что такое секционные ворота для гаража
Секционные гаражные ворота: как они устроены и на что способна их автоматика?
Многие автовладельцы уже давно оценили удобство, безопасность и надежность работы секционных гаражных ворот. Ну а тем, кто еще не определился с выбором, будет полезно узнать об особенностях таких конструкций и вариантах их оснащения
Преимущества секционных ворот перед распашными очевидны: им не требуется свободная площадка у въезда в гараж (которую зимой, чтобы открыть створки, приходится очищать от снега и наледи), они оставляют больше возможностей для маневра и могут быть встроены даже в арочный проем. Как правило, пользователи выбирают утепленные конструкции, оснащенные управляющей автоматикой. Что касается дизайна, то производители предлагают множество вариантов, и подобрать модель, вписывающуюся в экстерьер дома (в случае встроенного гаража) или в стилистику прочих объектов на участке, будет несложно.
Конструкция
Полотно подъемно-секционных ворот образуют ряды панелей (секций) высотой 425–625 мм, подвижно соединенных между собой при помощи особых петель. По краям секций имеются ролики, посредством которых и перемещается полотно. С двух сторон от проема установлены вертикальные направляющие; плавно изгибаясь, они переходят в горизонтальную плоскость и крепятся к потолочному перекрытию. В результате при открывании полотно закатывается под потолок. Есть конструкции секционных ворот, где полотно сдвигается вбок от проема, но они не слишком удобны с точки зрения экономии пространства в гараже.
Секции, из которых состоит полотно ворот, изготавливают из оцинкованной стали толщиной не менее 0,4 мм с антикоррозионным покрытием. «Холодные» однослойные конструкции применяют нечасто, обычно используют «теплые» секции с двусторонней стальной оболочкой и теплоизоляционной прослойкой из минеральной ваты или вспененного полиуретана. Общая толщина таких сандвич-панелей составляет 40–45 мм. Чем они толще, тем выше жесткость полотна и тем эффективнее оно будет противостоять ветровым и ударным нагрузкам.
От плотности материала, использованного в качестве заполнителя для секций, зависит устойчивость полотна к действию изгибающих сил и образованию вмятин
Производители предлагают панели в разных вариантах декора. Это могут быть изделия с гладкой, структурной или профильной поверхностью (реечной, волнообразной и др.); имитирующие рисунок и текстуру дерева или даже изготовленные из настоящей массивной древесины; окрашенные в цвета из палитры RAL (в том числе с эффектом «металлик»). В любом случае панели защищены покрытиями, предохраняющими их от неблагоприятных атмосферных воздействий, выгорания и пр. Кроме того, полотна могут быть дополнены прозрачными вставками различной конфигурации, предпочтительнее — из поликарбоната (оргстекло быстро мутнеет). Они сделают «фасад» гаража менее монотонным и впустят в него дневной свет.
Чтобы конструкция не продувалась, не пропускала влагу и пыль, секции и стойки ворот уплотняют эластичными погодоустойчивыми прокладками из модифицированного каучука. Петли, служащие для соединения панелей, имеют специальную форму, которая исключает появление сквозных зазоров в полотне и препятствует утечке тепла из помещения. Кстати, отсутствие таких щелей, где можно было бы защемить пальцы, является одним из условий безопасности при эксплуатации ворот. Учитывая возможность выпадения конденсата на металлических деталях конструкции, лучше, если петли будут изготовлены из нержавеющей стали.
В секционных системах используют простой пружинный или торсионный подъемный механизм. Устройствами первого типа в основном оснащают бюджетные модели ворот с полотном массой до 80 кг. Механизм на торсионах обладает большей грузоподъемностью, рассчитан на эксплуатацию в интенсивном режиме, но предполагает наличие места для установки вала над проемом (в отличие от пружин растяжения, располагающихся в стойках).
Для удобства эксплуатации ворот и повышения уровня комфорта в помещении гаража производители предлагают заказчикам дополнительные опции, такие как встраиваемые калитки (они удорожат конструкцию примерно на 25%), окна, вентиляционные решетки.
Самыми востребованными являются конструкции шириной 2,6; 2,8; 3,0 м и высотой 2,2 и 2,4 м. Как правило, изделия стандартных и наиболее ходовых размеров имеются у продавца на складе. При заказе модели с индивидуальными параметрами стоимость ворот возрастет на 20–40%, а время поставки может растянуться на несколько недель или даже месяцев – в зависимости от страны-изготовителя.
Окраска панелей в цвета, не входящие в базовую палитру производителя, или нанесение на них особого покрытия удорожает покупку на 15–35%.
Системы автоматического управления
Большинство пользователей предпочитают ворота, оснащенные потолочным (линейным) электроприводом. Двигатель устройства находится на конце направляющей стойки, а внутри нее проходит ременная или цепная передача, приводящая в движение полотно (цепь надежнее и прослужит дольше, но производит больше шума).
Мощность двигателя (150–300 Вт) выбирают в зависимости от площади полотна и его веса. Специалисты советуют ориентироваться при этом на такой параметр, как тяговое/толкающее усилие, с которым каретка двигает полотно по направляющей. Усилие в 100 Н эквивалентно весу порядка 10,2 кг. Высота ворот, оснащаемых потолочным приводом, может составлять максимум 2,5 м в случае стандартного направляющего профиля и доходить до 3,5 м — в случае привода с удлиненной шиной. Ширина полотна ограничивается 5,5 м. Привод, развивающий тяговое усилие 500 Н, подойдет для ворот площадью до 8 м², 650 Н — до 10 м², 750 Н — до 12 м², 1000 Н — до 15 м².
Кроме того, при выборе электропривода важно учитывать, для эксплуатации в каком диапазоне температур предназначена та или иная модель. Если не принять во внимание климатические условия региона, нельзя гарантировать бесперебойную работу оборудования.
Запираются автоматические ворота так называемой гребенкой, встроенной в трансмиссию.
Цена комплекта управляющей автоматики стартует примерно с 10 тыс. руб.
Электропривод секционных ворот крепят непосредственно к верхнему перекрытию гаража. Еще перед отделкой потолка должна быть также смонтирована проводка, установлены фотоэлементы, кнопочные панели управления, сигнальные устройства и т. п.
Вопросы безопасности
Требования к безопасности секционных гаражных ворот, изложенные в европейских нормах EN 12604 и EN 12453, весьма высоки. Главную угрозу представляет собой падение полотна в результате поломки подъемного механизма. Чтобы исключить такую ситуацию, конструкцию в обязательном порядке оснащают специальными тормозящими и блокирующими устройствами — например, храповыми муфтами, которые стопорят торсионный вал, препятствуя опусканию полотна. К слову, в некоторых системах те же механизмы противостоят несанкционированному открыванию ворот.
Соображениями безопасности продиктовано также ограничение скорости движения полотна: 6–13 м/мин при открывании и 6–9 м/мин при закрывании.
В случае автоматизированных ворот есть возможность использовать более технологичные системы безопасности. Так, двигатель с датчиком, сигнализирующим о появлении преграды на пути полотна, может быстро остановить его или дать ему обратный ход, при этом усилие, на которое среагирует датчик, подлежит регулировке. Кроме всего прочего, такая функция предотвращает перегрев двигателя и защищает полотно от повреждений. Еще один вариант — установить на полотно специальную резиновую кромку в виде трубки с датчиком сжатия внутри: движение ворот прекратится в первый же момент встречи с препятствием.
Ворота с полотном массой более 100 кг целесообразно оснастить световой и звуковой сигнализацией, срабатывающей при запуске электродвигателя. Целям безопасности могут также служить фотоэлементы, установленные перед въездом в гараж. Ворота с калиткой рекомендуется снабдить датчиком, который не даст завести двигатель привода, если дверца открыта.
Все системы автоматики предусматривают возможность аварийной разблокировки электропривода в случае прекращения подачи энергии. Сделать это можно как изнутри помещения — при помощи шнура, так и снаружи, для чего служит особый цилиндровый механизм, соединенный с приводом тросом. Оптимальное решение, если в такой ситуации система будет переходить на питание от аккумулятора.
Монтаж секционных ворот
Секционные ворота устанавливают в уже отстроенном гараже, ведь связывать дверную раму с кладкой, как делают при распашных конструкциях, не требуется. Обычно для крепления направляющих достаточно, чтобы промежуток между краями проема и боковыми стенами составлял 125 мм. Для торсионного вала хватит места при высоте притолоки всего 210 мм, к тому же его можно смонтировать и на самом конце горизонтальных профилей, удлинив тросы и пустив их через шкивы. При необходимости вертикальные стойки и вал можно установить прямо в проеме.
Готовясь к монтажу ворот, следует проверить геометрию проема (например, с помощью лазерного нивелира), выровнять стены и потолок в зоне крепления направляющих, а также поверхность пола — в месте примыкания к нему полотна
Выполнить монтаж ворот можно самостоятельно, точно следуя инструкции производителя, но лучше все-таки воспользоваться услугами мастеров компании-продавца, что обойдется в сумму, равную примерно 20% от стоимости конструкции. Автоматизацию должны производить исключительно специалисты. За установку обычного привода с пультом придется выложить 4–6 тыс. руб., плюс порядка 1,5 тыс. руб. за каждое дополнительное устройство, плюс прокладка кабеля — от 200 руб./пог. м.
При приемке работ проверьте плавность хода полотна (оно не должно совершать рывки или самопроизвольные подвижки) и регулировку пружин. Оцените плотность прилегания уплотнителей. Если между стеной и направляющими имеются щели, их заделывают штукатуркой или полиуретановой пеной, поверх которой необходимо нанести защитный слой силиконового герметика или атмосферостойкой краски.
Подписывайтесь на наш канал в Яндекс Дзен, чтобы ничего не пропустить!
Секционные ворота для гаража: как выбрать
От типа ворот в гараже во многом зависит удобство его эксплуатации. Один из популярных вариантов — секционные гаражные ворота. Дешевыми их не назовешь, но они лучше всех других конструкций сохраняют тепло и, пожалуй, самые удобные в эксплуатации.
Устройство секционных ворот
В секционных воротах основное отличие в том, что полотно состоит не из единого полотна, а из набора подвижно соединенных между собой секций. Скрепляются секции между собой специальными петлями, обеспечивающими должную степень свободы. Петель обычно по три на каждое соединение — по краям и в середине (при большой ширине ворот может быть больше). По краям каждой секции установлены ролики. По бокам проема ворот установлены направляющие, которые плавно изогнувшись, переходят в потолочную направляющую. Направляющие имеют выемки, в которые заправляются ролики.
Устройство секционных ворот
При открывании секционных гаражных ворот, ролики створок движутся по канавкам в направляющих. Они поднимаются вверх, за счет подвижного сочленения проходят по плавному изгибу и, одна за другой, поднимаются под потолок. При закрытии все происходит в обратном направлении. Вот и все устройство и принцип работы, но вариантов и вариаций много, так что придется разбираться конкретно по каждому компоненту.
Полотно ворот: устройство, размеры, материалы
Секции для ворот этого типа бывают «холодными» и «теплыми». Холодный вариант используется очень редко, так как даже для неотапливаемых гаражей лучше, если есть хоть какая-то разница с наружной температурой. Эту разницу и обеспечивает утепление.
Секционные гаражные ворота: вид из помещения
Из чего делают и особенности конструкции
Теплые секционные ворота собираются из конструкций, которые принято называть «сандвич». Две наружные металлические стены разделены прослойкой утеплителя. Изготавливаются из стальной полосы. Сталь может быть черная оцинкованная или нержавеющая.
Так выглядит хорошая панель для гаражных ворот
Второй вариант обычно используется для дорогостоящих промышленных вариантов. Более широко используется оцинкованная сталь (гальванический метод оцинковки). Лицевую поверхность, для повышенной стойкости к коррозии, покрывают двумя слоями модифицированного полиуретана (после обработки грунтом для лучшей адгезии). Холодные одностенные секции изготавливаются тоже из стали с защитным покрытием. Минимальная толщина металла — 0,6 мм (но лучше более «толстые».
Немецкая кампания Херманн (Hörmann) делает еще секционные ворота из цельной древесины. Поставляются они только и исключительно под заказ.
У некоторых производителей (ALUTECH — Алютех) наружный контур сандвича замкнут при помощи замка сложной формы. Это повышает надежность конструкции и исключает разрывы при изменении температуры. Другие производители не замыкают контур, тем самым оставляя температурный разрыв, что улучшает теплоизоляционные характеристики, снижает вероятность промерзания. Кто их них прав, сказать однозначно сложно. Наверное, оба подхода имеют смысл, а что предпочтете вы — это решать вам.
Рекламные проспекты разных кампаний
Утеплитель — чаще всего пенополиуретан, но может использоваться и минеральная вата. Так как находится он в герметично закрытом контуре, тип утеплителя не важен, важны его характеристики. А по теплоизоляционным характеристикам полиуретан лучше минваты.
При нанесении полиуретана внутренняя поверхность сэндвича покрывается слоем защитного лака, который защищает от коррозии металл и улучшает адгезию цинкового слоя с утеплителем.
Размеры
Точно сказать про размеры секционных ворот сложно: разные производители разные технологии, разные габариты. Опишем стандартные варианты, которые обычно есть в наличии:
Из них набираются ворота высотой от 1,25 м до 4 м, длиной от 1,90 м до 6,40 м. Максимальная длина/высота зависит от типа секций которые вы выбрали.
Максимальная длина гаражных ворот — до 6 метров, если проем шире, смотреть надо в промышленных
В наличии обычно есть некоторое количество готовых подъемно-секционных ворот. Но это — не стандартные размеры, а наиболее «ходовые», те, которые пользуются частым спросом. Например, наиболее «спрашиваемая» высота начинается от 2400 мм, а ширина — от 2150 мм. Далее высота и ширина меняется с шагом 25 см. Плюс их в том, что ждать почти не надо — они есть или в точке продажи, или на складе производителя. Максимальный срок ожидания — пару дней. При заказе «своего» размера ждать придется дольше.
Есть несколько решений. Первый — подогнать проем под эти размеры, второй — заказать под требуемые размеры. Срок поставки зависит от производителя и вашего местоположения. Срок ожидания российских (Sedona, Sauber, Дорхан) составляет одну-три недели. Белорусские (Алютех) едут немного дольше — до полутора месяцев, немецкие или швейцарские (Tecsedo) — от двух месяцев.
Вот вам пример — это то, что есть на складе, промежуточные размеры — по заказу
Есть еще один вариант — получить нужные габариты, то есть обрезать «стандартные» до необходимой длины. Эту возможность надо согласовывать — чтобы не было проблем с гарантией.
Соединение секций
Как уже говорили, между собой сендвич-панели соединяются при помощи петель. Для того, чтобы в месте соединения не образовывалось щелей и не было продувания, края делают фигурными, в виде замка шип/паз, что уменьшает возможность продувания.
Для сохранения тепла в гараже важно чтобы секции соединялись герметично
Чтобы свести ее на нет окончательно, в соединении устанавливают эластичный уплотнитель. По опыту эксплуатации можно утверждать, что хорошие секционные гаражные ворота не пропускают ни пыль, ни снег, ни влагу, ни ветер. Они даже способны противостоять холоду. На тепловизоре они выглядят «теплее» чем окна.
Форма замка, способы усиления конструкции под петли, место установки уплотнителя у каждого производителя свои. Например, Херманн, разработал систему, которая предотвращает защемление пальцев, Алютех устанавливает крепеж в вальцовочный шов — где стальная полоса соединяется и превращается в замкнутый контур.
Тип подъема
Для секционных гаражных ворот тип подъема определяется высотой притолоки (расстоянием от верха проема до перекрытия). Он может быть:
Собственно, тип подъема определяет замерщик при заказе или консультант. Вам только надо тщательно все замерить. Если идете заказывать, нарисуйте имеющийся проем и проставьте все размеры. Так будет намного проще.
Фальшпанель — способ «подогнать» проем под требования стандартного подъема
При недостаточной высоте притолоки, но большой высоте проема можно искусственно увеличить притолоку. Для этого в верней части проема монтируется фальшапанель нужного размера. В дальнейшем расчет притолоки идет с ее учетом. Это простой и эффективный способ снизить затраты, так как нестандартные варианты стоят значительно больше.
Подъемный механизм
Секционные гаражные ворота поднимаются за счет силы натяжения пружин. Есть два типа механизмов:
Какой подъемный механизм для секционных гаражных ворот выбрать? Все зависит от того, отапливаемый гараж или нет. В торсионных механизмах больше регулировок, которые позволяют регулировать плотность прилегания полотна. Так что для отапливаемых гаражей больше подходит торсионный механизм.
Но торсионный механизм подъема требует наличия более высокой притолоки и стоит значительно дороже варианта комплектации на основе пружин растяжения. Зато является более надежным — рассчитан на более интенсивное использование может устанавливаться на гаражах с интенсивным движением.
Возможности автоматизации
Вручную открывать и закрывать ворота гаража под дождем или во время снегопада — то еще удовольствие. Это знает каждый автовладелец. Желание автоматизировать процесс вполне закономерно. Автоматический подъем ворот секционного типа может быть реализован двумя способами:
Как видите, выбор есть только при условии базовой комплектации со стандартным (средним) типом подъема. Во всех остальных случаях тип механизма определен параметрами проема.
Автоматическое открывание/закрывание секционных гаражных ворот может «стартовать» от различных устройств:
Из всех этих видов самый распространенный- брелки. Он относительно недорог, дает требуемую степень свободы.
Внешний вид
Секции этого вида подъемных ворот могут иметь различный внешний вид. Есть несколько основных типов наружной поверхности — S, L и M профиль, а также мелкая волна и филенка. В таком ассортименте есть сэндвичи у любого производителя. У некоторых есть еще и нестандартные — с различными декоративными элементами или прозрачными вставками (это обычно листовой поликарбонат). Но их цена значительно отличается от «базовых» моделей.
Оформление секционных гаражных ворот может быть разное
Добавляет вариаций оформления несколько типов поверхностей — гладкая, шероховатая, с имитацией поверхности древесины. Кроме того секционные гаражные ворота обычно окрашиваются защитными красками, которые придают полотну более привлекательный вид. Но основная функция окрашивания — защита от коррозии и воздействия климатических факторов.
Способы запирания
Секционные гаражные ворота имеют три различных способа запирания:
Как вы поняли, первые два способа подходят если полотно поднимается вручную, третий — для автоматизированного варианта. К ригельному замку или автоблокировке всегда можно попросить установить задвижку — на случай длительного отсутствия.
Дополнительные опции
Это еще не все возможности разнообразить конструкцию или ее внешний вид. Они качаются внешнего вида, повышения удобства эксплуатации ворот.
Еще при выборе надо обратить внимание на тип профиля
Остекление и вентиляционные решетки
Секционные гаражные ворота могут быть с окошками. Их располагают обычно в верхней трети створки, хотя можно и посередине и где-нибудь в другом месте. Если в гараже вы проводите много времени днем, имеет смысл заказать остекление большой площади, чтобы света было достаточно. Это позволит сэкономить на счетах ха электричество — в дневное время можно не использовать электрический свет.
Остекление может занимать небольшую площадь, а может быть на все плотно
В секции вставляется специальный профиль для закрепления листов прозрачного полиуретана или акрила. Акрил более дешев, но он быстро меняет цвет, теряет прозрачность. Так что это — не вариант. Дольше проживет листовой поликарбонат — он долго не мутнеет, но стоит дороже.
Решая, надо вам остекление или нет, примите во внимание воздействие солнечного света на краску — скорее всего, краска на авто будет выцветать.
Проблема вентиляции решается легко
С вентрешетками решить все просто. В гараже должна быть вентиляция. Если при строительстве, сделали отдушины для поступления/удаления воздуха в стенах, дополнительные вентиляционные решетки ни к чему. Если про вентиляцию забыли, проще установить решетки в полотне двери (но вряд ли дешевле), чем делать дырки в стенах.
Встроенная калитка (дверь)
Поднимать секционные ворота каждый раз как требуется зайти/выйти из гаража, очень неудобно. Хорошо, если есть двери где-то сбоку. Если нет, можно сделать калитку в плоскости полотна. Но стоит знать, что это сильно повлияет на стоимость: система сложная и дорогостоящая.
Двери в плоскости секционных ворот — удобно но дорого
Калитка может быть с порогом и без. Второй вариант более удобен: можно выкатить велосипед, садовую технику, не открывая ворот. Но предлагается он далеко не всегда и не всеми производителями.
Средства безопасности и автоматики
При установке автоматического привода в комплекте идет обычно один (иногда — два) пульта управления/брелка). Если вам нужны дополнительные, их можно заказать.
Автоматические секционные гаражные ворота имеют массу достоинств, но и недостатков у них немало и основной — их работоспособность зависит от наличия электропитания. Чтобы избавиться от этой проблемы, можно поставить аккумуляторную батарею или установить систему ручной разблокировки (описана выше).
Для повышения безопасности ставят датчики движения
Еще один момент: автоматические ворота несут в себе потенциальную угрозу. Чаще всего страдают животные и дети, иногда достается пожилым людям. Повысить безопасность можно установив фотоэлементы. Если в зоне их видимости появится движущийся объект, они отключат питание и движение полотна прекратиться.
Еще одна возможность — установить сигнальную лампу. Она включается и подает световые сигналы все время, пока работает электропривод.
Блок ручного подъема ворот
Если на большие секционные ворота для гаража не поставить электропривод, при открывании и закрывании приходится прилагать серьезные усилия. Чтобы усилия были меньше, ставят блок ручного подъема ворот (обычно — цепной редуктор).
Блок ручного подъема ворот облегчит работу при отсутствии электричества
Рекомендуется к установке на полотно высотой более 2 метров, максимальная площадь — 15 кв. м.
Производители
На рынке в основном представлены три крупных фирмы, которые выпускают секционные гаражные ворота:
Есть еще Garaga (Канада), Tecsedo (Швейцария). Есть и три российские фирмы:
Основные игроки на рынке
Пока это все производители, которые достойные внимания. Продукцию из Китая лучше не рассматривать — хоть дешево, но очень проблематично в плане эксплуатации. Какой же производитель лучше? Если брать из тройки лидеров, то по отзывам:
Неплохие отзывы у еще новосибирского Зайгера (Zaiger), но у них пока не очень развита дилерская сеть и мало представительств в других регионах. Для тех кто рядом — это неплохой выбор.