что такое роялти в казахстане
Что такое роялти в франшизе
Автор статьи — Копирайтер Контур.Бухгалтерии
Что такое роялти
За что взимается роялти
В каждом договоре франшизы могут быть свое наполнение регулярной поддержки, за которую франчайзи платит роялти. Обычно в этот список входят:
Для франчайзи такая поддержка — это возможность пользоваться известным брендом, кураторство от опытного практика, подключение к системам франчайзера — сайту и соцсетям, линии техподдержки. А еще контекстная реклама, расходные материалы, обучение и тренинги.
Владелец бренда тоже получает выгоду. С помощью франчайзи он распространяет влияние бренда, идет в регионы, получает дополнительные финансы для развития головной компании.
Какими способами рассчитывают роялти
Есть несколько способов расчета: это может быть фиксированная ставка, процент от прибыли, комбинированный вариант или “скрытые” роялти. Обычно для франчайзи выгоднее платить процент от прибыли, но все зависит от того, какой вид выплат и их размер назначит владелец бренда.
Процентный платеж. В этом случае франчайзер не устанавливает точной суммы, но вводит процент от фактических результатов деятельности. Дополнительно он контролирует своего партнера и следит за доходностью его бизнеса — например, запрашивает регулярные отчеты или сам изучает их в открытых источниках. Его прибыль зависит от доходов франчайзи, так что контроль понятен.
Фиксированный платеж. Здесь платеж — это одинаковая сумма на конкретный период, скажем, год, в следующем году сумма пересматривается. Она выплачивается раз в месяц, квартал или год. Риски здесь связаны с тем, что прибыль может быть еще низкой, но роялти придется платить сполна. Владелец бренда получает доход, не зависящий от эффективности партнера, поэтому меньше контролирует его, но и не так заинтересован в его успешности, и это может сказаться на качестве поддержки.
Комбинированный платеж. В этом случае сочетаются фиксированный и комбинированный методы. Обычно есть минимальная сумма “абонентской платы” и проценты с прибыли. В зависимости от условий договора, процентная ставка снижается или повышается, чтобы мотивировать франчайзи.
Скрытый платеж. Здесь нет фиксированной или процентной ставки, но у партнера есть обязательства: например, закупать сырье или товары франчайзера, и здесь роялти уже заложены в стоимость поставок, поэтому их можно назвать скрытыми. Например, предприниматель открывает точку продаж матрасов “Аскона”, закупает их у производителя по установленной для него цене и продает конечным покупателям.
Как формируется размер роялти
Единого правила по определению размера выплат нет, и закон этот момент не регулирует. Головная компания сама устанавливает нормы расчета. Они могут зависеть от объема продукции или услуг, условий на рынке, вида деятельности, особенностей региона франчайзи и уровня дохода жителей в этой местности, а еще от узнаваемости бренда
Как правило, роялти составляют 7-10% от выручки, но многое зависит от сферы деятельности. Скажем, для ресторанов и гостиниц регулярные платежи могут быть не выше 5%, а для фастфуда — более 10%.
Как проверить обоснованность суммы роялти
Перед покупкой франшизы обязательно разберитесь, что вы получите за предусмотренный договором платеж. Это должны быть четко прописанные услуги, и их объем должен быть пропорционален размеру роялти. Если в договоре есть только общие слова о поддержке, это плохой знак.
В любом случае, изучите договор вместе с юристом и более опытным предпринимателем. Проведите сравнительный анализ затрат на роялти и доходности для нескольких похожих бизнесов по франшизе. Если в целевой франшизе сумма роялти выше, надо понять, выгодно ли это вам, ведь уменьшить регулярные платежи после подписания договора вы не сможете.
Слишком большие суммы роялти могут затормозить развитие вашего бизнеса и снизить мотивацию. Слишком малые могут подкрепляться незначительными мерами поддержки в виде необязательных консультаций, и это тоже нельзя назвать выгодным вариантом.
Каким налогом облагается роялти
Юридически отношения между владельцем бренда и франчайзи оформляются договором коммерческой концессии. Он следует нормам ст. 1235 ГК РФ, где указано, что отношение между правообладателем и лицензиаром подразумевают гонорар правообладателю в виде процентных или фиксированных сумм.
С роялти взимаются два вида налогов:
Открывая бизнес по франшизе, упростите себе работу с бухгалтерией — ведите учет в современной системе с автоматизацией большинства операций и управленческими отчетами для руководителя. В веб-сервисе Контур.Бухгалтерия легко вести учет, платить налоги и зарплату, отчитываться через интернет и контролировать финансы. Все новички бесплатно тестируют сервис в течение 14 дней.
Что такое роялти и как они влияют на таможенные платежи
Чаще всего таможенная стоимость товаров, от величины которой зависит и сумма пошлин и налогов, определяется по так называемому «методу 1» — по стоимости сделки с ввозимыми товарами. Напомним, что в этом случае платежи взимаются с цены (фактически уплаченной или подлежащей уплате за груз) с учетом дополнительных начислений, перечисленных в ст.40 ТК ЕАЭС. Здесь мы впервые сталкиваемся с понятием лицензионные платежи.
По сути, это любые платежи, связанные с использованием предпринимателем объектов интеллектуальной собственности, зарегистрированных надлежащим образом. В качестве объекта лицензионного соглашения может выступать запатентованная технология производства, товарный знак, объект авторского права и так далее.
Выплаты лицензиару, то есть правообладателю, могут производиться различными способами. Они могут быть прописаны во внешнеторговом контракте и лицензионном соглашении в виде фиксированной суммы (паушальный платеж), или в виде процента, например, от полученного дохода при использовании объекта интеллектуальной собственности (роялти). Периодичность данных отчислений также фиксируется в сопровождающих сделку документах. Возможно и использование смешанной схемы выплат.
Следует отметить, что в случае уплаты процентной ставки с определенной периодичностью, применяется отложенный метод определения таможенной стоимости товара согласно решению коллегии ЕЭК №103 от 19.06.2018.
Лицензионные платежи далеко не всегда учитываются при определении таможенной стоимости и этот момент зачастую становится предметом споров между импортерами и ФТС. При современных условиях ведения бизнеса и разнообразии вариантов договорных отношений при купле-продаже указанные в кодексе критерии отнесения роялти и иных платежей к сумме сделки могут восприниматься двояко. Ведь продавец товара, например, может не являться правообладателем, и выплаты будут перечисляться третьему лицу. Цена решения вопроса при этом достаточно велика, особенно для изделий с высокой долей добавленной стоимости, ведь с указанных платежей при таможенном оформлении взимается адвалорная пошлина и НДС 20%.
Для применения единых методов при решении споров по лицензионным платежам были приняты рекомендации ЕЭК №20 от 15.11.2016, в которых не только подробно описаны критерии включения роялти в таможенную стоимость товара, но и приведены документы, являющиеся основополагающими в данном вопросе: Соглашение ВТО по таможенной стоимости и пояснения к нему, а также заключения Технического комитета по таможенной оценке ВТО.
Рассмотрим критерии, являющиеся ключевыми при решении рассматриваемого нами вопроса.
Относятся ли лицензионные платежи к импортируемым товарам?
При определении степени отношения роялти к импортируемым товарам, основные сложности возникают из-за того, что выплаты лицензиару производятся не за какое-то конкретное изделие, а за объект интеллектуальной стоимости, нечто нематериальное. Например, зарегистрированный товарный знак нанесен непосредственно на ввозимое изделие или на продукцию, полученную по запатентованной технологии, за счет чего она становится более конкурентоспособной на рынке. Казалось бы, в этом случае вывод однозначен — роялти явно необходимо прибавить к цене сделки. Однако здесь возможны варианты.
Здесь важно понять, какие права по условиям сделки на интеллектуальную собственность получает покупатель и каким образом он эти права реализует. Имеет ли смысл уплачивать лицензионные платежи в случае, если участник ВЭД не ввозит конкретно этот товар и не использует его в своей предпринимательской деятельности? Все эти нюансы должны быть подробно изложены во внешнеторговом контракте и лицензионном соглашении.
Например, российская компания заключила договор с иностранным правообладателем на использование запатентованной технологии по производству чая и использовании его торговой марки на упаковке готовой продукции. При этом закупка сырья производится у третьих лиц.
В случае, если лицензиат не предъявляет требования, у какого поставщика конкретно должно закупаться сырье, перечисляемые импортерам роялти к ввозимому чайному листу не имеют отношения (даже если в итоге чайный лист закупается в мешках с указанной выше торговой маркой).
Если же правообладатель указывает в лицензионном договоре конкретный сорт чая и список его поставщиков, производственная деятельность покупателя возможна только при исполнении этих условий. Поэтому в данном случае платежи имеют конкретную привязку к импортируемому товару и должны учитываться в его стоимости.
Является ли уплата роялти необходимым условием сделки?
Подобное условие может быть прописано в контракте и лицензионном соглашении, однако на практике такие пункты редко включаются в договоры. Чаще всего зависимость продажи товара от перечисления платежей определяется путем анализа множества факторов и обстоятельств, сопровождающих сделку.
Первым делом, уточняется, содержит ли внешнеторговый договор и соглашение с правообладателем пункты, касающиеся роялти и возможности продажи товара компании из РФ, а также прописана ли в этих документах возможность расторжения сделки в случае неуплаты лицензионных платежей.
Также в договоре может быть указано, что лицензиат имеет право запретить производителю передавать товар покупателю до уплаты роялти (если правообладатель и производитель продукции являются разными компаниями).
Владелец торгового знака или патента может внести в лицензионное соглашении условие, позволяющее контролировать производственный процесс и экспорт товара в РФ, за исключением контроля качества товара.
В случае, если перечисленные выше положения встречаются в сопровождающих сделку документах, можно однозначно говорить о том, что уплата роялти является необходимым условием купли-продажи и, следовательно, должна учитываться в таможенной стоимости товаров.
Отдельно следует рассмотреть вопрос, связанный с налогообложением лицензионных платежей, ведь иностранный правообладатель хоть и не является налоговым резидентом РФ, но при этом получает прибыль на территории нашей страны при реализации своих исключительных прав (ст. 146-148 НК РФ). То есть возникает объект налогообложения по налогу на добавленную стоимость и налогу на прибыль.
Плательщиком в данном случае будет выступать налоговый агент, а именно — российская компания, приобретающая право на объект интеллектуальной собственности. Начисленный лицензионный платеж будет уменьшен на сумму налога. В дальнейшем данная сумма подлежит налоговому вычету (ст.171-172 НК РФ).
При этом, согласно разъяснениям ВТО, удержанная сумма налога все равно рассматривается как часть лицензионного платежа, хотя и не перечисляется правообладателю фактически, и учитывается в таможенной стоимости товара.
Таким образом, вопрос о включении роялти в стоимость поставки и их влияние на таможенные платежи зависит от многих факторов. Все ли роялти относятся к ввозимым товарам или только часть суммы, какими документами это может быть подтверждено, как в случае периодичности отчисления лицензионных платежей будет рассчитываться таможенная стоимость товаров — ответы на эти и аналогичные вопросы должны быть четко сформулированы во внешнеторговой сделке и лицензионном соглашении.
Мы рекомендуем участникам ВЭД обращаться к проверенным таможенным брокерам еще на стадии подготовки документов для проведения сделки. Специалисты нашей компании подскажут вам, как правильно составить договор и на какие пункты следует обратить особое внимание, дабы избежать дополнительных временных и денежных затрат при таможенном оформлении груза.
Плата за пользование недрами
Горнодобывающая промышленность является становым хребтом всей экономики Республики Казахстан, обеспечивая существование как самого независимого государства, так и выживание народа в постоянно штормящем океане перестройки.
Поскольку, согласно статье 6 Конституции Республики Казахстан, её недра находятся в государственной собственности, то система платы на пользование ими, в принципе, должна быть построена таким образом, чтобы каждый казах-станец в собственном кармане ощущал, что он, наряду с другими соотечественниками, является собственником этих самых недр.
Пока основная налоговая нагрузка в большинстве случаев приходится на роялти. Особое значение роялти приобретает в связи с задачей, поставленной Президентом, создать за счёт роялти фонд будущих поколений, для чего необходимо существенно пересмотреть ныне действующие положения платежей за пользование недрами, учитывая, что сейчас сложились весьма благоприятные условия для осуществления этих мероприятий.
Во-первых, за пять лет действия Указа Президента Республики Казахстан, имеющего силу Закона, «О налогах и других обязательных платежах в бюджет», которым была введена в действие новая контрактная система недропользования, в республике накоплен определённый опыт рыночного регулирования платежей за недропользование, а во-вторых, эти нововведения, вследствие разработки нового Налогового кодекса, могут быть внедрены относительно безболезненно.
В настоящее время плата за недропользование регулируется положениями, изложенными в Законе Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» в Разделе VI. НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ НЕДРОПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ.
Сам термин «налогообложение недропользователей» является не совсем удачным, поскольку создаёт впечатление, что недропользователи облагаются налогами по иной системе, чем другие налогоплательщики, в то время как фактически речь идёт о плате за пользование недрами, т.е. понятие «плата за пользование недрами» не идентично понятию «налогообложение недропользователей». Например, в Указе Президента Республики Казахстан, имеющем силу Закона, «О недрах и недропользовании» от 27 января 1996 года № 2828 (пункт 2, статья 10 «Виды права недропользования») записано, что «Право недропользования может быть постоянным или временным, отчуждаемым или неотчуждаемым, «возмездным или безвозмездным«.
Поэтому различную терминологию Указа «О недрах…» и Закона «О налогах…» необходимо привести к однообразию и полному соответствию их экономическому содержанию.
В настоящее время платежи за пользование недрами носят слишком жесткий характер вследствие значительных размеров сумм, уплачиваемых в виде подписного бонуса, платы за геологическую информацию, возмещения исторических затрат (часто недостаточно обоснованных) и бонуса коммерческого обнаружения, уплачиваемых до начала добычи полезного ископаемого, что вызывает активные возражения инвесторов на стадии переговоров по заключению контрактов на недропользование. Особенно трудно бывает объяснить иностранному инвестору смысл бонуса коммерческого обнаружения и ответить на его вопрос: почему он при высокой степени не компенсируемого производственного риска, затратив обычно миллионы, нередко десятки, а иногда и сотни миллионов долларов на геологоразведочные работы и открыв месторождение, должен ещё за это, т. е. за свои материальные, финансовые, интеллектуальные и трудовые затраты, что-то платить государству?
Поэтому отмена бонуса добычи (Законом от 01.07.98 г.), первая уплата которого в
большинстве случаев происходит не раньше пяти лет после начала добычи, при оставлении в составе платежей за пользование недрами бонуса коммерческого обнаружения, на наш взгляд, было не достаточно продуманным и обоснованным шагом. Более рационально было бы сделать наоборот.
Особенно сомнительными в юридическом отношении являются платежи за геологическую информацию и исторические затраты. Сейчас уже всем стало совершенно ясно, что Казахстан ни в настоящее время, ни в период существования в качестве союзной республики не может и не мог самостоятельно в необходимых объёмах финансировать геологосъемочные, геологопоисковые и геологоразведочные работы на своей территории. В настоящее время они финансируются преимущественно, а геологоразведочные работы — в основном, иностранными инвесторами, а в советское время финансировались за счёт средств союзного бюджета. Следовательно, в принципе, собственником всей информации в то время являлся Советский Союз, а в настоящее время права собственности перешли к правопреемнику всех активов и пассивов бывшего Союза ССР. Этим правопреемником, как известно, является Российская Федерация, которая приняла на себя все зарубежные активы и пассивы бывшего Советского Союза, освободив от уплаты долевой части долгов бывшего Союза ССР все бывшие союзные республики и лишив их тем самым права на активы бывшего Союза.
Поскольку по отношению к России территория Казахстана является территорией зарубежного государства, то, возможно, вся геологическая информация и все исторические затраты, ‘понесённые на всей территории бывшего СССР, принадлежат России.
Вполне возможно, что это не так, и существуют какие-то, не известные нам закрытые договорённости по этому вопросу (что весьма сомнительно), но лучше не будировать этот сложный вопрос и исключить платежи за геологическую информацию и исторические затраты из официальных платежей недропользователей Казахстана, фактически перенеся их в состав подписного бонуса. При этом необходимо совместно с геологической службой установить разумные пределы для этих платежей. По нашему мнению, иногда эти платежи носят явно завышенные размеры.
Опыт ведения переговоров с иностранными инвесторами показывает, что для большей привлекательности Казахстана для вложения инвестиций в горнодобывающую промышленность необходимо максимально понизить все платежи, уплачиваемые до начала эксплуатации месторождения, отменить бонус коммерческого обнаружения и восстановить ранее отменённый бонус добычи.
В связи с платежами за недропользование необходимо внести изменения в бюджетное законодательство, предусмотрев в нём разделение платежей за недра между республиканским и местными бюджетами, что давно уже и сделано в соседней России.
Ситуация, когда неприятные последствия недропользования вынуждены терпеть территории, не имея за это никаких компенсаций, а вся выгода уходит в республиканский бюджет и распределяется между дотационными областями (или тратится на трудно понимаемые провинцией празднества и роскошества новой столицы), чревата очень тяжёлыми социально-политическими последствиями, вплоть до потрясений основ государственности.
Проблема усугубляется тем, что часто юридическая и налоговая регистрации не совпадают с местом изъятия полезного ископаемого.
Поэтому не надо прятать голову в песок, как некая бескрылая птица, а своевременно решать уже назревшие и назревающие проблемы.
Необходимо также пересмотреть принципиальные положения по уплате роялти.
В настоящее время принципы установления величины роялти зависят от вида добываемого полезного ископаемого:
— по общераспространённым полезным ископаемым и подземным водам применяется фиксированная ставка роялти, устанавливаемая на основе постановления Правительства Республики Казахстан от 12 сентября 1997 года № 1330;
Причём по углеводородному сырью роялти устанавливается по скользящей шкале как определённый процент, в зависимости от объёмов добычи, в то время как по твёрдым полезным
ископаемым (за исключением общераспространённых) — в виде фиксированного процента, не зависящего от объёмов добычи, на весь срок действия контракта.
Мы считаем этот принцип не способствующим стабильности и развитию горнодобывающих предприятий, особенно в неблагоприятные периоды для сбыта продукции, и ущемляющим интересы бюджета при росте цен и увеличении объёмов сбыта добываемого сырья.
Более целесообразно, если роялти будет иметь гибкий характер в зависимости от объёмов добычи, реализации и динамики цен.
Снижение цены на добываемое сырьё неизбежно приводит к уменьшению прибыли инвестора и может привести даже к убыточности разработки месторождения, в то время как одновременное с понижением цен снижение ставки роялти позволит инвестору, во-первых, в определённой мере снизить себестоимость производимой продукции и выстоять в конкурентной борьбе, а во-вторых, покажет, что государство в тяжёлый для инвестора период в какой-то мере разделяет с ним предпринимательский риск.
В настоящее же время, будучи вынужденным снижать себестоимость производимой продукции, предприниматель обычно идёт на максимально Возможное сокращение производственного состава, что при общеизвестных существующих проблемах с занятостью в Республике Казахстан усиливает и без того высокую социальную напряжённость, особенно в тех регионах, где крупное горнодобывающее предприятие является градообразующим и, нередко, единственным крупным работодателем.
По нашему мнению, лучше сохранить максимально возможную занятость трудоспособного населения за счёт некоторого уменьшения платежей в республиканский бюджет, куда уходит роялти, чем увеличивать безработицу.
Как показывает опыт, цены на минеральное сырьё испытывают периодические колебания, поэтому при скользящей шкале роялти в зависимости от цены реализации государство в периоды возрастания цен доберут суммы роялти, потерянные в периоды снижения. Почти трёхкратные колебания цен на нефть в последнее время является прекрасной иллюстрацией к вышеизложенному положению.
Помимо этого у каждого горнодобывающего предприятия есть определённый минимальный объём затрат, которые оно должно нести для поддержания в рабочем состоянии скважин, шахт, карьеров или разрезов. В эти периоды возможна реализация продукции даже по цене ниже себестоимости и взимание в это тяжёлое время роялти по такой же ставке, как и в особо благоприятные периоды, фактически означает сталкивание предприятия в пропасть банкротства со всеми вытекающими отсюда тяжёлыми социальными, экономическими и политическими последствиями. Но если шахта, рудник, карьер, разрез, НГДУ не удержится в штормовом море предпринимательской деятельности и разорится, то уже с него больше ничего бюджет не получит. Поэтому, мы считаем, что государство должно сделать всё для поддержания на плаву работающего предприятия в тяжёлый, не зависящий от него период, одновременно должно изымать в бюджет государства почти весь дополнительный доход, образовавшийся не за счёт вложений дополнительного труда, а за счёт благоприятной конъюнктуры рынка. Одним из таких мероприятий, по нашему мнению, является установление скользящего роялти в зависимости от объёма добычи и цены реализации для всех видов полезных ископаемых, включая и общераспространенные.
Например, при заключении контракта на недропользование инвестор согласился, что его устраивает прибыль в размере 30%, обеспечиваемая ценой нефти в НО долларов за тонну при годовом объёме добычи в 10 миллионов тонн. Но неожиданно, как в 1999 году, цена на нефть повышается до 200 долларов за тонну. В этом случае, мы считаем, система расчёта роялти должна быть построена таким образом, чтобы из суммы «шальных» 90 долларов с тонны не менее 80 долларов ушло в бюджет республики. Для этого необходимо будет при расчёте способа исчисления роялти на стадии переговоров договориться о расчётной формуле роялти как функции от двух переменных — объёма добычи и цены реализации. Подобрать принципиальный вид и коэффициенты такого уравнения при современной вычислительной технике не составляет особого труда. Возможно это будет двумерная линейная функция, возможно — двумерная криволинейная из практически неограниченного множества их.
В свете вышеизложенного целесообразно поставить и продумать вопрос о снижении ставки подоходного налога при снижении самого объекта налогообложения. В настоящее время для недропользователей отношения с государством в части подоходного налога носит явно асимметричный характер: если предприятие по-
лучило большую прибыль, превышающую установленный законом размер, то будь добр заплати налог на сверхприбыль, если же прибыль ничтожна — ставка не снижается. Трудно такие отношения назвать партнёрскими, особенно в психологическом плане.
Проблема здесь состоит в том, что отдельные недропользователи всегда платили налогов несколько больше, чем их коллеги или представители других отраслей промышленности. Но эти платежи имели тогда рентную основу и назывались фиксированными (рентными) платежами. Принципиальных возражений данные платежи ни у кого не вызывали, во-первых, потому что они взимались с ограниченного круга недропользователей — в основном, с нефте- и газодобытчиков, а во-вторых, потому что всем, причастным к этим платежам, ещё со студенческой скамьи было внушено, что у отдельных недропользователей может образовываться не принадлежащая им так называемая дифференциальная рента I, обусловленная лучшими природными условиями разрабатываемого ими месторождения, а принадлежит эта рента собственнику месторождения в лице государства.
В первоначальной редакции Указа Президента Республики Казахстан, имеющего силу Закона, «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» налог на сверхприбыль также имел рентное основание, поскольку в нём было записано, что «плательщиками налога на сверхприбыль являются все недропользователи, осуществляющие добычу полезных ископаемых и переработку техногенных образований и получающие дополнительные доходы от деятельности в относительно лучших природных условиях или реализующие добываемую продукцию в •относительно лучших условиях рынка.» Поэтому особых возражений со стороны недропользователей этот налог также не вызывал, тем более, что в контрактах обычно оговаривалось понимание лучших природных условий и рынка.
Затем Законом Республики Казахстан от 31.12.96 года № 61-1 «О внесении изменений и дополнений в Указ Президента Республики Казахстан, имеющий силу Закона, «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» из вышеприведенной цитаты фактически были исключены подчёркнутые слова и оставлены слова, выделенные полужирным шрифтом, в результате чего все недропользователи стали потенциальными плательщиками налога на сверхприбыль.
Для того, чтобы совершить такой фискальный кульбит, из-под налога на сверхприбыль необходимо было выбить рентное основание и заменить его чем-то туманным, наукообразным и мало кому понятным.
Что и было сделано, в результате чего объектом налога на сверхприбыль стала сумма чистого дохода недропользователя по каждому отдельному контракту за отчётный год, по которому получена внутренняя норма прибыли выше двадцати процентов.
В результате введённых изменений и дополнений исчезли природное и экономическое обоснования налога на сверхприбыль и равенство в налогообложении, поскольку у недропользователей неизбежно возник вопрос: это почему же при одинаковых показателях внутренней нормы прибыли мы должны платить налог на сверхприбыль, а другие отрасли народного хозяйства нет? Ответа на этот вопрос до сих пор также нет. Как и нет ответа на вопрос: почему из многих относительно простых показателей оценки эффективности инвестиций принята в налоговых целях довольно сложная, ранее не применявшаяся у нас иностранная конструкция, труднопонимаемая и трудно воспринимаемая подавляющим большинством рядовых бухгалтеров и экономистов.
Поскольку система налогообложения должна быть доступна и понятна именно рядовому бухгалтеру и экономисту, то сейчас, когда разрабатывается новый Налоговый кодекс, настал самый подходящий момент для упрощения процедуры исчисления налога на сверхприбыль.
Поскольку рентная основа налога на сверхприбыль хороша только в теории (кто в своё время в Министерстве финансов Республики Казахстан занимался рентными платежами, я уверен, полностью меня поддержат), а на практике в условиях неустойчивой экономики трудно реализуема, то мы предлагаем:
1. Налогом на сверхприбыль обложить все
предприятия и коммерческие структуры, имею-
щие уровень рентабельности выше определён-
ного, установленного Законом размера, что бу-
дет соответствовать широко декларируемому
равенству всех перед Законом;
2. Непривычную и не совсем понятную рядовому экономисту и бухгалтеру внутреннюю норму прибыли, как основу установления ставки налога на сверхприбыль, заменить традиционным, всем привычным и понятным уровнем рентабельности;
3. Для того, чтобы сохранялась экономическая преемственность налогообложения, предлагаем для обсуждения следующие ставки налога на сверхприбыль: