что такое психоделика в кино
Психоделические фильмы, вводящие в состояние изменённого сознания
Простое и легкое кино иногда приедается. Хочется чего-то большего?
Попробуйте посмотреть психоделические фильмы.
Запутанные, странные, пугающие, расширяющие сознание – они обязательно вас впечатлят.
Что делать, если одиноко и нет друзей? Советы психологов помогут вам!
Что это и для чего их смотрят?
Психоделическое кино – это такие фильмы, в которых на первый план выходит не сюжет, а сама атмосфера картины.
Такие фильмы оказывают на человека воздействие, которое несколько напоминает действие психоактивных веществ, которые изменяют или расширяют сознание.
В таком жанре часто затрагивают тему мечты, сна, галлюцинаций. Грани реальности в них будто стираются.
При этом то самое состояние расширения сознания, ради которого и смотрят такие фильмы, может передаваться через визуальный ряд картины, через восприятия основных идей сюжета, осознание нетипичной логики персонажей.
Как проявляется психоделика в кино?
Для того, чтобы передать психическое, эмоциональное и физическое переживание, режиссеры прибегают к различным уловкам. Наиболее распространенные из них:
Благодаря этим эффектам, сюжету и игре актеров психоделическое состояние передается смотрящим.
Что делать, если стало скучно жить? Узнайте об этом из нашей статьи.
Cписок лучших
Самые психоделические фильмы:
Фильм в основном состоит из галлюцинаций, искажений, ярких цветов, замысловатых форм.
Как побороть застенчивость? Читайте об этом здесь.
Ужасы
Психодел в фильмах ужасов:
Кому не подходит для просмотра?
Психоделическое кино способно расширить сознание, поразить своими сюжетными поворотами и эффектами.
Но таки фильмы противопоказаны слабонервным, особо впечатлительным, людям, имеющим проблемы со сном или другие психологические проблемы, а также беременным и детям (возрастные ограничения указаны к каждому фильму).
Психоделические фильмы – это особый жанр и не каждому он придется по вкусу. Но познакомиться с ним определенно стоит, ведь он может расширить границы вашего разума.
Психоделические фильмы, вводящие в состояние изменённого сознания
Простое и легкое кино иногда приедается. Хочется чего-то большего?
Попробуйте посмотреть психоделические фильмы.
Запутанные, странные, пугающие, расширяющие сознание – они обязательно вас впечатлят.
Что делать, если одиноко и нет друзей? Советы психологов помогут вам!
Что это и для чего их смотрят?
Психоделическое кино – это такие фильмы, в которых на первый план выходит не сюжет, а сама атмосфера картины.
Такие фильмы оказывают на человека воздействие, которое несколько напоминает действие психоактивных веществ, которые изменяют или расширяют сознание.
В таком жанре часто затрагивают тему мечты, сна, галлюцинаций. Грани реальности в них будто стираются.
При этом то самое состояние расширения сознания, ради которого и смотрят такие фильмы, может передаваться через визуальный ряд картины, через восприятия основных идей сюжета, осознание нетипичной логики персонажей.
Как проявляется психоделика в кино?
Для того, чтобы передать психическое, эмоциональное и физическое переживание, режиссеры прибегают к различным уловкам. Наиболее распространенные из них:
Благодаря этим эффектам, сюжету и игре актеров психоделическое состояние передается смотрящим.
Что делать, если стало скучно жить? Узнайте об этом из нашей статьи.
Cписок лучших
Самые психоделические фильмы:
Фильм в основном состоит из галлюцинаций, искажений, ярких цветов, замысловатых форм.
Как побороть застенчивость? Читайте об этом здесь.
Ужасы
Психодел в фильмах ужасов:
Кому не подходит для просмотра?
Психоделическое кино способно расширить сознание, поразить своими сюжетными поворотами и эффектами.
Но таки фильмы противопоказаны слабонервным, особо впечатлительным, людям, имеющим проблемы со сном или другие психологические проблемы, а также беременным и детям (возрастные ограничения указаны к каждому фильму).
Психоделические фильмы – это особый жанр и не каждому он придется по вкусу. Но познакомиться с ним определенно стоит, ведь он может расширить границы вашего разума.
Топ 5 очень странных фильмов! Психоделика:
Советские психоделические фильмы и мультики (длиннопост)
На интервью нас с Антоном часто спрашивают, откуда мы берем вдохновение для написания книг. И мы всегда отвечаем: отовсюду. Если автор хочет создавать много хороших книг, ему нужно жить полноценной жизнью, то есть постоянно наполняться впечатлениями – от поездки в горы, от работы по дому и участку, от музыки, фильмов, аниме и книг. И даже просто от прогулки по родному городу.
Теперь подробнее. Как ни банально это звучит, но хороший писатель – это прежде всего хороший читатель. А еще зритель. Трудно представить, что человек может придумать интересную историю, если у него нет культурного багажа. Именно он заставляет нейронные связи работать, запуская фантазию, ассоциативные цепочки и образы. Сегодня я хочу поделиться с вами источниками своего личного вдохновения. Вернее, пока только одним из них.
Советский кинематограф для большинства из моего поколения, кто вырос в восьмидесятые-девяностые, это сказки Александра Роу, комедии Рязанова и Гайдая, а также прекрасные мультфильмы про Бюро находок, Простоквашино и Чебурашку. Но есть целый пласт советского кинематографа, который непросто воспринимать не только детям, но и большинству взрослых. Как правило, это анимация и кино времен позднего СССР – когда в фильмах стало больше жестокости, а в мультиках больше экспериментов. Такие произведения я называю для себя «черными жемчужинами», мрачными, но красивыми. Вот лишь несколько тех, что произвели на меня неизгладимое впечатление и натолкнули на некоторые интересные мысли, которые потом появились в наших с Антоном книгах.
Итак, начнем с фильмов.
«Сказка странствий» (режиссер Александр Митта, 1983 год)
Жили себе в одной европейской стране сироты Марта и Май. Они были очень бедны и перебивались с хлеба на воду, хотя необычайный талант мальчика чувствовать золото мог быстро изменить ситуацию в корне. Но вот беда – от сокровищ ему становилось плохо, и настолько, что недолго и умереть. Однако это не остановило бандита Горгона и его помощника Брутуса от похищения Мая с целью разбогатеть. Марта, не пожелавшая мириться с тем, что ее лишили брата, пошла по пятам злодеев. По дороге она встретила философа Орландо, которого сыграл Андрей Миронов, и дальше странствовали в поисках Мая они уже вместе…
Казалось бы, не особо притязательный сюжет. Однако мрачный антураж и довольно нетипичные для советского кино для детей и подростков жестокие сцены вкупе с глубокими посылами уже для взрослых зрителей делают «Сказку странствий» тем, что мы сегодня называем «темным фэнтези». Это мир, где победило зло, пусть так и не кажется на первый взгляд. Здесь не место мечтателям вроде Орландо, который в итоге погибает мученической смертью рядом с зачумленным городом.
Помню, когда я смотрел этот эпизод в детстве, особенно сцену у костра, впечатления получил, как от фильма ужасов. И «Сказка странствий» действительно страшная. Это не детское кино, хоть и пытается им притвориться, и пусть даже в нем присутствует условный хэппи-энд. Это мрачная притча о реальном мире разжиревших рыцарей, осушителей болота и скучающих судей, которые считают троекратную смертную казнь помилованием – не семикратная же…
Для меня этот фильм Александра Митты остается в списке непростых, но захватывающих шедевров эпохи излета СССР.
«Мио мой, Мио» (режиссер Владимир Грамматиков, 1987 год)
«Бэтмен, Саруман и Чернобыль» – таким заголовком я снабдил свою отдельную рецензию на этот фильм. На первый взгляд может показаться, что это три абсолютно чуждых друг другу имени собственных. Но есть то, что их действительно объединяет.
В 1986 году, на излете СССР, в Крыму проходили съемки детской киносказки по книге шведской писательницы Астрид Линдгрен – «Мио, мой Мио». Удивительно, но сейчас ее знают разве что по повести о Карлсоне, который живет на крыше, да и то далеко не все. А в детстве это была одна из моих любимых книг. Но да не будем отступать от нашего повествования.
В те годы набирало обороты совместное производство фильмов, и «Мио, мой Мио» стал детищем Советского Союза, Швеции и Норвегии. Объединенная съемочная группа, русский режиссер Владимир Грамматиков, музыка в исполнении Государственного симфонического оркестра кинематографии, виды далекого западного Стокгольма и теплого советского Крыма – лента вобрала в себя лучшее, что было на тот момент. Вполне возможно, что если бы СССР просуществовал еще какое-то время, то и фильмов, подобных «Мио», было бы гораздо больше. Да, сейчас он смотрится наивно, особенно там, где сегодня использовали бы CGI – а тогда в ходу была мультипликация и техника комбинированных съемок. Но почему-то прелая листва и темные скалы в этом старом советском фильме, снятом на пленку Kodak, лучше передают пугающую атмосферу происходящего, чем компьютерная графика. Впрочем, история, как мы знаем, имеет сослагательное наклонение только в книгах о «попаданцах».
В позднесоветском фильме снялись в числе прочих два актера, которых сегодня хорошо знает весь мир. Это Кристофер Ли, который покинул нас в 2015-м в возрасте 93 лет, и Кристиан Бэйл. Первый к моменту создания «Мио, мой Мио» уже был знаменитостью и впоследствии сыграл мага Сарумана в трилогии Питера Джексона «Властелин колец». А в фильме Грамматикова Ли досталась роль злого рыцаря Като с железной рукой. Британец же Кристиан Бэйл, на тот момент 12-летний, сыграл двух персонажей: Бенке, друга главного героя из Стокгольма, и Юм-Юма, сына садовника из страны Желанной. Думал ли он тогда, что спустя пару десятилетий станет лучшим Бэтменом в экранизации Кристофера Нолана? Конечно же, нет. Но в том, что он мечтал о карьере актера и ждал крупных ролей, можно не сомневаться.
Будущий Бэтмен и будущий Саруман встретились в советском фильме, снятом по страшной сказке шведской писательницы. Той самой, которая создала добряка Карлсона и юную хипстершу Пеппи Длинный Чулок. И пусть вас не обманывает мнимая наивность советской ленты – сказка о мальчике Боссе и его альтер эго Мио из страны Желанной на самом деле трагична. Начинается она в Стокгольме, где в приемной семье живет сирота Боссе, для которого каждая встреча с лучшим другом Бенке и его отцом – это лучшие моменты. А уже потом цепь сказочных событий приводит мальчика в страну Желанную (в западной версии Faraway, что у нас частенько адаптируют как Тридесятое царство). И удивительное дело: лучший друг Юм-Юм – вылитый Бенке, отец Боссе – король, да к тому же копия отца Бенке, а сам мальчик – принц по имени Мио. В стране Желанной все с первого взгляда узнают в мальчике сына короля и гордятся знакомством с ним, и именно Мио суждено победить страшного рыцаря Като. Все превращенные злодеем в птиц дети возвращаются к своим родителям, даже пожертвовавшая собой и сгоревшая в пламени факела пичуга оживает. Более того, злой рыцарь, умирая, благодарит Мио – ведь тот избавил его от страшных мучений, которые испытывает лишь тот, у кого каменное сердце…
В детстве при просмотре этого фильма мы радовались победе Мио и его воссоединению с отцом-королем. Но сейчас, будучи взрослыми, смотрим на сюжет и развязку другими глазами – неслучайно в русском переводе Faraway звучит именно как страна Желанная. Нелюбимый своими приемными родителями Боссе убегает из дома и представляет себе, что находит своего отца в волшебной стране, где все хорошо и нет смерти. При этом у короля отчетливый облик папы лучшего друга, который в свою очередь также имеет свое альтер эго в стране Желанной. И когда понимаешь это, становится тоскливо и даже немного страшно. В сказке «Мио, мой Мио» двойное дно, и второе, глубинное, можно понять только будучи взрослым. Недаром ведь в стране Желанной у мальчика нет матери, и это его не удивляет и не расстраивает. Он просто ее не помнит, а отца Бенке знает прекрасно и говорит в самом начале картины: «Вот бы папа Бенке был и моим отцом…». Мрачная сказка с условно счастливым концом.
А что до Чернобыля, то во время съемок «Мио» в Крыму и произошла та самая катастрофа, после которой, по мнению многих, начался закат страны нашего детства – СССР. Всю съемочную группу тогда на целый месяц эвакуировали. Но необратимый отсчет нового времени уже пошел.
«Через тернии к звёздам» (режиссер Ричард Викторов, 1980 год)
Хоть это и подростковый фильм, он местами довольно пугающий. Но не обилием крови и смерти, как можно подумать. Он страшен тем, что напоминает нашу действительность несмотря на то, что по жанру он фантастический.
Кадры умирающей планеты Десса, увиденной глазами людей 23 века, были сняты на нашей Земле. Дымящие трубы заводов, мертвый источник воды, пустыня и люди в защитных костюмах и противогазах – все это сразу напомнило мне о начале 90-х годов, когда телеканал 2х2 вовсю крутил страшные ролики, снятые Greenpeace.
Земляне, прибывшие спасти умирающую планету, сталкиваются с противостоянием местных дельцов, «торгующих жизнью». Ради наживы, прибыли, которую те получают от продаж противогазов и масок, скрывающих обезображенные ядовитой атмосферой лица людей, они готовы на все. На убийство землян и гражданского населения. На отравление последнего источника чистой воды. На ложь, гнусь и предательство.
Очень страшный, тяжелый фильм. Снятый, безусловно, искренне, как и многие фильмы тех лет. Мрачная электронная музыка, мрачные светофильтры – атмосфера гибнущей Дессы передана на все 100 процентов. А сам фильм, на мой взгляд, несомненный шедевр отечественной научной фантастики.
Теперь с таким же большим удовольствием перейдем к мультикам, которые также внесли вклад в мой культурный багаж и впоследствии вдохновили. Сразу оговорюсь, в моей подборке не будет «Ежика в тумане», «Сказки странствий» и других странноватых шедевров вроде «Смотри, говорящая рыба…» или «Крылья, ноги и хвосты». Я хочу рассказать о действительно малоизвестных и необычных советских мультфильмах.
«Полигон» (режиссер Анатолий Петров, 1977 год)
Это научно-фантастический мультфильм по рассказу Севера Гансовского. Он привлекает (а кого-то, наоборот, отталкивает) своей необычной графикой (в особенности, для того времени) и как раз-таки самой обычной для советских мультфильмов глубиной смысла. В Советском Союзе просто не могло быть плохих мультиков, они могли быть разве что сложными для восприятия.
Но вернемся к «Полигону». В центре сюжета изобретатель особого танка, который улавливает мысли противника. Сын изобретателя погибает под командованием генерала, входящего в комиссию по испытаниям. Ученым движет месть, танк убивает генерала и остальных членов комиссии, но в результате погибает и сам изобретатель умной машины. Антикапиталистический и антиколониальный пафос мультфильма абсолютно его не портит. Мультфильм, несмотря на наличие в нем жестоких сцен, довольно гуманный и представляет собой хороший образец советской анимационной фантастики, которая уже стала классикой.
«Вампиры Геоны» и «Хозяева Геоны» (режиссер Геннадий Тищенко, 1991 и 1992 годы)
Научно-фантастическая анимационная дилогия на экологическую тематику. Вторая часть мне немного напомнила рассказ братьев Стругацких «Благоустроенная планета» – «хозяева Геоны» тесно связаны с местной фауной, как и биологическая цивилизация леонидян. Весьма интересной деталью мультфильма, на мой взгляд, является сходство двух персонажей со Шварценеггером и Сталлоне – сегодня это смотрится как дешевый кич, но в начале девяностых было шикарной отсылкой к набирающим популярность западным боевикам. Такое уж было время.
Что же касается саундтрека, то поклонники эмбиента будут в восторге.
«Здесь могут водиться тигры» (режиссер Владимир Самсонов, 1989 год)
Советская анимационная экранизация одноименного рассказа Рэя Бредбери. Красной нитью сюжета проходит незатейливая, но правильная мысль: как ты будешь относиться к природе, тем она тебе и ответит.
«Гора динозавров» (режиссер Раса Страутмане, 1967 год)
Еще один совершенно не детский мультфильм. На этот раз на тему того, почему вымерли динозавры.
«Кошкин дом» (режиссер Марианна Новогрудская, 1982 год)
Одноименную сказку Самуила Яковлевича Маршака в СССР экранизировали дважды – в 1958-м и 1982-м. Но если первая версия представляет собой типичный советский мультфильм для детей, яркий и красочный, то вторая (кукольная) может вогнать в тоску и испытать настоящий взрослый катарсис.
Атмосфера в мультфильме изначально довольно мрачная, действие происходит то ночью, то в сумерках. При этом декорации не менее угрюмые, я бы даже сказал – тревожные. Да, они простенькие, но при этом хорошо сочетаются с общим настроем и грустной песенкой страшненьких и одновременно милых Котят, исполненной в минорном звучании раннего советского эмбиента. О да! Этот трек лучше не слушать в промозглую погоду, потому что вам станет еще грустнее, и вы точно задумаетесь о бездомных животных.
Я до сих пор вспоминаю фразу оттуда: «Кто знает, как мокра вода, как страшен холод лютый, тот не оставит никогда прохожих без приюта». Это потрясающе. Но на любителя – не могу не признать.
P.s. И напоследок небольшой бонус. Анимационная короткометражка, которая не имеет отношение к СССР, но зато психоделики в ней хоть отбавляй. В свое время она тоже меня поразила своей глубиной.
«Мирс Пирс»/Mirs Pirs (режиссер Александр Свирский, 2009 год)
Выносящий мозг сюрреалистический мультик про параллельные миры. Необычная стильная картинка, хорошо подобранный саундтрек и запоминающиеся фразы типа «самый лЮчший чемодан» способствуют заинтересованности в просмотре.
И напоследок просто потрясающий пассаж: «Мы не заставляем их делать чемоданы. Мы их просто угнетаем».
Надеюсь, вам было интересно читать, и вы открыли для себя много нового из советского кинематографа.
Психоделика
Психоделия (от греч. ψυχή — душа, δήλος — ясный) — термин, в общем случае обозначающий круг явлений, связанных с «изменением» и «расширением» сознания и исследованиями устойчивости психики.
Содержание
Сфера употребления слова
Прежде всего слово связано с отдельной категорией психоактивных веществ (наркотиков), которые часто так и называют — психоделики, хотя применяются также названия «галлюциногены» (вызывающие галюцинации) и «психотомиметики» (имитирующие психоз). [1]
«Психоделия по-советски»
Советский российский психиатр-нарколог Александр Данилин в своей книге «LSD: галлюциногены, психоделия и феномен зависимости», уделяет специальное внимание «психоделии по-советски» и также отделяет термин «психоделия» от однозначной связи с употреблением наркотиков. Он рассказывает об «эзотерических исканиях» среди жителей СССР в 1960—70-х годах во времена расцвета наркотической «психоделической революции» на Западе (отдельное внимание уделяется роли КГБ в этом процессе).
В частности, Данилин пишет:
Психоделия в культуре
Психоделические опыты получили широкое отражение в современном искусстве, породив понятия «психоделическая музыка», графика, литература, кино.
Пионерами современной психоделической музыки принято считать такие группы и исполнителей, как Jimi Hendrix, Pink Floyd, The Doors, The Who, частично The Beatles и другие коллективы, связанные с субкультурой хиппи. Подобные проекты принято относить к жанру психоделический рок, а с распространением электронной музыки жанр стал куда более многообразным. [6] От стержневой культуры гоа-транса в середине 1990-х отпочковался так называемый «психоделический транс» (характерные представители — израильские проекты Infected Mushroom, Astrix), возник жанр «психоделическое даунтемпо» (или Shpongle, Bluetech,
Психоделика в кино
Иногда прямое и понятное кино надоедает. Хочется муви, которое взбудоражит воображение, перевернет мировосприятие с ног на голову. Сегодня myJane.ru порекомендует вам киносюжеты, просмотр которых еще несколько дней не будет идти из головы и поможет начать мыслить вне шаблонов.
В этом фильме нам показана альтернативная реальность, богатые жители которой развлекаются реалити-шоу под названием «Голодные игры». Для участия в нем ежегодно силой отбираются юноши и девушки из бедных районов, которые затем в условиях дикой природы должны выживать и сражаться друг с другом. Победитель шоу – последний выживший. После старта игры внимательный зритель за манипуляциями режиссера этого ужасного реалити-шоу наверняка рассмотрит так много аллегорий с нашей современной жизнью… На большом экране уже стартовал фильм второй «Голодные игры. И вспыхнет пламя».
Год выпуска: 2012.
Страна: США.
Продолжительность: 142 минуты.
Молодой ученый Том изобретает прибор, который позволяет проникать в чужие воспоминания. Первое испытание проходит на задержанном властями наркомане, подозреваемом в убийстве своей девушки. Все идет хорошо, Том быстро проникает в воспоминания преступника и подробно видит весь ход преступления. Но по завершении эксперимента оказывается, что Тома невозможно извлечь из воспоминаний, и он оказывается узником своего же изобретения, годами бродя по воспоминаниям своего первого испытуемого…
Год выпуска: 2012.
Страна: США.
Продолжительность: 89 минут.
Ленту «Облачный атлас» представили на суд зрителей создатели легендарной «Матрицы». Сюжет строится на довольно путаной мозаике зарисовок из жизни героев из разных эпох. Хью Грант, Холли Берри, Том Хэнкс и некоторые другие актеры играют сразу по несколько ролей, пытаясь помочь зрителю узреть реинкарнационную связь между героями из разных эпох.
Год выпуска: 2012.
Страна: США, Германия, Гонконг, Сингапур.
Продолжительность: 172 минуты.
Год выпуска: 2010.
Страна: США.
Продолжительность: 139 минут.
Лента снята по мотивам классического произведения Оскара Уайльда «Портрет Дориана Грея». Обаятельный и неискушенный молодой человек Дориан Грей приезжает в Лондон, чтобы принять щедрое наследство от своего отца. В английской столице он знакомится с высшим светом, который очень благосклонно принимает завидного жениха.
Женатый философ-развратник Генри и благочестивый художник Бейзил становятся близкими друзьями Дориана. Первый склоняет молодого человека к запретным удовольствиям, а второй рисует его портрет. Силами какой-то дьявольской магии нарисованный портрет начинает стареть вместо Дориана…
Год выпуска: 2009.
Страна: Великобритания.
Продолжительность: 112 минут.
Пиджаком в психиатрических больницах называют смирительную рубашку. За героем ленты, едва оправившимся после тяжелого ранения во время войны в Ираке, ошибочно признают психологическое расстройство и помещают в специальную лечебницу. Там в процессе жестких лечебных экспериментов он вдруг получает возможность перемещаться во времени и видеть будущее. Игра ли это его больного воображения или непризнанное научное открытие? Такова основная интрига фильма. В ролях второго плана замечены Кира Найтли и Дэниэл Крейг.
Год выпуска: 2004.
Страна: США, Германия.
Продолжительность: 102 минуты.
Экранизация знаменитой книги С.Кинга. В главной роли Джонни Депп. Герой ленты – успешный писатель, который покинут женой и живет в затворничестве в частном доме на берегу живописного озера. Однажды к нему является странный мужчина и заявляет, что один из романов писателя – плагиат. С недвусмысленными угрозами он требует переписать финал произведения в трагичном ключе…
Год выпуска: 2004.
Страна: США.
Продолжительность: 96 минут.
Российский фильм, снятый по одноименной повести Ф.Кафки. Действие ленты разворачивается в Праге. Коммивояжер Грегор, проснувшись однажды утром, обнаруживает, что он превратился в огромное насекомое. Он не может больше ни говорить, ни двигаться, ни питаться, как человек. Гениальная игра актера Евгения Миронова максимально передает оригинальную идею Кафки.
Год выпуска: 2002.
Страна: Россия.
Продолжительность: 80 минут.
Вторая мировая война окончена. Уже практически потеряв надежду на возвращение мужа, в огромном доме живет некая молодая дама (Николь Кидман) с двумя детьми. Она нанимает трех слуг себе в помощь по ведению домашних дел. Дети больны странной болезнью и вынуждены постоянно прятаться от дневного света. В доме всегда плотно зашторены шторы. И в этом полумраке есть кто-то еще…
Год выпуска: 2001.
Страна: США, Испания, Франция, Италия.
Продолжительность: 104 минуты.
Волнующего воображение просмотра вам!