на печи, убранство стола. Запоминаются и лица — задорная улыбка Дарёнки, добрые лучистые глаза Коковани, осуждающие физиономии соседок и загадочная кошка Мурёнка.
В советское время Средне-уральским книжным издательством выпускалось много книжек со сказами Бажова с иллюстрациями местных художников. В 21-ом веке каждый год выходит в свет новое издание уральских сказов с рисунками современных иллюстраторов. В 2018 году в издательстве «Акварель» в серии «Волшебники кисти» вышла книжка «Серебряное копытце», оформленная петербургским художником Михаилом Бычковым. Своей волшебной кистью он превратил то, о чём просто и лаконично сказал Бажов, в живописные полотна. Сказочный Урал стал зримым и реальным во множестве деталей и подробностей и всё-таки остался волшебным. Вот как отозвался об этой книге Михаил Яснов: «Мир человеческий и мир природы, так тонко и трепетно соприкасающиеся в сказке Бажова, оказываются необыкновенно, на мой взгляд, обогащёнными, когда становятся “видеорядом”, созданным иллюстратором. Они обретают новый заряд доброты, трепетности и поразительного удивления — художник заставляет и нас пережить это чувство красоты и мощи заповедной природы».
иллюстратор Паоло Доменикони
Эту сказку также иллюстрировал итальянский художник Паоло Доменикони. Во время работы над книгой его особенно поразила необъяснимая тайна исчезновения вместе с оленем кошки Мурёнки. И вообще он был очарован волшебным подарком из зимнего леса, который и сам по себе — загадка. В рисунках Паоло Доменикони соединились современные цифровые технологии, традиции классической итальянской живописи и необычайная красота уральских гор. Паоло Доменикони сумел передать в своих рисунках очарование и поэтичность речи Бажова, воссоздать сказочный мир его героев, которые живут рядом с нами уже несколько поколений. «Я бы хотел, чтобы детские книги вдохновляли, пробуждали мечты», — говорит художник. И его иллюстрации к «Серебряному копытцу» достойно подтверждают эти слова. Они создают удивительную атмосферу тайны и помогают маленькому читателю погрузиться в чарующий мир уральских сказов, а взрослому — заново открыть для себя знакомую с детства историю. Ведь есть в этой сказке нечто такое, что до сих пор пытаются понять и художники и читатели. Но разве можно понять волшебство?
Бажов, П. Серебряное копытце / Павел Бажов ; иллюстратор Паоло Доменикони. — Москва : Ясень и Бук, 2020. — 47 с. : цв. ил. — (Классика глазами современных художников).
Разбор сказа П. Бажова «Серебряное копытце» для читательского дневника
Уральские сказы увлекают взрослых и детей в мир старинных преданий. Они изложены простым языком, отражают надежды и быт русских людей во время крепостного права. Среди таких книг ярко выделяется произведение Павла Бажова «Серебряное копытце». В читательский дневник школьникам нужно написать характеристику и краткое содержание сказа. Информация помогает ученикам подготовиться к пересказу и сделать выводы.
История создания
Павел Петрович Бажов — талантливый интерпретатор уральского фольклора. В своих произведениях, которые написаны в стиле русских народных сказок, автор сочетал элементы реальности и фантазии. Литературные работы писателя учат мудрости, доброте, милосердию. В основу сказа о копытце лег фантастический образ. Когда-то ходил по Уралу серебряный олень — хранитель богатств. Аналогией ему в народных преданиях служат «лось — золотые рога» и «козел — серебристое копытце».
Олень (косуля) стал одним из самых поэтичных образов, созданных Бажовым. В предании говорится, что ему поклонялись финно-угорские племена. Рогатая голова лося (оленя, косули) — символ неба. На рогах лесной житель нес солнце, не касаясь копытами земли, которая была скверна для него.
На капищах шаманы укладывали священные серебряные блюда. На них лось мог опускаться, чтобы постоять на земле. В большом количестве такая посуда выменивалась жителями Урала на пушнину через татарских купцов. Наследие сохранилось, лучшая его часть вошла в коллекцию иранского серебра в Эрмитаже. Есть мнение, что от этой легенды и пошло в народе название Серебряное копытце. Священный олень касался копытами серебра, монет и драгоценных камней, которые лежали на блюдах в качестве даров для животного.
Впервые произведение было опубликовано в 1938 году в альманахе «Уральский современник». В 1942 году его отредактировали для сборника «Ключ-камень».
В сказе выделяется одна сюжетная линия, близкая к волшебной бытовой сказке. Фантастические события разворачиваются в привычных для героев условиях.
Персонажи произведения
Сказ читают вслух тихо, задушевно, немного грустно. Повествование ведется от лица заинтересованного рассказчика, который передает читателям сочувствие к простым обездоленным людям, вынужденным работать на приказчика до глубокой старости. Постепенно читатели знакомятся с главными героями «Серебряного копытца»:
Краткое содержание сказки
Старый охотник Кокованя остался один и надумал взять сиротку. Выбор пал на Даренку — маленькую девочку, которая недавно осиротела. Девочка согласилась идти к нему в дом только со своей кошкой Муренкой. Кокованя не был против. Они стали жить втроем, у каждого были свои обязанности. Кокованя работал, Даренка хлопотала по хозяйству, Муренка ловила мышей.
Вечером маленькая семья собиралась за ужином, и старик рассказывал сказки. Одну из них, о волшебном козле по прозвищу Серебряное копытце, Даренка любила больше других. Она очень хотела увидеть лесного жителя, из-под копыта которого появляются самоцветы. Кокованя тоже верил в то, что козел существует, и очень хотел встретиться с ним.
На зиму старик планировал переехать в балаган у покосных ложков. Там и зверя можно пострелять, и заветного козлика вычислить. Даренка уговорила взять ее с собой, а Муренка сама их догнала. Стали они жить дружно, но вскоре Кокованя насолил много козлиного мяса, его нужно было отвезти в город. С согласия девочки он собрался домой на два или три дня. Даренка с Муренкой на хозяйстве остались.
Днем были дела, а вечером девочка скучала. В первый вечер она услышала топоток по стенам, но ничего не увидела. Во второй вечер увидела козлика, готового топнуть передней ножкой. В третий вечер пропала Муренка. Даренка выглянула в окно и увидела, что кошка играет с козликом. Вышла девочка из дома, чтобы поближе посмотреть, а ночной гость запрыгнул на крышу и стал бить копытцем. На ту пору и Кокованя вернулся. Застыл старик в изумлении, глядя на радужные самоцветы. Их становилось все больше.
Снял Кокованя шапку и стал складывать камни. Однако Даренка попросила дедушку до утра не собирать драгоценности, чтобы посмотреть, как такая роскошь будет сиять на солнце. Вскоре волшебство исчезло. Пропал навеки козлик, а вместе с ним и Муренка. Ночью повалил густой снег, после чего от былой россыпи самоцветов не осталось и следа.
Сколько потом ни искали Кокованя с Даренкой, ни камушка не нашли. Однако им и того, что старичок в шапку насобирал, до конца жизни хватило. В местах же, где происходили события, долгие годы люди находили хризолиты и другие камни.
Информация для читательского дневника
Краткий анализ и план сказки «Серебряное копытце» нужны третьеклассникам для заполнения читательского дневника и подготовки к уроку внеклассного чтения. К этой работе следует приступать после знакомства с текстом произведения. В конспекте необходимо отразить следующие вопросы:
Образ кошки автор ввел в произведение специально. Гордые и независимые животные сопровождают людей более пяти тысяч лет, дарят им свою ласку и общение. Муренка кажется читателю волшебной. Она по-своему разговаривает с хозяевами, вторит им, поддерживает («Пр-равильно говоришь. Пр-равильно»). При обсуждении рассказа в классе ребятам предстоит выполнить пересказ «Серебряного копытца». План, на который можно опереться, может выглядеть так:
Сказ Бажова сочетает жанровые особенности волшебной и бытовой сказки. Действие происходит с обычными людьми в привычной для них обстановке. Волшебство совершают козлик, которого хотели увидеть герои, и кошка, впоследствии ставшая спутницей лесного обитателя. В произведении используются зачин, присказки, поговорки, уменьшительно-ласкательные суффиксы.
То, чему учит сказка «Серебряное копытце», можно встретить и в других произведениях Павла Петровича Бажова. Автор акцентирует внимание на вопросах доброты, трудолюбия, проблеме одиночества, любви к животным. Другая важная мысль заключается в том, что успех и богатство приходят к тем, кто этого заслуживает, трудится, стремится к цели. Сказ учит любить окружающий мир, заботиться о близких, ценить природу и ее дары.
Приводя ситуацию с шапкой, писатель подчеркивает, что не нужно брать больше положенного. Лишнее впрок не пойдет, им лучше поделиться без сожаления. К произведению хорошо подходят пословицы «Добро делай и добро жди» и «Кто людям помогает, тот и свои желания исполняет».
Сказочная история вызывает отклики в сердцах взрослых и детей. Красивым и неторопливым языком автор рассказывает историю о том, как главные герои заслужили награду за свои труды.
Отзывы о книге
Сказка Бажова о волшебном козлике — одна из моих самых любимых с детства. Проходили мы ее и в школе, разбирали, анализировали. Мне очень нравится, что Кокованя спокойный и рассудительный, а Даренка веселая и непоседливая. Муренка их объединяет, ласковая кошка. Жалко, что в конце произведения она пропала вместе с козликом.
Потянуло меня на пенсии перечитать сказы Бажова, тут и внуки подросли, сидят рядом, слушают. Из всех произведений больше всего запомнилось про Полоза и Кокованю. Выдумщик был русский народ такие истории придумывать, да и земля уральская богатая, располагала к этому. Читаешь, думаешь, погружаешься в другой мир. Все заботы уходят.
Сказку о Даренке и Коковане знаю и люблю с детства. Книжка с красивыми картинками передалась по наследству дочери. Теперь ей задали написать в читательском дневнике свое отношение к прочитанному. Разобрали тему, легко и быстро заполнили основные пункты — автор, смысл, содержание, выводы. Любимый момент у нас — это когда Муренка деда с девочкой догоняла, чтобы с ними отправиться на зимовку. Кошка в этом произведении — уникальный, волшебный персонаж.
Смысл сказки Серебряное копытце
Сказка «Серебряное копытце» была написана Павлом Бажовым в 1938 году. Она включена в сборник уральских сказов «Малахитовая шкатулка». На этом произведении выросло уже не одно произведение читателей. По мотивам «Серебряного копытца» в 1977 году был снят одноимённый мультфильм, который известен множеству людей с самого детства. Несмотря на то, что сказка была написана так давно, она остаётся любима читателями и зрителями, и она того заслуживает. Обязательно прочитайте эту зимнюю историю.
События разворачиваются в одном из рабочих посёлков вблизи Уральских гор. Там один-одинёшенек живёт дед Кокованя, которому приходится взять к себе сиротку Дарёнку с кошкой Мурёнкой. На зиму они уходят в лес, где дедушка охотится и так зарабатывает. Они живут душа в душу. Дарёнка любит слушать волшебные истории Коковани, которые он с удовольствием ей ведает. И вот однажды дедушка рассказывает ей старую уральскую легенду. В ней говорится о волшебном козлике Серебряное копытце, из-под копытца которого сыплются драгоценные камни. Действия происходят в посёлке горняков: искателей золота и драгоценностей, поэтому неудивительно, что легенда появилась именно там. А Дарёнка загорается мыслью о Серебряном копытце, только и мечтает его увидеть.
Когда Кокованя уходит в деревню за лошадью, к лесной избушке, в которой осталась Дарёнка с кошкой, подходит лесной козлик. Три дня и три ночи ходит он вокруг дома. А на третий день, когда возвращается Кокованя, вспрыгивает на крышу домика, ударяет копытцем, и всё вокруг покрывается драгоценными мерцающими камнями. Внучка с дедом любуются сиянием, а Кокованя набирает шапочку горсть камней.
Да, «Серебряное копытце» — очень красивое и радостное произведение. Но в чём же смысл сказки? Безусловно, в первую очередь автор рассказывает нам о тёплых человеческих взаимоотношениях. Дедушка с Дарёнкой и Мурёнкой живут тихо и мирно, не ссорятся, поддерживают друг друга во всём. Павел Бажов описывает их быт с большой любовью, видно, как любит он своих героев, как ставит в пример их семью. Да, эта семья не идеальна, но как любят друг друга её члены!
Итак, первая цель автора — показать теплоту взаимоотношений.
Но это не всё, о чём говорится в сказке. Несколько раз говорится, что люди хотят найти Серебряное копытце, чтобы с его помощью заполучить драгоценности и разбогатеть. В сказке упоминается мастер-горняк, который хотел поймать Серебряное копытце, чтобы стать очень-очень богатым. К этому стремилось большинство жителей деревни.
Именно поэтому никто не мог его увидеть. Никто, кроме Дарёнки и Коковани. Девочка мечтала увидеть козлика, чтобы просто поглядеть на него и насладиться красотой. Дедушка о такой встрече даже и не мечтал, не собирался получать выгоду, не искал наживы во всяком действии. А первой с козликом подружилась кошка Мурёнка. А у кошки тем более не могло быть никаких денежных интересов! Таким образом Серебряной копытце смогли увидеть только совершенно бескорыстные люди, не ищущие выгоду в каждом действии.
Вторая цель автора — показать необходимость бескорыстных действий, мотивируемых исключительно добротой и искренностью.
Но смысл сказки не только в этом. Давайте посмотрим на всю картину в целом. Вот деревушка, вот заснеженная избушка, еле видная, уходящая вдаль тропинка. Рядом любящие друг друга люди, кошка и яркие самоцветы. Перед нами прекрасная зимняя, новогодняя история. Зимние праздники не обходятся без экранизации этой истории.
Она говорит нам о том, что детские, светлые и чистые мечты всегда сбываются. Главное — верить в них и добиваться осуществления.
В этой статье мы рассказали, в чём смысл сказки «Серебряное копытце» Павла Бажова. Читайте эту и другие истории из цикла «Малахитовая шкатулка».
Увлекательная история возникновения ёлочной серии «Серебряное копытце.»
Девчоночка удивилась:
— Ты, дедо, как узнал, что меня Даренкой зовут?
— Да так, — отвечает, — само вышло. Не думал, не гадал нечаянно попал.
— Ты хоть кто? — спрашивает девчоночка.
— Я, говорит, вроде охотника. Летом пески промываю, золото добываю, а зимой по лесам за козлом бегаю да все увидеть не могу.
— Застрелишь его?
— Нет, — отвечает Кокованя. — Простых козлов стреляю, а этого не стану. Мне посмотреть охота, в котором месте он правой передней ножкой топнет.
— Тебе на что это?
— А вот пойдешь ко мне жить, так все и расскажу, — ответил Кокованя.
Девчоночке любопытно стало про козла-то узнать. И то видит — старик веселый да ласковый. Она и говорит:
— Пойду. Только ты эту кошку Муренку тоже возьми. Гляди, какая хорошая.
— Про это, — отвечает Кокованя, — что и говорить. Такую звонкую кошку не взять — дураком остаться. Вместо балалайки она у нас в избе будет.
Хозяйка слышит их разговор. Рада-радехонька, что Кокованя сиротку к себе зовет. Стала скорей Даренкины пожитки собирать. Боится, как бы старик не передумал.
Кошка будто тоже понимает весь разговор. Трется у ногто да мурлычет:
— Пр-равильно придумал. Пр-равильно.
Вот и повел Кокованя сиротку к себе жить.
Сам большой да бородатый, а она махонькая и носишко пуговкой. Идут по улице, и кошчонка ободранная за ними попрыгивает.
Так и стали жить вместе дед Кокованя, сиротка Даренка да кошка Муренка. Жили-поживали, добра много не наживали, а на житье не плакались, и у всякого дело было.
До появления сказов Бажова как писателя знали немногие, несмотря на то что он, активный журналист, был автором не только многочисленных газетных очерков, фельетонов, корреспонденций, но также автором двух книжек-очерков о Сысертских заводах, которые находились недалеко от Екатеринбурга, а позднее – автором историко-революционных книг. Первое издание «Малахитовой шкатулки» вышло в 1939 году, когда её автору исполнилось 60 лет. Но появление сказов не было случайностью. Бажовские сказы – итог всей его долгой жизни.
Сказ «Серебряное копытце» впервые был опубликован в альманахе «Уральский современник» в 1938 году, позже, в 1942 году, произведение было отредактировано для сборника «Ключ-камень».
В 1977 году на экраны вышел рисованный мультипликационный фильм режиссера Геннадия Сокольского.
Поэт-фронтовик Алексей Сурков говорил о сказах Бажова: «В волшебный мир старых уральских сказок Бажов погружал живых русских людей, и они своей реальной, земной силой побеждали условность сказки, как земная любовь простой русской девушки победила волшебную силу Хозяйки Медной горы». В своих сказах Павел Петрович удивительно чутко воплощает «глубокую, большую душу народа – могучего работника, великого труженика, которого не сломило вековое рабство, который нёс в себе негасимую правду и творческую красоту» (Фёдор Гладков). «Мастер и мастерство – главные герои бажовских сказов. А Мудрость, Талант, Трудолюбие, Доброта – главные их свойства» (Л. Татьяничева).
1. Кокованя (старик)
2. Даренка (девочка)
3. Муренка (кошка)
4. Козленок (на горе самоцветов Серебряное копытце)