отношение армян к евреям
Евреи и армяне
На фото: Армянский квартал в Иерусалиме. Сайт tourism.israelinfo.ru
Пожалуй, нет сегодня в мире двух других народов, которые имели бы такие разные религиозные и культурные традиции, и одновременно такие похожие национальные судьбы. Более того, два этих народа имеют до неправдоподобия схожие национальные трагедии.
Да, да, я имею в виду еврейский и армянский народы. Это уже давно заметили профессиональные историки, писатели, поэты и все интересующиеся историей и культурой этих двух народов.
В международной юриспруденции термин геноцид трактуется как международное преступление, выражающееся в действиях, совершаемых с целью уничтожить полностью или частично какой-либо национальной, этнической, расовой или религиозной группы населения.
Этот термин появился в юриспруденции в начале 30-х годов XX века. Первым применил его польский юрист Рафаэль Лемкин. После Второй мировой войны термин получил международный статус, как понятие, определяющее тягчайшее преступление против человечества.
Темы, связанные с признанием или непризнанием Геноцида армян и Холокоста евреев до сих пор занимают важное место в современной мировой политике. Сегодня на эти темы написаны горы материалов. К сожалению, как мне кажется, мало кто их читает. Особенно молодёжь.
Я даже не уверен, что на нашем сайте многие обратят внимание на мой очерк. Впрочем, оно и понятно. Приятней и легче почитать что-то лёгкое, весёленькое или даже грустное. Не напрягаясь и глубоко не задумываясь. Что ж, это право каждого. Я не в претензии. Ну, а для тех, кому тема покажется интересной, продолжу. Это рассказ о том, как трагично переплелись на Ближнем Востоке судьбы двух древних народов: еврейского и армянского.
Армения и Израиль – две маленькие страны. Они соизмеримы по площади, и обе находятся в окружении крупных враждебных им стран.
У Армении – это страны с антихристианской идеологией, у Израиля – антиеврейской. Именно по этим причинам Израилю, островку посреди арабского океана, выгодно дружить с тюрками, а Армении, островку посреди тюркского моря – с арабами.
Как хорошо известно, сегодня существует блокада границ Армении со стороны Турции и Азербайджана. Нестабильна и армяно-грузинская граница. А потому короткая граница с Ираном приобрела для Армении особо важное значение.
Однако так сложилось, что армянский сосед в лице президента Ирана пообещал стереть Израиль с карты мира. Турция же, партнёр Израиля (сегодня, правда, не очень дружественный) категорически отказывается признать Геноцид армян в 1915 году.
И ещё одно партнерство, омрачающие армяно-израильские отношения. Я имею в виду дружеские связи Израиля с Азербайджаном. Вот все эти политические перипетии и привели к ситуации дипломатического тупика в отношениях Израиля с Арменией. Справедливо сказать и наоборот.
Армения и Израиль ещё в 1992 году установили дипломатические отношения. Однако это очень странные отношения. Страны не имеют посольств друг у друга. Посол Израиля в Армении, как ни парадоксально, находится в Тбилиси.
Он наведывается в Ереван лишь пару раз в месяц. Посол Армении в Израиле находится ещё дальше от страны, в которой представляет интересы своей родины, – во Франции. Правда, в Израиле существует маленькое армянское консульство.
А вообще-то, первые армяне поселились на Земле Израилевной ещё в I веке до н. э. То были времена победоносных походов воинов армянского царя Тиграна Великого на Святую землю. Однако активную роль в этом регионе армяне начали играть лишь спустя несколько столетий. По мере распространения христианства на их исторической родине, в Армении.
В XVII веке на средства армянской диаспоры в Иерусалиме появился отдельный армянский квартал. Сегодня его население составляет около 2500 человек. Во время Первой мировой войны к жителям квартала присоединились ещё несколько сот семей, бежавших от турецкой резни. Как и во все предыдущие века, жизнь местной армянской общины до сих пор тесно связана с церковью, и христианскими святынями, расположенными в самом центре израильской столицы.
Молодые армяне, живущие в Иерусалиме, имеют израильские паспорта, и являются полноправными гражданами Израиля. Люди старшего поколения сохраняют иорданское подданство. Несколько сот армянских семей живут в Палестинской автономии. В основном в Бэйт-Лехеме (Вифлееме) Здесь проживает около 350 человек.
Однако из-за постоянных преследований со стороны исламских фанатиков в других палестинских городах армян почти не осталось. А те, кто выжил, утратили язык предков и связь с исторической родиной. Лишь в последнее время Армянская Апостольская Церковь предпринимает попытки возродить национальную культуру на палестинских территориях.
В последнюю волну репатриации из стран бывшего СССР в Израиле появилась значительная община этнических армян, говорящих на русском языке. Армяне, родившиеся на Святой Земле, поддерживают постоянную связь со своими единоверцами из стран СНГ.
Историки утверждают, что этнические армяне, населяющие сегодня Армянский квартал Иерусалима, практически непрерывно проживают там с I века до н. э.Квартал имеет уникальную историю. Он чудесным образом почти не пострадал в годы римской, византийской, персидской и арабской оккупации.
И это притом, что в течение этих же столетий остальная, еврейская, часть города подвергалась колоссальным разрушениям. Вплоть до полного уничтожения. А вот Армянский район Иерусалима ни крестоносцы, ни мамлюки, ни османы не тронули. Но что удивительней, даже в мрачный для христиан период арабского халифата армянским епископам в Иерусалиме удавалось вести свою деятельность. Сегодня этот квартал является культурно-историческим центром армянской общины Израиля.
В Израиле существует ещё один Армянский квартал. Он расположен в городе Яффо. Это один из самых древних в мире городов и портов. Скажу о нём пару слов. Легенда гласит, что когда сын Ноя Иафет выглянул из ковчега после потопа в поисках суши, он увидел прекрасный берег, на котором росли цитрусовые деревья.
Что до цитрусовых деревьев, то они растут здесь и поныне. Более того сегодня практически на всех континентах земли хорошо известны соки марки «Jaffa». По своей популярности они не уступают знаменитым «Коко и пепси кола». А по полезности, намного их превосходят.
Но вернусь к армянскому району в Яффо. Так вот армянское присутствие здесь документально зафиксировано с пятого века н.э. В то же время в Яффо появилась первая православная армянская церковь.
Армянская община Яффо значительно меньше иерусалимской. Но она всегда была необыкновенно сплочённой, благодаря чему смогла выстоять и не исчезнуть в многочисленных войнах, политических потрясениях и природных катаклизмах.
К сожалению, уже в новейшие времена армянская община Яффо испытала потрясения. Особенно большие – после Шестидневной войны 1967 года. Сотни армянских семей вынуждены были тогда покинуть город из-за судебных распрей с арабским населением по поводу прав на владение землёй.
Кроме того, в начале 70-х годов из-за отсутствия учеников здесь была закрыта большая армянская школа. Впрочем, в последнее время армянская община Яффо получила новое дыхание.
Армянская община Иерусалима, можно сказать Палестины, имеет уникальный опыт политического выживания. За 60 лет, прошедших после младотурецкой революции 1908 года, иерусалимские армяне трижды поменяли свое подданство. До 1917 г. они являлись османскими подданными.
В британский период Старый город Иерусалима, где проживала значительная часть армянской общины, был центральным районом административного центра подмандатной Палестины. Феномен «выживаемости» армянской общины в Палестине в очень сложных внутри- и внешнеполитических условиях до сих пор до конца не разгадан. По крайней мере, такой информации я не обнаружил.
В 1949 г. район проживания армян оказался частью Иорданского Хашимитского королевства. Отмечу один малоизвестный мировой общественности факт. Иордания аннексировала восточный Иерусалим, и тут же объявила его своей второй официальной, а затем и «духовной» столицей.
Более того, так называемый западный берег реки Иордан (древние Иудея и Самария) был присоединён к Иордании вопреки решению Генеральной Ассамблеи ООН. Но мировая общественность в тот раз, как ни странно, промолчала. Оккупацией действия Королевства не сочла.
Что касается Иерусалима, то ООН, высший международный форум, в 1949 году решил присвоить городу экстерритериальный статус под международным контролем. Однако Иордания проигнорировала это решение, и аннексировала восточную часть древней иудейской столицы. После чего Восточный Иерусалим с Армянским кварталом, как и Старый город в целом, оказался приграничным районом.
В ходе Шестидневной войны в 1967 году Старый город Иерусалима, вместе с находившимся в нем Армянским кварталом, был занят израильской армией. А затем объединенный Иерусалим был объявлен единой и неделимой столицей Государства Израиль. Как следствие, под израильским суверенитетом оказались иерусалимские армяне. Эта ситуация остается неизменной до настоящего времени.
В Израиле мне неоднократно приходилось общаться с местными армянами. Однажды, во время отдыха на Мёртвом море я познакомился с человеком необычной биографии. Я бы даже сказал, судьбы. Впрочем, в Израиле биографией и даже судьбой удивить трудно. Так вот, будучи по матери евреем, а по отцу – армянином, мой знакомый репатриировался в Израиль в 2003 году.
Так получилось, что в его семье сошлись воедино две великие трагедии. С одной стороны его родные и близкие по отцовской линии пережили Холокост, с другой предки матери – резню армян 1915 года в Турции. Мы часто беседовали на эту не очень злободневную в Израиле армяно-еврейскую тему. И как-то мой новый знакомый задал вот такой риторический вопрос: «Кто, кроме евреев, может понять боль армянского народа?»
А потом задумался и сказал примерно следующее: «Именно поэтому главной целью политиков Армении и Израиля, по моему мнению, должно стать сближение двух наших народов. Я лично хочу, чтобы Израиль признал геноцид армян, потому что оба народа очень много страдали на протяжении всей своей многотысячелетней истории».
В разговорах с приятелем по отдыху я иногда улавливал нечто вроде зависти к еврейскому народу. Ему почему-то казалось, что евреям исторически везет больше, чем армянам. Но так было далеко не всегда.
В еврейской истории случались времена, когда евреи очень сильно боялись разделить судьбу армян. Что, в конце концов, и произошло. Впрочем, наоборот, тоже случалось. Армяне, к примеру, в СССР делали все, дабы избежать участи евреев.
На первый взгляд странной и непонятной сегодня выглядит ситуацию, при которой лидеры Израиля, не скажу, отрицают, но официально до сих пор не признали геноцид армян. И это притом, что именно еврей Арон Аронсон, лидер сионистского движения в былой Османской империи, в 1915 году был одним из первых, кто поведал миру о трагических событиях, которые позднее назвали геноцидом армян.
Однако при более глубоком рассмотрении данная проблема уже не кажется такой простой и однозначной, как на первый взгляд. Дело в том, что признание геноцида армян Израилем окажет самое пагубное влияния на его отношения с Турцией, с которой и сегодня они могут желать много лучшего.
Ну, а помимо такое признание поставит под угрозу стремительно развивающееся стратегическое партнерство с Азербайджаном. Так что лидерам еврейской страны приходиться лавировать, и постоянно шевелить своими «еврейскими мозгами».
Ещё в конце XIX века турки приступили к политике планомерных репрессий, направленных против армянского населения. В 1915 году, в ходе Первой мировой войны, заподозрив армян в симпатиях к России, турецкое правительство приняло тайное решение о тотальной депортации армянского населения.
Сотни тысяч армян империи были насильственно переселены в пустыню, расположенную на территории современной Сирии. А затем в этом регионе Османской империи от рук турок и их наёмников из курдских племён погибли свыше миллиона мирных ни в чём неповинных граждан уже развалившейся империи.
Исторически армянская диаспора всегда очень напоминала еврейскую. Оба народа, утратив свою государственность, превратились главным образом в жителей городов. Они занимались схожими профессиями. Изредка, правда, получали привилегии от правителей. Однако намного чаще становились жертвами ложных обвинений и наветов.
Часто подвергались преследованиям и гонениям. Армяне, так же как и евреи, в диаспоре порой находились перед угрозой полной ассимиляции и даже уничтожения. В Украине, к примеру, в царские времена армян, как и евреев, нередко обвиняли в том, что их деятельность якобы разоряет купцов и ремесленников из коренного населения…
Совсем немного о том, как евреи появились в Армении. В Устной Торе (Мидраш Эйха Раба, гл. 1) говорится, что вавилонский царь Невухаднецер в V веке до н.э., сразу после разрушения Первого Храма, пригнал часть евреев в Армению.
Во II веке до н.э. армянский царь Тигран I уже пригласил евреев добровольно поселиться в горные районах Армянского царства. Имеются исторические свидетельства тому, что уже в первом веке до нашей эры в Армении проживала еврейская община. Более того, некоторые родоначальники армянского дворянства по происхождению считались евреями.
Ну, и, наконец, вкратце о том, как мир узнал о преступлении против человечности, совершённом турецкими лидерами накануне краха Османской империи, названном впоследствии армянским геноцидом. Первым, кто донёс до мировой общественности информацию о жутких злодеяниях турецких фанатиков, был Арон Аронсон, всемирно известный ботаник, первооткрыватель дикой пшеницы, ведущий лидер еврейского населения в Палестине.
В 1915 году Аронсон, находясь по делам службы в турецкой Анатолии, стал невольным свидетелем массовой резни армян. Впервые о зверствах турецких властей по отношению к армянскому населению он узнал от сестры Сары. Жуткие картины тех событий она увидела в том же году из окна поездного вагона, когда возвращалась из Стамбула в Хайфу.
Ещё более ужасающие сцены армянского Холокоста описал в своей книге один из членов подпольной еврейской организации «НИЛИ» Эйтан Белкинд. В Первую мировую войну он служил офицером в турецкой армии.
В период описанных в книге событий его часть располагалась в окрестностях городка Дейр эз-Зора. Сегодня он находится в Сирии. Здесь на территории всего в несколько десятков квадратных километров в 1915 году турецкие головорезы уничтожили около 300 тысяч армян. Не пощадили никого ни детей, ни стариков, ни беременных женщин, ни даже убогих калек.
Вот небольшая выдержка из опубликованного дневника Э.Белкинда: «…Турецкие солдаты приказали армянам собрать чертополох и хворост из колючих кустарников. Несчастные снесли всё это в огромную пирамиду… Затем солдаты, рука к руке, связали проволокой почти 5000 человек.
Аронсон, как истинный учёный-исследователь, тщательно изучил, систематизировал и проанализировал имевшиеся у него материалы. Написал подробный отчёт, и стал одним из первых, кто сообщил миру об этих трагических событиях.
С большим трудом и немалым риском для жизни Аронсон смог передать свой отчёт военному ведомству Британской империи. Англичане его почитали, подкорректировали и издали под своим названием: «Отношение турецких властей к армянскому населению». На том, собственно, всё и кончилось. Отчёт лёг под сукно и до сих пор там пылиться.
А власти гигантской империи, находившейся в предсмертной агонии, руками курдских племён ещё ни один год продолжали резать ни в чём не повинных людей. В результате из 2,5 миллионов армян в Османской империи к 1923 году осталось не более одного. Остальные были зарезаны, расстреляны или сожжены заживо.
Газовые камеры к тому времени ещё не изобрели. Ну, а что до понятия геноцид, то, собственно, и сегодня так называют турецкую резню армян только что сами армяне. А весь мир, в том числе и Израиль, что-то нерешительно мямлит.
Геноцид армянского населения потряс Аронсона до глубины души. Но не только. Эта трагедия армянского народа окончательно убедила его, что развитие еврейского поселенческого движения, а главное, создание независимого еврейского государства возможно только после освобождения Эрец-Исраэль от турецкого владычества.
Уже в наше время уничтожение армян в Османской империи рассматривались несколькими международными организациями. В 1984 году так называемый «Постоянный трибунал народов» признал действия Османской империи геноцидом. К аналогичному выводу в 1997 году пришла Ассоциация исследователей геноцида.
В 2001 году совместная турецко-армянская комиссия по примирению обратилась в «Международный центр по вопросам правосудия переходного периода» для независимого заключения, являются ли события 1915 года геноцидом. В начале 2003 года «Центр» представил заключение, что события 1915 года подпадают под все определения геноцида.
Однако, несмотря на все эти решения и заключения авторитетнейших международных инстанций, проблема признания Геноцида армян так же далека от своего разрешения, как и арабо-израильский спор за последний клочок Земли Обетованной.
Новое в блогах
Армяне и евреи — вечный конфликт
Удивительное незнание истории подталкивает армянских «интеллектуалов» к ее безусловной фальсификации. Вот как характеризуют тысячелетнее противостояние евреев и армян армянские политологи Георгий Асатрян и Ара Мирзоян.
Первый из них утверждает, что «Амалек (армяне) — народ, антагонист Израиля, уникальный, не имеющий себе равных, первый из всех языческих народов». В основе этой гипотезы лежит библейское название «страна Амалек», которая в ряде древних и средневековых источников именуется, как Армения. На основании указанного утверждения армянские идеологи выводят собственную родословную от библейских амалекитян, называя себя шасу — яхве, пытаясь тем самым убедить весь мир, что это они, якобы, первый народ ариев, который «зародился» на территории Армянского нагорья. А поскольку евреи — семиты, а армяне арийцы, и их вражда извечна, то Ара Мирзоян подходит к следующему выводу: «Разговоры на тему евреев и армян были всегда. Кто-то находил в них много общего, а кто-то совсем наоборот. Но в любом случае, всегда говорилось о превосходстве одного народа над другим. Обе стороны, тем не менее, априори оставались при одном убеждении, что евреи не любят армян». Как и наоборот.
Однако вернемся к озвученной выше «теории» армянского «родства» с амалекитянами. Начнем с того, что амалеки никакого отношения к армянству не имели и по своему происхождению относились к семитскому племени. Вот как описывает родословную этого народа ТаНах: «Элифаз, сын Эсава (брат праотца Яакова, ненавидевший его) и его наложница Тимна родили на свет сына по имени Амалек, который вырос в доме Эсава, впитав в себя его патологическую ненависть к брату и всем его потомкам. Амалек стал родоначальником целого народа, который поселился на юге Земли Израиля — сейчас это место известно как пустыня Негев».
Тем не менее, позиционируя себя с библейским племенем Амалека, армяне умудрились добавить к своей истории тысячу лет. Таким образом, неприязнь армян к евреям, по их же собственным словам, уходит далеко в глубь веков. Особую остроту противостояние двух народов приобрело в период Османской империи. Евреи, конечно, находились в лучшем положении, чем греки и армяне, что было обусловлено многовековым противостоянием турок и христиан. Предпочтение, которое власти оказывали евреям, активно конкурировавшим с христианами в торговле и ремесле, вызывало недовольство армян, что способствовало росту в их среде антиеврейских настроений. Например, в 1545 году в городе Амасья исчезновение армянского мальчика породило слух о том, что он был, якобы, убит евреями в ритуальных целях. Под давлением армян местные власти арестовали нескольких членов еврейской общины, пытками вынудили их «сознаться» в несуществующем преступлении, после чего многих из них казнили. Остальные евреи, опасаясь погромов, покинули Амасью и соседний город Токат.
Что касается мальчика, то спустя некоторое время он нашелся живым и здоровым. Тем не менее дело было сделано: еврейские торговцы и ремесленники — конкуренты — изгнаны, и еще одно зерно ненависти к иноплеменникам пало на армянскую почву. В этой связи можно также вспомнить историю с банкиром и османским чиновником Иехезкелем Габбаем, который пытался бороться с известным казнокрадом и одним из предводителей армянских финансистов — начальником монетного двора Кацац-Аретуном. Несмотря на свои заслуги (Габбай помог султану Махмуду принудить к сдаче Сулеймана-пашу), султан изгнал Габбая в Малую Азию, где его в 1826 году убили подосланные Кацац-Аретуном киллеры.
Стоит добавить, что в Византийской империи, где одно время у власти находились армяне, евреев преследовали с особой жестокостью. К примеру, император Ираклий (610 — 642) запрещал выполнять еврейские обряды вне частных домов, а Василий I Македонянин (866 — 886), при котором было уничтожено до 1000 еврейских общин и Лев III Исавр (717 — 741) под угрозой смерти или изгнания вынуждали евреев принимать христианство.
Арабский географ и историк Мас’уди сообщал, что при Романе I Лакапине – (919 — 944) евреи бежали из Византии в Хазарию, т.к. «император, правящий ныне, и носящий имя Арманус (Роман), обращал евреев своей страны в христианство силой и не любил их». В этой связи следует напомнить, что в царской России первые масштабные еврейские погромы прокатились при диктатуре канцлера Российской империи армянина Лорис-Меликова (1881). В Тебризе, по кровавому навету местных армян, были убиты свыше 4 тысяч евреев.
В наше время ливанские отряды «Хизбаллы», так и не признанные в России террористической организацией, тесно сотрудничают с армянской партией «Дашнакцутюн». Оно и понятно, поскольку значительное влияние на внешнюю политику Российской Федерации оказывают глава МИДа Лавров с его проарабской ориентацией и политолог Андраник Мигранян, который долгое время трудился в аппарате ЦК КПСС.
Альянс этих организаций скреплен общими целями. Так в 8 и 11 пунктах программы «Дашнакцутюн», созданной в 1890 году, подчеркивается необходимость: «Подвергать террору представителей власти, разорять и разрушать правительственные учреждения». Кроме того, именно у идеологов указанного движения возникла идея захвата заложников в качестве средства давления на власти. Это ноу-хау было впервые апробировано в августе 1896 года, когда группа боевиков организовала захват международного Оттоманского банка в Стамбуле. Взяв в заложники 150 служащих, они стали угрожать, что взорвут банк вместе с людьми, если иностранные державы не заставят Турцию провести реформы в так называемой Армении. В программе другой партии — «Гнчак» в качестве основной цели декларировалась необходимость объединения всех армян, живших на территории России, Турции и Ирана и создание на их обломках «великой Армении». Кроме того, армяне до сих пор обвиняют евреев в событиях 1915 года, хотя в этом следовало бы винить самих армян вместе с «союзниками» по Первой мировой войне — а именно Российскую и Британскую империи, которые их цинично использовали, а затем сдали за ненадобностью. Тем не менее, следуя в фарватере политики указанных выше держав, и, предвкушая воплощение в жизнь их обещание создать на территории расчлененной Османской империи «Великую Армению», вооруженные формирования партии «Дашнакцутюн» приступили к этническим чисткам коренного населения. Известно, что весной и летом 1916 года эксцессы армянских националистов в период российской оккупации восточной части Малой Азии затронули, помимо мусульман, и местное еврейское население. На указанные факты обратил внимание бывший советник посольства Государства Израиль в Вашингтоне Лени Бен Давид, который писал, что в годы Первой мировой войны армянскими головорезами были уничтожены 10 тысяч евреев. Согласно рапорту МВД Османской империи, направленному в МИД, только в еврейском селе Сейл на востоке Малой Азии «300 жителей были изрублены на куски армянскими головорезами. Трагичность этих событий заключается в том, что в результате бесчинств армянских боевиков в отношении еврейского населения последние вынуждены были покинуть Восточную Анатолию и направиться в Стамбул».
Об антисемитизме в Армении свидетельствует и следующий факт. Так, здесь до сих пор в ходу легенда о том, что якобы «под давлением евреев» Советская Россия оказала помощь кемалистской Турции в сохранении ее суверенитета. Однако хорошо известно, и это подтверждается многочисленными документами, что связь между кемалистами и советской властью была основана не на «жидо-масонском заговоре», а на том факте, что, как у тех, так и у других был общий враг — Антанта. Что касается так называемого «еврейского засилья» в СССР до 1937 года, то именно «великая чистка» 1937 — 1939 гг. этот тезис и опровергает. Действительно, среди революционеров было немало евреев, что объясняется совершенно диким национальным гнетом и еврейскими погромами. Следует отметить, что среди большевиков были представители разных национальностей, в том числе и армяне. Достаточно назвать такие имена, как Аванесов, Гай, Карахан, Шаумян, Прошьян, Микоян, Мясникян и т. д. Никакой проеврейской политики большевики не проводили, наоборот — они закрывали еврейские школы (хедеры), синагоги, национализировали еврейскую собственность, боролись с сионизмом и т. д.
Не существует никаких доказательств еврейского заговора против армян, потому что его не было и нет. Для полноты картины добавим, что пропаганда кровавого навета на евреев в прессе и в Интернете на армянском языке носит откровенно неонацистский характер. Именно эта политика привела к тому, что в современной Армении практически не осталось представителей других народов. Так, согласно переписи 1969 года, русских в Армении было 66108 человек, азербайджанцев 148189 человек, а евреев 1000 человек. Через десять лет численность русских возросла до 70336 человек, азербайджанцев до 160841человека, а евреев уменьшилась до 953 человек. К концу горбачевской перестройки под влиянием роста армянского национализма численность русских в 1989 году сократилась до 51556 человек, азербайджанцев до 84860 человек, а евреев до 676 человек. После обретения независимости Армения оказалась без жившего здесь тысячелетия азербайджанского населения, с минимальным количеством русских, число которых сократилось до 2145 человек и примерно с 60 евреями. Избавившись от инонационального населения, Армения, как и послевоенная Германия, вступила в полосу депопуляции.
Как писал Игорь Мурадян в газете «Голос Армении», еврейско-армянское противостояние — это конфликт между семитами и арийцами. Не ограничиваясь обвинениями евреев в так называемом «геноциде» армян, он пытается доказать, что именно этот народ и Государство Израиль стоят за конфликтом в Нагорном Карабахе. Кстати, противостояние в этом регионе имеет давние исторические корни. Так, в 1919 году в период существования Азербайджанской Демократической республики и Республики Армения войска последней вторглись именно на эту территорию вновь созданного азербайджанского государства. В ходе военных действий в результате бесчинств армянских бандформирований в Нагорном Карабахе Еврейским национальным комитетом было возбуждено ходатайство перед Бакинским губернатором о получении вагонов для бесплатного провоза беженцев — губинских евреев. Губернатор сочувственно отнесся к этому ходатайству, и принятыми с его стороны мерами для отправки беженцев до Хачмаза стало предоставление 27 вагонов. Всего было спасено таким образом около 1100 беженцев.
В 2008 году, благодаря исследованиям, проведенным директором Института прав человека НАНА профессором Ровшаном Мустафаевым, была восстановлена картина событий тех лет и выявлены ранее неизвестные факты массовых убийств еврейского населения в районе города Губа. В протоколах Чрезвычайной следственной комиссии Азербайджанской Республики по расследованию фактов массовых убийств армянскими бандами гражданского населения удалось восстановить имена невинно убиенных евреев. Среди них множество женщин, стариков и детей. Местом массовых расстрелов евреев армянскими бандами Амазаспа стала впадина Шими: к ней подводили партиями людей, измывались над ними — насиловали девушек и детей, отрезали носы и уши старикам, подросткам, затем убивали. Трупы так и оставались лежать здесь, во впадине, в ущелье Шими. Одним из главных вдохновителей учиненной резни стал Гарегин Ндже (Тер-Арутюнян), кровавый след которого в дальнейшем обнаруживается в Крыму
в период нацистской оккупации. Именно его пропагандисты натравливали бандитов из зондеркоманды «Дромедар» на массовое уничтожение жителей полуострова. Так, в отчете, составленном Ндже в конце 1941 года, говорится следующее: «С 16 ноября по 15 декабря 1941 года было расстреляно 17645 евреев, 2504 караима, 834 цыгана. Симферополь, Евпатория, Алушта, Керчь, Феодосия очищены от евреев».
В этой связи становится понятным «Постановление ГКО № 5859 от 11.05.1944 года о выселении с территории Крымской АССР 37 тысяч немецких пособников из числа болгар, греков и армян». Для полноты картины преступлений армянских националистов следует напомнить, что пик истребления венгерского еврейства в годы Второй мировой войны пришелся на недолгий период существования в Венгрии диктатуры марионеточного режима этнического армянина Ференца Салаши (Салосьяна).
В 1970 — 1980 гг. идеи антисемитизма «подхватила» созданная в 1975 году Армянская секретная армия освобождения Армении — АСАЛА. Ее цель — «освобождение традиционных армянских земель», выплата репараций со стороны турецкого правительства и публичное признание турецким правительством так называемого «геноцида» 1915 года.
В 1980 году главой АСАЛА стал Акоп Акопян (Абу Джихад), который родился в 1951 году в иракском городе Мосул. В молодом возрасте он переехал в Ливан, где вступил в Народный фронт освобождения Палестины (НФОП). Этот, так называемый «борец за свободу Армении», проходил боевую и политическую подготовку в тренировочных лагерях ООП и принимал активное участие в убийстве членов олимпийской сборной Израиля в 1972 году в Мюнхене.
Так логика национализма привела армянских шовинистов в ряды международного террористического альянса, осужденного мировым сообществом.
Моисей БЕККЕР, доктор исторических наук, г. Баку
DIRECTV & AT&T. 155 Channels & 1000s of Shows/Movies On Demand (w/SELECT Package.) AT&T Internet 99 Percent Reliability. Unlimited Texts to 120 Countries w/AT&T Wireless.
Call 4 FREE Quote- 1-855-972-1400