отношение к ребенку с нарушением зрения может быть
Психология детей с нарушением зрения
Слепые и слабовидящие дети обладают тем же спектром чувств и эмоций, что и их зрячие ровесники. Тем не менее, плохое зрение оказывает большую роль в развитии ребёнка, и игнорирование этой проблемы может привести к трагическому исходу, когда развитие ребёнка будет во многом отставать от развития остальных детей. По этой причине следует рассмотреть, как различные нарушения зрения оказывают влияние на психику ребёнка и как с ними справляться.
Главное о нарушениях зрения.
Международная классификация нарушений зрения основывает оценку зрения из двух факторов: поля и остроты зрения.
Близорукость, дальнозоркость является прогрессирующими заболеваниями, в то время как катаракта — не прогрессирующим. Поэтому, если ребёнок болен близорукостью или дальнозоркостью, необходимо регулярно посещать врача, чтобы следить за изменением зрения.
Косоглазие — одно из наиболее распространенных нарушений глазодвигательного аппарата у детей, как и аккомодация, на простом языке называемая “глазной спазм”. Может быть как врождённый, так и вызванным вследствие травм. При нарушениях зрения происходит адаптивное использование других рецепторов: слуха, осязания.
Изменение поведения при нарушениях зрения
При близорукости в поведении ребёнка можно отметить следующее:
Зрительное восприятие детей с нарушениями зрения не отмечено сильными отклонениями от восприятия здоровых, так как восприятие все так же представляет собой совокупность всех способов восприятия, как слух и осязание. Однако восприятие слабовидящих детей выражено некоторой неординарностью, связанной с особенностью среды развития их личности.
Трудности в обучении слабовидящих детей
Труднее всего таким детям даётся изучение картин, в частности сюжетных. Ограниченность восприятия затруднена, формирование структуры мозга идёт медленнее, чем у здоровых сверстников. В плане поведения, наиболее трудным становится время, когда ребёнок полностью осознает свою неполноценность по сравнению со своими сверстниками. Кто-то может не хотеть с ним играть, дружить, встречаться из-за его дефекта, и это будет очень сильно огорчать его. Суммируя это с тем, что он сильно ограничен в выборе будущей профессии, его поведение может доходить до депрессивного.
У ребёнка, имевшего зрение ранее и утратившего его сравнительно недавно, низкая самооценка и депрессивные эпизоды скорее всего будет основным составляющим его поведения. Дети с нарушением зрения сильнее зависимы от общества и социума, поэтому следует поддерживать адекватные условия социальной среды ребёнка для его нормального развития. Специализированное обучение является ключевой части для нормального обучения детей с нарушениями зрения.
Эстетическое восприятие
Чувство прекрасного у таких детей также осложнено из-за нарушения зрительного восприятия произведений искусства. Незрячие дети вовсе лишены целого спектра чувств, завязанного на зрительном восприятии прекрасного. Но они по-прежнему способны чувствовать эстетические чувства по отношению к музыке, поэзии, архитектуре. Стоит уделять внимание культурному воспитанию ребёнка, особенно с нарушениями зрения, ведь это оказывает немаловажное влияние на формирование личности и психики ребенка.
Что делать с незрячим или слабовидящим ребенком?
Прежде всего, регулярное посещение окулиста является обязательным для раннего выявления заболевания и наблюдение за его возможным прогрессом. Если ребёнок будет носить очки, то очки надо приобретать по рецепту от врача и ни в коем случае не покупать просто так в магазине. В обратном случае ношение очков, не соответствующих всем требованиям, может привести к еще большему ухудшению зрения.
Глазные заболевания можно лечить хирургическим путем. Это рискованно, но в некоторых случаях необходимо для избежания полной слепоты у ребёнка. Если ребенок рожден слепым или с очень слабым зрением, необходимо уделять особенное внимание его воспитанию и адаптации в обществе, так как его положение в социуме, школа или дом, будет очень уязвимо.
Воспитание незрячего или слабовидящего ребёнка сильно отличается от воспитания здорового. Поэтому надо быть готовым к такой ответственности, готовым к тому, что воспитание и развития такого ребенка потребует много ресурсов и сил. Но при всем этом, не забывать напоминать ребёнку, что его любят таким, какой он есть.
Отношение к ребенку с нарушением зрения может быть
Ожидайте
Перезвоните мне
Ваш персональный менеджер: Екатерина
Ответственная и отзывчивая! 😊
Аннотация: Психологические особенности каждого ребенка изменяются в зависимости от возраста, окружения, состояния здоровья.
Статья:
Психологические особенности каждого ребенка изменяются в зависимости от возраста, окружения, состояния здоровья. У детей с какими-либо физическими недостатками они носят особый характер. Поговорим о том, какие психологическое особенности имеют дети и подростки с нарушениями зрения и как себя должны вести педагоги и родители по отношению к ним.
АДАПТАЦИЯ СЛАБОВИДЯЩИХ ДЕТЕЙ: КАК ПОВЛИЯТЬ?
Сразу отметим: по результатам многочисленных экспериментов можно сделать вывод о том, что у детей с нарушениями зрения мозг функционирует так же, как и у здорового ребенка. Тем не менее для таких детей характерны свои психологические особенности и некоторые сбои в развитии.
Как правило, у детей с патологиями зрения развитие несколько запаздывает, и связано это по большей мере с малым запасом представлений о мире, ограниченными возможностями освоения пространства, недостаточной двигательной практикой, а главное — с пониженной активностью знакомства с миром.
Развитие ребенка с нарушениями зрения несколько затягивается, требует больше времени.
Это происходит потому, что таким ребятам необходимо искать собственные методы познания окружающего мира, порой сильно отличные от методов нормально видящих детей.
Осознавая эти проблемы, нужно думать о том, чтобы дети с нарушениями зрения получили возможность развиваться в комфортных для них условиях, способствующих этому процессу, причем как в школьных и дошкольных учреждениях, так и за их пределами. Это важно для того, чтобы предотвратить появление отклонений вторичного характера: например, сбоев в развитии познавательных процессов, эмоциональном и интеллектуальном развитии.
Таким образом, налаживание процесса обучения и воспитания детей с нарушениями зрения и подбор эффектных методик, учитывающих психологические особенности, поможетт добиться включения таких детей в полноценное общение, предотвратить развитие отклонений, повысить уровень знаний.
Чем отличаются слабовидящие дети от обычных?
Отличия детей младшего возраста с нарушениями зрения очевидны.
Таким детям нужно гораздо больше времени, чтобы выполнить задания, в силу определенных сложностей с восприятием информации и проблем в процессе организации собственной деятельности. Именно поэтому они испытывают чувство неуверенности в собственных силах, ищут поддержки у взрослых. Многие из них нуждаются в дополнительной стимуляции концентрации внимания, постоянных подбадриваниях. Это помогает детям справиться с нерешительностью и преодолеть скованность.
Различия слабовидящих детей
Дети младшего возраста с нарушениями зрения могут отличаться не только по степени нарушения друг от друга, но и по целому ряду других признаков:
Чаще всего на это влияют индивидуальные особенности, а также характер поражения зрения. При этом неудивительно, что, имея один диагноз, посещая одну группу, дети могут иметь серьезные различия в плане интеллектуального и психологического развития. В младшем школьном возрасте каждый пятый ученик с нарушениями зрения имеет задержки в развитии, к концу младшего школьного возраста это число увеличивается, и задержки можно диагностировать уже у каждого четвертого ученика.
Нарушения в эмоционально-волевой сфере
Дети с нарушениями зрения разной степени, как правило, имеют похожие психологические особенности. Чаще всего они ранимы и обидчивы, имеют склонность к конфликтам, не умеют расслабляться, не способны настроиться на одну волну с партнером по общению.
Такие дети играют в более простые игры, причем нуждаются в помощи, особенно на первых этапах. Большая часть из них не в состоянии сразу усвоить правила игры: они воспринимают информацию фрагментарно, поэтому не могут долго сохранять в голове образ сюжета.
Возникают у таких детей и некоторые сложности с предметными действиями, причем как в дошкольном, так и в младшем школьном возрасте. Из-за недостатка опыта общения и ограниченной подвижности дети с нарушениями зрения имеют сложности с «языком тела» – пантомимикой: они плохо умеют пользоваться крупной моторикой для выражения эмоций и потребностей. В результате у них не всегда получается наладить контакт.
Слабовидящие дети стараются не пользоваться жестами, применяя их лишь в исключительных случаях при необходимости уточнения информации. Это связано с незрелостью средств невербальной коммуникации.
Кроме того, у них могут возникнуть проблемы с общением не только на расстоянии, но и вблизи – в связи с тем, что они просто не желают слышать партнера. С одной стороны, эти особенности имеют отношение к недостаточности восприятия, с другой же часто являются последствием чрезмерной опеки родственников.
Об особенностях старших дошкольников со слабым зрением
В старшем дошкольном возрасте, в период подготовки к школе, ребенок с нарушениями зрения сталкивается с трудностями восприятия, которые возникают вследствие смены деятельности с игровой на учебную. Итог — старший дошкольник становится замкнутым, хуже поддается воспитанию.
Анализ степени готовности дошкольника к учебе в школе проводится в подготовительных группах детских садов каждый год, в конце весны. По результатам анализа можно сделать вывод, что наиболее подготовленными являются дети с нарушениями зрения, посещающие специальные коррекционные дошкольные учреждения.
Тесты для проверки готовности детей могут носить следующий характер:
Обычно большинство детей с легкостью выполняют предложенные задания, при этом сложности возникают, как правило, с тестовыми упражнениями для анализа комбинаторных навыков и при выполнении задач на соотношения.
Первые годы в школе: восприятие слабовидящих детей
Во многом самооценка школьника с нарушениями зрения будет связана с тем, какие эмоции у него этот дефект вызывал в дошкольном возрасте. Если он не придавал особого значения проблеме, то в первых классах школы ему будет проще найти контакт не только со сверстниками, но и с самим собой.
Но в большинстве случаев при поступлении в школу таких детей охватывают отрицательные эмоции, которые приводят к развитию кризиса самооценки. Школьники меняют позиции, по-другому начинают относиться к учителям, у них падает мотивация, ухудшаются отношения с одноклассниками.
В первые годы школы дети с нарушениями зрения практически безоговорочно доверяют учителю, не смея оспаривать его заключения. К окончанию периода обучения в младшей школе ученик начинает понимать, что учебная деятельность в его жизни не является ведущей. Он меняет отношение к учителю, которого считает не просто человеком, передающего знания, но и наставником, которого должны волновать проблемы детей не только в школе, но и в жизни.
Вот перечень признаков, которые характерны для учеников младшей и средней школы с нарушениями зрения в период обучения:
На фоне всего этого у детей развивается нежелание посещать школу, учиться, заводить дружбу с одноклассниками.
О роли взрослых в жизни слабовидящих детей
Огромное влияние на развитие детей с нарушениями зрения и их психологические особенности оказывают взрослые, принимающие участие в их обучении и воспитании. В дошкольном возрасте взрослый должен выступать в качестве равноправного партнера, выбирать игровые формы обучения, готовить детей к школе.
Помимо игрового метода с элементами обучения, важно придерживаться арт-терапевтического подхода, который, учитывая психологические особенности таких детей, будет способствовать формированию у них позитивного и гармоничного представления о мире.
Не менее важным является отношение родителей к особенностям детей, влияющее на их воспитание и отношения в семейном кругу. Излишнее волнение по поводу нарушений зрения и переоценка дефекта могут стать причиной развития чрезмерной опеки, что, в свою очередь, приведет к развитию эгоизма с упором на пассивную потребительскую ориентацию.
В то же время нельзя допускать и недооценки нарушения, что может привести к ничем не подкрепленному оптимизму детей и родителей, а также легкомыслию и утрате чувства реальности.
Чаще всего родители детей с нарушениями зрения оберегают их, жалеют, стараются выполнять любые капризы. Из таких детей, если не изменить линию поведения, в основном вырастают личности иждивенческого характера.
Пока дети маленькие, они не осознают до конца систему требований по отношению к себе. Со временем, в школьный период, они начнут следовать той программе, которую разработали для них взрослые. То есть требования родителей, учителей станут для них теми требованиями, которые они будут предъявлять к себе.
Сегодня достаточно много систем коррекции зрительных дефектов внедрены в учебных заведениях как дошкольного, так и школьного типа. Все они разработаны с одной целью: помочь детям с нарушениями зрения адаптироваться в обществе и, учитывая их психологические особенности, способствовать нормальному развитию основных сфер личности.
Влияние нарушений зрения на психику подростков
Для нормального формирования личности подростка ему необходимо быть полноправным членом общества, в котором приходится жить. Между тем особенности подростков с нарушениями зрения накладывают свой отпечаток на процесс формирования их личности.
Осознание наличия дефекта в большинстве случаев становится причиной возникновения у подростков целого ряда социальных установок нетрадиционного характера. При этом характерно, что статус психологического фактора нарушение зрения приобретает лишь после того, как подросток вступает в контакт с нормально видящими людьми.
Особенности личности подростков с нарушениями зрения
На основе анализа основных черт личности подростков, имеющих дефекты зрения разной степени, были сделаны выводы о некоторых свойственных им чертах. Как правило, большая часть подростков в этом случае отличаются:
Нельзя приуменьшать при этом способности таких детей к адаптации в современном обществе. Многим из них свойственны следующие черты: активный подход ко всему, с чем им приходится сталкиваться; любопытство; желание устанавливать и сохранять контакты, невзирая на противоречия; умение определять четкие цели и средства для их достижения, даже в неблагоприятных для этого условиях. Также они часто имеют собственное мнение и желание дискутировать на разные темы.
Достаточно часто подростки со слабым зрением демонстрируют общительный, открытый характер, реально оценивают ситуации, с которыми сталкиваются в жизни, отличаются зрелостью внутренних переживаний.
Уровень социально-психологической адаптации таких детей практически не отличается от уровня подростков без проблем со зрением, что говорит об их готовности интегрироваться в общество.
В заключение можно отметить, что коррекционная работа и комфортные социальные условия в процессе обучения и воспитания таких детей играют основную роль в успешной подготовке подростков к переходу во взрослую жизнь.
Можно предположить, что коррекционная работа и специальные условия для обучения и воспитания способствуют формированию подростка с дефектом зрения как зрелой и конструктивно ориентированной личности.
Вместе с тем нельзя не упомянуть тот факт, что из-за создания искусственных условий воспитания у многих детей развивается подверженность чужому мнению, недостаточность эмоционального контроля, которые могут оказать не самое благоприятное влияние на процесс их адаптации в обществе после окончания школы.
Одним из наиболее эффективных способов профилактики возникновения личностных нарушений у детей и подростков в период их социально-психологической адаптации считается постоянное нацеленное на результат и вместе с тем деликатное психологическое сопровождение.
АНАЛИЗ РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ С РЕБЕНКОМ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ
Многие исследования говорят о том, что рождение слепого ребенка в семье с двумя незрячими родителями не является поводом для создания психотравмирующей ситуации, способной разрушить семью. С появлением слепого ребенка в семье у здоровых родителей возникает иная психологическая обстановка. Состояние родителей близко к шоковому. Родители не знают, как будет функционировать семья в дальнейшем, чему можно обучать незрячего ребенка, родителям не ясна перспектива его психического развития. Основными негативными чувствами родителей слепого ребенка нередко являются вины и собственной неполноценности. Это отрицательно отражается на их психическом состоянии: они замыкаются в своих переживаниях, ревниво относятся к нормально видящим детям своих друзей, знакомых. В такой ситуации от родителей требуется мужество, совместный труд со специалистами и разумная позиция по отношению к незрячему ребенку.
Специалисты, работающие с семьей указывают, что родители не должны сомневаться в способности своего ребенка к обучению только из-за отсутствия у него зрения. Однако они должны ясно представлять, что от них потребуется больше усилий и времени для обучения и воспитания ребенка. При правильном воспитании слепой ребенок может достигнуть высокого уровня физического и духовного развития. Овладев профессией, соответствующей его способностям, он может стать хорошим специалистом, добившись многого в своей профессии.
Особенно важными являются первые три года жизни ребенка, когда родители могут оказать решающее воздействие на развитие ребенка. Одна из важнейших задач родителей: противостоять сенсорной депривации (лишение ребенка зрительной информации). Последняя может проявиться в снижении общей активности ребенка, его двигательном недоразвитии, стереотипных движениях.
Воспитание слепого ребенка должно с самого раннего детства основываться на любви, чуткости и терпении. В то же время не следует жалеть усилий на развитие самостоятельности ребенка. В случае воспитания в условиях гиперопеки ребенок растет инфантильным, отстает от своих сверстников по развитию и зависит от окружающих.
Вместе с тем многие авторы, изучающие проблему семейного воспитания детей с различными формами дизонтогенеза сходятся во мнении-родители, движимые чувством любви к ребенку, способны индивидуализировать, дополнить, расширить и развить предлагаемые специалистом методы обучения, проявить творчество и изобретательность в деле воспитания своего ребенка, взять на себя огромный повседневный труд помощи ребенку.
Исходя из вышесказанного родительские позиции по отношению к слепому ребенку и его дефекту могут быть адекватными и неадекватными (Хорош, 1991г.).
Адекватным считается такое отношение, при котором ребенок воспринимается в семье как здоровый, но имеющий ряд особенностей, которые следует учитывать в процессе воспитания. При этом ребенок и недостаточность у него зрения родителями принимаются. Принятие означает способность родителей примириться с фактом наличия у ребенка особенностей, связанных с нарушением зрения, готовность к включению ребенка в свою жизненную программу. Родители видят в своем малыше прежде всего ребенка, имеющего особенности, свойственные и другим детям, а также присущее лишь ему своеобразие. Такая позиция становится необходимой предпосылкой создания в семье условий для полноценного развития ребенка. Родители делают все возможное для того, чтобы он стал полноценной личностью, а качество его жизни было бы достаточно высоким.
Неадекватность родительской позиции может выражаться по-разному. Наиболее часто встречаются семьи, где ребенок с нарушениями зрения воспринимается как жертва обстоятельств, обиженное судьбой существо, которое нуждается в постоянной опеке и защите. При этом родители (чаще матери) испытывают чувство вины перед ним, которую они постоянно пытаются искупить. Ребенок растет привыкшим к опеке и плохо приспособленным к жизни. У такого ребенка не формируются своевременно навыки самообслуживания, усугубляется задержка развития предметной деятельности, характерная для глубоких нарушений зрения, недостаточно развиваются сохранные анализаторы, и в первую очередь осязание.
Неадекватной и неблагоприятной для психического развития ребенка является такая позиция родителей, когда с недостатком зрения они смирились, но не принимают уже самого ребенка. Мать считает, что у нее не мог родиться незрячий ребенок. Анкетирование этой категории матерей показало, что они воспринимают рождение такого ребенка, как роковую ошибку, и они считают, что не обязаны расплачиваться за чужие ошибки. Ребенок вызывает у них раздражение. Они психологически отвергают ребенка, мало с ним занимается и стараются отдать его на воспитание родственникам или другим лицам. Такие матери охотно ищут хороших специалистов своим детям, но при этом не следуют их советам и не выполняют требований и заданий специалистов.
Весьма сложная ситуация создается и в результате такого отношения к ребенку, когда родители принимают ребенка, но отрицают наличие у него каких-либо особенностей. Казалось бы, в данном случае родители (так же как и при адекватном отношении) относятся к ребенку, как к здоровому. Но при этом не принимаются в расчет специфические особенности ребенка, поскольку родители не допускают и мысли о том, что они его не вылечат. Такие родители либо создают ребенку неадекватные учебные условия, не учитывающие сложный характер его нарушения, что создает перенапряжение его нервной системы и отрицательно сказывается на формирование его личности, либо откладывают коррекционно-развивающие мероприятия на потом, когда ребенок «вылечится»
Последняя из позиций родителей по отношению к незрячему ребенку предполагает неприятие как недостатка, так и самого ребенка. У родителей появляется желание избавиться от ребенка. Если дефект выявлен уже при рождении ребенка и оба родителя занимают указанную позицию, то они, как правило, отказываются от ребенка.
Так же достаточно распространенной является ситуация, когда мать и отец занимают разные позиции по отношению к ребенку и его дефекту. Это создает почву для конфликтов в семье и может привести к ее распаду. Наиболее остро комплекс социально-психологических проблем переживает молодая семья, опыт семейной жизни которой находится на этапе становления. Кризисы первых лет многократно усиливаются, если в семье появляется ребенок со зрительной патологией.
А.И. Захаров в результате своих исследований приходит к выводу, что неблагоприятные типы воспитания могут способствовать развитию напряженной и неустойчивой внутренней позиции ребенка, которая, в свою очередь, приводит к появлению у него невротических состояний.
Все это определяет необходимость помощи специалистов по коррекции семейных взаимоотношений. Организация комплексного психолого-педагогического сопровождения родителей, воспитывающих ребенка со зрительной патологией, позволит научить ближайшее окружение понимать его актуальные потребности и адекватно оценивать перспективы психического развития, узнать специфику и закономерности формирования личности в условиях зрительной недостаточности.
Литература:
1. Ермаков ВЛ., Якушин ГЛ. Основы тифлопедагогики. Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения. Учебное пособие для вузов. — М., 2000.
2. Гасанова З.З., Омарова П.О. Проблемы развития инклюзивного образования в современных условиях // В сборнике: Материалы Юбилейной научной сессии профессорско-преподавательского состава, аспирантов и студентов ДГПУ, посвященной 70-летию Победы в Великой Отечественной войне – Махачкала: ДГПУ, 2015. С. 137-139.
3. Маллаев Д.М., Омарова П.О., Салихова К.А. Особенности гендерной социализации детей-сирот младшего школьного возраста // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Естественные и точные науки. 2008. № 4. С. 27.
4. Мишина ГА. Формы организации коррекционно-педагогической работы специалиста-дефектолога с семьей, воспитывающей ребенка раннего возраста с нарушением психофизического развития // Дефектология. — 2017. — № 1.
5. Омарова П.О., Гасанова З.З. Клинико-психологическое сопровождение ребенка с психосоматическими расстройствами в условиях инклюзивного образования //В сборнике: Актуальные вопросы психологии здоровья и психосоматики /Материалы IV Всероссийской научно-практической конференции. Под редакцией М.М. Далгатова, А.М. Муталимовой. 2016. С. 182-187.
6.Рудакова Л А. Обучение и коррекция развития дошкольников с нарушенным зрением. — М., 1995.
7.Рудестам К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика. — М., 1993.