первый кодифицированный акт рсфср принятый в 1918 г
Семейный код
«Половой коммунизм»
На Руси и в Российской империи семейно-брачные отношения регулировались церковными, а не правовыми документами. Ни первый свод законов Древней Руси 1016 г., названный «Русской Правдой», ни Соборное Уложение царя Алексея Михайловича 1649 г., ни даже «Свод законов Российской империи» 1833 г. не смогли полностью заменить кормчие книги и книгу Правил Святых Апостол, Святых Соборов Вселенских и Поместных и Святых Отец. «Устав духовных консисторий», подписанный императором в 1841 г., регулировал наряду с другими вопросами порядок ведения записей брака, рождения и смерти в метрических книгах.
Октябрьская революция отделила Церковь от государства, и сразу встал вопрос, что делать с семейно-брачными отношениями? У основоположников научного коммунизма Маркса и Энгельса были довольно туманные представления о коммунистической семье.
В это же время незаконнорожденные, внебрачные дети уравнивались в правах и обязанностях по отношению к родителям и приобретали право на алименты от родителей независимо от их состояния в браке. Не только брак, но и развод провозглашались свободными.
Отмена частной собственности, рост городского населения, придание правового значения внебрачному сожительству, уравнивание женщин в правах с мужчинами и стремление вовлечь их в общественную жизнь, свобода развода, раздробление семьи привели к существенным изменениям имущественных отношений. Многие семьи потеряли прочную имущественную базу, сложившуюся до революции. Семья потеряла экономическую базу, претерпела политическое расслоение, упростились ее функции.
Были отменены практически все запреты и табу, распространявшиеся на семейно-брачные отношения. Исключение составляли разве что наиболее одиозные с точки зрения западной цивилизации обычаи, такие как многоженство, калым (сделка, по которой девушку фактически продавали в жены), похищение невесты. С ними боролись, в том числе и с помощью уголовных норм. Декрет о расторжении брака провозглашал обязанность суда решить вопрос и о выплате алиментов бывшей супруге.
Для упорядочения многочисленных принятых декретов и других документов и был принят Кодекс законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве. Он рассматривался как «громадное завоевание» советской власти, закрепляющее основы семейно-брачного законодательства Страны Советов.
В значительной степени быстрота принятия Кодекса связана с острой борьбой новой власти против Церкви, а также с реакцией на дискуссию о семье, детях и семейной собственности, разгоревшуюся сразу после октябрьского переворота.
Роль женщины
Следует сказать, что еще до событий 1917 г. будущий вождь мирового пролетариата активно обсуждал роль женщины в семье и обществе. Известна переписка В.И. Ленина с Инессой Арманд по поводу брака и любви. Семье уделялось значительное внимание и в первые месяцы «победоносного шествия» советской власти, происходили жаркие дискуссии о ее необходимости, а впоследствии о ее месте и роли в советском обществе и праве.
В среде профессиональных революционеров, особенно в ее женской части, царили очень свободные взгляды на отношения полов. А.М. Коллонтай еще до 1917 г. призывала женщин к самостоятельности, отказу от ревности и уважению свободы полов.
При этом популярная в те времена «теория стакана воды», приписываемая А. Коллонтай и К. Цеткин, наносила реальный вред обществу, была сильно вульгаризированной версией суждений Коллонтай и Цеткин, как, впрочем, Маркса и Энгельса.
А. Коллонтай ввела в оборот понятие «половой коммунизм», которое пыталась претворить в жизнь революционная молодежь. Привычными стали призывы: «Жены, дружите с возлюбленными своего мужа» или «Хорошая жена сама подбирает подходящую возлюбленную своему мужу, а муж рекомендует жене своих товарищей».
Такое «революционное творчество масс» на местах большевиков, стремившихся взять под контроль все сферы жизнедеятельности, устроить не могло. Более того, крестьянское население, воспитанное в строгих семейных устоях, не приняло насаждаемой «сексуальной революции», а священники объявляли новомодные увлечения развратом и смертным грехом. Это вызывало еще более яростные нападки на церковь и священнослужителей. Молва о том, что в коммуне «все будут спать под одним одеялом», привела к массовым волнениям, доходившим до вооруженного сопротивления новым властям.
А с конкурентами у большевиков разговор был короткий. Уничтожение священнослужителей, артефактов религиозного культа, превращение церквей в дома культуры, склады и свинарники осуществлялись ими столь же неистово, как и ранними христианами разрушение образцов античной культуры и цивилизации. Новая религия всегда стремится уничтожить старую.
Тем более большевики не могли допустить, чтобы христианские каноны регулировали столь важный аспект человеческой жизни, как семейные отношения, а Церковь, кроме прочего, регистрировала акты гражданского состояния.
Требовалось немедленное реагирование сверху. На коллегии НКЮ 23 мая 1918 г. П.А. Красикову было поручено разработать положение о записи браков и рождений. Красиков возглавлял Ликвидационный отдел, который занимался проведением в жизнь Декрета об отделении Церкви от государства, уничтожал имущество Церкви и ее служителей, параллельно готовил семейный кодекс.
Системной новеллой брачно-семейной кодификации стало ее отделение от ранее существовавшей «буржуазной» кодификации гражданского права. Обычно большинство норм семейного права являлось частью гражданского законодательства, например, Гражданского кодекса Франции, Германского гражданского уложения. Но в РСФСР частноправового регулирования еще не было, Гражданский кодекс приняли только в 1922 г. после объявления НЭПа.
Беспризорная страна
Одним из тяжелейших последствий революционных потрясений и Гражданской войны стало значительное уменьшение взрослого населения. Мужчины и женщины погибали на фронтах, становились жертвами красного и белого террора, независимо от пола и возраста умирали от голода, холеры и тифа. Огромное количество детей осталось без родителей и какого-либо попечения.
Сколько было беспризорных детей, сложно сказать, однако власти понимали проблему. Н.К. Крупская указывала: «У нас зарегистрировано семь миллионов беспризорных детей и подростков, а в детских домах самое большее помещается 800 тысяч. Куда же девать остальных?» Детская преступность, проституция, распространение заболеваний среди детей приобрели угрожающий характер. Нормативные акты, посвященные правам ребенка, стали приниматься достаточно быстро и последовательно.
Уже 14 января 1918 г. был опубликован Декрет СНК РСФСР «О комиссиях для несовершеннолетних». В соответствии с ним упразднялись суды и тюремное заключение для несовершеннолетних, общественно-опасные деяния детей в возрасте до 17 лет рассматривались комиссией по делам несовершеннолетних.
Законодательство того периода о детях большевики называли «эрой освобожденного ребенка» и упоминали о «детском праве». И действительно, вопрос о происхождении детей утратил всякое значение. Стало неважно, какой национальности, религии, сословия ребенок, в браке или вне брака он родился.
Один из авторов семейного кодекса 1918 г., известный российский юрист с дореволюционным стажем А.Г. Гойхбарг, указывал на то, что одной из задач коммунистического строя является замена без всяких изъятий частной, индивидуальной, родительской заботы о детях их общественным воспитанием. Организация государственной опеки, по его мнению, «должна показать родителям, что общественный уход за детьми дает гораздо лучшие результаты, чем частный, индивидуальный, ненаучный и нерациональный».
Однако воплотить в жизнь идею общественного воспитания детей, их отрыва от семьи в глобальном масштабе в то время было нереально. И не только в силу недостаточности экономических ресурсов у государства. В крестьянских семьях дети с малых лет участвовали если не в полевых работах, то в работе по домохозяйству, уходе за младшими братьями и сестрами, пасли скот. Так что попытки изъятия детей из семьи встретили бы неминуемый отпор со стороны крестьян. Противостоять крестьянской стихии власти в то время еще опасались.
Идея общественного воспитания детей восходит еще к Древней Спарте. Эта идея активно развивалась утопистами Т. Мором и Т. Кампанеллой. Однако в отличие от «Острова Утопия» Мора и «Города Солнца» Кампанеллы, в которых отношения между полами подвергаются тщательному регулированию со стороны властей, вплоть до принудительного брака по решению начальства и жесткого преследования супружеской измены, Маркс и Энгельс, как мы знаем, были против этого. Так что Семейный кодекс 1918 г., основанный на постулатах марксизма, не мог хоть как-то сбить волну сексуальной революции.
В 1920 г. было принято постановление народных комиссариатов здравоохранения и юстиции «Об охране здоровья женщин», в котором провозглашались бесплатность и свободный характер абортов.
Очередность была такова: безработные-одиночки; работницы-одиночки, имеющие одного ребенка; многодетные, занятые на производстве; многодетные жены рабочих. Остальным разрешения выдавали по остаточному принципу, так что для многих аборт стал платным.
Смена ценностей
Марксистская теория семейных отношений не оправдала себя, в особенности прогноз классиков, что с исчезновением буржуазной семьи исчезнет и проституция, поскольку буржуазная семья «находит свое дополнение в вынужденной бессемейности пролетариев и в публичной проституции. Буржуазная семья естественно отпадает вместе с отпадением этого ее дополнения, и обе вместе исчезнут с исчезновением капитала».
Однако заявить во всеуслышание об ошибочности некоторых положений марксизма было немыслимо. Пришлось прибегнуть к мягкому суггестивному способу перенаправления энергии.
Концепция изменилась, и на повестку дня встал вопрос об изменении семейного законодательства. Более того, семья была объявлена непреходящей ценностью советского человека, следующей сразу за ценностями социалистического отечества и героического труда.
Таким образом, законодательство из призванного обеспечить право на личную жизнь превратилось в механизм манипулирования гражданами и тотального контроля над ними. С его помощью в сознание граждан внедрялись новые насущные ценности, без которых их жизнь якобы будет неполноценной.
Так возникала коммунистическая квазирелигия, сформулированная наподобие Нагорной проповеди Христа в 12 тезисах Морального кодекса строителя коммунизма.
А также в области разводов.
Татьяна Гурко, социолог, заведующая сектором «Социология семьи и гендерных отношений» Института социологии РАН:
— Ужесточение семейного законодательства произошло в 1936 и 1944 годах. Его целью было повышение рождаемости и укрепление брака после голодомора, репрессий и Второй мировой войны. Обязательной стала публикация в местной газете объявления о возбуждении дела о разводе за счет истца.
Народный суд рассматривал дело и принимал меры к примирению супругов с привлечением свидетелей. В период упрощения процедуры развода в 1960-х годах, когда стали оформляться фактически распавшиеся браки, статистика разводимости резко возросла, что лишний раз свидетельствует о неэффективности запретных мер.
Ольга Маховская, психолог:
Но ни один кодекс не сможет регламентировать развитие семьи. Так не бывает, чтобы кто-то сказал, а все взяли под козырек и создали семьи по одному лекалу. Если, например, усиливается идеологическое давление на семью, она становится более уязвимой. Многие семьи не выдерживают и распадаются, но в то же время другие, наоборот, укрепляются. Помимо идеологических очень сильные экономические факторы. Семья может держаться не столько на любви и уважении, как нам бы хотелось, а просто потому что деваться некуда. Двое и хотели бы расстаться, но не могут, потому что в одиночку не выжить. Но если один из членов семьи начинает вдруг зарабатывать, второй становится обузой, и семья распадается. Такая теневая экономика особенно проявилась в тяжелые перестроечные годы. Тогда по стране прокатилась волна разводов, а в обществе стали набирать популярность идеи феминизма. А все потому, что женщины оказались более адаптивны и могли работать одновременно на нескольких работах.
Появился устойчивый тренд к многодетности и клановости. Интеллектуальный, экономический, культурный ресурсы семьи настолько велики, что хватает на всех. Обычно в таких семьях три-четыре ребенка, которых с удовольствием растят и папа, и мама, и это не мешает им самореализовываться.
Первому Трудовому кодексу исполняется 100 лет
Книга Крашенинникова продолжает целую серию работ автора по истории права. В ней речь идет про исторический период нашей страны между 1917 годом и 1938. «Здесь происходило и сознательное умерщвление права, и некоторое отрезвление от чудовищных последствий произведенных разрушений, и НЭП, и репрессии», – отмечает юрист в описании. Он не обошел стороной и тему государственного подхода к трудовому законодательству в то время.
С разрешения автора «Право.ru» публикует главу «Сто лет КЗоТу» из книги «Страсти по праву: Очерки о праве военного коммунизма и советском праве. 1917–1938», выпущенной издательством «Статут»:
«Как мы уже упоминали[1], на Руси труд зачастую понимался как жестокая необходимость, проклятие и наказание, а отнюдь не как средство достижения жизненного успеха, реализации человеческого потенциала. «От трудов праведных не наживешь палат каменных», – гласит старинная поговорка.
В октябре 1917 г. в России произошла социалистическая революция, и к власти в стране якобы пришел пролетариат. В соответствии с марксистской доктриной пролетарии были людьми, наиболее травмированными необходимостью продавать свой труд, чтобы обеспечить себе пропитание. Этот немногочисленный и не очень образованный слой населения загадочным образом должен был привести человечество к всеобщему благу и процветанию путем победы труда над капиталом.
На государственном гербе РСФСР, а затем и СССР был помещен девиз «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!», обращенный как за рубеж государства, так и к своим гражданам.
Первым делом пролетарии решили щедро поделиться со всеми окружающими единственным, что у них было, — цепями, приковывающими к ненавистному изнуряющему труду. Была объявлена всеобщая трудовая повинность, закрепленная в принятой в январе 1918 г. Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа. Затем она появилась и в Конституции РСФСР 1918 г., в которой был записан парафраз известного изречения апостола Павла[2]: «Не трудящийся да не ест»[3]. Причем имелся в виду именно тяжелый физический труд.
Об этом своеобразном налоге, которым обложили сначала только «эксплуататоров», а потом и всех остальных, мы подробно рассказали ранее[4].
Большевики во главе с В.И. Лениным никаких иллюзий насчет трудолюбия подведомственного населения не испытывали. Трудовая повинность впервые упоминалась еще в апреле 1917 г. в резолюции VII (Апрельской) Всероссийской конференции РСДРП(б)[5]. Так что она отнюдь не была случайной мерой, вызванной условиями гражданской войны, как это принято считать в советской историографии. По мнению В.И. Ленина, при социализме труд обязательно должен основываться на принуждении при регулирующей роли государства: «Субботники, трудовые армии, трудовая повинность — вот практическое осуществление в разных формах социалистического и коммунистического труда»[6]. Это касалось всех без исключения, даже лидеров большевиков. Считается, что изображенный на картине Ленин на одном из субботников лично перенес тяжелое бревно с одного места на другое. Причем бревно это было, по-видимому, какой-то чудовищной длины, поскольку, как утверждалось в советском фольклоре, число граждан, помогавших лидеру мирового пролетариата осуществить этот трудовой подвиг, так и не удалось сосчитать[7].
С тех пор и буквально до последних дней «развитого социализма» субботники составляли неотъемлемую часть советских традиций. В выходной день граждане выходили на работу, чтобы отстоять смену либо участвовать в уборке и облагораживании прилегающей территории.
Декларацией прав трудящегося и эксплуатируемого народа предполагалось введение трудового контроля. На второй день после Октябрьской революции был создан Народный комиссариат труда (НКТ) РСФСР во главе с А.Г. Шляпниковым[8] — главный орган, призванный осуществлять политику принудительного труда.
Первым реальным шагом в осуществлении трудовой повинности был Декрет СНК от 20 июля 1918 г. «О тыловом ополчении» о введении строгого учета всего трудоспособного населения, не подлежащего призыву в Красную Армию: «. впредь до проведения всеобщей трудовой повинности и для облегчения призыва в тыловое ополчение»[9].
Понятно, что граждане восприняли перспективу работать «за идею» без должного энтузиазма и многие стремились уклониться от этой почетной обязанности. Владимир Ильич в присущем ему «самом человечном» стиле давал следующие рекомендации по борьбе с уклонистами: «В одном месте посадят в тюрьму десяток богачей, дюжину жуликов, полдюжины рабочих, отлынивающих от работы (так же хулигански, как отлынивают от работы многие наборщики в Питере, особенно в партийных типографиях). В другом — поставят их чистить сортиры. В третьем — снабдят их, по отбытии карцера, желтыми билетами, чтобы весь народ, до их исправления, надзирал за ними, как за вредными людьми. В четвертом — расстреляют на месте одного из десяти, виновных в тунеядстве. В пятом — придумают комбинации разных средств и путем, например, условного освобождения, добьются быстрого исправления исправимых элементов из богачей, буржуазных интеллигентов, жуликов и хулиганов»[10].
Однако «отеческая забота» большевиков о пролетариате требовала и введения заметных послаблений для трудящихся. Был принят целый ряд законодательных актов о труде, заметно облегчивших участь пролетариев.
Это был, прежде всего, Декрет СНК РСФСР от 29 октября 1917 г. «О восьмичасовом рабочем дне»[11], вводивший 48-часовую рабочую неделю и 8-часовой рабочий день. При этом в канун Рождества Христова (24 декабря) и праздника Св. Троицы работа оканчивалась в 12 часов дня. Вся остальная работа, производимая в такое время, когда по расписанию рабочего времени не полагается работать, считалась сверхурочной, оплачивалась в двойном размере, не допускалась более 50 дней в году. Кроме того, «продолжительность сверхурочной работы каждого отдельного рабочего не должна ни в каком случае в течение двух суток подряд превосходить 4 часа».
Запрещался ночной труд детей в возрасте до 16 лет, а с 1 января 1919 г. запрещалась в целом работа по найму всех лиц, не достигших 15 лет, с 1 января 1920 г. — не достигших 20 лет.
Такого рода новеллы были чрезвычайно передовыми для того времени с точки зрения правового обеспечения прав трудящихся.
Особенностью вступления данного Закона в силу было его сообщение по телеграфу.
11 декабря 1917 г. ВЦИК и СНК РСФСР было принято Положение о страховании на случай безработицы, которым безработными признавались все трудоспособные лица, главным источником существования которых являлась работа по найму, и при условии, что данные лица не могли найти себе работу и были зарегистрированы на бирже труда. С четвертого дня поиска работы у безработного возникало право на получение пособия.
Положение о рабочем контроле, принятое ВЦИК 14 ноября 1917 г., вводило такой контроль «над производством, куплей, продажей продуктов и сырых материалов, хранением их, а также над финансовой стороной предприятия».
В области социального обеспечения трудящихся Декрет ВЦИК от 22 декабря 1917 г. «О страховании на случай болезни»[12] распространил страхование за счет средств работодателей на всех наемных работников и на все виды потери трудоспособности с возмещением полного заработка. Денежные пособия по случаю болезни выдавались с первого дня потери трудоспособности по день выздоровления за действительно пропущенные заболевшим рабочие дни. Денежное пособие по случаю родов также устанавливалось в размере полного заработка и выдавалось в течение восьми недель до родов и восьми недель после родов. В течение этого времени работодателю запрещалось допускать женщин к работе. Денежное пособие по случаю смерти участников устанавливалось в размере 30-кратного среднего дневного заработка для соответствующей местности. Это пособие предназначалось на покрытие расходов по погребению и выдавалось тому, кто хоронит умершего.
В то же время на «зажиточных» людей такие нормы распространялись с ограничениями. На лиц, занимающих на предприятиях высшие должности, как то: администраторов, мастеров, инженеров, юристов и пр., а также на всех лиц свободных профессий действие положения не распространялось в том случае, если их регулярный заработок превышал трехкратный средний заработок рабочих данной местности, установленный страховым присутствием.
14 июня 1918 г. было принято постановление СНК РСФСР «Об отпусках»[13], которым предоставлялось право отпуска за год работы при условии шести месяцев непрерывной работы с сохранением содержания и выдачей его вперед. В тяжелый военный период 1918 г. такой отпуск составлял две недели. При этом работа во время отпуска была запрещена.
Целый ряд нормативных актов регулировал размер и порядок выплаты заработной платы. Так, постановлением СНК РСФСР от 23 ноября 1917 г. «О размерах вознаграждения народных комиссаров, высших служащих и чиновников»[14] устанавливалось предельное жалованье народным комиссарам в 500 руб. и в 100 руб. на каждого неработоспособного члена семьи, а Министерству финансов поручалось «урезать все непомерно высокие жалованья и пенсии». Постановлением СНК РСФСР от 28 марта 1918 г. «О выплате месячного жалованья служащим в государственных учреждениях в два срока»[15] предусматривалась выплата жалованья 15-го числа и в последний день каждого месяца.
В 1918 г. было принято несколько десятков нормативных правовых актов, прямо или косвенно затрагивающих трудовые отношения. С точки зрения иерархии это декреты и постановления СНК РСФСР, положения ВЦИК и СНК РСФСР, декреты, постановления, приказы, положения, обращения отдельных наркоматов (прежде всего Наркомата труда РСФСР).
Первый Кодекс законов о труде РСФСР вступил в силу в декабре 1918 г.
Принятию Кодекса предшествовала почти годовая работа — не так много, если учесть, что система трудовых отношений была существенно изменена по сравнению с дореволюционной системой.
Наряду с Народным комиссариатом труда (НКТ) РСФСР участие в разработке КЗоТ принимал Всероссийский центральный совет профессиональных союзов (ВЦСПС), возглавляемый в 1918 г. сначала Г.Е. Зиновьевым, а затем М.П. Томским. Вместе с тем основная юридическая работа по подготовке проекта КЗоТ 1918 г. легла на плечи А.Г. Гойхбарга. Он председательствовал в комиссии по разработке КЗоТ 1918 г., созданной при Наркомюсте РСФСР, возглавляемом П.И. Стучкой. Мы уже говорили о том, что, будучи членом коллегии НКЮ и заведующим отделом законодательных предположений и кодификации, А.Г. Гойхбарг участвовал в подготовке многих декретов и законов. От имени НКЮ А.Г. Гойхбарг докладывал проект первого КЗоТ на заседании ВЦИК 4 ноября 1918 г.
КЗоТ РСФСР 1918 г. стал не только одним из первых кодифицированных актов Советской России, но и одним из первых кодифицированных актов трудового законодательства в мире. Более ранний правовой акт такого рода появился во Франции, где кодификация трудового законодательства была осуществлена в 1910 г. впервые в мире.
По указанию В.И. Ленина при выработке проекта первого Кодекса законов о труде были учтены резолюции съездов профсоюзов, постановления фабрично-заводских местных комитетов и других организаций и даже предложения трудящихся. Так, «в 1918 г. одна работница направила в Совнарком заявление, в котором содержалось пожелание узаконить предоставление отпусков беременным женщинам. Буквально в тот же день на заявлении появилась резолюция Ленина: «Наркомтруд, по принадлежности». Вскоре в газетах был опубликован закон об отпусках по беременности»[16]. Декретом СНК РСФСР от 31 октября 1918 г. «Положение о социальном обеспечении трудящихся»[17] были предусмотрены оплачиваемые отпуска беременным и роженицам.
Проект КЗоТ РСФСР был принят за основу на заседании ВЦИК 4 ноября 1918 г. В дальнейшем после коллективной доработки (повторно проект не рассматривался) в декабре 1918 г. Кодекс был опубликован в Собрании узаконений и распоряжений Рабочего и Крестьянского Правительства[18], вступил в действие с момента его опубликования и был «выставлен во всех советских учреждениях на видном месте».
КЗоТ РСФСР 1918 г. имел девять разделов, 137 статей, а также введение и пять приложений. Отсутствие названий статей, наличие приложений отличали юридическую технику первого кодифицированного советского закона о труде.
КЗоТ в полной мере сохранял концептуальный подход большевиков к регулированию трудовых отношений, а именно принудительный характер труда. Нормы разд. I «О трудовой повинности» распространялись на всех граждан РСФСР за некоторыми изъятиями, а не только «в отношении нетрудящих- ся классов, эксплуататоров или богатых».
Устанавливалась трудовая повинность для всех трудоспособных граждан в возрасте от 16 до 50 лет, кроме беременных женщин и временно нетрудоспособных лиц. Учащиеся всех школ выполняли трудовую повинность в школе.
КЗоТ предусматривал особенности испытательного срока, основания и порядок увольнения и др. Так, при увольнении по собственному желанию работнику могло быть отказано в этом. В соответствии со ст. 52, если орган рабочего самоуправления (фабрично-заводский и т.п. комитет), ознакомившись с причинами оставления работы, найдет их неосновательными, трудящийся обязан продолжать работу.
Несмотря на фактическое отсутствие принципа свободы трудового договора, в первом кодифицированном акте о труде получили закрепление многочисленные социальные гарантии, которые, правда, не всегда находили реальное воплощение на практике, в частности:
«1) оформление закрытого перечня оснований увольнения (ст. 46);
2) гарантии в области оплаты труда: установление минимального размера вознаграждения не ниже прожиточного минимума (ст. 58), периодичность выплаты заработной платы не реже чем каждые две недели (ст. 71), учет тяжести, опасности, сложности труда при определении размера вознаграждения (ст. 59), повышение вознаграждения за сверхурочную работу (ст. 64), ограничение удержаний из заработной платы (ст. 69);
3) ограничение продолжительности рабочего времени (ст. 84), установление сокращенного рабочего времени для несовершеннолетних и лиц, работающих в особо тяжких и неблагоприятных для здоровья условиях (ст. 85);
4) ограничение сверхурочной работы (ст. 93-101);
5) установление видов и продолжительности времени отдыха, включая отпуска (ст. 86-89, 103-107);
6) закрепление основных начал института социального партнерства: наделение профсоюзов полномочиями в управленческой сфере»[19] и др.
Специалисты того времени также по-разному оценивали значение КЗоТ РСФСР 1918 г. Так, И.С. Войтинский в качестве особенностей трудового законодательства того времени отмечал:
«а) полное господство принуждения в области привлечения к труду и распределения рабочей силы (трудовая повинность);
б) централизованное регулирование условий труда (закрепление в законодательном порядке единообразия условий труда);
в) признание за профсоюзами самостоятельной роли в регулировании труда (тенденция к огосударствлению профсоюзов);
г) широкое допущение в условиях гражданской войны отступлений от основных норм охраны труда, закрепленных в КЗоТе 1918 г.»[20].
Далеко не все виды трудовых гарантий удавалось реализовать на практике. В эпоху военного коммунизма был принят ряд подзаконных актов, сокращавших, а то и вовсе отменявших эти гарантии, в частности: Декрет СНК РСФСР от 14 ноября 1919 г. «О рабочих дисциплинарных товарищеских судах (Положение)»[21]; Постановление СТО РСФСР от 22 августа 1919 г. «Об отмене отпусков, связанных с поездками»[22]; Постановление СТО РСФСР от 28 ноября 1919 г. «Общее положение о милитаризации государственных учреждений и предприятий»[23]. В соответствии с последним документом после объявления милитаризации учреждения или предприятия весь наличный состав предприятия, без различия пола и возраста, лишался права оставлять службу в нем по собственному желанию и мог быть уволен не иначе как с согласия соответствующих органов управления, а самовольное оставление службы каралось как дезертирство по законам военного времени. Постановлением НКТ РСФСР от 4 октября 1919 г. «О ночной работе женщин»[24] ввиду особых условий, переживаемых страной, в исключительных случаях была временно разрешена ночная работа женщин в отдельных отраслях народного хозяйства. Данное Постановление действовало до 1973 г.[25]
Постепенно происходит милитаризация труда. Иначе было уже невозможно удержать рабочих на предприятиях. Милитаризации подвергались те отрасли производства и предприятия, которые в данный конкретный момент представлялись наиболее важными. Оставление этих милитаризированных предприятий рассматривалось как дезертирство и преследовалось в уголовном порядке.
Мобилизацию рабочих обеспечивали специальные органы. Декретом Совнаркома от 29 октября 1918 г. были созданы специальные отделы распределения рабочей силы, являющиеся местными органами НКТ РСФСР. 3 мая 1919 г. вышеназванные отделы были преобразованы в подотделы распределения и учета рабочей силы при местных отделах труда исполкомов Советов[26]. Наконец, в октябре 1920 г. эти органы были реорганизованы в Управления по учету и распределению рабочей силы[27].
Тогда же была введена сохранившаяся до наших дней трудовая книжка, которая изначально представляла собой многостраничный документ, содержавший исчерпывающие данные о гражданине. Помимо паспортных данных (паспорт ликвидировался), в ней были графы о грамотности, об образовании, о профессии, о судимости, о занятиях в 1914 и в 1917 гг., о месте жительства в июле 1914 г. и в октябре 1917 г., о переменах в семейном и имущественном положении и другие сведения. Введение трудовых книжек позволяло взять на учет и контролировать все городское население независимо от классовой принадлежности и организовывать массовые переброски и мобилизации рабочей силы[28].
Понятно, что мобилизованные рабочие и прочие граждане не были в восторге от того, что их принудительно куда-то отправляют работать. Поэтому мобилизации чаще всего проходили с большим трудом, и предложенные разнарядки выполнялись далеко не полностью. Осуществлялись мобилизации, как правило, насильственным путем, а отношение к мобилизованным было соответствующее: их изолировали, охраняли и доставляли к месту работы этапами.
Уже с 1920 г. хозяйственные руководители практически перестали заботиться о рабочей силе и в случае необходимости просто делали соответствующие заявки, не заботясь о том, где будут жить рабочие, что они будут есть и как вообще будут существовать. НКТ РСФСР летом 1921 г. вынужден был констатировать: «Требование на рабочую силу подается хозяйственными организациями большей частью «на авось» без учета топливных и других ресурсов, которые, конечно, меняют форму потребности в рабочей силе. Но самое существенное — это учет жилых и продовольственных условий, которые, конечно, играют самую важную роль в возможности передачи рабочей силы хозорганам»[29].
Широкое использование принудительного труда, который, как известно со времен рабовладения, не может быть эффективным, было одной из причин глубокого экономического кризиса, приведшего к НЭПу.
Однако, даже объявив новую экономическую политику, большевики вовсе не собирались менять характер трудовых отношений. В.И. Ленин в проекте «Наказа от СТО местным советским учреждениям» (21 мая 1921 г.), наряду с рекомендациями, как работать в новых условиях, предусмотрел специальный раздел «Трудповинность и трудмобилизации»[30]. В нем речь идет о контроле центральных властей за трудмобилизациями на местах, но вовсе не об их отмене. Трудмобилизации и трудовая повинность по-прежнему остаются важнейшими способами привлечения трудящихся к решению хозяйственных задач[31].
Тем не менее новая реальность заставила кардинально пересмотреть принципы регулирования трудовых отношений, признав возможность их добровольности на основе заключения трудового договора.
Пришлось даже вспомнить кое-что из дореволюционного законодательства, в частности Устав о промышленном труде 1913 г. В этом нормативном акте были инкорпорированы все основные правила, регулирующие применение наемного труда, выработанные во второй половине XIX — начале XX в.
В результате были выработаны условия трудового договора, и поныне сохраняющие свою актуальность: 1) работник на время предоставляет свою рабочую силу, т.е. обязуется выполнять определенную работу; 2) от нанявшегося по трудовому договору требуется личное выполнение работы; 3) работник подчиняется хозяйской власти работодателя (в современном звучании — правилам внутреннего трудового распорядка); 4) нанявшийся имеет право на вознаграждение за труд, независимо от того, воспользовался работодатель его трудами или нет[32].
Качественно новым актом кодификации трудового права советского времени стал Кодекс законов о труде, принятый постановлением ВЦИК от 9 ноября 1922 г. «О введении в действие Кодекса законов о труде РСФСР изд. 1922 г.»[33].
Работа по подготовке КЗоТ 1922 г. проходила в течение одного года — с октября 1921 по октябрь 1922 г. В феврале 1922 г. была образована комиссия по пересмотру рабочего законодательства, а в октябре 1922 г. проект нового Кодекса был утвержден IV сессией ВЦИК IX созыва. «Всего в процессе разработки Кодекса было подготовлено пять редакций законопроекта. Сами кодификационные работы охватывали более широкий временной период, чем непосредственная разработка Кодекса. Они были начаты в октябре 1921 г. созданием комиссии по кодификации решением Президиума ВЦСПС (первый подготовительный этап кодификации) и завершились в августе 1923 г. утверждением НКТ РСФСР перечня ведомственных постановлений, сохранявших юридическую силу в связи с принятием КЗоТ (завершающий этап кодификации)»[34].
По инициативе В.И. Ленина в 1921 г. был объявлен публичный конкурс на лучший законопроект по вопросу о переводе некоторой категории служащих на так называемые тантьемы (вознаграждение, выплачиваемое из прибылей предприятия).
Проект КЗоТ РСФСР 1922 г. претерпел несколько редакций. «Ключевым предметом дискуссий стал вопрос об объеме прав и гарантий, предоставляемых рабочим и служащим. Высокий уровень этих прав и гарантий, закрепленный в первой (майской) редакции проекта, впоследствии был снижен по инициативе государственных и хозяйственных органов, стремившихся избежать излишней декларативности положений кодекса»[35].
КЗоТ РСФСР вступил в силу с 15 ноября 1922 г. Основными разработчиками Кодекса были В.В. Шмидт, М.П. Томский, известные государственные и профсоюзные деятели[37].
Кроме того, в работе над Кодексом на разных этапах участвовали Ю.А. Ларин, А.Г. Гойхбарг, Н.А. Семашко, А.Ф. Лях, Е.Н. Данилова и др. Е.Н. Данилова предлагала разграничить сферы действия союзного трудового законодательства и законодательства союзных республик следующим образом. КЗоТ СССР (который так и не был принят) должен устанавливать минимум трудовых прав и гарантий и применяться в полном объеме к основным кадрам, т.е. к тем трудящимся, для которых работа по найму является основным источником средств к существованию. В отношении иных работников, для которых наемный труд не является постоянным и основным источником (сельскохозяйственные работники, работники кустарной промышленности и др.), пределы применения КЗоТ СССР должны устанавливаться законодательством союзных республик[38].
Однако Основы законодательства о труде Союза ССР и союзных республик были приняты только в 1970 г., хотя первый проект Сводного закона о труде союзных республик был разработан еще в 1924 г.
КЗоТ РСФСР 1922 г. лежал в основе разработки общесоюзного кодекса о труде. Одной из причин отказа от принятия единого кодифицированного акта СССР были различия в подходе к вопросу о разграничении союзного и республиканского регулирования.
КЗоТ РСФСР 1922 г. состоял из 17 глав и 192 статей и в отличие от КЗоТ 1918 г. имел в качестве первого раздела общую часть, не содержал приложений, был более последовательным и соответствующим социально-экономическим условиям эпохи НЭПа. КЗоТ 1922 г. достаточно подробно регламентировал коллективный и трудовой договор, трудовые споры, правила внутреннего распорядка, положения о профсоюзах, об ученичестве, об органах по разрешению конфликтов и рассмотрению дел о нарушении законов о труде и др., содержал более «мягкие нормы» о трудовой повинности, элементы принципа свободы договора. В то же время Кодекс был не лишен недостатков. Так, недостаточное внимание было уделено «дифференциации правового регулирования труда в зависимости от объективных и субъективных факторов. В законе отсутствовали нормы, регулировавшие труд отдельных категорий работников (исключение составили женщины и несовершеннолетние). Впоследствии это повлекло за собой издание значительного количества актов, в которых отражалась специфика трудовой деятельности отдельных профессиональных групп»[39].
КЗоТ РСФСР 1922 г. действовал дольше всех остальных советских актов подобного рода (с 1922 по 1971 г.), что позволяет говорить о достаточно высоком уровне проведенной кодификации.
Вступление в силу КЗоТ открыло возможность восстановления в стране рынка труда, полностью ликвидированного в годы военного коммунизма. В течение 1922 г. фабрики и заводы перешли в основном на сдельную оплату труда, что дало возможность значительно поднять заработок квалифицированных рабочих. Это способствовало росту производительности труда.
В то же время система хозрасчета привела к тому, что излишний балласт рабочей силы уменьшал заработную плату квалифицированных работников и административного аппарата. Предприятия стали избавляться от неквалифицированных работников. Началась массовая безработица, которая усугублялась резким сокращением числа совработников (госслужащих), демобилизацией значительной части Красной Армии, ликвидацией революционных трудовых армий[40], которые к тому времени не могли прокормить даже себя, а также большим наплывом сельского населения в города. Безработица стала постоянным фактом советской действительности.
Постановлением СТО РСФСР от 13 июля 1923 г. «Основные положения о работе бирж труда и мероприятиях по улучшению их постановки»[41] были восстановлены биржи труда, ликвидированные в 1919 г. В их функции входили регистрация безработных, содействие в трудоустройстве, оказание им материальной помощи. Биржи труда управлялись специальными комитетами, куда входили представители местного отдела труда, СНХ, земельного отдела и профсоюзов[42]. Понятно, что такое количество надзирающих и контролирующих органов не могло не привести к протекционизму и коррупции в работе этих, казалось бы, рыночных структур. Нередко представители этих самых комитетов требовали устроить на работу своих протеже. Руководители предприятий не хотели перечить «вышестоящим инстанциям» и безропотно принимали на работу не пойми кого.
Коммунисты не особенно волновались о потере работы. Рядовые коммунисты в основной своей массе распределялись не через биржи труда, а через губкомы, райкомы и укомы партии. Справочные сведения из многих регионов страны в 1926 г. показывали, что причинами безработицы среди коммунистов являлись их слабая квалификация, чаще всего — отсутствие какой-либо квалификации или образования вообще. На совещаниях орграспредотдела констатировалось, что «люди пришли в партию, а делать ничего не умеют»[43].
Страна возвращалась к мобилизационным методам управления экономикой, когда задачи решались не качеством рабочей силы, а ее количеством. По завершении сплошной коллективизации, в ходе которой удалось «трудоустроить» основную массу сельских безработных — батраков и бедняков, было торжественно объявлено, что наследие проклятого капитализма — безработицу удалось полностью ликвидировать.
Зачинателем знаменитого стахановского движения принято считать Алексея Стаханова — шахтера-забойщика, перевыполнившего норму выдачи угля на-гора в 14 раз, хотя подобные подвиги совершались и до него. В короткий срок это движение дало огромное количество передовиков производства в самых разных отраслях промышленности и в сельском хозяйстве. К началу 1938 г. оно охватывало уже более 25% всех рабочих. Первые 12 первопроходцев[44] стали, как сейчас говорят, «медийными лицами» движения и на них пролился дождь наград, почестей и привилегий, а также немалых материальных выгод в виде квартир, денежных премий, путевок в санатории и т.д. и т.п. Правда, их трудовые подвиги были если не разовыми, то «несколькоразо- выми» — все они вскоре были направлены на курсы повышения квалификации, стали руководителями разного уровня[45].
Стахановское движение привело к заметному повышению производительности труда. Так, если за годы первой пятилетки (1929—1932 гг.) производительность труда в промышленности СССР выросла на 41%, то за годы второй пятилетки (1933— 1937 гг.) — на 82%[46].
Согласно легенде первым раскрыл механизм этого замечательного явления французский писатель Андре Жид[47]. Он задался вопросом: может, превышение нормы в 14 раз не есть результат нечеловеческих усилий Стаханова, а следствие сильно заниженной нормы? Якобы тут же «в кустах» обнаружилась бригада французских шахтеров, которая, спустившись в забой, «на раз» выполнила стахановскую норму[48].
Так это было или нет, но этим же вопросом задались и большевики. В резолюции Пленума ЦК ВКП (б), проходившего 21—25 декабря 1935 г., говорилось: «Необходимо заменить нынешние технические нормы, как устарелые, более высокими нормами и изменить соответственно нормы выработки в сторону некоторого их повышения.». Там же высказывалось осуждение равнения на «технически отсталого» рабочего при составлении норм. Вместо этого нормы должны были вырабатываться инженерно-техническим персоналом под непосредственным руководством директора и при активном участии стахановцев[49].
Понятно, что «восточный способ производства», основанный на массовой мобилизации трудовых ресурсов, был органически присущ мегамашине. Именно необходимость создания трудовых машин для строительства протяженных ирригационных сооружений, гигантских храмов и пирамид и было основанием возникновения мегамашин в форме восточной деспотии во времена глубокой древности. Целевой характер этого способа производства, а также приоритет количественных характеристик трудовых ресурсов перед качественными, тем более что квалифицированной рабочей силы было очень мало, и позволили эффективно использовать его на стройках первых пятилеток.
Мобилизация активно применялась не только в промышленности и сельском хозяйстве, но даже и в научно-технических разработках, особенно если речь шла о военном применении. Такие работы осуществлялись в военизированных закрытых учреждениях — «ящиках» под бдительным присмотром секретной службы, а то и вовсе в гулаговских «шарашках».
Дискуссий о предмете и месте трудового права в советском праве до второй половины 30-х годов не было. Один из ведущих специалистов советского трудового права К.П. Горшенин писал: «Общепринятой точкой зрения все это время была та, что трудовое законодательство регулирует трудовые отношения рабочих и служащих. Что же касается регулирования труда членов колхозов и промыслово-кооперативных артелей, то в силу их общественно-экономической природы оно осуществлялось уставами, принятыми ими. Из этой посылки исходила и наука советского трудового права. Такой же точки зрения придерживались ученые, занимающиеся проблемами колхозного права»[50]. Однако в январе 1937 г. «Правда» напечатала статью П. Юдина «Против путаницы, пошлости и ревизионизма»[51], которая дала сигнал для дискуссии «трудовиков», более того, предложила идти в наступление и расширить границы предмета трудового права[52]. Хронологически дискуссия выходит за временные границы настоящих очерков, однако следует отметить, что это происходило в рамках советского права и социалистической действительности.
Имела место сильная неэкономическая зависимость трудящихся от своего единственного работодателя — государства. В социальном плане она проявлялась в милитаризации и мобилизации труда для решения стратегических задач, идеологии заботы «пролетарского» государства о людях труда, жестких иногда уголовных мерах к нарушителям трудовой дисциплины, всеобщности требования беспрекословного подчинения системе, организации, трудовому коллективу.
В заключение следует сказать, что поменять место работы было очень сложно, а тех, кому это удавалось сделать несколько раз, называли летунами и считали неблагонадежными элементами. Одним (и далеко не последним) из способов привязки работника к конкретному предприятию был так называемый жилищный вопрос.
[1] См. § 4 гл. 4 наст. книги.
[2] Второе послание к Фессалоникийцам (Солунянам): «10. Ибо когда мы были у вас, то завещевали вам сие: если кто не хочет трудиться, тот и не ешь».
[3] Систематический сборник узаконений и распоряжений Рабочего и Крестьянского Правительства. М.: [Отдел опубликования законов Нар. ком. юст.,] 1919. С. 94.
[4] См. § 5 гл. 7 наст. книги.
[5] Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 31. С. 452.
[6] Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 40. С. 315.
[7] Есть предположения, что это было не бревно, а снесенный крест.
[9] СУ РСФСР. 1918. № 54. Ст. 604.
[10] Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 37. С. 204.
[11] СУ РСФСР. 1917. № 1. Ст. 10.
[12] СУ РСФСР. 1918. № 13. Ст. 188.
[13] СУ РСФСР. 1918. № 43. Ст. 527.
[14] СУ РСФСР. 1917. № 3. Ст. 46.
[15] СУ РСФСР. 1918. № 30. Ст. 404.
[16] Духвинский-Осипов И.Д. Встречи с Лениным // Нева. 1957. № 1. С. 149.
[17] СУ РСФСР. 1918. № 89. Ст. 906.
[18] Там же. № 87-88. Ст. 905.
[19] Подробнее см.: Головина С.Ю. Кодификация российского трудового законодательства: ретроспектива и взгляд в будущее // Кодификация российского частного права 2015 / Под ред. П.В. Крашенинникова. М.: Статут, 2015. С. 365-408.
[20] Войтинский И.С. Трудовое право СССР. М.; Л.: Госиздат, 1925. С. 31.
[21] СУ РСФСР. 1919. № 56. Ст. 537.
[22] Там же. № 42. Ст. 418.
[23] Декреты Советской власти. Т. VI. М., 1973.
[24] СУ РСФСР. 1919. № 48. Ст. 470.
[25] Постановление Совмина РСФСР от 31 мая 1973 г. № 290 «О признании утратившими силу некоторых постановлений Правительства РСФСР, а также постановлений и разъяснений быв. Народного Комиссариата труда РСФСР в связи с введением в действие Кодекса законов о труде РСФСР» // СП РСФСР. 1973. № 15. Ст. 94.
[26] Декреты Советской власти. Т. III. М., 1973. С. 461.
[27] Известия Главного комитета по всеобщей трудовой повинности. 1920. № 7. С. 66.
[28] Борисова Л.Б. Трудовые отношения в советской России (1918-1924 гг.). М.: Собрание, 2006.
[29] Бюллетень трудового фронта. 1921. № 71. С. 12.
[30] Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 43. С. 287-288.
[31] Подробнее см.: Ильюхов А.А. Советская модель всеобщего труда в 1918— 1922 гг. М.: Едиториал УРСС, 2004. С.182—199 (www.hist.msu.ru).
[32] Подробнее см.: Головина С.Ю. Формирование институтов трудового права и кодификация российского трудового законодательства // Кодификация российского частного права 2017 / Под ред. П.В. Крашенинникова. М.: Статут, 2017. С. 384—427.
[33] СУ РСФСР. 1922. № 70. Ст. 903.
[34] Иванов А.Б. Из истории подготовки Кодекса законов о труде РСФСР 1922 г. // Трудовое право в России и за рубежом. 2013. № 2. С. 19-23.
[36] Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 45. С. 246—247.
[37] Василий Владимирович Шмидт 1886—1938 гг.) — в начале 20-х годов XX в. народный комиссар труда РСФСР (СССР), в 1922 г. возглавлял Комиссию по пересмотру рабочего законодательства секции труда Высшей экономической комиссии при ВЦИК; Михаил Павлович Томский (Ефремов; 1880—1936 гг.) — председатель ВЦСПС.
[38] Лушников А.М., Лушникова М.В. Карасев А.Я. и Данилова Е.Н.: выдающиеся ученые-трудовики (http://www.nbpublish.com/library_get_pdf.php?id= 28320).
[41] СУ РСФСР. 1923. № 68. Ст. 655.
[42] См. подробнее: Козлов В.С. Государственная политика в рабочем вопросе в годы НЭПа: замыслы, реализация, итоги // Вестник Челябинского гос. ун-та. 2012. № 16 (270). История. Вып. 51. С. 45-51.
[43] Пашин В.П., Богданов С.В. Рынок труда в условиях НЭПа: партийнохозяйственная номенклатура и безработица // Материалы конференции «Номенклатура в истории советского общества (11.2003—03.2004) / Пермский национальный исследовательский политехнический университет (http://elis. pstu.ru/index.php?a=9&pod_id=31).
[44] Официальный список имен первопроходцев движения: в угольной промышленности — донбасские забойщики Алексей Стаханов (шахта «Центральная- Ирмино», Кадиевка) и Никита Изотов (шахта «Кочегарка», Горловка); в машиностроении — кузнец Горьковского автозавода Александр Бусыгин и токарь-фрезеровщик Московского станкостроительного завода им. С. Орджоникидзе Иван Гудов; в металлургии — сталевар Мариупольского металлургического завода им. Ильича Макар Мазай; в обувной промышленности — затяжчик обуви с ленинградской фабрики «Скороход» Николай Сметанин; в текстильной промышленности — ткачихи с фабрики им. Ногина г. Вичуга Ивановской области Евдокия и Мария Виноградовы; на железнодорожном транспорте — машинист локомотивного депо г. Славянска Донецкой области Петр Кривонос; в сельском хозяйстве — кубанские трактористы Константин Борин и Прасковья Ангелина, свекловод «с Киевщины» Мария Демченко.
[45] О подвигах и судьбах первопроходцев движения см.: https://mgsupgs.livejournal. com/1154333.html
[46] Стахановское движение // БСЭ. (http://alcala.ru/bse/izbrannoe/slovar-S/ S15569.shtml).
[47] Андре Поль Гийом Жид (фр. Andre Paul Guillaume Gide) (1869—1951 гг.) — французский писатель, представитель модернизма. Лауреат Нобелевской премии по литературе (1947 г.). В середине 1930-х годов увлекся социалистической идеей, неоднократно выступал в поддержку СССР, несколько раз посещал Союз. Но затем Андре Жид разочаровался в советском строе. В конце 1936 г. вышла его книга «Возвращение из СССР», где критикуется отсутствие свободы мысли в СССР, жесткий контроль за литературой и общественной жизнью, некоторые пугающие черты нового советского человека. Имя писателя попало в Советском Союзе под запрет, его книги не издавались в СССР полвека.
[49] КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. Ч. II (1925—1953). 7-е изд. М.: Госполитиздат, 1953. С. 813.
[50] Горшенин К.П. Кодификация законодательства о труде (теоретические вопросы). М.: Юрид. лит., 1967. С. 25.
[51] Правда. 1937. 10 янв.
[52] Горшенин К.П. Указ. соч. С. 26-33.
[53] Коллективным договором устанавливались правила найма и увольнения, размер тарифа, продолжительность рабочего дня и отпуска, нормы выработки и оплата сверхурочных, порядок оплаты сокращаемых рабочих, снабжение прозодеждой.
Павел Крашенинников – заслуженный юрист России, депутат и глава комитета Госдумы по государственному строительству и законодательству, сопредседатель Ассоциации юристов России, доктор юридических наук, профессор.