что такое основа что такое уток и основа
Уток ткани — что это, и как различить уток и основу
Как строится ткань
Полотно сплетается из двух систем нитей, которые носят название основа, или долевая и уток. Первые располагаются вдоль кромки и параллельно друг другу. Основа обычно однородная и очень прочная. В процессе ткачества опорные нити подвергаются растяжению и перегибанию, и, чтобы сохранить их прочность, долевые нити укрепляют клеящими составами — шлихтой.
Нить утка располагается перпендикулярно основе и тянется от кромки до кромки. Уток подвергаются меньшей нагрузке при создании полотна, поэтому на эту роль берутся менее прочные и неоднородные нити. И ещё одно отличие от основной пряжи, которая на всём полотне остаётся неизменной: уток может состоять из волокон разного цвета.
Сначала на станок натягиваются долевые нити. Уток используется уже в процессе. Он закладывается разными способами, что и формирует виды материй.
Базовые способы переплетения:
У всех базовых типов переплетения есть производные усложнённые версии, которые и определяют многообразие материй.
Характеристики ткацких переплетений
Ткачество, как известно, возникло еще в каменном веке. Сначала люди пробовали создавать ткани руками, но затем для упрощения работы был придуман ткацкий станок. Он позволил существенно расширить ассортимент изготавляемых материалов, придавать им более красивые и витиеватые рисунки.
На сегодняшний день в мире производится несколько сотен различных тканей. Все они различаются по типу ткацкого переплетения. Под этим термином понимается многочисленные комбинации сплетения основных и дополнительных нитей (утка). Вид переплетения определяет физические и механические свойства материала, а также отвечает за его внешний вид. В области ткацкого переплетения используют и еще ряд специальных понятий. Так, под перекрытием понимают ту точку, где происходит пересечение основных волокон и волокон утка. Перекрытия встречаются двух типов:
— основное перекрытие. Его условное обозначение – nFО. Под этим значением понимается то место на лицевой поверхности материала, где основная нить помещается над уточной;
— уточное перекрытие или nFУ. Здесь имеется в виду то место на лицевой части ткани, где уточная нить пролегает над основной.
Одним из обязательных значений в ткацком переплетении является раппопорт. Его обозначают латинской буквой R. Он отвечает за орнамент ткани и определяет то количество нитей основы или утка, которое повторяется в определенном порядке через заданное расстояние. Принято говорить о двух видах раппопорта:
— раппопорт основы (Ro). Это количество основных нитей, которые чередуются с уточными;
— раппопорт утка (Ry). Под данным понятие подразумевается количество дополнительных волокон, которые пересекаются с нитями основы.
Нередко в процессе ткацкого переплетения практикуется термин, который называется «сдвиг» или S. Он просчитывает на сколько нитей смещено одно одиночное перекрытие от аналогичного предыдущего. Существует два варианта сдвига:
— вертикальный сдвиг (Sо) – это количество дополнительных волокон между двумя одиночными перекрытиями основы;
— горизонтальный сдвиг (Sу) – это количество основных волокон между двумя одиночными дополнительными пересечениями.
Ткацкие переплетения имеют обширную и многоуровневую классификацию.
Выделяется четыре большие группы и множество подгрупп.
Главные переплетения
Открывают систематизацию главные или простые переплетения. Их схемы известны с древних времен и практикуются и по сей день. Главные переплетения легко узнаются по гладкой и однородной поверхности. У тканей, произведенных таким способом, раппопорт основы равен раппопорту утка. К главным переплетениям относят:
Оно имеет самый элементарный раппопорт: Ro=2 и Ry=2. Каждая главная нить соединяется с дополнительной через одну. Ткани, созданные с применением полотняного переплетения, имеют лицо и изнанку, а также гладкую поверхность. В случае, если дополнительные и основные нити различаются по толщине, материал приобретает так называемый репсовый эффект. Полотняное переплетение признано самым популярным и распространенным. Благодаря ему производятся хлопчатобумажные, плательные и льняные ткани. Среди них отметим ситец, бязь, парусину, шелк.
Данный вид переплетения характеризуется диагональными полосами, которые расположены по всему периметру ткани. Саржевый раппопорт имеет индекс R>3. Для удобства использования при обозначении саржевого переплетения применяют дробь. Числитель отвечает за количество нитей основы, а знаменатель – за число нитей утка. Причем переплетение саржа ½, 1/3, ¼ называют уточным и применяют, когда на лицевой стороне ткани необходимо выделить дополнительные нити. В варианте переплетения 2/1, 3/1, 4/1, наоборот, доминируют основные нити. Саржой переплетают, как правило, подкладочные, полушерстяные и хлопчатобумажные ткани.
Отличительная особенность такого переплетения – гладкая, переливающаяся поверхность. Лицевая часть атласных тканей состоит из основных волокон. Материалы обыкновенно отличаются хорошей прочностью, они устойчивы к возникновению трения, прекрасно скользят. Самый популярный раппопорт для атласного переплетения – 5,8 и 10 волокон. При помощи атласного переплетения получается креп-сатин, коломянка. Разновидностью атласного считается
На его лицевой части доминируют нити утка. Каждая из них лишь один раз пересекается с нитью основы, когда выходит на изнаночную поверхность будущей ткани.
Мелкоузорчатые переплетения
Вторым по счету большим классом являются мелкоузорчатые переплетения. Их получают, усложняя и дополняя простые переплетения. Мелкоузорчатые переплетения принято разделять на две подгруппы:
— производные переплетения. Их получают, усиливая одиночные основные или уточные перекрытия полотняного, саржевого и атласного переплетений. Как правило, материалам удается сохранять характеристики тех основных переплетений, из которых они были созданы. Впрочем, это правило не распространяется на раппопорт. В производных переплетениях раппопорт основы не всегда равнозначен раппопорту утка. Все зависит от конкретного случая.
Стоит отметить, что производными полотняного переплетения выступают репс и рогожка. При репсовом переплетении усиливаются основные и дополнительные перекрытия. Репсовые ткани делятся на основные и уточные. В первом случае лицевая поверхность материала состоит из главных нитей. Во втором – из дополнительных.
Переплетение рогожка представляет собой двойное или тройное полотняное переплетение. Оно формируется при усилении (удлинении) основных и дополнительных перекрытий. Если данные перекрытия будут удлинены очень сильно, материал получится плотным и одновременно мягким.
Применяя в качестве базы простое саржевое переплетение, обыкновенно создают три вида производных саржевых переплетений:
— саржа усиленная. Она образуется, когда увеличивается длина одиночных перекрытий простой саржи. Таким образом, усиленная саржа приобретает более ярко выраженные диагональные линии. Данный вид переплетений характерен для хлопчатобумажных и шерстяных тканей.
— саржа сложная. Ее еще называют многорубчатой. Свое название данный вид производного переплетения получил из-за рубчиков разной ширины. Сложная саржа встречается основной, где на лицевой стороне ткани находятся основные нити, и уточной, где на лицевой поверхности преобладают дополнительные волокна.
— саржа ломанная. Она образуется с использованием одновременно простой саржи, усиленной или сложной саржи. Ломанную саржу можно узнать по диагональным полосам, которые расположены как вправо, так и влево, а также по продольным линиям. Даннный метод применяют для изготовления хлопчатобумажных материалов, шерстяных тканей типа трико и ряда пальтовых тканей.
Примечательно, что производным простого атласного переплетения становится усиленный сатин. Смысл получения данного переплетения заключается в том, что к каждому основному перекрытию добавляют еще одно, а то и сразу несколько дополнительных перекрытий. В результате нити утка оказываются превосходно закреплены. В частности, усиленный сатин применяется при производстве молескина.
— комбинированные переплетения. Они представляют собой чередование различных вариантов простых переплетений. Комбинированные переплетения подразделяются на несколько видов:
— креповые переплетения. Ткани, изготовленные с их помощью, отличаются мелкозернистой поверхностью. Это материалы на основе шелка и хлопка;
— рельефные переплетения. Характеризуются объемным рисунком на поверхности ткани. Рельефные переплетения имеют несколько подвидов:
Сложные переплетения
Третий класс переплетений составляют сложные переплетения. Они формируются на базе главных и производных переплетений. Одновременно в их основе лежит несколько систем нитей основы и утка. Сложные переплетения состоят из ряда подтипов:
— двойные переплетения. Они характеризуются многослойностью и могут быть нескольких видов:
— ворсовые переплетения. На поверхности тканей, выпущенных с использованием этого переплетения, содержится разрезной ворс или петельный ворс. Среди разновидностей встречаются переплетения с уточным и основным ворсом. Отдельно в качестве подвида выделяют махровое переплетение. Материал, где используют это переплетение, наделен петлями из нитей. Сами волокна отлично впитывают влагу. Данные ткани незаменимы для производства банных полотенец и халатов;
— перевивочные или ажурные переплетения. Они получаются при соединении двух систем нитей основы и одной системы нитей утка.
Крупноузорчатые переплетения
Наконец, к четвертому классу переплетений примыкают крупноузорчатые переплетения. Их вырабатывают преимущественно на жаккардовых ткацких станках. Поэтому достаточно часто данный вид переплетения именуют еще и жаккардовым. Необходимо отметить, что раппопорт крупноузорчатого переплетения способен повторяться несколько раз по ширине ткани. Однако, есть рисунки, где один раппопорт переплетения распространяется на всю ширину материала. Крупноузорчатые переплетения бывают двух категорий:
— простые крупноузорчатые переплетения, которые выполняют из одной основы и одного утка;
— сложные крупноузорчатые переплетения. Их узор составляют несколько систем нитей основы и утка. Сложные крупноузорчатые переплетения бывают двухлицевыми, двухслойными и ворсовыми. Ткани, произведенные с помощью данных переплетений, применяются для пошива платьев, а также оббивки для мебели.
Более подробно с каждым из видов большой семьи ткацких переплетений мы познакомим Вас в наших следующих статьях.
P.S При подготовке материала была использована книга Б.А. Бузова «Материаловедение швейного производства».
Как определить уточное направление
В новом отрезе направление долевой определяется по кромке и совпадает с ней. Сложнее сориентироваться на остатке материи, без кромки, однако это вполне возможно.
Нити основы длинные, прочные, не растягиваются. Поэтому, если резко растянуть ткань по этому направлению, раздастся звонкий хлопок. Уточные нитки гораздо рыхлее, тоньше и неоднороднее основы, при их резком растягивании раздаётся глухой звук.
Плотность материи определяется по основе. Самый простой способ узнать, где какая линия — потянуть ткань. По долевой полотно тянется заметно хуже, чем по утку, либо не тянется вовсе.
Зачем определять направление нитей? Обнаружение основных и уточных волокон крайне важно при раскрое. Прежде всего, это касается брюк, юбок и др. предметов одежды, которым придётся испытывать сильные нагрузки на растяжение. Крайне важно расположить выкройки вдоль кромки на тонких и трикотажных материях. Если не соблюсти эти условия, одежда будет менее прочной, быстро растянется, потеряет форму и износится.
Совет! При раскрое постельного белья из плотных тканей кроить поперёк основы приемлемо.
Уток — нить, идущая от кромки к кромке, и именно способ её закладки определяет тип плетения, фактуру и блеск ткани. При раскрое очень важно правильно определить направление вспомогательных нитей — детали должны располагаться поперёк утка, иначе будут сильно деформироваться и быстро изнашиваться.
Мелкоузорчатые схемы
К мелкоузорчатым схемам относится 2 подтипа:
Это видоизмененное полотняное плетение. Их легко отличить по характерному рубчику, который образовывается на поверхности. Существует в 2 видах:
Репс имеет довольно редкую кучность ниток, из-за чего ткань очень мягкая. Но при этом она обладает меньшей прочностью и эластичностью. При раскрое они важно наблюдать за расположением направления рубчиков. Если оно не будет совпадать, вероятна деформация полотна и ее негодность.
Рогожка
Переплетение нитей в рогожке очень похоже на полотняное, но также имеет некоторые отличия. Нитяной рисунок намного ярче выражен. Полотно очень плотное, но в то же время мягкое и приятное. Имеет высокую эластичность и не боится разрывов.
Уточная нитка и основная симметричны друг другу и образуют определенный квадрат. Рапорт может иметь пропорцию 2х2 или увеличенную 4х4, как на презентации.
Производные варианты саржевого вида
Саржевое плетение имеет больше всего производных. Каждое из них отличается от первоначального типа удлинением перекрытий. Поэтому диагонали становятся протяжными и более выраженными. Они могут быть односторонними или равными между уткам и основой.
В зависимости именно от этой пропорции, образуются следующие разновидности:
Производные варианты атласных и сатиновых видов
К производным этих видов относятся модифицированные и усиленные ткани. К примеру, в усиленном сатине из 8 нитей каждого ряда утка также есть 2 основы и 6 утков. В итоге, ткань получается намного прочнее.
Что такое долевая нить?
Итак, долевая нить — это нить основы, идущая по направлению работы ткацкого станка. Именно потому, что она идет вдоль длины полотна, ее и называют долевой.
Кромкой при этом называется крепкий, закрепленный специальным текстильным способом край полотна.
Нить утка — это перпендикулярная основе нить, а их пересечение и составляет базовую структуру ткани.
Как научиться шить: советы начинающим
Нетканые материалы
Первые известные нетканые полотна ‒ войлок и ватин. Для производства использовались ткацкие приемы, а сами материалы не имели структуры из долевых и поперечных нитей.
Производство его появилось лет 90 назад. Для его изготовления используется разное сырье:
А также применяются различные методы скрепления волокон (механический, химический, термический, комбинированный). Это позволило существенно сэкономить на отходах и самом процессе производства, а также изготовить материалы с абсолютно новыми характеристиками.
Нетканые полотна могут быть огнестойкими, абсорбирующими, водоотталкивающими, устойчивыми к разрыву и износу, очень мягкими и предельно жесткими. Их часто используют при пошиве спецодежды и предметов для медиков и спасательных служб, для изготовления средств гигиены, постельного или столового белья.
Однако не менее часто его используют для подкладки (флизелин) и верха пальто и плащей, для сорочек и халатов, платьев блузок, пляжной и спортивной стрейчевой одежды (эластан, нейлон).
Как определить долевую нить в трикотажном полотне?
Наличие кромки опять-таки снимает вопрос, но если ее нет, то растяжимость полотна мало поможет вам, хотя считается, что в трикотаже долевая будет растягиваться меньше всего. Вы можете также воспользоваться следующими советами.
Способ 1. При ближайшем рассмотрении вы увидите, что трикотажное полотно состоит из петельных столбиков и рядов. Направление столбиков соответствует направлению долевой нити, рядов — нити утка.
Способ 2. Некоторые виды трикотажных полотен по краю сворачиваются трубочкой. Поскольку по долевой материал лежит ровно, эта особенность поможет вам ее определить.
Как зашить дырку на трикотаже: 7 разных способов ремонта разных дыр
Как и по каким признакам определить долевую нить на ткани, как определить основу и уток?
– Решила заняться во время отпуска шитьём. Ещё со школы с уроков труда помню, что при раскрое ткани для правильного размещения лекал надо найти долевую нить. Тогда мы определяли её в хлопке, льне и шерсти. В то время всё было ясно и понятно, но за последние годы появилось столько новых тканей, что я просто путаюсь. Расскажите, как правильно найти долевую нить?
Технолог ткацкой фабрики
К сожалению, вы не написали, с каким материалом работаете, поэтому придётся дать общие рекомендации:
— Ангелина Николаева Технолог ткацкой фабрики
Основа (1) и уток (2). Источник: wikipedia.org
Что такое долевая нить?
Итак, долевая нить — это нить основы, идущая по направлению работы ткацкого станка. Именно потому, что она идет вдоль длины полотна, ее и называют долевой.
Кромкой при этом называется крепкий, закрепленный специальным текстильным способом край полотна.
Нить утка — это перпендикулярная основе нить, а их пересечение и составляет базовую структуру ткани.
Как научиться шить: советы начинающим
Долевая нить — нить основы ткани, а также линия, нанесенная на лекало или выкройку детали одежды и показывающая продольное направление нити основы в детали. В существующей практике и в технических условиях на выкраивание предусматривается направление нитей основы вдоль деталей с допущенными отклонениями, не влияющими на качество и посадку изделия в готовом виде. Если предусмотрено моделью, нить основы может идти в др. направлении. Например, при выкраивании деталей по косой линии, когда необходимо получить определенный объемный эффект, нить основы может быть расположена под определенным углом к детали (детали расклешенных изделий, такие отделочные элементы как волан, оборки, жабо и т.д.). На лекалах деталей, а также на выкройках в журналах мод нить основы и ее направление обозначено стрелкой.
В любой ткани есть основа и уток — две стороны, перпендикулярные друг другу. Долевые нити составляют основу ткани, а поперечные — уток. Определение долевой нити очень важно при раскрое, на выкройках направление долевой показано стрелкой, именно согласно этой стрелке необходимо разложить ткань.
Как же выяснить, в каком направлении проходят долевые нити на срезе ткани?
Инструкция:
Смотрите также:
Специальные ручные стежки
Декоративно-отделочные машинные швы
Как выбрать швейную машинку (советы)
Как определить долевую нить?
Способ 1. Самый простой и очевидный метод определения долевой нити работает в большинстве случаев: поскольку мы знаем, что долевая параллельна кромке, никаких сложностей не возникнет, если кромка у вашей ткани есть.
Но нередко бывает так, что кромка уже отрезана, и тогда вам придется воспользоваться другими, более сложными способами.
Способ 2. Этот метод требует некоторого опыта, потому что, несмотря на свою кажущуюся простоту, вам понадобится наметанный глаз.
Все нетрикотажные полотна немного тянутся по нити утка и слабо или вовсе неэластичны по долевой. Возьмите ткань с отрезанной кромкой и потяните ее в разных направлениях: там, где она тянется, будет нить утка, а там, где нет, — долевая. Имейте ввиду: лучше всего ткань будет тянуться по косой, то есть под углом в 45 градусов к нитям основы и утка, но при этом вы заметите некоторую деформацию полотна.
Почему этот способ не так прост, как кажется? Бывают случаи, когда неопытной мастерице кажется, что ткань тянется, как ее ни поверни. Если сомневаетесь, стоит воспользоваться дополнительными методами.
Способ 3. Резким, но не сильным движением растяните ткань — по долевой вы услышите характерный звонкий хлопóк. По утку звук будет слабее и глуше.
Способ 4. Если вы все еще не уверены, попробуйте рассмотреть ткань на свет: долевые нити всегда более гладкие и ровные, нежели нити утка.
Конструирование для начинающих: построение прямой юбки
Дальнейшие способы работают только в частных случаях, поскольку зависят от состава ткани!
Способ 5. Если вы знаете, что ткань состоит из хлопчатобумажных и шерстяных нитей, то вы можете быть уверены, что долевыми будут х/б нити, а нити утка — шерстяные.
Способ 6. Если же ваша ткань состоит из х/б нитей и нитей из натурального шелка, шелковые будут выполнять роль долевых, а хлопковые — уточных.
Как строится ткань
Полотно сплетается из двух систем нитей, которые носят название основа, или долевая и уток. Первые располагаются вдоль кромки и параллельно друг другу. Основа обычно однородная и очень прочная. В процессе ткачества опорные нити подвергаются растяжению и перегибанию, и, чтобы сохранить их прочность, долевые нити укрепляют клеящими составами — шлихтой.
Нить утка располагается перпендикулярно основе и тянется от кромки до кромки. Уток подвергаются меньшей нагрузке при создании полотна, поэтому на эту роль берутся менее прочные и неоднородные нити. И ещё одно отличие от основной пряжи, которая на всём полотне остаётся неизменной: уток может состоять из волокон разного цвета.
Сначала на станок натягиваются долевые нити. Уток используется уже в процессе. Он закладывается разными способами, что и формирует виды материй.
Базовые способы переплетения:
У всех базовых типов переплетения есть производные усложнённые версии, которые и определяют многообразие материй.
Как определить долевую нить в трикотажном полотне?
Наличие кромки опять-таки снимает вопрос, но если ее нет, то растяжимость полотна мало поможет вам, хотя считается, что в трикотаже долевая будет растягиваться меньше всего. Вы можете также воспользоваться следующими советами.
Способ 1. При ближайшем рассмотрении вы увидите, что трикотажное полотно состоит из петельных столбиков и рядов. Направление столбиков соответствует направлению долевой нити, рядов — нити утка.
Способ 2. Некоторые виды трикотажных полотен по краю сворачиваются трубочкой. Поскольку по долевой материал лежит ровно, эта особенность поможет вам ее определить.
Как зашить дырку на трикотаже: 7 разных способов ремонта разных дыр
Значение слова Уток по словарю Брокгауза и Ефрона:
Уток — система нитей, которые в ткани располагаются поперек длины куска, проходя от одной кромки к другой. Нити У. прокидываются челноком (см. Ткацкое дело) и прибиваются бердом батана. От У. не требуется такой крепости, как от основы (см.), взамен чего ему придают большую гибкость, чтобы он свободнее укладывался между нитями основы, а также пушистость, чтобы он заполнял промежутки между нитями и делал ткань плотнее на свет. Поэтому уточную пряжу крутят гораздо слабее, чем основу. Подготовка У. к ткачеству очень проста. Она заключается в намотке на шпулю (если пряжа прямо уже с прядильной машины не получается в форме шпули или початка (см.), могущего быть вложенным в челнок), а затем в намачивании или запаривании, чтобы отнять у нитей стремление скручиваться и образовывать петли (сукрутины). В некоторых случаях (напр. при изготовлении сукна) У. придают крутку в обратном направлении, чем основе. С. А. Ганешин.
Определение слова «Уток» по БСЭ:
Уток — поперечные нити ткани, расположенные перпендикулярно к нитям основы (См. Пробирание основы) и переплетающиеся с ними. Нить У. (уточина) прокладывается между нитями основы при зевообразовании и затем прибивается (продвигается) к опушке ткани (см. Ткацкий станок). У. испытывает в процессе ткачества меньшие нагрузки, чем основа, поэтому для его изготовления часто используется менее качественное сырьё. У. называются также поперечные нити в гардинно-тюлевых и трикотажных изделиях.
Билет № 20 (2) Понятие «ткань». Подготовка основы и утка к ткачеству.
Ткачество – это процесс получения ткани на ткацком станке.
Ткань – текстильное изделие, полученное на ткацком станке путем переплетения взаимно-перпендикулярных систем нитей основы и утка. Соответственно нити называются основными и уточными.
Основа – это система нитей, идущая вдоль ткани. Уток – система нитей, идущая поперек ткани.
Ткань получается из 2-х или более систем нитей.
Для получения ткани нужной структуры и качества нужно соответствующим образом подготовить нити основы и утка.
Подготовка нитей основы к ткачеству включает следующие процессы:
1. Перемотка – нити или пряжу с нескольких шпуль перематывают на бобину или катушку для освобождения от дефектов (узлов, утолщений).
2. Снование – навивание на сновальный валик определенного расчетного количества нитей или пряжи строго параллельно при одинаковом натяжении.
3. Шлихтование – пропитка нитей или пряжи клейким составом — шлихтой) — для придания гладкости, прочности, электризуемости и обрывности в процессе ткачества. В качестве клеящего вещества используют крахмал, казеиновый клей и др.
4. Проборка– продевание нитей основы через определенные части ткацкого станка ткацкого станка (ламели, ремизки, бердо). Проборка нитей в глазки галев ремизок по определенному раппорту обеспечивает образование ткани определенной структуры.
Нити утка поступают в ткачество на шпулях. Подготовка утка заключается в перемотке нитей с бобин на шпули для обеспечения их качества. Иногда уточную пряжу увлажняют для придания гладкости, упругости и прочности.
Билет № 21 (1) Виды подкладочных материалов, область применения и требования к ним | ||
Подкладочные материалы оформляют одежду с изнаночной стороны и предохраняют ее от износа и загрязнения. В процессе эксплуатации материалы для подкладки подвергаются интенсивному трению. Они должны быть прочными, легкими, иметь гладкую поверхность (для удобства надевания и снятия одежды), высокую стойкость к истиранию, износостойкость, малую сминаемость, хорошие гигиенические свойства (не электризоваться!), не вызывать затруднений при технологической обработке (иметь малую осыпаемость и раздвижку нитей!). При подборе подкладочных материалов следует учитывать самые важные свойства, исходя из назначения одежды и условий эксплуатации. Различные виды одежды имеют различную интенсивность эксплуатации. Например, для мужских повседневных костюмов показатели износостойкости должны быть наиболее высокими, т.к. эта одежда носится продолжительный срок. Для детской одежды подкладочные материалы должны обладать хорошими гигиеническими свойствами. Для подкладочных материалов, используемым при изготовлении нарядной одежды, гигиенические требования являются не столь значимыми, как эстетические. Эти ткани должны быть также технологичными. При выборе подкладочных материалов очень важно, чтобы их свойства соответствовали свойствам основного материала. Они должны иметь одинаковую усадку, в противном случае после стирки большая усадка подкладочной или основной ткани может привести к деформации одежды. Подкладочные материалы делятся на: легкие – до 90 г/м2; средние – до 110 г/м2 и тяжелые – 111 г/м2 и более. При подборе подкладочных материалов необходимо учитывать поверхностную плотность основного материала . Соответствие поверхностной плотности основного и подкладочного материалов приведено в табл.1 Таблица 1 Поверхностная плотность материалов, г/м2 | Подкладочный материал | |
Костюмы, пальто из легких тканей | до 200 | до 90 |
Костюмы мужские, женские | 200-350 | до 120 |
Пальто мужские, женские | более 350 | 120-150 |
Переплетение и отделка | Основные свойства | Применение | ||
Шелковые ткани | Вискоза 100% (саржа, дудун) Вискоза/ацетат (саржа, альпак) Вискоза //лавсан Вискоза/капрон Лавсан 100% | Саржевое Полотняное | Прочность, гладкая поверхность, высокая износостойкость. Вискозные ткани теряют прочность в мокром состоянии, образовывают пятна под действием воды и пара, обладают осыпаемостью и раздвижкой нитей в швах, хорошими гигиеническими свойствами | В качестве подкладки при изготовлении верхней одежды, мешковины карманов |
П/шелковые ткани | Вискоза/хлопок (саржа, сатин-дубль) | Саржевое | Прочность, гладкая поверхность, высокая износостойкость, сильная осыпаемость, сминаемость и раздвижка нитей в швах, хорошие гигиенические свойства, потеря прочности в мокром состоянии, образование пятен под действием воды и пара | В качестве подкладки при изготовлении верхней одежды, мешковины карманов |
Х/б ткани | Хлопок (сатин, саржа рукавная, бязь, гринсбон, тик-ластик) | Сатиновое Саржевое Ломаная саржа Атласное | Хорошие гигиенические свойства, прочность, сильная сминаемость, повышенная стойкость к истиранию | В качестве подкладки при изготовлении верхней одежды, рукавов в мужских пиджаках, мешковины в карманах |
Трикотажные полотна | Синтетические нити: полиамидные | – | Прочность, растяжимость, легкость, стойкость к истиранию, неосыпаемость, низкая раздвижка в швах | Подкладка карманов в мужских брюках, подкладка в верхней одежде: курток, плащей |
Билет № 21 (1) Подкладочные материалы, область применения, требования к качеству (вариант 2)
В качестве подкладочных материалов к одежде различного назначения используют шелковые и хлопчатобумажные ткани, тонкие гладкие трикотажные полотна, искусственный и натуральный мех. К ним относят также карманные ткани и используемые для подкладки карманов трикотажные полотна.
Подкладочные материалы улучшают внешний вид и эксплуатационные свойства швейных изделий. Они должны быть легкими, обладать устойчивостью к истиранию, без раздвигаемости нитей в швах, их окраска — устойчивой к действию трения, пота и химической чистки.
В зависимости от поверхностной плотности подкладочные ткани можно разделить на легкие (до 90 г/м2), средние (91 — 110 г/м2), утяжеленные (111 — 130 г/м2) и тяжелые (131 — 180 г/м2). Легкие подкладочные шелковые ткани используют для мужских, женских и детских костюмов и пальто из тканей поверхностной плотности до 200 г/м2. Подкладочные ткани средней плотности используются для мужских, женских и детских костюмов и пальто из тканей поверхностной плотности 200 — 350 г/м2. Утяжеленные и тяжелые подкладочные ткани применяют для демисезонных и зимних пальто, пальто из искусственной кожи и искусственного меха.
Для большинства швейных изделий используют подкладочные ткани из вискозных нитей. Чистовискозные подкладки устойчивы к истиранию, обладают хорошими гигиеническими свойствами, но усаживаются по основе, раздвигаются в швах, сминаются в носке (подкладки с утком из вискозной пряжи сминаются меньше).
Вискозные подкладочные ткани чаще всего вырабатывают саржевым переплетением, но используют также полотняное, мелкоузорчатые продольно-полосатые, крупноузорчатые со стилизованными геометрическими узорами.
При использовании в утке ацетатных и триацетатных нитей получают подкладочные ткани с меньшей сминаемостью, легкие и тонкие. Лицевая сторона этих тканей создается вискозными нитями, обладающими повышенной устойчивостью к трению. Массивные прочные подкладочные ткани вырабатывают из вискозных комплексных нитей линейной плотности 16,7 текс в основе и хлопчатобумажной пряжи (18,5 — 25 текс) в утке. Лицевая сторона ткани гладкая, блестящая, с плоским диагоналевым рубчиком, изнаночная — матовая, состоящая в основном из хлопчатобумажной пряжи; поверхностная плотность 125 — 160 г/м2. Вырабатывают эти ткани основным саржевым (саржа подкладочная) или атласным (сатин-дубль) переплетением.
В настоящее время ассортимент подкладочных материалов значительно увеличился за счет синтетических тканей (главным образом, из лавсана), которые обладают хорошей прочностью, стойкостью к истиранию, легкостью, хорошей драпируемостью, но низкими гигиеническими свойствами, в т. ч. высокой электризуемостью.
Дата добавления: 2016-05-31; просмотров: 3094;
Похожие статьи:
Виды волокон Свойства нитей основы, утка. Способы их определения в тканях. — презентация
Виды волокон Свойства нитей основы, утка. Способы их определения в тканях
Термины натуральные волокна, хлопчатник, хлопчатобумажные ткани, лён — долгунец, льняные ткани, пряжа, нить, ткань, основа, уток, полотняное переплетение.
Лен Лен – долгунец относится к семейству льновых и насчитывает более 230 видов, из которых в России произрастает около 50. Это многолетние, реже однолетние травы с цельными листьями, голубыми, фиолетовыми или зелеными цветками в соцветии.
Обработка льна
Хлопок
Волокна хлопка льна
НАТУРАЛЬНЫЕ ВОЛОКНА Растительного происхождения Лен Стебель растения Хлопок Пушистые волоски, покрывающие семена растения Животного происхождения Шерсть Волосяной покров животных Шелк Тонкая нить, Выделяемая гусеницей
Прядильные машины
Ткацкий станок
Полотняное и саржевое переплетения
Инструкция Тема. Определение в ткани направления нитей основы и утка 1. Возьмите образец ткани с кромкой и вспомните, как направлены нити основы (долевые) и утка (поперечные). 2. Растягивая образец по направлению нитей основы и утка, определите, в каком направлении ткань растягивается больше. 3. Резко растягивая ткань (с хлопком), определите, в каком направлении (долевом или поперечном) звук будет звонким, а в каком — глухим. 4. Рассматривая образец ткани в лупу, сравните нити основы и утка по толщине и гладкости. Затем выньте по одной нити основы и утка и проверьте правильность ваших наблюдений. 5. Проверьте результаты выполненной работы, записанные в отчете, сравнив их с признаками определения направления нитей в ткани.
Подумай и ответь 1) Как называется процесс получения ткани из пряжи? 2) Перечислите виды волокон. 3) Назовите нити, из которых состоит ткань. 4) Что находится по краям ткани, для чего она служит? 5) По каким признакам определяют направление нитей основы в тканях? 6) Из каких волокон изготавливаются хлопчатобумажные и льняные ткани? 7) Как определить лицевую и изнаночную стороны ткани? Какие части льна используются для получения волокон? 9) Какие части хлопка используются для получения волокон? 10) Что такое волокна? 11) Какую функцию выполняют волокна в растении?
Термины натуральные волокна, хлопчатник, хлопчатобумажные ткани, лён — долгунец, льняные ткани, пряжа, нить, ткань, основа, уток, полотняное переплетение.
- что такое основа ткани и уток ткани
- что такое основание в геометрии определение