отношение к ребенку руссо

Реферат «Работа Жан-Жака Руссо о воспитании»

ФГАОУ ВО «Южный федеральный университет»

Академия психологии и педагогики

Кафедра начального образования

РЕФЕРАТ

на тему: «Работа Жан – Жака Руссо о воспитании«

Выполнила студентка 1 курса, гр. Н-1С

профиля «Начальное образование»

Мартиросян Нелли Рубеновна

Шатохина Ирина Владимировна

2. Воспитание в разные возрастные периоды развития детей 6

Идея свободного воспитания занимает важное место в истории педагогической мысли. На протяжении долгого времени учёные, занимающиеся теорией и практикой воспитания, пытались найти возможность воплощения ненасильственного воздействия на подрастающее поколение. В истории немало примеров, когда идея свободного воспитания была положена в основу жизнедеятельности детских учреждений. В основном такой опыт давал положительный результат, т. е. повышалась активность и самодеятельность воспитанников, пробуждался интерес к учёбе и желание трудиться. Но, к сожалению, деятельность этих учреждений в силу различных обстоятельств, обусловленных политическими, экономическими и другими факторами, длилась не долго. Такие учреждения закрывались, но это не уменьшало энтузиазма и уверенности в своей правоте приверженцев идей свободного воспитания, пытавшихся реализовать их на практике [5].

Целью работы является обоснование и доказательство того, что семья является социальным институтом формирования личности.

Исторически идея свободного воспитания развивалась в русле педагогического гуманизма, зародившегося в недрах античной философии.Еще Сократ сформулировал ключевой постулат этой идеи: в каждом человеке солнце. Последующие эпохи по-своему дополнили идею свободного воспитания. Так, гуманизм эпохи Возрождения привнёс в педагогическую теорию идеальную модель всесторонне и гармонически развитого человека. Представители эпохи Просвещения сформулировали механизм воспитания гармонически развитой личности. Несомненно, историческая заслуга по созданию такого механизма принадлежит французскому философу Жан-Жаку Руссо, разработавшему целую воспитательную систему, которая во многом предопределила развитие педагогической науки. В современной педагогике существует мнение, что с этого времени феномен свободного воспитания ведёт свой самостоятельный отсчёт.

В настоящее время идея свободного воспитания приобретают особенное значение. В современных условиях перестройки общественного сознания, поиска и разработки новых подходов к образованию идея свободного воспитания становится актуальной и перспективной [7].

Руссо жил во Франции в эпоху, когда уже наступил закат королевской власти, хотя в народе всё еще жила вера в доброго и справедливого короля. Росло всеобщее недовольство мастеровых, бедноты городов. Их толпы выходили с угрожающими возгласами на городские площади. Это было время накануне революции.

Вторая половина XVIII в. прошла в борьбе против абсолютизма. Народные массы, парламенты городов, часть аристократии выступают с требованием ограничения королевской власти.

Школьное дело в XVIII и даже в начале XIX столетия во Франции сохраняло черты Средневековья. В европейских странах школы были убогими и далекими от своего назначения. Школы для народа обычно помещались на дому у учителя или в мастерской ремесленника, который совмещал учительство и ремесло. В учителях были деревенский сторож, каменщик, токарный мастер, сапожник, которым нужен был приработок. При выборе учителя из подобных кандидатов предпочтение отдавалось тому, кто имел подходящее помещение для школы. Особые познания таким учителям не требовались, так как учение ограничивалось приобретением учеником навыков чтения и заучивания текстов катехизиса [4].

Все это вызывало резкую критику со стороны общественных деятелей состояния просвещения. Они осознавали особую роль просвещения в судьбе всего общества.

Весь XVIII в. прошел в Европе под знаком идей Просвещения.

Крупнейшие представители французского Просвещения: Вольтер, Руссо, Монтескье, Гельвеций, Дидро. Просветители боролись за установление «царства разума», основанного на «естественном равенстве», за политическую свободу. Большое место в достижении этих целей отводили распространению знаний. Они мечтали о создании идеального общества, в котором не будет пороков, угнетения и насилия, резко критиковали существующую форму правления, церковь, мораль. Эта критика и превратила просветителей в идеологов французской революции конца XVIII века [8].

Самым ярким и блестящим писателем и публицистом в замечательной плеяде просветителей был Руссо. Этот индивидуалист, сторонившийся людей, стал после смерти учителем восставших народных масс, их идеологом. Мысли, заветы Руссо были взяты на службу, как революционными вождями, так и их противниками [9].

ВОСПИТАНИЕ В РАЗНЫЕ ВОЗРАСТНЫЕ ПЕРИОДЫ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ

Ж. Руссо создал первую развёрнутую периодизацию психического развития, однако основание, по которому он разделял детство на периоды, и критерии периодизации были чисто умозрительными, не связанными с фактами и наблюдениями, но вытекающими из философских, теоретических взглядов самого Руссо.

Описанию естественного воспитания в каждый из указанных периодов посвящены особые части (книги) романа-трактата “Эмиль, или о воспитании”.

Поскольку, считал Руссо, разум ребенка в этом возрасте еще спит, то осуществлять обучение преждевременно и вредно. Он был против того, чтобы искусственно форсировать и развитие речи детей, так как это может привести к дурному произношению, а также к непониманию ими того, о чем они говорят; между тем очень важно добиться, чтобы они говорили только о том, что действительно знают.

В возрасте от 2 до 12 лет дети должны познакомиться на основе личного опыта с природными и некоторыми общественными явлениями, развивать свои внешние чувства, проявлять активность в процессе игр и физических упражнений, выполнять посильные сельскохозяйственные работы.

Итак, центральное место в педагогической деятельности Жан-Жака Руссо занимает идея естественного воспитания, которая наиболее полно и последовательно представлена в его произведении «Эмиль или о Воспитании».Отметим основные положения данной теории:

воспитатель должен сопровождать ребенка во всех его испытаниях и переживаниях, направлять его формирование, способствовать его естественному росту, создавать условия для его развития, но ни когда не навязывать ему своей воли.

Нужно заметить, что ни одно другое произведение, посвященное вопросам воспитания детей, ни до, ни после «Эмиля или о Воспитании» не оказало столь сильного влияния на развитие педагогической мысли. Последователей Жан-Жака Руссо привлекала его вера в могущество детской природы, следование воспитания за спонтанным развитием ребенка, предоставление ему широкой свободы.

Педагогическая теория Руссо никогда не была воплощена в том виде, в котором ее представлял автор, но он оставил идеи, воспринятые другими энтузиастами, развитые дальше и по-разному использованные в практике воспитания и обучения.

6. Степашко Л. А. Философия и история образования. М., 1999.- 272 с.

8. Василькова Ю. В., Василькова Т. А. Социальная педагогика. – М., 1999. – 419 с.

отношение к ребенку руссо. detsad 234516 1507316762. отношение к ребенку руссо фото. отношение к ребенку руссо-detsad 234516 1507316762. картинка отношение к ребенку руссо. картинка detsad 234516 1507316762. ФГАОУ ВО "Южный федеральный университет"Детский мастер-класс. Коллективная работа «Осеннее Чудо-дерево». Работа детей с природным материалом Во время осенних прогулок проводим повседневные целевые наблюдения за изменениями, которые происходят с деревьями: расцвечивание листьев.

Русская народная игра в воспитании дошкольников Актуальность: Игры являются важной составляющей в воспитании детей всех возрастов. Важно сохранять традиции и национальную культуру..

отношение к ребенку руссо. detsad 5853 1523273386. отношение к ребенку руссо фото. отношение к ребенку руссо-detsad 5853 1523273386. картинка отношение к ребенку руссо. картинка detsad 5853 1523273386. ФГАОУ ВО "Южный федеральный университет"Игра в воспитании экологической культуры дошкольников Бережное отношение к природе, формирование экологической культуры и природоохранного сознания надо воспитывать у детей с раннего детства.

Консультация для родителей «О воспитании ребенка» Ребенок учится тому, Что видит у себя в дому, Родители – пример всему. Кто при жене и детях груб, Кому язык распутства люб, Пусть помнит,.

Консультация для родителей «О воспитании в семье» Родители первые воспитатели и учителя ребенка, поэтому их роль в формировании его личности огромна. В общении с родителями малыш учится.

Консультация для родителей «Ошибки в воспитании…» Никто из нас на родителей не учился, дипломов не имеет, поэтому чаще всего мы воспитываем своих чад по собственному разумению. Нам кажется,.

отношение к ребенку руссо. detsad 206863 1494333796. отношение к ребенку руссо фото. отношение к ребенку руссо-detsad 206863 1494333796. картинка отношение к ребенку руссо. картинка detsad 206863 1494333796. ФГАОУ ВО "Южный федеральный университет"Макеты в экологическом воспитании детей Согласно требованиям Федеральных государственных стандартов дошкольного образования предметно-пространственная среда должна обеспечивать.

Музыкально-оздоровительная работа в ДОУ как новое направление в воспитании дошкольников «Создание условий для ЗОЖ в системе ВОР ДОУ через здоровьесбережение» Ребенок в детском саду – самое уязвимое звено педагогического процесса.

отношение к ребенку руссо. detsad 1620109 1595760085. отношение к ребенку руссо фото. отношение к ребенку руссо-detsad 1620109 1595760085. картинка отношение к ребенку руссо. картинка detsad 1620109 1595760085. ФГАОУ ВО "Южный федеральный университет"Совместная работа ДОУ и семьи в воспитании у детей социальной компетентности и культурных традиций Важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями. Прикосновение к истории своей семьи.

Источник

отношение к ребенку руссо. teoriya svobodnogo vospitaniya. отношение к ребенку руссо фото. отношение к ребенку руссо-teoriya svobodnogo vospitaniya. картинка отношение к ребенку руссо. картинка teoriya svobodnogo vospitaniya. ФГАОУ ВО "Южный федеральный университет"

Суть и принципы концепции

В 1762 году знаменитый французский философ-просветитель опубликовал свой трактат, ставший причиной огромной популярности автора. Роман «Эмиль, или О воспитании» рассказывает о приверженности психолога естественному взрослению детей без насильственного навязывания им нравственных принципов.

Каждый ребенок, согласно теории Руссо, должен пережить детство так, как ему предназначено самой природой. В процессе воспитания нужно соблюдать природные особенности малышей, заложенные в них с самого рождения, а также возрастные критерии. Таким образом, основой концепции является взросление посредством развития и осознания собственные внутренних способностей, систем и органов чувств.

В своем педагогическом трактате Жан Жак Руссо попытался кратко описать и сформулировать основные источники воспитания. Таковыми он считал:

отношение к ребенку руссо. lichnost kazhdogo rebenka. отношение к ребенку руссо фото. отношение к ребенку руссо-lichnost kazhdogo rebenka. картинка отношение к ребенку руссо. картинка lichnost kazhdogo rebenka. ФГАОУ ВО "Южный федеральный университет"

Автор склонялся к убеждениям, что для правильного и полноценного воспитания личности необходимо согласованное сочетание всех трех факторов. Наряду с принципами естественного развития, Руссо выдвинул предположение о предоставлении полной свободы. Он считал это основным правом, которое принадлежит человеку независимо от возраста, называл зубрежку, строгую дисциплину, физические наказания абсолютно недопустимыми. Философ настаивал на том, что личность каждого ребенка нужно уважать, внимательно относиться к его интересам, предпочтениям, особенностям характера.

В теории естественного воспитания Руссо полностью отсутствует принуждение. Вместо этого он требует от родителей, дошкольных и школьных педагогов особых навыков: ненавязчиво управлять интересами и поведением детей таким образом, чтобы они самостоятельно приходили к правильному решению и достигали поставленных целей. Абсолютно все пространство, окружающее развивающуюся личность малыша, должно давать ему определенные подсказки.

Основную идею концепции Руссо можно описать выражением: «Хорошо все то, что выходит из рук Творца, однако все искажается руками человека».

Возрастная классификация

Основоположник концепции свободного воспитания Руссо считал самым важным следование природе ребенка. Кроме того, используемые методы воздействия в педагогике выбираются в зависимости от возрастных критериев.

В своих работах и рефератах автор выделял 4 этапа в жизни юных воспитанников:

отношение к ребенку руссо. malysham nuzhno raznoobrazit. отношение к ребенку руссо фото. отношение к ребенку руссо-malysham nuzhno raznoobrazit. картинка отношение к ребенку руссо. картинка malysham nuzhno raznoobrazit. ФГАОУ ВО "Южный федеральный университет"

На первом этапе задача родителей заключается в том, чтобы максимально удовлетворить естественные потребности грудничка. Жан Жак Руссо называет ошибочным поведение родителей, которые боятся оставлять малыша в темноте или в одиночестве даже на короткое время, опасаются давать ему незнакомые предметы, а также приучают к кормлению и сну по строгому расписанию. Он категорически против ограничений и режима, форсирования событий, стимулирования развития речи.

Также, по мнению автора, не стоит полностью подчиняться требованиям ребенка, потакая всем его желаниям, чтобы не вырастить из него эгоиста и тирана. Запрещать совершать дурные поступки совершенно нецелесообразно, лучше научиться этому препятствовать.

Последний этап автор называет формированием свободной личности. Важнейшими задачами он считает воспитание добрых суждений, положительных чувств и воли.

Методы наказания

Будучи ярым противником всякого принуждения, Руссо считал, что дети — это совершенное творение природы, его нельзя переделывать и искажать, а нужно только направлять в правильное русло. Он стремился максимально глубоко познать человеческую сущность и специфику развития личности. Свободу, по его мнению, можно ограничивать только вещами. Отсюда вытекает предложенный Ж. Ж. Руссо метод наказаний, который он сам назвал естественными последствиями.

отношение к ребенку руссо. rugat ogranichivat malyshey. отношение к ребенку руссо фото. отношение к ребенку руссо-rugat ogranichivat malyshey. картинка отношение к ребенку руссо. картинка rugat ogranichivat malyshey. ФГАОУ ВО "Южный федеральный университет"

Ругать и ограничивать малышей за проступки недопустимо. Подрастающая личность должна самостоятельно осознавать негативные последствия содеянного. Например, если ребенок сломал стул, он может почувствовать, как неудобно без него обходиться. При разбитом окне виновный некоторое время пребывает в некомфортной для него холодной комнате. А при поломке любимой игрушки автор не рекомендует сразу бежать и покупать новую. Отсутствие привычной вещи заставит задуматься о необходимости бережно относиться к ценным вещам.

Трактовка методики наказаний Руссо предполагает также словесное воздействие. Но при этом детей нельзя ругать, кричать, угрожать, следует только объяснить, почему нельзя поступать подобным образом и к чему подобное поведение может привести.

Отдельным пунктом в теории философа отмечено воспитание женщин. Он назвал их хранительницами домашнего очага, утверждал, что у представительниц слабого пола не может быть собственного мнения и религии. Женщинам не стоит углубляться в науку и производство, экономику и управление. Их задача — не уметь общаться с окружающими, а только наблюдать, как это делают другие. Таким образом, педагогическая теория Руссо сводится к половым ограничениям:

отношение к ребенку руссо. vospitanie zhenschiny russo. отношение к ребенку руссо фото. отношение к ребенку руссо-vospitanie zhenschiny russo. картинка отношение к ребенку руссо. картинка vospitanie zhenschiny russo. ФГАОУ ВО "Южный федеральный университет"

Многие ученые считают суждения Ж. Ж. Руссо категоричными, соответствующими его мелкобуржуазной природе. Однако другие философы-просветители отмечали, что его работы занимали важное место не только в науке, но и в революционной идеологии.

Несмотря на явные противоречия и ошибки, педагогическая концепция Руссо сыграла прогрессивную роль в истории. Однако после завершения буржуазной революции взгляды известного философа воспринимались настороженно из-за требований воспитывать активных, свободных и вольно думающих людей.

Источник

Анализ педагогических взглядов Жан-Жака Руссо в произведении «Эмиль или о Воспитании» Часть3.

В этой книге автор пишет о том, что ребенок должен зависеть, но не слепо повиноваться, что он должен просить, а не приказывать. Ребенок подчинен другим только вследствие своих нужд и вследствие того, что они видят лучше его, что ему полезно, что может содействовать или вредить его самосохранению, даже родители не имеют права «приказывать ребенку то, что ему ни на что не нужно».

Во второй главе говорится о том, что нет нужды запрещать дурной поступок, нужно помешать его совершению. Также Руссо призывает нас не быть щедрыми на отказы, но и менять их нельзя. «Самый верный способ сделать ребенка несчастным – это приучить его не встречать ни в чем отказа; так желание его постоянно будет возрастать вследствие легкости удовлетворения их, но рано или поздно придется прибегнуть к отказу, а эти непривычные отказы принесут ему больше мучений, чем самое лишение того, чего он желает».

Верх искусства при хорошем воспитании – сделать человека разумным, а большинство учителей-схоластов пытаются воспитывать ребенка с помощью разума. Руссо о методах воспитания говорит: «Странно, что с тех пор, как берутся воспитывать детей, не придумали еще другого такого способа руководить ими, кроме соревнования в зависти, ненависти, тщеславия, жадности, низкого страха всех страстей, наиболее опасных, наиболее способных волновать и портить душу, даже прежде, чем сформируется тело. При всяком преждевременном наставлении, которое вбивают им в голову, в глубине их сердца насаждают порок; безрассудные воспитатели думают сделать чудо, делая их злыми с целью научить, что такое доброта, а потом важно говорят нам: «таков уж человек». Да, таков человек, которого вы сделали». Поэтому Руссо говорит: «Поступайте и противно обычаю, и вы почти всегда будете поступать хорошо».

Руссо говорит о том, что всякому возрасту, а особенно в данный период, свойственно желание создавать, подражать, производить, проявлять могущество и деятельность. Во второй книге Руссо высказывает и такую мысль: нельзя судить детство, оно должно проявлять себя, что у детей нет еще памяти, что все у них основано на ощущениях.

Свободный человек, по Руссо, должен владеть разными видами ремесленного труда, несколькими профессиями, тогда он действительно сможет заработать свой хлеб и сохранить свободу, поэтому Эмиль обучается руду полезных профессий. Руссо считает, что «голова Эмиля – голова философа, а руки Эмиля – руки ремесленника».

Сначала Эмиль знакомится со столярным ремеслом, живет жизнью простого рабочего, проникается уважением к человеку труда, начинает ценить труд и отдых. Он ест хлеб, который сам заработал. Труд – воспитательное средство, а вместе с тем и общественная обязанность свободного человека.

В этот период с 12 до 15 лет необходимо развивать любознательность, делается упор на познание окружающего путем прогулок и экскурсий, ребенок сам отвечает на возникающие вопросы. «Он не выучивает науку, а сам выдумывает ее…».

На шестнадцатом году Эмиль подготовлен к жизни и Руссо возвращает его в общество. Наступает четвертый период – «период бурь и страстей» – период нравственного воспитания. На этом этапе развития ребенка нужно заниматься воспитанием человека, а не представителя сословия (судить о ближнем по самому себе). В этом возрасте Руссо отдает приоритет гуманитарному образованию в воспитании чувств и стремлений. Также в этот период продолжается активное физическое воспитание.

Руссо выдвигает три задачи нравственного воспитания – воспитание добрых чувств, добрых суждений и доброй воли, видя перед собой все время «идеального» человека.

Лет до 17-18 юноше не следует говорить о религии, Руссо убежден, что Эмиль думает о первопричине и самостоятельно приходит к познанию божественного начала.

В этом возрасте должно быть полностью исключено общение с противоположным полом.

Свою пятую книгу «Эмиля или о Воспитании» автор посвящает воспитанию девушек, в частности невесты Эмиля – Софи. Она должна быть воспитана для него, но ее воспитание должно быть противоположно воспитанию Эмиля. Назначение женщины – совершенно иное, чем мужчины. Женщина должна быть воспитана в соответствии с желаниями мужчины. Приспособление к мнениям других, отсутствие самостоятельных суждений, даже собственной религии, безропотное подчинение чужой воле – удел женщины. Руссо утверждал, что «естественное состояние» женщины – зависимость; «девушки чувствуют себя созданными для повиновения». Никаких серьезных умственных занятий им не нужно.

VI. Заключение. Педагогика Ж.Ж.Руссо сегодня.

.В своем произведении «Эмиль или о Воспитании» Жан-Жак Руссо высказывает идею о самостоятельности и самодеятельности ребенка в истории естественного воспитания. Он применяет метод естественных последствий и косвенного воздействия.

В основе воспитания «по Руссо» должен лежать принцип следования указаниям природы. В соответствии с этим принципом:

1) каждому возрасту должны соответствовать особые формы воспитания и обучения.

2) воспитание должно носить трудовой характер и способствовать максимальному развитию самостоятельности и инициативы учащегося.

3) интеллектуальному воспитанию должно предшествовать упражнение физических сил и органов чувств воспитанников.

Педагогические взгляды Руссо были полезны в то время, а некоторые актуальны и по сей день.

Так, актуальной остается разбиение жизни детей на этапы соразмерно их развитию и необходимость разного уровня подхода к этим этапам. Каждый этап имеет свое особое и очень важное значение. Если учитывать психологическое развитие детей на каждом этапе в обучении и воспитании, то оно проходить будет легче. А результаты будут выше и лучше.

Также современны мысли Руссо о необходимости активизации познавательной деятельности детей, развитии у них глазомера, ориентации в пространстве, стимулирование ощущений, восприятий, памяти.

Актуальным и в наше время остается трудовое воспитание, по Руссо. Если бы все получали такое воспитание, то многие бы проблемы решались.

Злободневным в наше время стал «отказ» родителей заниматься воспитанием своих детей. Их (детей) либо отдают в детский сад, либо нанимают гувернантку, либо дети предоставлены самим себе, а родители и только кормят, обувают, одевают, что приводит к потере поколения.

«Эмиль или О воспитании» – выдающееся произведение Жан-Жака Руссо, но его педагогические идеи были восприняты только передовыми деятелями Франции.

Жан-Жак Руссо – выдающийся педагог-гуманист, из-за романа «Эмиль или О воспитании» он вынужден был бежать за границу. А книга была сожжена на костре на одной из центральных площадей Парижа.

Источник

Почему французский мыслитель и педагог Руссо отдал своих отпрысков в воспитательный дом

отношение к ребенку руссо. yzen054310. отношение к ребенку руссо фото. отношение к ребенку руссо-yzen054310. картинка отношение к ребенку руссо. картинка yzen054310. ФГАОУ ВО "Южный федеральный университет" отношение к ребенку руссо. yanews054312. отношение к ребенку руссо фото. отношение к ребенку руссо-yanews054312. картинка отношение к ребенку руссо. картинка yanews054312. ФГАОУ ВО "Южный федеральный университет" отношение к ребенку руссо. gnews054313. отношение к ребенку руссо фото. отношение к ребенку руссо-gnews054313. картинка отношение к ребенку руссо. картинка gnews054313. ФГАОУ ВО "Южный федеральный университет"

Он считал главной задачей педагога формировать в воспитанниках «сердце, суждение и ум» – именно в этом порядке. Его роман «Эмиль, или О воспитании» сделал своего автора знаменитым во всей Европе: идея свободного воспитания находила широкий отклик в эпоху Просвещения. Сегодня будущие учителя и наставники в числе прочего изучают педагогические взгляды Жан-Жака Руссо. И мало кто вспоминает, что человек, которого называют не только философом, мыслителем, писателем, композитором, но и выдающимся педагогом, каждого из собственных пятерых детей сразу после рождения определял в воспитательный дом.

Родился Жан-Жак 28 июня 1712 года в Женеве. Мать его умерла при родах; отец, учитель танцев и часовых дел мастер, очень переживал из-за ее смерти. Сыну Исаак Руссо передал свою страсть к чтению романов и исторических трудов.

В 11 лет Жан-Жак попал в протестантский пансион Ламберсье, где провел два года, затем успел побывать учеником нотариуса, позже осваивал мастерство гравера. Учителя, впрочем, его не жаловали – юный Руссо читал даже во время работы.

В 16 лет он решил отправиться странствовать. По пути из Женевы ему повстречался католический священник, рассказавший, что, приняв католицизм, можно получить денежное поощрение; он-то и вручил юноше письмо к госпоже де Варанс из Савойи – дамочке, бросившей мужа и получавшей пособие за принятие католической веры. Она послала Руссо в Туринский монастырь; там после четырехмесячного обучения юноша стал католиком.

Влюбленная «мамочка»

Новоиспеченный католик вел жизнь более чем разнообразную. Работал лакеем в доме туринского графа, учился у хозяйского сына итальянскому языку, потом ушел странствовать, не попрощавшись. Посетил госпожу де Варанс, остался у нее жить, привязался к ней до такой степени, что называл ее мамочкой – хотя «мамочке» было всего 30 лет, и она не собиралась скрывать своих чувств к Жан-Жаку, которые были далеки от материнских. Учился в семинарии, был учеником органиста. Два года скитался в Европе, а в 1732 году вернулся к де Варанс, с которой жил до 1739 года. Был гувернером в семье судьи из Лиона, жил в Венеции в качестве секретаря при французском посольстве, а в 1745 году обосновался в Париже. Там-то он и знакомится со своей будущей спутницей жизни – Терезой Левассер.

Цветы жизни

Тереза работала служанкой в гостинице, где жил Руссо. Она не отличалась ни особой красотой, ни умом, но была, по признанию самого Руссо, милой и скромной девушкой. У нее не хватило стойкости и благочестия отказывать господину Руссо в его чисто мужских притязаниях; у нее не хватило женской мудрости, чтобы заставить его на себе жениться (впрочем, позже он на Терезе все-таки женится – через 20 лет после начала их сожительства). Руссо поначалу упорно пытался заниматься образованием девушки; писать она научилась, а читала до конца жизни по складам, цифр так и не выучила, время по башенным часам узнавала с огромным трудом.

Все, на что она была способна, – любить своего мужчину и во всем его слушаться.

Когда Тереза забеременела в первый раз, Руссо пришел в замешательство. Мать девушки тоже, мягко говоря, не обрадовалась; эта женщина, которую Жан-Жак, кстати, ценил очень высоко, меньше всего хотела возиться с незаконнорожденным внуком. Вместе они принялись уговаривать молодую женщину отказаться от младенца; Тереза сопротивлялась до последнего, но не устояла перед их напором. Была найдена надежная акушерка, которая не только приняла у Терезы ребенка, но и сама отнесла его в воспитательный дом.

Точно такая же судьба ждала следующих четырех детей Жан-Жака и Терезы.

отношение к ребенку руссо. 56497232002063942. отношение к ребенку руссо фото. отношение к ребенку руссо-56497232002063942. картинка отношение к ребенку руссо. картинка 56497232002063942. ФГАОУ ВО "Южный федеральный университет"Морис Кантен де Латур. Портрет Руссо

Воды подать некому

Как Руссо оправдывал то, что отказался от собственных детей? Он писал, что был не в состоянии воспитать из них приличных людей; что предпочел бы их видеть рабочими или крестьянами, а не авантюристами, как их отец.

Во-первых, следует помнить, что в то время так поступали многие. Плотские желания обуревали людей, а надежных и общедоступных средств контрацепции еще не изобрели; рождение незаконного ребенка означало для женщины позор. Зачастую всё, чем мог помочь запутавшейся женщине ее любовник, – это пристроить никому не нужное дитя на казенное попечение.

Во-вторых, нужно понимать, что тогдашнее отношение к детям отличалось от современного. Медицина была столь несовершенной, а детская смертность – столь обыденным явлением, что, например, о младенцах, скончавшихся до трехлетнего возраста, горевали далеко не так безутешно, как в наши дни. Новорожденного мало кто воспринимал как полноценного человека, а к тем, что отдавали детей в воспитательные дома, тогда относились примерно так же, как сейчас относятся к сторонникам абортов.

Какая судьба ждала детей Руссо? Мы этого не знаем, но можем предположить, что они стали либо крестьянами, либо ремесленниками. Если, конечно, выжили: будем честны, у грудничков в воспитательном доме было не так много шансов выжить.

«Одинокий, больной и всеми оставленный в своей постели, я могу умереть в ней от нищеты, холода и голода, и никто из-за этого не станет беспокоиться», – писал Руссо под конец жизни. Кто знает, какой была бы его старость, если бы он предпочел воспитывать своих детей сам.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *