отношение к труду представителей разных религий
Восприятие труда в различных религиях
Основные определения
Ценности – это определенные объекты и явления, представляющее личностную и/или социально-культурную значимость
Труд – это целесообразная, сознательная деятельность человека, ориентированная на удовлетворение потребностей отдельной личности и общества в целом
Отношение к труду среди варваров
Варвары весьма негативно воспринимали созидательную деятельность. Согласно британскому историку и философу А. Тойнби, автору книги «Постижение истории», варвары особенно уважали искусство войны, а остальные виды деятельности практически не признавали. Таким образом ценность труда для них была нулевой.
К производственному труду в обществе варваров так же относились достаточно неоднозначно. Российский культуролог и историк А.Я. Гуревич в своей книге «Средневековый мир» исследует трудовую деятельность в древнегерманском обществе. Свободные граждане этого общества также занимались военным делом. Однако они на своей земле являлись и скотоводами, и земледельцами.
Только у некоторых представителей древнегерманского общества имелось достаточное число рабов, чтобы свободный гражданин мог не заниматься трудовой деятельностью
Земледелие и скотоводство в древнегерманском обществе особенно не ценились. Эти люди в основном жили войнами, грабежами и набегами. Уважение к человеку приходило после его успеха в какой-нибудь битве, а труд на своей земле никак не мог улучшить репутацию человека.
Отношение к труду в античности
Античное общество также не высоко воспринимало ценность труда. Даже в период поздней античности физический труд не рассматривали как благодетель.
В Римской империи бытовало мнение, что физический труд – это удел людей низкого, неблагородного происхождения. Тем не менее, отдельные философы старались изменить мировоззрение людей в этом вопросе.
Эпиктет и Сенека активно распространяли в обществе мысль, что труд не является чем-то низким
Отношение к труду в христианстве
Христианство характеризуется совершенно иным восприятием труда. В христианском обществе безделье считалось одним из самых страшных грехов.
Главным постулатом раннего христианского общества являлся призыв: «Если кто не хочет трудиться, то и не ест»
В раннехристианском обществе отношение к труду, собственности, богатству и бедности рассматривалось с позиции их отношения к Богу, они являлись своего рода ступенями на пути к Богу. И все же данная система не преследовала каких-либо определенных экономических целей.
Отношение к труду в протестантизме
В протестантстве было особое восприятие труда. Так, в Европе в XVI веке началась Реформация. В результате образовалась новая ветвь христианства, получившая название «протестантизм».
Свод моральных правил протестантизма называет труд главным человеческим предназначением. Главный инициатор Реформации Мартин Лютер считал, что Бог не выступает против богатства, что он желает, чтобы человек больше трудился, имея при этом право на больший доход. Также важной идеей того времени был постулат, что человек не должен упускать возможность заработать своим трудом.
Отличительные особенности протестантизма
До эпохи протестантизма экономический и хозяйственный мир являлся чем-то неестественным и низменным. Считалось, что, заботясь о материальном благополучии, человек уничтожает вдохновение души. До Реформации мыслитель противопоставлялся ремесленнику, а поэт – торговцу. Протестантизм поэтизировал труд.
Любая деятельность, которая была способна улучшить качество жизни, воспевалась. При этом активно осуждалась бездеятельность. В ряде стран на уровне законодательства прописывалось отрицательное отношение к безработным бродягам, которые не работали. Труд считался ответом на призыв Бога. Через труд человек должен был стремиться к улучшению своей жизни.
Поэтому люди всеми силами совершенствовали свои трудовые навыки. Но отношение к труду как к ценности было не единственной основой воспевания труда. Все же труд был неразрывно связан с аскетическим образом жизни. Т.е. человек, приобретая выгоду от трудовой деятельности, не должен был сразу же ее потратить на удовлетворения своих потребностей.
Смысл всего состоял в следующем: человек должен трудиться, делать некоторые накопления и избегать соблазна потратить все деньги на свои удовольствия. В этом заключается отличие протестантизма от католицизма.
В католицизме считалось благим делом помогать бедным и обездоленным, в протестантизме подобное наоборот осуждалось, потому что таким образом человека лишали возможности освоить какую-нибудь трудовую деятельность. В протестантизм весьма похвальным считалось бережное отношение к вещам и деньгам
Реформация внесла в христианство экономическую составляющую. До этого периода истории считалось, что прибыль должна быть в таком размере, чтобы ее хватало только на удовлетворения базовых каждодневных потребностей человека.
Реформация пропагандирует получение человеком прибыли в как можно больших размерах, но сообразно приложенным усилиям в трудовой деятельности. Прибыли должно хватать и на удовлетворения основных потребностей, и на сохранение запаса. Этот запас должен быть потрачен на расширение своей трудовой деятельности. Похожий подход можно отметить и в идеях капитализма.
Протестантизм и капитализм
Капитализм стал развиваться в Европе в эпоху романтизма. Собственно, и романтизм, и капитализм имеют немаловажную общую черту – устремленность в бесконечность.
Протестантизм не просто идеализировал и воспевал труд, он придал этому понятию новый смыл, который заставил человека по-иному взглянуть на свою природу, понять бесконечность бытия. Именно в период Реформации начинает формироваться человек новой эпохи.
Наибольшей поэтичностью обладал именно предпринимательский труд, потому что его воспринимали как творческий процесс. Труд рабочих был так же уважаем, но его поэтизация произошла только в коммунизме.
Капитализм наибольшее развитие получил именно в европейских государствах, хоть и развивался в других уголках земного шара, к примеру, в Вавилоне, Индии, Китае
Конспект урока по ОРКСЭ на тему «Учеба и труд в разных религиях» (4 класс)
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Конспект урока по предмету ОРКСЭ в 4Е классе
Составитель: учитель начальных классов
МАОУ СОШ №94 города Тюмени
Сосновских Татьяна Валерьевна
Тема: Учеба и труд в разных религиях.
— воспитывать уважительное отношение к труду в разных религиях;
1. Организационный момент
— Добрый день, ребята. Давайте посмотрим, друг на друга и улыбнёмся. Говорят, «улыбка – это поцелуй души». Присаживайтесь на свои места. Я рада, что у вас хорошее настроение, и надеюсь, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем.
2. Создание проблемной ситуации.
— Прослушайте небольшой текст. (на карточках у детей на партах и на слайде)
Ольга Сергеевна попросила ребят прийти в школу вместе с родителями в пятницу вечером. Сказала, что нужно поговорить всем вместе.
В 17 часов все собрались в классе. Многие принесли конфеты и пирожные. Вскипятили чай. Но скоро о сладостях все забыли: настолько интересным оказался разговор.
– Я попросила вас всех собраться, чтобы поговорить, возможно, о самом главном в нашей жизни: о нравственных и духовных ценностях. Ребята, я знаю, что вы гордитесь своими родителями. Многие из вас мечтают быть похожими на них. Поэтому, надеюсь,
разговор будет откровенным.
– Для меня одной из главных ценностей жизни был мой труд и труд других людей, – начала мама Вики.
– Честный и добросовестный, он вызывает уважение окружающих и позволяет человеку уважать самого себя. Меня в детстве мама учила, что труд для блага других и себя – Божие дело.
– А моя мама, – сказал Ахмед, – домохозяйка. Получается, что она не работает?
– Сынок, растить детей и вести хозяйство для мусульманской женщины – это самый почётный труд, ответил ему отец.
– А вот мы, школьники, – вступил в беседу Антошка, – совсем не работаем? Мы ведь пока только учимся.
– Моя бабушка, – ответил ему Марк, – часто говорит, что моя учёба – это мой труд. А труд благословен Богом. Тот, кто честно трудится, приближается к нему.
– А для нас, атеистов, – вмешался папа Анюты, – труд – это потребность и возможность развиваться, общаться с людьми, участвовать в общем деле.
Антошка ничего не сказал, но вдруг подумал.
— Попробуй те сформулировать главную мысль этого фрагмента беседы. Какой возникает вопрос в этой ситуации? Проговорите со своим партнером по лицу. Первым начинает тот, кто сидит ближе ко мне. (30 сек.)
— Сравним свой вариант с авторским. ( на слайде 2 ).
— Назовите тему урока: Учеба и труд в разных религиях
— Какие задачи мы должны будем решить на нашем уроке? Слайд 3
а) рассмотреть принципы отношений к труду в разных религиях;
б) сделать вывод для чего верующему человеку важно трудиться и учиться;
в) ответить на вопрос «Только ли для верующего человека важны труд и учеба?»
3. Вспоминаем то, что знаем.
На маленьких карточках записаны слова, прочитайте их и подумайте, как объяснить своими словами, что они обозначают. 10 сек.
На обратной стороне пояснение.
На карточках (Религия, заповедь, добродетель, нравственность, духовные ценности)
4. Открываем новые знания
Ученик 3 Христианство
— Разберите карточки согласно своему номеру и названию. Прочитайте текст и подчеркните основную мысль в тексте о труде и учении.
Сначала работаем индивидуально.
На столах у вас лежит карточка с таблицей, вам нужно найти общие принципы отношения к труду и учению в разных религиях и записать их в таблицу, каждый записывает свой столбик религии. Записываем по кругу, по часовой стрелке начиная с номера 1. (10 мин)
Монахам запрещено трудиться, они должны жить только за счет подаяния.
Обычным людям нужно работать, только чтобы обеспечить себе минимум и иметь возможность поддерживать подаяниями монахов.
Для правильного выполнения задачи служения Богу человек должен работать.
В труде человек развивается, становится целеустремленным и приносит пользу окружающим.
Труд благословлен Богом. Честный труд приносящий пользу, радует Бога.
Отношение мусульманина к труду построено на принципе халяль – желательных действий: человек обязан трудиться. Кто честно зарабатывает себе на жизнь, тот достоин наивысшей похвалы.
Человек должен проявлять усердие в освоении духовной практики через постижение учения Будды.Они принесут пользу только в том случае, если будут нести добро людям
Согласно иудаизму, гармоничный человек – это тот, кто работая, отводит определённое время занятиям по изучению Торы.
В христианстве ищут знания не ради их практической пользы, а ради постижения истины и приближения к Богу.
Аллах дал людям разум и знания, и каждый мусульманин должен развивать их.
Проверка по слайду.
Давайте сделаем общий вывод. Подумайте 30 сек.
Для чего верующему человеку нужно трудиться и учиться?
Давайте сравним наши ответы с авторским. Слайд 7.
Возьмите карточки с вопросами, со своим партнером по плечу поочередно дайте на них ответ. Первым начинает 2 вариант.
— как вы думаете почему труд признаётся одной из главных обязанностей верующего человека?
— Справедливо ли утверждение, что в исламе, христианстве, иудаизме и буддизме высоко ценится образование?
Опросить 4 человек.
Возьмите карточки с вопросом прочитайте его и напишите свой ответ.
Только ли для верующего человека важны труд и учеба?»
Прочитайте свой ответ партнеру по лицу, первым начинает ученик, который сидит дальше от меня. (30 сек.)
— Вспомните как звучала тема урока? (Учеба и труд в разных религиях)
— Какие задачи мы поставили на уроке?
(а) рассмотреть принципы отношений к труду в разных религиях;
б) сделать вывод для чего верующему человеку важно трудиться и учиться;
в) ответить на вопрос «Только ли для верующего человека важны труд и учеба?»)
— Смогли ли мы решить эти задачи и ответить на все вопросы? (Да)
Прочитайте текст и ответьте на вопрос. Проговорите свой ответ своему партнеру по плечу поочередно начинает ученик 1 варианта.
В Талмуде рассказана история о старике, сажавшем дерево. Когда проходивший мимо римлянин спросил его, зачем он так тяжело трудится, если очевидно, что ему не дожить до того, как дерево будет плодоносить,
старик ответил: «Как мой отец сажал для меня, так я сажаю для детей своих». Что ты думаешь по этому поводу?
Ольга Сергеевна попросила ребят прийти в школу вместе с родителями в пятницу вечером. Сказала, что нужно поговорить всем вместе. В 17 часов все собрались в классе. Многие принес-
ли конфеты и пирожные. Вскипятили чай. Но скоро о сладостях все забыли: настолько интересным оказался разговор.
– Я попросила вас всех собраться, чтобы поговорить, возможно, о самом главном в нашей жизни: о нравственных и духовных ценностях. Ребята, я знаю,что вы гордитесь своими родителями. Многие из вас мечтают быть похожими на них. Поэтому, надеюсь, разговор будет откровенным.
– Для меня одной из главных ценностей жизни был мой труд и труд других людей, – начала мама Вики. – Честный и добросовестный, он вызывает уважение окружающих и позволяет человеку уважать самого себя. Меня в детстве мама учила, что труд для блага других и себя – Божие дело.
– А моя мама, – сказал Ахмед, – домохозяйка. Получается, что она не работает?
– Сынок, растить детей и вести хозяйство для мусульманской женщины – это самый почётный труд, – ответил ему отец.
– А вот мы, школьники, – вступил в беседу Антошка, – совсем не работаем? Мы ведь пока только учимся.
– Моя бабушка, – ответил ему Марк, – часто говорит, что моя учёба – это мой труд. А труд благословен Богом. Тот, кто честно трудится, приближается к нему.
– А для нас, атеистов, – вмешался папа Анюты, – труд – это потребность и возможность развиваться, общаться с людьми, участвовать в общем деле.
Антошка ничего не сказал, но вдруг подумал. (Продолжение следует)
Ольга Сергеевна попросила ребят прийти в школу вместе с родителями в пятницу вечером. Сказала, что нужно поговорить всем вместе. В 17 часов все собрались в классе. Многие принес-
ли конфеты и пирожные. Вскипятили чай. Но скоро о сладостях все забыли: настолько интересным оказался разговор.
– Я попросила вас всех собраться, чтобы поговорить, возможно, о самом главном в нашей жизни: о нравственных и духовных ценностях. Ребята, я знаю,что вы гордитесь своими родителями. Многие из вас мечтают быть похожими на них. Поэтому, надеюсь, разговор будет откровенным.
– Для меня одной из главных ценностей жизни был мой труд и труд других людей, – начала мама Вики. – Честный и добросовестный, он вызывает уважение окружающих и позволяет человеку уважать самого себя. Меня в детстве мама учила, что труд для блага других и себя – Божие дело.
– А моя мама, – сказал Ахмед, – домохозяйка. Получается, что она не работает?
– Сынок, растить детей и вести хозяйство для мусульманской женщины – это самый почётный труд, – ответил ему отец.
– А вот мы, школьники, – вступил в беседу Антошка, – совсем не работаем? Мы ведь пока только учимся.
– Моя бабушка, – ответил ему Марк, – часто говорит, что моя учёба – это мой труд. А труд благословен Богом. Тот, кто честно трудится, приближается к нему.
– А для нас, атеистов, – вмешался папа Анюты, – труд – это потребность и возможность развиваться, общаться с людьми, участвовать в общем деле.
Антошка ничего не сказал, но вдруг подумал. (Продолжение следует)
Буддизм: чтобы хватало для себя и для других
Будда считал труд важной стороной жизни. Он говорил, что работу следует выполнять в соответствии с законами дхармы. Это называется «правильные средства к существованию». Большинство профессий и способов заработка буддизм считает честными. Для буддиста запрещены только те дела, в основе которых лежит причинение вреда живым существам, мошенничество или алчность.
Монахам запрещено трудиться, они должны жить только за счёт подаяния. Обычным людям нужно работать, только чтобы обеспечить себе минимум и иметь возможность поддерживать подаяниями монахов. Стремление много работать, чтобы быть богатым, мешает правильному перерождению. Человек должен проявлять усердие в освоении духовной практики через постижение учения Будды.
Однако правила этого учения нельзя выполнять слепо. Они принесут пользу только в том случае, если будут нести добро людям.
Буддизм: чтобы хватало для себя и для других
Будда считал труд важной стороной жизни. Он говорил, что работу следует выполнять в соответствии с законами дхармы. Это называется «правильные средства к существованию». Большинство профессий и способов заработка буддизм считает честными. Для буддиста запрещены только те дела, в основе которых лежит причинение вреда живым существам, мошенничество или алчность.
Монахам запрещено трудиться, они должны жить только за счёт подаяния. Обычным людям нужно работать, только чтобы обеспечить себе минимум и иметь возможность поддерживать подаяниями монахов. Стремление много работать, чтобы быть богатым, мешает правильному перерождению. Человек должен проявлять усердие в освоении духовной практики через постижение учения Будды.
Однако правила этого учения нельзя выполнять слепо. Они принесут пользу только в том случае, если будут нести добро людям.
Иудаизм: ремесло – вещь замечательная
даёт возможность зарабатывать на жизнь. В труде
человек развивается, становится целеустремлённым и
приносит пользу окружающим. Все мудрецы, упоминаемые в Талмуде, занимались каким-либо ремеслом.
Среди них были кузнец, сапожник, крестьянин, каменщик, ткач и купец.
Согласно иудаизму, гармоничный человек – это тот,
кто, работая, отводит определённое время занятиям
Иудаизм: ремесло – вещь замечательная
даёт возможность зарабатывать на жизнь. В труде
человек развивается, становится целеустремлённым и
приносит пользу окружающим. Все мудрецы, упоминаемые в Талмуде, занимались каким-либо ремеслом.
Среди них были кузнец, сапожник, крестьянин, каменщик, ткач и купец.
Согласно иудаизму, гармоничный человек – это тот,
кто, работая, отводит определённое время занятиям
Христианство: на радость Богу
Труд благословлён Богом. Бог сам много работал,
создавая землю и человека, а затем заповедовал следовать его примеру через правила: умножать жизнь, возделывать сад, познавать мир и поститься. Образцом их исполнения стал Иисус Христос. Родившись в семье плотника, большую часть своей жизни он занимался плотническим ремеслом, а вся его деятельность несла добро и заботу о людях. Честный труд, приносящий пользу, радует Бога. Если цель человека корыстна, нечестна, то его труд считается напрасным, то есть удовлетворения не принесёт.
В христианстве ищут знания не ради их практической пользы, не ради их значения для земной жизни, а ради постижения истины и приближения к Богу.
Христианство: на радость Богу
Труд благословлён Богом. Бог сам много работал,
создавая землю и человека, а затем заповедовал следовать его примеру через правила: умножать жизнь, возделывать сад, познавать мир и поститься. Образцом их исполнения стал Иисус Христос. Родившись в семье плотника, большую часть своей жизни он занимался плотническим ремеслом, а вся его деятельность несла добро и заботу о людях. Честный труд, приносящий пользу, радует Бога. Если цель человека корыстна, нечестна, то его труд считается напрасным, то есть удовлетворения не принесёт.
В христианстве ищут знания не ради их практической пользы, не ради их значения для земной жизни, а ради постижения истины и приближения к Богу.
Ислам: высшая похвала труженику
Отношение мусульманина к труду построено на принципе халяль – желательных действий: человек обязан трудиться. Тот, кто честно зарабатывает себе на жизнь, достоин наивысшей похвалы. Результаты
труда воздадутся каждому по заслугам в День суда. В Коране сказано: «В тот день люди выйдут толпами, чтобы узреть свои деяния. Тот, кто сделал добро
весом в мельчайшую частицу, увидит его. И тот, кто сделал зло весом в мельчайшую частицу, увидит его» (cура 99, аяты 6–8).
Аллах, сотворив человека, поставил его выше всех других живых существ. Об этом тоже сказано в Коране: «Он сделал землю для вас колыбелью, про-
ложил для вас на ней дороги и низвёл с неба воду. Благодаря ей Мы взрастили различные растения. Вкушайте сами и пасите свой скот. Воистину в этом – знамения для обладающих разумом» (cура 20, аяты 53–54). Аллах дал людям разум и знания, и каждый мусульманин должен развивать их. Недаром Ибн аль-Мукаффа сказал: «Если тебя уважают за деньги или власть, то не радуйся этому, так как уважение заканчивается, когда ты лишаешься денег и власти, но радуйся, если тебя уважают за знание».
Ислам: высшая похвала труженику
Отношение мусульманина к труду построено на принципе халяль – желательных действий: человек обязан трудиться. Тот, кто честно зарабатывает себе на жизнь, достоин наивысшей похвалы. Результаты
труда воздадутся каждому по заслугам в День суда. В Коране сказано: «В тот день люди выйдут толпами, чтобы узреть свои деяния. Тот, кто сделал добро
весом в мельчайшую частицу, увидит его. И тот, кто сделал зло весом в мельчайшую частицу, увидит его» (cура 99, аяты 6–8).
Аллах, сотворив человека, поставил его выше всех других живых существ. Об этом тоже сказано в Коране: «Он сделал землю для вас колыбелью, про-
ложил для вас на ней дороги и низвёл с неба воду. Благодаря ей Мы взрастили различные растения. Вкушайте сами и пасите свой скот. Воистину в этом – знамения для обладающих разумом» (cура 20, аяты 53–54). Аллах дал людям разум и знания, и каждый мусульманин должен развивать их. Недаром Ибн аль-Мукаффа сказал: «Если тебя уважают за деньги или власть, то не радуйся этому, так как уважение заканчивается, когда ты лишаешься денег и власти, но радуйся, если тебя уважают за знание».
Только ли для верующего человека важны труд и учеба?»
Презентация урока ОДНКНР на тему «Христианство, ислам и буддизм о труде и трудолюбии
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Описание презентации по отдельным слайдам:
Буддизм, ислам, христианство о труде и трудолюбии
Христианство о труде Церковь благословляет всякий труд, направленный на благо людей, при этом не даётся предпочтение никакому из видов человеческой деятельности, если таковая соответствует христианским нравственным нормам. В христианской религии приводятся примеры разных видов труда. В притчах Иисус Христос постоянно упоминает о разных профессиях, не выделяя ни одну из них. Он говорит о труде сеятеля [Евангелие от Марка, 4. 3–9], слуг и домоправителя [Евангелия от Луки, 12. 42–48], купца и рыбаков [Евангелия от Матфея, 13. 45–48], управителя и работников в винограднике [Евангелия от Матфея. 20. 1–16]
Христианство о труде Согласно христианским источникам труд человека проходит два этапа: 1. Труд в раю «радостный труд». 2. Труд на земле «труд как искупление первородного греха».
Христианство о труде в Христианстве звучит идея о том, что без труда не будет достатка. Кто трудится, тот в достатке живет, а кто ленится, нищим станет.
Христианство о труде В христианской культуре заложено положительное отношение к труду. Библия всегда призывает к труду, к приложению усилий: «И трудимся, работая своими руками» [1-е Коринфянам 4:12]; «И усердно стараться о том, чтобы жить тихо, делать своё дело и работать своими собственными руками, как мы заповедовали вам» [1-е Фессалоникийцам 4:11]. В данном тексте кроется идея о добросовестном отношении к труду (усердно стараться).
В исламе о труде Ислам как основная религия большинства стран Ближнего Востока, как основная религия в Египте оказывает большое влияние на формирование взглядов и мнений мусульман в этой стране. Тем самым он является основой всего их мировоззрения.
В исламе о труде Работа — это жизнь человека, без неё нет жизни. Все люди должны работать, трудиться, зарабатывать себе на жизнь. В исламской религии приводятся примеры разных видов труда: сельскохозяйственный, торговый, промышленный и. т.д.
В исламе о труде Пророк Мухаммед (мир ему и благословение), призывая к труду, утверждает, что человек должен трудиться до последнего момента жизни: «Если начнется Судный День, а у кого-либо из вас окажется в руках саженец дерева, пусть его посадит» [см.: 15, с. 36].
В исламе о труде В Коране сказано о кузничном, плотническом деле, ловле и др. Все ниспосланные Аллахом посланники, пророки кормились трудом собственных рук: Адам занимался сельским хозяйством, Давуд (Давид)– кузничным делом, Иисус Христос, Закария (Захария) — плотническим делом, Мухаммед — скотоводством и торговлей. Пророк Мухаммед (мир ему и благословение) в своем изречении говорит: «Самая лучшая пища для человека, — та, которую он заработал собственным трудом. И Пророк Аллаха Давуд (Давид) (мир ему) добывал себе пропитание собственными руками» [см.: 16, с. 16].
В исламе о труде По труду ценен человек, за результаты своей деятельности каждый человек будет либо награжден, либо наказан.
В исламе о труде Трудом прощаются грехи. Пророком сказано: «Есть те грехи, для прощения которых надо стремиться поддержать своих малых детей», «Кто лег спать в утомлении из-за своей работы, тот заснул прощеным»
В исламе о труде Однажды один из бедных мусульман пришёл к Пророку просить у него помощи. Пророк спросил его: нет ли у тебя дома чего-нибудь≤ Мусульманин ответил: у меня покрывало и кувшин. Пророк ему сказал: иди и принеси их мне. Человек выполнил приказ и принес их. Пророк обратился к своим сподвижникам и сказал: кто эти вещи купит. Один из них сказал: я их куплю за один дирхам. Пророк спросил: кто может дать больше. Другой человек сказал: я дам за эти два дирхама. Пророк отдал вещи второму и обратился к бедному: «На один из этих дирхамов купи домой еды, а на другой купи на рынке топор и принеси мне сюда». Когда тот все исполнил, Посланник Аллаха лично насадил на топор ручку и сказал этому человеку: «Теперь иди, нарубай дров и продавай их на рынке. И чтобы я тебя не видел здесь в течение пятнадцати дней!». Прошло пятнадцать дней, и тот бедный мусульманин пошел к Пророку и сказал, что он заработал за эти дни 10 дирхамов, часть которых потратил на пропитание, а на другую часть купил одежду. Пророк Аллаха сказал ему на это: «Тебе лучше заниматься этой работой, чем побираться. Учти, что в Судный День попрошайки окажутся с черным пятном на лице» [см.: 15, с. 24].
Буддизм о труде Будда считал труд важной стороной жизни и верил, что работу следует выполнять в соответствии с буддийскими взглядами, называя это «правильными средствами к существованию». Будда указывал, что большинство способов добывать средства к существованию — честные, но если в их основе лежит мошенничество или алчность, они перестают быть таковыми. Священная книга Трипитака
Буддизм о труде Буддизм и конфуцианство также дают столь же высокие результаты в развитии массового трудолюбия.
Буддизм о труде Подумайте о Вашей собственной работе и спросите себя, как она соотносится с миром. Ведь тут предоставляется очень широкий выбор возможностей: бизнес, право, социальные профессии, инженерное дело, архитектура, мореплавание, пищевая промышленность, транспорт и многое другое, что необходимо в современном мире и может наилучшим образом соответствовать буддийскому пути.
Буддизм о труде Любая работа, выполняемая в соответствии с буддийской моралью, является правильным средством к существованию. А еще лучше, если Ваша работа приносит пользу окружающему миру.