что такое психоделика в искусстве
Кислотная эстетика: история о том, как зарождался психодел
Psychedelic:
1) От латинского слова «psyche», означающего «ум», и от греческого слова «delos», которое означает проявить или пробудить: «пробудить разум».
2) Относящиеся к или характеризующиеся галлюцинациями, искажениями восприятия и осознания.
3) Препарат, который производит такие эффекты.
Психоделическое искусство обычно относится к искусству, на которое повлияли галлюциногенные наркотики. Однако это может также относиться к искусству контркультурного движения 1960-х годов.
Движение было тесно связано с психоделической музыкой того времени. Оно было заметно как на концертных плакатах, так и на обложках альбомов.
Ричард Кун
Матеус Лопес – Dream On
Первоначально чтобы решить, как «волшебные грибы», которые они обнаружили в Мексике, изменили ход человеческого сознания и подсознательное поведение. Серьезные исследования и статьи стали появляться в научных журналах.
Визуальный язык психоделиков появился задолго до того, как был обнаружен препарат: некоторые опасные опиаты служили аналогичным целям. Калейдоскопические шрифты и графические модели конца 19-го века в стиле модерн, которые определяли молодежные культуры fin de siècle, являются непосредственными носителями психоделиков 60-х годов.
В 1920-х годах сюрреалистическое исследование ландшафта сновидений было также предвестником того, что станет психоделией в 60-х годах. В общем, корни психоделического дизайна уходят глубоко в другие альтернативные формы искусства.
Дориан Легрет
В 1960-е годы за запуск движения «Психоделическое искусство» отвечали различные художники-плакатисты из Сан-Франциско, такие как Уэс Уилсон и Виктор Москосо.
Уэс Уилсон был одним из самых известных дизайнеров психоделических постеров. Он изобрел стиль, который теперь является синонимом движения за мир, психоделической эпохи и 1960-х годов. В частности, он известен тем, что в 1966 году изобрел и популяризировал психоделический шрифт, благодаря которому буквы выглядели так, как будто они движутся или тают.
Уэс Уилсон
Уэс Уилсон
Виктор Москосо был графическим дизайнером, который позаимствовал для своих комиксов викторианские образы, модерн и поп-арт. Он использовал концепцию вибрирующих цветов для создания «психоделического» эффекта во многих своих произведениях.
Вибрация достигается за счет получения цветов с противоположного конца цветового круга, каждый из которых имеет равные значения (от темного до светлого) и интенсивность (яркость).
Виктор Москосо
Виктор Москосо
Психоделический стиль достиг пика в 1966-1972. Многие работы, особенно заметные в афишах концертов и событий, изображали сильную цветовую палитру обычно контрастных цветов, наряду с декоративными буквами и калейдоскопическими завитками. Искусство этого периода также отражало модерн и викторианские влияния.
Психоделическое движение оказало сильное влияние на художников комиксов, которые создали подпольный жанр искусства комиксов, известный как «подземный комикс». Роберт Крамб был одним из его сторонников.
Комиксы под влиянием психоделики носили сатирический характер и демонстрировали многие художественные черты других психоделических произведений.
Роберт Крамб
Многие психоделические работы славятся своими визуально увлекательными стилями, но движение также породило значительные противоречия из-за его связей с запрещенными веществами. Плакаты для музыкальных фестивалей, например, Woodstock, являются типичными примерами плакатов психоделического искусства.
Плакат фестиваля Woodstock
Обложка группы The Who
The Who и Jimi Hendrix Experience также представляли это течение на обложках своих альбомов.
Jimi Hendrix Experience плакат
Психоделическое движение оказало влияние не только на музыку, но и на многие аспекты массовой культуры. Это включало стиль одежды, язык, искусство, литературу и философию.
Влияние оп-арта и поп-арта
Оп-арт, сокращение от «Оптическое искусство», – это стиль абстракции, основанный на геометрических формах, линиях и цветовых сопоставлениях для создания оптических иллюзий для зрителя. Получая популярность в 1960-х годах, такое искусство включало в себя узоры, сетки, изгиб или уменьшение объектов.
Бриджит Райли
«Поп» был термином, впервые примененным к массовой культуре, а не к искусству, но одной из целей движения поп-арт было стирать границы между «высоким» искусством и «низкой» популярной культурой.
Поп-арт был одним из главных художественных движений США в ХХ веке. Он впервые придуман в Британии в 1955 году, но неудивительно, что американцы с гораздо большим энтузиазмом и убежденностью взялись за дело потребителей и стали пионерами движения.
Поп-арт и поп-культура относятся к продуктам средств массовой информации, которые развивались в конце 1950-х и 60-х годов, а также к произведениям искусства, опирающимся на популярную культуру: упаковке, телевидению, рекламе, комиксам, кино.
Поп-арт пытался разрушить барьеры между высоким (старомодным) искусством и современной культурой.
Энди Уорхол
Психоделия или визуализация пограничных состояний. Из истории дизайна.
Часто, в ленте друзей в социальных сетях, вижу изображения, которые относятся к психоделическим. В изобразительном искусстве даже есть понятие «психоделический дизайн».
Нужно отметить, что Психоделия (от др.-греч. ψυχή — душа, δήλος — ясный) — термин, обозначающий явления, связанные с изменёнными состояниями сознания и исследованиями устойчивости психики. Изменения психики, в данном случае, увязывается с отдельной категорией психоактивных веществ (наркотиков), которые часто так и называют — психоделики, хотя применяются также названия «галлюциногены» (вызывающие галлюцинации) и «психотомиметики» (имитирующие психоз).
Не планирую устанавливать, что же за источники легли в основу визуальных образов, но многие из них, стали уже классикой живописи.
История психоделического дизайна весьма обширна и достойна если не книги, то небольшой диссертации. Сосредоточимся на вехах развития данного жанра в искусстве в США, где психоделический дизайн получил наибольшее распространение.
Пробы пера
Выделение психоделического дизайна в самостоятельное направление предваряли характерные черты европейской живописи, набиравшие популярность в начале XX века: всё чаще в изобразительном искусстве начинали встречаться фантастические объекты, калейдоскопические и спиралевидные узоры, яркая цветовая гамма, экстремальная детализация, нетрадиционная типографика. Этими приёмами так или иначе пользовались многие модернисты того времени — приверженцы ар-нуво, венского сецессиона, а также сюрреализма.
Яркими примерами каждого из направлений служат произведения Уильяма Бредли (ар-нуво), Густава Климта (венский сецессион), Сальвадора Дали (сюрреализм):
Оп- и поп-арт
Более осмысленным и явным шагом навстречу психоделике в дизайне стало появление в 1960 гг. таких художественных течений, как оп- и поп-арта. В основе первого лежало активное применение оптических иллюзий, второе акцентировало внимание на продуктах массового потребления и использование метода шелкографии. Особую известность эти направления получили в Великобритании и США.
Хорошими иллюстрациями оп- и поп-арта могут служить работы Бриджет Райли и Энди Уорхола:
Цитадель психоделики
Если у психоделического дизайна и было место силы, оно определённо находилось в городе Сан-Франциско, а точнее — в районе Хейт-Эшбери. Концентрация хиппи, а соответственно, и продуктов этой субкультуры, была необычайно высока.
Здесь располагались штаб-квартиры Веса Уилсона, Виктора Москосо, Бонни МакЛин, художников, известных прежде всего своими плакатами для рок-концертов, проходивших в The Fillmore и Bill Graham Civic Auditorium.
Бонни МакЛин:
Лос-Анджелес
Однако не только Сан-Франциско притягивал поклонников бибопа. Не последнюю роль в становлении психоделического дизайна сыграл Лос-Анджелес, уроженцы которого, к слову, в своей работе уделяли большее внимание популяризации нового направления в искусстве.
Среди них — Джон Ван Хамерсвельд и Рик Гриффин:
Нью-Йорк
Таким образом, в настоящее время под классическим психоделическим дизайном понимается в первую очередь калифорнийская школа. Однако сказать, что радикальный модернизм не добрался до восточного побережья США, было бы ошибкой. Напротив, художники, скажем, Нью-Йорка внесли собственную эстетику в искусство психоделики.
Двое из них, Сеймур Чваст и Милтон Глейзер, в содружестве основали Push Pin Studios — одно из самых весомых дизайнерских агентств прошлого столетия.
Сеймур Чваст:
HiSoUR История культуры
Виртуальный тур, Выставка произведений искусства, История открытия, Глобальный культурный Интернет.
Психоделическое искусство
Психоделическое искусство было дано в литературе, музыке и изобразительном искусстве.
Все художественные усилия по проектированию внутреннего мира психики можно считать «психоделическими»; но в обычном использовании, а также в специализированной библиографии выражения «психоделическое искусство» или «лизергический» конкретно относятся к художественному движению контркультуры шестидесятых годов двадцатого века. Позже произошла активизация использования наркотиков в художественных целях рейв-движением с помощью новых компьютерных технологий в последнее десятилетие века.
Психоделические изобразительные искусства были параллельны и в определенной степени подчинены психоделической музыке, особенно поп-музыке, которая была наиболее распространенной в обществе. Концертные плакаты, обложки альбомов, световые шоу, фрески, комиксы, фанзины (подпольные газеты) и аналогичные средства массовой информации использовались для отражения калейдоскопических моделей лизергических галлюцинаций, которые получили всевозможные ключевые интерпретации социальных, политических и революционных духов, вдохновленных измененными людьми. состояния сознания.
Кинотеатр также экспериментировал с изображениями, распространяемыми психоделией, даже в широко распространенных постановках, таких как 2001 год, «Космическая одиссея» (1968), где есть сцена из нескольких минут, в которой радиально проецируются только цветные огни; или любопытные кредитные титулы начала фильмов о Джеймсе Бонде.
Характеристики
Фантастический, метафизический и сюрреалистический предмет
Калейдоскопические, фрактальные или пейсли
Яркие и / или очень контрастные цвета
Чрезвычайная глубина детализации или стилизация деталей. Также так называемый стиль ужасов Vacui.
Морфинг объектов или тем, а иногда и коллаж
Фосфены, спирали, концентрические круги, дифракционные картины и другие энтоптические мотивы
Повторение мотивов
Инновационная типографика и рукописные надписи, включая деформацию и транспозицию позитивных и негативных пространств
Первые примеры «психоделического искусства» скорее литературные, чем визуальные, хотя в художественном движении сюрреализма есть несколько примеров, таких как Ремедиос Варо и Андре Массон. Следует также отметить, что они пришли от писателей, вовлеченных в сюрреалистическое движение. Антонин Арто пишет о своем опыте пейота в Путешествии в Страну Тараумара (1937). Анри Мишо написал «Несчастное чудо» (1956), чтобы описать свои эксперименты с мескалином и гашишем.
«Двери восприятия» (1954) и «Небеса и ад» (1956) Олдоса Хаксли остаются определенными утверждениями о психоделическом опыте.
В 1960-х контркультура
Ведущими сторонниками движения психоделического искусства 1960-х годов были художники плакатов из Сан-Франциско, такие как: Рик Гриффин, Виктор Москосо, Бонни Маклин, Стэнли Маус и Элтон Келли и Уэс Уилсон. Их психоделические рок-концерты были вдохновлены стилями модерн, викториана, дада и поп-арт. «Плакаты Fillmore» были одними из самых заметных в то время. Богатые насыщенные цвета с ярким контрастом, тщательно продуманные декоративные надписи, сильно симметричная композиция, элементы коллажа, резиноподобные искажения и причудливая иконография — все это отличительные черты психоделического постерного искусства Сан-Франциско. Стиль процветал примерно с 1966 по 1972 год. Их работа сразу же повлияла на обложку альбома виниловых пластинок, и действительно, все вышеупомянутые артисты также создавали обложки альбомов.
Хотя Сан-Франциско оставался центром психоделического искусства в начале 1970-х годов, этот стиль также развивался на международном уровне: британская художница Бриджит Райли прославилась своими картинами психоделического искусства, создающими оптические иллюзии. Мати Кларвейн создал психоделические шедевры для фьюжн-альбомов Майлза Дэвиса, а также для латинского рока Карлоса Сантаны. Pink Floyd активно сотрудничала с лондонскими дизайнерами Hipgnosis, чтобы создать графику, поддерживающую концепции их альбомов. Виллем де Риддер создал обложку для Ван Моррисона. Художники в Лос-Анджелесе, такие как Джон Ван Хамерсвельд, Уоррен Дейтон и Арт Беваква, а также нью-йоркские художники Питер Макс и Милтон Глейзер — все создавали плакаты для концертов или социальных комментариев (например, антивоенного движения), которые были собраны за это время. Обложка и ведущая статья Life Magazine для номера от 1 сентября 1967 года в разгар Летнего Любви была посвящена взрыву психоделического искусства на плакатах и художниках как лидерах в сообществе контркультуры хиппи.
Из психоделической контркультуры также возник новый жанр комиксов: подземный комикс. «Zap Comix» был одним из оригинальных андеграундных комиксов, и в нем были представлены работы Роберта Крамба, С. Клэя Уилсона, Виктора Москосо, Рика Гриффина и Роберта Уильямса. Подземный Комикс был жестоким, сильно сатирическим и, казалось, преследовал странность ради странности. Гилберт Шелтон создал, пожалуй, самых стойких подземных героев мультфильмов, «Сказочные пушистые братья-уродцы», чьи подвиги с наркотиками держали веселое зеркало вплоть до хиппи-образа жизни 1960-х годов.
В начале 1970-х годов рекламодатели использовали психоделическое искусство для продажи безграничного ассортимента потребительских товаров. Продукты для волос, машины, сигареты и даже колготки стали яркими проявлениями псевдо-бунта. Национальный банк Челси заказал психоделический пейзаж Питера Макса, и неоновые зеленые, розовые и синие обезьяны обитали в рекламе зоопарка. Фэнтезийная страна красочных, кружащихся, психоделических пузырьков обеспечила идеальный фон для рекламы Clearasil. Как объясняет Брайан Уэллс: «Психоделическое движение благодаря работам художников, дизайнеров и писателей достигло удивительной степени культурного распространения… но, хотя и произошло большое распространение, также имеет большое значение разбавления и искажения «. Даже сам термин «психоделический» претерпел семантическое изменение и вскоре стал означать «что-либо в молодежной культуре, которое является ярким, необычным или модным». Пунши использовали концепцию «спотыкания» в изобилии: как гласит реклама лондонских британцев, их продукт был «великолепен в поездках!» К середине 1970-х движение психоделического искусства было в значительной степени охвачено господствующими коммерческими силами, включенными в ту самую систему капитализма, которую хиппи изо всех сил пытались изменить.
Другой материал
Примерами других психоделических художественных материалов являются гобелен, шторы и наклейки, одежда, канва и другие печатные артефакты и мебель.
Цифровой век
Компьютерное искусство позволило проявить еще большее и более глубокое выражение психоделического видения. Программное обеспечение для генерации фракталов дает точное представление о психоделических галлюцинаторных паттернах, но, что еще более важно, программное обеспечение для 2D и 3D графики обеспечивает беспрецедентную свободу манипулирования изображениями. Большая часть графического программного обеспечения, кажется, позволяет прямой перевод психоделического видения. «Цифровая революция» была действительно объявлена как «Новый ЛСД» никем иным, как Тимоти Лири.
Рейвское движение 1990-х годов было психоделическим возрождением, вызванным появлением новых доступных цифровых технологий. Движение рейва разработало новый стиль графического искусства, частично под влиянием психоделического плаката 1960-х годов, но также под сильным влиянием граффити и рекламы 1970-х годов, но в то же время четко определенное тем, что цифровое искусство и программное обеспечение компьютерной графики и домашние компьютеры могли предложить на время создания. И наоборот, сверточная нейронная сеть DeepDream находит и улучшает шаблоны изображений исключительно с помощью алгоритмической пареидолии.
Даже когда мода изменилась, а движения искусства и культуры пришли и ушли, некоторые художники неуклонно посвятили себя психоделии. Хорошо известными примерами являются Аманда Сейдж, Алекс Грей и Роберт Веноза. Эти художники разработали уникальные и отличные стили, которые, хотя и содержат элементы, которые являются «психоделическими», являются явно художественными выражениями, которые выходят за рамки простой категоризации. В то время как нет необходимости использовать психоделики для достижения такой стадии художественного развития, серьезные психоделические художники демонстрируют, что для получения видений существует ощутимая техника, и эта техника — творческое использование психоделических наркотиков.
Психоделические художники
Пабло Амаринго
Крис Дайер (художник)
Дэвид Барнс
Дуг Биндер
Браммбаер
Марк Бойл и Джоан Хиллс
Лоуренс Каруана
Джеймс Клиффорд
Ли Конклин
Роберт Крамб
Роджер Дин
Уоррен Дейтон
Скотт Дрейвс
Дональд Данбар
М. К. Эшер
Карл Феррис
Уильям Финн
Дурак (дизайнерский коллектив)
Эрнст Фукс
Боб Гибсон
Х. Р. Гигер
Терри Гиллиам
Алекс Грей
Рик Гриффин
Гари Гримшоу
Лейф Подхайский
Джон Херфорд
Элтон Келли
Мати Кларвейн
Олег Александрович Королев
Эбби Мартин
Боб Масс
Питер Макс
Стэнли «Мышь» Миллер
Виктор Москосо
Вали Майерс
Мартин Шарп
Гилберт Шелтон
Грейс Слик
Гарольд Торнтон
Вернон Тревик
Джон Ван Хамерсвельд
Дэвид Воган
Луи Уэйн
Роберт Уильямс
Уэс Уилсон
Роль в музыке
Основными сторонниками движения психоделического искусства 1960 года были такие художники, как Рик Гриффин, Виктор Москосо, Стэнли Маус и Элтон Келли и Уэс Уилсон. В этих афишах своих концертов использовалось психоделическое искусство: насыщенные цвета с явным контрастом, богато витиеватый текст, сильная симметричная композиция, элементы коллажа, резиноподобные искажения и причудливые иконографии, все отличительные черты стиля арт-постеров психоделического. Хотя Сан-Франциско оставался центром психоделического искусства в начале 1970-х годов, этот стиль также развивался на международном уровне: английский художник Бриджит Райлиш прославилась своими картинами, вдохновленными психоделическими моделями; Мати Кларвейн создал шедевры для альбомов Майлза Дэвиса; Pink Floyd активно работал с дизайнерами из Лондона, Hipgnosis, над созданием графики, поддерживающей концепции их альбомов, и со многими другими артистами, такими как Jefferson Airplane, Джон Ван Хамерсвельд, Уоррен Дейтон и Питер Макс.
Психоделика
Психоделия (от греч. ψυχή — душа, δήλος — ясный) — термин, в общем случае обозначающий круг явлений, связанных с «изменением» и «расширением» сознания и исследованиями устойчивости психики.
Содержание
Сфера употребления слова
Прежде всего слово связано с отдельной категорией психоактивных веществ (наркотиков), которые часто так и называют — психоделики, хотя применяются также названия «галлюциногены» (вызывающие галюцинации) и «психотомиметики» (имитирующие психоз). [1]
«Психоделия по-советски»
Советский российский психиатр-нарколог Александр Данилин в своей книге «LSD: галлюциногены, психоделия и феномен зависимости», уделяет специальное внимание «психоделии по-советски» и также отделяет термин «психоделия» от однозначной связи с употреблением наркотиков. Он рассказывает об «эзотерических исканиях» среди жителей СССР в 1960—70-х годах во времена расцвета наркотической «психоделической революции» на Западе (отдельное внимание уделяется роли КГБ в этом процессе).
В частности, Данилин пишет:
Психоделия в культуре
Психоделические опыты получили широкое отражение в современном искусстве, породив понятия «психоделическая музыка», графика, литература, кино.
Пионерами современной психоделической музыки принято считать такие группы и исполнителей, как Jimi Hendrix, Pink Floyd, The Doors, The Who, частично The Beatles и другие коллективы, связанные с субкультурой хиппи. Подобные проекты принято относить к жанру психоделический рок, а с распространением электронной музыки жанр стал куда более многообразным. [6] От стержневой культуры гоа-транса в середине 1990-х отпочковался так называемый «психоделический транс» (характерные представители — израильские проекты Infected Mushroom, Astrix), возник жанр «психоделическое даунтемпо» (или Shpongle, Bluetech,
Всё, что вы хотели знать о психоделике, но боялись
_____________ Всё, что вы хотели знать о психоделике, но боялись спросить _____________
_________________________ Составитель: Дмитрий Дёмкин _________________________
Поскольку в настоящий момент характеристика различных сторон психоделики как метода и как направления в современной поэзии разбросана по комментариям в различных семинарах, форумах и т. д., мне показалось, что будет целесообразным свести эти комментарии (или выдержки из них) в одну-две статьи.
Несколько слов о структуре этого сборника.
Сначала идут высказывания Чёрного Георга, которые предварены для удобства “вопросами” от составителя.
Потом следуют мнения оппонентов, которые отрицают существование направления “психоделика”.
Далее идут мнения авторов, так или иначе признающих существование психоделики, с их интерпретацией её сущности.
Эта статья непременно будет дополняться.
Буду благодарен за материалы, которые я пропустил.
Примечание.
Версия L++ изложена на её странице, здесь: http://www.stihi.ru/2008/10/20/1083 и в других статьях из книги Психоделика: http://www.stihi.ru/avtor/login185&book=13#13.
Статьи Нателлы Климановой о психоделике здесь: http://www.stihi.ru/avtor/natelka
Статья Наталии Веденеевой по данной теме: http://www.stihi.ru/2009/04/02/3876
.
.
.
ЧТО ЖЕ ТАКОЕ ПСИХОДЕЛИКА В ПОЭЗИИ? КАК ОНА СООТНОСИТСЯ С ТАКИМИ ПОНЯТИЯМИ, КАК МЕТОД, ЖАНР НАПРАВЛЕНИЕ? В ЧЁМ ЕЁ ОСОБОСТЬ, В ЧЁМ ОТЛИЧИЕ ПСИХОДЕЛИЧЕСКИХ СТИХОВ ОТ СТИХОВ НЕПСИХОДЕЛИЧЕСКИХ?
Психоделика была мной НЕ ВЫДУМАНА, а ОБНАРУЖЕНА, а затем ВЫДЕЛЕНА И ОСМЫСЛЕНА. Психоделика и без меня (и ДО меня) в мире существовала. Я лишь явился первооткрывателем того, что было создано самой мировой литературой, если угодно. Я первый это обнаружил, описал и классифицировал.
ЗАЧЕМ НУЖЕН ПСИХОДЕЛИЧЕСКИЙ МЕТОД? КАКАЯ У НЕГО РОЛЬ В СОВРЕМЕННОЙ ПОЭЗИИ?
КАКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРИСУЩИ ПСИХОДЕЛИЧЕСКИМ СТИХАМ?
КАК ПОНЯТИЕ “ПСИХОДЕЛИКА” СООТНОСИТСЯ С ПОНЯТИЕМ “ХОРОШИЕ СТИХИ”?))
КАКОВЫ ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ ПСИХОДЕЛИЧЕСКИХ СТИХОВ?
И НЕСКОЛЬКО СЛОВ О ТОМ, ЧТО ПРОТИВОПОСТАВЛЯЮТ ОППОНЕНТЫ ТЕОРЕТИЧЕСКИМ ВЫКЛАДКАМ ЧЁРНОГО ГЕОРГА.
Николай Бобёр 15.07.2008 12:49
на самом деле он говорит о приемах НЛП, изменяющих восприятие ЧИТАТЕЛЯ а не о измененном сознании творчующего.
Владимир Абрамович Пушкин 15.07.2008 20:39
Владимир Абрамович Пушкин 15.07.2008 19:39
находясь в здравом уме и твердой памяти, придерживаясь концепции развития культуры из прошлого в будущее и ее преемственности, не имея после этого эксперимента доказательств что стихи ФИЗИЧЕСКИ воздействуют на сознание и выводят его на новые уровни кораблей бороздящих космические океяны,
можно придерживаться такого
ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПСИХОДЕЛИЧЕСКИХ СТИХОВ:
— невизуальность текста, которая становится визуальностью во время транса;
— постепенное или скачкообразное усиление экспрессии
— перевод содержания текста на разные уровни смысла.
Протоирей Разбойников 22.11.2008 09:51
.
.
Gavs
Gavs 16.01.2009 20:39
.
.
Чёрная лиса
Ой, а можно я попробую сформулировать (в общих чертах), что есть Психоделика в понимании Георга?
Мои рассуждения будут основаны на нескольких предположениях.
Предопложение первое. Есть некое средство постижения мира разумным существом. Назовём это средство «разум». Или «ум».
Предположение второе. Разум включает в себя различные инструменты постижения, с помощью которых оное происходит.
Чёрная лиса 18.11.2008 14:48
.
.
Игорь Хаджи
Вы просили определение.
При этом, что такое психоделика как метод – не знаю. То есть не знаю рецепта создания «странных» текстов.
Игорь Хаджи 18.11.2008 14:10
.
.
.
ДАЛЕЕ ПРИВОДЯТСЯ МНЕНИЯ О ПСИХОДЕЛИКЕ НЕКОТОРЫХ УЧАСТНИКОВ ДИСКУССИЙ НА СЕМИНАРАХ И Т. П. ОБСУЖДЕНИЯХ
.
.
Анука
Анука 15.07.2008 21:22
Анука 16.07.2008 14:18
Анука 18.07.2008 14:58
Анука 18.11.2008 13:37
.
.
Михаил Микаэль
Михаил Микаэль 20.07.2008 16:43
Михаил Микаэль 20.07.2008 16:43
Для такой сложности, как, скажем, стихи, никакая наука не является достаточной. Да, можно изучать среднестатистический стих, «поезд одинакового явления», но по отношению к уникальной сложности все это забава.
Так вот, все заметили определение психоделики, как способа нелинейно воздействовать на восприятие читателя.
Это нечто все же. Здесь есть некая плотность размышления.
А не только полемика и публицистика.
И это близко к одному из моментов, о котором мне доводилось размышлять и говорить иногда в среде понимающих людей. Речь шла о «плотности текста», также метатермине, который я понимал как «новую плотность», то есть такое устройство текста, когда, в частности, любое его изменение приведет к существенному изменению результата воздействия на с о в р е м е н н о г о читателя. Но это только один из атрибутов.
Михаил Микаэль 17.07.2008 04:31
В стихах принцип «голографичности», т.е. содержание целого в своей части, конечно же применим в полной мере. Однако, как мне представляется, здесь речь идет не столько о сюжетах, сколько об последовательностях ключевых слов, ритмов и эмоциональных узлов.
Именно этот принцип по отношению к стихам я сознательно продемонстрировал в статье «Холмы и Арарат», связанный с одним твоим стихотворением о паутине. Ты помнишь, что результатом был другой стих, как бы выползший из «внутренностей» исходного.
Михаил Микаэль 20.07.2008 16:43
Михаил Микаэль 12.01.2009 12:05
Таким образом возникает парадокс, и Георг прекрасно его видит. Именно поэтому он говорит о пси-тексте, как понятном только избранным, высокообразованным людям. То есть в плюс к поглощению добавляет «качество сложности» произведения.
На самом деле, я бы шел дальше. Я бы говорил о совместном пси-акте сочинителя и смотрящего (читающего). В том смысле, что вдохновенное состояние первого с «наибольшим КПД» передается второму. И поглощенность первого алхимией мастерства становится «очарованностью» второго.
Михаил Микаэль 15.01.2009 20:40
.
.
Смарагда
СУГГЕСТИВНОСТЬ (суггестивный) — термин английской эстетики, применившей к поэтическим произведениям выражение suggestive, буквально обозначающее — намек, внушение, подсказывание. [. ] Если образы и сюжеты, эпитеты и сравнения, мотивы и формулы заставляют интенсивно работать воображение читателя, вызывают яркие эмоциональные переживания, раскрывают новое миропонимание или обновляют старое, то эти образы суггестивны. Разумеется, для каждого в зависимости от его умственного развития, личного опыта и способности умножать и считать вызванные образом ассоциации, степень суггестивности поэтического текста бывает различной. Н. Л. Бродский)
.
Последний мотив в силу того, что он находится на конце, получает большую вескость, и мы готовы его истолковать как метафорическое выражение чего-то недосказанного. Эта привычка наша к определенным лирическим связям дает возможность поэту путем разрушения обычных связей создавать впечатление возможного значения, которое бы примирило все несвязные моменты построения. На этом построена так называемая «суггестивная лирика», имеющая целью вызвать в нас представления, не называя их. (Б. Томашевский)
.
Возможно, именно этим и объясняется то, что тексты, «перепахивающие» одних читателей, оставляют других в недоумении или равнодушии.
Видимо, тексты, определяемые как психоделические, обладают повышенной суггестивностью.
Смарагда 15.07.2008 19:30
Смарагда 15.07.2008 21:55
Смарагда 15.07.2008 22:33
Смарагда 16.07.2008 10:01
В обсуждениях уже мелькала мысль о том, что для того, чтобы читатель смог «переселиться» в текст, последний должен быть цельным, без расщепления образности по разным семантическим пластам, то есть без излишней калейдоскопичности. Читатель не должен в нём блуждать, а в итоге приходить в никуда и застывать в недоумении перед тупиком.
Смарагда 19.07.2008 12:42
Смарагда 24.07.2008 00:14
Я бы не стала предъявлять к описанию явлений «поэтических» те же требования, что и к естественным наукам. Хотя бы потому, что в написании стихов не может быть готовых рецептов. Могу сказать немного и очень коротко о моём понимании психоделики, хотя и готова к дальнейшей дискуссии:
Как преобразовать свои мысли, впечатления ощущения в словесные образы, не расплескав по дороге, как, по словам Бориса Пастернака, «звезду донести до садка на трепещущих мокрых ладонях»? Тут хочется вспомнить примеры, часто приводимые для объяснения восточной философии: музыкант, который обучается музыке не чтением по нотам, а тем, что слушает исполнение учителя. Сравнение центрального зрения, которое действует как направленный прожектор и периферийного, которое захватывает множество предметов одновременно.
Хорошо бы из целостного впечатления, которое мы пытаемся передать в стихах, не выхватывать отдельные фрагменты с помощью «центрально зрения» а сделать так, чтобы зазвучало одновременно как можно больше голосов, смыслов, ощущений, чтоб не растерять оттенки, раскладывая свет на цвета спектра (хотя слово «сделать» здесь и не верно, скорее речь идёт о том, чтобы максимально открыться и довериться жизни.) Здесь, в моём весьма несовершенном понимании, мы приближаемся к сущности «психоделической поэзии», отличительной чертой которой, как мне кажется, является максимальное доверие к жизни, максимальная экстравертность.
Марина Ратнер 20.04.2009 18:44
Марина Ратнер 20.04.2009 19:25
.
.
.
Составитель: Дмитрий Дёмкин