первый кодифицированный акт рсфср принятый в 1918 г

Семейный код

первый кодифицированный акт рсфср принятый в 1918 г. Bez imeni. первый кодифицированный акт рсфср принятый в 1918 г фото. первый кодифицированный акт рсфср принятый в 1918 г-Bez imeni. картинка первый кодифицированный акт рсфср принятый в 1918 г. картинка Bez imeni. На Руси и в Российской империи семейно-брачные отношения регулировались церковными, а не правовыми документами. Ни первый свод законов Древней Руси 1016 г., названный "Русской Правдой", ни Соборное Уложение царя Алексея Михайловича 1649 г., ни даже "Свод законов Российской империи" 1833 г. не смогли полностью заменить кормчие книги и книгу Правил Святых Апостол, Святых Соборов Вселенских и Поместных и Святых Отец. "Устав духовных консисторий", подписанный императором в 1841 г., регулировал наряду с другими вопросами порядок ведения записей брака, рождения и смерти в метрических книгах. первый кодифицированный акт рсфср принятый в 1918 г. Bez imeni 1 d 850. первый кодифицированный акт рсфср принятый в 1918 г фото. первый кодифицированный акт рсфср принятый в 1918 г-Bez imeni 1 d 850. картинка первый кодифицированный акт рсфср принятый в 1918 г. картинка Bez imeni 1 d 850. На Руси и в Российской империи семейно-брачные отношения регулировались церковными, а не правовыми документами. Ни первый свод законов Древней Руси 1016 г., названный "Русской Правдой", ни Соборное Уложение царя Алексея Михайловича 1649 г., ни даже "Свод законов Российской империи" 1833 г. не смогли полностью заменить кормчие книги и книгу Правил Святых Апостол, Святых Соборов Вселенских и Поместных и Святых Отец. "Устав духовных консисторий", подписанный императором в 1841 г., регулировал наряду с другими вопросами порядок ведения записей брака, рождения и смерти в метрических книгах.

«Половой коммунизм»

На Руси и в Российской империи семейно-брачные отношения регулировались церковными, а не правовыми документами. Ни первый свод законов Древней Руси 1016 г., названный «Русской Правдой», ни Соборное Уложение царя Алексея Михайловича 1649 г., ни даже «Свод законов Российской империи» 1833 г. не смогли полностью заменить кормчие книги и книгу Правил Святых Апостол, Святых Соборов Вселенских и Поместных и Святых Отец. «Устав духовных консисторий», подписанный императором в 1841 г., регулировал наряду с другими вопросами порядок ведения записей брака, рождения и смерти в метрических книгах.

первый кодифицированный акт рсфср принятый в 1918 г. . первый кодифицированный акт рсфср принятый в 1918 г фото. первый кодифицированный акт рсфср принятый в 1918 г-. картинка первый кодифицированный акт рсфср принятый в 1918 г. картинка . На Руси и в Российской империи семейно-брачные отношения регулировались церковными, а не правовыми документами. Ни первый свод законов Древней Руси 1016 г., названный "Русской Правдой", ни Соборное Уложение царя Алексея Михайловича 1649 г., ни даже "Свод законов Российской империи" 1833 г. не смогли полностью заменить кормчие книги и книгу Правил Святых Апостол, Святых Соборов Вселенских и Поместных и Святых Отец. "Устав духовных консисторий", подписанный императором в 1841 г., регулировал наряду с другими вопросами порядок ведения записей брака, рождения и смерти в метрических книгах.

первый кодифицированный акт рсфср принятый в 1918 г. . первый кодифицированный акт рсфср принятый в 1918 г фото. первый кодифицированный акт рсфср принятый в 1918 г-. картинка первый кодифицированный акт рсфср принятый в 1918 г. картинка . На Руси и в Российской империи семейно-брачные отношения регулировались церковными, а не правовыми документами. Ни первый свод законов Древней Руси 1016 г., названный "Русской Правдой", ни Соборное Уложение царя Алексея Михайловича 1649 г., ни даже "Свод законов Российской империи" 1833 г. не смогли полностью заменить кормчие книги и книгу Правил Святых Апостол, Святых Соборов Вселенских и Поместных и Святых Отец. "Устав духовных консисторий", подписанный императором в 1841 г., регулировал наряду с другими вопросами порядок ведения записей брака, рождения и смерти в метрических книгах.

Октябрьская революция отделила Церковь от государства, и сразу встал вопрос, что делать с семейно-брачными отношениями? У основоположников научного коммунизма Маркса и Энгельса были довольно туманные представления о коммунистической семье.

первый кодифицированный акт рсфср принятый в 1918 г. 1. первый кодифицированный акт рсфср принятый в 1918 г фото. первый кодифицированный акт рсфср принятый в 1918 г-1. картинка первый кодифицированный акт рсфср принятый в 1918 г. картинка 1. На Руси и в Российской империи семейно-брачные отношения регулировались церковными, а не правовыми документами. Ни первый свод законов Древней Руси 1016 г., названный "Русской Правдой", ни Соборное Уложение царя Алексея Михайловича 1649 г., ни даже "Свод законов Российской империи" 1833 г. не смогли полностью заменить кормчие книги и книгу Правил Святых Апостол, Святых Соборов Вселенских и Поместных и Святых Отец. "Устав духовных консисторий", подписанный императором в 1841 г., регулировал наряду с другими вопросами порядок ведения записей брака, рождения и смерти в метрических книгах.

В это же время незаконнорожденные, внебрачные дети уравнивались в правах и обязанностях по отношению к родителям и приобретали право на алименты от родителей независимо от их состояния в браке. Не только брак, но и развод провозглашались свободными.

Отмена частной собственности, рост городского населения, придание правового значения внебрачному сожительству, уравнивание женщин в правах с мужчинами и стремление вовлечь их в общественную жизнь, свобода развода, раздробление семьи привели к существенным изменениям имущественных отношений. Многие семьи потеряли прочную имущественную базу, сложившуюся до революции. Семья потеряла экономическую базу, претерпела политическое расслоение, упростились ее функции.

Были отменены практически все запреты и табу, распространявшиеся на семейно-брачные отношения. Исключение составляли разве что наиболее одиозные с точки зрения западной цивилизации обычаи, такие как многоженство, калым (сделка, по которой девушку фактически продавали в жены), похищение невесты. С ними боролись, в том числе и с помощью уголовных норм. Декрет о расторжении брака провозглашал обязанность суда решить вопрос и о выплате алиментов бывшей супруге.

Для упорядочения многочисленных принятых декретов и других документов и был принят Кодекс законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве. Он рассматривался как «громадное завоевание» советской власти, закрепляющее основы семейно-брачного законодательства Страны Советов.

В значительной степени быстрота принятия Кодекса связана с острой борьбой новой власти против Церкви, а также с реакцией на дискуссию о семье, детях и семейной собственности, разгоревшуюся сразу после октябрьского переворота.

Роль женщины

Следует сказать, что еще до событий 1917 г. будущий вождь мирового пролетариата активно обсуждал роль женщины в семье и обществе. Известна переписка В.И. Ленина с Инессой Арманд по поводу брака и любви. Семье уделялось значительное внимание и в первые месяцы «победоносного шествия» советской власти, происходили жаркие дискуссии о ее необходимости, а впоследствии о ее месте и роли в советском обществе и праве.

В среде профессиональных революционеров, особенно в ее женской части, царили очень свободные взгляды на отношения полов. А.М. Коллонтай еще до 1917 г. призывала женщин к самостоятельности, отказу от ревности и уважению свободы полов.

первый кодифицированный акт рсфср принятый в 1918 г. 2. первый кодифицированный акт рсфср принятый в 1918 г фото. первый кодифицированный акт рсфср принятый в 1918 г-2. картинка первый кодифицированный акт рсфср принятый в 1918 г. картинка 2. На Руси и в Российской империи семейно-брачные отношения регулировались церковными, а не правовыми документами. Ни первый свод законов Древней Руси 1016 г., названный "Русской Правдой", ни Соборное Уложение царя Алексея Михайловича 1649 г., ни даже "Свод законов Российской империи" 1833 г. не смогли полностью заменить кормчие книги и книгу Правил Святых Апостол, Святых Соборов Вселенских и Поместных и Святых Отец. "Устав духовных консисторий", подписанный императором в 1841 г., регулировал наряду с другими вопросами порядок ведения записей брака, рождения и смерти в метрических книгах.

При этом популярная в те времена «теория стакана воды», приписываемая А. Коллонтай и К. Цеткин, наносила реальный вред обществу, была сильно вульгаризированной версией суждений Коллонтай и Цеткин, как, впрочем, Маркса и Энгельса.

А. Коллонтай ввела в оборот понятие «половой коммунизм», которое пыталась претворить в жизнь революционная молодежь. Привычными стали призывы: «Жены, дружите с возлюбленными своего мужа» или «Хорошая жена сама подбирает подходящую возлюбленную своему мужу, а муж рекомендует жене своих товарищей».

Такое «революционное творчество масс» на местах большевиков, стремившихся взять под контроль все сферы жизнедеятельности, устроить не могло. Более того, крестьянское население, воспитанное в строгих семейных устоях, не приняло насаждаемой «сексуальной революции», а священники объявляли новомодные увлечения развратом и смертным грехом. Это вызывало еще более яростные нападки на церковь и священнослужителей. Молва о том, что в коммуне «все будут спать под одним одеялом», привела к массовым волнениям, доходившим до вооруженного сопротивления новым властям.

А с конкурентами у большевиков разговор был короткий. Уничтожение священнослужителей, артефактов религиозного культа, превращение церквей в дома культуры, склады и свинарники осуществлялись ими столь же неистово, как и ранними христианами разрушение образцов античной культуры и цивилизации. Новая религия всегда стремится уничтожить старую.

Тем более большевики не могли допустить, чтобы христианские каноны регулировали столь важный аспект человеческой жизни, как семейные отношения, а Церковь, кроме прочего, регистрировала акты гражданского состояния.

Требовалось немедленное реагирование сверху. На коллегии НКЮ 23 мая 1918 г. П.А. Красикову было поручено разработать положение о записи браков и рождений. Красиков возглавлял Ликвидационный отдел, который занимался проведением в жизнь Декрета об отделении Церкви от государства, уничтожал имущество Церкви и ее служителей, параллельно готовил семейный кодекс.

Системной новеллой брачно-семейной кодификации стало ее отделение от ранее существовавшей «буржуазной» кодификации гражданского права. Обычно большинство норм семейного права являлось частью гражданского законодательства, например, Гражданского кодекса Франции, Германского гражданского уложения. Но в РСФСР частноправового регулирования еще не было, Гражданский кодекс приняли только в 1922 г. после объявления НЭПа.

Беспризорная страна

Одним из тяжелейших последствий революционных потрясений и Гражданской войны стало значительное уменьшение взрослого населения. Мужчины и женщины погибали на фронтах, становились жертвами красного и белого террора, независимо от пола и возраста умирали от голода, холеры и тифа. Огромное количество детей осталось без родителей и какого-либо попечения.

Сколько было беспризорных детей, сложно сказать, однако власти понимали проблему. Н.К. Крупская указывала: «У нас зарегистрировано семь миллионов беспризорных детей и подростков, а в детских домах самое большее помещается 800 тысяч. Куда же девать остальных?» Детская преступность, проституция, распространение заболеваний среди детей приобрели угрожающий характер. Нормативные акты, посвященные правам ребенка, стали приниматься достаточно быстро и последовательно.

Уже 14 января 1918 г. был опубликован Декрет СНК РСФСР «О комиссиях для несовершеннолетних». В соответствии с ним упразднялись суды и тюремное заключение для несовершеннолетних, общественно-опасные деяния детей в возрасте до 17 лет рассматривались комиссией по делам несовершеннолетних.

Законодательство того периода о детях большевики называли «эрой освобожденного ребенка» и упоминали о «детском праве». И действительно, вопрос о происхождении детей утратил всякое значение. Стало неважно, какой национальности, религии, сословия ребенок, в браке или вне брака он родился.

Один из авторов семейного кодекса 1918 г., известный российский юрист с дореволюционным стажем А.Г. Гойхбарг, указывал на то, что одной из задач коммунистического строя является замена без всяких изъятий частной, индивидуальной, родительской заботы о детях их общественным воспитанием. Организация государственной опеки, по его мнению, «должна показать родителям, что общественный уход за детьми дает гораздо лучшие результаты, чем частный, индивидуальный, ненаучный и нерациональный».

Однако воплотить в жизнь идею общественного воспитания детей, их отрыва от семьи в глобальном масштабе в то время было нереально. И не только в силу недостаточности экономических ресурсов у государства. В крестьянских семьях дети с малых лет участвовали если не в полевых работах, то в работе по домохозяйству, уходе за младшими братьями и сестрами, пасли скот. Так что попытки изъятия детей из семьи встретили бы неминуемый отпор со стороны крестьян. Противостоять крестьянской стихии власти в то время еще опасались.

Идея общественного воспитания детей восходит еще к Древней Спарте. Эта идея активно развивалась утопистами Т. Мором и Т. Кампанеллой. Однако в отличие от «Острова Утопия» Мора и «Города Солнца» Кампанеллы, в которых отношения между полами подвергаются тщательному регулированию со стороны властей, вплоть до принудительного брака по решению начальства и жесткого преследования супружеской измены, Маркс и Энгельс, как мы знаем, были против этого. Так что Семейный кодекс 1918 г., основанный на постулатах марксизма, не мог хоть как-то сбить волну сексуальной революции.

В 1920 г. было принято постановление народных комиссариатов здравоохранения и юстиции «Об охране здоровья женщин», в котором провозглашались бесплатность и свободный характер абортов.

Очередность была такова: безработные-одиночки; работницы-одиночки, имеющие одного ребенка; многодетные, занятые на производстве; многодетные жены рабочих. Остальным разрешения выдавали по остаточному принципу, так что для многих аборт стал платным.

Смена ценностей

Марксистская теория семейных отношений не оправдала себя, в особенности прогноз классиков, что с исчезновением буржуазной семьи исчезнет и проституция, поскольку буржуазная семья «находит свое дополнение в вынужденной бессемейности пролетариев и в публичной проституции. Буржуазная семья естественно отпадает вместе с отпадением этого ее дополнения, и обе вместе исчезнут с исчезновением капитала».

Однако заявить во всеуслышание об ошибочности некоторых положений марксизма было немыслимо. Пришлось прибегнуть к мягкому суггестивному способу перенаправления энергии.

первый кодифицированный акт рсфср принятый в 1918 г. 3. первый кодифицированный акт рсфср принятый в 1918 г фото. первый кодифицированный акт рсфср принятый в 1918 г-3. картинка первый кодифицированный акт рсфср принятый в 1918 г. картинка 3. На Руси и в Российской империи семейно-брачные отношения регулировались церковными, а не правовыми документами. Ни первый свод законов Древней Руси 1016 г., названный "Русской Правдой", ни Соборное Уложение царя Алексея Михайловича 1649 г., ни даже "Свод законов Российской империи" 1833 г. не смогли полностью заменить кормчие книги и книгу Правил Святых Апостол, Святых Соборов Вселенских и Поместных и Святых Отец. "Устав духовных консисторий", подписанный императором в 1841 г., регулировал наряду с другими вопросами порядок ведения записей брака, рождения и смерти в метрических книгах.

Концепция изменилась, и на повестку дня встал вопрос об изменении семейного законодательства. Более того, семья была объявлена непреходящей ценностью советского человека, следующей сразу за ценностями социалистического отечества и героического труда.

Таким образом, законодательство из призванного обеспечить право на личную жизнь превратилось в механизм манипулирования гражданами и тотального контроля над ними. С его помощью в сознание граждан внедрялись новые насущные ценности, без которых их жизнь якобы будет неполноценной.

Так возникала коммунистическая квазирелигия, сформулированная наподобие Нагорной проповеди Христа в 12 тезисах Морального кодекса строителя коммунизма.

А также в области разводов.

Татьяна Гурко, социолог, заведующая сектором «Социология семьи и гендерных отношений» Института социологии РАН:

— Ужесточение семейного законодательства произошло в 1936 и 1944 годах. Его целью было повышение рождаемости и укрепление брака после голодомора, репрессий и Второй мировой войны. Обязательной стала публикация в местной газете объявления о возбуждении дела о разводе за счет истца.

Народный суд рассматривал дело и принимал меры к примирению супругов с привлечением свидетелей. В период упрощения процедуры развода в 1960-х годах, когда стали оформляться фактически распавшиеся браки, статистика разводимости резко возросла, что лишний раз свидетельствует о неэффективности запретных мер.

Ольга Маховская, психолог:

Но ни один кодекс не сможет регламентировать развитие семьи. Так не бывает, чтобы кто-то сказал, а все взяли под козырек и создали семьи по одному лекалу. Если, например, усиливается идеологическое давление на семью, она становится более уязвимой. Многие семьи не выдерживают и распадаются, но в то же время другие, наоборот, укрепляются. Помимо идеологических очень сильные экономические факторы. Семья может держаться не столько на любви и уважении, как нам бы хотелось, а просто потому что деваться некуда. Двое и хотели бы расстаться, но не могут, потому что в одиночку не выжить. Но если один из членов семьи начинает вдруг зарабатывать, второй становится обузой, и семья распадается. Такая теневая экономика особенно проявилась в тяжелые перестроечные годы. Тогда по стране прокатилась волна разводов, а в обществе стали набирать популярность идеи феминизма. А все потому, что женщины оказались более адаптивны и могли работать одновременно на нескольких работах.

первый кодифицированный акт рсфср принятый в 1918 г. . первый кодифицированный акт рсфср принятый в 1918 г фото. первый кодифицированный акт рсфср принятый в 1918 г-. картинка первый кодифицированный акт рсфср принятый в 1918 г. картинка . На Руси и в Российской империи семейно-брачные отношения регулировались церковными, а не правовыми документами. Ни первый свод законов Древней Руси 1016 г., названный "Русской Правдой", ни Соборное Уложение царя Алексея Михайловича 1649 г., ни даже "Свод законов Российской империи" 1833 г. не смогли полностью заменить кормчие книги и книгу Правил Святых Апостол, Святых Соборов Вселенских и Поместных и Святых Отец. "Устав духовных консисторий", подписанный императором в 1841 г., регулировал наряду с другими вопросами порядок ведения записей брака, рождения и смерти в метрических книгах.

первый кодифицированный акт рсфср принятый в 1918 г. . первый кодифицированный акт рсфср принятый в 1918 г фото. первый кодифицированный акт рсфср принятый в 1918 г-. картинка первый кодифицированный акт рсфср принятый в 1918 г. картинка . На Руси и в Российской империи семейно-брачные отношения регулировались церковными, а не правовыми документами. Ни первый свод законов Древней Руси 1016 г., названный "Русской Правдой", ни Соборное Уложение царя Алексея Михайловича 1649 г., ни даже "Свод законов Российской империи" 1833 г. не смогли полностью заменить кормчие книги и книгу Правил Святых Апостол, Святых Соборов Вселенских и Поместных и Святых Отец. "Устав духовных консисторий", подписанный императором в 1841 г., регулировал наряду с другими вопросами порядок ведения записей брака, рождения и смерти в метрических книгах.

Появился устойчивый тренд к многодетности и клановости. Интеллектуальный, экономический, культурный ресурсы семьи настолько велики, что хватает на всех. Обычно в таких семьях три-четыре ребенка, которых с удовольствием растят и папа, и мама, и это не мешает им самореализовываться.

Источник

Первому Трудовому кодексу исполняется 100 лет

первый кодифицированный акт рсфср принятый в 1918 г. 21061. первый кодифицированный акт рсфср принятый в 1918 г фото. первый кодифицированный акт рсфср принятый в 1918 г-21061. картинка первый кодифицированный акт рсфср принятый в 1918 г. картинка 21061. На Руси и в Российской империи семейно-брачные отношения регулировались церковными, а не правовыми документами. Ни первый свод законов Древней Руси 1016 г., названный "Русской Правдой", ни Соборное Уложение царя Алексея Михайловича 1649 г., ни даже "Свод законов Российской империи" 1833 г. не смогли полностью заменить кормчие книги и книгу Правил Святых Апостол, Святых Соборов Вселенских и Поместных и Святых Отец. "Устав духовных консисторий", подписанный императором в 1841 г., регулировал наряду с другими вопросами порядок ведения записей брака, рождения и смерти в метрических книгах.

Книга Крашенинникова продолжает целую серию работ автора по истории права. В ней речь идет про исторический период нашей страны между 1917 годом и 1938. «Здесь происходило и сознательное умерщвление права, и некоторое отрезвление от чудовищных последствий произведенных разрушений, и НЭП, и репрессии», – отмечает юрист в описании. Он не обошел стороной и тему государственного подхода к трудовому законодательству в то время.

С разрешения автора «Право.ru» публикует главу «Сто лет КЗоТу» из книги «Страсти по праву: Очерки о праве военного коммунизма и советском праве. 1917–1938», выпущенной издательством «Статут»:

«Как мы уже упоминали[1], на Руси труд зачастую понимался как жестокая необходимость, проклятие и наказание, а отнюдь не как средство достижения жизненного успеха, реализации человеческого потенциала. «От трудов праведных не наживешь палат каменных», – гласит старинная поговорка.

В октябре 1917 г. в России произошла социалистическая революция, и к власти в стране якобы пришел пролетариат. В соответствии с марксистской доктриной пролетарии были людьми, наиболее травмированными необходимостью прода­вать свой труд, чтобы обеспечить себе пропитание. Этот немно­гочисленный и не очень образованный слой населения загадоч­ным образом должен был привести человечество к всеобщему благу и процветанию путем победы труда над капиталом.

На государственном гербе РСФСР, а затем и СССР был поме­щен девиз «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!», обращенный как за рубеж государства, так и к своим гражданам.

Первым делом пролетарии решили щедро поделиться со все­ми окружающими единственным, что у них было, — цепями, приковывающими к ненавистному изнуряющему труду. Была объявлена всеобщая трудовая повинность, закрепленная в при­нятой в январе 1918 г. Декларации прав трудящегося и эксплуа­тируемого народа. Затем она появилась и в Конституции РСФСР 1918 г., в которой был записан парафраз известного изречения апостола Павла[2]: «Не трудящийся да не ест»[3]. Причем имелся в виду именно тяжелый физический труд.

Об этом своеобразном налоге, которым обложили сначала только «эксплуататоров», а потом и всех остальных, мы подроб­но рассказали ранее[4].

Большевики во главе с В.И. Лениным никаких иллюзий насчет трудолюбия подведомственного населения не испыты­вали. Трудовая повинность впервые упоминалась еще в апреле 1917 г. в резолюции VII (Апрельской) Всероссийской конферен­ции РСДРП(б)[5]. Так что она отнюдь не была случайной мерой, вызванной условиями гражданской войны, как это принято счи­тать в советской историографии. По мнению В.И. Ленина, при социализме труд обязательно должен основываться на принуж­дении при регулирующей роли государства: «Субботники, трудо­вые армии, трудовая повинность — вот практическое осуществле­ние в разных формах социалистического и коммунистического труда»[6]. Это касалось всех без исключения, даже лидеров больше­виков. Считается, что изображенный на картине Ленин на одном из субботников лично перенес тяжелое бревно с одного места на другое. Причем бревно это было, по-видимому, какой-то чудо­вищной длины, поскольку, как утверждалось в советском фоль­клоре, число граждан, помогавших лидеру мирового пролетариата осуществить этот трудовой подвиг, так и не удалось сосчитать[7].

С тех пор и буквально до последних дней «развитого социа­лизма» субботники составляли неотъемлемую часть советских традиций. В выходной день граждане выходили на работу, что­бы отстоять смену либо участвовать в уборке и облагоражива­нии прилегающей территории.

Декларацией прав трудящегося и эксплуатируемого народа предполагалось введение трудового контроля. На второй день после Октябрьской революции был создан Народный комис­сариат труда (НКТ) РСФСР во главе с А.Г. Шляпниковым[8] — главный орган, призванный осуществлять политику принуди­тельного труда.

Первым реальным шагом в осуществлении трудовой повин­ности был Декрет СНК от 20 июля 1918 г. «О тыловом ополче­нии» о введении строгого учета всего трудоспособного населе­ния, не подлежащего призыву в Красную Армию: «. впредь до проведения всеобщей трудовой повинности и для облегчения призыва в тыловое ополчение»[9].

Понятно, что граждане восприняли перспективу работать «за идею» без должного энтузиазма и многие стремились уклонить­ся от этой почетной обязанности. Владимир Ильич в присущем ему «самом человечном» стиле давал следующие рекомендации по борьбе с уклонистами: «В одном месте посадят в тюрьму деся­ток богачей, дюжину жуликов, полдюжины рабочих, отлынива­ющих от работы (так же хулигански, как отлынивают от работы многие наборщики в Питере, особенно в партийных типогра­фиях). В другом — поставят их чистить сортиры. В третьем — снабдят их, по отбытии карцера, желтыми билетами, чтобы весь народ, до их исправления, надзирал за ними, как за вредными людьми. В четвертом — расстреляют на месте одного из деся­ти, виновных в тунеядстве. В пятом — придумают комбинации разных средств и путем, например, условного освобождения, добьются быстрого исправления исправимых элементов из бога­чей, буржуазных интеллигентов, жуликов и хулиганов»[10].

Однако «отеческая забота» большевиков о пролетариате требовала и введения заметных послаблений для трудящихся. Был принят целый ряд законодательных актов о труде, заметно облегчивших участь пролетариев.

Это был, прежде всего, Декрет СНК РСФСР от 29 октября 1917 г. «О восьмичасовом рабочем дне»[11], вводивший 48-часовую рабочую неделю и 8-часовой рабочий день. При этом в канун Рождества Христова (24 декабря) и праздника Св. Троицы рабо­та оканчивалась в 12 часов дня. Вся остальная работа, произво­димая в такое время, когда по расписанию рабочего времени не полагается работать, считалась сверхурочной, оплачивалась в двойном размере, не допускалась более 50 дней в году. Кроме того, «продолжительность сверхурочной работы каждого отдель­ного рабочего не должна ни в каком случае в течение двух суток подряд превосходить 4 часа».

Запрещался ночной труд детей в возрасте до 16 лет, а с 1 января 1919 г. запрещалась в целом работа по найму всех лиц, не достиг­ших 15 лет, с 1 января 1920 г. — не достигших 20 лет.

Такого рода новеллы были чрезвычайно передовыми для того времени с точки зрения правового обеспечения прав трудящихся.

Особенностью вступления данного Закона в силу было его сообщение по телеграфу.

11 декабря 1917 г. ВЦИК и СНК РСФСР было принято Поло­жение о страховании на случай безработицы, которым безработ­ными признавались все трудоспособные лица, главным источ­ником существования которых являлась работа по найму, и при условии, что данные лица не могли найти себе работу и были зарегистрированы на бирже труда. С четвертого дня поиска рабо­ты у безработного возникало право на получение пособия.

Положение о рабочем контроле, принятое ВЦИК 14 ноября 1917 г., вводило такой контроль «над производством, куплей, продажей продуктов и сырых материалов, хранением их, а так­же над финансовой стороной предприятия».

В области социального обеспечения трудящихся Декрет ВЦИК от 22 декабря 1917 г. «О страховании на случай болезни»[12] распространил страхование за счет средств работодателей на всех наемных работников и на все виды потери трудоспособ­ности с возмещением полного заработка. Денежные пособия по случаю болезни выдавались с первого дня потери трудо­способности по день выздоровления за действительно пропу­щенные заболевшим рабочие дни. Денежное пособие по слу­чаю родов также устанавливалось в размере полного заработка и выдавалось в течение восьми недель до родов и восьми недель после родов. В течение этого времени работодателю запреща­лось допускать женщин к работе. Денежное пособие по случаю смерти участников устанавливалось в размере 30-кратного сред­него дневного заработка для соответствующей местности. Это пособие предназначалось на покрытие расходов по погребению и выдавалось тому, кто хоронит умершего.

В то же время на «зажиточных» людей такие нормы распро­странялись с ограничениями. На лиц, занимающих на предпри­ятиях высшие должности, как то: администраторов, мастеров, инженеров, юристов и пр., а также на всех лиц свободных про­фессий действие положения не распространялось в том случае, если их регулярный заработок превышал трехкратный средний заработок рабочих данной местности, установленный страхо­вым присутствием.

14 июня 1918 г. было принято постановление СНК РСФСР «Об отпусках»[13], которым предоставлялось право отпуска за год работы при условии шести месяцев непрерывной работы с сохранением содержания и выдачей его вперед. В тяжелый военный период 1918 г. такой отпуск составлял две недели. При этом работа во время отпуска была запрещена.

Целый ряд нормативных актов регулировал размер и порядок выплаты заработной платы. Так, постановлением СНК РСФСР от 23 ноября 1917 г. «О размерах вознаграждения народных комиссаров, высших служащих и чиновников»[14] устанавлива­лось предельное жалованье народным комиссарам в 500 руб. и в 100 руб. на каждого неработоспособного члена семьи, а Мини­стерству финансов поручалось «урезать все непомерно высокие жалованья и пенсии». Постановлением СНК РСФСР от 28 мар­та 1918 г. «О выплате месячного жалованья служащим в государственных учреждениях в два срока»[15] предусматривалась выплата жалованья 15-го числа и в последний день каждого месяца.

В 1918 г. было принято несколько десятков нормативных правовых актов, прямо или косвенно затрагивающих трудовые отношения. С точки зрения иерархии это декреты и постанов­ления СНК РСФСР, положения ВЦИК и СНК РСФСР, декре­ты, постановления, приказы, положения, обращения отдельных наркоматов (прежде всего Наркомата труда РСФСР).

Первый Кодекс законов о труде РСФСР вступил в силу в дека­бре 1918 г.

Принятию Кодекса предшествовала почти годовая рабо­та — не так много, если учесть, что система трудовых отноше­ний была существенно изменена по сравнению с дореволюци­онной системой.

Наряду с Народным комиссариатом труда (НКТ) РСФСР участие в разработке КЗоТ принимал Всероссийский централь­ный совет профессиональных союзов (ВЦСПС), возглавляемый в 1918 г. сначала Г.Е. Зиновьевым, а затем М.П. Томским. Вме­сте с тем основная юридическая работа по подготовке проекта КЗоТ 1918 г. легла на плечи А.Г. Гойхбарга. Он председатель­ствовал в комиссии по разработке КЗоТ 1918 г., созданной при Наркомюсте РСФСР, возглавляемом П.И. Стучкой. Мы уже говорили о том, что, будучи членом коллегии НКЮ и заведую­щим отделом законодательных предположений и кодификации, А.Г. Гойхбарг участвовал в подготовке многих декретов и зако­нов. От имени НКЮ А.Г. Гойхбарг докладывал проект первого КЗоТ на заседании ВЦИК 4 ноября 1918 г.

КЗоТ РСФСР 1918 г. стал не только одним из первых коди­фицированных актов Советской России, но и одним из первых кодифицированных актов трудового законодательства в мире. Более ранний правовой акт такого рода появился во Франции, где кодификация трудового законодательства была осуществле­на в 1910 г. впервые в мире.

По указанию В.И. Ленина при выработке проекта первого Кодекса законов о труде были учтены резолюции съездов профсо­юзов, постановления фабрично-заводских местных комитетов и других организаций и даже предложения трудящихся. Так, «в 1918 г. одна работница направила в Совнарком заявление, в котором содержалось пожелание узаконить предоставление отпусков беременным женщинам. Буквально в тот же день на заявлении появилась резолюция Ленина: «Наркомтруд, по принадлежно­сти». Вскоре в газетах был опубликован закон об отпусках по беременности»[16]. Декретом СНК РСФСР от 31 октября 1918 г. «Положение о социальном обеспечении трудящихся»[17] были пред­усмотрены оплачиваемые отпуска беременным и роженицам.

Проект КЗоТ РСФСР был принят за основу на заседании ВЦИК 4 ноября 1918 г. В дальнейшем после коллективной дора­ботки (повторно проект не рассматривался) в декабре 1918 г. Кодекс был опубликован в Собрании узаконений и распоряже­ний Рабочего и Крестьянского Правительства[18], вступил в дей­ствие с момента его опубликования и был «выставлен во всех советских учреждениях на видном месте».

КЗоТ РСФСР 1918 г. имел девять разделов, 137 статей, а так­же введение и пять приложений. Отсутствие названий статей, наличие приложений отличали юридическую технику первого кодифицированного советского закона о труде.

КЗоТ в полной мере сохранял концептуальный подход большевиков к регулированию трудовых отношений, а имен­но принудительный характер труда. Нормы разд. I «О трудо­вой повинности» распространялись на всех граждан РСФСР за некоторыми изъятиями, а не только «в отношении нетрудящих- ся классов, эксплуататоров или богатых».

Устанавливалась трудовая повинность для всех трудоспособ­ных граждан в возрасте от 16 до 50 лет, кроме беременных жен­щин и временно нетрудоспособных лиц. Учащиеся всех школ выполняли трудовую повинность в школе.

КЗоТ предусматривал особенности испытательного срока, основания и порядок увольнения и др. Так, при увольнении по собственному желанию работнику могло быть отказано в этом. В соответствии со ст. 52, если орган рабочего самоуправления (фабрично-заводский и т.п. комитет), ознакомившись с причи­нами оставления работы, найдет их неосновательными, трудя­щийся обязан продолжать работу.

Несмотря на фактическое отсутствие принципа свободы трудового договора, в первом кодифицированном акте о труде получили закрепление многочисленные социальные гарантии, которые, правда, не всегда находили реальное воплощение на практике, в частности:

«1) оформление закрытого перечня оснований увольнения (ст. 46);

2) гарантии в области оплаты труда: установление минималь­ного размера вознаграждения не ниже прожиточного минимума (ст. 58), периодичность выплаты заработной платы не реже чем каждые две недели (ст. 71), учет тяжести, опасности, сложности труда при определении размера вознаграждения (ст. 59), повы­шение вознаграждения за сверхурочную работу (ст. 64), ограни­чение удержаний из заработной платы (ст. 69);

3) ограничение продолжительности рабочего времени (ст. 84), установление сокращенного рабочего времени для несовершен­нолетних и лиц, работающих в особо тяжких и неблагоприят­ных для здоровья условиях (ст. 85);

4) ограничение сверхурочной работы (ст. 93-101);

5) установление видов и продолжительности времени отды­ха, включая отпуска (ст. 86-89, 103-107);

6) закрепление основных начал института социального пар­тнерства: наделение профсоюзов полномочиями в управленче­ской сфере»[19] и др.

Специалисты того времени также по-разному оценивали значение КЗоТ РСФСР 1918 г. Так, И.С. Войтинский в каче­стве особенностей трудового законодательства того времени отмечал:

«а) полное господство принуждения в области привлечения к труду и распределения рабочей силы (трудовая повинность);

б) централизованное регулирование условий труда (закрепле­ние в законодательном порядке единообразия условий труда);

в) признание за профсоюзами самостоятельной роли в регули­ровании труда (тенденция к огосударствлению профсоюзов);

г) широкое допущение в условиях гражданской войны отсту­плений от основных норм охраны труда, закрепленных в КЗоТе 1918 г.»[20].

Далеко не все виды трудовых гарантий удавалось реализо­вать на практике. В эпоху военного коммунизма был принят ряд подзаконных актов, сокращавших, а то и вовсе отменяв­ших эти гарантии, в частности: Декрет СНК РСФСР от 14 ноя­бря 1919 г. «О рабочих дисциплинарных товарищеских судах (Положение)»[21]; Постановление СТО РСФСР от 22 августа 1919 г. «Об отмене отпусков, связанных с поездками»[22]; Постановление СТО РСФСР от 28 ноября 1919 г. «Общее положение о милита­ризации государственных учреждений и предприятий»[23]. В соот­ветствии с последним документом после объявления милитари­зации учреждения или предприятия весь наличный состав пред­приятия, без различия пола и возраста, лишался права остав­лять службу в нем по собственному желанию и мог быть уволен не иначе как с согласия соответствующих органов управления, а самовольное оставление службы каралось как дезертирство по законам военного времени. Постановлением НКТ РСФСР от 4 октября 1919 г. «О ночной работе женщин»[24] ввиду особых условий, переживаемых страной, в исключительных случаях была временно разрешена ночная работа женщин в отдельных отраслях народного хозяйства. Данное Постановление действо­вало до 1973 г.[25]

Постепенно происходит милитаризация труда. Иначе было уже невозможно удержать рабочих на предприятиях. Милита­ризации подвергались те отрасли производства и предприятия, которые в данный конкретный момент представлялись наибо­лее важными. Оставление этих милитаризированных предпри­ятий рассматривалось как дезертирство и преследовалось в уго­ловном порядке.

Мобилизацию рабочих обеспечивали специальные органы. Декретом Совнаркома от 29 октября 1918 г. были созданы спе­циальные отделы распределения рабочей силы, являющиеся местными органами НКТ РСФСР. 3 мая 1919 г. вышеназванные отделы были преобразованы в подотделы распределения и уче­та рабочей силы при местных отделах труда исполкомов Советов[26]. Наконец, в октябре 1920 г. эти органы были реорганизова­ны в Управления по учету и распределению рабочей силы[27].

Тогда же была введена сохранившаяся до наших дней тру­довая книжка, которая изначально представляла собой много­страничный документ, содержавший исчерпывающие данные о гражданине. Помимо паспортных данных (паспорт ликви­дировался), в ней были графы о грамотности, об образова­нии, о профессии, о судимости, о занятиях в 1914 и в 1917 гг., о месте жительства в июле 1914 г. и в октябре 1917 г., о переме­нах в семейном и имущественном положении и другие сведения. Введение трудовых книжек позволяло взять на учет и контроли­ровать все городское население независимо от классовой при­надлежности и организовывать массовые переброски и моби­лизации рабочей силы[28].

Понятно, что мобилизованные рабочие и прочие гражда­не не были в восторге от того, что их принудительно куда-то отправляют работать. Поэтому мобилизации чаще всего прохо­дили с большим трудом, и предложенные разнарядки выполня­лись далеко не полностью. Осуществлялись мобилизации, как правило, насильственным путем, а отношение к мобилизован­ным было соответствующее: их изолировали, охраняли и достав­ляли к месту работы этапами.

Уже с 1920 г. хозяйственные руководители практически перестали заботиться о рабочей силе и в случае необходимо­сти просто делали соответствующие заявки, не заботясь о том, где будут жить рабочие, что они будут есть и как вообще будут существовать. НКТ РСФСР летом 1921 г. вынужден был конста­тировать: «Требование на рабочую силу подается хозяйствен­ными организациями большей частью «на авось» без учета топливных и других ресурсов, которые, конечно, меняют фор­му потребности в рабочей силе. Но самое существенное — это учет жилых и продовольственных условий, которые, конечно, играют самую важную роль в возможности передачи рабочей силы хозорганам»[29].

Широкое использование принудительного труда, который, как известно со времен рабовладения, не может быть эффектив­ным, было одной из причин глубокого экономического кризи­са, приведшего к НЭПу.

Однако, даже объявив новую экономическую политику, боль­шевики вовсе не собирались менять характер трудовых отноше­ний. В.И. Ленин в проекте «Наказа от СТО местным советским учреждениям» (21 мая 1921 г.), наряду с рекомендациями, как работать в новых условиях, предусмотрел специальный раздел «Трудповинность и трудмобилизации»[30]. В нем речь идет о кон­троле центральных властей за трудмобилизациями на местах, но вовсе не об их отмене. Трудмобилизации и трудовая повин­ность по-прежнему остаются важнейшими способами привле­чения трудящихся к решению хозяйственных задач[31].

Тем не менее новая реальность заставила кардинально пере­смотреть принципы регулирования трудовых отношений, при­знав возможность их добровольности на основе заключения трудового договора.

Пришлось даже вспомнить кое-что из дореволюционного законодательства, в частности Устав о промышленном труде 1913 г. В этом нормативном акте были инкорпорированы все основные правила, регулирующие применение наемного труда, выработанные во второй половине XIX — начале XX в.

В результате были выработаны условия трудового договора, и поныне сохраняющие свою актуальность: 1) работник на вре­мя предоставляет свою рабочую силу, т.е. обязуется выполнять определенную работу; 2) от нанявшегося по трудовому договору требуется личное выполнение работы; 3) работник подчиняется хозяйской власти работодателя (в современном звучании — пра­вилам внутреннего трудового распорядка); 4) нанявшийся имеет право на вознаграждение за труд, независимо от того, восполь­зовался работодатель его трудами или нет[32].

Качественно новым актом кодификации трудового пра­ва советского времени стал Кодекс законов о труде, принятый постановлением ВЦИК от 9 ноября 1922 г. «О введении в дей­ствие Кодекса законов о труде РСФСР изд. 1922 г.»[33].

Работа по подготовке КЗоТ 1922 г. проходила в течение одно­го года — с октября 1921 по октябрь 1922 г. В феврале 1922 г. была образована комиссия по пересмотру рабочего законодательства, а в октябре 1922 г. проект нового Кодекса был утвержден IV сес­сией ВЦИК IX созыва. «Всего в процессе разработки Кодекса было подготовлено пять редакций законопроекта. Сами коди­фикационные работы охватывали более широкий временной период, чем непосредственная разработка Кодекса. Они были начаты в октябре 1921 г. созданием комиссии по кодификации решением Президиума ВЦСПС (первый подготовительный этап кодификации) и завершились в августе 1923 г. утверждением НКТ РСФСР перечня ведомственных постановлений, сохранявших юридическую силу в связи с принятием КЗоТ (завер­шающий этап кодификации)»[34].

По инициативе В.И. Ленина в 1921 г. был объявлен публич­ный конкурс на лучший законопроект по вопросу о переводе некоторой категории служащих на так называемые тантьемы (вознаграждение, выплачиваемое из прибылей предприятия).

Проект КЗоТ РСФСР 1922 г. претерпел несколько редак­ций. «Ключевым предметом дискуссий стал вопрос об объеме прав и гарантий, предоставляемых рабочим и служащим. Высо­кий уровень этих прав и гарантий, закрепленный в первой (май­ской) редакции проекта, впоследствии был снижен по инициа­тиве государственных и хозяйственных органов, стремившихся избежать излишней декларативности положений кодекса»[35].

КЗоТ РСФСР вступил в силу с 15 ноября 1922 г. Основны­ми разработчиками Кодекса были В.В. Шмидт, М.П. Томский, известные государственные и профсоюзные деятели[37].

Кроме того, в работе над Кодексом на разных этапах участвова­ли Ю.А. Ларин, А.Г. Гойхбарг, Н.А. Семашко, А.Ф. Лях, Е.Н. Дани­лова и др. Е.Н. Данилова предлагала разграничить сферы действия союзного трудового законодательства и законодательства союз­ных республик следующим образом. КЗоТ СССР (который так и не был принят) должен устанавливать минимум трудовых прав и гарантий и применяться в полном объеме к основным кадрам, т.е. к тем трудящимся, для которых работа по найму является основным источником средств к существованию. В отношении иных работников, для которых наемный труд не является посто­янным и основным источником (сельскохозяйственные работни­ки, работники кустарной промышленности и др.), пределы при­менения КЗоТ СССР должны устанавливаться законодательством союзных республик[38].

Однако Основы законодательства о труде Союза ССР и союз­ных республик были приняты только в 1970 г., хотя первый про­ект Сводного закона о труде союзных республик был разрабо­тан еще в 1924 г.

КЗоТ РСФСР 1922 г. лежал в основе разработки общесо­юзного кодекса о труде. Одной из причин отказа от принятия единого кодифицированного акта СССР были различия в под­ходе к вопросу о разграничении союзного и республиканско­го регулирования.

КЗоТ РСФСР 1922 г. состоял из 17 глав и 192 статей и в отли­чие от КЗоТ 1918 г. имел в качестве первого раздела общую часть, не содержал приложений, был более последовательным и соответствующим социально-экономическим условиям эпо­хи НЭПа. КЗоТ 1922 г. достаточно подробно регламентировал коллективный и трудовой договор, трудовые споры, правила внутреннего распорядка, положения о профсоюзах, об учени­честве, об органах по разрешению конфликтов и рассмотрению дел о нарушении законов о труде и др., содержал более «мяг­кие нормы» о трудовой повинности, элементы принципа свобо­ды договора. В то же время Кодекс был не лишен недостатков. Так, недостаточное внимание было уделено «дифференциации правового регулирования труда в зависимости от объективных и субъективных факторов. В законе отсутствовали нормы, регу­лировавшие труд отдельных категорий работников (исключе­ние составили женщины и несовершеннолетние). Впоследствии это повлекло за собой издание значительного количества актов, в которых отражалась специфика трудовой деятельности отдель­ных профессиональных групп»[39].

КЗоТ РСФСР 1922 г. действовал дольше всех остальных советских актов подобного рода (с 1922 по 1971 г.), что позво­ляет говорить о достаточно высоком уровне проведенной кодификации.

Вступление в силу КЗоТ открыло возможность восстанов­ления в стране рынка труда, полностью ликвидированного в годы военного коммунизма. В течение 1922 г. фабрики и заво­ды перешли в основном на сдельную оплату труда, что дало возможность значительно поднять заработок квалифициро­ванных рабочих. Это способствовало росту производительно­сти труда.

В то же время система хозрасчета привела к тому, что излиш­ний балласт рабочей силы уменьшал заработную плату ква­лифицированных работников и административного аппара­та. Предприятия стали избавляться от неквалифицированных работников. Началась массовая безработица, которая усугубля­лась резким сокращением числа совработников (госслужащих), демобилизацией значительной части Красной Армии, ликвидацией революционных трудовых армий[40], которые к тому време­ни не могли прокормить даже себя, а также большим наплывом сельского населения в города. Безработица стала постоянным фактом советской действительности.

Постановлением СТО РСФСР от 13 июля 1923 г. «Основные положения о работе бирж труда и мероприятиях по улучшению их постановки»[41] были восстановлены биржи труда, ликвидиро­ванные в 1919 г. В их функции входили регистрация безработ­ных, содействие в трудоустройстве, оказание им материальной помощи. Биржи труда управлялись специальными комитета­ми, куда входили представители местного отдела труда, СНХ, земельного отдела и профсоюзов[42]. Понятно, что такое количе­ство надзирающих и контролирующих органов не могло не при­вести к протекционизму и коррупции в работе этих, казалось бы, рыночных структур. Нередко представители этих самых комите­тов требовали устроить на работу своих протеже. Руководители предприятий не хотели перечить «вышестоящим инстанциям» и безропотно принимали на работу не пойми кого.

Коммунисты не особенно волновались о потере работы. Рядовые коммунисты в основной своей массе распределялись не через биржи труда, а через губкомы, райкомы и укомы пар­тии. Справочные сведения из многих регионов страны в 1926 г. показывали, что причинами безработицы среди коммунистов являлись их слабая квалификация, чаще всего — отсутствие какой-либо квалификации или образования вообще. На сове­щаниях орграспредотдела констатировалось, что «люди приш­ли в партию, а делать ничего не умеют»[43].

Страна возвращалась к мобилизационным методам управ­ления экономикой, когда задачи решались не качеством рабо­чей силы, а ее количеством. По завершении сплошной коллек­тивизации, в ходе которой удалось «трудоустроить» основную массу сельских безработных — батраков и бедняков, было тор­жественно объявлено, что наследие проклятого капитализма — безработицу удалось полностью ликвидировать.

Зачинателем знаменитого стахановского движения принято считать Алексея Стаханова — шахтера-забойщика, перевыпол­нившего норму выдачи угля на-гора в 14 раз, хотя подобные под­виги совершались и до него. В короткий срок это движение дало огромное количество передовиков производства в самых разных отраслях промышленности и в сельском хозяйстве. К началу 1938 г. оно охватывало уже более 25% всех рабочих. Первые 12 первопроходцев[44] стали, как сейчас говорят, «медийными лица­ми» движения и на них пролился дождь наград, почестей и при­вилегий, а также немалых материальных выгод в виде квартир, денежных премий, путевок в санатории и т.д. и т.п. Правда, их трудовые подвиги были если не разовыми, то «несколькоразо- выми» — все они вскоре были направлены на курсы повышения квалификации, стали руководителями разного уровня[45].

Стахановское движение привело к заметному повышению производительности труда. Так, если за годы первой пятилет­ки (1929—1932 гг.) производительность труда в промышленно­сти СССР выросла на 41%, то за годы второй пятилетки (1933— 1937 гг.) — на 82%[46].

Согласно легенде первым раскрыл механизм этого замеча­тельного явления французский писатель Андре Жид[47]. Он задался вопросом: может, превышение нормы в 14 раз не есть резуль­тат нечеловеческих усилий Стаханова, а следствие сильно зани­женной нормы? Якобы тут же «в кустах» обнаружилась бригада французских шахтеров, которая, спустившись в забой, «на раз» выполнила стахановскую норму[48].

Так это было или нет, но этим же вопросом задались и боль­шевики. В резолюции Пленума ЦК ВКП (б), проходившего 21—25 декабря 1935 г., говорилось: «Необходимо заменить нынешние технические нормы, как устарелые, более высокими нормами и изменить соответственно нормы выработки в сторону некото­рого их повышения.». Там же высказывалось осуждение равне­ния на «технически отсталого» рабочего при составлении норм. Вместо этого нормы должны были вырабатываться инженерно­-техническим персоналом под непосредственным руководством директора и при активном участии стахановцев[49].

Понятно, что «восточный способ производства», основан­ный на массовой мобилизации трудовых ресурсов, был органи­чески присущ мегамашине. Именно необходимость создания трудовых машин для строительства протяженных ирригацион­ных сооружений, гигантских храмов и пирамид и было основа­нием возникновения мегамашин в форме восточной деспотии во времена глубокой древности. Целевой характер этого спосо­ба производства, а также приоритет количественных характери­стик трудовых ресурсов перед качественными, тем более что ква­лифицированной рабочей силы было очень мало, и позволили эффективно использовать его на стройках первых пятилеток.

Мобилизация активно применялась не только в промыш­ленности и сельском хозяйстве, но даже и в научно-технических разработках, особенно если речь шла о военном применении. Такие работы осуществлялись в военизированных закрытых учреждениях — «ящиках» под бдительным присмотром секрет­ной службы, а то и вовсе в гулаговских «шарашках».

Дискуссий о предмете и месте трудового права в советском праве до второй половины 30-х годов не было. Один из ведущих специалистов советского трудового права К.П. Горшенин писал: «Общепринятой точкой зрения все это время была та, что тру­довое законодательство регулирует трудовые отношения рабо­чих и служащих. Что же касается регулирования труда членов колхозов и промыслово-кооперативных артелей, то в силу их общественно-экономической природы оно осуществлялось уста­вами, принятыми ими. Из этой посылки исходила и наука совет­ского трудового права. Такой же точки зрения придерживались ученые, занимающиеся проблемами колхозного права»[50]. Однако в январе 1937 г. «Правда» напечатала статью П. Юдина «Против путаницы, пошлости и ревизионизма»[51], которая дала сигнал для дискуссии «трудовиков», более того, предложила идти в насту­пление и расширить границы предмета трудового права[52]. Хроно­логически дискуссия выходит за временные границы настоящих очерков, однако следует отметить, что это происходило в рамках советского права и социалистической действительности.

Имела место сильная неэкономическая зависимость тру­дящихся от своего единственного работодателя — государства. В социальном плане она проявлялась в милитаризации и моби­лизации труда для решения стратегических задач, идеологии заботы «пролетарского» государства о людях труда, жестких ино­гда уголовных мерах к нарушителям трудовой дисциплины, все­общности требования беспрекословного подчинения системе, организации, трудовому коллективу.

В заключение следует сказать, что поменять место работы было очень сложно, а тех, кому это удавалось сделать несколь­ко раз, называли летунами и считали неблагонадежными эле­ментами. Одним (и далеко не последним) из способов привяз­ки работника к конкретному предприятию был так называемый жилищный вопрос.

[1] См. § 4 гл. 4 наст. книги.

[2] Второе послание к Фессалоникийцам (Солунянам): «10. Ибо когда мы были у вас, то завещевали вам сие: если кто не хочет трудиться, тот и не ешь».

[3] Систематический сборник узаконений и распоряжений Рабочего и Крестьян­ского Правительства. М.: [Отдел опубликования законов Нар. ком. юст.,] 1919. С. 94.

[4] См. § 5 гл. 7 наст. книги.

[5] Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 31. С. 452.

[6] Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 40. С. 315.

[7] Есть предположения, что это было не бревно, а снесенный крест.

[9] СУ РСФСР. 1918. № 54. Ст. 604.

[10] Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 37. С. 204.

[11] СУ РСФСР. 1917. № 1. Ст. 10.

[12] СУ РСФСР. 1918. № 13. Ст. 188.

[13] СУ РСФСР. 1918. № 43. Ст. 527.

[14] СУ РСФСР. 1917. № 3. Ст. 46.

[15] СУ РСФСР. 1918. № 30. Ст. 404.

[16] Духвинский-Осипов И.Д. Встречи с Лениным // Нева. 1957. № 1. С. 149.

[17] СУ РСФСР. 1918. № 89. Ст. 906.

[18] Там же. № 87-88. Ст. 905.

[19] Подробнее см.: Головина С.Ю. Кодификация российского трудового законо­дательства: ретроспектива и взгляд в будущее // Кодификация российско­го частного права 2015 / Под ред. П.В. Крашенинникова. М.: Статут, 2015. С. 365-408.

[20] Войтинский И.С. Трудовое право СССР. М.; Л.: Госиздат, 1925. С. 31.

[21] СУ РСФСР. 1919. № 56. Ст. 537.

[22] Там же. № 42. Ст. 418.

[23] Декреты Советской власти. Т. VI. М., 1973.

[24] СУ РСФСР. 1919. № 48. Ст. 470.

[25] Постановление Совмина РСФСР от 31 мая 1973 г. № 290 «О признании утра­тившими силу некоторых постановлений Правительства РСФСР, а также постановлений и разъяснений быв. Народного Комиссариата труда РСФСР в связи с введением в действие Кодекса законов о труде РСФСР» // СП РСФСР. 1973. № 15. Ст. 94.

[26] Декреты Советской власти. Т. III. М., 1973. С. 461.

[27] Известия Главного комитета по всеобщей трудовой повинности. 1920. № 7. С. 66.

[28] Борисова Л.Б. Трудовые отношения в советской России (1918-1924 гг.). М.: Собрание, 2006.

[29] Бюллетень трудового фронта. 1921. № 71. С. 12.

[30] Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 43. С. 287-288.

[31] Подробнее см.: Ильюхов А.А. Советская модель всеобщего труда в 1918— 1922 гг. М.: Едиториал УРСС, 2004. С.182—199 (www.hist.msu.ru).

[32] Подробнее см.: Головина С.Ю. Формирование институтов трудового пра­ва и кодификация российского трудового законодательства // Кодифика­ция российского частного права 2017 / Под ред. П.В. Крашенинникова. М.: Статут, 2017. С. 384—427.

[33] СУ РСФСР. 1922. № 70. Ст. 903.

[34] Иванов А.Б. Из истории подготовки Кодекса законов о труде РСФСР 1922 г. // Трудовое право в России и за рубежом. 2013. № 2. С. 19-23.

[36] Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 45. С. 246—247.

[37] Василий Владимирович Шмидт 1886—1938 гг.) — в начале 20-х годов XX в. народный комиссар труда РСФСР (СССР), в 1922 г. возглавлял Комиссию по пересмотру рабочего законодательства секции труда Высшей экономической комиссии при ВЦИК; Михаил Павлович Томский (Ефремов; 1880—1936 гг.) — председатель ВЦСПС.

[38] Лушников А.М., Лушникова М.В. Карасев А.Я. и Данилова Е.Н.: выдающи­еся ученые-трудовики (http://www.nbpublish.com/library_get_pdf.php?id= 28320).

[41] СУ РСФСР. 1923. № 68. Ст. 655.

[42] См. подробнее: Козлов В.С. Государственная политика в рабочем вопросе в годы НЭПа: замыслы, реализация, итоги // Вестник Челябинского гос. ун-та. 2012. № 16 (270). История. Вып. 51. С. 45-51.

[43] Пашин В.П., Богданов С.В. Рынок труда в условиях НЭПа: партийно­хозяйственная номенклатура и безработица // Материалы конференции «Номенклатура в истории советского общества (11.2003—03.2004) / Пермский национальный исследовательский политехнический университет (http://elis. pstu.ru/index.php?a=9&pod_id=31).

[44] Официальный список имен первопроходцев движения: в угольной промыш­ленности — донбасские забойщики Алексей Стаханов (шахта «Центральная- Ирмино», Кадиевка) и Никита Изотов (шахта «Кочегарка», Горловка); в машиностроении — кузнец Горьковского автозавода Александр Бусыгин и токарь-фрезеровщик Московского станкостроительного завода им. С. Орджо­никидзе Иван Гудов; в металлургии — сталевар Мариупольского металлургиче­ского завода им. Ильича Макар Мазай; в обувной промышленности — затяжчик обуви с ленинградской фабрики «Скороход» Николай Сметанин; в текстиль­ной промышленности — ткачихи с фабрики им. Ногина г. Вичуга Ивановской области Евдокия и Мария Виноградовы; на железнодорожном транспорте — машинист локомотивного депо г. Славянска Донецкой области Петр Криво­нос; в сельском хозяйстве — кубанские трактористы Константин Борин и Пра­сковья Ангелина, свекловод «с Киевщины» Мария Демченко.

[45] О подвигах и судьбах первопроходцев движения см.: https://mgsupgs.livejournal. com/1154333.html

[46] Стахановское движение // БСЭ. (http://alcala.ru/bse/izbrannoe/slovar-S/ S15569.shtml).

[47] Андре Поль Гийом Жид (фр. Andre Paul Guillaume Gide) (1869—1951 гг.) — фран­цузский писатель, представитель модернизма. Лауреат Нобелевской премии по литературе (1947 г.). В середине 1930-х годов увлекся социалистической идеей, неоднократно выступал в поддержку СССР, несколько раз посещал Союз. Но затем Андре Жид разочаровался в советском строе. В конце 1936 г. вышла его книга «Возвращение из СССР», где критикуется отсутствие свобо­ды мысли в СССР, жесткий контроль за литературой и общественной жизнью, некоторые пугающие черты нового советского человека. Имя писателя попало в Советском Союзе под запрет, его книги не издавались в СССР полвека.

[49] КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. Ч. II (1925—1953). 7-е изд. М.: Госполитиздат, 1953. С. 813.

[50] Горшенин К.П. Кодификация законодательства о труде (теоретические вопро­сы). М.: Юрид. лит., 1967. С. 25.

[51] Правда. 1937. 10 янв.

[52] Горшенин К.П. Указ. соч. С. 26-33.

[53] Коллективным договором устанавливались правила найма и увольнения, размер тарифа, продолжительность рабочего дня и отпуска, нормы выра­ботки и оплата сверхурочных, порядок оплаты сокращаемых рабочих, снаб­жение прозодеждой.

Павел Крашенинников – заслуженный юрист России, депутат и глава комитета Госдумы по государственному строительству и законодательству, сопредседатель Ассоциации юристов России, доктор юридических наук, профессор.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *