отношение к труду при капитализме
О наемном труде. Существовал ли наемный труд в СССР? (Ответ на популярное заблуждение некоторых товарищей об одинаковости зарплаты при капитализме и при социализме.)
Вопрос: «Что такое наёмный труд и как его отличить? Я вот лично понимаю так: говорит какой-то буржуй: сделаешь вот это, вот это и это и вот столько я тебе заплачу. Ну, естественно ясно, что это 7—10% от полной стоимости, но этот момент не относится ни к какому найму, это обычное ограбление. То есть зарплата и прибыль — это просто способ передела валового продукта в пользу капиталиста.
Вчера с одним разговаривал, так он считает, что и в СССР тоже наемный труд был, просто тогда частников не было. Но люди шли на заводы наниматься. «А вот если я, к примеру, буду клеить обои дома, тогда это уже не наемный труд», — сказал он. Ведь работали все на госпредприятиях, устраивались туда, значит, нанимались к государству на работу. При социализме ведь тоже зарплату назначали, она ведь по желанию работника не устанавливалась.
И потом, при коммунизме собственность будет общенародная, тогда, значит, человек будет наниматься к народу, так что ли?
Карл Маркс в своей работе «Капитал» утверждал следующее:
Ответ: Наемный труд — это когда человек, лишенный возможности сам для себя произвести продукты, необходимые ему для физического выживания, потому что у него просто не из чего и нечем их производить (нет средств производства), для того, чтобы как-то выжить, продает единственное, что у него имеется — свою способность к труду. Вот эта способность человека к труду и называется «рабочая сила».
Отсюда понятно, что рабочая сила существовала и будет существовать всегда, во всех общественно-экономических формациях. Но только при капитализме она продается и покупается, т. е. является товаром.
А то, что только при капитализме создаются такие условия, когда человек вынужден продавать свою рабочую силу на рынке, менять свою способность к труду на нужные ему для физического выживания продукты и вещи (которые при капитализме тоже выступают как товары).
Дело в том, что при капитализме товарное производство, существовавшее и ранее в некоторых предыдущих формациях, становится всеобъемлющим, охватывая чуть ли не все стороны человеческого бытия. Это важнейшая особенность этого общественно-экономического строя.
Вторая его особенность это тот самый наемный труд, который и отличает капитализм от всех остальных формаций. Нигде до капитализма способность человека к труду на рынке не продавалась, и нигде до капитализма не существовало рынка рабочей силы.
При первобытно-общинном строе человеческие сообщества производили все необходимое для жизни внутри себя, и все произведенное сами же и потребляли без остатка. В те времена никакого рынка (обмена товаров) не существовало, потому что просто нечего было еще обменивать: производительные силы общества были чрезвычайно низки, орудия труда и технологии производства примитивны.
При рабовладельческом строе уже появилось товарное производство. Но оно, как и при более высоком феодальном строе, не носило еще всеобъемлющего характера, не охватывало все сферы экономики. Основная масса общественного продукта (тех продуктов, которые произведены всем обществом в целом), производилась внутри отдельных частных хозяйств и внутри них же и потреблялась, т. е. господствовало так называемое «натуральное хозяйство». При рабовладельческом строе товаром был сам человек (раб) вместе с его способностью к труду (со своей рабочей силой).
В феодальном обществе феодал (помещик) уже не владел работником безраздельно, как это было при рабовладельческом строе. Помещик владел землей, к которой были тесно привязаны крестьяне (закрепощены). Это владение землей и давало ему большие или меньшие права на труд крестьян, которые работали на него, имея в то же время свое собственное хозяйство, обеспечивающее их физическое выживание. Закрепощение крестьян означало, что они обязаны были принудительно трудиться на помещика, владельца земли. Этот принудительный труд крестьян в пользу помещиков выражался либо в исполнении ими личной работы в пользу помещика (барщина), либо в платеже определенных (обычно денежных) сборов (оброк).
И только при капитализме работник, обладая личной свободой, но при этом лишенный средств производства, находится в таких экономических условиях, что вынужден нести на рынок единственное, что у него имеется — свою рабочую силу.
При коммунизме также не будет существовать рынка рабочей силы, потому что при этом экономическом строе не будет товарного производства. При коммунизме все средства производства будут принадлежать не части общества, как в предыдущих формациях, основанных на частной собственности на средства производства, а всем членам общества (общественная собственность на средства производства). Общественная собственность на средства производства исключает рынок — он просто становится не нужен. Производиться при коммунизме будут продукты труда, но не товары. Это означает, что продукты питания и вещи, необходимые для жизни людей, в коммунистическом обществе будут производить не для продажи, не для получения прибыли, а для удовлетворения потребностей самих производителей — всех членов коммунистического общества.
Рабочая сила человека в коммунистическом обществе не будет продаваться и покупаться, ведь людям незачем будет просить владельцев средств производства купить у них рабочую силу в обмен на часть материальных благ, позволяющих им выжить. Они сами станут владельцами средств производства и из произведенного ими же самими общественного продукта смогут брать столько, сколько им требуется для удовлетворения всех своих потребностей.
Что же касается заработной платы при социализме (к примеру, в СССР), то ее содержание совершенно иное, совсем не то, какое она имеет при капитализме. Название остается прежнее — «заработная плата», а вот суть совершенно другая.
Заработная плата при капитализме — это цена рабочей силы на рынке труда. В среднем это такое минимальное количество материальных благ (выраженное в деньгах), которое требуется для поддержания рабочей силы работника в рабочем состоянии (чтобы он вообще мог трудиться). При капитализме рабочему ничего не принадлежит — ни средства производства, ни им же произведенный продукт. И даже свою собственную рабочую силу он должен постоянно продавать капиталисту. При капитализме все принадлежит капиталисту — и средства производства, и произведенный рабочими продукт труда, и даже рабочая сила работников, которую капиталист по мере надобности покупает на рынке.
Иное дело при социализме. Там основой экономики является общенародная (общественная) собственность на средства производства.
А это значит, что каждому гражданину СССР принадлежали практически все средства производства в стране (советские люди были богаче любого современного олигарха!) и им же принадлежал весь произведенный с помощью этих средств производства продукт совместного труда.
Советским рабочим, служащим, интеллигенции не требовалось продавать свою рабочую силу.
Зачем ее продавать, если у них имелось все, что нужно для того, чтобы произвести то, что им требуется для жизни?
И кому ее продавать — самим себе что ли?
Ведь при капитализме рабочий потому продает свою способность трудиться капиталисту, что у самого рабочего нет средств производства! Нет у него фабрик, заводов, станков, оборудования, электростанций, земли, недр и пр. — всего того, без чего нельзя ни продукты питания вырастить, ни одежды произвести, ни дом себе построить.
У того же бедного крестьянина при феодализме хоть землица, соха да лошадь были, чтобы вырастить себе еду и плохонькую одежонку, а у рабочего вообще ничего нет!
Именно это и вынуждает его продавать свою рабочую силу.
Разве бы он стал продаваться, если бы у него имелась хоть какая-то возможность этого не делать?
В том-то и дело, что нет у рабочего такой возможности. Отобрал у него эту возможность капиталист, лишив его средств производства. (В нашей стране это было осуществлено в Перестройку, вся суть которой в том и состояла, чтобы отобрать все средства производства у советских рабочих и крестьян.) А из этого вытекает только одно: продается рабочий только тому, у кого есть средства производства. Другому рабочему он же не продается. Он продается только капиталисту — владельцу средств производства!
А при социализме сам рабочий — владелец всех средства производства в стране. И ему нет никакой необходимости продавать свою рабочую силу.
Вот потому заработная плата рабочего при социализме имеет совсем иное содержание, чем при капитализме.
Это не продажа своей рабочей силы советскому государству, как полагает товарищ, задавший нам вопрос. Советское государство — это сам советский трудовой народ, его орган управления. Для советского рабочего продать себя советскому государству означает то же самое, что продать себя самому себе, т. е. заведомую глупость.
Заработная плата в СССР — это некая часть общего национального дохода страны, выделяемая работающему советскому гражданину для обеспечения его текущих потребностей.
А оставшаяся часть национального дохода СССР планомерно и целенаправленно тратилась на все общество в целом, на всех граждан страны сразу. Благодаря ей развивалась советская промышленность и сельское хозяйство, наука и техника. Оттуда финансировались бесплатное для всех граждан СССР образование, здравоохранение, культура, спорт, жилищное строительство. Из этой части выплачивались пенсии и стипендии, содержались дома отдыха, санатории, пионерлагеря и пр.
На какой бы работе советский человек не работал, он обогащал все общество в целом и через это самого себя, потому что всем, чем располагало советское общество, располагал и каждый член этого общества.
Отношение к труду при капитализме и при социализме
Бертольд Брехт «Чтение на несколько минут».
В эпоху социализма человек труда, будь то рабочий на заводе или сельский труженник, был поставлен во главу угла не только в идеологии.
Собственно, ради человека труда и была осуществлена Великая Октябрьская Социалистическая Революция.
В первые два десятилетия После ВОСР, рабочие, крестьяне и их дети принимались в высшие учебные заведения-институты и университеты, без экзаменов (разумеется, после специальной подготовки на рабфаках).
Традиция эта сохранилась и в более поздние времена, вплоть до самой гибели СССР.
И еще. В советские времена за хорошую работу трудящихся поощрали не только премиями. На каждом предприятии была доска почета с именами и фотографиями лучших работников из числа простых рабочих. О лучших из лучших публиковались статьи в центральных газетах, нередко на первой полосе, и снимались телерепортажи для всей страны.
Словом, человек труда был окружен в эпоху социализма почетом и уважением.
Непримиримые враги социализма наверняка тут же вспомнят о зарплатах советских врачей и учителей или зададут саркастический вопрос о том, что решали избранные в высшие партийные или законодательные органы страны простые рабочие.
Увы, социализм в СССР не был идеальным. Но все познается в сравнении. И если сравнить социальный статус учителя или врача (не говоря уже о зарплатах) в СССР и в России сегодняшнего дня, то, я думаю, сравнение будет не в пользу РФ.
Что же касается простых рабочих на производстве, уже не говоря о таких категориях трудящися как люди занятые на уборке или сиделки в больницах, то лично я не слышал, чтобы где-то в свободном мире, то бишь в странах передовой демократии, простых рабочих награждали высшими государственными наградами за доблестный труд, а тем более, избирали в парламенты, законодательные собрания или на высшие партийные должности.
Сколько представителей трудящихся-простых рабочих или малоимущих, заседает сегодня в парламентах демократических государств, от Думы до Конгресса США?
Впрочем, представлять трудящихся готовы все, кто угодно: партии, политики, парламентарии. Но где в этих партиях и парламентах сами трудящиеся, хотя бы номинально?!
Аналогично можно спросить, что решают сегодня парламентарии в свободных демократических странах. Я хочу видеть как они примут хотя бы один закон противоречащий интересам крупного капитала.
Но дело даже не в этом.
Где, в какой газете или интернет-издании говорится сегодня хоть пол-слова о человеке труда? Я уже не говорю о доске почета и правительственных наградах для человека труда.
За двадцать три года жизни в Израиле мне довелось поработать в качестве простого рабочего на разных производствах. Работать приходилось в основном через так называемые аутсорсинговые компании. И лично я, нигде ни разу не слышал, чтобы работодатель хоть раз хотя бы поблагодарил своих рабочих за хорошую работу.
Но это так, к слову.
Выше я упомянул о недостатках социализма.
Но и капиталистическая реальность о-очень далека от тех идеалов, которые провозглашают апологеты капитала.
Я хорошо помню, как в начале «Перестройки», интеллектуалы, как из числа антисоветчиков, так и вдруг прозревших коммунистов, пели дифирамбы капиталу: мол, при социализме мы получаем мизерные зарплаты и вообще живем в нищете, а вот когда предприятия, на которых мы работаем, станут частной собственностью, вот тогда.
Это «тогда» наступило очень быстро.
И вот что интересно:
А если ты простой рабочий, то можешь забыть о том, чтобы постоянно получая зарплату купить собственное жилье. Потому что стремительно растут цены на недвижимость, стремительно дорожает сама жизнь, но не растет в цене человеческий труд.
Общество основанное на социальном неравенстве всегда находило и находит оправдание для эксплуатации человека человеком, а
Рабов можно было эксплуатировать, потому что они язычники, или потому, что у них черная кожа. Крепостных крестьян-потому что они темные и не благородные, как их господа. Причин оправдывающих эксплуатацию человека человеком эксплуататоры всегда находили и находят достаточно.
А «недочеловеку», согласно мировоззрению эксплуататора не положены ни человеческая жизнь, ни даже человеческие условия труда.
«Недочеловеков», согласно воззрениям эксплуататоров, можно эксплуатировать и держать на положении скота без зазрения совести.
Правда, прогресс не стоит на месте, и вместо войн для закабаления человека используются уже не столько войны и колониальные захваты, сколько ценовая политика и ссуды. Ведь когда тебе не на что содержать семью ты согласишься на любую работу и на любых условиях.
Победителей не судят, а побежденных либо казнят, либо жестоко эксплуатируют.
Но есть и другая сторона этого же явления в обществе построенном на эксплуатации человека человеком: паразиты, то бишь, эксплуататоры.
Народу изо дня в день вбивается в голову, что соль земли-это владельцы корпораций, банковских картелей, прежде всего, ну и хозяева калибром поменьше. Они, мол, создают рабочие места и таким образом не дают умереть с голоду или стать бездомными работающим на них людям.
На самом же деле, не хозяева делают рабочим одолжение тем, что принимают на работу, а рабочие делают одолжение хозяевам тем, что обогащают их, работая на них, причем на кабальных условиях.
И очень жаль, что многие рабочие сегодня не осознают этой неприложной истины, принимая за чистую монету утверждения о том, что главной ценностью любого предприятия являются капитал, патенты хозяев, менеджеры, оборудование, что угодно, только не труд рабочих.
Свободный труд при капитализме?
«В рабстве счастливо жить невозможно, живя в рабстве можно обрести только ненависть.» /Бакунин./
СОЦИАЛИЗМ – это социально-экономический строй, где при определённом уровне развития и организации населения независимо от собственности средств производства при сплочении людей, которые стремятся к гуманным и справедливым отношениям людей в обществе, формируется вместо монополии капитала МОНОПОЛИЯ ЗАКОНА О СОЦИАЛЬНЫХ ГАРАНТИЯХ И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИЩЁННОСТИ граждан от какого-либо произвола и в котором определяются СОЦИАЛЬНЫЕ гарантии по удовлетворению СОЦИАЛЬНЫХ потребностей населения страны хотя бы в социально-бытовой сфере, когда в обществе формируется относительно равномерное распределение базовых средств для жизни по относительному равенства рабочего времени как относительно равного ДЛЯ ВСЕХ количества труда. А благоустройство жилья, приготовление блюд питания и изготовление одежды можно и по зарплате от результатов квалификации по категории, разряду, классу или по другим критериям определения квалификации труда каждого в экономике страны независимо от профессии для нормального физического, морально-нравственного здоровья и интеллектуально-духовного развития населения, сохраняя рынок вне социальной сферы и на производимое сверх необходимых норм для социального благополучия общества.
А это значит, что свободный труд – это прежде всего труд свободный от эксплуатации, наёмного и прочего рабства, кроме рабства от собственных потребностей! Это труд направленный на созидание и на благополучие всего общества при учёте как способностей и стремлений человека, так и требований экономики общества для обеспечения социального благополучия каждого!
Именно при формировании таких экономических взаимоотношений создаётся НАЦИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ВЗАИМОПОМОЩИ, где экономика формируется как хозяйственные отношения для удовлетворения потребностей ВСЕХ членов такого общества в благоустроенном жилье, в здоровом, сбалансированном питании, в добротной и красивой одежде, в необходимых средствах связи, информации, транспорта, в военных средствах для защиты своих интересов от каких-либо посягательств на свободу жить по своим законам, в средствах, необходимых для развития здравоохранения, образования, искусства и прочее. А разве в России когда-нибудь было такое общество? Даже что-то похожее не пытались создать…
Когда с правом на труд вознаграждение за него будет гарантированно обеспечиваться не столько деньгами, сколько материальными благами для достойной труда жизни, то деньги не будут иметь такое значение для людей и перестанут быть единственным средством для улучшения жизни.
Это необходимо сделать для того, чтобы избавиться от монополии капитала, рынка и денег посредством её замены монополией ЗАКОНА с ВЕРХОВЕНСТВОМ ПРАВ ГРАЖДАН ЗА СВОЙ ОБЩЕСТВЕННО НЕОБХОДИМЫЙ ТРУД НА СВОЁМ РАБОЧЕМ МЕСТЕ, ИМЕТЬ ВСЁ НЕОБХОДИМОЕ ДЛЯ СВОЕЙ СЧАСТЛИВОЙ ЖИЗНИ!
При социализме в индустриально развитом обществе основой производственных отношений является коллективный труд объединённого для этого населения, где все результаты этого труда так или иначе используются населением страны и в процессе жизни каждый должен имеет возможность по мере потребностей получать необходимые социальные блага для продолжения жизни по нормам необходимым для достойной труда жизни при сохранении рынка на производимое сверх норм необходимых для социального благополучия общества. Запрещается только та внутренняя торговля, которая может привести к закабалению одних людей другими. Никто не останется голодным и обездоленным, если все работали честно и добросовестно. Но можно ли это сделать без какого-либо социально-экономического закона, без формирования властных структур для сохранения законности и свободы от любого угнетения, без организации контроля и формирования таких производственных отношений, чтобы обеспечить равноправие и справедливость. Это невозможно.
В сфере интеллектуального труда при получении нормированного задания по своей должности в общественно полезном труде тоже давно применяются известные методы контроля качества такого труда и они известны во всех развитых странах. Известны нормы труда и в научно-исследовательских учреждениях. Каждый работает на своём рабочем месте после подтверждения своей квалификации по должностной инструкции в зависимости от ответственности труда, а кто не способен подтвердить свою квалификацию идёт на то место труда, которое способен подтвердить по своим способностям. Любое общество не должно страдать из-за нерадивости или бездарности человека на своём рабочем месте, в какой бы отрасли труда он не работал и какую бы должность не занимал. Случается, что ВСЁ ОБЩЕСТВО не способно нормально развиваться из-за одного бездаря в руководстве и в результате он может стать виновником НЕСВОБОДЫ, УГНЕТЕНИЯ И МНОГИХ БЕД граждан всей страны!
Именно свобода от какого-либо произвола является приоритетом для социализма и ничто не должно ограничивать свободу личности принуждением к труду, но кто не хочет работать на благо общества, тот не должен иметь и право на необходимые ему социальные блага для своей жизни. В любом обществе праздность одних может обеспечиваться только дополнительным трудом других. Значит, свобода последних подавлялась бы отлынивающими от труда. Чем более равномерно и справедливо будет распределен труд, вознаграждение за этот труд и полноценный, здоровый отдых после рабочего дня, тем более истинной будет и свобода каждого на жизнь достойную труда.
ТРУД НЕОБХОДИМЫЙ, СВОБОДНЫЙ И ПАРАЗИТИРУЮЩИЙ.
Благополучие общества в настоящее время зависит не столько от удовлетворения разумных потребностей человека и его взаимоотношений в обществе, сколько от нарушения экологии в результате своей хозяйственной деятельностью, ибо человек нарушает экологическое равновесие в жизни людей и в природе, что несовместимо с дальнейшим благополучным его существованием. А потому, чтобы выжить в последующей жизни придется не только не допускать ошибок, но и осмысленно устранять те, что допущены ранее. А это потребует значительных дополнительных трудовых затрат.
А «Свободный труд» в моём понимании – это как труд свободного художника, который живёт на средства от продажи своих картин, но это не значит, что этот труд не оплачивается обществом как часть труда индивида, удовлетворяющая только его духовные потребности, ведь часть его картин кто-то покупает и он на это живёт. Но это при капитализме и едва ли бедный художник сможет быстро заработать на жилище и на приличную жизнь. Поэтому часто это только составляющая часть общественно необходимого труда человека и к увеличению свободного времени для творчества и должно стремиться социально развитое общество, поскольку именно в нем органично увязываются интересы индивида и общества. Ведь свободный труд не имеет ничего общего с экономической категорией «рабочая сила», а в данном случае он является необходимым для жизни, как индивида, так и для общества, часть которого покупает результаты его творческого труда. Но в этом случае деньги не должны ему позволять жить социально привилегированнее за счёт населения, ибо это будет уже не справедливо.
К свободному труду можно отнести и не оплачиваемую обществом часть труда индивида, который удовлетворяет его духовные потребности. Это может быть литературный труд «в стол», труд по изготовлению каких-либо поделок для собственных нужд, но результаты которого могут иметь впоследствии финансовую ценность.
Это труд сверх «необходимого общественного труда», выражающий индивидуальную духовную потребность человека с его моральными качествами и нравственными чувствами мы называем сейчас «хобби». К этому виду труда можно отнести и активный отдых, т.к. он тоже связан с затратой энергии. И в то же время случается, когда свободный труд превращается в необходимый труд, становится профессией человека, хотя он и отображает проявление индивидуальных чаяний и способностей человека в его жизни. Но именно эта часть общего труда человека и является собственно человеческим, его интеллектуальным трудом, который отличает труд человека от труда животного. Ведь социализм не отменяет деньги, социализм сокращает только их монополию прежде всего в социальной сфере и если человек будет оплачивать своё право на необходимые социальные блага от продажи результатов своего творческого труда, то что здесь противоречит социализму, если он не будет иметь НИКАКИХ ПРИВИЛЕГИЙ в количестве средств для жизни?
Трактовать словосочетание «свободный труд», как право выбора места и вида приложения своего труда по желанию индивида я считаю неверным, ибо это право не отнимается у человека и при устройстве на работу для выполнения «необходимого» труда. Ведь здесь не труд является свободным, а право выбора труда, а это разные вещи.
Поговорим о паразитическом труде. Ведь часто вор, выходя на свой промысел, тоже считает, что он работает. Почему в СМИ часто слышим, что человек решил «заработать» воровством, мошенничеством, грабежом и пр. Да не заработать, а поживиться за счёт других! Ведь это явный паразитизм. А есть и завуалированный паразитизм, в основном это непроизводительный труд, т.е. не имеющий прямого отношения к производству материальных благ, но, он может быть необходимым для индивида. Труд разного рода мошенников, которые вполне легально могут обманывать населении, явно паразитический, но раз есть спрос – будет и предложение. Раньше этим занимались вне основной работы. А вот труд при торговых, транспортных и ряде других операций, когда явно отсутствует созидание материальных благ, но это только кажется, что этот труд непроизводителен, ибо «производит» доставку товара до потребителя. Значит это тоже производительный труд и он необходим обществу для распределения благ среди его членов и удовлетворения их потребностей. Следовательно, в данном случае этот труд является существенно необходимым для общества.
Замена физического труда механизмами усложняет процесс производства и требует привлечение более профессиональных работников или обучения прежнего персонала, но у каждого свои способности к обучению и здесь начинается разделение вознаграждения за труд по квалификации.
Гармоничное сосуществование человека и природы по-прежнему часто остаётся мечтой человечества до наступления техногенного апокалипсиса. Труд, создавший человека, превратится в его могильщика.
В капиталистическом обществе при его анархии рынка и угнетающей власти капитала «целесообразность» развития паразитического труда еще можно понять, ибо в нем непроизводительные структуры (банки, биржи, страховые агентства и т.д.), хотя и наносят ущерб обществу, снижая общественную производительность необходимого труда, но одновременно приносят прибыль их владельцам. При эгоистическом мышлении общественные издержки, скрытые в глубине общественных взаимоотношений, остаются незамеченными, а лежащие на поверхности примеры частного благополучия очевидны. Это и толкает развитие человечества в пучину безысходности.
Конечно, ни один умственно и физически здоровый человек не ограничивает свою деятельность только необходимым трудом. Он трудится значительно больше. Таким образом, каждый человек с одной стороны вынужден и потому обязан заниматься необходимым трудом, и с другой стороны имеет право на свободный физический и интеллектуальный труд, но для этого должно быть свободное время – свободное от общественно-необходимого труда.
Того, у кого необходимый труд совпадает с его «хобби», можно считать счастливым человеком. Мне кажется, что определение понятия «эксплуатация» следует рассматривать значительно шире, чем мы привыкли думать. При построении производственных отношений мы должны, даже обязаны, скрупулезно относиться к тому, чтобы принципиально не нарушались социалистические принципы. Формы организации производства работ, требующие удлиненного рабочего дня человека, при выполнении им общественно-полезных работ при социалистических производственных отношениях являются неприемлимыми, так как придают ему статус необходимого труда и могут быть допустимы только в случае, если необходимый труд совпадает с духовной потребностью («хобби») индивида. А если это так, то с внедрением кооперации и арендных отношений в большинстве своем мы узаконили скрытую эксплуатацию части членов общества, если их доход не увеличивался. А это, безусловно, не соответствует справедливым производственным отношениям.
Сущность социалистического образа жизни, переходного от капиталистических производственных отношений к социалистическим в том и заключается, чтобы неуклонно сокращать долю паразитического труда в обществе, т.е. ликвидировать проявление любых форм угнетения эксплуатации человека, более справедливо распределять результаты труда среди членов общества и превращать человека в органичную духовную сущность!
Таким образом, целью социалистического образа жизни не предусматривается превращение всего труда человека в духовную потребность, а преследуется сокращение паразитического и необходимого труда при условии, что право на труд ГАРАНТИРУЕТ человеку право на жизнь достойную труда.
Другое дело, что далеко не все виды работ, которые вынужден выполнять индивид, совпадают с его духовными потребностями. Вероятно, большая половина человечества вынуждена или обязана трудиться для удовлетворения необходимых жизненных потребностей своих и общества в целом, работая не там, где бы хотелось. Вот поэтому в задачу социалистических производственных отношений и входит постепенное сокращение в общем труде человека доли необходимого труда для увеличения времени для свободного труда необходимого его духовным потребностям.
Людям старшего поколения, которым уже за 60, хорошо знакомо такое понятие, как «энтузиазм». Сейчас оно не в почете. Энтузиазм в производственных отношениях социалистического общества очень неплохо заменял индивидуальную материальную заинтересованность, основу производственных отношений капитализма, особенно если потом был праздник души. Кто и где в России сегодня это ощущает. Я и сейчас с любовью и умилением вспоминаю годы, когда мы, будучи школьниками, а потом студентами, после напряженного труда на уборке овощей в колхозе, изрядно уставшие, сидели за наскоро сколоченными столами прямо в поле и с удовольствием уплетали свежий белый хлеб с парным молоком, тут же сваренное мясо, арбузы… А потом везли домой полные сумки картофеля или фруктов. Какими прекрасными были эти моменты в жизни молодых людей…
Работа с энтузиазмом, когда человек духовно удовлетворен от того, что не только что-то получает от общества, но и отдает ему и есть то самое, что воспитывает альтруистские моральные качества в человеке социалистического общества, которые отличают его от людей капиталистического мира. Поднимают и в собственных глазах, и в глазах окружающих людей одновременно. К сожалению, недооценка альтруистского мышления и сведение всё к деньгам свело на нет хорошие начинания тех лет. А ведь для многих такие работы в юности легли в основу поведения многих людей на всю жизнь.
А вывод, господа хорошие, делайте сами…
НЕОБХОДИМЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ГАРАНТИЙ ДЛЯ НАСЕЛЕНИЯ.
Поскольку экономика, это хозяйственные отношения организованные для удовлетворения потребностей членов общества в жилье, питании, одежде, в средствах связи, информации, транспорта, в военных средствах для защиты своих интересов от каких-либо посягательств на свободу жить по своим законам, для развития правоохранительных органов, средств необходимых для развития здравоохранения, образования, искусства и пр.
То при победе партии, в программе которое есть пункты о социальных гарантиях для населения, народ организуется прогрессивным гуманным, экономически и юридически грамотным правительством, избранным от победившей партии, и реализует эту программу, правильно расставив приоритеты в экономическом развитии для обеспечения всех возможных социальных гарантий, а также всех прав и свобод граждан для обеспечения этих гарантий.
1. По вопросу обеспечения ЖИЛЬЁМ в каждом экономическом регионе жильё, как и категории квалификации трудящихся определяется в 6-10 категорий качества для распределения по квалификации, а по метражу не более среднепроизведённого по региону. Это заставит представителей власти расширять жилищное строительство, а трудящихся повышать квалификацию, ответственность и дисциплину.
ЗАКОНОМ определяется, что жильё свыше допустимых норм или его появление на рынке только после превышения 20 кв. м. ЖИЛОЙ ПЛОЩАДИ на работающего и 16 кв.м. на ребёнка по региону после обеспечения всех нуждающихся по социальным нормам, которые постоянно повышаются с развитием экономики общества.
Устанавливается нижний предел гарантированного для каждого члена общества количество метров ЖИЛОЙ ПЛОЩАДИ на 15-20% меньше от среднепроизведённого по региону. Формируются службы для перераспределения имеющегося жилищного фонда и они приводятся в соответствие с целями по обеспечению социальных гарантий для каждого ЗАКОНОПОСЛУШНОГО ГРАЖДАНИНА СТРАНЫ без нарушения законности и принципов социальной справедливости.
Отменяется право наследования жилья до момента обеспечения всех нуждающихся по социальным нормам и в случаях ущемления прав граждан на социальные нормы жилья. Пишутся соответствующие статьи и процессуально-юридические нормы ЗАКОНА гарантирующие строгое наказание виновных за нарушение ЗАКОНА о социальных гарантиях, формируются соответствующие службы для обеспечения гуманного равноправия и социальной справедливости при обеспечения законности в стране.
Обеспечивается своевременный ремонт или снос пришедшего в негодность и строительство нового благоустроенного жилья для обеспечения потребностей населения в соответствии с планово-предупредительным ремонтом жилья и коммуникаций и лет через пять граждане России станут одними из самых обеспеченных в СНГ по жилью!
Правда, некоторые упрекают в необходимости служб перераспределения имеющегося жилищного фонда. И что здесь несправедливого. Естественно, если человек сменил работу на менее квалифицированную, а не вышел на пенсию, почему он должен занимать жильё не соответствующую его квалификации.
Он должен её освободить для соответствующего специалиста и занять в соответствии своей квалификации на новом месте работы. Сейчас людей вообще увольняют, оставляя без средств существования, а ведь можно обеспечить достойно квалификации, если человек не хочет учиться, чтобы подтвердить или повысить свою квалификацию. Зачем плодить нищету и преступность.
2. По вопросу обеспечения продуктами питания.
Определить потребности населения в необходимых продуктах для полноценного здорового питания и нормы их потребления в соответствие с возможностями страны, согласовать их с количеством жителей по регионам и наладить снабжение согласно этих норм. Принять все необходимые меры правительственного, общественного и прокурорского контроля и надзора над производством, закупками и распределением необходимых для здоровья каждого разнообразных продуктов питания, для ликвидации злоупотреблений производителей и предприятий общественного питания при удовлетворении потребностей населения. Всемерно способствовать развитию сельского хозяйства, предприятий пищевой промышленности, для организации производства и закупок основных продуктов питания необходимых для нормального развития и полноценной жизни населения страны, обеспечивая своевременную доставку продовольствия к столу потребителя вплоть до гарантированного обеспечения каждого через продовольственные склады, магазины или предприятия общественного питания. Для этого по возможности использовать многоразовую тару, что будет снижать распространение мусорных полигонов.
Принять меры для ликвидации любых злоупотреблений направленных на производство некачественных продуктов питания в сельском хозяйстве, на предприятиях их переработки, на ненадлежащее хранение на базах, предприятиях общественного питания и торговли, что может вести к порче продуктов питания, используя имеющийся опыт в цивилизованном мире. Согласовать меру ответственности работников этих сфер и вознаграждение за их труд с условиями развития социальной справедливости.
Внедрять комплексное и полноценное питание в производственных буфетах, столовых и других пунктах общественного питания по типу санаторно-курортных по месту учёбы, работы или жительства членов общества, сохраняя рынок на качество приготовления, услуги обслуживания и на те продукты питания, которые не входят в необходимый ассортимент и на излишки от ассортимента, набор и количество которых извещается через средства массовой информации гласно и регулярно.
Внедрить все необходимые меры контроля при производстве, хранении и распределении продуктов питания, гарантирующий их доставку населению качественными и без задержки.
3. По вопросу обеспечения одеждой и текстилем.
Сбалансировать производственные и финансовые возможности страны по производству и закупкам необходимых населению материалов и тканей, требуемой фурнитуры и сырья для производства одежды и сезонной обуви, чулочно-носочной продукции с потребностями населения для их удовлетворения в необходимых для конкретных климатических условий и по достойным человека труда нормам. Навести порядок на ткацких, швейных, обувных фабриках, способствовать их снабжению сырьём, оборудованием, специалистами и усилить контроль при производстве, закупках и в распределении тканей, предметов одежды и обуви, ликвидирующий всякие злоупотребления. Уделять особое внимание модернизации производства той продукции, которая пользуется популярностью у населения десятилетия, это постельное бельё, ткани для мебельной промышленности, для пошива пальто, курток, костюмов, лёгкого платья, детской одежды, обуви и прочее и обеспечить своевременную доставку населению при минимальных издержках и не нарушая принципов социальной справедливости.
Способствовать развитию рынка на услуги по крашению, пошиву, ремонту и на предметы одежды не входящие в необходимый ассортимент для удовлетворения необходимых потребностей населения.
Для физического, интеллектуального и духовного развития граждан России уделить особое внимание здравоохранению, дошкольному воспитанию, образованию, спорту, вопросам социального обеспечения по старости и нетрудоспособных, а также общественным средствам связи, информации и транспорта, необходимых для полноценной жизни населения страны, обеспечивая в этом направлении режим максимального благоприятствования. В основе развития экономики – обязательные планово-профилактические ремонты и замена основных средств на более совершенное и производительное после выработки ресурса, поскольку жизнь и труд людей в стареющих и разваливающихся основных жилых и производственных фондах может привести к тяжёлым социальным последствиям. А несвоевременная замена и обновление оборудования в энергетике и на транспорте просто к трагедиям, поэтому вопросам повышения квалификации и условий жизни работающих в этих областях уделять особое внимание, учитывая их профессионализм и ответственность.
Именно поэтому трудящимся никогда нельзя забывать, что движущей силой исторического развития человечества является развитие производительных сил, способных в процессе развития всё больше и больше освобождаться из-под зависимости как природы, так и любого угнетения и каждому необходимо понять, что сегодня для освобождения от наёмного рабства трудящимся необходимо организоваться и овладеть всей совокупностью социально-экономических знаний известных человечеству в течение его истории. Чтобы человечество смогло подняться ещё выше от начал рабовладения и феодального крепостничества с наёмным рабством, перестроив жизнь с основами капиталистического индивидуализма и монополией капитала на основы солидарности всех трудящихся с принципами равноправия, справедливости и социальных гарантий, чтобы право на труд всем давало право не только на деньги пропорционально труду, но и на НЕОБХОДИМЫЕ КАЖДОМУ социальные блага для жизни достойной труда от общего количества социального капитала общества по количеству и квалификации общественно необходимого труда! Чтобы жизнь трудящихся не зависела от накопленных богатств и жадности отдельных капиталистов, а зависела только от своего мастерства и профессионализма на своём рабочем месте, при сохранении рынка вне социальной сферы. Для тех трудящихся, кто это не понимает или не хочет понять, уготовано и моральное, и физическое рабство от своей беспомощности и смирения перед ним.
Политические свободы ничто по сравнению со свободой иметь необходимые для жизни социальные блага достойно своего общественно необходимого труда по месту работы, если известно, что свобода – это возможность пользоваться своими правами согласно законов общества.
Но если один и тот же закон одним людям позволяют угнетать других людей, то зачем трудящимся такой закон. А именно таким является закон свободного рынка при монополии капитала.
Именно отсутствие свободы жить достойно своего труда по месту работы заставляет многих людей ловчить при приобретении жизненных средств, добывая деньги любыми способами, вплоть до криминального.
А это значит, что деньги даже пропорционально труда, дают не свободу, а зависимость от них, поэтому такой зависимый труд перестаёт давать ощущение свободы от своего труда на благо общества, не позволяет КАЖДОМУ иметь от общества необходимые для жизни социальные блага достойно своего труда, а значит отсутствует и законное право на необходимые КАЖДОМУ члену общества необходимые социальные блага, если нет соответствующих законов.
И какая может быть справедливость и свобода в таких условиях, кроме буржуазной, которая обеспечивается только при монополии капитала.
Нельзя забывать, что цивилизованные общества тем и отличается от общества будущего, что в основе их борьба классов, а в основе стремлений господствующих классов лежат привилегии. Общество будущего бесклассовое и развивается на основе равноправия и социальной справедливости, имея от участия в общественной экономике необходимое для благополучной жизни по количеству и квалификации своего труда на рабочем месте от количества и качества произведённого в обществе социального капитала.
Цивилизация сменится ноократией, в основе которой власть разума и гуманизма, равноправие и социальная справедливость при постепенной ликвидации привилегий. Но это тоже будет происходить по законам диалектики, ибо сразу всех обеспечить необходимым для достойного человека развития невозможно. Сначала обеспечение социальных гарантий (жильё, продукты питания, одежда) по достойным человека нормам от общего количества социального капитала общества по количеству и квалификации труда (социализм), затем гарантии и на средства коммуникаций (энергия, вода, канализация, связь, информация, транспорт) по этим же принципам (коммунизм), а затем и гарантии на всё необходимое для свободного творческого развития каждого на благо как всего общества, так и каждого человека в отдельности (доступное для всех образование и возможность для повышения квалификации со всеми политическими и социальными свободами, которые могут способствовать развитию равноправия и справедливости), как для познания и развития окружающего мира, так и для благополучной и счастливой жизни всех (интеллектизм)! Затем новые противоречия, их решение и продолжение развития… ДИАЛЕКТИКА!
ПРОТИВ ЛИКВИДАЦИИ ДЕНЕГ. Но если не будет закона о конкретных социальных гарантий по количеству и квалификации труда, то деньги будут продолжать определять ЧАСТНЫЙ ХАРАКТЕР ПРИСВОЕНИЯ НЕОБХОДИМОГО ТЕМИ. У КОГО ИХ ДОСТАТОЧНО, НЕЗАВИСИМО ОТ ТОГО. ЗАРАБОТАНЫ ЭТИ ДЕНЬГИ ИЛИ УКРАДЕНЫ! Уничтожать нужно не деньги, а их монополию в процессе распределения средств необходимых для нормальных социальных условий жизни! Поэтому самое необходимое для благополучия населения необходимо распределять относительно равным количеством от относительного равенства рабочего времени как относительно равного количества труда, а качеством по зарплате от результатов квалификации в труде на рабочем месте в общественной экономике. Чтобы каждый имел право иметь их достойно труда не ниже оговоренных в законе норм для нормального развития, ибо ДЕНЬГИ всегда определяли и всегда будут определять ЧАСТНЫЙ характер приобретения материальных благ теми, у кого их достаточно для такого приобретения, в ущерб тех, у кого денег для достойной труда жизни не достаточно, независимо от того, трудится человек на благо общества или нет, заработал он деньги или украл. Если деньги можно распределять пропорционально труду, почему нельзя самое необходимое от их общего количества по равенству рабочего времени, а качеством по квалификации достойно труда на рабочем месте в общественной экономике. Не хватает ума или совести, духовности или милосердия.
А ведь ДУХОВНОСТЬ на Руси, как и во многих странах мира, определяется и воспринимается как способность сострадать, сопереживать, сочувствовать обманутым, обездоленным, немощным, стремление помочь им, и известно, что подобное бывает свойственно даже животным. А лицемерие публично нигде и никогда не признавалось, и не будет признаваться примером добродетели и образцом для подражания, это удел слабых, хитрых и беспринципных, ибо ум с добродетелью – это мудрость, а ум без добродетели – хитрость. А кто уважает людей хитрых и изворотливых? Только такие же, как они сами! И не надо путать духовность с религиозностью.
ПРОТИВ ОБОБЩЕСТВЛЕНИЯ СРЕДСТВ ПРОИЗВОДСТВА. Превращение частной собственности на землю, на мастерскую или на завод в общественную или государственную не делает необходимые для жизни социальные блага доступными каждому по количеству и квалификации своего труда, это меняет только характер собственности средств производства, а способ распределения средств потребления сохраняется прежним, через рынок посредством товарно-денежных отношений, а говорить о равноправии и справедливости для всех при рынке всё равно, что говорить о свободе для всех при рабстве!
ПРОТИВ УРАВНИТЕЛЬНОСТИ при распределении средств для жизни. Никакой уравниловки, кроме равенства прав человека перед диктатурой ЗАКОНА! Уравнивание людей, неравных по достоинствам, по способностям, по энергии, по инициативе, по бережливости в быту и в производственных отношениях есть условие вопиющей несправедливости, является концом совершенствования людей и общества, смертью прогресса и свободы, началом морального уродства членов общества.
Если человек работает хорошо – квартиру в благоустроенном районе, хорошей планировки, где прихожая и кухня более двадцати метров, но жилой площади не более двадцати. Остальные метры на рынке, если уже есть излишки законодательно оформленных норм жилой площади. Плохо работает – в бараке, вода холодная, туалет на улице… Ну, а если не хватит на всех бездельников бараков, категории жилья всё равно должны быть по уровню труда человека, а иначе это не справедливо, когда человек работает плохо, а живёт хорошо, какой же ему стимул работать лучхше.
Когда в семье жена работает по шестой категории, а муж по первой, ведь всякое бывает, получат среднее по качеству, это проблема семьи, а не общества.
Разве мы не сможем в своей богатейшей природными ресурсами стране обучить наше население, чтобы разнообразно по вкусам населения обустроить, накормить и одеть каждого для НОРМАЛЬНОЙ И ПОЛНОЦЕННОЙ ЖИЗНИ, не нарушая закон и не снижая обороноспособности, оставаясь экономически независимыми от других государств для социального благополучия населения.
Я ПРОТИВ ВООРУЖЁННОГО ВОССТАНИЯ и правительственного переворота, ибо при истинной демократии судьбу народа должен решать сам народ в парламентской борьбе разных политических течений организованного в разные партии социально и политически организованного народа, а не кучка авантюристов для своих сомнительных целей!
А как это делается в Норвегии, Исландии и в других социально развитых странах? Если рабочих мест больше нет, а производства необходимы? Разве обездоленность и социальные гарантии это не кнут и пряник? А богатство, как и незнание законов, от ответственности перед народом не освобождает, если законы СОБЛЮДАЮТСЯ.
А кризисов при сокращении монополии капитала и при монополии закона о социальных гарантиях при исполнении своих обязанностей на рабочем месте в общественной экономике при соблюдении всех норм безопасности труда быть не должно. Ибо если количество выпускаемой продукции соответствует нормам по удовлетворению насущных потребностей населения, то о каком экономическом кризисе может идти речь. Социально-экономические кризисы развиваются только от несоответствия между товарной и денежной массами при удовлетворении населением их потребностей. А если кто-то хочет кормить тунеядцев, то пусть кормят, только как потом эти тунеядцы будут жить при потере кормильцев, что они заработают на старость? Камеру в тюрьме, если будут воровать и нарушать ЗАКОН?
Ещё Маркс и Ульянов указывали, что нет худших патриотов в стране нежели полукровки и нацмены и он прав, ибо каждый патриот своей национальности и своих предпочтений, своих национальных традиций и культуры, а никак не того народа, который их приютил и где они постоянно ищут, как бы в среде этого народа получше устроиться.
Но если каждый будет знать, что лучше будет жить только при условии его добросовестного труда на благо своего отечества и людей, рядом с которыми живёт, а общество во главе со своим правительством в центре и на местах будет заботиться о каждом, то в людях будет воспитываться и соответствующий патриотизм!
А для этого достаточно, чтобы был работающий ЗАКОН, который с правом на труд будет КАЖДОМУ гарантировать и право на необходимые для нормального развития СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ БЛАГА достойно труда со всеми правами и свободами обеспечивающими такую законность! Естественно, при свободном доступе ко всем ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-ДУХОВНЫМ БЛАГАМ СВОЕЙ СТРАНЫ. А когда ЗАКОНОМ будут определяться все СОЦИАЛЬНЫЕ ГАРАНТИИ на необходимые каждому социально-коммуникационные и интеллектуально-духовные блага, здравоохранение и образование при развитии рынка вне социальной сферы, то что помешает народу быть более благополучнее и счастливее?
А для этого необходима партия с такими целями и её победа на парламентских выборах!
Народы России объединялись, в основном, для защиты своих территорий от посягательств на свободу жить по своим законам, ибо сообща это делать легче, и чем больше правители заботились о народе, тем больше было патриотизма у народа! А врагов у России пока достаточно.
Нет сомнения, что социальная справедливость, как соответствие действий каждого требованиям ЗАКОНА иерархического неравенства сложившегося в обществе, измеряется не столько количеством денег или материальных благ получаемых за труд, сколько силой убеждения каждого, что общество живёт как одна большая семья! Но сегодня в России при варварстве, классовой разобщённости и социальной безграмотности населения наблюдается определённая безвыходность и безысходность многих на данном этапе развития и это будет до тех пор, пока принципы распределения всех благ будут устроены рыночным образом, а говорить о равноправии и справедливости для всех при рынке всё равно, что говорить о свободе для всех при рабстве. И это понятно, ибо жизнь в семьях подчиняются законам развития самого общества.
Конечно, только в дружной и сплочённой семье всегда все думают друг о друге, при взаимной заботе и солидарности, хотя и понятно, что у стариков и молодёжи несколько разные требования и потребности, как и у людей разных духовных запросов. Именно поэтому требуется учитывать все моменты жизни в поддержке каждого для обеспечения справедливости, а она должна быть не столько в доходах, сколько в уровне жизни. Необходимо только всегда знать и помнить, что духовное выше материального при условии, что человек не голоден. И сделать необходимо так, чтобы каждый с правом на труд имел и право на необходимые для жизни социальные блага от их общей массы, как и зарплату, количеством по относительному равенству рабочего времени, а качеством по квалификации своего труда на рабочем месте или службы в общественной экономике при сохранении рыночных отношений вне социальной сферы, ибо материальные гарантии надёжнее финансовых.
Но только сам народ должен решать, хочет ли он жить по таким принципам справедливости и если он объединится в партию с такими целями и она победит на выборах, то все будут вынуждены жить по таким законам. А за нарушение ЗАКОНА строгое наказание по статьям этого ЗАКОНА, перед которым ВСЕ должны быть равны независимо от должности, звания и богатства. Но если Закон, не имеет процессуально-юридических норм за их нарушение, то это есть только декларация закона, а не закон, ибо нет возможности строго наказать нарушителя закона. Закон должен быть суровым, на то он и ЗАКОН! А начинать всё это в России надо было ещё с 1917 года, только по российским традициям духовности и гуманности!
Конечно, то, что здесь предлагается, не сделает всех поголовно честными, порядочными и счастливыми, но это без сомнения не только позволит ликвидировать нищету и обездоленность среди честных и трудолюбивых людей, но и богатых не сильно обидит, ибо всё, что будет вне социальных норм остаётся на рынке! А разве только это не стоит воплощения в жизнь подобного устройства общества?
Только люди лишённые чести и совести будут против такого устройства и можно сделать вывод, каких людей объединяет Российская Федерация, если они не объединяются против своей нищеты и бесправия, а каждый норовит обмануть друг друга, чтобы выбиться из нищеты, а потом по привычке продолжает делать то же самое.
А разве есть социально развитые страны, где у власти нет социально прогрессивной политической партии объединённого населения?