отменили ли выплаты за классное руководство
Доплата за классное руководство 2021: Вопросы и Ответы. Разъяснения Минпросвещения от 28 мая 2020 г. N ВБ-1159/08
Письмом от 28 мая 2020 г. N ВБ-1159/08 Министерство Просвещения РФ направило на места Разъяснения по применению законодательства Российской Федерации при осуществлении выплаты денежного вознаграждения за классное рук оводство педагогическим работникам общеобразовательных организаций.
Сколько составит ежемесячная доплата за классное руководство?
Общий стандартный размер ежемесячной доплаты за классное руководство составляет 5000 рублей.
Будут ли применяться к доплате районные коэффициенты процентные надбавки?
Да, будут. При наличии на соответствующей территории районный коэффициентов, процентных надбавок, доплата за классное руководство увеличивается на указанные районные коэффициенты, процентные надбавки. Соответствующие правила устанавливаются при расчёте межбюджетных трансфертов.
Сколько ежемесячных доплат за классное руководство может получить учитель?
Не более двух выплат в месяц. Нормы сформулированы таким образом, что педагогический работник может осуществлять одновременное классного руководство не более, чем двумя классами. При этом, классное руководство вторым классом можно поручить ему только с его согласия и с обязательной выплатой 5000 рублей, за классное руководство каждым из двух классов.
То есть, учитель осуществляющий классное руководство одновременно двумя классами, может получить 10 000 рублей (плюс районные коэффициенты и процентные надбавки, если таковые установлены нормативными актами).
Влияет ли количество обучающихся в классе на размер доплаты за классное руководство?
Нет, не влияет. Сумма в 5000 рублей за осуществление классного руководства доплачивается независимо от количества детей в классе.
Властям на местах рекомендуется установить порядок такой выплаты из бюджета субъекта Российской Федерации, который не должен зависеть от количества обучающихся в классе.
Смысл устанавливать доплату в зависимости от количества обучающихся отсутствует, поскольку в таким случае, регион не получит межбюджетных трансфертов. Эти средства, выделяемые субъекту РФ, являются целевыми и не могут быть израсходованы иначе, как доплата за классное руководство.
Будет ли уплачиваться доплата за классное руководство установленная на уровне субъекта РФ?
Да будет. Выплата в 5000 рублей за классное руководство осуществляется дополнительно к выплате за классное руководство, установленной в субъекте РФ по состоянию на 31 августа 2020 года. Снижение размера указанной выплаты недопустимо, то есть, запрещено для субъектов РФ.
Повлияет ли выплата за классное руководство на другие составляющие заработной платы учителей?
Не должна и не может повлиять.
Порядок и налоговые условия осуществления выплаты за классное руководство.
— выплата за классное руководство осуществляется одновременно с выплатой заработной платы учителям;
— выплата за классное руководство облагается НДФЛ (налог на доходы с физических лиц) по стандартной ставке 13 %
— с выплаты за классное руководство производятся отчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
Сохранится ли классное руководство за учителями, уже его осуществляющими?
При ведении классного руководство должен осуществляться принцип преемственности осуществления классного руководства в классах на следующий учебный год. Таким образом, в соответствии с указаниями Минпросвещения уже существующее распределение обязанностей по ведению классного руководства должно сохраниться.
Учитывается ли выплата за классное руководство при определении среднего заработка?
Да, учитывается, согласно разъяснений Минпросвещения, доплата за классное руководство учитывается для расчёта среднего заработка в следующих целях:
— для оплаты ежегодных основных удлиненных оплачиваемых отпусков;
— ежегодных дополнительных оплачиваемых отпусков, в том числе в связи с обучением,
— при выплате компенсации за неиспользованный отпуск,
— при сохранении среднего заработка для получения дополнительного профессионального образования (повышения квалификации), в других случаях исчисления среднего заработка;
Будет ли выплачиваться денежное вознаграждение за классное руководство в период каникул, а так же в период приостановления деятельности по санитарно-эпидемиологическим, климатическим и другим основаниям?
Да, за такие периоды денежное вознаграждение выплачиваться будет.
Учитывается ли доплата за классное руководство при расчете декретных, отпускных и больничных?
Да, за время работы в указанные периоды оплата труда осуществляется с учетом денежного вознаграждения в размере 5000 рублей и других выплат за классное руководство. Аналогичн ый порядок применяет ся также при определении размера пособия по временной нетрудоспособности за первые 3 дня временной нетрудоспособности, выплачиваемого за счет средств работодателя.
Доплата классным руководителям 5000 рублей в 2021 году
Всем учителям в российских школах положена федеральная доплата за классное руководство в размере 5000 рублей дополнительно к существующим надбавкам. С 1 сентября 2021 года кураторы учебных групп в техникумах и колледжах также будут получать федеральную надбавку в 5 тысяч рублей. В общей сложности на федеральную программу по поддержке классных руководителей и кураторов групп в СПО в 2021-2023 годах будет выделяться более 75 млрд рублей ежегодно.
Фрагмент послания Владимира Путина
Федеральному Собранию в 2020 году с сайта kremlin.ru
Выступая 15.01.2020 с предложением о введении новой федеральной доплаты за классное руководство Президент отметил, что понятия «современная школа» и «современный учитель» неразрывно связаны между собой, именно поэтому профессия педагога должна иметь в обществе высокий престиж. Ближе всего к ученикам находятся классные руководители: они в большей степени ответственны за их воспитание, развитие и здоровье. Классный руководитель уделяет «подопечному» классу существенную часть рабочего, а иногда даже и личного времени.
Кто получает 5000 за классное руководство
Дополнительная выплата 5000 рублей полагается классным руководителям, которые работают в общеобразовательных организациях, осуществляющих программы (в том числе и адаптированные) начального и среднего образования. Иными словами, федеральная доплата полагается всем классным руководителям (с 1 по 11 класс) школ, гимназий, лицеев, общеобразовательных интернатов и т.д. При этом не имеет значения, находится ли школа в городской или сельской местности — на право получения дополнительных сумм этот фактор не влияет.
Право на доплату из федерального бюджета также не зависит от количества детей: неважно, 10 или 30 учеников в «опекаемом» классе — классному руководителю в любом случае обязаны ежемесячно выплачивать по 5 тысяч рублей.
Будут ли платить 5000 рублей за классное руководство в колледжах и техникумах
В январе 2021 года министр просвещения Сергей Кравцов на встрече с Президентом сообщил, что ведомство прорабатывает вопрос о доплатах педагогическим работникам, которые трудоустроены в организациях среднего профессионального образования (СПО) — техникумах и колледжах. Позже Президент внес этот вопрос в перечень поручений Правительству. О необходимости установить федеральные доплаты за классное руководство в СПО также говорилось в послании Федеральному Собранию.
Пресс-служба Минпросвещения сообщила, что на реализацию этой меры материальной поддержки педагогов техникумов и колледжей будет выделено дополнительное финансирование в размере 9,6 млрд рублей в год. Доплатой за классное руководство будут обеспечены кураторы более 100 тысяч бюджетных учебных групп.
Правила назначения и перечисления выплаты 5000 классным руководителям
Правила перечисления средств из федерального в региональные бюджеты, а также указания по расчету необходимых сумм описаны в Постановлении Правительства РФ № 488 от 04.04.2020. Минпросвещения 28 мая также направило в регионы письмо с разъяснениями о том, как правильно начислять федеральные выплаты классным руководителям.
Согласно этим нормативным актам, ежемесячная доплата 5000 рублей:
Размер доплаты
Величина ежемесячной надбавки не может быть ниже 5000 рублей, количество детей в классе на нее также не влияет. Однако размер выплаты может быть больше, если педагог проживает в местности, в которой установлены повышающие коэффициенты.
В Уватском районе Тюменской области «северный» коэффициент равен 1,5. Следовательно, классные руководители в этой местности будут получать надбавку 5000 × 1,5 = 7500 рублей.
Доплата в повышенном размере также положена учителям, у которых есть классное руководство в нескольких классах одновременно. При этом педагог не сможет получить более двух выплат, то есть оплатят классное руководство только в двух классах — не больше. В таком случае ежемесячная федеральная выплата будет равна 10000 рублей (по 5000 за каждый класс).
Дополнительная информация:
21 августа 2020 года состоялось совещание министра просвещения РФ Сергея Кравцова с представителями региональных органов управления образованием. На мероприятии обсуждались в том числе и выплаты педагогам по 5 тысяч рублей. В ходе совещания заместитель министра просвещения Андрей Николаев обратил внимание на то, что все другие надбавки, которые уже получают педагоги, должны сохраниться в полном объеме.
26 августа 2020 года Сергей Кравцов снова подтвердил эту информацию в ходе онлайн-встречи с лидером партии «Справедливая Россия» Сергеем Мироновым. Министр также попросил Миронова сообщать министерству о случаях неполучения федеральных доплат педагогами. Секретарь Генерального совета политической партии «Единая Россия» Андрей Турчак тоже заявил, что партия возьмет под контроль выплату надбавки 5 тысяч рублей.
Какие еще существуют надбавки классным руководителям
Классное руководство не входит в прямые должностные инструкции педагога, а относится к его дополнительной работе, непосредственно связанной с деятельностью образовательного учреждения. Обычно классный руководитель обязан:
Ранее средства на доплату к зарплате классным руководителям выделялись только из местных бюджетов. Эти суммы до сих пор существенно отличаются от региона к региону.
В Липецкой области региональная доплата равна 5000 или 6000 рублей в зависимости от наполняемости класса, в Приморском крае — 2000, в Смоленской области — 1000 рублей. Размер таких выплат может изменяться в отличие от количества обучающихся, наличия детей-инвалидов в классе и так далее.
Кроме того, дополнительные выплаты за классное руководство могут устанавливаться администрациями отдельных учебных заведений, поэтому иногда надбавки могут быть больше. Нередко в локальных документах указываются доплаты за ведение электронного журнала, организацию питания учеников и так далее.
Однако чаще всего размер региональной доплаты классным руководителям не соответствовал объему затрачиваемых сил и времени педагога. Именно поэтому и было решено дополнительно выплачивать по 5000 рублей учителям из федерального бюджета.
Последние новости
Начисление доплаты 5000 рублей за классное руководство началось с 1 сентября 2020 года. С 01.09.2021 года ее начнут получать педагоги, преподающие в колледжах, техникумах и других учреждениях, реализующих программы среднего профессионального образования.
В 2020 году была запущена горячая линия Минпросвещения России. Операторы отвечают на вопросы насчет организации горячего питания, начала нового учебного года и выплат классным руководителям. Звонки принимаются круглосуточно по бесплатному телефону 8-800-200-91-85.
Доплата за классное руководство учителям будет перечисляться отдельно от зарплаты
Разъяснен порядок осуществления доплат классным руководителям. Деньги будут перечисляться в день зарплаты, но отдельной выплатой. Об этом сообщил замминистра просвещения РФ Виктор Басюк во время федерального педагогического совета.
Как пояснил замглавы Минпросвещения, это позволит учителям самим контролировать начисление отплаты труда.
Замминистра отметил, что надбавка в 5 000 рублей будет выплачиваться 74% всех учитилей. Именно такая доля педагогов на сегодняшний день исполняет обязанности по классному руководству.
По общему правилу зарплата должна выплачиваться не реже чем каждые полмесяца. Зарплата должна выплачиваться позднее 15 календарных дней со дня окончания периода, за который она начислена (ст. 136 ТК РФ). При совпадении дня выплаты с выходным или нерабочим праздничным днем выплата зарплаты производится накануне этого дня. Оплата отпуска производится не позднее, чем за три дня до его начала.
При прекращении трудового договора выплата всех сумм, причитающихся работнику от работодателя, производится в день увольнения работника (ст. 140 ТК РФ). Если работник в день увольнения не работал, то соответствующие суммы должны быть выплачены не позднее следующего дня после предъявления уволенным работником требования о расчете.
Зарплата выплачивается либо в месте выполнения работы, либо переводится в кредитную организацию, указанную в заявлении работника. Кредитная организация может быть изменена по заявлению работника. Заявить о смене банка можно в любое удобное работнику время. При выплате зарплаты работодатель обязан извещать работника о составных частях заработной платы, о размерах и об основаниях произведенных удержаний и об общей денежной сумме, подлежащей выплате.
Новые выплаты за классное руководство: что важно знать?
Автор: Манохова С.В., редактор журнала
Планируется, что с 1 сентября 2020 года будут введены доплаты для классных руководителей в школах в размере не менее 5 000 руб. за счет федерального бюджета. Также предлагается утвердить единый перечень работ, которые может выполнять классный руководитель. Об этом и о том, что представляют собой указанные доплаты, – в данной статье.
Из послания Президента РФ Федеральному собранию от 15.01.2020.
Ближе всего к ученикам – их классные руководители. Такая постоянная каждодневная работа, связанная с обучением, воспитанием детей, – это огромная ответственность, и она, конечно, требует особой подготовки наставников и их особой поддержки. В этой связи считаю необходимым уже с 1 сентября ввести специальную доплату классным руководителям в размере не менее 5 000 руб. за счет средств федерального бюджета.
Приоритетные задачи деятельности педагогов, связанные с классным руководством
Классное руководство как особый вид педагогической деятельности направлено на решение задач воспитания и социализации обучающихся. Классное руководство не связано с занимаемой педагогическим работником должностью и не входит в состав его должностных обязанностей. Оно непосредственно вытекает из сущности, целей, задач, содержания и специфики реализации классного руководства как вида педагогической деятельности. Специфика осуществления классного руководства состоит в том, что воспитательные цели и задачи реализуются соответствующим педагогом как в отношении каждого обучающегося, так и в отношении класса как микросоциума. Классный руководитель должен учитывать:
индивидуальные возрастные и личностные особенности;
семейные и прочие условия жизни обучающихся;
характеристики класса как уникального ученического сообщества с определенными межличностными отношениями и групповой динамикой.
Классный руководитель должен взаимодействовать с семьями обучающихся, другими педагогами, работающими с учениками его класса, администрацией школы, а также с внешними партнерами, способствующими достижению принятых целей.
Педагог, осуществляя классное руководство, выполняет широкий спектр обязанностей, относящихся непосредственно к педагогической, а не к управленческой деятельности. Действия, относящиеся к анализу, планированию, организации, контролю процесса воспитания и социализации, координирующие действия являются вспомогательными для достижения педагогических целей и результатов, а не смыслом и главными функциями, связанными с классным руководством.
Приоритетными задачами деятельности по классному руководству являются[1]:
Создание благоприятных психолого-педагогических условий в классе путем гуманизации межличностных отношений, формирования навыков общения обучающихся.
Формирование у обучающихся высокого уровня духовно-нравственного развития.
Формирование внутренней позиции личности обучающегося по отношению к негативным явлениям окружающей социальной действительности.
Формирование у обучающихся активной гражданской позиции, чувства ответственности за свою страну, причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России.
Формирование способности обучающихся реализовать свой потенциал в условиях современного общества за счет активной жизненной и социальной позиции.
Так, в деятельности, связанной с классным руководством, выделяются инвариантная и вариативная части.
Инвариантная часть
Вариативная часть
Соответствует ядру содержания деятельности по классному руководству и охватывает минимально необходимый состав действий по решению базовых задач воспитания и социализации обучающихся независимо от контекстных условий функционирования общеобразовательной организации
Формируется в зависимости от контекстных условий общеобразовательной организации. К примеру, вариативность может отражать наличие особых целей и задач духовно-нравственного воспитания обучающихся в образовательных организациях субъекта РФ, связанных с трансляцией и поддержкой развития национальной культуры, сохранением родного языка и т. д.
Инвариантная часть содержит следующие блоки:
Личностно ориентированная деятельность по воспитанию и социализации обучающихся в классе, включая:
содействие повышению дисциплинированности и академической успешности каждого ученика, в том числе путем осуществления контроля посещаемости и успеваемости;
формирование у обучающихся опыта социально и личностно значимой деятельности, в том числе с использованием возможностей волонтерского движения, детских общественных движений, творческих и научных сообществ;
осуществление индивидуальной поддержки каждого ученика класса на основе изучения его психофизиологических особенностей, социально-бытовых условий жизни и семейного воспитания;
выявление и поддержку обучающихся, нуждающихся в психологической помощи, в том числе оказавшихся в сложной жизненной ситуации, оказание помощи в выработке моделей поведения;
профилактику наркотической и алкогольной зависимости, табакокурения, употребления вредных для здоровья веществ;
формирование навыков информационной безопасности;
содействие формированию у детей с устойчиво низкими образовательными результатами мотивации к обучению, развитию у них познавательных интересов;
поддержку талантливых обучающихся, в том числе содействие развитию их способностей.
Деятельность по воспитанию и социализации обучающихся, осуществляемая с классом как социальной группой, включая:
изучение и анализ характеристик класса как малой социальной группы;
регулирование и гуманизацию межличностных отношений в классе, формирование благоприятного психологического климата, толерантности и навыков общения в полиэтнической, поликультурной среде;
формирование ценностно-ориентационного единства в классе по отношению к национальным, общечеловеческим, семейным ценностям, здоровому образу жизни, активной гражданской позиции, патриотизму, чувству ответственности за будущее страны, признание ценности достижений и самореализации в учебной, спортивной, исследовательской, творческой и иной деятельности;
организацию и поддержку всех форм и видов конструктивного взаимодействия обучающихся, в том числе их включенность в волонтерскую деятельность и реализацию социальных и образовательных проектов;
выявление и своевременную коррекцию деструктивных отношений, создающих угрозу физическому и психическому здоровью обучающихся;
профилактику девиантного и асоциального поведения обучающихся, в том числе всех форм проявления жестокости, насилия, травли в детском коллективе.
Осуществление воспитательной деятельности во взаимодействии с родителями несовершеннолетних учеников, включая:
привлечение родителей к сотрудничеству в интересах обучающихся в целях формирования единых подходов к воспитанию и создания наиболее благоприятных условий для развития личности каждого ребенка;
регулярное информирование родителей об особенностях осуществления образовательного процесса в течение учебного года, основных содержательных и организационных изменениях, внеурочных мероприятиях и событиях жизни класса;
координацию взаимосвязей между родителями и другими участниками образовательных отношений;
содействие повышению педагогической компетентности родителей путем организации целевых мероприятий, оказания консультативной помощи по вопросам обучения и воспитания, личностного развития детей.
Осуществление воспитательной деятельности во взаимодействии с педагогическим коллективом, включая:
взаимодействие с членами педагогического коллектива с целью разработки единых педагогических требований, целей, задач и подходов к обучению и воспитанию детей;
взаимодействие с администрацией школы и учителями учебных предметов по вопросам контроля и повышения результативности учебной деятельности обучающихся и класса в целом;
взаимодействие с педагогом-психологом, социальным педагогом и педагогами дополнительного образования по вопросам изучения личностных особенностей детей, их адаптации и интеграции в коллективе класса, построения и коррекции индивидуальных траекторий личностного развития;
взаимодействие с учителями учебных предметов и педагогами дополнительного образования по вопросам включения обучающихся в различные формы деятельности: интеллектуально-познавательную, творческую, трудовую, общественно полезную, художественно-эстетическую, физкультурно-спортивную, игровую и др.;
взаимодействие с педагогом-организатором, педагогом-библиотекарем, педагогами дополнительного образования и старшими вожатыми по вопросам вовлечения детей в систему внеурочной деятельности, организации внешкольной работы, досуговых и каникулярных мероприятий;
взаимодействие с педагогами и администрацией школы по вопросам профилактики девиантного и асоциального поведения
обучающихся;
взаимодействие с администрацией и педагогами школы с целью организации комплексной поддержки обучающихся, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Участие в осуществлении воспитательной деятельности во взаимодействии с социальными партнерами, включая участие в организации:
работы, способствующей профессиональному самоопределению учеников;
мероприятий в рамках социально-педагогического партнерства с привлечением организаций культуры, спорта, дополнительного образования детей, научных и образовательных организаций;
комплексной поддержки детей из групп риска, находящихся в трудной жизненной ситуации, с привлечением работников социальных служб, правоохранительных органов, организаций сферы здравоохранения, дополнительного образования детей, культуры, спорта, профессионального образования, бизнеса.
Ведение и составление педагогом следующей документации:
плана работы в рамках деятельности, связанной с классным руководством, требования к оформлению которого могут быть установлены локальным нормативным актом организации.
Права педагогов.
Педагогический работник, осуществляющий классное руководство, имеет следующие права:
самостоятельно определять приоритетные направления, содержание, формы работы и педагогические технологии для осуществления воспитательной деятельности, выбирать и разрабатывать учебно-методические материалы с учетом контекстных условий деятельности;
вносить на рассмотрение администрации школы, педагогического совета, органов государственно-общественного управления предложения, касающиеся совершенствования образовательного процесса, условий воспитательной деятельности, как от своего имени, так и от имени обучающихся класса, родителей обучающихся;
участвовать в разработке проектов локальных нормативных актов школы в части организации воспитательной деятельности и осуществления контроля ее качества и эффективности;
самостоятельно планировать и организовывать участие обучающихся в воспитательных мероприятиях;
использовать (по согласованию с администрацией общеобразовательной организации) инфраструктуру общеобразовательной организации при проведении мероприятий с классом;
получать своевременную методическую, материально-техническую и иную помощь от руководства для реализации задач по классному руководству;
приглашать в школу родителей несовершеннолетних обучающихся по вопросам, связанным с осуществлением классного руководства;
давать обязательные распоряжения ученикам своего класса при подготовке и проведении воспитательных мероприятий;
посещать уроки и занятия, проводимые педагогами (по согласованию), с целью корректировки их взаимодействия с отдельными обучающимися и коллективом обучающихся класса;
защищать собственную честь, достоинство и профессиональную репутацию в случае несогласия с оценками деятельности со стороны администрации школы, родителей несовершеннолетних учеников, других педагогических работников;
повышать свою квалификацию в области педагогики и психологии, теории и методики воспитания, организации деятельности, связанной с классным руководством.
А теперь о доплатах…
Постановлением Правительства РФ от 04.04.2020 № 448 внесены изменения в госпрограмму «Развитие образования», которые предусматривают Правила предоставления трансфертов из федерального бюджета на обеспечение выплат педагогам за классное руководство.
В свою очередь, Минпросвещения направило для использования в работе разъяснения по применению законодательства при осуществлении педагогам доплат за классное руководство (см. Письмо от 28.05.2020 № ВБ-1159/08). Эти разъяснения предназначены:
для органов исполнительной власти субъектов РФ;
для органов местного самоуправления;
для руководителей общеобразовательных организаций;
для региональных, территориальных и первичных профсоюзных организаций.
Установлены минимальный и максимальный размеры выплат.
Денежное вознаграждение за классное руководство будет выплачиваться ежемесячно в размере 5 000 руб., но не более двух выплат одному педагогу при условии осуществления им классного руководства в двух и более классах.
Вознаграждение будет выплачиваться за классное руководство в классе (классах), а также в классе-комплекте, который принимается за один класс, независимо от количества обучающихся в каждом из классов, а также от реализуемых в них общеобразовательных программ, включая адаптированные общеобразовательные программы.
Выплаты будут осуществляться с учетом районных коэффициентов.
Размер предоставляемого бюджету субъекта РФ трансферта будет определяться с учетом районных коэффициентов и процентных надбавок, заявленной субъектом РФ прогнозируемой численности педагогических работников общеобразовательных организаций, получающих вознаграждение за классное руководство, количества месяцев в году, в которые выплачивается денежное вознаграждение за классное руководство, размера страховых взносов в государственные внебюджетные фонды.
Подчеркнем, что выплаты будут осуществляться с учетом районных коэффициентов.
Новые выплаты за классное руководство не отменяют ранее установленные субъектами РФ.
Денежное вознаграждение за классное руководство в размере 5 000 руб. будет выплачиваться дополнительно к выплате за классное руководство, установленной по состоянию на 31.08.2020 из бюджета субъекта РФ, снижение размера которой не допускается.
Причем Минпросвещения рекомендует установить такой порядок выплаты из бюджета субъекта РФ, при котором размер выплаты не должен зависеть от количества обучающихся в классе. Также субъектам РФ рекомендовано не допускать:
ухудшения ранее установленных условий оплаты труда;
снижения размеров индексации заработной платы;
отмены либо уменьшения размеров надбавок, коэффициентов, стимулирующих выплат, установленных указанным категориям работников из региональных бюджетов.
Доплата за классное руководство является составной частью оплаты труда.
Доплата за классное руководство является составной частью заработной платы педагогического работника. В связи с этим она:
осуществляется педагогам одновременно с выплатой заработной платы;
учитывается при определении налоговой базы по НДФЛ;
учитывается при определении отчислений по страховым взносам;
учитывается при расчете зарплаты работников организаций, расположенных в местностях с особыми климатическими условиями, а также процентной надбавки к зарплате за стаж работы в районах Крайнего Севера и в приравненных к ним местностях;
учитывается при определении размера среднего заработка;
учитывается при исчислении пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам.
Обязанность по классному руководству возлагается на педагогов только с их согласия.
Согласно квалификационным характеристикам[2] классное руководство не входит в должностные обязанности учителей, в связи с чем осуществление классного руководства обеспечивается путем установления им соответствующих выплат, в том числе в виде денежного вознаграждения в размере 5 000 руб. из федерального бюджета.
Условие об осуществлении педагогическими работниками классного руководства с доплатой из федерального бюджета и бюджета субъекта РФ относится к существенным условиям трудового договора. При надлежащем осуществлении классного руководства вносить какие‑либо изменения в трудовой договор без согласия работника не допускается.
При регулировании вопросов, связанных с классным руководством, рекомендуется руководствоваться тем же порядком, что и при распределении учебной нагрузки на новый учебный год, закрепляя соответствующие положения в коллективном договоре общеобразовательной организации.
Так, применительно к порядку, установленному при распределении учебной нагрузки на новый учебный год, в коллективном договоре могут быть предусмотрены следующие положения, связанные с осуществлением педагогическими работниками классного руководства:
недопущение в течение учебного года и в каникулярный период изменения размеров выплат за классное руководство или отмена классного руководства в конкретном классе по инициативе работодателя при надлежащем осуществлении классного руководства, за исключением случаев сокращения количества классов;
преемственность осуществления классного руководства в классах на следующий учебный год;
определение кандидатур педагогических работников, которые в следующем учебном году будут осуществлять классное руководство, одновременно с распределением учебной нагрузки по окончании учебного года с тем, чтобы каждый педагог знал, в каком классе в новом учебном году он будет осуществлять классное руководство;
временное замещение длительно отсутствующего по болезни и другим причинам педагогического работника, осуществляющего классное руководство, другим работником с установлением ему соответствующих выплат за классное руководство пропорционально времени замещения;
возможность отмены выплат за классное руководство за неисполнение или ненадлежащее исполнение педагогическим работником по его вине работы по классному руководству.
Период приостановления учебных занятий – не повод для снижения размера доплат.
Периоды осенних, зимних, весенних и летних каникул, установленные для обучающихся общеобразовательных школ, а также периоды отмены (приостановления) для обучающихся занятий по санитарно-эпидемиологическим, климатическим и другим основаниям, не совпадающие с ежегодным отпуском педагогических работников, являются для них рабочим временем.
Соответственно, за время работы в указанные периоды оплата труда производится из расчета заработной платы, установленной при тарификации, предшествующей началу каникул или периоду отмены занятий по названным выше причинам, с учетом денежного вознаграждения в размере 5 000 руб. и других выплат за классное руководство.
[1] См. Методические рекомендации органам исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющим государственное управление в сфере образования, по организации работы педагогических работников, осуществляющих классное руководство в общеобразовательных организациях, утв. Письмом Минпросвещения РФ от 12.05.2020 № ВБ-1011/08.
[2] Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования», утв. Приказом Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 № 761н.