отношение к матери на кавказе

«Они даже боятся использовать саму возможность себя защитить»

Подпольные мамы — так в махачкалинском центре защиты материнства и детства «Теплый дом на горе» называют женщин, вынужденных скрывать свою беременность или факт материнства из-за страха оказаться отверженной обществом и собственной семьей: быть матерью-одиночкой рожденного вне брака ребенка на Кавказе предосудительно. Не все семьи готовы понять и принять такую женщину, потому что считают, что «пятно позора» ляжет на весь род и это может отразиться на многих его членах. Забота о том, «что скажут люди», заставляет идти на ухищрения. Так, ребенок может жить с матерью под видом приемного. А иногда трудности кажутся и вовсе непреодолимыми.

отношение к матери на кавказе. 70177b9230b372cb1ed0e85bdfb0ca6c8fe14aab. отношение к матери на кавказе фото. отношение к матери на кавказе-70177b9230b372cb1ed0e85bdfb0ca6c8fe14aab. картинка отношение к матери на кавказе. картинка 70177b9230b372cb1ed0e85bdfb0ca6c8fe14aab. Подпольные мамы — так в махачкалинском центре защиты материнства и детства «Теплый дом на горе» называют женщин, вынужденных скрывать свою беременность или факт материнства из-за страха оказаться отверженной обществом и собственной семьей: быть матерью-одиночкой рожденного вне брака ребенка на Кавказе предосудительно. Не все семьи готовы понять и принять такую женщину, потому что считают, что «пятно позора» ляжет на весь род и это может отразиться на многих его членах. Забота о том, «что скажут люди», заставляет идти на ухищрения. Так, ребенок может жить с матерью под видом приемного. А иногда трудности кажутся и вовсе непреодолимыми.

Иллюстрация: Даня Берковский

Насиба. «Они не могли поверить, что отец убьет меня за такое»

Насибе (имя изменено) 23 года. В «Теплый дом на горе» девушка приехала из соседнего региона Северного Кавказа.

— До 15 лет я жила с бабушкой в селе, в родной республике. После третьего класса она забрала меня из школы и больше не разрешала учиться. Сейчас я ее ненавижу за это и за другое тоже. В 15 лет родители перевезли меня в Ростов-на-Дону, где жили сами. У них было две комнаты в общежитии семейного типа, в одной жили они, в другой — я. Я поняла, что я им не очень нужна.

Они устроили меня работать уборщицей, я же больше ничего не умела. В магазине, который я убирала, я научилась быть кассиром. Пару лет работала там. Соседом, чья дверь была следующая по коридору от моей, был парень из азиатской, постсоветской страны. Однажды он сказал: «Я тебя больше никому не дам в обиду». Мы заключили брак по исламским традициям — в мечети. Никому не сказали. Он пытался поговорить с моим отцом о том, что я ему нравлюсь, но тот его резко обрубил: «Даже не думай». Они бы не отдали меня за парня другой нации. А мы любили друг друга. Ну, я так думала.

Несколько лет он приходил ко мне каждую ночь, и никто не знал о нас. Потом его депортировали. Полгода мы созванивались, все было вроде хорошо. Через полгода я обнаружила, что беременна. Он сказал, что это не от него: уехал — и я сразу в положении. Не поверил мне и дал развод.

Отец был в длительной командировке, он так часто уезжал. Я носила просторные домашние национальные платья и, как могла, утягивала живот. Я немного полненькая, родители думали, я толстею просто. Когда у меня отошли воды, мать спросила: «Что с тобой?», ну я и выпалила: «Рожаю». Так она узнала. Картина была, конечно, та еще… До сих пор перед глазами стоит ее лицо. Она долго не могла поверить, что я не шучу, потом еще долго не вызывала скорую, так как в роддоме в этот день дежурила наша родственница. Потом все-таки вызвала. Я не жалею ни о чем. Хоть кто-то меня любил. Родителям я не была нужна никогда — это видно и по тому, как моя мать себя повела в этой ситуации. Ей нужно было только одно — чтобы позора не было.

Пока я была в родах, мама написала за меня отказ от ребенка. Акушерка сказала мне это сразу, как они унесли мою девочку в детское отделение. Я спрыгнула с родильного кресла и побежала по коридору с криком: «Отдайте моего ребенка!» — так перепугалась, что вижу ее последний раз. Бегу, кричу, кровь идет… Упала в обморок, потом сказали, что кровотечение долго не могли остановить, чуть не умерла.

После всего этого ко мне пришла психолог, и вот она-то мне и помогла — поговорила с моей мамой. Мама приходила и заставляла меня написать отказ, угрожала мне, говорила, что родня все узнает и меня точно убьют. Но моей маме сказали, будто для отказа нужно письменное согласие моего отца, и она не поняла, что это не так. И тогда мы придумали такой ход: я написала отцу письмо, что вышла замуж и уезжаю с мужем, и родственникам позвонила — и так же сказала. Сама же поехала в Махачкалу в «Теплый дом на горе». Это мне подсказали люди из такой же организации в Ростове. Там они никак не могли понять, почему я не могу взять ребенка и пойти с ним жить в свою комнату. Они не могли поверить, что я говорю правду, что отец меня сам убьет за такое.

Надеюсь, что здесь пробуду столько, сколько нужно, чтобы встать на ноги, буду снимать жилье, работать. Замуж больше не хочу, предательство и боль до сих пор со мной. Маме иногда звоню. Она никак не помогает, только настаивает, чтобы я немедленно выходила замуж и потом представила мужа и родившегося якобы от него ребенка всем родственникам и папе. Но я не хочу. Я сама буду, и пусть никто обо мне ничего не знает.

Теплый дом для матерей

Центр защиты материнства и детства «Теплый дом на горе» заработал в Махачкале в 2017 году на деньги президентского гранта. Его директор Евгения Величкина приехала в Дагестан из Воронежа, там она работала в похожей общественной организации и часто принимала звонки от жительниц Дагестана. А позже, уже в республике, убедилась, что проблем здесь действительно много.

Сегодня в «Теплом доме на горе» помогают женщинам с детьми — жертвам домашнего насилия, матерям, которым угрожает изъятие детей опекой из-за неблагополучных условий жизни, женщинам с незапланированной беременностью, намеренным оставить ребенка в роддоме или сделать аборт. В прошлом году центр повторно выиграл президентский грант — с проектом «Подпольная мама».

«Теплый дом на горе» арендует небольшое помещение под офис, где работает пункт раздачи одежды и продуктов, и двухкомнатную квартиру — в ней живут женщины, которым больше некуда пойти. Но чаще всего помощь, которую оказывает центр, — консультативная.

— Часто по телефону. Потому что на контакт — не в офисе, а хотя бы на нейтральной территории — мало кто идет, — поясняет Евгения. — Здесь женщины панически боятся огласки. И в том, что они рассказывают о себе, всегда есть хотя бы немного лжи. Они стараются приукрасить свои истории — мы уже привыкли к этому.

В центре стараются поговорить с родственниками женщины — часто ситуация открывается с новых сторон. А если найти взаимопонимание с родными не удается, женщина может получить убежище. Одновременно в приюте может жить до восьми женщин, если у каждой по одному ребенку. В «Теплом доме» они обычно проводят три месяца, выпускаясь с разным результатом.

— Некоторые мамы объединяются и дальше живут вместе, помогая друг другу смотреть за детьми и по очереди работая. Кто-то устраивается на работу, отдает детей в садик, снимает жилье, кто-то реализует материнский капитал и так решает жилищные проблемы, кто-то находит общий язык с родственниками и возвращается в семью, — поясняет Евгения.

За время работы в Дагестане она столкнулась с тем, что здесь женщины часто узнают о беременности на последних сроках.

— И очень часто прерывают беременность на сроках больше 20 недель — и даже на седьмом месяце. При этом стараются делать это подпольно, даже на дому, и платят большие деньги — лишь бы никто не знал.

Многие из них хотели бы родить ребенка, но им мешает страх. В таких случаях в «Теплом доме на горе» им помогают увидеть пути для сохранения беременности.

В рамках нового гранта здесь планируют делать выездные школы: вместе с волонтерами — врачами, психологами, юристами — проводить мероприятия при женских консультациях, консультируя женщин и рассказывая, куда они смогут обратиться за помощью, если она понадобится.

— Мы сейчас сотрудничаем по этой инициативе с Минздравом. Так мы надеемся приблизиться к нуждающимся в нашей помощи женщинам, чтобы о нас знали и могли нас найти.

Екатерина Капустина
магистр антропологии, м. н. с. отдела этнографии Кавказа Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого

— Неприятие рожденных не в браке детей и их матерей в семьи происходит там, где есть высокое значение общей репутации, и мужчина и женщина являются ее частью и своими действиями могут нанести ей урон. Это происходит из идей «соблюдения общественных норм приличия». То, что страдает больше в этой истории женщина, хотя должны были оба, — это наследие патрилинейной формы родства. В такой системе очень важно, кто отец, и целомудрие жены становится архиважным. Гендерное неравенство в завуалированной форме сохраняется везде в России, а на Кавказе имеет более явные и жесткие формы. Соответственно, эти женщины вполне оправданно боятся за свою жизнь и стараются оставить неприкосновенной честь своего рода в целом.

Алиса. «Только близкие знают, что это мой сын»

Алисе (имя изменено) 45 лет. В «Теплый дом на горе» она обратилась за юридической помощью.

— В тридцать лет я развелась с мужем. Это было стрессом для всей нашей семьи, моим родителям было трудно принять то, что я вернулась к ним обратно в статусе разведенки. Детей у меня не было.

Так вышло, что я вступила в отношения с мужчиной вне брака и забеременела от него. Я видела в этом свой единственный шанс иметь ребенка, и хотя мой мужчина не поддержал меня в этом желании, я решила его оставить. Моя семья с трудом пережила известие о моем положении. Мама вплоть до дня родов настаивала, чтобы я отказалась от ребенка, чтобы прямо в роддоме оформили все так, будто я и не рожала вовсе. Конечно же, мы от всех все скрывали, но так как я не отказалась от сына, то близкие родственники тоже о нем узнали.

Почти год от нас не отставали, все, кто знал, приходили и требовали, чтобы я переписала ребенка на мою замужнюю двоюродную тетю. Таким образом, как они утверждали, было бы смыто грязное пятно, которое я поставила на репутации семьи. Я жила тогда с родителями и под диким давлением со всех сторон согласилась. Мы оформили все так, будто моей тете этого мальчика подбросили неизвестные люди. Он поступил как подброшенный в больницу, а оттуда она его усыновила полностью легально, через суд. Сразу после этого мой мальчик вернулся ко мне и с тех пор живет со мной. Родственники успокоились на этом решении, только близкие из них знают, что это мой сын, перед остальными вроде как племянник, который живет со мной, так как у меня нет своих детей. Отец ребенка иногда мне помогает и временами видится с ним.

Источник

Отношение к матери на кавказе

« Ноябрь 2021 »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

отношение к матери на кавказе. . отношение к матери на кавказе фото. отношение к матери на кавказе-. картинка отношение к матери на кавказе. картинка . Подпольные мамы — так в махачкалинском центре защиты материнства и детства «Теплый дом на горе» называют женщин, вынужденных скрывать свою беременность или факт материнства из-за страха оказаться отверженной обществом и собственной семьей: быть матерью-одиночкой рожденного вне брака ребенка на Кавказе предосудительно. Не все семьи готовы понять и принять такую женщину, потому что считают, что «пятно позора» ляжет на весь род и это может отразиться на многих его членах. Забота о том, «что скажут люди», заставляет идти на ухищрения. Так, ребенок может жить с матерью под видом приемного. А иногда трудности кажутся и вовсе непреодолимыми.

В России 24 ноября отмечали День Матери. Праздник был введен в государственный календарь в период президентства Ельцина – по его указу 1998 года Днем матери считается последнее ноябрьское воскресенье.

отношение к матери на кавказе. 1417631108 naima. отношение к матери на кавказе фото. отношение к матери на кавказе-1417631108 naima. картинка отношение к матери на кавказе. картинка 1417631108 naima. Подпольные мамы — так в махачкалинском центре защиты материнства и детства «Теплый дом на горе» называют женщин, вынужденных скрывать свою беременность или факт материнства из-за страха оказаться отверженной обществом и собственной семьей: быть матерью-одиночкой рожденного вне брака ребенка на Кавказе предосудительно. Не все семьи готовы понять и принять такую женщину, потому что считают, что «пятно позора» ляжет на весь род и это может отразиться на многих его членах. Забота о том, «что скажут люди», заставляет идти на ухищрения. Так, ребенок может жить с матерью под видом приемного. А иногда трудности кажутся и вовсе непреодолимыми.В этом посте – о том, как традиции народов Кавказа предписывали детей относиться к своим мамам, какие поведенческие запреты существовали и существуют в общении с матерями, каковы обязанности взрослых детей по отношению к родителям и о многом другом.

В Исламе, который во многом регулирует общественную и личную жизнь на Северо-Восточном Кавказе, есть несколько хадисов (хадис – предание о словах, поступках и молчании Пророка Мухаммада) об отношении к матери. Один из известных гласит, что «рай находится под ногами матерей».

Мусульмане считают, что из родителей большего внимания заслуживает мать, так как она выносила, родила, вскормила ребенка, вынесла все бессонные ночи.

«Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал человеку, спросившему его о том, что такое благодеяние к родителям: «О горе тебе! А жива ли твоя мать?» Тот ответил: «Да». Благородный Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «О горе тебе! Не отходи от её ног, ведь там рай» (хадис передал Ибн Мадж)».

Малейшее непослушание материнской воле строго наказывалось на Кавказе по адату. Оно осуждалось и общественным мнением, а по шариату считалось величайшим грехом.

Глубокое уважение и почитание отца и матери выражалось в беспрекословном им подчинении, постоянной заботе о них, строжайшем соблюдении поведенческих запретов. И мальчики, и девочки с раннего детства должны были знать эти законы и неукоснительно выполнять их соответственно своему возрасту.

У всех народов Кавказа при матери не вели разговоров на фривольные темы и вообще громко не говорили, не появлялись небрежно одетыми. В то же время любое поручение матери должно было выполняться, и попробовал бы ребенок (даже уже взрослый) огрызнуться, не выполнить просьбу. Это было бы позором для его семьи, родителей, ближайших родственников.

Центральное место в эпосах народов Кавказа занимают образы Матери. Например, в нартском эпосе черкесов такой мощной фигурой, замыкающей на себе многие сюжетные линии, является Сэтэней-гуаще – «мать нартов». Она – хозяйка нартского дома, воспитательница и советчица нартских богатырей. Ее собственные родители упоминаются только мельком, муж Уэзырмэдж живет в ее доме, главного героя эпоса Сосруко она производит на свет чудесным образом – из камня. Мудрая Сэтэней никогда напрямую ничего не указывает нартам и никогда не участвует в обсуждении общественных дел. Она, безусловно, влияет на ход событий, но мудрыми советами мужчинам или хитрыми женскими уловками.

В понятиях черкесов покушение на честь матери, жены или сестры было самым сильным оскорблением, которое можно нанести мужчине. Если вообще дела об убийствах можно было уладить, выплатив «цену крови», то подобные посягательства на честь матери обычно заканчивались кровопролитием.

У осетин долгом и обязанностью каждого члена семьи, в особенности мужчин, было оберегать честь матери. Осетин не терпел непристойных речей в адрес женщины, и сам никогда не произносил слов, оскорбляющих ее честь и достоинство. Ругаться, спорить с матерью считалось для мужчины занятием безнравственным и недостойным. А дети воспитывались в покорности и уважении к матери.

Всякое неуважение к матери, особенно к старой женщине, характеризовало семью с самой отрицательной стороны. Ребенок должен был терпеть от матери все, даже не совсем ласковое обращение. До сих пор можно услышать: «Мады цæф нæ риссы» («От удара матери больно не бывает»); «Мады ’лгъыст хъæбулæн цин у, искæй ’лгъыст та – рын» («Материнская брань для ребенка – радость, чужая – напасть»); «Мады зæрдæ тæнæг у» («Материнское сердце отходчиво»); «Мады зæрдæ дур халы» («Материнское сердце камень рушит»); «Мады зæрдæ – хуры фарс» («Материнское сердце – солнечная сторона, всегда греет»); «Йæ мады фыдсыл ничи хоны» («Никто мать злой женщиной не называет»); «Йæ мады фидиссаг ничи кæны» («Никто не позорит и не позволяет позорить свою мать») и т. д.

У чеченцев женщина-мать имеет особый общественный статус. Уважение к матери (как и отцу) – это священный долг каждого сына или дочери. Вайнахи говорят: «Дай наний реза ца хилча, дуьненан балех а, эхартан 1азапех а воккхур вац олу» («Если не будут довольны тобой отец и мать, то и в жизни и после смерти ты будешь наказан, проклят») Мужчина только хозяин дома, а мать издревле является хозяйкой огня, а самое страшное чеченское проклятие – «чтобы погасло в твоем очаге пламя».

У чеченцев есть такая легенда. Две девушки пошли купаться и начали тонуть. Неподалеку оказался брат одной из тонущих. Он вытащил не сестру, а ее подругу. На похоронах мать, улучив момент, сказала сыну: «Сегодня я узнала, что у меня вырос кант (сын)». То есть она похвалила его за то, что он не поддался голосу крови и не бросился, в первую очередь, спасать сестру, а, переступив через себя, спас чужую. В противном случае все чувствовали бы себя «опозоренными» (юьхь Iаьржа, буквально: черное лицо).

Особая категория на Кавказе – это пожилые женщины-матери. На Кавказе они всегда живут в семье – либо младшего сына, либо дочери, если у нее нет сыновей. Такой категории, как «пожилые женщины, имеющие детей, но живущие отдельно», на Кавказе практически нет.

Старость не является основанием для тревоги матерей – об этом пишут этнографы, исследовавшие эту проблему. Потому что у пожилых женщин ничего не меняется – не меняется их место жительства, что обычно для пожилого человека стресс. Разве что женщины, живущие в аулах и селах, гостят у живущих в городе детей. У меня есть родственники, в семье которых пять дочерей, а мать живет с семьей сына в ауле – так вот, зимой она по очереди гостит у каждой из дочерей и возвращается в аул в обновках и подарках, после посещения городских врачей и подружек, также зимующих у своих детей.

Старение матери и связанные с ним возможные отрицательные изменения физического самочувствия не приводят к депрессии, отсюда, вероятно, и связь с феноменом долгожительства.

Пенсия у пожилых женщин – обычно добавка к семейному бюджету, а не основной источник существования. Невозможно представить, чтобы дочь или сын, если они живут далеко, не позвонили матери каждый день, не приехали к ней с семьей в выходной день, не привезли лучшие продукты, не позаботились о ее одежде, подарках к праздникам, не искали бы для нее лучших стоматологов, кардиологов и терапевтов.

В конце 80-х-90-х годах XX века стали разрушаться прежние сложившиеся экономические связи, усилилась социальная дифференциация, горцы массово переселялись на равнину, регион охватила массовая безработица, а криминализация – общество. Все это привело к размыванию традиционной системы ценностей, сужению сферы их применения. Однако почтение, уважение к матери – это та незыблемая ценность и качество, расшатать которое не способны никакие социальные катаклизмы.

На снимке: портрет матери с детьми. Цунтинский район, с. Сагада. Дагестан. 1988. Фото профессора Юрия Карпова с сайта www.kunstkamera.ru

Наима Нефляшева, Блог «Северный Кавказ сквозь столетия».

Источник

Как относятся к матерям на Кавказе

отношение к матери на кавказе. . отношение к матери на кавказе фото. отношение к матери на кавказе-. картинка отношение к матери на кавказе. картинка . Подпольные мамы — так в махачкалинском центре защиты материнства и детства «Теплый дом на горе» называют женщин, вынужденных скрывать свою беременность или факт материнства из-за страха оказаться отверженной обществом и собственной семьей: быть матерью-одиночкой рожденного вне брака ребенка на Кавказе предосудительно. Не все семьи готовы понять и принять такую женщину, потому что считают, что «пятно позора» ляжет на весь род и это может отразиться на многих его членах. Забота о том, «что скажут люди», заставляет идти на ухищрения. Так, ребенок может жить с матерью под видом приемного. А иногда трудности кажутся и вовсе непреодолимыми.

Кавказ: гимн матери
Каждый кавказец с пеленок знает, что в этой жизни нет ничего важнее отца и матери. Отец — пример для подражания, непререкаемым авторитет, а мать – нечто сакральное. В каждой кавказской культуре мать считается истоком всех нравственных начал. Так, у чеченцев, например, есть понятие «материнский язык» – своего рода нравственный кодекс, формирующий представление о мире, где во главу угла ставится женское начало. Малейшее непослушание материнской воле всегда строго наказывалось и считалось большим грехом.

«Кто не послушает совета матери, тот не достигнет своей цели», — говорят кавказцы. С пиететом к матери относятся абсолютно все кавказские народы, независимо от того исповедуют они ислам или христианство, живут на горах или на равнине, ведь именно матери передают из поколения в поколение культуру и духовно-нравственные ценности.
отношение к матери на кавказе. . отношение к матери на кавказе фото. отношение к матери на кавказе-. картинка отношение к матери на кавказе. картинка . Подпольные мамы — так в махачкалинском центре защиты материнства и детства «Теплый дом на горе» называют женщин, вынужденных скрывать свою беременность или факт материнства из-за страха оказаться отверженной обществом и собственной семьей: быть матерью-одиночкой рожденного вне брака ребенка на Кавказе предосудительно. Не все семьи готовы понять и принять такую женщину, потому что считают, что «пятно позора» ляжет на весь род и это может отразиться на многих его членах. Забота о том, «что скажут люди», заставляет идти на ухищрения. Так, ребенок может жить с матерью под видом приемного. А иногда трудности кажутся и вовсе непреодолимыми.
На Кавказе пожилые женщины, имеющие детей, никогда не живут отдельно, и в этом некоторые исследователи усматривают связь с феноменом долгожительства. Для народов Кавказа в целом характерен культ матери и многодетной семьи, откуда берет истоки любовь к родной земле, формируются моральные ориентиры. Кодекс чести на этой земле подразумевает отстаивание своего достоинства, уважение к женщине, заботу о своих родных и близких. По многовековым кавказским традициям, в семьях, где культ отца воспитывается матерью, а культ матери поддерживается отцом, не могут вырасти недостойные сыновья и непорядочные дочери. Более трепетного отношения к матери, чем на Кавказе, не встретишь нигде.

отношение к матери на кавказе. . отношение к матери на кавказе фото. отношение к матери на кавказе-. картинка отношение к матери на кавказе. картинка . Подпольные мамы — так в махачкалинском центре защиты материнства и детства «Теплый дом на горе» называют женщин, вынужденных скрывать свою беременность или факт материнства из-за страха оказаться отверженной обществом и собственной семьей: быть матерью-одиночкой рожденного вне брака ребенка на Кавказе предосудительно. Не все семьи готовы понять и принять такую женщину, потому что считают, что «пятно позора» ляжет на весь род и это может отразиться на многих его членах. Забота о том, «что скажут люди», заставляет идти на ухищрения. Так, ребенок может жить с матерью под видом приемного. А иногда трудности кажутся и вовсе непреодолимыми.

В старинных героических песнопениях образ матери всегда представлен как источник лучших качеств героя. Самое интересное, что эти традиции удалось пронести через века. Так, недавно министру по национальной политике, внешним связям, печати и информации Джамбулату Умарову было присвоено звание народного писателя Чечни, и сразу же его мать была удостоена медали «Ненан Сий» (Материнская слава) за образцовое воспитание сына.

Общеизвестно, что появление женщины в гуще сражающихся, если при этом она обнажала голову, останавливало кровопролитие. Кровная месть прекращалась, если мать усыновляла кровника.

Одно из объединяющих начал всех кавказцев – безграничная любовь к матери. Наверное, поэтому песня о матери «Хьоме нана» Арби Цураева на слова Шарипа Цуруева в исполнении Умара Ибрагимова, солиста Чеченской государственной филармонии имени Аднана Шахбулатова неизменно вызывает слезы.

отношение к матери на кавказе. . отношение к матери на кавказе фото. отношение к матери на кавказе-. картинка отношение к матери на кавказе. картинка . Подпольные мамы — так в махачкалинском центре защиты материнства и детства «Теплый дом на горе» называют женщин, вынужденных скрывать свою беременность или факт материнства из-за страха оказаться отверженной обществом и собственной семьей: быть матерью-одиночкой рожденного вне брака ребенка на Кавказе предосудительно. Не все семьи готовы понять и принять такую женщину, потому что считают, что «пятно позора» ляжет на весь род и это может отразиться на многих его членах. Забота о том, «что скажут люди», заставляет идти на ухищрения. Так, ребенок может жить с матерью под видом приемного. А иногда трудности кажутся и вовсе непреодолимыми.
На Ютюбе под этим видео множество комментариев:

«Почему я плачу?! Слова не понимаю, но душа плачет – значит, понимает»

«Я русская женщина, мне 63 года, и я не знаю ни одного чеченского слова, но плачу, когда слушаю эту песню»

«Я латышка, живу в Латвии. Слов не поняла, но музыка пробрала до души»

«Братья и сестры, мама это самое дорогое, даже дороже нашей жизни, дороже всего, что есть на этой грешной земле. У кого еще живы матери, пускай они будут здоровы, радуйте их, ведь им немного надо, чуть-чуть внимания и ласки. У меня ее нет, была бы она живой, я бы ее ноги лизал, на коленях бы перед ней ползал. Берегите своих мам, при жизни порой мы не знаем им цену».

«Моя мама больна, и я погибаю от страха, я хочу, чтобы мама жила! Но я благодарю Аллаха за дни, которые Он дает нам с мамой. Я не представляю жизнь без мамы! О Аллах, какие мы счастливые, пока мама дышит».

А недавно какому-то гению пришло в голову наложить на любительское видео встречи матери и дочери после многолетней разлуки песню «Хьоме нана» в исполнении 19-летней Алисы Супруновой.

отношение к матери на кавказе. . отношение к матери на кавказе фото. отношение к матери на кавказе-. картинка отношение к матери на кавказе. картинка . Подпольные мамы — так в махачкалинском центре защиты материнства и детства «Теплый дом на горе» называют женщин, вынужденных скрывать свою беременность или факт материнства из-за страха оказаться отверженной обществом и собственной семьей: быть матерью-одиночкой рожденного вне брака ребенка на Кавказе предосудительно. Не все семьи готовы понять и принять такую женщину, потому что считают, что «пятно позора» ляжет на весь род и это может отразиться на многих его членах. Забота о том, «что скажут люди», заставляет идти на ухищрения. Так, ребенок может жить с матерью под видом приемного. А иногда трудности кажутся и вовсе непреодолимыми.

Девушка с абсолютным слухом поет на многих языках мира, и в последнее время стала частой гостьей на Кавказе, где ее концерты проходят с низменным аншлагом.

Источник

отношение к матери на кавказе. rss e0c6b4893effee5aff39681e18d43285839ec53c25cdc26e1376949e75aa4d6f. отношение к матери на кавказе фото. отношение к матери на кавказе-rss e0c6b4893effee5aff39681e18d43285839ec53c25cdc26e1376949e75aa4d6f. картинка отношение к матери на кавказе. картинка rss e0c6b4893effee5aff39681e18d43285839ec53c25cdc26e1376949e75aa4d6f. Подпольные мамы — так в махачкалинском центре защиты материнства и детства «Теплый дом на горе» называют женщин, вынужденных скрывать свою беременность или факт материнства из-за страха оказаться отверженной обществом и собственной семьей: быть матерью-одиночкой рожденного вне брака ребенка на Кавказе предосудительно. Не все семьи готовы понять и принять такую женщину, потому что считают, что «пятно позора» ляжет на весь род и это может отразиться на многих его членах. Забота о том, «что скажут люди», заставляет идти на ухищрения. Так, ребенок может жить с матерью под видом приемного. А иногда трудности кажутся и вовсе непреодолимыми.Северный Кавказ сквозь столетия. Наима Нефляшева

отношение к матери на кавказе. avatar 107705 37303600 ua9a7d. отношение к матери на кавказе фото. отношение к матери на кавказе-avatar 107705 37303600 ua9a7d. картинка отношение к матери на кавказе. картинка avatar 107705 37303600 ua9a7d. Подпольные мамы — так в махачкалинском центре защиты материнства и детства «Теплый дом на горе» называют женщин, вынужденных скрывать свою беременность или факт материнства из-за страха оказаться отверженной обществом и собственной семьей: быть матерью-одиночкой рожденного вне брака ребенка на Кавказе предосудительно. Не все семьи готовы понять и принять такую женщину, потому что считают, что «пятно позора» ляжет на весь род и это может отразиться на многих его членах. Забота о том, «что скажут люди», заставляет идти на ухищрения. Так, ребенок может жить с матерью под видом приемного. А иногда трудности кажутся и вовсе непреодолимыми.

«Рай под ногами ваших матерей». О почитании Матери на Северном Кавказе

24 ноября в России отмечали День Матери. Праздник был введен в государственный календарь в период президентства Ельцина — по его указу 1998 года Днем матери считается последнее ноябрьское воскресенье.

В Исламе, который во многом регулирует общественную и личную жизнь на Северо-Восточном Кавказе, есть несколько хадисов (хадис — предание о словах, поступках и молчании Пророка Мухаммада) об отношении к матери. Один из известных гласит, что «рай находится под ногами матерей».

Мусульмане считают, что из родителей большего внимания заслуживает мать, так как она выносила, родила, вскормила ребенка, вынесла все бессонные ночи..

отношение к матери на кавказе. . . .1988 view. отношение к матери на кавказе фото. отношение к матери на кавказе-. . .1988 view. картинка отношение к матери на кавказе. картинка . . .1988 view. Подпольные мамы — так в махачкалинском центре защиты материнства и детства «Теплый дом на горе» называют женщин, вынужденных скрывать свою беременность или факт материнства из-за страха оказаться отверженной обществом и собственной семьей: быть матерью-одиночкой рожденного вне брака ребенка на Кавказе предосудительно. Не все семьи готовы понять и принять такую женщину, потому что считают, что «пятно позора» ляжет на весь род и это может отразиться на многих его членах. Забота о том, «что скажут люди», заставляет идти на ухищрения. Так, ребенок может жить с матерью под видом приемного. А иногда трудности кажутся и вовсе непреодолимыми.

Портрет матери с детьми. Цунтинский район,с. Сагада. Дагестан. 1988. Фото профессора Юрия Карпова с сайта www.kunstkamera.ru

«Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал человеку, спросившему его о том, что такое благодеяние к родителям: « О горе тебе! А жива ли твоя мать? » Тот ответил: « Да ». Благородный Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: « О горе тебе! Не отходи от её ног, ведь там рай » (хадис передал Ибн Мадж)».

Малейшее непослушание материнской воле строго наказывалось на Кавказе по адату. Оно осуждалось и общественным мнением, а по шариату считалось величайшим грехом.

Глубокое уважение и почитание отца и матери выражалось в беспрекословном им подчинении, постоянной заботе о них, строжайшем соблюдении поведенческих запретов. И мальчики, и девочки с раннего детства должны были знать эти законы и неукоснительно выполнять их соответственно своему возрасту.

У всех народов Кавказа при матери не вели разговоров на фривольные темы и вообще громко не говорили, не появлялись небрежно одетыми. В то же время любое поручение матери должно было выполняться, и попробовал бы ребенок (даже уже взрослый) огрызнуться, не выполнить просьбу. Это было бы позором для его семьи, родителей, ближайших родственников.

Центральное место в эпосах народов Кавказа занимают образы Матери. Например, в нартском эпосе черкесов такой мощной фигурой, замыкающей на себе многие сюжетные линии, является Сэтэней-гуаще – «мать нартов». Она – хозяйка нартского дома, воспитательница и советчица нартских богатырей. Ее собственные родители упоминаются только мельком, муж Уэзырмэдж живет в ее доме, главного героя эпоса Сосруко она производит на свет чудесным образом – из камня. Мудрая Сэтэней никогда напрямую ничего не указывает нартам и никогда не участвует в обсуждении общественных дел. Она, безусловно, влияет на ход событий, но мудрыми советами мужчинам или хитрыми женскими уловками.

В понятиях черкесов покушение на честь матери, жены или сестры было самым сильным оскорблением, которое можно нанести мужчине. Если вообще дела об убийствах можно было уладить, выплатив «цену крови», то подобные посягательства на честь матери обычно заканчивались кровопролитием.

У осетин долгом и обязанностью каждого члена семьи, в особенности мужчин, было оберегать честь матери. Осетин не терпел непристойных речей в адрес женщины, и сам никогда не произносил слов, оскорбляющих ее честь и достоинство. Ругаться, спорить с матерью считалось для мужчины занятием безнравственным и недостойным. А дети воспитывались в покорности и уважении к матери.

Всякое неуважение к матери, особенно к старой женщине, характеризовало семью с самой отрицательной стороны. Ребенок должен был терпеть от матери все, даже не совсем ласковое обращение. До сих пор можно услышать: «Мады цæф нæ риссы» («От удара матери больно не бывает»); «Мады ’лгъыст хъæбулæн цин у, искæй ’лгъыст та — рын» («Материнская брань для ребенка — радость, чужая — напасть»); «Мады зæрдæ тæнæг у» («Материнское сердце отходчиво»); «Мады зæрдæ дур халы» («Материнское сердце камень рушит»); «Мады зæрдæ — хуры фарс» («Материнское сердце — солнечная сторона, всегда греет»); «Йæ мады фыдсыл ничи хоны» («Никто мать злой женщиной не называет»); «Йæ мады фидиссаг ничи кæны» («Никто не позорит и не позволяет позорить свою мать») и т. д.

У чеченцев есть такая легенда. Две девушки пошли купаться и начали тонуть. Неподалеку оказался брат одной из тонущих. Он вытащил не сестру, а ее подругу. На похоронах мать, улучив момент, сказала сыну: «Сегодня я узнала, что у меня вырос кант (сын)». То есть она похвалила его за то, что он не поддался голосу крови и не бросился, в первую очередь, спасать сестру, а, переступив через себя, спас чужую. В противном случае все чувствовали бы себя «опозоренными» (юьхь Iаьржа, буквально: черное лицо).

Особая категория на Кавказе — это пожилые женщины-матери. На Кавказе они всегда живут в семье — либо младшего сына, либо дочери, если у нее нет сыновей. Такой категории, как «пожилые женщины, имеющие детей, но живущие отдельно», на Кавказе практически нет.

Старость не является основанием для тревоги матерей — об этом пишут этнографы, исследовавшие эту проблему. Потому что у пожилых женщин ничего не меняется — не меняется их место жительства, что обычно для пожилого человека стресс. Разве что женщины, живущие в аулах и селах, гостят у живущих в городе детей. У меня есть родственники, в семье которых пятеро дочерей, а мать живет с семьей сына в ауле — так вот, зимой она по очереди гостит у каждой из дочерей и возвращается в аул в обновках и подарках, после посещения городских врачей и подружек, также зимующих у своих детей.

Старение матери и связанные с ним возможные отрицательные изменения физического самочувствия не приводят к депрессии, отсюда, вероятно, и связь с феноменом долгожительства.

Пенсия у пожилых женщин — обычно добавка к семейному бюджету, а не основной источник существования. Невозможно представить, чтобы дочь или сын, если они живут далеко, не позвонили матери каждый день, не приехали к ней с семьей в выходной день, не привезли лучшие продукты, не позаботились о ее одежде, подарках к праздникам, не искали бы для нее лучших стоматологов, кардиологов и терапевтов.

В конце 80-х—90-х годах XX вв. стали разрушаться прежние сложившиеся экономические связи, усилилась социальная дифференциация, горцы массово переселялись на равнину, регион охватила массовая безработица, а криминализация — общество. Все это привело к размыванию в традиционной системы ценностей, сужению сферы их применения. Однако почтение, уважение к матери — это та незыблемая ценность и качество, расшатать которое не способны никакие социальные катаклизмы.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *