даль в и сказка что значит досуг конспект урока

Даль В.И. Сказка «Что значит досуг?» Сведения о писателе.

даль в и сказка что значит досуг конспект урока. presentation bg. даль в и сказка что значит досуг конспект урока фото. даль в и сказка что значит досуг конспект урока-presentation bg. картинка даль в и сказка что значит досуг конспект урока. картинка presentation bg. Описание презентации по отдельным слайдам:

Описание презентации по отдельным слайдам:

Владимир Иванович Даль – писатель, доктор, лексикограф, человек, создавший «Толковый словарь живого великорусского языка».

Собирать слова и выражения народного русского языка Даль начал с 1819 и занимался этим всю свою жизнь. Результат этого труда четырехтомный «Толковый словарь живого великорусского языка», в который вошло 800 тысяч слов.

Владимир Даль окончил в Петербурге Морской кадетский корпус и служил на флоте сначала в Николаеве, а затем на Балтике. В 1826 году вышел в отставку.

В 1832 году в стране вышел сборник произведений «Русские сказки», которые более 100 лет назад написал Владимир Даль под именем Владимира Луганского.

Так, благодаря Далю, в литературе сохранилась неповторимая «Курочка Ряба».

Сказки Даля содержат большое количество всевозможных пословиц, поговорок, маленьких песенок, стишков, народных речевых оборотов

«Кто сказку мою слушать собирается, тот пусть на русские поговорки не прогневается, языка доморощенного не пугается; у меня сказочник в лаптях; по паркетам не шатывался, своды расписные, речи затейливые только по сказкам одним и знает». А кому не нравятся эти сказки, «тот садись за грамоты французские, переплеты сафьяновые, листы золотообрезные, читай бредни высокоумные!»

Даль дружил с А.С. Пушкиным

ДОСУГ м. свободное, незанятое время, гулянки, гулячая пора, простор от дела. На досуге, на досугах. в свободное от дела время. Досуги мн. досуг, забава, занятия для отдыха, на гулянках, безделье.

Мысль о труде в центре этого произведения. Каждый персонаж сказки «Что значит досуг» по-своему относится к порученному делу. Поручение Георгия Храброго – своеобразный экзамен для каждого героя, проверка на трудолюбие.

Серый волк: «местах в пяти начинал землянку рыть, да как причует. что нет там ни бычка зарытого. да опять на новое место перейдет»

Лиса: «. надушила кур. да не стало у нее досуга щипать их чисто, она, вишь, вес до мясца добиралась»

Козел: «. бритвы не успел выправить; на водопой бегал с лошадьми да есть захотелось. » «- Товарищ не дал работать, все приставал да лоб подставлял пободаться»

— Как помогают читателю ключевые слова в сказке в характеристике героя?

В описательной речи автора есть ключевые слова, которые позволяют подчеркнуть отношение персонажа к работе, назвать черту его характера.

С помощью каких изобразительных средств мы понимаем отношение автора к своему герою?

Индивидуальная характеристика действующего лица и авторское отношение к нему создаются лексическими средствами, такими как слова с суффиксами субъективной оценки: а) уменьшительно-ласкательными в ироничном тоне (типа земляночка, кошечка, коровушка); б) пренебрежительными (типа кошурка). Для описания персонажей вводятся дополнительные характеристики (типа кошка-домоседка, козел-бородач).

— Что делает язык сказки выразительным?

Использование эпитетов (типа шаловливые (мышата)) делают язык сказки поэтичным. Употребление в сказке слов и выражений из общенародного языка (типа сложить срубом, серники, макитра и др.) создает живые картины, где действуют фольклорные персонажи.

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

даль в и сказка что значит досуг конспект урока. a loader. даль в и сказка что значит досуг конспект урока фото. даль в и сказка что значит досуг конспект урока-a loader. картинка даль в и сказка что значит досуг конспект урока. картинка a loader. Описание презентации по отдельным слайдам:

Даль В.И. Сказка «Что значит досуг?» Сведения о писателе. Богатство и выразительность языка сказок В.И. Даля. Тема труда в сказке. Поручение Георгия Храброго – своеобразный экзамен для каждого героя, проверка на трудолюбие. Идейно-художественный смысл сказки. Индивидуальная характеристика героя и авторское отношение.

Номер материала: ДБ-857775

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами

Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно

даль в и сказка что значит досуг конспект урока. 12ca 000988a9 e32712b1. даль в и сказка что значит досуг конспект урока фото. даль в и сказка что значит досуг конспект урока-12ca 000988a9 e32712b1. картинка даль в и сказка что значит досуг конспект урока. картинка 12ca 000988a9 e32712b1. Описание презентации по отдельным слайдам:

даль в и сказка что значит досуг конспект урока. placeholder. даль в и сказка что значит досуг конспект урока фото. даль в и сказка что значит досуг конспект урока-placeholder. картинка даль в и сказка что значит досуг конспект урока. картинка placeholder. Описание презентации по отдельным слайдам:

В России отцы охотнее дают деньги детям на карманные расходы, чем матери

Время чтения: 2 минуты

даль в и сказка что значит досуг конспект урока. placeholder. даль в и сказка что значит досуг конспект урока фото. даль в и сказка что значит досуг конспект урока-placeholder. картинка даль в и сказка что значит досуг конспект урока. картинка placeholder. Описание презентации по отдельным слайдам:

Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате

Время чтения: 1 минута

даль в и сказка что значит досуг конспект урока. placeholder. даль в и сказка что значит досуг конспект урока фото. даль в и сказка что значит досуг конспект урока-placeholder. картинка даль в и сказка что значит досуг конспект урока. картинка placeholder. Описание презентации по отдельным слайдам:

Только каждый 10-й россиянин может дать платное образование своим детям

Время чтения: 2 минуты

даль в и сказка что значит досуг конспект урока. placeholder. даль в и сказка что значит досуг конспект урока фото. даль в и сказка что значит досуг конспект урока-placeholder. картинка даль в и сказка что значит досуг конспект урока. картинка placeholder. Описание презентации по отдельным слайдам:

Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст

Время чтения: 1 минута

даль в и сказка что значит досуг конспект урока. placeholder. даль в и сказка что значит досуг конспект урока фото. даль в и сказка что значит досуг конспект урока-placeholder. картинка даль в и сказка что значит досуг конспект урока. картинка placeholder. Описание презентации по отдельным слайдам:

Службы примирения появятся в каждой школе Москвы до конца учебного года

Время чтения: 1 минута

даль в и сказка что значит досуг конспект урока. placeholder. даль в и сказка что значит досуг конспект урока фото. даль в и сказка что значит досуг конспект урока-placeholder. картинка даль в и сказка что значит досуг конспект урока. картинка placeholder. Описание презентации по отдельным слайдам:

Отказавшихся от вакцинации сотрудников МГУ отстранили от работы со студентами

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Конспект по родной русской литературе

Литературные сказки. В.И. Даль. Сказка «Что значит досуг?». Идейно-художественный смысл сказки

Тип урока – комбинированный.

Цель : изучение особенностей сказок В. Даля.

— обеспечить в ходе урока повторение основных понятий народной и литературной сказки;

— пополнить знания учащихся о творчестве В. Даля;

— развивать навыки выразительного чтения;

— воспитывать любовь к чтению, желание читать сказки;

Ожидаемые результаты урока :

— стремление к речевому самосовершенствованию;

— формирование и развитие учебно-познавательного интереса обучающихся к учебному материалу.

— адекватное и критическое оценивание обучающимися самих себя и одноклассников в учебной деятельности;

— знание особенностей сказки В. Даля;

Материалы к уроку: учебник, распечатки текстов, тетради.

Оборудование урока: текст. портрет

2.Объявление темы и цели урока.

3.Актуализация опорных знаний урока

-анализ прочитанной сказки

4.изучение новой темы

— Что вам известно об истории первого слова, записанного В. Далем?

(История создания словаря берет свое начало с марта 1819 года, когда Даль записал в блокнот первое неизвестное ему слово от ямщика Новгородской губернии, и этот факт тоже имеет свою историю.)

Всего словарь насчитывает 200 тысяч слов, которые характеризовали церковные, книжные, просторечные, диалектные и профессиональные термины.

5. Каким именем подписывался Даль? (Казак Луганский)

Владимир Иванович Даль родился 10 (22) ноября 1801 года в поселке Луганский завод (ныне – Луганск) в высокообразованной семье. Его отец был врачом, лингвистом, а мать – пианисткой, знала несколько языков, интересовалась литературой. Владимир Иванович получил прекрасное домашнее образование.

В 1814 году Даль поступил в Петербургский Морской кадетский корпус. Окончив его в 1819 году, отправился служить на флот.

-поступил на медицинский факультет

В 1827 году в журнале «Славянин» были опубликованы первые стихотворения Владимира Ивановича. В 1830 году в «Московском телеграфе» напечатали повесть писателя «Цыганка».

С началом русско-турецкой войны Далю пришлось прервать обучение. Сдав досрочно экзамены, Владимир Иванович отправился на фронт. В ходе войны Он участвовал в сражениях, помогал раненым, оперировал в условиях полевых госпиталей.

В 1832 году были опубликованы «Русские сказки. Пяток первый».

В 1833 Писатель много путешествовал по Южному Уралу, собирал фольклорные материалы, которые легли в основу его произведений.

В 1859 году Даль подал в отставку и поселился в Москве. В 1861 – 1868 годах был опубликован – «Толковый словарь живого великорусского языка», примерно 200 тысяч слов.

В 1862 году вышла вторая знаковая книга этнографа – «Пословицы русского народа».

Владимир Иванович Даль умер 22 сентября (4 октября) 1872 года в Москве.

Даль всей душой полюбил живописные родные места – Луганскую область, позже даже взял себе псевдоним Казак Луганский.

Перед смертью Пушкин подарил Далю золотой перстень-талисман с изумрудом.

За свою биографию Владимир Даль написал более ста очерков, в которых рассказывал о русской жизни, составил учебники «Ботаника» и «Зоология», создал сборник сказок для детей.

— Давайте выстроим цепочку появления литературной сказки.

Учащиеся записывают в тетрадях цепочку появления сказки.

(Народ сочинил – записали сказку – автор обработал – стала литературная).

— Как вы думаете, В.И. Даль занимался только сочинением и обработкой сказок? (Сказка «Новинка-диковинка или невиданное чудо, неслыханное диво» относится к числу сочиненных самим Далем. Есть у В. И. Даля сказки, которые являются литературно обработанными.

—Сказки «Трус», «Лиса и тетерев» и др. относятся к позднему его творчеству по обработке произведений народного детского фольклора.

—Сказки эти вошли в сборник «Первая первинка полуграмотной внуке»)-использовал просторечные слова.

Вот сегодня мы и понаблюдаем, как использовал Даль эти слова в своих произведениях.

— Назовите сказки В.И.Даля, которые вы читали в начальной школе.

( Девочка Снегурочка», «Журавль и Цапля», «Война грибов с ягодами», «Лиса и Медведь», «Лиса-лапотница» )

— Чем запомнились эти сказки?

«Девочка Снегурочка» заставляет ребенка почувствовать жалость к одиноким старикам,

Вызывают улыбку сказки «Журавль и Цапля», «Лиса и Медведь», в которых главные герои привередничают, лгут, льстят друг другу.

-Особенностью сказок Даля является большое количество в них всевозможных пословиц, поговорок, маленьких песенок, стишков, народных речевых оборотов. Приведите примеры пословиц из сказок В. Даля.

(Всякий гриб в руки берут, да не всякий в кузов кладут; на ласковое слово не кидайся на грубое не гневайся)

5. Анализ сказки «Что значит досуг?»

— Какова главная мысль? (Мысль о труде в центре этого произведения. Каждый персонаж сказки «Что значит досуг» по-своему относится к порученному делу. Поручение Георгия Храброго – своеобразный экзамен для каждого героя, проверка на трудолюбие.)

—Заполняют колонку «Характеристика героя»

2. Михайло Потапыч, медведь

«местах в пяти начинал землянку рыть, да как причует. что нет там ни бычка зарытого. да опять на новое место перейдет»

«. надушила кур. да не стало у нее досуга щипать их чисто, она, вишь, вес до мясца добиралась»

6. Козел «. бритвы не успел выправить; на водопой бегал с лошадьми да есть захотелось. »

«- Товарищ не дал работать, все приставал да лоб подставлял пободаться»

9. Гусь «. принялся было за работу, так тетерев, говорит, глины не подготовил»

— Как помогают читателю ключевые слова в сказке в характеристике героя?

есть ключевые слова, которые позволяют

подчеркнуть отношение персонажа к работе, назвать черту его характера.

С помощью каких изобразительных средств мы понимаем отношение автора к своему герою?

— Чем обогатились мы за этот урок?

научились сравнивать сказки: авторскую и народную;

1.Мой любимый герой в Сказках В. Даля.

2. За что я люблю сказки В. Даля?

Сказка Что значит досуг Отсутствие свободного времени.»Не пришёл из-за недосуга»

Георгий Храбрый, который, как ведомо вам, во всех сказках и притчах держит начальство над зверями, птицами и рыбами, — Георгий Храбрый созвал всю команду свою служить, и разложил на каждого по работе.

Медведю велел, на шабаш, до вечера, семьдесят семь колод перетаскать да сложить срубом;

волку велел земляночку вырыть да нары поставить;

лисе приказал пуху нащипать на три подушки;

кошке-домоседке — три чулка связать да клубка не затерять;

козлу-бородачу велел бритвы править, а коровушке поставил кудель, дал ей веретено: напряди, говорит, шерсти;

журавлю приказал настрогать зубочисток да серников наделать;

гуся лапчатого в гончары пожаловал, велел три горшка да большую макитру слепить;

а тетерку заставил глину месить; бабе-птице приказал на уху стерлядей наловить;

дятлу — дворец нарубить;

воробью — припасти соломки, на подстилку, а пчеле приказал один ярус сот построить да натаскать меду. Ну, пришел урочный час, и Георгий Храбрый пошел в досмотр: кто что сделал? Михайло Потапыч, медведь, работал до поту лица, так что в оба кулака только знай утирается — да толку в работе его мало: весь день с двумя ли, с тремя ли колодами провозился, и катал их, и на плечах таскал, и торчмя становил, и на крест сваливал да еще было и лапу себе отдавил; и рядком их укладывал, концы с концами равнял да пригонял, а срубу не сложил. Серый волк местах в пяти починал землянку рыть, да как причует да разнюхает, что нет там ни бычка зарытого, ни жеребенка, то и покинет, да опять на новое место перейдет. Лисичка-сестричка надушила кур да утят много, подушки на четыре, да не стало у нее досуга щипать их чисто; она, вишь, все до мясца добиралась, а пух да перья пускала на ветер. Кошечка наша усаживалась подле слухового окна, на солнышке, раз десять, и принималась за урок, чулок вязать, так мыши, вишь, на подволоке, на чердаке, словно на смех, покою не дают; кинет кошурка чулок, прянет в окно, погонится за докучливыми, шаловливыми мышатами, ухватит ли, нет ли за ворот которого—нибудь да опять выскочит в слуховое окно да за чулок; а тут, гляди, клубок скатился с кровли: беги кругом да подымай, да наматывай, а дорогою опять мышонок навстречу попадется, да коли удалось изловить его, так надо же с ним и побаловать, поиграть, — так чулок и пролежал; а сорока-щебетунья еще прутки растаскала. Козел бритвы не успел выправить; на водопой бегал с лошадьми да есть захотелось, так перескочил к соседу в огород, ухватил чесночку да капустки; а после говорит: — Товарищ не дал работать, всё приставал да лоб подставлял пободаться. Коровушка жвачку жевала, еще вчерашнюю, да облизывалась, да за объедьями к кучеру сходила, да за отрубями к судомойке — и день прошел. Журавль всё на часах стоял да вытягивался в струнку на одной ноге да поглядывал, нет ли чего нового? Да еще пять десятин пашни перемерял, верно ли отмежевано, — так работать некогда было: ни зубочисток, ни серников не наделал. Гусь принялся было за работу, так тетерев, говорит, глины не подготовил, остановка была; да опять же он, гусь, за каждым разом, что ущипнет глины да замарается, то и пойдет мыться на пруд. — Так, — говорит, — и не стало делового часу. А тетерев всё время и мял и топтал, да всё одно место, битую дорожку, недоглядел, что глины под ним давно нетути. Баба-птица стерлядей пяток, правда, поймала да в свою кису, в зоб, запрятала — и тяжела стала: не смогла нырять больше, села на песочек отдыхать. Дятел надолбил носом дырок и ямочек много, да не смог, говорит, свалить ни одной липы, крепко больно на ногах стоят; а самосушнику да валежнику набрать не догадался. Воробушек таскал соломку, да только в свое гнездо; да чирикал, да подрался с соседом, что под той же стрехой гнездо свил, он ему и чуб надрал, и головушку разломило. Одна пчела только управилась давным-давно и собралася к вечеру на покой: по цветам порхала, поноску носила, ячейки воску белого слепила, медку наклала и заделала сверху — да и не жаловалась, не плакалась на недосуг.

Источник

Особенности сказок В. Даля

ФИО автора урока: Малахова Ольга Анатольевна

Должность: учитель русского языка и литературы

ОУ: ГУ ЛНР «ЛОУСОШ №2», пл. Революции 6, г. Луганск, 91055, тел. (0642)93-74-66, е- mail : lugschool 2@ i . ua

Тема: Особенности сказок В. Даля

Тип урока – комбинированный.

Цель : изучение особенностей сказок В. Даля.

— обеспечить в ходе урока повторение основных понятий народной и литературной сказки;

— повторить основные жанры устного народного творчества;

— пополнить знания учащихся о творчестве В. Даля;

— научить давать характеристику героя на основе авторского описания и речи персонажей;

— рассмотреть на примере сказки В. Даля «Что значит досуг» основные приемы авторского отношения к герою.

— развивать умение сопоставлять народную и литературную сказку; развивать читательские умения:

— развивать навыки выразительного чтения;

— развивать речь учащихся, сообразительность, воображение,

— развивать умение давать оценку прочитанному, высказывать своё отношение к героям и их поступкам;

— развивать умение слушать текст и высказывания других учащихся, оценивать их ответы, высказывать собственное мнение;

— развивать умение работать в парах.

— способствовать развитию умения отстаивать свою точку зрения;

-содействовать воспитанию нравственных качеств учащихся;

— воспитывать любовь к чтению, желание читать сказки;

— воспитывать чувство гордости и патриотизма, любовь к своему краю.

Ожидаемые результаты урока :

— стремление к речевому самосовершенствованию;

— формирование и развитие учебно-познавательного интереса обучающихся к учебному материалу.

— адекватное и критическое оценивание обучающимися самих себя и одноклассников в учебной деятельности;

— правильный подбор и использование речевых средств для решения различных коммуникативных задач;

— получение информации в результате смыслового прочтения текста;
-работа в парах по решению общих учебных задач;
— использование устной и письменной речь для аргументированного отстаивания своей точки зрения, своих выводов и умозаключений

— знание особенностей сказки В. Даля;

— закрепление изученного материала о жанрах фольклора.

Материалы к уроку: у чебник, распечатки текстов, записи на доске, тетради.

Оборудование урока: иллюстрации учащихся к сказкам В. Даля, сборники сказок В Даля, «Толковый словарь живого великорусского языка» В.И.Даля.

Структура и ход урока:

1. Организационная часть.

2. Объявление темы и цели урока.

3.Актуализация опорных знаний урока.

— Беседа о жизни и творчестве В. Даля.

4.Работа по теме урока

1) Беседа с учащимися по теме «Сказка. Литературная и народная сказка.

2)Анализ Сказки «Что значит досуг»

5. Итог урока. Рефлексия.

6. Выставление оценок. Домашнее задание

2.Объявление темы и цели урока.

3.Актуализация опорных знаний урока

1. Назовите город, где родился В.И.Даль. (Луганск)

2. Какими профессиями владел Даль? (моряк, военный врач, писатель,

3. Как называется главный труд всей жизни Даля? (Толковый словарь живого великорусского языка)

После 53 лет этнографической и лексикографической работы, Даль издает венец своего литературного творчества – «Толковый словарь живого великорусского языка». Это был результат колоссального труда, за который в 1861 году Русское географическое общество присудило автору Константиновскую медаль.

4. Что вам известно об истории первого слова, записанного В. Далем?

(История создания словаря берет свое начало с марта 1819 года, когда Даль записал в блокнот первое неизвестное ему слово от ямщика Новгородской губернии, и этот факт тоже имеет свою историю.)

Последние же слова были занесены в словарь незадолго до смерти Владимира Ивановича. Всего словарь насчитывает 200 тысяч слов, которые характеризовали церковные, книжные, просторечные, диалектные и профессиональные термины.

5. Каким именем подписывался Даль? (Казак Луганский)

Под псевдонимом «Казак Луганский» Далем была написана и опубликована первая книга. Книга под названием «Русские сказки из предания народного изустного на грамоту гражданскую переложенные, к быту житейскому приноровленные и поговорками ходячими разукрашенные Казаком Владимиром Луганским. Пяток первый» увидела мир в 1832 году. После того, как ее изъяли из продажи, рукописный вариант произведения был подарен Далем Александру Пушкину, чему последний был несказанно рад. Свои пять «Русских сказок», представлявших вольную обработку народно-сказочных сюжетов, Даль выпустил в свет в 1832 г. под псевдонимом Казака Луганского. Сборник сказок вышел под названием «Русские сказки, из предания народного изустного на грамоту гражданскую переложенные, к быту житейскому приноровленные и поговорками ходячими разукрашенные Казаком Владимиром Луганским».

4.Работа по теме урока.

1)Беседа с учащимися:

— Давайте вспомним, как отзывался А.С.Пушкин о сказках Даля.

(Обращение к записи на доске)

“… Нам ещё учиться надобно у народных сказок. Советую вам почитать Казака Луганского, это псевдоним господина Даля. Он народные русские сказки записывает и обрабатывает для детского чтения, и сам сочиняет, так в народных сказках этих – бездна поэзии!”

— Что значит записывать сказку?

— Ребята, как вы понимаете, что такое обработка сказок?

(Обработка сказки это литературный пересказ, грамотное изложение народной сказки).

— Давайте выстроим цепочку появления литературной сказки.

Учащиеся записывают в тетрадях цепочку появления сказки.

(Народ сочинил – записали сказку – автор обработал – стала литературная).

— Как вы думаете, В.И. Даль занимался только сочинением и обработкой сказок? (Сказка «Новинка-диковинка или невиданное чудо, неслыханное диво» относится к числу сочиненных самим Далем. Есть у В. И. Даля сказки, которые являются литературно обработанными. Сказки «Трус», «Лиса и тетерев» и др. относятся к позднему его творчеству по обработке произведений народного детского фольклора. Сказки эти вошли в сборник «Первая первинка полуграмотной внуке»)

— Даль использовал народные сказки в своём творчестве. Что же могло привлечь Даля в народных сказках? (Слова и сочетания слов, характерных для простонародного языка, которые он находил в сказках, толковал и собирал в свой словарь).

Вот сегодня мы и понаблюдаем, как использовал Даль эти слова в своих произведениях.

— Назовите сказки В.И.Даля, которые вы читали в начальной школе.

( Девочка Снегурочка», «Журавль и Цапля», «Война грибов с ягодами», «Лиса и Медведь», «Лиса-лапотница» )

— Чем запомнились эти сказки?

«Девочка Снегурочка» заставляет ребенка почувствовать жалость к одиноким старикам, к собаке Жучке, а спасение самой Снегурочки пробуждает радостные чувства. Вызывают улыбку сказки «Журавль и Цапля», «Лиса и Медведь», в которых главные герои привередничают, лгут, льстят друг другу. Их действия подталкивают сделать вывод словами русской народной пословицы: «Всякая птичка свои песенки поет».

Чувство сострадания к героям Малаше и Ивашечке вызывает сказка «Привередница», нравственный урок которой содержится в пословице «Как аукнется, так и откликнется».

-Особенностью сказок Даля является большое количество в них всевозможных пословиц, поговорок, маленьких песенок, стишков, народных речевых оборотов. Приведите примеры пословиц из сказок В. Даля.

(Всякий гриб в руки берут, да не всякий в кузов кладут; на ласковое слово не кидайся на грубое не гневайся)

-Часто сказка начинается с присказки, а заканчивается концовкой. Зачитайте пример присказки или концовки.

— Герои, как и в любой сказке, делятся на положительных и отрицательных, «добрых и злых». Главные герои в них чаще всего животные, обремененные проблемами людей. Образы зверей, взятые Далем из русских народных сказок, соответствуют типам людей, за ними как бы скрываются людские характеры. Многие сказки Даля были запрещены, так как под вымышленными персонажами сказок скрывались реальные исторические личности. Кто герои сказок В. Даля? Кто из них положительный, кто отрицательный? Докажите.

5. Анализ сказки «Что значит досуг?»

— В. Даль считал сказку чрезвычайно нужной, ибо она укрепляет моральное чувство, будит любознательность, развивает воображение, формирует эстетическое чувство. Рассмотрим это на примере сказки «Что значит досуг».

— Чтение учащимися сказки по ролям.

— Какова главная мысль? (Мысль о труде в центре этого произведения. Каждый персонаж сказки «Что значит досуг» по-своему относится к порученному делу. Поручение Георгия Храброго – своеобразный экзамен для каждого героя, проверка на трудолюбие.)

— Работа с таблицей в парах. Учащиеся находят и подчеркивают ключевые слова, характеризующие героя. Заполняют колонку «Характеристика героя»

«местах в пяти начинал землянку рыть, да как причует. что нет там ни бычка зарытого. да опять на новое место перейдет»

«. надушила кур. да не стало у нее досуга щипать их чисто, она, вишь, вес до мясца добиралась»

«. бритвы не успел выправить; на водопой бегал с лошадьми да есть захотелось. »

«- Товарищ не дал работать, все приставал да лоб подставлял пободаться»

«. принялся было за работу, так тетерев, говорит, глины не подготовил»

— Как помогают читателю ключевые слова в сказке в характеристике героя?

В описательной речи автора есть ключевые слова, которые позволяют

подчеркнуть отношение персонажа к работе, назвать черту его характера.

С помощью каких изобразительных средств мы понимаем отношение автора к своему герою?

Индивидуальная характеристика действующего лица и авторское отношение к нему создаются лексическими средствами, такими как слова с суффиксами субъективной оценки:

а) уменьшительно-ласкательными в ироничном тоне (типа земляночка, кошечка, коровушка); б) пренебрежительными (типа кошурка).

Для описания персонажей вводятся дополнительные характеристики (типа кошка-домоседка, козел-бородач).

— Что делает язык сказки выразительным?

Использование эпитетов (типа шаловливые (мышата)) делают язык сказки поэтичным. Употребление в сказке слов и выражений из общенародного языка (типа сложить срубом, серники, макитра и др.) создает живые картины, где действуют фольклорные персонажи.

— Наш урок подходит к концу. Давайте подведём итог.

— Чем обогатились мы за этот урок?

научились сравнивать сказки: авторскую и народную;

продолжали работу над выразительным чтением сказки;

учились помогать друг другу;

учились работать в парах и группах.

Первый учащийся называет одно слово, связанное с темой урока, второй повторяет его слово и добавляет свою ассоциацию, третий повторяет слова первого, второго учащегося и добавляет свое и так далее.

6. Выставление оценок

1.Мой любимый герой в Сказках В. Даля.

2. За что я люблю сказки В. Даля?

1. Булатов М.А., Порудоминский В.И. Собирал человек слова…. Повесть о В.И.Дале. М. «Детская литература». 1969.

2. Бессараб М.Я. «Владимир Даль». Библиотека «любителей российской словесности». М. «Современник». 1972.

3. Даль В.И. «Матросские досуги»: Рассказы / Сост., предисловие обр. для детей Л.Асанова. М. «Детская литература». 1991.

5. Даль В.И. «Толковый словарь русского языка. Современная версия. – М.: Изд-во Эксмо. 2002.

6. Даль В.И. Старик – годовик. М. «Детская литература». 1987.

Интернет-источники, электронные образовательные ресурсы

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *