отношения осетин и дагестанцев
Чарующая меланхолия Осетии: что за ней?
Всего 5 часов в дороге – и я уже в другой республике, в Северной Осетии – Алании, пропитанной уютом, тишиной и спокойствием. Гостеприимство оказал друг–осетин Геор Кайтуков (спасибо социальным сетям за дружбу народов!). Он провел мне очень занятную экскурсию по Владикавказу. После его насыщенных и увлекательных историй почти о каждом здании и памятнике города я, к своему стыду, осознала, что сама бы не смогла так много и интересно рассказать о родной столице – Махачкале. После прогулки по Владикавказу я примчалась в Беслан к своей землячке, а по совместительству и подруге, которая вот уже год, как переехала из Дагестана в Осетию.
Она приняла меня с кавказским гостеприимством и осетинскими пирогами.
– Патя, расскажи нашим читателям немного о себе.
– Меня зовут Патимат Ибрагимова. Мне 22 года, я художник и дизайнер одежды.
– Что привело тебя в Осетию?
– В августе прошлого года вышла замуж за дагестанца, который, как и вся его семья, родился и вырос в небольшом осетинском городе Беслане, и переехала жить к нему в Осетию.
Бабушка и дедушка моего мужа еще в молодости приехали сюда и остались тут. Только года три назад они вернулись на родину, в Дагестан. А их дети и внуки остались жить в Осетии.
– Как тебе жизнь в этой, на первый взгляд, тихой республике?
– Жизнь в Осетии проходит очень спокойно. Ощущение, что люди живут, следуя определенному графику. Никто никуда не спешит. Атмосфера в основном меланхоличная. Наиболее оживленный город – столица республики Владикавказ. Прогуливаясь по городу, можно заметить, что молодежи очень много. Ведут себя сдержанно, никто ни к кому не пристает. Жители очень приличные и вежливые. Воспитание на высшем уровне. Молодежь уважительно относится к старшим и прислушивается к ним. Я – такой же спокойный человек, мне их характер близок, поэтому легко «вписалась» в эту республику. Правда, иногда мне здесь не хватает махачкалинской суеты.
– Опиши осетин в 5 словах.
– В первую очередь хотелось бы отметить качество, присущее всем кавказским народам, – гостеприимство. Осетины настолько хлебосольны, что даже малознакомому гостю уделят внимание как самому близкому родственнику.
Очень чистоплотные. Почти каждое утро хозяйка дома приводит в порядок прилегающую к дому территорию. Подметает, ухаживает за цветами.
Ленивые. На первый взгляд может показаться, что я противоречу сама себе. Но нет! Данное качество больше относится к мужскому населению. Не любят тяжелую работу и откладывают выполнение до последнего.
Меланхоличные, непредприимчивые. Кажется, получилось 5, но все же хотелось бы отметить еще одну немаловажную черту характера осетин. Они уважают и чтят свои традиции и обычаи. Причем это касается не только старшего поколения, но и молодых людей, что не может не радовать.
– Какими достопримечательностями успела полюбоваться за год?
– Сразу после своего переезда я посетила столицу Осетии. Центральный проспект Владикавказа, проспект Мира, отдаленно напоминает мне Санкт-Петербург. Красивые старинные постройки. Правда, многие строения в городе нуждаются в реконструкции. Также я посетила парк им. Коста Хетагурова, в котором есть детские аттракционы, кафе, рестораны, небольшой пруд, где можно покататься на катамаранах. Суннитская мечеть, Аланский мужской монастырь и все остальные храмы города просто очаровывают своим видом.
К тому же, здесь очень красивая природа. Это, наверное, относится ко всем республикам Северного Кавказа. Летом я была в Фиагдоне. Это одно из красивейших мест Осетии. Из Владикавказа ехать около часа. По дороге к нему можно найти источник с чистой родниковой водой. Вода очень холодная и вкусная. Там же есть две скалы, которые будто нависают над рекой. Всю прелесть, конечно, трудно передать словами. Мне также удалось увидеть памятник воинам-куртатинцам, погибшим в ВОВ.
В Фиагдоне построили очень много гостиниц и кафе, жители республики часто едут туда отдыхать, жарить шашлыки, дышать свежим воздухом, устраивать пикники у реки. Пока я была там всего однажды, надеюсь посетить это замечательное место еще раз.
– Что из осетинской кухни особенно нравится?
– Трудно определиться, одно осетинское блюдо вкуснее другого. Одними из главных блюд являются осетинские пироги. Тут даже говорят: «Если побывал в Осетии и не попробовал осетинский пирог, значит, ты не побывал в Осетии». Пироги готовятся с разными начинками: мясо, картофель, сыр, черемша, фасоль, свекольные листья. Я предпочитаю пирог со свекольными листьями.
Ни одно мероприятие в Осетии не обходится без этих пирогов. На праздничном застолье бывает три пирога, на похоронах – два. Разрезая пироги, нельзя крутить тарелку, при этом читаются определенные молитвы. Также на застольях должно быть отварное мясо.
Особой популярностью даже среди наших земляков пользуется осетинское пиво. Это их национальный напиток.
– Ты уже, наверное, пробовала многое готовить сама?
– Я не любитель экспериментов, но все же рискнула приготовить сладкий осетинский пирог с вишней и пирог с картошкой.
Пирог с вишней десертный, и для его приготовления используется дрожжевое тесто, а начинка не должна быть слишком жидкой, иначе при выпечке она просто вытечет. Как у меня, к сожалению, и произошло! Готовить пирог с картофелем было намного проще. В центр небольшого круга из теста кладут начинку, края теста закрепляют в центре, затем раскатывают – и в духовку.
– Поддерживаешь связь с дагестанцами, живущими в твоем городе?
– Дагестанцев в нашем городе немного. Я знакома только с парой семей. В основном это старшее поколение. Связь с ними поддерживаю, но не тесную. Молодежи дагестанской мало, большинство из них уезжает в другие города в поисках работы. Кто-то возвращается в Дагестан.
– Твоя семья, прожившая немало лет в Осетии, уже успела перенять какие-то местные традиции?
– Они очень уважают осетинские обычаи, принимают участие во всех их мероприятиях, но дома всё делается по-дагестански. Переняли, пожалуй, только осетинские блюда. Но и осетины с удовольствием приходят на наши традиционные мероприятия, слушают дагестанскую музыку, пробуют блюда.
– Чем осетины, на твой взгляд, отличаются от дагестанцев?
– Главное отличие в темпераменте: Осетины очень сдержанные, спокойные, дагестанцы же – полная их противоположность. Дагестанцы постоянно ставят перед собой все новые и новые задачи. Соответственно, развивается город и республика в целом. Думаю, этих качеств осетинам не хватает. В остальном немало общего. Так же гостеприимны, так же уважают старших, чтят свои традиции. Многие молодые ребята занимаются вольной борьбой и другими видами спорта, завоевывают места на соревнованиях.
– Планируете с мужем вернуться в Дагестан?
– Задумывались над этим, но в ближайшее время не планируем. Мы неплохо обосновались здесь: работа, друзья. Но думаю, в будущем все-таки переедем. Детей, конечно, хочется растить и воспитывать в Дагестане, чтобы они были ближе к родным, не забывали свои корни. Лучше знали традиции и обычаи.
– Ты живешь в печально известном всем городе Беслане. Расскажи, какое сегодня отношение к трагедии у горожан?
– В этом теракте многие потеряли своих родных. Каждый год с первого по третье сентября жители в очередной раз вспоминают об этой чудовищной дате. Память возвращает людей в те страшные дни, о которых нельзя забыть. Сколько бы лет ни прошло со дня трагедии, она не забудется.
В первых числах сентября жители Беслана, всей Осетии, других республик и городов России съезжаются, чтобы почтить память невинных жертв. В спортзале первой школы проходит траурная церемония, возложение цветов, венков, зажжение свечей. Люди также приносят воду, поскольку в тот трагический день детям ее не хватало. После этого посещают мемориальное кладбище «Город ангелов». К вечеру выпускают небесные фонарики в память о каждом погибшем и смотрят фильмы о теракте.
После беседы я, конечно, первым делом посетила первую школу, в которой даже самый сильный человек не сможет сдержать слез. Тот самый спортзал, стены которого обвешаны фотографиями. Со снимков на меня смотрят дети, школьники, мои ровесники и целые семьи, которым, увы, не было суждено остаться с нами.
Беслан – маленький уютный город, вызвавший у меня особенный трепет и симпатию (население – 37 000). Весь Беслан и его достопримечательности мы объехали всего за час.
Хотелось бы поблагодарить Эдуарда Торчинова за чудесную экскурсию по милому Беслану и за то, что поделился интересным фактом об Осетии: в этой республике существует понятие «друг невесты». Друг, который в день свадьбы и до следующего дня буквально по пятам ходит за невестой, следит за тем, чтобы никто у нее ничего не украл и не стал требовать выкуп. Ночью он также не спит, охраняет дверь в ее комнату. Наутро по традиции должен своровать или же выкупить куриц у соседей невесты и сварить их.
Новое в блогах
Чеченцы.От них страдали кабардинцы, осетины,караногайцы, кумыки, хевсуры и андийцы.
Генерал Бриммер:
Горцы, эти дети природы, как все глупые и немыслящие люди, принимают всегда доброту за слабость».
(Кавказский сборник. Т. XVI, стр. 125).
Из служебной записки Георгия Ткачёва, 1911 год:
. Если бы насилия, чинимые ингушами и чеченцами, были направлены против одних казаков или только против одних русских, тогда возможно было бы предположить, что эти насилия есть результат национальной вражды, процесс реакции против когда-то учинявшегося гнета, – как многие и думают.
. Ингуши есть одно из ответвлений общей массы чеченского народа. Говорить о них вне зависимости от остальных чеченцев нельзя, тем более что в делах разбойничества и воровства весь этот народ совершенно одинаков.
В запросе речь идет об ингушах лишь потому, что в их районе совершилось нападение на воинский отряд, и на них обрушились экстренные кары администрации.
Но для нас, раз поднимается в Государственной Думе вопрос разбойничестве, и об ингушах, важно поставить его весь целиком: обо всем ингушско-чеченском народе.
. то время как осетины, кабардинцы, ногаи, кумыки и пр. более мелкий горный народ мирно живут, не выделяясь из общей массы,
о подвигах чеченцев и ингушей говорит весь местный край и о них уже вторично поднимается вопрос в Государственной Думе. (Первый запрос был в 1-й думе после Троицкого столкновения ингушей с казаками но он не успел в ней разрешиться)
Для всякого беспристрастного ума должен возникнуть вопрос о причинах такой особенности.
Администрация в Терской области для всех народов одна, и одними ее несовершенствами объяснить явления невозможно.
Причина кроется в самом характере ингушско-чеченского народа.
38 судей – бывшие воры
Подтверждением только что высказанной мысли может служить следующий случай. В горский словесный суд выбирали судей, и на одного из выбранных, Чока Чомакова, был сделан донос, что он сидел в тюрьме за кражу.
Посланное расследовать официальное лицо донесло, что все остальные 37 избранных кандидатов – бывшие воры и судились гораздо позже Чомакова.
Но вся обстановка грабежей этому противоречит.
В то время как ингуши разбойничают и нападают по верхним Тереку и Сунже, на кабардинцев, осетин и верхне-сунженские станицы – чеченцы «обслуживают» весь остальной район но Тереку и Сунже, низовое казачество, а также племена кумык и караногайцев
Еще в 1909 году, на одном из фракционных заседаний партии центра Государственной Думы, многие депутаты могли видеть седовласого старика, уполномоченного кабардинцев, который, вслед за казачьим представителем, подтверждал им эту истину.
Одно интеллигентное лицо, из лучших кабардинских фамилий, высказывало следующим образом свои сетования по поводу творящихся над кабардинцами безобразий:
«Когда кабардинский народ был независим, кабардинцы никогда не позволяли над собой таких насилий. Наши отцы умели защищать свою неприкосновенность.
Издеваются, насильничают…
На наших глазах отхватывают наши табуны, прогоняют мимо кабардинских селений. Соседи выбегают по тревоге, видят, как гонят награбленное народное добро, но только беспомощно бьют об полы руками… и возвращаются с краской стыда в свои жилища».
Лично о себе этот кабардинец рассказал следующее: «Был у меня родительский конный табун, как у многих кабардинцев.
Много лет подряд и содержал этот табун почти исключительно для ингушей, потому что они одни им пользовались: придут и заберут весь приплод ежегодно. Но производителя не брали. Наконец, наехали однажды, забрали и производителя…
Плюнул я, и бросил коневодство.
Так многие кабардинцы побросали…»
Осетины – наиболее просвещенный из туземных народов.
Но и у них мира нет с ингушами. 23 мая 1907 года в одном из их селений, Ольгинском, произошло целое сражение, следующим образом описанное в местной газете:
«В предобеденное время ингуши большим скопищем напали на жителей сел. Ольгинского и стали их грабить. Из ольгинцев одни в панике бежали из селения, другие же стали защищать себя и свое имущество. В первое время разграблен был дом ольгинского священника, который с семейством очутился в сел. Беслане. В нескольких местах сел. Ольгинское было подожжено.
Местная администрация стала взывать о помощи во Владикавказ и на ст. «Беслан». Первоначальную помощь оказал резерв Апшеронцев, стоявших для охраны на станции. Под командой поручика Белявского резерв этот, состоявший из 15 вооруженных солдат, отправился в Ольгинское, где им удалось взлезть на колокольню церкви и оттуда первое время отражать нападения со стороны ингушей. Между 4 и 5 часом дня к месту происшествия прибыла конная сотня казаков.
Положение караногайцев, «обслуживаемых» чеченцами, самое безотрадное.
Еще в эпоху прошлой войны
набеги в караногайскую степь составляли излюбленное занятие чеченских шаек.
Народ безоружный, мирный – они не то, что казаки, которые всегда готовы дать сдачи. Как робкие овцы, они только жмутся при появлении грозного гостя и отдают все безропотно.
Пригнетенные и запуганные хищниками-чеченцами, арендующими соседние участки под видом мирного промысла, они не только боятся жаловаться, но со страхом передают даже один на один о своей доли. – Как можно – убьет! – говорили они, пугаясь, атаману отдела, который посетил их в прошлом году и расспрашивал об обстоятельствах краж и виновных. – Ты уйдешь, а он убьет!
Придет и убьет, если узнает. Чтобы добиться, кто его грабитель, нужно было обещать караногайцу, что чеченца не станут преследовать.
Зная наши «законы», караногайцы были уверены, что из «преследования» ничего не выйдет, а им все равно отомстят, если не сам вор, так его товарищ.
Кумыки, как низовые казаки, ближе всех граничат с территориями чеченцев, и они, как караногайцы, терпят от них давно.
Мне только раз пришлось проехать по территории кумыков, но и в этот единственный раз пришлось быть свидетелем следующего факта. В селении Аксай, где мы остановились в доме почтенного кумыка, было горе: было выкрадено 8 буйволиц, составлявших главное богатство хозяина.
Сына кумыка не было дома: он поехал их разыскивать. Дальше по дороге в Хасав-Юрт мы его встретили. Он скакал озабоченный домой в сопровождении какого-то туземца. Мой знакомый разговорился.
Оказалось, что сын нашел буйволиц в Баташ-Юрте и теперь ехал к отцу за выкупом: воры требовали 70 рублей за 8 буйволиц, цена не высокая.
Я был очень возмущен и бесстыдством воров и таким послаблением, им оказываемым, и, когда, на возвратном пути, мы опять заехали к кумыку – я стал ему высказывать.
К моему огорчению, вместо почтенного кумыка, мне пришлось краснеть самому, и очень много, когда, в ответ, он начале сыпать справедливые упреки моему правительству (он говорил: начальству) за потачку тем самым ворам, в которой я его обвинял, и рассказывать про свое горемычное; житье под гнетом воров, будто бы правительством («начальством») покровительствуемых. – Как не выкупить? – говорил кумык.
Денег не дашь, буйволиц загонят, что не найдешь, или порежут!
Доказывать, кто деньги принимал?
Он скажет, я тебя не знаю: свидетелей не было. Скажешь тому, кто указал буйволиц: ты знаешься с ворами; говорит: нет, передал один знакомый… Сам кругом виноватым будешь.
От этого кумыка я многое в один вечерь узнал о нашем суде и о нашей власти.
Довольно сказать, что туземцы предпочитают платить, разбойникам дань и оканчивать дело миром, чем обращаться к помощи русских судебных учреждений. – Вызовет тебя судья, – говорит кумык: ты придешь, а вора нет; поезжай назад, дело откладывается. Зовут тебя: на другой раз, – ты рабочий человек; тебе некогда: на ярмарку надо ехать (кумык был скотопромышленник), дело в другом ауле.
Ты не поехал, думаешь – отложат опять; вор приехал, тебе отказ: зачем не приехал. А вор грозит: убью, сожгу… Так живут кумыки.
Хевсуры и андийцы, гранича с Чечней, живут вне Терской области;
хевсуры в Тифлисской губернии, андийцы в Дагестанской области.
Те и другие горные пастухи, живущие в неприступных щелях. Как живется им в соседстве чеченцев, у нас сведений нет.
Но что у добрых и мирных андийцев с чеченцами дружбы никогда не было, общеизвестно.
А полудикие хевсуры в позапрошлом году 4-х чеченцев сожгли живьем, поймавши
на краже.
В конце Кавказской войны, когда еще часть чеченцев подчинялась Шамилю и его наибам, начальником чеченского народа был полковник (впоследствии генерал-майор) Беллик, от которого оставшаяся книга приказов по чеченскому народу сейчас имеется у меня, и я из нее привожу следующее :
N 21 Приказ. Кр. Грозная
Между чеченцами считается пороком быть доказчиком преступления, тогда как в этом же народе не считается предосудительным воровство и другие постыдные поступки, и народ как будто не чувствует вредных последствий от этого старинного и дикого своего обычая, все еще продолжает поощрять воровство, а упрекать доказчика. Объявляю народу, что ни в одном благоустроенному государстве не существует такого дикого обычая, какой теперь у нас. Человек, посягнувший на чужую собственность, делается порочным, и он терпит за то тяжкое наказание и никуда уже в обществе не принимается. Доказчик же, за открытие какого-либо преступления, пользуется данью уважения, и народы только этою мерою достигают искоренения дурных пороков, вредных обществу.
Я желал бы, чтобы и чеченцы перестали держаться вредного для самих себя обычая поощрять воровство, а упрекать доказчика и по возможности перенимали бы законы общественной жизни от народов благоустроенных государств. Нам известно, что воровства я но терплю; я его преследовал, преследую и буду преследовать; человек, учинивший воровство, пусть не надеется на помилование, и буду определять строгое и достойное ему наказание. Доказчик же всегда может надеяться на мое покровительство: я желал бы, чтобы доказчик не стыдился входить в присутствие и доказывать преступление и не боялся бы за то мщения; человек, обидевший доказчика, подвергайся строгому наказании.
Ко мне доходят слухи, что некоторые наибы позволяют себе брать взятки и за то скрывают от меня мошенников и воров. Наибы! Я ваш начальник, и, как управлять народом, должны брать пример с меня. Если я делаю худо, и вы делайте худо, если делаю хорошо, то и вы делайте хорошо; я не терплю взяток, что советую и вам делать; тот плохой судья, кто берет взятки: он из дела черного делает дело белое, а из белого – дело черное; такой судья для народа есть наказание.
Приказываю вам, наибы, быть для народа своего судьями справедливыми; подарков от народа не брать, а народу приказываю подарков наибам не давать; за взятки наиб лишается места, а тот, кто даст взятку, будет наказан. Приказ этот объявить по всем аулам при сборе народа у мечети.
До сего времени покорные чеченцы за воровство, сделанное ими на левой стороне Терека, подвергались только штрафованию – выкупу из гор русских пленных. Теперь, как наказание подобное оказываемся слабым, потому что чеченцы не перестают воровать, я объявляю вверенному мне народу, что всякий из чеченцев,
обвиняемый в воровстве за Тереком, не получит свободы за выкуп, а будет ссылаться в Сибирь навсегда. Приказ этот поручаю наибам и старшинам объявить народу троекратно на сборе всего общества.
Очень часто случается между чеченцами, что они, в отмщение наибам, старшинам и тургакам за их взыскательные распоряжения, делают вред: подрезывают жилы у скота и лошадей, сжигают хлеб, сено и даже сакли;
для прекращения чего я теперь объявляю народу, что если что-либо подобное будет сделано наибам, старшинам и тургакам и не будет выдан виновный, то за весь причиненный вред отвечают все жители того аула, где это будет сделано.
В аулах есть такие люди, которые ленятся трудиться, сидят дома, ничего не делают или во весь день спят, а ночью ходят.
Таких людей я приказываю старшинам присылать ко мне, я буду отправлять их в Георгиевск учиться трудиться. О чем объявляю по чеченскому народу и приказываю прочитать во всех аулах при собрании народа.
Все нищие чеченцы и тавлинцы, имеющие хорошее здоровье, а между тем ходят по креп. Грозной и просить подаяния, с настоящего времени будут арестовываться и сажаться в яму.
О чем объявить по народу и предложить, чтобы они старались по возможности бедных людей удерживать у себя для работ с вознаграждением за труд.
Воровство между чеченцами усилилось до такой степени, что оно делается тяжким для народа,
для прекращения которого (воровства) я издаю следующие правила:
Никто из чеченцев не должен отлучаться из аула в другой аул, станицы или крепости без спроса у старшины. 2-е.
Тургаки должны знать обо всех людях, отлучившихся из аула, и если окажутся отлучившиеся без ведома старшины, то с возвращением их домой сажать их на пять дней в яму и взыскивать штраф 5 руб. серебром. Отлучку от аула без ведома старшины я дозволяю только почетными старикам и почетными лицам.
На левом берегу Терека
Гоня отовсюду русских с чеченских территорий, чеченцы сами дружно лезут на левый берег. В Щедринской, Червленной, Николаевской, Калининской и т.д. станицах по Тереку мануфактурная торговля почти уже в руках чеченцев.
Сюда же они гонят свои стада, умножая их на тихой стороне казачьей.
Эти перебеглые коммерсанты и скотопромышленники не развивают промышленности на своей земле, потому что там у них крадут. Так они сами на тихой русской стороне занимаются тем же у русских. На русской стороне у них чрезвычайно умножаются стада, и они богатеют быстро.
(«Один кобила по 10 жеребят в год приводит», как сами чеченцы смеются над казаками ст. Щедринской.) Ибо к ним сгоняется ворованный скот со всей калмычины и караногаев.
Даже владельцы мануфактурных магазинов, как некий А.Б., не гнушаются собственными руками выгонять из чужих дворов скотину. Не так давно этот коммерсант поймался только потому, что кроме следов своих новых резиновых галош, оставил там, где выгонял быков, свой кошелек с распиской на 700 руб. на свое имя.
В заключение я выставляю следующие три тезиса, защищаемые настоящею запискою:
1) Чеченцы и ингуши не настолько «мирный народ», как полагают в Петербурге.
2) Чеченцы и ингуши далеко не «невинны».
3) Чеченцы и ингуши так же дики в своих массах, как были.
Георгий Ткачев 8 января 1911 года. Гор. Владикавказ
Про кавказцев от обрусевшего дагестанца #2
Начнем с одного из типового вопроса, какие отличительные различия у дагов у чеченцев. Тут стоит отметить, что как таковой нации «дагестанцы» не существует, внутри Дагестана есть своя дифференциация, но акцентировать на этом внимание не буду, так как сейчас отпугну многих.
Исторически, многие национальности Дагестана брали дань с Чечни, что оставило некоторую подсознательную неприязнь у чеченских предков, как бы то ни было.
Ещё одна, ебучая особенность чеченцев, писать свою нацию с заглавной буквы. Это у многих наций проявляется, но у чехов больше всего. Меня это искренне раздражает до ужаса.
Остальные народности Кавказа менее «знамениты» для обывателя да и опыта у меня и моих знакомых с ними меньше.
Ещё просили затронуть тему отношения к матери на Кавказе.
Несмотря на многочисленные пранки с хачами, которые не любят, когда » на матушку задевают», я бы не сказал, что отношение к матери на Кавказе какое-то особенное. Причины этому банальны: муж, как правило, относится к жене частенько весьма холодно, иногда с небольшим пренебрежением, да и просто к женскому полу относятся на Кавказе хуже. Чем тогда связано такая болезненная реакция на претензию быть биологическим отцом чужого человека мне лично не понятна, догадки строятся на религиозности и чрезмерным порицанием вульгарного поведения женщин. Кстати, сам обожаю пранки, даже обычные автотехно, это единственная вещь в интернете, доставляющая искренний смех.
Истории из жизни
23.6K пост 58.2K подписчиков
Правила сообщества
1. История должна основываться на реальных событиях, но требовать доказательств мы не будем. Вранье категорически не приветствуется.
4. Администрация имеет право решать, насколько текст соответствует пункту 3.
Камрад, спасибо за пост, но позволь сделать акцент. Как ты не любишь когда пишут, что «Чеченцы», так меня к примеру дико трясет от слова чех. Я этнический чех, на момент своего рождения в солнечном Казахстане, была страна Чехословакия объединившая в себе 2 этноса, я понимаю, что устоявшееся выражение и все такое, однако. Кстати сам живу в Москве с 8 лет, занимался вольной борьбой и как следствие не раз сталкивался с твоими земляками, в самых разных ситуациях, с дагами в целом нормально расходились, а вот с чеченами почти всегда приходилось драться, на них только сила эффект производит. Самые вменяемые по опыту ингуши, армяне и грузины.
ЗЫ Пили посты дальше, благое дело делаешь, а то народ у нас большей частью ненавидит кавказ, так как вся плесень в центральную россию откочевала, и творит бардак. Многим будет полезно узнать что и как на самом деле. Больше расскажи про модели поведения с чеченами и дагами, из серии «как не оргести пиздов». Удачи
У меня в школе учился клан ингушей: три сестры и их маленький брат, родители у них какие-то были очень крутые, даже по меркам моей школы (все девочки одеты в норковые шубки и шапочки, приезжали не на школьном автобусе, а привозил водитель). Дети очень воспитанные и добродушные, но тупые как пробки, сколько с ними наши учителя не занимались кое-как с 2 на 3 перебивались.
Автор, продолжай писать, интересно!
Автор, продолжай! Всегда интересно узнавать мнение о национальностях, так сказать, «изнутри». Подписался.
да и просто к женскому полу относятся на Кавказе хуже
Приезжал к нам учиться американец. Когда поближе ознакомился с нациями в России предложил всех феминисток переселить на Кавказ. Вот это было бы крутое реалити-шоу)
По поводу армян согласна, лицемерие и пафос
а мне понравилось, вот только про азербайджанцев не согласен.
Не знаю как автору, но мне больше по душе осетины среди всех кавказских национальностей.Простые люди и очень гостеприимные.
P.s Как то стоял в наряде на кпп, приехал контрактник ингуш насчет квартиры какой то вопрос решать. А с ним приехали походу все его родственники-человек 20-30))))))
Где-то к середине текста заметил, что читаю с кавказским акцентом.
Дружить с ними круто так-как если дружба настоящая никогда не бросят(сам с армянином дружу и он не раз меня выручал)
что я сейчас прочитал?
у меня друг армянин нормальный адекватный с 3 класса дружим. друг татарин есть. и друг русский. )) СССР так сказать)
мои родители объездили и среднюю азию, и кавказ, украину, прибалтику еще в советские времена, каждое лето ездили в отпуск дикарями, каждый раз в разные республики. Воспоминания у них от поездок самые теплые. На старые фотки смотришь, а они такие молодые и счастливые в те времена. Старички изредка достают фотки или сувернирчик случайно обнаружат, и за чаем сидят вспоминают былое.
Я в период службы на Кавказе в 1995 году месяц служил во Владикавказе. Очень часто в самоволку с товарищем уходили. Отношение осетин к нам было хорошее. Может потому что солдаты были. Даже побывал в доме, в котором жила родная сестра маршала Плиева ( старушка уже в возрасте ), но от молодых мы разок выхватили, благо мимо местный прапорщик проезжал, отбил нас.
Интересная статистика по национальностям воров в законе.
P.S. Слышал, чеченцев не охотно коронавали из-за их сильно выраженного национализма. Для чеченцев, мол, слово старейшин рода значило больше, чем слово воровского общества. Ведь у тру вора типа ни семьи ни национального рода не должно быть.
Кто больше всех из представителей кавказских республик желает независимость, быть просто пусть маленькой но отдельной страной а не республикой в составе России?
Где лаги там напряги
У нас два строителя работали рассказывали байку. Типа когда мелкие были собирались у чувака, у которого была ослица и пялили её по очереди. Мб угорал над нами, а мб реали жизни? Кто может потвердить или опровергнуть?
Уже писал где-то в комментах, что сам был свидетелем, когда десять ингушей рулили восьмьюдесятью дагестанцами. Это было в закрытой системе ( в армии на учебном центре).
Чем это можно объяснить?
Я в армии пересекался с лезгинами, аварцами, табасаранцами, армянами и кабардинцами.
за армян плюсану. все так. есть богатый опыт общения.
Ответ на пост «Глава Чечни Рамзан Кадыров раскритиковал главреда Russia Today Маргариту Симоньян за высказывание о происшествие в Новой Москве»
Хотела бы обратить внимание Кадырова, что я всегда проверяю информацию перед тем, как ‘делать заявления’. Именно поэтому моя информация оказалась верной: все четверо задержанных за нападение в Ватутинках действительно уроженцы Кавказа. Все до одного.
По необъяснимым причинам многие, очевидно, не понимают, что Кавказ — это не только Чеченская республика, Дагестан, Осетия и др.
Хотела бы напомнить, что Кавказ — это и Азербайджан, и Армения, и Грузия, и много чего еще.
Я сама, с точки зрения классической географии, — такой же ‘кавказец’.
И именно поэтому имею полное право критиковать неправильное поведение некоторых представителей этого собирательного термина.
Отдельно обращаю внимание Кадырова, что я нигде не упоминала СЕВЕРНЫЙ Кавказ, упомянутый в его посте, именно потому, что у меня не было информации, что ребенка били и материли уроженцы СЕВЕРНОГО Кавказа.
Но кроме Северного Кавказа на свете есть еще и Южный.
Что касается вопроса, надо или нет упоминать, откуда родом очередной задержанный.
Когда-то я сама считала, что этого делать не надо. Меня тоже, как ‘лицо кавказской национальности’, обижали и возмущали такие упоминания.
Но с возрастом для меня стало очевидно, что, замалчивая публично те вещи, о которых люди сейчас говорят в вотсап-чатах, а раньше — на кухнях, мы не решаем проблему, а усугубляем ее.
Когда-то мы из-за этого уже потеряли страну.
Очень не хочется потерять еще раз.
Кадыров всегда отличался тем, что жестко пресекал проступки своих соплеменников, не скрывая, что они его соплеменники.
Тем удивительнее, что сейчас такую резкую реакцию вызвал мой пост по поводу ситуации, не имеющей никакого отношения ни к чеченцам, ни вообще к народам СЕВЕРНОГО Кавказа.
По этой логике, могли возмутиться и армяне.
Они/мы ведь тоже кавказцы.
Кстати, когда я писала этот пост, я знала, что нападавшие — уроженцы одной из кавказских стран, но не знала, какой именно.
С таким же успехом, это могли оказаться армяне. Что никак не изменило бы сути моего поста.
Мне не впервой критиковать своих соплеменников, когда, в моем понимании, они неправильно себя ведут.
Заодно призываю Государственную Думу, МВД, Следственный Комитет и прочие ведомства не обращать внимания на массовые угрозы и оскорбления в адрес меня и моих детей.
История всех рассудит.
Глава Чечни Рамзан Кадыров раскритиковал главреда Russia Today Маргариту Симоньян за высказывание о происшествие в Новой Москве
Глава Чечни Рамзан Кадыров опубликовал в своем Telegram пост, в котором жестко раскритиковал главреда RT Маргариту Симоньян. Это связано с ее высказываниями после конфликта в Новой Москве. Напомним, что Симоньян заявила, что «лица кавказской национальности» «допрыгаются», и в стране введут «строгач с пропиской», если подобное будет продолжаться.
Ради справедливости отметим, что о происхождении участников драки в Новой Москве сообщил адвокат самих задержанных.
Автор: КИРИЛЛ РУСАКОВ
В ГОСДУМЕ ПОСЛЕ ИЗБИЕНИЯ ОТЦА С СЫНОМ В МОСКВЕ ПРЕДЛОЖИЛИ НОВУЮ СТАТЬЮ УК
Депутат Госдумы Сергей Миронов призвал ввести в УК новую статью после нападения на мужчину с ребёнком группы приезжих в Новой Москве.
Политик и депутат Госдумы Сергей Миронов отреагировал на резонансное нападение на мужчину с 4-летним сыном в Москве банды приезжих.
Как сообщал Царьград, четверо молодых людей в ходе конфликта в Новой Москве набросились на мужчину с маленьким ребёнком и избили его. Нападавшие задержаны, полиция установила, что все четверо являются выходцами из Азербайджана, у троих нападавших есть гражданство России.
За групповое избиение нужно наказывать пятью годами тюрьмы. Недавний случай в Новой Москве, где четверо отморозков напали на отца с сыном, показал, что нам нужна новая статья УК,
— написал Сергей Миронов в своём ТГ-канале.
По мнению депутата, наказание в 5 лет тюрьмы должно назначаться, «даже если потерпевший отделался «лёгким испугом».
Ранее глава Азербайджанской общины Москвы Шамиль Тагиев призвал не нагнетать межнациональную рознь после драки с четырьмя нападавшими.
ПРЕДСЕДАТЕЛЬ АЗЕРБАЙДЖАНСКОЙ ОБЩИНЫ МОСКВЫ: «НА МЕСТЕ ЭТОГО МУЖЧИНЫ С РЕБЕНКОМ МОГ ОКАЗАТЬСЯ Я»
Глава общины азербайджанцев в России Шамиль Тагиев призвал не разжигать межнациональную рознь после избиения четырьмя приезжими мужчины с ребенком в Новой Москве.
Глава общины азербайджанцев в России Шамиль Тагиев прокомментироавл резонансное нападение четверых молодых людей на отца с 4-летним ребенком в Новых Ватутинках.
Как сообщал Царьград, драка с участием уроженцев Азербайджана произошла 5 ноября. Известно, что уроженцы республики вчетвером избили мужчину, который гулял с сыном. У троих молодых людей имеется гражданство России.
По словам Тагиева, азербайджанская община Москвы осуждает совершенное в Ватутинках преступление.
Нет сомнений, что каждый преступник получит заслуженное наказание, и это станет уроком для тех, кто осмеливается нападать на беззащитных людей
— заявил Тагиев в интервью Sputnik Азербайджан.
По словам Тагиева, большинство преступлений в этом районе Новой Москвы действительно совершают приезжие, которые при этом они не обязательно являются мигрантами. Тагиев отметил, что вчерашнее происшествие показало, что приехжие могут быть при этом гражданами России, приехавшими на заработки в Москву. Он отметил, что приезжие часто селятся в данной районе, поскольку вблизи расположены ТЦ, где есть работа, а также здесь ниже цены на жилье.
Царьград сообщал, что у одного из молодых людей, которые группой избили жителя Москвы на глазах его 4-летнего ребенка, есть гражданство Азербайджана. Трое остальных фигурантов оказались приезжими из Оренбурга.
В свете недавних событий
«Краповые береты» объяснили снятие с испытаний племянника Кадырова
Фото: Максим Богодвид / РИА Новости
«Мы провели заседание совета «Краповых беретов», пригласили инструкторов, принимавших участие в приеме испытания, по всем вопросам, которые в сети находятся, получили ответы. Никакой драки не было, все испытания прошли как положено. Никто никогда никого не подвозит. Кто там даст подвезти? Испытания принимают те, кто сам сдавал на берет, они никому на халяву получить берет не дадут. Это дело чести», — объяснил Лысюк.
Ранее стало известно, что Абдул-Керим Кадыров был снят с испытаний, которые проводились на полигоне учебного центра «Тамбукан» в Ставропольском крае.
Уточнялось, что родственник Рамзана Кадырова в итоге не получил краповый берет.
Абреки
Автор: Олег Дмитриев.
Какие ассоциации приходят в голову среднестатистического россиянина при слове «Кавказ»? У большинства они будут, скорее всего, не самые хорошие. За Кавказскими горами, к сожалению, прочно закрепилась дурная слава родины отъявленных разбойников и убийц, причём эти представления появились задолго до начала Кавказской войны. Знаменитый русский путешественник Афанасий Никитин, к примеру, был гоп-стопнут именно в Дагестане (собственно, с этого события и начались его увлекательные приключения, потому что оно описано буквально на первой странице его книги):
И въстала фуръстовина на морѣ, да судно меншее разбило о берегъ, и пришли каитаки да людей поимали всѣхъ. И пришлі есмя в Дерьбенть. И ту Василей поздорову пришелъ, а мы пограблены
Народ этот очень вороватый. Неворующим в этой стране даже девиц не дают, говоря: «Это не джигит». Поэтому ночью, надев чёрные одежды, грабители отправляются на свой промысел. Они похищают и забирают девиц, юношей и даже солидных людей, или совершив подкоп под дом, или повстречав в горах и в поле. Если [тем удается] тотчас добежать до своей деревни, то они спасаются, а если промедлят, то их хватают, берут в плен и продают османам или татарам. Или они добиваются освобождения за выкуп в одну-две тысячи голов скота. Одна-две тысячи лошадей, овец, мулов, рабов или щитов и панцирей носят название «баш-маль» — выкуп. Еще и сейчас они живут, занимаясь нападением на деревни и конаки друг друга и извлекая из этого прибыль. Они такие воры, что украдут сурьму с глаза — и глаз этого не заметит, такие они ловкачи.
Ему вторит Джиованни Лукка, монах-доминиканец:
Они не считают стыдом ограбить друг друга, и воровство здесь так обыкновенно, что пойманных удальцов не наказывают, питая даже некоторого рода уважение к тому, кто ловок в этом отношении. Стариков весьма уважают. На пирах не предлагают молодым людям пить до тех пор, пока последние не совершат какого-нибудь ловкого воровства или какого-нибудь важного убийства.
Такое положение дел было обусловлено целым рядом причин, к числу которых можно отнести:
природно-географические — набеги были важной частью экономики горцев, позволяя восполнить дефицит ресурсов, неизбежный при жизни в горах;
социальные — многие «горные общества» находились на разных стадиях распада родоплеменного строя и перехода к феодализму, не имели государственности и жили в состоянии военной демократии;
культурные — у горцев веками складывался менталитет, основанный на том, что смелый и наглый всегда будет жить лучше просто по той очевидной причине, что он может отобрать блага у того, кто слабее; причём это были не обязательно жители предгорий и долин — джигиты не видели ровно никакой проблемы в нападениях на ближайших соседей и, зачастую, на соплеменников:
Быть удальцом в горах — значит быть аристократом. Участие в войне, тем более руководство походом, давало возможность достичь почета и власти. Образцом для подражания каждого мужчины-горца был выработавшийся веками образ удальца-джигита. Некоторые из отличившихся на поле брани джигитов сосредоточивали в своих руках огромную, хотя и временную власть.
Оговоримся также, что в историографии по Кавказу имеется немало прямо противоположных точек зрения на данный вопрос. И. Пантюхов в 1901 году так писал о лезгинах (которые, к слову, приняли самое деятельное участие в событиях Кавказской войны и немало проблем доставили А.П. Ермолову):
Поселившись на ныне занимаемых ими бесплодных местах, лезгины должны были в Дагестане вести борьбу за существование. Где было возможно, они обрабатывали почву и сеяли хлеба, на непригодных для хлебопашества горах завели скотоводство, развили необходимые для них ремесла и промысла и тому подобное. При неурожаях и других стихийных бедствиях лезгины выходили из своих естественных крепостей для нападения на соседние плодородные страны. Летописцы и историки, благодаря этому, считали лезгин только дикарями и разбойниками. Но правильная внутренняя организация лезгинских общин, честность взаимных отношений и оседлая земледельческая культура доказывают, что лезгины не были дикарями. Главные средства для существования лезгинам всегда давали не разбои, а земледелие и скотоводство. Исторически законное хищничество было только подспорьем и отчасти спортом. Их грабежи никогда не сопровождались мучениями и издевательствами над побеждёнными
Как бы то ни было, к XIX веку ярлык профессиональных бандитов был налеплен на кавказских горцев очень давно и надёжно (нравится это их потомкам или нет). Однако при этом в их среде были такие кадры, которые наводили трепет даже на своих соплеменников — абреки. Это были не просто грабители, а опаснейшие головорезы, терять которым было уже нечего, кроме своей головы — а ею они не очень-то и дорожили.
Я абреком стать хочу — пусть меня научат
Согласно общепринятой версии, слово «абрек» происходит от персидского слова «апарак» — бродяга, грабитель, которое попало в тюркские языки и затем было занесено на Кавказ. На северо-западном Кавказе этот термин также использовался для обозначения представителей знати, которые были вынуждены бежать из родных мест. Собственно говоря, название прекрасно отражает суть явления:
Абрек — изгой, исключённый из семьи и рода, т.е. вышедший из родовой зависимости и потому лишившийся покровительства и защиты своего рода. Абреком делался по преимуществу убийца, от которого отказывался род — не платил за него «цену крови» и вообще не брал убийцу под свою защиту. Изгойство постигало вообще лиц, нарушавших общественное спокойствие, почему род изгонял их из среды себя, подвергал «потоку». На этом основании абреком делалось лицо, лишённое наследства и изгнанное из своей семьи и рода за неповиновение отцу и вообще старшему в роде и за другие проступки, влекшие для рода необходимость частой уплаты пеней (виры и проч.) за своего беспокойного члена, в таких случаях обыкновенно изгонявшегося из рода
Дело в том, что жизнь в традиционном родовом обществе только на первый взгляд может представиться развесёлой вольницей. На самом деле это крайне жёсткая социальная система, в которой человек никогда не выступает в качестве самостоятельного лица, а всегда рассматривается исключительно как часть рода (в случае Кавказа — тухума). При этом внутри родовой общины поддерживается строжайшая субординация, а все поступки каждого члена рода имеют последствия для всего рода в целом.
То же касается и иных серьёзных проступков: изнасилований, увечий, захвата земли, и.т.д. Недостаток данного метода социального контроля заключается в том, что такая кровавая история может тянуться десятилетиями до тех пор, пока не останется никого в живых, либо роды не решат всё же примириться. Например, в даргинском селе Кадар два клана враждовали почти 200 лет, с XVII века до 60-х годов XIX века. Также настоящая кладезь таких драм — исландские саги, которые чуть менее, чем все, повествуют именно о самых эпичных случаях кровной мести (например, «Сага о Гисли»). То есть принцип очень простой: косячишь ты, а отвечает весь твой род, коллективная ответственность.
Однако отсюда вытекает проблема иного порядка — родич может оказаться непонятливым, не желающим соблюдать обычаи, или просто обладать скверным характером и постоянно влипать в дрянные истории. Если буйный и не думает униматься, а раз за разом устраивает мокрухи по надуманным поводам, то роду становится накладно отдуваться за своего члена, ведь штрафы-то немаленькие (ну а класть голову за какого-то дебила, который тебе троюродный племянник, вообще мало охотников). Решение данной проблемы очень простое: отказываемся от идиота, торжественно выписываем его из семьи и выгоняем.
Ещё одна аналогия с отдалённым от Кавказа географически, но очень похожим по социальной структуре обществом: именно так в Исландию попал первооткрыватель Гренладнии, Эйрик Рыжий — его выгнали из Норвегии за убийство, но угадайте, что он сделал в Исландии? Правильно, совершил сразу два новых убийства, после чего альтинг безоговорочно попросил его с вещами на выход; собственно, так и была открыта Гренландия.
Всё, теперь он свободен, как ветер, а родственники могут вздохнуть спокойно.
Но вот для самого изгнанника дела обстоят не столь радужно. Как уже упоминалось ранее, в традиционном родовом обществе человек сам по себе не рассматривается, а рассматривается род, который за ним стоит. Если же человек изгнан из рода и является одиночкой, то он поставлен вне закона и является полностью беззащитным:
Таким образом, участь абрека была незавидной — отовсюду гонимый, постоянно находящийся в опасности, поставленный в положение дикого зверя, он, в конце концов, натурально зверел.
Встретиться с абреком на горной дороге означало попасть в серьёзную передрягу, поскольку озлобленный изгнанник видел во всех людях исключительно врагов и жил по принципу «умри ты сегодня, а я завтра», причём исключений для стариков, женщин и детей не делалось. В.А. Потто приводит текст клятвы, которую приносили чеченцы, ставшие абреками:
Клянусь отнимать у людей все, что дорого их сердцу, их совести, их храбрости. Отниму грудного младенца у матери, сожгу дом бедняка и там, где радость, принесу горе. Если же я не исполню клятвы моей, если сердце моё забьётся для кого‑нибудь любовью или жалостью – пусть не увижу гробов предков моих, пусть родная земля не примет меня, пусть вода не утолит моей жажды, хлеб не накормит меня, а на прах мой, брошенный на распутье, пусть прольется кровь нечистого животного.
Слово «абрек» значит заклятый. И никакое слово так резко не высказывает назначения человека, разорвавшего узы дружбы, кровного родства, отказавшегося от любви, чести, совести, сострадания, – словом, от всех чувств, которые могут отличить человека от зверя. И абрек поистине есть самый страшный зверь гор, опасный для своих и чужих: кровь – его стихия, кинжал – неразлучный спутник, сам он – верный и неизменный слуга шайтана.
Призрак бродит по горам — призрак абречества
Во второй половине XIX века, в связи с наступившим переломом в Кавказской войне и расширением присутствия Российской империи на Кавказе, традиционные социальные институты горцев подверглись трансформации. В первую очередь имперские власти, естественно, вплотную занялись обычаем кровной мести — было запрещено рассматривать уголовные преступления по адатам (обычаям), все такие дела разбирались российскими военными судами по российским же законам. Кровная месть была запрещена и приравнена к тяжкому уголовному преступлению, за которое светила отправка в Сибирь. Само собой, так просто вековой обычай не искоренить, однако из-за перспективы заехать на каторгу фанатизм горцев в этом вопросе изрядно поуменьшился, и, казалось бы, можно было забыть и о таком сопутствующем явлении, как абреки, но не тут то было.
Сложилась парадоксальная ситуация: одной рукой имперская администрация боролась с архаичными пережитками, порождавшими проблему абречества, другой же создавала все предпосылки для того, чтобы это явление не только сохранилось, но и приобрело чёткую антирусскую направленность. Именно в этот период слово «абрек» приобретает совершенно иную коннотацию — немирный горец, ведущий войну против русских. Многие князья, лишённые власти и имущества, и подавшиеся в абреки, присоединились к Шамилю и заняли высокие посты в его имамате — например, Даниял-бек, султан Елисуйский, а также знаменитый Хаджи-Мурат Аварский и Мухаммед Анзоров.
Немалую роль тут играет образ абрека как «благородного дикаря», борца-освободителя, который никуда не выветрился из горского менталитета и по сей день, будоража многие буйные головы. Подводя итог:
Развитие абречества как современной культуры насилия посттрадиционного горского общества продолжается. Сегодня это явление стало одной из новых, по существу, российско-советских «традиций» северокавказского общества.
Список литературы и источников
— Леонтович Ф.И. Адаты кавказских горцев. Одесса, 1882. 437 с.
— Потто В.А. Кавказская война. В очерках, эпизодах, легендах и биографиях. М., 2018. 1231 с.
Автор: Олег Дмитриев.
А ещё вы можете поддержать нас рублём, за что мы будем вам благодарны.
Яндекс-Юmoney (410016237363870) или Сбер: 4274 3200 5285 2137.
Подробный список пришедших нам донатов вот тут.
Подпишись, чтобы не пропустить новые интересные посты!