отношение к природе обществознание
ОГЭ. Обществознание. ТЕОРИЯ по кодификатору. Человек и общество. 1.2. Взаимодействие общества и природы.
1.2 Взаимодействие общества и природы
План.
Сущность понятия «природа» в широком и узком смыслах.
Природа в широком смысле – это вся Вселенная.
Природа в узком смысле — окружающая человека среда, в которой он живёт, биосфера.
Естественную среду— то есть естественные условия жизнедеятельности человека.
Искусственную среду— то есть созданную людьми, его культуру
(материальную и духовную), эту среду ещё называют второй природой.
Взаимодействие природы общества.
Позитивное воздействие.
ПРИРОДА.
ОБЩЕСТВО.
Негативное воздействие
ПРИРОДА.
ОБЩЕСТВО.
Экологическая проблема как одна из основных глобальных проблем в современном мире.
Экологическая проблема — изменение природной среды, вызванное неправильным поведением человека, ведущее к нарушению структуры и функционирования природы, что угрожает существованию человечества.
Она возникла в результате безжалостного отношения к природе, загрязнения её во всех четырёх сферах (вода, воздух, земля, космос).
Пути решения экологической проблемы.
Примерные задания по теме на ОГЭ.
Задание 1.
Какой пример иллюстрирует влияние природных факторов на жизнь общества?
1) разрушения, вызванные наводнением
2) осушение болот под строительство автодороги
3) загрязнение воздуха выхлопными газами
4) изучение экологии школьниками
Задание 2
Что относится к экологическим проблемам?
1) проблема международного терроризма
2) распространение алкоголизма среди подростков
3) перенаселенность стран Азии и Африки
4) загрязнение воздуха промышленными отходами
Задание 3.
Человек влияет на природу
2) не влияет на природу
3) и положительно, и отрицательно
Задание 4.
В отличие от природы, общество
1) обусловлено деятельностью человека
2) находится в постоянном развитии
3) состоит из взаимосвязанных элементов
4) является частью материального мира
Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.
ЕГЭ. Общество. Тема 14. Общество и природа
Человек, общество — это часть материального мира. Как часть единого целого, природа и общество имеют некоторые общие особенности, но в то же время и отличаются друг от друга. Давайте в этом и попробуем разобраться: что общего и в чём различия природы и общества.
Сначала дадим определение, что такое «природа»
Определение понятия «природа»
Природа в широком смысле – это вся Вселенная. Конечно, в курсе обществознания мы изучаем особенности не этой Вселенной, а той её части, где живёт человек.
Природа в узком смысл е — окружающая человека среда, в которой он живёт, биосфера.
( материальную и духовную), эту среду ещё называют второй природой.
Сходства и различия природы и общества
ПРИРОДА | ОБЩЕСТВО | ||||||||||
Сходство: Природа и общество взаимодействуют друг на друга, причём в двух аспектах: положительном и отрицательном. Взаимодействие общества и природы
Влияние человека на природу — это единство созидания и разрушения. Некоторые ТЕРМИНЫ: Ноосфера — сфера разума, область существования разумных существ. Ойкумена — заселённая человеком часть земного шара ( от греч. обитаю, населяю). Правовая защита природы1.На международном уровне Цель: исследование развития человека в эпоху НТР. Выступают за разрядку международной напряжённости. Цель: обеспечение экологической безопасности человечества. Входит в неё более ста государств. Создана в 1971г, Россия вступила в 1989г. Цель: обеспечить ядерную безопасность и защиту окружающей среды. 1.Конституция РФ. Статьи 42,58(см. Конституцию РФ). 4.Лесной кодекс. 1997г.и др. Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна Отношение к природе обществознаниеКлючевые слова конспекта: Общество как форма жизнедеятельности людей. Взаимодействие общества и природы. Тема 1.1. Общество как форма жизнедеятельности людейПонятие «oбщество» используется в двух смыслах: Исходной составляющей общества являются живые действующие люди, совместная деятельность которых, приобретая более или менее устойчивый характер, формирует общество. Сущность общества кроется в отношениях, в которые вступают люди друг с другом в процессе своей жизнедеятельности —> общество есть совокупность общественных отношений. Примечания: Образец задания ОГЭ по обществознанию по теме 1.1.ВОПРОС: Учёные-обществоведы определяют общество как Тема 1.2. Взаимодействие общества и природыПонятие «природа» используется в двух смыслах: Обществo как обособившаяся в процессе жизнедеятельности людей часть природы неразрывно с ней связано: На первых порах противоречие между обществом и природой выступало как их различие, так как человек создавал примитивные орудия труда, с помощью которых он добывал себе средства к жизни. Однако полной зависимости человека от природы уже не было. Совершенствование орудий труда —> общество стало оказывать усиливающееся воздействие на природу, где-то улучшая её, а где-то и ухудшая. Человек не мог обойтись без природы ещё и потому, что технические средства, облегчающие ему жизнь, создаются по аналогии с природными процессами. Природа также воздействует на общество, предоставляя ему благоприятные или неблагоприятные условия для его функционирования и развития. Благоприятные природные условия: Общeство как обособившаяся часть природы и сама природа оказывают друг на друга значительное влияние. Вместе с тем они сохраняют специфические особенности, которые позволяют им сосуществовать как двуединое явление земной действительности. В этой тесной взаимосвязи природы и общества заключается основа единства мира. Образец задания ОГЭ по обществознанию по теме 1.2.ВОПРОС: Какой из примеров иллюстрирует взаимодействие природы и общества? Это конспект по математике на тему «Общество. Взаимодействие общества и природы». Выберите дальнейшие действия: Природа и обществоПонятие «природа» имеет два основных значения: Из этой схемы следует общепринятое в обществознании определение общества: Следует заметить, что обособившаяся, но не отделившаяся, так как общество и природа неразделимы. Из схемы видно, что человек является и частью общества и частью природы. Воздействие общества на природу Общество взаимодействует с окружающей его природной средой. Основой этого взаимодействия является потребление природных ресурсов, воздействие на природу. С каждым днем возрастает уровень этого воздействия: прогресс науки и техники вызывает еще большую потребность полезных ископаемых; демографический рост населения также влияет на увеличение потребления природных ресурсов. Влияние природы на общественные процессы Природа тоже воздействует на общество, предоставляя ему благоприятные или неблагоприятные условия для жизни и развития. Природа всегда оказывала огромное влияние на становление и формирование общественных отношений. Вспоминая историю древнего мира, мы знаем, что люди селились на берегах рек. Также принято считать, что государство в Египте появилась из-за необходимости строительства ирригационной системы. Очевидно, что вид деятельности, культура, традиции и обычаи народов зависят от природной среды регионов проживания. Но не всегда результаты взаимодействия природы и человека бывают благоприятными. С одной стороны природные катаклизмы могут уничтожить человечество или нанести ему серьёзный урон, с другой стороны грубо вторгаясь в природу человечество, наносит ей невосполнимый ущерб. Так, если изначально отношения человека и природы представляли собой взаимное воздействие друг на друга (человек сильно зависел от природы и извлекал для себя питание, орудия труда и быта), то по мере становления общества, государства, научно-технической революции возможность природы влиять на человека уменьшилась, а влияние человека на природу возросло. Природа стала рассматриваться человеком уже не как самостоятельная реальность, а как сырьевой источник для удовлетворения потребностей, что привело к появлению глобальных проблем. Таким образом, главная проблема и опасность современного антропогенного воздействия заключается в несоответствии безграничных потребностей человечества и почти безграничных научно-технических возможностей влияния на природу и ограниченных возможностей самой природы. Антропогенное воздействие — это все формы воздействия человека на окружающую природу. Общество и природаУрок 25. Обществознание 10-11 классы. Человек. Общество. Духовная культура ФГОСВ данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикамЧтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге. Получите невероятные возможностиКонспект урока «Общество и природа»Существовали и существуют сейчас разные точки зрения по поводу взаимоотношений общества и природы. Человек и природа составляют единое целое, считали древние греки. Природа совершенна, потому что гармонична. Если люди не хотят превратить свою существование в полный хаос, они должны стараться жить в согласии, гармонии с природой. Такое же отношение к проблеме было характерно и для многих восточных религиозных и философских систем. И в Новое время в западном мире природа зачастую воспринималась как косная, инертная сила. Человек должен был покорить её. Установлению господства над природой должна была помочь наука. Как раз в это время начинается революция в естествознании. Люди всё глубже приникают в тайны природы, познают законы, по которым она развивается. И учатся использовать это знания для собственных прагматических целей. Человек стал независимым от природы! Некоторым так и казалось. Природа нашей планеты гораздо старше общества. Её история измеряется миллиардами лет. Ну, а история человечества насчитывает, максимум, несколько миллионов лет. Причём значительную часть этого времени общество находилось в первобытном, неорганизованном состоянии. Но что же такого уникального в природных условиях Земли? Судите сами. Нам повезло в следующем. Если бы размеры Земли были такими же, как у Меркурия или Плутона, её притяжение было бы слишком маленьким, чтобы удержать атмосферу. А если бы она «доросла» до размеров Юпитера или Сатурна, то вокруг неё была бы не атмосфера, а плотная оболочка, под которой никакая жизнь не смогла бы существовать. Влияет ли природное окружение на развитие человеческого общества. Безусловно! Природные условия определяют направление хозяйственной деятельности людей. Что станет основой их экономики? Земледелие, кочевое скотоводство, морские промыслы? Переход земледельцев к оседлому образу жизни подтолкнул развитие ремесла, торговли, городов. Благоприятный климат позволял выращивать несколько урожаев в год, получать излишки продукции. А это первый шаг к развитию имущественного неравенства, расслоению общества и появлению необходимости в государстве. Как особой системы управления, основанной на принудительной силе. Не случайно, первые цивилизации возникли в странах с тёплым климатом. Вероятно, развитие человеческого общества связано и с более глобальными физическими процессами. Теми, которые протекают в звёздных глубинах. Советский учёный, биофизик Александр Леонидович Чижевский доказывал, что на развитие биосферы, в том числе и социально-исторические процессы влияют циклы солнечной активности. Но, разумеется, было бы слишком просто все события человеческой истории объяснить исключительно влиянием климата или явлений космического масштаба. Действия людей определяются их личной волей, особенностями конкретного общества. Так, например, уровень рождаемости зависит не столько от естественной способности к деторождению, сколько от иных, чисто социальных факторов. Уровень экономического развития страны, занятость женщин в общественном производстве, их образование. Развитие медицины, религиозные традиции и многое другое. К тому же постоянно растёт воздействие, направленное в обратную сторону. Человеческого общества на природу. Люди проводят воду в засушливые районы. Осушают заболоченные территории. Высаживают деревья. Выводят новые сорта растений и породы скота. Ликвидируют природные очаги страшных болезней. Но чаще мы вспоминаем о неблагоприятных последствиях этого влияния. Истощение запасов природных ресурсов. Вырубка лесов. Загрязнение атмосферы, почвы, воды. Уничтожение животного и растительного мира. Влияние, хотя ещё и не совсем доказанное, на глобальные климатические процессы. Мощному воздействию научно-технического прогресса повергается и сам человек. На протяжении последних 30 тысяч лет он практически не изменился как биологический вид. Но серьёзно изменились условия его существования. Мы живём в мире, перенасыщенном информацией. Она буквально обрушивается ни нас из СМИ, интернета. Причём зачастую информация носит не нейтральный характер. Она распространяется с целью оказать влияние на психику человека, манипулировать его сознанием. Мы всё больше зависим от компьютерных сетей и виртуальной реальности. Большинство людей живёт сейчас в городах-мегаполисах, подчиняется их бешеному ритму. Индивидуальность человека растворяется в толпе, он всё больше ощущает себя «винтиком», «песчинкой».
|