отчет в росфинмониторинг по сделкам с недвижимостью
Отчет в росфинмониторинг по сделкам с недвижимостью
Корпоративные юристы СМЫСЛОВЫ
и Межрегиональный учебный и консультационно-правовой центр финансового мониторинга (МУКПЦФМ):
юридические услуги в области корпоративного права, организации внутреннего контроля по финансовому мониторингу, правила внутреннего контроля, целевой инструктаж и обучение по ПОД/ФТ по всей России
тел.: +7 (964) 768 9380 (многоканальный) +7 (903) 686 3187; +7 (964) 705-83-10
Ко мпания основана в 1996 году
Все отчеты агентства недвижимости в Росфинмониторинг
Перечень обязательных и добровольных отчетов агентств недвижимости, направляемых в Росфинмониторинг с 2021 года
(опубликовано на www.smyslovy.ru 07.12.2020 г.)
Федеральным законом от 13.07.2020 № 208-ФЗ были внесены изменения в Федеральный закон от 07.08.2001 №115 «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», в т.ч. был изменен перечень операций, подлежащих обязательному контролю, сведения о которых направляются в Росфинмониторинг.
Уже не для кого не секрет, что с 10 января 2021 года агентства недвижимости более не обязаны отчитываться в Росфинмониторинг об операциях, подлежащих обязательному контролю, в т.ч. с недвижимым имуществом на сумму равную или выше 3 млн рублей.
К нам поступает много вопросов на предмет того, какие отчеты надо будет сдавать агентствам недвижимости в Росфинмониторинг после 10 января 2021 года.
Обращаем внимание, что агентства недвижимости как и ранее обязаны вести личный кабинет на сайте Росфинмониторинга, скачивать из него перечни, разнообразную информацию по ПОД/ФТ, сдавать отчеты и т.д.
Мы составили перечень обязательных и добровольных отчетов агентств недвижимости, направляемых в Росфинмониторинг с 2021 года. В него входят следующие отчеты:
1) О результатах проверки клиентов по трем перечням Росфинмониторинга (квартальный отчет в Росфинмониторинг);
2) О необычных операциях клиентов, в т.ч. об операциях с недвижимым имуществом вне зависимости от суммы сделки, в отношении которых возникают подозрения, что они могут быть направлены на отмывание преступных доходов, к числу которых относятся следующие:
— предложение или попытка клиента совершить сделку с недвижимым имуществом, на которое наложено обременение (за исключением ипотеки);
— совершение сделки с недвижимым имуществом по цене, отличной от рыночной в 2 и более раз;
— многократная (три и более раз) покупка и (или) продажа физическим лицом объектов недвижимости;
— многократное (три и более раз) совершение физическим или юридическим лицом сделок с одним объектом недвижимости;
— осуществление сделки с недвижимым имуществом, стороной по которой выступает нерезидент;
— осуществление сделки с недвижимым имуществом, стороной по которой выступает участник федеральных, региональных либо муниципальных целевых программ или национальных проектов, направленных на обеспечение жильем либо на улучшение жилищных условий;
— осуществление сделки купли-продажи недвижимого имущества, являющегося государственной или муниципальной собственностью, приобретателем по которой выступает коммерческое юридическое лицо.
4) О приостановлении операции;
5) Об отказах клиентах по основаниям, предусмотренным 115 законом, а также об устранении указанных оснований.
6) О фактах препятствия исполнять положения 115 закона государствами, на которых расположены филиалы и представительства, а также дочерние организации агентств недвижимости.
Также у риелторов существует два вида добровольных отчетов в Росфинмониторинг:
1) полугодовой о результатах проверки осуществления внутреннего контроля (об итогах внутреннего аудита по ПОД/ФТ);
2) годовой о рисках вовлечения агентства недвижимости в процесс отмывания преступных доходов или финансирование терроризма.
Таким образом, легко видеть, что объем отчетности в Росфинмониторинг остался крайне обширным и после отмены обязанности по сдаче информации об операциях, подлежащих обязательному контролю, в т.ч. с недвижимым имуществом на сумму равную или выше 3 миллиона рублей.
Также риелторы обязаны исполнять следующие обязанности по Росфинмониторингу:
— назначать ответственных по финмониторингу лиц;
— идентифицировать и изучать клиентов;
— хранить документы и информацию;
— многочисленные иные, установленные 115 законом обязанности.
Обратите внимание на следующие наши услуги по теме публикации:
абонентское обслуживание по ПОД/ФТ и финансовому мониторингу ;
сдача отчетности в Росфинмониторинг: консультации, обучение, помощь;
ведение личного кабинета на сайте Росфинмониторинга ;
эксперт по финансовому мониторингу, главный редактор СМИ «Вестник финансового мониторинга», канд. истор. наук, юрист Павел Смыслов
При использовании и цитировании материала ссылка на сайт обязательна!
Ознакомьтесь с нашими многочисленными стать ями по теме финансового мониторинга и ПОД/ФТ тут:
Перечень наших практических статей и публикаций по вопросам финансового мониторинга, ПОД/ФТ, «антиотмывочному» законодательству, 115-ФЗ и прочим связанным вопросам
Наши услуги в сфере финансового мониторинга и ПОД/ФТ:
— любые документы и правила внутреннего контроля (ПВК по ПОД/ФТ);
— обучение и инструктаж по финмониторингу;
— аудит, абонентское обслуживание по ПОД/ФТ;
— электронная подпись и специальное ПО по финмониторингу;
— помощь на проверках;
Мы в социальных сетях:
Вы можете связаться с нами по телефонам: 8 (964) 768 9380 (многоканальный); 8 (903) 686 3187; 8 (964) 705 8310
Все права защищены © Смыслов П.А. 2006-2020
Использование материалов сайта разрешено только с письменного разрешения Смыслова П.А. или соответствующего правообладателя
Контроль за сделками по недвижимости ужесточается. Как купить квартиру и не налететь на проверку?
С 10 января вступили в силу изменения в 115-ФЗ, которые навели много страха. В частности, люди стали переживать за покупки квартиры стоимостью свыше 3 млн рублей, потому что они подлежат обязательному контролю Росфинмониторингом. По социальным сетям пошли слухи, что проблемы уже начались. Давайте разбираться, стоит ли бояться нового закона и придумывать махинации.
Для начала посмотрим на то, как ЦБ комментирует статью 115-ФЗ, в которую вносятся изменения.
Обязательному контролю подлежат любые операции с наличными и безналичными денежными средствами, осуществляемые в рамках сделки с недвижимым имуществом. При отнесении операции к подлежащим обязательному контролю в соответствии с указанной нормой, кредитной организации следует принимать во внимание норму статьи 153 Гражданского кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой сделками признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей, а также учитывать, что операция с денежными средствами должна быть осуществлена во исполнение сделки, предметом которой является недвижимое имущество
Заметим, что п. 1.1 ст. 6 «антиотмывочного» закона давно уже предписывал Росфинмониторнгу отслеживать сделки купли-продажи недвижимости суммой более 3 млн. Изменения 2021 года расширили эту норму на все сделки с жильём, в том числе аренду и ипотеку.
Поэтому люди и волнуются — раньше за ипотечными квартирами Росфинмониторинг не присматривал. Если у ведомства возникнет подозрение, что деньги получены преступным путём, то Росфимониторинг попросит отчитаться относительно источника происхождения средств.
Типичный пример сделки с недвижимостью. У семьи есть небольшая квартира, они её продают за 2,5 млн рублей и покупают новую за 3,5 млн, воспользовавшись ипотекой. Ситуация предельно прозрачная, поэтому Росфинмониторинг не потребует отчёта.
Имейте в виду, что сделка, сумма по которой не соотносится с доходами может заинтересовать ещё и ФНС. О том, законны ли доначисления налога только на основании догвора купли-продажи, мы писали в статье «Не видите налог? А я вижу».
Процедура покупки затянется из-за проверки?
Контроль за сделками по недвижимости стоимостью более 3 млн ведётся уже давно. Поскольку процедура не меняется, эксперты успокаивают, что сроки не изменятся.
Центробанк тоже успокаивает покупателей и продавцов недвижимости, говоря, что ужесточение контроля направлено на юридических лиц.
За деньги, взятые в долг, тоже придётся отчитаться?
Квартира стоимостью 3,1 млн в Усть-Урюпинске, пусть даже за счёт подаренных или долговых средств, вероянее всего, не попадёт в зону контроля.
Что делать, если просят отчитаться?
Предоставлять документы. Это могут быть договоры займа, справки 2-НДФЛ о доходах, выписки по счетам, куда поступали деньги от родственников и т. д. Если криминала нет, то и вопросы отпадут.
Что будет, если сделку провести без риелтора?
Риелторы в обязательном порядке отправляют данные в Росфинмониторинг. Но любая сделка регистрируется в Росреестре, а он тоже отчитывается по операциям с недвижимостью. Получается, что каким бы способом квартира не была куплена, Росфинмониторинг о ней узнает.
Можно ли уйти от проверки через договор дарения?
Любая махинация несёт риск и возможные дополнительные расходы на её осуществление. Например, если вместо договора купли-продажи заключается договор дарения, то у покупателя увеличиваются расходы на уплату налога. К тому же, если продавца объявят банкротом, то договор аннулируют, а квартиру реализуют, чтобы расплатиться с кредиторами.
Одним словом, среднестатистическому продавцу и покупателю не стоит беспокоиться. Государство хоть и идёт к тотальному контролю за каждым человеком и всеми его сделками, но мощностей не хватает.
Зачем россиян заставят отчитываться о сделках с недвижимостью?
С 10 января 2021 года в России вступают поправки в закон 115-ФЗ, согласно которым сделки с недвижимости будет проверять Росфинмониторинг. А банки будут следить за тем, что деньги от продажи квартиры, пошли на «благие цели». Какие трудности в связи с этим ожидают покупателей и продавцов? Может ли это привести к удорожанию жилья? Об этом Bankiros.ru узнал у экспертов.
Напомним, что по закону 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем» Росфинмониторинг контролирует только те сделки, которые касаются перехода права собственности. С начала 2021 ведомство также будет контролировать сделки купли-продажи жилья на сумму свыше 3 млн рублей. Также под контроль ведомства попадут и другие сделки с недвижимостью: аренда, ипотека, коммерческий найм.
Эксперт сервиса для проверки юридических и физических лиц «Контур.Призмы» Светлана Кирланова объясняет, что поправки в 115-ФЗ, приняты, чтобы, в первую очередь, уменьшить поток дублирующих сообщений в Росфинмониторинг, структурировать операции, подлежащие обязательному контролю.
Она также отметила, что процесс оформления сделок для граждан и организаций не изменился, поэтому ни физические, ни юридические лица не столкнуться с дополнительными трудностями.
Что же поменяется?
По словам Кирлановой, если раньше человек продавал или покупал квартиру дороже 3 млн рублей через агентство недвижимости, то после завершения сделки и регистрации права собственности, агентство недвижимости отправляло сообщение в Росфинмониторинг. При этом, если человек переводил часть денег за сделку через банк, то банк, видя назначение платежа, просил предоставить зарегистрированный договор купли-продажи и также отправлял отчет в Росфинмониторинг. То есть сообщение в Росфинмониторинг дублировалось.
Теперь организации будут подавать отчет не об операциях с недвижимым имуществом (как ранее), а о следующей операции с денежными средствами, осуществляемой в рамках этой сделки с недвижимостью, пояснила собеседница Bankiros.ru. Таким образом, с агентств недвижимости вообще снимается обязанность о подаче сообщений по договору купли-продажи имущества. Эта обязанность полностью ложится только на организации, через которые проходят денежные расчеты.
В чем могут возникнуть трудности?
Юрист Crowe CRS Евгения Заинчуковская отмечает, что со вступлением в силу поправок контролироваться будет не только купля-продажа, но и аренда недвижимости.
«При этом буквальное прочтение п. 1.1 ст. 6 ФЗ 115-ФЗ, содержащего указание на «сделку» в единственном числе, порождает вопрос, может ли заключение нескольких договоров аренды по поводу одного и того же объекта недвижимости, в том числе с целью обойти ограничения в 3 млн рублей, рассматриваться в качестве единой хозяйственной операции, подлежащей обязательному контролю? На сегодняшний день этот вопрос остается открытым», – говорит Заинчуковская.
В каком случае сделка с недвижимостью может быть аннулирована?
Заинчуковская отметила, в том, что власти приняли данные поправки, нет ничего удивительного, ведь недвижимость является одним из классических способов легализовать преступно нажитые средства. Дело в том, что она обладает высокой ликвидностью. Кроме того, сделку можно провести без посредников и через наличный расчет. Также отсутствуют большие издержки, связанные с приобретением объектов или сдачей их в наем, рассказала собеседница Bankiros.ru.
Она также предупредила, что сделка с недвижимостью может быть признана подозрительной, если стороны пытаются скрыть свою личность, цена сделки явно превышает социально-экономическое положение ее сторон, покупатель или арендатор просит ускорить процедуру совершения сделки без каких-либо причин либо исключить расчеты через банк. Привлечь внимание может также цепочка сделок, совершенных в течение короткого промежутка времени, финансируемая третьим лицом за счет денежных средств, поступивших из-за рубежа.
Изменятся ли цены на жилье?
Кирланова уверена, что поправки в 115-ФЗ не приведут к изменению рынка недвижимости и, в частности, к повышению цен на жилье.
Заинчуковская также отметила, что усиление контроля само по себе не приведет к росту цен на жилье, поскольку не накладывает на стороны сделки никаких дополнительных обязанностей.
Не согласен с этим вице-президент QBF Максим Федоров. Он уверен, что возникающая дополнительная налоговая нагрузка на продавцов недвижимости неизбежно приведет к увеличению цены на объект на сумму уплаченного налога.
Обнаружили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter.
Отчет в росфинмониторинг по сделкам с недвижимостью
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Обзор документа
Информационное письмо Федеральной службы по финансовому мониторингу от 12 мая 2021 г. № 62 «О разъяснении отдельных вопросов применения норм законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, организациями и индивидуальными предпринимателями, оказывающими посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества»
1. В связи с изменениями, внесенными в Федеральный закон N 115-ФЗ и касающимися агентств недвижимости и риелторов, разъясните какие требования необходимо выполнять с 10 января 2021 года? Какие требования к деятельности агентств недвижимости и риелторов утратили силу, остались без изменения?
В этой связи при оценке рисков нарушения поднадзорными субъектами требований законодательства о ПОД/ФТ, Росфинмониторинг учитывает исполнение ими обязанностей по информированию о подозрительных операциях (сделках), а также количество, качество и оперативность представления соответствующих сведений.
Для сведения субъектов Федерального закона N 115-ФЗ на сайте Росфинмониторинга и в Личном кабинете размещены информационные письма о рисках и признаках подозрительных операций в сделках с недвижимым имуществом:
— совместное сообщение Росфинмониторинга и Федеральной нотариальной палаты от 04.03.2019 N 2192/01-01-40/4546 «О признаках возможного использования недвижимого имущества в схемах легализации преступных доходов»;
— письмо Росфинмониторинга от 26.04.2021 «О повышении внимания индивидуальных предпринимателей и организаций, оказывающих посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества, к выявлению сделок с высоким уровнем риска».
Обращаем внимание, что все обязанности по исполнению требований законодательства о ПОД/ФТ (кроме предоставления сведений об операциях (сделках), подлежащих обязательному контролю) для риелторов сохранены в полном объеме.
В частности, риелторы должны:
— до начала предоставления посреднических услуг при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества встать на учет в Росфинмониторинг;
— осуществлять внутренний контроль согласно разработанным и актуальным правилам внутреннего контроля;
— назначить специальное должностное лицо, ответственное за реализацию правил внутреннего контроля;
— проводить обучение сотрудников в целях ПОД/ФТ (вводный и дополнительный инструктаж), проходить целевой инструктаж и повышать уровень знаний в сфере ПОД/ФТ;
— с учетом просмотра/скачивания Перечней проводить идентификацию и изучение клиентов (их представителей, выгодоприобретателей, бенефициарных владельцев);
— с учетом просмотра/скачивания Перечней проводить не реже чем один раз в три месяца проверки наличия среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, и представлять сведения о таких проверках в Росфинмониторинг (ФЭС 3-ФМ);
— выявлять операции, вызывающие подозрение на ОД/ФТ, и в установленном порядке представлять сведения о них в Росфинмониторинг (код 6001);
— проводить не реже одного раза в полугодие внутренние проверки выполнения правил внутреннего контроля и иных требований законодательства о ПОД/ФТ.
Напоминаем, что Правила внутреннего контроля должны быть приведены организацией и индивидуальным предпринимателем в соответствие с требованиями нормативных правовых актов о ПОД/ФТ не позднее месяца после даты их вступления в силу, если иное не установлено данными документами (пункт 1(1) Требований к правилам внутреннего контроля, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2012 N 667).
Следовательно, риелторы самостоятельно в установленный срок вносят изменения в правила внутреннего контроля в связи со вступившими в силу изменениями Федерального закона N 115-ФЗ.
В связи со вступлением в силу изменений, внесенных в Федеральный закон от 07.08.2001 N 115-ФЗ, для риелторов с 10.01.2021 исключены обязательные требования по предоставлению в Росфинмониторинг сведений об операциях (сделках), подлежащих обязательному контролю, в частности, о сделках с недвижимым имуществом стоимостью равной или превышающей 3 млн руб. Как следствие, требование о документальном фиксировании информации об операциях, подлежащих обязательному контролю, также не распространяется на риелторов с 10.01.2021.
Статьями 5 и 7.1 Федерального закона N 115-ФЗ определен перечень организаций и индивидуальных предпринимателей, обязанных принимать меры, направленные на ПОД/ФТ.
В данный перечень, в частности, входят организации и индивидуальные предприниматели, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества.
Росфинмониторинг относит к ним юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, зарегистрированных в качестве субъектов предпринимательской деятельности, осуществляющих посредническую деятельность на рынке недвижимого имущества, включая деятельность по подбору вариантов объектов недвижимости для их последующей купли-продажи, помощь в заключении клиентами сделок по купле-продаже объектов недвижимости, организации продажи объектов недвижимости по поручению данных лиц.
Кроме того, принадлежность организаций и индивидуальных предпринимателей к субъектам Федерального закона N 115-ФЗ определяется исходя из условий заключенных договоров и характера деловых отношений, возникающих в рамках реализации данных договоров и (или) вытекающих из таковых, в том числе и при отсутствии соответствующего кода ОКВЭД.
В рассматриваемом случае индивидуальный предприниматель указал группу ОКВЭД 68.31 «Деятельность агентств недвижимости за вознаграждение или на договорной основе», содержащую ряд уточняющих подгрупп.
По нашему мнению, к субъектам Федерального закона N 115-ФЗ относятся организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие вид деятельности, предусмотренный непосредственно кодом ОКВЭД 68.31.1 «Предоставление посреднических услуг при купле-продаже недвижимого имущества за вознаграждение или на договорной основе».
В случае, если организации и индивидуальные предприниматели оказывают посреднические услуги на рынке недвижимости, а также консультируют население, например, по стоимости объектов недвижимости, спросе и предложениях на вторичном рынке недвижимости в конкретных микрорайонах, инфраструктуре районов-новостроек и т.д., но указали при регистрации только код ОКВЭД 68.31.3 «Предоставление консультационных услуг при купле-продаже недвижимого имущества за вознаграждение или на договорной основе», то, по нашему мнению, оказываемые ими консультационные услуги являются составной частью их риелторской деятельности. В данном случае такие лица являются субъектами Федерального закона N 115-ФЗ, при этом им следует внести изменения в части кодов ОКВЭД в ЕГРЮЛ/ЕГРИП.
Учитывая изложенное, в случае, если под привлечением клиентов по условиям агентского договора понимается и фактически оказывается застройщику посредническая услуга при купле-продаже недвижимого имущества, по нашему мнению, индивидуальный предприниматель является субъектом Федерального закона N 115-ФЗ (даже при отсутствии кода ОКВЭД 68.31.1 в ЕГРИП) и на него распространяются требования законодательства о ПОД/ФТ, в том числе в части постановки на учет в Росфинмониторинге, работе с Перечнями, проведения идентификации и изучения своих клиентов (их представителей, выгодоприобретателей, бенефициарных владельцев), оценки их рисков, проведения проверки наличия среди своих клиентов лиц из Перечней и представления сведения о таких проверках в Росфинмониторинг (ФЭС 3-ФМ), выявления сомнительных операций (сделок) и информирования о них Росфинмониторинга (код 6001).
3. Организация является финансовым консультантом, иногда (1-2 раза в год) к ней обращаются клиенты за услугой по сопровождению сделки с недвижимостью. Является ли такая организация субъектом Федерального закона N 115-ФЗ? Должна ли организация направлять сведения в Росфинмониторинг о такой сделке? Каковы последствия непредставления таких сведений?
Наряду с основным видом деятельности (консультации) финансовый консультант может вести (как на постоянной основе, так и разово) иные разрешенные законодательством Российской Федерации виды хозяйственной деятельности.
Федеральный закон N 115-ФЗ не содержит каких-либо изъятий, влияющих на обязанность исполнения требований законодательства о ПОД/ФТ. Пороговые значения по минимальному количеству клиентов, операций и их сумм отсутствуют.
Требования законодательства о ПОД/ФТ распространяются на субъектов Федерального закона N 115-ФЗ независимо от того, является ли предоставление посреднических услуг при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества их основным видом деятельности или дополнительным.
В рассматриваемом случае, если к финансовому консультанту обращаются клиенты за оказанием разовой, но посреднической услуги при купле-продаже недвижимого имущества, то он является субъектом Федерального закона N 115-ФЗ и на него распространяются требования законодательства о ПОД/ФТ.
При этом указанная ситуация может возникнуть у любой организации или индивидуального предпринимателя, занятых в иных сферах деятельности, но дополнительно осуществляющих виды деятельности, указанные в статьях 5 и 7.1 Федерального закона N 115-ФЗ.
Сделка с недвижимым имуществом может вызвать подозрение на ОД/ФТ (в результате анализа характера сделки и расчетов по ней, оценке рисков клиента и т.д.). В этом случае организации и индивидуальные предприниматели, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества, документально фиксируют информацию о такой операции для последующего принятия решения о признании сделки подозрительной и представления сведений о ней в Росфинмониторинг.
Информирование о подозрительных сделках (операциях) осуществляется в соответствии с Инструкцией о представлении в Росфинмониторинг информации, утвержденной приказом Росфинмониторинга от 22.04.2015 N 110.
В частности, соответствующие сведения направляются по форме ФЭС 1-ФМ с указанием кода 6001 и конкретных кодов признака необычной сделки (включая коды «. 99» «Иные признаки»), установленных Рекомендациями по разработке критериев выявления и определению признаков необычных сделок, утвержденных приказом Росфинмониторинга от 08.05.2009 N 103, и с учетом информационных писем о рисках и признаках подозрительных операций в сделках с недвижимым имуществом:
— совместное сообщение Росфинмониторинга и Федеральной нотариальной палаты от 04.03.2019 N 2192/01-01-40/4546 «О признаках возможного использования недвижимого имущества в схемах легализации преступных доходов»;
— письмо Росфинмониторинга от 26.04.2021 «О повышении внимания индивидуальных предпринимателей и организаций, оказывающих посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества, к выявлению сделок с высоким уровнем риска».
С учетом изложенного, финансовый консультант, оказывающий также услуги по сопровождению сделок с недвижимостью, обязан оценивать их на предмет ОД/ФТ и при принятии соответствующих решений направлять сведения о них в Росфинмониторинг (код 6001).
Несоблюдение требований законодательства о ПОД/ФТ, возложенных на организации и индивидуальных предпринимателей, оказывающих посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества, может повлечь за собой административную ответственность, предусмотренную частью 1 статьи 15.27 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.
4. Индивидуальный предприниматель (основной код ОКВЭД 68.31) состоит на учете в Росфинмониторинге, но фактически не оказывает посреднические услуги при купле-продаже недвижимого имущества. Как выйти из-под «субъектности» Федерального закона N 115-ФЗ? Что включает в себя понятие «посреднические услуги при осуществлении сделок с недвижимостью»? Можно ли считать проведение проверки объекта недвижимости и присутствие при заключении сделки с недвижимостью посреднической услугой?
Перечень организаций и индивидуальных предпринимателей, подлежащих постановке на учет в Росфинмониторинге, определен пунктом 2 Положения о постановке на учет в Росфинмониторинге, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.01.2014 N 58.
В частности, индивидуальные предприниматели, имеющие в ЕГРИП запись о соответствующем коде ОКВЭД и осуществляющие посредническую деятельность при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества, подлежат постановке на учет в Росфинмониторинге.
В случае, если индивидуальный предприниматель прекращает осуществлять посредническую деятельность при купле-продаже недвижимого имущества, ему следует исключить соответствующий код ОКВЭД группы 68.31 из ЕГРИП и представить в территориальный орган Росфинмониторинга заявление о снятии с учета.
Порядок представления заявления о снятии с учета в Росфинмониторинге изложен в Административном регламенте, утвержденном приказом Росфинмониторинга от 11.02.2019 N 33.
Обращаем внимание, что индивидуальный предприниматель, оказывающий посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества, самостоятельно оценивает свою принадлежность к риелторской деятельности, исходя из требований законодательства, характера и условий заключаемых договоров, и несет ответственность в случае несоблюдения требований Федерального закона N 115-ФЗ.
С учетом указанной в ответе на вопрос 2 информации в части отнесения организаций и индивидуальных предпринимателей к субъектам Федерального закона N 115-ФЗ, проведение индивидуальным предпринимателем проверки объекта недвижимости и присутствие при заключении такой сделки, по нашему мнению, относится к посредническим услугам при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества.
Следовательно, оказание такого рода услуг является основанием для соблюдения индивидуальным предпринимателем требований законодательства в сфере ПОД/ФТ, в частности, необходимо проводить идентификацию своих клиентов (их представителей, выгодоприобретателей, бенефициарных владельцев) с учетом просмотренных/скаченных Перечней, не реже одного раза в три месяца проводить проверки наличия среди своих клиентов лиц из Перечней и представлять сведения о таких проверках в Росфинмониторинг (ФЭС 3-ФМ), выявлять сомнительные операции (сделки) и информировать о них Росфинмониторинг (код 6001).
В этой связи не усматривается оснований для снятия индивидуального предпринимателя с учета в Росфинмониторинге.
5. Агентство недвижимости состоит на учете в Росфинмониторинге и исполняет требования Федерального закона N 115-ФЗ. С учетом внесенных с 10.01.2021 изменений в данный закон, касающихся отмены обязанности для таких организаций представлять сведения по коду 8001, можно ли сняться с учета в Росфинмониторинге?
С учетом указанной в ответе на вопрос 1 информации дополнительно обращаем внимание, что внесенные с 10.01.2021 изменения в Федеральный закон N 115-ФЗ в части отмены обязанности по предоставлению сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, риелторами сократили состав обязательных требований, но не повлекли изменение осуществляемого ими вида деятельности и необходимости исключения из числа субъектов статей 5 и 7.1 Федерального закона N 115-ФЗ.
Следовательно, внесенные изменения в Федеральный закон N 115-ФЗ не могут являться основанием для снятия агентства недвижимости с учета в Росфинмониторинге.
Дополнительно обращаем внимание, что основания для снятия с учета в Росфинмониторинге организаций и индивидуальных предпринимателей, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы, определены Положением о постановке на учет в Росфинмониторинге, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 27.01.2014 N 58, а также указаны в Административном регламенте, утвержденном приказом Росфинмониторинга от 11.02.2019 N 33.
В частности, основанием для снятия с учета в Росфинмониторинге будет смена вида деятельности или прекращение деятельности организации, индивидуального предпринимателя, оказывающих посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества (при наличии внесенных изменений в ЕГРЮЛ/ЕГРИП).
Обзор документа
Для риелторов с 10.01.2021 исключены требования по предоставлению в Росфинмониторинг сведений о сделках с недвижимостью стоимостью от 3 млн руб. и требование о документальном фиксировании информации об операциях, подлежащих обязательному контролю.
Если к финансовому консультанту обращаются клиенты за оказанием разовой, но посреднической услуги при купле-продаже недвижимости, то он является субъектом законодательства о ПОД/ФТ.
Если предприниматель прекращает предоставлять риелторские услуги, ему следует исключить соответствующий код ОКВЭД группы 68.31 из ЕГРИП и представить в территориальный орган Росфинмониторинга заявление о снятии с учета.
- отчет в росстат по форме п 4 кто обязан сдавать
- отчет в росфинмониторинг раз в три месяца образец заполнения