Во что можно поиграть в компьютерном клубе
Легенды прошлого: во что играли в компьютерных клубах нулевых
Компьютерные клубы для России — тема особая. Про них много говорят на «Ютубе», о робких попытках «наладить киберспорт в 90-е» пишут журналисты, о ночных зарубах в «Контру» или «Кваку» вспоминают блогеры всех мастей и жанров. Однако зачастую во всех этих рассказах, публикациях и очерках упускается главное — то, ради чего подростки выпрашивали у родителей деньги. Пора исправить это упущение.
Вообще, вся история компьютерных клубов в России условно делится на три больших периода. Первый пришелся на вторую половину девяностых — эпоху, когда по всей стране начали возникать легендарные подвалы с компьютерами, которые в ту пору далеко не всегда даже объединяли в локальную сеть. И тут необходимо сразу прояснить одну важную деталь. Сами по себе клубы появились сразу после развала СССР. Но были они преимущественно приставочными. А вот первая волна компьютерных клубов в современном понимании этого слова пришлась как раз на вторую половину девяностых.
Разумеется, массовым это явление не было — стоимость даже одной IBM совместимой машины в те годы в РАЗЫ превышала цену среднестатистической 32 или 16-битной консоли. Однако это не останавливало бизнесменов-энтузиастов. В итоге на рубеже веков компьютерные клубы стали таким же привычным элементом городского пейзажа, как точки по продаже пиратских видеокассет или палатки с китайским хламом: дешевыми лазерными указками, тряпичными перчатками, игральными картами с изображением футболистов и иероглифами на упаковке.
Все это накладывалось на совершенно уникальный феномен под названием «безвременье». Позвольте пояснить. Западные геймеры жили во вполне понятной парадигме. У них была эпоха первых картриджных консолей, бум домашних компьютеров, аркадные галереи. Они видели как Nintendo в 80-е захватывала рынок, выпрашивали у родителей SNES или Mega Drive. На их глазах менялся мир и они старались подстраиваться под модные течения. У нас же всего этого не было. В результате, когда железный занавес наконец рухнул (туда ему и дорога — прим.), в страну стали везти дикое количество электроники, о существовании которой дети 80-х фактически ничего не знали.
Техническая вакханалия растянулась на десятилетие. В результате, в конце девяностых — начале нулевых в стране люди играли в любые консоли, которые можно было купить на рынке или в магазине. Ни в одной цивилизованной стране одновременно не сосуществовали 8-битные клоны Famicom, собранные на коленке копии Mega Drive и вполне себе лицензионная PlayStation, а позже и Dreamcast. В России же все именно так и было. Дети вечерами смотрели «Отважных», «Чародей: Страна Великого Дракона» или «Грозовые камни» по ТНТ, а после запускали любимую приставку — ну, какая у них была в наличии.
Самый удивительное в этом всем, что никто в здравом уме не предавался платформенным войнам — играли во все, до чего просто могли дотянуться. Нет, конечно же, споры возникали, причем зачастую совершенно дикие — например, что лучше: Dendy или PlayStation? Однако все это было не всерьез. Обыкновенное лукавство, чтобы скрыть жгучее желание получить в подарок PlayStation или что помощнее.
Так вот, компьютерные клубы тех лет были, по сути, легальным читом — возможностью за деньги пощупать платформу, которую ни один родитель в здравом уме своим отпрыскам не купил бы. Опять же, надо понимать, что фирмачи просили за компьютер БЕШЕНЫЕ деньги, которых попросту ни у кого не было. Равно как не было возможности взять технику в кредит — потребительский бум случился сильно позже, уже в середине нулевых.
В ту пору в компьютерных клубах можно было встретить абсолютно отмороженный набор игр. Солянка из «Поле чудес», порта 16-битной The Lion King, Duke Nukem 3D, Heroes of Might and Magic 2, Quake 2, Need for Speed III: Hot Pursuit и GTA — обычное дело. И абсолютно все эти игры, кроме разве что GTA и The Lion King, были интересны аудитории заведения. Никому даже в голову не могло прийти, что главная прелесть клубов заключалась в возможности мультиплеера по локальной сети — в «компы» ходили для того, чтобы просто поиграть.
Вы можете удивиться, а какого, собственно, черта в списке такой адский разнобой в играх. Почему вторые «Герои», а не третьи? Второй «Квейк», а не третий — ну, и так далее. Разгадка проста: большинство машин, которые в конце девяностых стояли в заведениях, попросту не вывезли бы мощь графического ядра Quake 3. С «Героями» все и того проще. Никто в здравом уме не стал бы устанавливать на жесткий диск компьютера игру, которая не запускалась без CD-болванки в приводе, а Heroes of Might and Magic III было не так-то и просто достать в пиратской версии — на каждом углу лежала лицензия от «Буки», причем дешевая, но совершенно не подходящая для нужд зала.
Адски медленное обновление игротеки вообще было бичом большинства клубов тех лет. Взять хотя бы культовую Counter-Strike. На прилавках уже давно лежала версия 1.4, а в компьютерных салонах в лучшем случае стояла 1.3, причем чуть ли не базовая, без кучи дополнительных карт и пользовательских аддонов. И это мы сейчас на примере города-миллионника рассказ ведем. Впрочем, геймеров это не особо волновало — запускается и ладно. Повторимся, около 90% контингента являлись в клуб просто для того, чтобы поиграть. А этой категории людей и Quake 2 за глаза было.
Ситуация начала меняться в середине десятилетия. Году в 2005 компьютеры из роскоши и экзотики превратились во все еще дорогую, но обыденность. Несложно догадаться, что российские геймеры с лихвой наверстывали упущенные ранее игры. Однако игротеки не вымерли — в них все так же ошивались толпы подростков. В каком-то смысле салоны повторили судьбу аркадных галерей из 80-х: из места, в котором можно просто поиграть, они превратились в клуб по интересам, элемент социализации и возможность сразиться друг с другом в любимые сетевые шутеры.
Разгадка феномена проста: интернет в те годы был не у всех, а если и был, то зачастую модемный и медленный. Локальная сеть на десять стоящих в подвале машин же была вполне способна заменить Всемирную паутину. Впрочем, было бы ошибкой полагать, что завсегдатаи «компов» состояла сплошь из любителей «Контры» да «Кваки». Аудитория была разношерстной — от пришедших «за компанию» людей до веселых «гопников» и заядлых геймеров с задатками киберспортсменов. Были даже те, кому родители дома позволяли играть не более получаса в день: эти товарищи душу отводили в синглплеерных боевиках и стратегиях.
А вот с играми все было куда как интереснее. Если в конце девяностых на жестких дисках можно было встретить абсолютно любую дичь — буквально: до чего руки админа дотянуться — то в нулевые подборка состояла сплошь из хитов. Давайте для удобства описания создадим некую жанровую разбивку. Итак.
Шутеры: как правило, джентльменский набор любого уважающего себя клуба состоял из связки Counter-Strike 1.6, Quake 3 и Unreal Tournament. Что-то более редкое вроде первой Call of Duty или Return to Castle Wolfenstein было почти не встретить. Еще более экзотичные Soldier of Fortune, The Operative: No One Lives Forever или T he Chronicles of Riddick: Escape from Butcher Bay — подавно. И уж чего не было точно, так это новинок, вроде Half-Life 2, Doom 3, Quake 4, Prey и любых других требовательных тайтлов. Разгадка проста: железо в клубах, как и прежде, не поспевало за прогрессом, а владельцы заведений предпочитали высасывать последнюю копейку из имеющегося парка, а не вкладывать деньги в модернизацию оборудования.
Экшены: абсолютная лотерея. Встретить можно было буквально что угодно — от видавшей виды оригинальной Max Payne до Bloodrayne. Общей доминантой выступала только серия Grand Theft Auto. Игры этого цикла, кажется, были установлены на жестких дисках всех клубов — в особенности народ любил Vice City. Самое интересное, что никто и не думал проходить сюжетную линию: просто катались по городу и бесились. А вот сюжетную Mafia увидеть было почти нереально — увы, не для той аудитории она создавалась.
Гонки: абсолютным лидером была ее величество Need for Speed. Чаще всего ставили оригинальную Underground, хотя встретить можно было даже Porsche Unleashed. Что-то более серьезное и симуляторное? Не-а! Мы же тут серьезные пацаны, а вы сами рубитесь в эти ваши гоночки. Собственно, в этом разгадка феномена и состоит.
Стратегии: любители RTS составляли вторую по численности категорию посетителей клубов. В отличие от конца девяностых, в середине нулевых сложные и «медленные» игры, вроде HoMM, не котировались. В ходу была Warcraft III, Red Alert 2 и C&C: Generals. Эстеты изредка запускали Age of Empires 2 или StarCraft. А вот Lords of the Rings: Battle for Middle-earth почти не встречалась. Равно как и Star Wars: Empire at War. Правда, была как минимум одна «серьезная» стратегия, которая нет-нет да устанавливалась. Разумеется, речь идет о серии Total War, а конкретно — о Rome: Total War. Но — опять же — если железо тянуло этакие красоты.
И… все. Оставшиеся жанры, будь то хорроры или стелс-экшены, как правило оставались за бортом этого странного клуба по интересам. Изменилась мотивация играющих. Если прежде в «компы» ходили ради того, чтобы просто увидеть чудо-чудное диво-дивное в лице Quake 2 или Counter-Strike 1.3., то теперь подростки просили деньги у родителей для того, чтобы сразиться с себе подобными и потешить ЧСВ. Ну, или просто развлечься, устраивая беспредел в не требующей подключать серые клеточки Vice City. Отсюда и такой перекос в сторону соревновательных жанров.
В любом случае компьютерные клубы стали вехой в истории отечественного гейминга. Весьма противоречивой, зачастую насквозь пиратской и маргинальной, но вехой. К слову, компьютерные клубы как явление живы и поныне. Правда, сегодня они облагородили, развернулись в сторону лицензионного рынка и ориентируются почти целиком на любителей киберспорта. Уже почти ничего не связывают их с темными прокуренными подвалами, в которых за 20 рублей можно было час рубиться в Quake 3.
Корр. ИА AmurMedia Евгений Никитенко разбирается, чем современные игровые клубы отличаются от их «предков» 15-летней давности
Рубрика «Мужик в городе» предназначена для сильной половины хабаровчан — в ней мы расскажем о чисто мужских развлечениях, о том, что интересно мужчине в краевой столице, где он может отдохнуть и привести себя в порядок. В новом выпуске корр. ИА AmurMedia Евгений Никитенко расскажет о компьютерных клубах, где можно, как и 15 лет назад, собраться дружной мужской компанией и весело пострелять в виртуальные «альтер эго» друг друга (16+).
Все мы помним, что представляли собой компьютерные клубы на заре этого явления как такового — темные, душные подвальные помещения с парой десятков компьютеров, далеко не самые удобные стулья, «доширак», энергетики и толпа школьников, прогуливающих занятия, или просто отирающихся вокруг одного счастливчика, у которого нашлись деньги на час игры. Как бы то ни было, тогда мы не знали лучшего и с упоением проводили там время. Но шли годы, компьютеры, широкополосный интернет становились доступнее. и явление российских компьютерных клубов начало потихоньку отмирать, пока к 2010-2012 годам они практически не сошли на нет. Тем больше было мое удивление, когда я узнал, что клубы сегодня, в 2018 году, не просто существуют, а вполне себе эффективно работают и даже продолжают открывать все новые филиалы в краевой столице. Речь в данном случае идет о компьютерном клубе Proxy, который буквально на днях открыл еще одно отделение в Южном округе. Как ребятам удалось сохранить интерес публики к клубам, кто их сегодня посещает и во что люди играют, мы и постараемся выяснить в новом репортаже Мужика в городе, а поможет нам в этом старший администратор сети компьютерных клубов Proxy Никита Крупников.
Компьютерный клуб «Proxy» по адресу улица Ворошилова, 13. Фото: Алексей Тимиргалеев
Компьютерный клуб «Proxy» по адресу улица Ворошилова, 13. Фото: Алексей Тимиргалеев
— Никита, я так понимаю, что одним из главных преимуществ любого компьютерного клуба сегодня является «начинка» компьютеров — мощность железа. Как с этим обстоят дела в вашем клубе?
— Политика Proxy не позволяет мне раскрыть, что конкретно установлено в корпусах наших системных блоков, но могу сказать, что начинка оборудования позволяет играть в самые современные игры без каких-либо проблем, с максимальным FPS («количество кадров в секунду» — ред.) на высочайших настройках графики. А это, в свою очередь, дает вам возможность полностью погрузиться в игровой процесс и насладиться происходящим на экране. Собственно поэтому мы никогда не хвастаем железом, просто берем игровую новинку, запускаем и публикуем в своих группах в социальных сетях показатели FPS на максимальных настройках.
Компьютерный клуб «Proxy» по адресу улица Ворошилова, 13. Фото: Алексей Тимиргалеев
— Кто может стать вашим клиентом и что для этого нужно?
— Кто угодно, каждый желающий. Для этого нужно прийти к нам в клуб, пройти этап регистрации у администратора, ознакомиться со всеми правилами поведения и нормами в клубе, предоставить документы, подтверждающие свою личность. Этап регистрации занимает не много времени, но является обязательным для всех клиентов. Для нас важно, чтобы в клубе было безопасно находиться всем, а услуги оказывались правильно и законно, поэтому соблюдение правил внутреннего распорядка и законов нашего государства является неотъемлемой частью нахождения в нашем клубе. Вот, пожалуй, и всё.
— Все-таки, кто приходит поиграть — мужики за 30 наведываются за чувством ностальгии или, как и поколение назад, это подростки и студенты?
— К нам приходят все, от маленьких детей, которые только в первый класс пошли, до уже вполне взрослых состоятельных мужчин в возрасте. Есть у нас, к примеру, клиент в филиале на улице Ленина — мужчина лет 60-ти, приходит каждое утро перед работой и играет в World of Tanks. И это вполне нормальное, можно сказать, обыденное явление. Другими словами, компьютерные игры в наших клубах есть сегодня для всех категорий пользователей.
Компьютерный клуб «Proxy» по адресу улица Ворошилова, 13. Фото: Алексей Тимиргалеев
— Когда к вам приходят посетители, им есть с кем поиграть здесь или контент клубов рассчитан только на онлайн игры для одиночных пользователей?
— Бывают разные ситуации. Когда-то ребята приходят своей компанией и играют между собой или в интернете. Бывает, человек приходит и не знает, во что поиграть, или у него нет своего аккаунта в какой ни будь онлайн игре, тут в дело вступаем мы, рекомендуя ему жанр или конкретную новинку, или предоставляя наши клубные аккаунты новинок или других онлайн игр, в которые клиенты могут играть бесплатно, оплачивая только игровое время.
— Существует ли какая-то градация по времени — кто и когда приходит?
— До обеда – дети, даже до 15-16 часов засиживаются. Ближе к вечеру «подтягиваются» подростки и студенты, а вечером после работы взрослые мужчины. Есть возможность заранее забронировать те или иные ПК на конкретное время, поэтому есть компании или отдельные люди, которые приходят именно в удобное им время.
— Помню, раньше школьники могли всю ночь сидеть, главное — иметь хорошие отношения с администратором. Сейчас такой «номер» пройдет?
— Нет, сейчас с этим очень строго – после 22.00 вход или нахождение в клубе несовершеннолетних строго запрещен. Закон есть закон, и мы его придерживаемся. Более того, у каждого клиента есть своя учетная запись, в которой есть фотография и сведения о дате рождения и подтверждение документов личности. Это делается и для безопасности самих аккаунтов клиентов и для правильного подхода к времени посадки или разрешенной продолжительности игры некоторых клиентов.
Компьютерный клуб «Proxy» по адресу улица Ворошилова, 13. Фото: Алексей Тимиргалеев
— Во что играют?
— Вообще во все, в общей сложности у нас более 130 игр, в том числе и последние новинки на PS4 Pro, и все они востребованы. На ПК преобладают популярные мультиплеерные игры с короткими сессиями: Dota, Counter Strike, League of Legends. На PS4 Pro ребята обычно играют в UFC2 или Fifa 2017 или 2018. Но вообще хочу сказать, что в последнее время люди стали больше интересоваться возможностью просто прийти и несколько часов, а то и дней, погонять в свое удовольствие в какую-либо однопользовательскую игру. Здесь много факторов – у кого-то дома просто железо не тянет, нет возможности и/или необходимости покупать мощный игровой ПК или приставку с большим телевизором и высоким разрешением, просто нет настроения играть дома из-за того, что не та обстановка — те или иные обстоятельства не дают полностью погрузиться в игровой мир. А здесь – все условия, никто тебя не теребит, не отвлекает, есть отдельные ВИП комнаты и игровая с 4К телевизором. Наверное, в этом одно из главных преимуществ игровых клубов.
Компьютерный клуб «Proxy» по адресу улица Ворошилова, 13. Фото: Алексей Тимиргалеев
Компьютерный клуб «Proxy» по адресу улица Ворошилова, 13. Фото: Алексей Тимиргалеев
— Есть ли какие-то другие услуги, которые может оказывать ваш клуб, помимо аренды игрового времени на ПК?
— Перечень услуг достаточно широкий. Помимо игры на ПК, можно поиграть в различные консольные игры на PS4 Pro, в клубе на Ленина, например, есть Guitar Hero на Xbox и специальные джойстики для неё в виде гитар. К нам приходят люди поработать в интернете или с документами, распечатать, отсканировать. А бывает и такое, что люди заходят, покупают пару сендвичей, воду или кофе у нас в баре, садятся за ПК и просто смотрят кино онлайн или слушают музыку. Бывает, что приходят за консультацией по играм и компьютерам, или просто пообщаться с друзьями в перерыве между играми, но это уже бесплатно.
— Эти люди — 40+, 60+ — приходят поиграть в новинки или в нестареющую классику? У вас есть что-нибудь из арсенала старых клубов, начала-середины 2000-х?
— Кто как, но вы правы, возрастные клиенты, зачастую приходят не только за игрой, но и за чувством ностальгии – запускают старую добрую Counter Strike 1.6 – причем во многих случаях это не просто одиночные посетители, а толпа человек в 10, которые хотят поиграть в команде 5 на 5. Бывают случаи, когда нам звонят клиенты и просят поставить какую-то конкретную игру для них, и в основном мы идем навстречу и делаем её доступной в нашем клубе. Очень часто мы устраиваем опросы среди наших клиентов, и когда тот или иной контент набирает большое количество голосов, мы сами покупаем этот контент и делаем его общедоступным, это касается и старых, и новых игр.
Компьютерный клуб «Proxy» по адресу улица Ворошилова, 13. Фото: Алексей Тимиргалеев
— Когда собирается толпа мужчин, редко обходится без алкоголя, да и раньше клубы сами грешили продажей горячительного, как обстоят дела сегодня?
— В клуб запрещен вход в состоянии алкогольного и наркотического опьянения, так же, как и распитие спиртных напитков в самом помещении. Это одно из ключевых отличий от «старых» клубов, где алкоголь был едва ли не неотъемлемым элементом игрового процесса. Такие люди неадекватны, неприятны окружающим, и потому им у нас, мягко говоря, не рады. Администраторы на своих сменах всегда следят за тем, кто приходит и в каком состоянии, и, при необходимости, вызывают охрану, которая приезжает незамедлительно.
— Вы хотите сказать, что компьютерные клубы стали более цивилизованными и безопасными, чем раньше?
— Намного цивилизованнее и безопаснее. Да, если раньше это и вправду были какие-то подвалы, место сбора различных не всегда самых благополучных элементов, то сейчас у современных компьютерных клубов совершенно другой контингент – это люди разного достатка, от обычных школьников до бизнесменов в дорогих костюмах, которые просто хотят хорошо провести время с друзьями, без алкоголя и тому подобного. Более того, никто не хочет оказаться в ситуации, когда отдых может превратиться в нечто другое – поэтому вопрос безопасности и правильного подхода к обслуживанию клиентов стоит на одном из первых мест в клубе.
Компьютерный клуб «Proxy» по адресу улица Ворошилова, 13. Фото: Алексей Тимиргалеев
— В чем привлекательность клуба, когда едва ли не у каждого дома есть неплохой ПК и приемлемая скорость интернета?
— «Фишка» в том, что пусть вы и играете в однопользовательскую игру, вы понимаете, что сидите здесь не в одиночку, здесь есть другие люди, которые так же, как и вы, проводят время в виртуальном мире – это место предназначено для игр, и многие предпочитают именно прочувствовать данную атмосферу, нежели сидеть дома. Плюс к тому, довольно большая доля наших посетителей – это группы людей, которые хотят поиграть вместе, при этом далеко не у каждого есть возможность собраться компанией дома – у кого-то уже есть дети, кому-то просто не позволяет площадь, а у третьего – компьютер не тянет. В таком случае гораздо проще пойти в клуб и поиграть, так скажем, на нейтральной территории и на качественном оборудовании с хорошей связью. Ну и самое главное, далеко не каждый любитель компьютерных игр может позволить себе отдельную комнату.
Компьютерный клуб «Proxy» по адресу улица Ворошилова, 13. Фото: Алексей Тимиргалеев
— В 2010-2012 годах, насколько мне известно, компьютерные клубы повально закрывались, почему наступил новый рассвет? Что побуждает клиентов ходить в ваш клуб?
— Вопрос очень разносторонний. Во многом это связано с развитием киберспорта. Да, у нас в России он пока находится в зачаточном состоянии, но за рубежом активно развивается, и эти тренды волей-неволей добираются и до Дальнего Востока. На западе призовой фонд на геймерских соревнованиях может достигать 16 млн долларов, люди начинают этим интересоваться и заниматься. Киберспорт в некоторых странах, в том числе и в Российской Федерации, уже официально приравняли к спорту, поэтому можно сказать, что именно сегодня наша площадка, где можно отточить навыки игры, востребована как никогда раньше, для этого есть и необходимое — количество ПК, и режим работы, впрочем, как и регламент работы клуба. С другой стороны, политика клуба затрагивает все стороны компьютерного спорта в Хабаровске. Мы постоянно проводим мероприятия в этом направлении. Не так давно, например, к нам обратились представители Хабаровских вузов, чтобы мы предоставили им площадку для тренировок их университетских команд, что мы с радостью и сделали, и ребята могли в определенное время приходить и тренироваться своими командами. В клубе постоянно что-то происходит, какое-то движение, обсуждение, деятельность, форумы. Наши постоянные клиенты очень часто приводят своих знакомых, которым клуб предоставляет различные бонусы в виде игрового времени, скидок или иных призов. Есть различные акции, причем не только какие-то коммерческие для привлечения клиентов, но и социальные. Например, как-то к нам обратилось руководство одного из детских домов города и попросило организовать досуг для их подопечных. Нам было очень приятно, когда дети, которые никогда не могли бы себе сами такого позволить, приехали к нам и играли и получали радость от времени провождения, бесплатно.
Компьютерный клуб «Proxy» по адресу улица Ворошилова, 13. Фото: Алексей Тимиргалеев
— А есть ли что-то особенное и сверхновое, что можно отнести к компьютерным играм и попробовать у вас?
— Да, конечно. Уже со следующего месяца мы открываем новую услугу на основе VR (виртуальная реальность) технологии для всех желающих. Вы сможете прийти и максимально погрузиться в атмосферу специальных компьютерных игр или виртуальных аттракционов на специальном оборудовании в клубе.
Компьютерный клуб «Proxy» по адресу улица Ворошилова, 13. Фото: Алексей Тимиргалеев
— У нас в Хабаровске есть киберспортсмены?
— Есть. Ребята начинают этим заниматься и интересоваться, а к нам приходят целыми командами, для оттачивания навыков. Причем таких игроков становится все больше, особенно учитывая, что клуб на ежемесячной основе проводит и тематические мероприятия, и конкурсы, и турниры по основным киберспортивным дисциплинам. В социальных сетях, на аккаунтах клуба ведется активное обсуждение различных игровых направлений и поднимаются различные темы – от поиска напарников по команде до сценариев ведения боя на полях виртуальных сражений. В данном направлении наш клуб занимает достаточно активную позицию и ведет как поиск киберспортсменов, так и их сопровождение внутри клуба, есть достаточно широкий спектр скидок, абонементов, специальных условий для проведения тренировок таких ребят и команд в целом.
— Насколько клубу интересен сам киберспорт и как он участвует в жизни компьютерных игр?
— В первую очередь, это всесторонне подготовленная площадка для проведения мероприятий различного уровня. Во-вторых, наша работа — это ещё и увлечение, погружение в атмосферу компьютерных игр. Бывает тяжело, но это очень приятно, когда собираешь столько игроков со всего региона (на одном из прошедших мероприятий были игроки из Владивостока, Комсомольска и Биробиджана), а еще приятнее, когда мероприятие проходит хорошо и мы собираем уйму положительных отзывов от капитанов команд и просто участников. Более того, клуб постоянно ведет диалог со многими киберспортсменами города и вносит какие-то коррективы в мероприятия или оборудование. Как пример, уже сегодня в клубе есть едва ли не единственный локальный игровой сервер, на котором можно проводить отдельные тренировки и просто играть с друзьями или соперниками в различные компьютерные игры. Ну и самое главное, по моему мнению, ни один клуб за всю историю города не собирал под своим крылом стольких энтузиастов и просто увлеченных своей работой людей, и, возможно, поэтому у нас и получается делать то, что мы делаем.
Контакты и адреса сети компьютерных клубов Proxy: