что такое резервация индейцев в сша
Что такое резервация индейцев в сша
Государственная политика США в отношении индейского населения – одна из самых позорных глав американской истории. Только в Северной Америке и Австралии коренные народы стали чужими в собственной стране после прихода европейских колонизаторов. Они и по сей день составляют 1,6% от общей численности населения некогда принадлежавших им безраздельно земель.
В настоящее время в США насчитывается 550 признанных федеральным правительством индейских племен. По данным Бюро переписи населения, на 1 июля 2008 года количество индейцев, проживающих на территории Соединенных Штатов, составляло 4,9 млн. человек. И около двух третей из этих почти 5 миллионов индейцев проживает в административно установленных примерно 275 резервациях.
Отношения между индейцами и европейцами начинаются с открытия Америки Колумбом и начала колонизации. Взаимодействие этих двух культур не было однозначным. Известно множество фактов о дружбе и мире между коренными американцами и белыми поселенцами (как, например, в Плимутской колонии), но в целом же тактика освоения североамериканского континента не несла местным народам ничего положительного. Мирные индейские племена вытеснялись на неплодородные земли, где погибали от голода и болезней, завезенных европейцами; более воинственные и непокорные племена истреблялись в боях. Во времена активной колонизации европейцы, соперничавшие между собой за земли Нового Света, часто прибегали к военной силе индейских племен, обещая им мир в будущем.
Коренные американцы изначально расценивались большинством европейцев как низшая раса и помеха осуществлению колонизации. Девизом экспансионистов была фраза: «Хороший индеец – мертвый индеец». Некоторые ученые считают, что впоследствии и теория фронтира, и Manifest Destiny толковались как обоснование геноцида американских индейцев. Так, по мере отодвигания линии фронтира на Запад, новые американцы «очищали» земли от «аборигенов». А по Manifest Destiny европейцам принадлежала миссия по созданию идеального государства в Северной Америке, следовательно, все, кто мешал этому, были неугодны Богу и подлежали уничтожению. Это было естественной жертвой развивающейся цивилизации. Вследствие осуществления этой, подобной нацизму, идеологии численность индейцев сократилась с 3 миллионов до 200 тысяч человек. Убийства коренного населения подчас были крайне жестокими и не имели основания. Крупнейшие акты геноцида – у Вундед-Ни, у Гнаденхюттена, на острове Индиан-Айленд.
Планомерно осуществляемая индейская политика берет свое начало от Войны за независимость. Во время работы Второго Континентального Конгресса был создан Департамент по делам индейцев. После 1778 года Конгресс установил власть индейцев над землей и ресурсами в пределах отведенных им территорий. Правительство обещало племенам защиту в обмен на уступленные земли. После войны 1812-1815 гг. количество конфликтов между коренным населением и потомками европейцев возросло. В 1830 году Конгресс занялся проектом по переселению индейцев. Президент Эндрю Джексон был ярым сторонником проводимой политики, говоря, что если индейцев не переселить сейчас, они просто вымрут. В 1828-1838 гг. более 80 тыс. индейцев были отправлены к Западу от Миссисипи, тем не менее, «чистка» освоенных земель продолжалась до 1877 года. В дороге индейцы несли огромные численные потери, за что их путь был назван «тропой слёз».
Земля, освобожденная для освоения американцами, быстро закончилась, и в 1851 году Министерство Внутренних Дел стало осуществлять резервационную политику по насильственному «сгону» индейских племен на специально отведенные территории (в основном, в штат Оклахома). В 1862 году Авраам Линкольн объявляет о заселении Запада. Белым, готовым содействовать экспансионистской политике государства, выделялось по 160 акров земли, на которой как-раз-таки находились согнанные индейцы. Индейские земли стремительно сокращаются по площади. В последующие несколько десятилетий территории индейцев сократятся еще на 60%. Ближе к концу века эта политика приобретает направление ассимиляции, т.е. индейцев стремились разделить для того, чтобы якобы открыть путь для эволюции этой отстающей расе. Основным юридическим обоснованием данной политики стал Общий закон о распределении 1887 года. Но с другой стороны, резервации находились на землях, непригодных для сельского хозяйства; в первые десятилетия своего существования резервации были переполнены, а государственных компенсаций не хватало – люди умирали от голода; дополняло картину отсутствие медицинского обслуживания. К тому же американцы при политике расселения в полной мере руководствовались принципом «разделяй и властвуй»: сильные племена и племенные союзы были разведены по разным резервациям (например, племена Лиги ирокезов жили одновременно в 9 резервациях). И, наоборот – в одну резервацию могли «согнать» племена разных языковых групп; для общения им приходилось пользоваться английским языком, что, в конце концов, разрушало их самобытность.
Ситуация с резервационной политикой практически не менялась до 20х годов XX века. Согласно закону 1919 г. все ветераны Первой Мировой войны индейского происхождения получили гражданство США. В 1924 г. гражданство наконец было даровано всем индейцам. В 1930х гг. правительство начало возвращать индейским племенам отнятые ранее земли. При администрациях Рузвельта и Кеннеди было сделано многое для прекращения расизма и дискриминации коренного населения. В 60х гг. были приняты программы, направленные на экономическое и политическое развитие резерваций путем создания собственной инфраструктуры, открытия возможностей для получения образования, обучения для последующего трудоустройства. Также с того времени индейцы стремились получить большую самостоятельность в управлении. В 1975 году Конгресс США принял закон, позволяющий резервациям самостоятельно управлять своими программами в области образования и социального обеспечения.
Резервация индейцев Навахо в Аризоне, 2007 г.
Сейчас индейские резервации скорее служат во благо, потому что они являются центрами сохранения исконно американской культуры. Конечно, в резервациях существует масса проблем, как например, нищета, алкоголизм, низкий уровень грамотности, безработица. Также не искоренились проблемы в сфере медицины – средняя продолжительность жизни по данным Бюро переписи США составляет 29,7 лет. Еще по данным Бюро: лишь 55% индейцев владеют собственными домами; 76% коренных американцев старше 25 лет имеют полное среднее образование. В настоящее время американское правительство предоставляет индейцам множество свобод, о каких белое население не может и мечтать. Вероятно, подобное отношение обусловлено чувством вины за неконтролируемое истребление предков современных индейцев. Индейцы не платят земельный налог, также налогом не облагается бизнес и сделки, заключенные на территории резерваций.
Резервации индейцев в США в 2021 году
Америка позиционирует себя как страна, которая борется за права и свободы человека. Резервации индейцев в США – это ахиллесова пята демократичного государства. Коренное население превратилось в изгнанников.
Что такое резервации?
Под термином резервация подразумевается отдельная территория, которая управляется каким-либо индейским племенем. Они есть не только в США, но еще в Южной Америке и Канаде. Сегодня резервации индейцев в США – это отдельные государства со своими племенными законами.
Каждое племя считает себя отдельной нацией
Формирование отдельных территорий только для проживания индейцев начался в 18 веке. Тогда правительство решило закончить войны за земли, утвердив в 1863 году «Акт о переселении индейцев в резервации».
Пожалуй, это самый спорный момент в истории страны. Индейцы – это коренное население, которое поселенцы вытеснили с родных земель. У них пытались отнять культуру, отбирали детей.
Резервации давала возможность сохранить племенам культуру и быт. Но со временем отведенная им территория уменьшилась почти в 5 раз. По мере нахождения полезных ископаемых государству и частным компаниям отходили огромные участки.
Сейчас индейцы активно борются за права. Часть племен подает на американское правительство в суд, получая в обмен миллионные компенсации. Самые крупные выплаты получили индейцы племени навахо.
Игровые зоны стали весомым источником дохода. Резервация индейцев в США в настоящее время открыли маршруты для туристов. Но не везде царит мир. Многие племена стоят на грани исчезновения.
Численность индейцев США на сегодня
В настоящее время насчитывается 326 резерваций индейцев в США. Официально правительство признало 567 племен. Не все из них имеют собственный округ.
Самые богатые и крупные нации обладают сразу несколькими территориями (например, навахо)
По информации из открытых источников СМИ, численность индейцев составляет примерно 5 млн человек. От общего населения Америки это всего 1,6%.
Коренные индейцы США
При заселении Нового света считалось, что индейцы – это дикари. У них нет прав на землю. По менталитету они похожи на детей. Хотя, например, пуэбло строили дома из кирпича и занимались земледелием. Апачи жили охотой, а ирокезы славились воинственностью.
Процесс образования резервации проходил трудно
Чероки в 19 веке выселяли из домов, заставляя переселиться на отделенную территорию. Хотя чероки к этому времени уже приняли Конституцию США. От действий переселенцев пострадали сиу. Истребление бизонов привело к голоду.
Положение и права индейцев в США
Переломным моментом стал Закон о гражданстве индейцев. Его приняли в 1924 году. Документ впервые назвал коренных жителей гражданами США. Закон о реорганизации индейцев 1934 года дал индейцам права за сохранение самобытности. Они снова смогли вернуться к самоуправлению на племенной основе. Им вернули право собственности.
Правительство не стало требовать создание конституции каждым племенем
Следующим этапом стало создание специально комиссии. Она занялась жалобами индейцев на ущемление их прав. С 1954 года остановили распродажу индейских территорий.
Почему индейцы живут в резервациях?
Резервация индейцев в США в настоящее время не ограничивает коренное население в правах. Им выплачиваются компенсации, выдают паспорта. Темные времена гонения прошли. Но племена по-прежнему хотят сохранять независимость от Вашингтона.
Обратной стороной медали стали высокая безработица, повальный алкоголизм и наркомания. Хотя есть и благополучные резервации.
Назвать точные причины, почему индейцы живут в резервациях в США сложно
Они настороженно относятся к потомкам переселенцев и не откровенничают. Те, кто получил высшее образования и полностью ассимилировался, хотят помочь соплеменникам. Но мало кто хочет переселяться. Хотя правительство выделяло под резервации неплодородные и пустынные земли.
Возможно, дело кроется в гордости и цепкой памяти. Переселенцы не всегда следовали букве закона и требованиям правительства. Это приводило к стычкам и смерти.
Резервации индейцев в США карта
Коренные жители живут в разных частях страны. На их территории находятся многие красивые и уникальные места. Например, путешественников привлекают водопады Хавасу, Каньон Антилопы и Долина Монументов.
Лучше всего посмотреть сколько резерваций индейцев в США на карте. Больше всего их проживает в Калифорнии, Оклахоме и Аризоне.
Navajo Nation — резервация навахо
Самая крупная резервация охватывает штатов Аризоны, Юты и Нью-Мексико. Она принадлежит многочисленному народу навахо. Интересный факт: получить сертификат крови может любой человек, кто докажет свою принадлежность к народу. Для признания достаточно иметь четверть крови навахо.
В Navajo Nation запрещено торговать алкоголем. Для поддержания порядка создана полиция нации. Глава – это президент, которого переизбирают раз в 4 года.
Законодательную власть осуществляет Совет нации навахо. Законопроекты утверждает непосредственно министр внутренних дел Америки.
Навахо больше всех нацелены на сотрудничество с правительством. Например, язык навахо знают только члены племени. Представители этой нации работали шифровальщиками в период Второй Мировой войны. Противники так и смогли расшифровать послания, которые навахо отправляли друг другу.
PainPine Ridge Indian Reservation – резервация оглала
Пайн-Ридж — индейская резервация племени оглала. Она располагается в юго-западной части штата Южная Дакота, США. Здесь находится место бойни при Вундед-Ни в 1890 году, которая положила конец индейским войнам.
Сейчас средний возраст проживающий в Пайн-Ридж индейцев составляет 21 год.
Воспитанием подрастающего поколения занимаются дедушки и бабушки. Многие представители племени оглала-лакота стали алкоголиками или наркоманами. Ущерб местной экономике причиняют стихийные бедствия.
Племя прославилось тем, что в 2007 году активисты провозгласили независимость Республики Лакота. Одним из предводителей был знаменитый деятель Рассел Минс. Он прославился ролью Чингачгука в вестерне «Последний из могикан».
В 2007 году он и его единомышленники сожгли американские паспорта. Минс умер в 2012 году, но его Республика Лакота стала символом антиамериканского сепаратизма.
Племя чикасо (Chickasaw Nation)
Чикасо были одним из «Пяти цивилизованных племён». Они продали земли в 1832 году. Сегодня их нация проживает на территории штата Оклахома. Племя признано правительством. По численности занимает 13 место.
После чокто, чикасо были самым многочисленным народом в Миссисипи
Они отстаивали свою независимость в постоянных войнах с другими индейцами и с переселенцами из Европы. Чикасо постоянно воевали, поэтому подготовка мальчиков начиналась с детства.
Индейцы участвовали в Гражданской войне. Они выступили за англичан и нападали на американцев. Они сдались только после принятия Закона о переселении. Тогда племя перекочевало за Миссисипи.
Геноцид индейцев в США
Расширяя границы своих территорий, молодое государство пользовалось доктриной открытия. Подразумевалось, что у аборигенов нет прав на земли. Они могут только проживать, но не владеть. Право собственности может быть только у более цивилизованных народов.
Согласно этой доктрине с 1830 года началось изгнание индейцев с родных мест
Правительство забирало экономически выгодные участки, плодородные земли. Навязывались невыгодные коренному населению договора. Освоение Нового света проходила через истребление народов.
Геноцид включал в себя:
Ученые подсчитали, что до прихода колонистов на территории Северной Америки проживало больше 15 млн человек. К началу 20 века благодаря массовому геноциду осталось не больше 200 000 индейцев.
Перед коренным населением поставлен нелегкий выбор: переехать в города или остаться в резервациях. В первом случае индейцы ассимилируют, а во втором – сохранят культуру. Современные резервации индейцев в США никого не удерживают насильно.
Им выплачивают колоссальные компенсации за тяготы, которые пережили предки. Но тяга к независимости прослеживается очень четко и явно. Америка для них – это захватчик. Большинство не желает становиться гражданами чужой страны.
Почти первобытная Америка Индейские резервации XXI века глазами русского путешественника
Индейцы Северной Америки, в свое время жестоко согнанные европейскими колонизаторами с родных земель, на протяжении нескольких поколений вынуждены обитать в резервациях. Однако благодаря этому многим племенам удалось сохранить свою культуру и традиционный образ жизни. Корреспондент «Ленты.ру» выяснил, как сегодня живут представители коренного населения североамериканского континента.
Первое знакомство с индейцами произошло неожиданно. В городке Анза в Южной Калифорнии я наткнулся на лоток с товарами из близлежащей резервации. Среди безделушек этнографического содержания лежали добротные майки с надписью: «Терроризм с 1492 года!» (год открытия Америки). Заинтригованный этим утверждением, я решил поехать в саму резервацию.
«Выживших расстреляют снова!»
У входа — казино и магазин сигарет. В индейских землях (в отличие от других регионов США, за исключением Лас-Вегаса) игровой бизнес разрешен, чем индейцы активно и пользуются. Другой стабильный доход — это продажа по бросовым ценам сигарет, выпускаемых в резервациях.
Припарковавшись на стоянке «для гостей племени», я прямиком отправился за сигаретами. Цены действительно приятно удивили. В Сан-Диего пачка стоит шесть долларов, а у индейцев всего лишь два пятьдесят. Правда, сигареты могут покупать только члены племени. Но эту проблему удалось быстро решить. Около магазина сидела благоухающая алкогольными парами индианка — за небольшую переплату она приобрела для меня несколько блоков.
Те немногие индейцы, которых мне довелось увидеть в казино и табачном магазине, никак не напоминали легендарных героев в исполнении Гойко Митича.
После такого предупреждения не хочется искушать судьбу
Увы, продолжить знакомство с представителями коренного населения Америки в тот день не удалось. На въезде в резервацию возвышался внушительных размеров плакат: «Не вторгаться! Нарушителей застрелят. Выживших расстреляют снова!» Искушать судьбу не хотелось.
Переводчица духов
Вернувшись в Сан-Диего, я попытался «пойти другим путем»: завести контакты уже с городскими, американизированными индейцами и проникнуть в резервацию с их помощью.
Скоро я познакомился с красивой блондинкой Ребеккой Ховард. У нее лишь одна восьмая индейской крови, однако девушка категорически не согласна считать себя белой. Зов предков не давал ей покоя, и, несмотря на отчаяние мамы, она отказалась от христианства, став довольно известной среди индейцев «переводчицей языка духов».
Продажа сигарет, сделанных в резервациях, дает индейцам стабильный доход
«Индейцы по-прежнему не любят белых и именно поэтому не пускают их на свои территории. Лично я разделяю эти чувства. Да, сейчас нас уже не убивают как диких зверей, но для белых мы по-прежнему люди второго сорта! Так, например, операцию по уничтожению Бен Ладена американские военные назвали «Джеронимо». А между прочим, Джеронимо — это наш национальный герой, легендарный предводитель апачей, боровшийся с американскими войсками!» — почти кричит на меня Ребекка. Тон ее таков, словно в проблемах индейцев виновен и я лично. Однако девушка смягчилась: «Впрочем, вы же русский. Я читала интереснейшую книжку «Дерсу Узала» и поняла из нее, что русские были гораздо терпимее к своим аборигенам, чем наши белые. Не расстраивайтесь — наиболее крупные резервации доступны для посещения. Езжайте, например, в расположенную поблизости от Гранд Каньона крупнейшую в США резервацию «Нация Навахо». Рядом с ней живут другие индейцы — хопи, близкие по культуре к ацтекам. Так что за одну поездку вы получите почти полный срез жизни различных индейских племен». Совет дельный, грех было им не воспользоваться.
Не племя, a нация!
Площадь резервации, которую индейцы гордо называют «Нация Навахо» и очень обижаются, когда их считают племенем, больше, чем территория такой страны, как Латвия. И резервация действительно имеет признаки государства: здесь свое правительство, парламент, флаг, полиция.
Резервация навахо занимает площадь больше, чем государство Латвия
Фото: David McNew / Getty Images
Бойцовские качества навахо, хотя и с несколько неожиданной стороны, использовали американские военные во время Второй мировой войны. Язык навахо настолько необычен, что человеку, если он не принадлежал к этому племени, выучиться ему практически невозможно. Поэтому янки охотно брали навахо в армию радистами, а те просто общались на родном языке.
Мясо для космонавтов
Кроме знаменитых ножей «навахо», в резервации есть и другой фирменный продукт индейцев — мясо «джерки». Это английское слово — чуть видоизмененное название вяленого мяса на языке индейцев кечуа, но навахо настаивают на том, что тут именно их know-how. Этот индейский деликатес очень популярен среди белых американцев. Его даже отправляют на орбиту американским астронавтам: это выгодно, поскольку продукт очень калорийный и крайне мало весит. Сегодня большая часть «мяса по-индейски» производится на фабриках, а затем в герметичных упаковках поступает в супермаркеты по всей стране. Но индейцы считают такое джерки жалкой подделкой.
«Мы слишком быстро спиваемся!»
Увы, экзотикой мне удалось наслаждаться не слишком долго. Первый же встреченный мной относительно крупный поселок индейцев Туба-сити практически ничем не отличался от небольшого городка где-нибудь в американской глубинке: те же магазины, бензоколонки, рестораны и даже вездесущий «Макдоналдс».
Хопи уверены, что картофель, томат и кукурузу миру подарили именно они
Почувствовать особый навахский колорит удалось лишь в местном ресторане. Жаренное на углях мясо (очень напоминает шашлык) подают на специальной «тарелке» из свежевыпеченного хлеба по-навахски, похожего внешне на наш пончик. Такое удовольствие мне захотелось закрепить кружечкой пива, но официант с грустью ответил, что в землях навахо действует сухой закон: «Это правило соблюдается и в других резервациях. Нам, аборигенам, нельзя пить — мы слишком быстро спиваемся!»
Мирные люди
Насытившись почти первобытной романтикой земель навахо, я решил познакомиться с другой стороной индейской культуры: не воинственных кочевников, а мирных земледельцев. И отправился к хопи.
В городке Туба-сити есть даже банкомат для русских
Фото: Jeff Robbins / AP Photo / East News
Хопи (дословный перевод — «мирные люди») близки по культуре и языку к ацтекам. Они очень гордятся своей древней земледельческой культурой. «Картошка, помидор и кукуруза. Не забывайте, что эти столь любимые в Америке продукты вам подарили именно хопи», — сообщает надпись в ресторане при местном культурном центре.
Кстати, кухня хопи заметно отличается от навахской и напоминает скорее ту, что распространена в деревнях индейцев майя в Гватемале: мясо здесь непопулярно, зато очень много овощей, острейших соусов и самых разнообразных блюд из кукурузы. Кукуруза для хопи — основной продукт питания. По древним поверьям, именно из этой зерновой культуры произошли первые люди.
Традиционные жилища хопи сделаны из неотесанных камней
Традиционные деревни хопи расположены на вершинах холмов — таким образом в старину «мирные люди» защищались от набегов навахо. Дома, как правило, двух- или трехэтажные и обязательно с плоской крышей. В качестве строительного материала используются неотесанные каменные глыбы.
Другая местная экзотика — диковинные деревянные фигурки в масках. Когда я спросил продавца, сколько стоит кукла, он обиделся: «Это не куклы, а духи, помогающие людям в разных делах. Мы называем их качина. Этот, например, спасает женщин от бесплодия».
В отличие от других североамериканских индейцев, хопи очень редко переходят в христианство. У них множество религиозных праздников, которые отмечаются по лунному календарю. Все обряды непременно сопровождаются раскуриванием трубки. Табак для хопи — важнейшая и совершенно необходимая в повседневной жизни вещь.
Деревянные фигурки в масках символизируют духов
Фото: Lawrence Jackson / AP Photo / East News
Некоторые религиозные обряды хопи описаны в знаменитом романе английского писателя Олдоса Хаксли «О дивный новый мир», и, вероятно, поэтому их религия вызывает жгучее любопытство у части американцев, разочаровавшихся в современной цивилизации. Особенно пугает янки пророчество местных шаманов о скором конце мира, опубликованное в 1959 году: «На землю явится белый брат, не тот белый брат, что воюет, что злой и жадный, а тот, что вернет утраченный текст древних писаний и ознаменует своим возвращением начало конца».
Индейские резервации вряд ли покажутся привлекательными тем российским туристам, которые приехали в страну для того, чтобы приобщиться к благам цивилизации. Но эта часть США может быть очень интересна тем, кто хотел бы изучить Америку контрастов, увидеть страну, где новейшие достижения удивительным образом уживаются с почти первобытном миром. И, судя по всему, такие туристы в нашей стране есть. Так, в городке Туба-сити имеется банкомат, общающийся с клиентами только по-русски. Как объяснили местные, его заклинило после того, как тут сняла деньги большая группа туристов из России.