отношение чацкого к любви к браку
отношение чацкого и фамусова к любви, браку и счастью
Отношение к народу и крепостному праву
Век нынешний:
Чацкий выступает против тех людей, которые являются столпами дворянского общества, выступает против порядков екатерининского века.
Век минувший:
Фамусов – защитник старого века, времени расцвета крепостничества.
Отношение к просвещению
Век нынешний:
Чацкий защищает право служить просвещению страны путем научной работы, литературы, искусства.
Век минувший:
Фамусов выступает против книг, в учении видит вред.
Отношение к службе
Век нынешний:
Чацкий уходит со службы, т. к. хочет служить Родине, а не прислуживаться начальству.
Век минувший:
В качестве источника личных выгод видит службу лицам, а не делу.
Отношение к иностранному
Век нынешний:
Стоит за развитие национальной культуры, за единение интеллигенции с народом, высокого мнения о нем. Выступает против слепого рабского подражания иностранцам.
Век минувший:
С пренебрежением относится ко всему народному, национальному, рабски подражает внешней культуре Запада, особенно Франции, пренебрегая своим родным языком.
Отношение к богатству и чинам
Век нынешний:
Видит ценность человека в личных достоинствах. Отстаивает свободу мыслей, признает за каждым человеком право иметь свои убеждения, открыто высказывать их.
Век минувший:
Расценивает человека по его происхождению и количеству крепостных душ. Свято, непогрешимо мнение аристократического общества.
Отношение к любви, браку, счастью.
Век нынешний:
Искренность чувства.
Век минувший:
Любовь – притворство, брак по расчету.
отношение чацкого и фамусова к любви, браку и счастью
Отношение к народу и крепостному праву
Век нынешний:
Чацкий выступает против тех людей, которые являются столпами дворянского общества, выступает против порядков екатерининского века.
Век минувший:
Фамусов – защитник старого века, времени расцвета крепостничества.
Отношение к просвещению
Век нынешний:
Чацкий защищает право служить просвещению страны путем научной работы, литературы, искусства.
Век минувший:
Фамусов выступает против книг, в учении видит вред.
Отношение к службе
Век нынешний:
Чацкий уходит со службы, т. к. хочет служить Родине, а не прислуживаться начальству.
Век минувший:
В качестве источника личных выгод видит службу лицам, а не делу.
Отношение к иностранному
Век нынешний:
Стоит за развитие национальной культуры, за единение интеллигенции с народом, высокого мнения о нем. Выступает против слепого рабского подражания иностранцам.
Век минувший:
С пренебрежением относится ко всему народному, национальному, рабски подражает внешней культуре Запада, особенно Франции, пренебрегая своим родным языком.
Отношение к богатству и чинам
Век нынешний:
Видит ценность человека в личных достоинствах. Отстаивает свободу мыслей, признает за каждым человеком право иметь свои убеждения, открыто высказывать их.
Век минувший:
Расценивает человека по его происхождению и количеству крепостных душ. Свято, непогрешимо мнение аристократического общества.
Отношение к любви, браку, счастью.
Век нынешний:
Искренность чувства.
Век минувший:
Любовь – притворство, брак по расчету.
Сравнительная характеристика Чацкого и Фамусова — героев комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»
Взгляды Чацкого и Фамусова на жизнь
По всем вопросам позиции Чацкого и Фамусова абсолютно разные.
Отношение к службе, чинам, богатству
Для Фамусова служба — это лишь источник благосостояния и почёта, поэтому и среди его подчинённых «…служащие чужие очень редки; //Всё больше сестрины, свояченицы детки…» (действие 2, явление 5).
Со служебными делами Фамусов разбирается очень просто: «Обычай мой такой: //Подписано, так с плеч долой» (действие 1, явление 4). Для ведения дел и пришлось ему взять на службу бедного, незнатного дворянина из провинции: «Один Молчалин мне не свой, //И то затем, что деловой» (действие 1, явление 4). Фамусов хочет получать большие деньги и чины только за то, что он подписывает бумаги, не читая и боясь только того, «чтоб множество не накоплялось их».
Чацкий же стремится к службе «делу, а не лицам». Он серьёзно готовился к деятельности. Многие действующие лица комедии говорят о его высоком уме. «Он малый с головой, //И славно пишет, переводит», — отзывается о нём Фамусов. Чацкий учился, читал, принимался за труд, общался с министрами, затем с ними разорвал отношения из-за того, что «служить бы рад, прислуживаться тошно» (действие 2, явление 2). Чацкий хочет служить Родине, а не добиваться высоких чинов, прислуживаясь начальству. Он считает, что служить нужно для пользы Отечеству, а не для обретения богатства для себя.
Для Фамусова же служба — это, в первую очередь, источник личных выгод, обретения богатства. «Чины людьми даются», поэтому Фамусов и служит не делу, а этим влиятельным людям.
Отношение к любви, браку, счастью
Фамусов убеждён, что жениться и выходить замуж следует по расчёту, как, например, почтенный камергер Кузьма Петрович, который «богат, и на богатой был женат». Фамусов заявляет дочери: «Кто беден, тот тебе не пара» (действие 1, явление 4). Он хотел бы зятя «с звёздами да с чинами», с богатым именьем. Фамусов одобрительно относится к тому, что в Москве «…Будь плохенький, да если наберётся //Душ тысячки две родовых, — //Тот и жених» (действие 2, явление 5). К семейным ценностям любовь он не относит, для него счастье состоит в обладании богатством.
Для Чацкого любовь выше денег, он критически относится к браку по расчёту, счастье для него — во взаимной любви.
Отношение к просвещению, образованию
Чацкий считает необходимым развивать в стране просвещение для того, чтобы умные, образованные люди приносили пользу Отечеству.
Фамусов понимает, что развитого человека невозможно заставить жить по предписанным ему правилам, что он свободен в своём выборе. Поэтому, по мнению этого влиятельного чиновника, просвещение — основа всех новых, опасных веяний. «Ученье — вот чума», — уверен Фамусов (действие 3, явление 21). Он даже предлагает для пресечения этого «зла» сжечь все книги.
Отношение к подражанию иностранцам
Хорошее образование Фамусова пугает, он готов даже мириться с тем, что дворянских детей обучают не слишком образованные иностранцы. Хоть Фамусов и не доволен, что дочь увлекается французскими романами, но он сам нанял для неё воспитания француженку мадам Розье. Фамусов сетует, что дворяне нанимают иностранцев для обучения своих детей, но сам делал так же, потому что боялся осуждения светского общества. Осуждая моду на всё иностранное, Фамусов, в то же время, восторгается московскими девицами, воспитанными иностранцами. Его восхищает, что эти девицы «…Словечка в простоте не скажут, всё с ужимкой; //Французские романсы вам поют //И верхние выводят нотки…» (действие 2, явление 5).
У Чацкого отношение к моде на всё иностранное не такое двойственное, как у Фамусова. Он решительно осуждает преклонение перед всем иностранным, царящее в русском обществе. Его возмущает раболепие перед иностранцами и презрение к своей национальной культуре.
Отношение к народу, крепостному праву
Чацкий желает, чтобы дворяне воскресли «от чужевластья мод», чтобы народ хотя бы по языку их не принимал за немцев. Он сожалеет, что народ принимает дворян за чужих, что разрознен с ними. Чацкий называет русский народ умным, бодрым (то есть жизнедеятельным) и понимает, какая пропасть разделяет даже лучших из дворян и народ.
В монологе Чацкого «А судьи кто?» виден протест против угнетения народа, против крепостничества, унижавшего национальное достоинство России.
Хотя у Чацкого есть 3 или 4 сотни крепостных (об их количестве спорили Фамусов и Хлёстова), но он не относится к ним, как та же старуха Хлёстова, для которой крепостная «арапка-девка» — не лучше собачки. Чацкий негодует на неких знатных бар, один из которых выменял своих верных слуг на борзых собак, а другой отнял от родителей детей для крепостного театра и затем распродал их поодиночке.
Фамусов не одобряет такие речи Чацкого и опасается: «Уж втянет он меня в беду» (действие 2, явление 5). Для этого важного чиновника крепостное право не подлежит критике, ведь оно — основа материального благополучия дворян.
Понимание слова «ум»
Фамусов умён в практическом, житейском смысле. Он смог так обустроить свою жизнь, как хотел: богат, добился высокого положения в обществе и престижной службы. Но в комедии «Горе от ума» представлен и другой тип ума — ум, отражающий высокий интеллект свободного мыслителя. Если для Фамусова умён тот, кто сумел приспособиться к условиям жизни и извлечь из них для себя максимальную пользу, то для Чацкого умён народ. Он называет русский народ умным и бодрым. Умён, по его мнению, и тот, кто просвещён, гуманен, честен, кто способен критически относиться к сложившимся устоям (то есть кто вольнодумен).
Именно ум Чацкого поставил его вне круга фамусовского общества, сделал его в представлении окружающих «странным человеком», «чудаком», а затем — просто безумцем. Под занавес Фамусов говорит: «Ну что? не видишь, что он с ума сошёл?» (действие 4, явление 15).
В образе Чацкого Грибоедов показал «нового человека», гуманного и умного. И. А. Гончаров в статье «Мильон терзаний» отметил, что «Чацкий начинает новые век — и в этом всё его значение и весь ум».
Идеалы Чацкого и Фамусова
Чацкий — единственный действующий персонаж комедии «Горе от ума», который представляет «век нынешний». Ему противостоит Фамусов. Этот идейный противник Чацкого выступает в комедии как главный идеолог «века минувшего». Различие их позиций по всем вопросам сказывается уже во 2-м действии, когда Фамусов обрисовал своеобразный идеал «века минувшего». Для него идеал — это жизнь таких людей как, например, почтенного камергера Кузьмы Петровича и вельможи екатерининской эпохи Максима Петровича. Первый был богат, женился на богатой и помог сыну сделаться камергером. Второй добился высокого положения в результате курьёза: оступившись, Максим Петрович упал, и это развеселило императрицу. Тогда он, словно шут, специально упал ещё 2 раза. «А? как по-вашему? по-нашему — смышлён», — заявляет Фамусов (действие 2, явление 2).
Для Чацкого и других людей «века нынешнего» идеал — это свобода от всех цепей рабства, которыми окутано общество, свобода заниматься тем, что человека интересует (наукой, искусством, службой), свободой жить в деревне или путешествовать, не слывя за это бунтовщиком, неблагонадёжным человеком.
Иными словами, для Чацкого идеал — свободный независимый человек, чуждый рабской приниженности.
Сравнительная характеристика Чацкого и Фамусова (таблица)
Взгляды на жизнь | Чацкий | Фамусов |
Отношение к службе, чинам, богатству | Считает, что служить нужно «делу, а не лицам». Его не интересует служба как способ получения чинов и богатства. | Для него служба — источник почёта, благосостояния, получения высоких чинов. |
Отношение к любви, браку, счастью | Любовь — чувство, не зависящее от денег, богатства. Счастье — во взаимной любви, а не в деньгах. | Счастье для Фамусова — в богатстве. «Кто беден, тот тебе не пара», — говорит он Софье. Он признаёт только брак по расчёту, жених должен быть с именьем и в чине. |
Отношение к образованию, просвещению | Просвещение необходимо развивать, так как образованные, умные люди могут принести Отчизне пользу. | Для Фамусова просвещение не нужно, он считает его опасным для установившегося в стране порядка. |
Отношение к подражанию иностранцам | Критикует раболепное подражание иностранцам. | Не очень доволен модой на всё французское, но, подчиняясь ей, поручил воспитание дочери мадам Розье. |
Отношение к народу, крепостному праву | Считает русский народ умным и бодрым, критикует варварское отношение к крепостным. | Крепостное право для Фамусова — основа материального благополучия. |
Отношение к смыслу слова «ум» | По мнению Чацкого, умный человек — это просвещённый, критически мыслящий, гуманный человек. | Для Фамусова умный человек — это тот, кто умеет извлекать для себя выгоду, приспосабливаясь к условиям жизни и не боясь для этой выгоды унижаться. |
Идеалы | Свободная, гордая, независимая личность. | Люди, добившиеся высокого положения и богатства, неважно каким способом. |
Вывод
В комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» впервые в русской литературе показан в образе Чацкого «новый человек», поднимающий бунт против реакционного общества, главным представителем которого в комедии является Фамусов. «Чацкий неизбежен при каждой смене одного века другим», — написал И. А. Гончаров в статье «Мильон терзаний». Заслуга Грибоедова состоит в том, что он показал человека нового склада ума и души, отрицающего приспособленчество и паразитизм, царившие в реакционном русском обществе в начале 19 века.
Сюжетная линия
Софья Павловна Фамусова и Алексей Степанович Молчалин — влюблённая пара. В начале произведения они так сильно любят друг друга, что готовы сбежать вдвоём хоть на край света. И всё бы ничего, но в дом Фамусовых приезжает Александр Андреевич Чацкий. Он не так давно вернулся из Петербурга и теперь готов жениться на Софье Павловне. С самого детства они были тесно связаны, а теперь, по его мнению, должны стать супружеской парой.
Чацкий не знает, что сердце Софьи уже давно наполнено тёплыми чувствами к Молчалину. Это обстоятельство выбивает почву из-под ног Чацкого.
Сама же Софья уверена: она разлюбила его из-за того, что он уехал и оставил её одну.
Чацкий раздосадован и желает выяснить, как могло случиться то, что его возлюбленная припала душой к заурядному и глупому Молчалину. Софья, находясь в растерянности, пускает слух, что Чацкий сошёл с ума. Эта новость быстро облетает дом Фамусовых. Александр старается как можно быстрее отыскать Софью, чтобы объясниться с ней и доказать, что слухи являются чушью. Но он не знает, что распустила их его же любимая.
В этот момент происходит непредвиденное — Софья подслушивает разговор Молчалина и Лизы, в котором тот признаётся в любви к ней. Девушка и подумать не могла, что её любимый Алексей крутит роман с горничной. Свидетелем всей этой картины стал Чацкий.
Александр понимает, что он далёк от всех этих людей, а Софья, которую он помнил, — лишь образ. Она уже не такая добрая и искренняя, какой рисовалась в его памяти.
Чувства главных персонажей
Каждый герой пьесы по-разному понимает, что такое любовь. Для одного это утеха, для другого — отрада. Стоит рассмотреть, как же относятся к этому чувству персонажи:
Смысл произведения
Хоть «Горе от ума» и является сочинением автора и вымышленной историей, оно несёт в себе глубочайший смысл. Горький опыт, разочарование и душевные раны — это то, с чем остался каждый персонаж.
А. С. Грибоедов хотел показать читателям на примере своего произведения, как люди могут ранить своих возлюбленных.
К огромному сожалению, персонажи не смогли справиться со своими проблемами, тем самым причинив боль друг другу. Любовь в «Горе от ума» представляется трагедией. Никто из главных героев не смог сохранить и бережно пронести это чувство. О понимании между ними не может быть и речи. Но почему? Скорее всего, суть кроется в том, что каждый из персонажей это чувство представлял по-своему.
отношение Чацкого к любви, по книге?
Мы узнаем о жизни и характере героя еще до его появления на сцене. Так, горничная Софьи Лиза, намекая на его увлечение хозяйкой, восклицает:
Кто так чувствителен, и весел, и остер
Как Александр Андреич Чацкий,
а наиболее яркую характеристику ему дает сама Софья:
Остер, умен, красноречив,
В друзьях особенно счастлив,
Ах! Боже мой! Весь свет.
Однако Чацкий все еще не понимает истинной причины холодности Софьи, он счастлив, оживлен, говорлив, спрашивает о старых знакомых, подшучивает над ними. И тут он допускает главную ошибку, с едкой насмешкой упомянув о Молчалине. Этим он, сам того не подозревая, вызывает бурю негодования в душе Софьи. Именно за эти насмешки над предметом ее любви она потом так жестоко расправляется с ним, распространяя слухи о его сумасшествии.
Конечно, Софья любит не самого Молчалина, а идеал, созданный ее чувствительным воображением. Чацкий прав, говоря ей: «Качеств ваших тьму, любуясь им, вы придали ему».
Ослепленный своим горем, разочарованный в своем чувстве, Чацкий часто бывает несправедлив, упрекая Софью даже в том, в чем она не виновата:
Зачем меня надеждой завлекали?
Зачем мне прямо не сказали,
На самом деле Софья не скрывает от него своих чувств, она едва разговаривает с ним, искренне признается в равнодушии. Беда Чацкого в том, что он, ослепленный своим чувством, вовремя не остановился, и выплеснул свое разочарование на всех окружающих, и его личная драма теперь отягощается столкновением со всем фамусовским обществом. Любовь и ум, поднимающие его над толпой, принесли герою одно горе, и он покидает Москву, увозя в свое сердце лишь «мильон терзаний».