что такое проф испытание при поступлении в вуз
профессиональное испытание по профилю это
В системе отборочного механизма профессиональным испытаниям отводится роль одного из самых надежных методов. Между тем, признавая это, кадровики используют его гораздо реже, чем другие, объясняя это тем, что возможность применения ограничена определенными профессиональными группами (“только для малого вида профессий”).
Профессиональные испытания инсценируют конкретные ситуации из того поля деятельности, для которого подыскивается работник. Кандидат должен показать, как он справляется с поставленной задачей. Образ его действия оценивается несколькими квалифицированными экспертами, регистрируется по определенным критериям с целью познать типичное поведение и при этом сделать вывод, приняв во внимание и личностные качества претендента.
Профессиональные испытания – это:
* своего рода профэкзамен,
* рассмотрение и оценка результатов прошлого труда кандидатов, представленного им в виде образца.
Испытываться должны как рядовые, так и руководящие работники.
Объективность оценки кандидатов во время испытаний зависит от правильности построения процедуры подготовки и использования метода, которую можно представить серией основных шагов.
Шаг 1. Выбор Критического события
Для того чтобы проводить профессиональные испытания, нужно четко представлять стержень будущей профессиональной деятельности испытуемого, основные критические события, или те случаи из каждодневной практики, преодоление которых может говорить об успешности или неуспешности выполнения предстоящей работы. Например,
* руководитель должен уметь давать четкие и ясные указания;
* инструктор (преподаватель) — доходчиво и всесторонне знакомить с предметом обучения, причем, принимать во внимание индивидуальные особенности характера инструктируемого;
* продавец — владеть методами ведения разговора;
* руководитель проекта — целесообразно планировать задания.
Для идентификации критических событий необходимо провести точный анализ вакантного места работы и подробно его описать. Одним их способов такого подхода может быть опрос начальником работника, занятого этой или аналогичной работой. Возможно привлечение стороннего эксперта, компетентного в данной узкой сфере деятельности. Согласно опыту, часто из описания наиболее важные моменты работы вырисовываются слабо или не совсем надежно, что происходит в том случае, “когда положение дел отражено в нем недостаточно актуально”.
Шаг 2. Определение формы профиспытания и подготовки экспертов
После того, как экспертом установлены критические моменты, он приступает к подготовке профессионального испытания, принимая во внимание “решающие” способности кандидата, и определяет, на чем должна концентрироваться оценка —
* на определенном результате или
* по-своему решенной испытуемым задаче.
Профессиональные испытания могут быть просты по своей природе, например, написание (или печатание) под диктовку письма, или составление его в соответствии с указаниями (для машинисток и делопроизводителей), или выполнение сварочного шва (для сварщиков).
К сложным относят такие профиспытания, в ходе которых необходимо определить пригодность кандидата к подготовке и проведению учебных занятий, принятию решения и др., что требует более затратного оценивания.
7 способов получить дополнительные баллы при поступлении в вуз
При зачислении в вуз учитываются не только результаты ЕГЭ и внутренних экзаменов: получить до 10 дополнительных баллов поможет и призерство в спортивных соревнованиях, и волонтерская деятельность, и даже значок ГТО.
Для всех достижений действуют следующие правила:
Вот что можно сделать прямо сейчас, чтобы летом увеличить шансы поступить в вуз.
Получить спортивное достижение
Баллы начисляют только за победы в наиболее важных спортивных мероприятиях: победа и призерство на Олимпийских, Паралимпийских, Сурдлимпийских играх и чемпионатах Европы, а также первенство в мире и Европе в неолимпийских видах спорта — например, капоэйре, игре в дартс или компьютерному спорту.
В качестве подтверждения достижений можно использовать грамоты, сертификаты или дипломы. Срок давности этих достижений в законе не установлен: если вы успели получить приз еще несколько лет назад, его можно будет использовать при поступлении.
Такие достижения доступны только профессиональным спортсменам. Для всех остальных абитуриентов предусмотрена другая возможность: в некоторых вузах дополнительные баллы могут принести спортивные разряды или звание кандидата в мастера спорта.
Заработать значок ГТО
«Готов к труду и обороне», или ГТО, — всероссийская акция популяризации здорового образа жизни. Она существовала в советское время до 1991 года, но в 2014 году президент возобновил ее действие.
Участники акции, которые успешно сдают спортивные нормативы, получают знаки отличия: золотой, серебряный или бронзовый значок. Это пригодится при поступлении в вуз: раньше баллы начисляли только за золотой значок, но сейчас может учитываться любое достоинство.
В приемную комиссию нужно будет принести или удостоверение к значку, или выписку о награждении из приказа Министерства спорта РФ: обычно ее заверяет региональный министр. Некоторые вузы добавляют баллы даже на основании скриншота из личного кабинета с сайта регистрации на ГТО.
Нормативы ГТО зависят от возраста. Всего предусмотрено 11 возрастных ступеней: от 6—8 лет до 70 и старше. Выпускники школ примерно входят в следующие ступени:
Еще нормативы различаются по полу: мальчикам 13—15 лет для получения золотого значка нужно пробежать два километра за 8 минут 10 секунд, а девочкам дается на эту задачу 10 минут.
Сдать нормативы в первом классе и использовать их для поступления после одиннадцатого не получится. Вот по каким правилам засчитывают значки в приемных комиссиях:
Это единственное достижение, к которому в порядке приема прописано минимальное значение начисляемого балла: вуз не имеет права давать за это достижение 1 балл, минимум 2.
Окончить школу или колледж с отличием
Претендовать на дополнительные баллы могут и те абитуриенты, кто окончил школу только с пятерками в аттестате и сдал ЕГЭ по русскому и профильной математике не меньше чем на 70 баллов. Если выпускник сдавал математику базового уровня, нужна оценка «отлично».
Такие абитуриенты получают аттестат или диплом об образовании с отличием. До 2012 года выдавали аттестаты и дипломы с записью «для награжденных медалью»: их тоже могут засчитать в качестве индивидуального достижения, но сейчас получить такой аттестат уже не получится.
Порой формулировка «для награжденных медалью» сбивает абитуриентов с толку: медалисты думают, что дополнительные баллы дают за медали, а не за аттестат. Но за медали — региональные, федеральные, губернаторские, в целом выданные кем бы то ни было — вузы не начисляют баллы. Смотреть нужно только на формулировку в документе об образовании.
Можно быть награжденным московской медалью «За особые успехи в обучении», но не иметь аттестата с отличием — и, соответственно, не получить дополнительных баллов при поступлении. Этой медалью награждаются выпускники столичных школ, проходящие хотя бы по одному из критериев:
Стать волонтером
Вузы имеют право начислять дополнительные баллы и за волонтерскую деятельность, но какие именно программы подойдут и сколько часов должен отработать абитуриент перед поступлением — каждая приемная комиссия определяет самостоятельно.
п.1 ст. 2 135-ФЗ — все цели волонтерства
Подтвердить такое достижение можно с помощью волонтерской книжки, которую можно получить, например, через сайт «Добро» — там же можно записаться на то или иное мероприятие в качестве волонтера. Например, помочь бездомным животным или принять участие в вебинарах в сфере экологии.
В каждом регионе свои правила получения волонтерской книжки, их устанавливают органы власти, ответственные за молодежную политику. Например, в Москве этим занимается ресурсный центр «Мосволонтер»: чтобы в волонтерскую книжку внесли запись о проектах, нужно принести в центр благодарности или рекомендательные письма от организаторов благотворительных мероприятий.
Поучаствовать в олимпиаде
Некоторые олимпиады позволяют поступить в вуз без экзаменов или по крайней мере получить 100 баллов за один из предметов вместо ЕГЭ или за дополнительные вступительные испытания профильной, творческой или профессиональной направленности. Это непросто: такие олимпиады обычно состоят из нескольких уровней, а привилегии при поступлении получают только победители и иногда призеры финала.
Попытаться пройти в вуз без экзаменов в любом случае стоит, но если не получилось дойти до конца, это еще не значит, что за олимпиаду нельзя получить дополнительные баллы. Дело в том, что закон не ограничивает вузы в выборе олимпиад и конкурсов, за которые можно учитывать дополнительные баллы, а также позволяет начислить баллы даже за участие. Так что даже из провального выступления на олимпиаде можно извлечь пользу: главное — выбрать вуз, который засчитывает именно это соревнование.
Сроки участия в олимпиаде определяет тоже вуз. Хотя обычно речь идет о последнем годе перед поступлением, теоретически в приемной комиссии могут принять грамоты и дипломы, полученные и раньше.
Написать итоговое сочинение
Итоговое сочинение пишут большинство выпускников школ РФ. Оно служит допуском к государственной итоговой аттестации, ЕГЭ — ее самая распространенная форма.
Как правило, вузы не учитывают это достижение, иначе проходной балл повысился бы почти для всех поступающих. Но иногда такое все-таки бывает.
Если вуз принимает сочинение, абитуриенту не нужно предоставлять работу: вуз сам найдет ее в единой базе выпускников. Как правило, учебное заведение не перепроверяет сочинение, а лишь ставит определенный балл за наличие.
Победить в «Абилимпиксе»
«Абилимпикс» — это международный чемпионат по профессиональному мастерству среди людей с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья. В испытания входит множество областей — от выпечки осетинских пирогов и бисероплетения до кирпичной кладки и веб-дизайна. Баллы за достижение могут начислить победителям в любой категории.
В 2021 году отборочный этап конкурса проходил с 4 по 17 октября. Чтобы узнать об актуальных датах в следующем году, нужно следить за новостями на официальном сайте.
ГАРАНТ:
С изменениями и дополнениями от:
30 ноября 2015 г., 30 марта, 29 июля 2016 г., 31 июля 2017 г., 11 января 2018 г.
4. Правила приема (в том числе процедуры зачисления) в конкретную организацию, осуществляющую образовательную деятельность, на обучение по образовательным программам устанавливаются в части, не урегулированной законодательством об образовании, организацией, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно*(2). Правила приема (в том числе процедуры зачисления) регламентируются локальным нормативным актом организации*(3).
Информация об изменениях:
5. К освоению программ бакалавриата или программ специалитета допускаются лица, имеющие среднее общее образование*(4). К освоению программ магистратуры допускаются лица, имеющие высшее образование любого уровня*(5).
К освоению образовательных программ допускаются лица, имеющие образование соответствующего уровня, подтвержденное:
документ об образовании или об образовании и о квалификации образца, установленного федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, или федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, или федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере культуры*(6);
документ государственного образца об уровне образования или об уровне образования и о квалификации, полученный до 1 января 2014 г. (документ о начальном профессиональном образовании, подтверждающий получение среднего (полного) общего образования, и документ о начальном профессиональном образовании, полученном на базе среднего (полного) общего образования, приравниваются к документу о среднем профессиональном образовании*(7));
документ об образовании или об образовании и о квалификации, выданный частной организацией, осуществляющей образовательную деятельность на территории инновационного центра «Сколково», или предусмотренными частью 3 статьи 21 Федерального закона от 29 июля 2017 г. N 216-ФЗ «Об инновационных научно-технологических центрах и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, N 31, ст. 4765) организациями, осуществляющими образовательную деятельность на территории инновационного научно-технологического центра*(9);
6. Прием на обучение осуществляется на первый курс.
Информация об изменениях:
В рамках контрольных цифр выделяются:
Информация об изменениях:
8. Прием на обучение за счет бюджетных ассигнований проводится на конкурсной основе, если иное не предусмотрено Федеральным законом N 273-ФЗ*(10).
Прием на обучение на места с оплатой стоимости обучения физическими и (или) юридическими лицами проводится на условиях, определяемых локальными нормативными актами организаций в соответствии с законодательством Российской Федерации*(11).
9. Условиями приема на обучение по основным профессиональным образовательным программам должны быть гарантированы соблюдение права на образование и зачисление из числа поступающих, имеющих соответствующий уровень образования, наиболее способных и подготовленных к освоению образовательной программы соответствующего уровня и соответствующей направленности лиц*(12).
10. Прием на обучение проводится:
1) по программам бакалавриата и программам специалитета (за исключением приема лиц, имеющих право на прием на обучение без вступительных испытаний):
Информация об изменениях:
Приказом Минобрнауки России от 29 июля 2016 г. N 921 пункт 10.1 изложен в новой редакции
1) по организации в целом, включая все ее филиалы, или раздельно для обучения в организации и для обучения в каждом из ее филиалов;
2) раздельно по очной, очно-заочной, заочной формам обучения;
3) раздельно по программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры в зависимости от их направленности (профиля) в соответствии с правилами, указанными в пункте 13 Порядка;
Информация об изменениях:
Приказом Минобрнауки России от 30 ноября 2015 г. N 1387 пункт 11 дополнен подпунктом 4
4) раздельно в рамках контрольных цифр и по договорам об оказании платных образовательных услуг;
Информация об изменениях:
Информация об изменениях:
Приказом Минобрнауки России от 30 ноября 2015 г. N 1387 пункт 12 изложен в новой редакции
на места в пределах особой квоты;
на места в пределах целевой квоты;
Для поступающих на обучение по программам бакалавриата, программам специалитета на базе различных уровней образования проводится единый конкурс по одинаковым условиям поступления и одному и тому же основанию приема (при его наличии).
13. Прием на обучение в зависимости от направленности (профиля) образовательных программ (подпункт 3 пункта 11 Порядка) проводится следующими способами:
по программам бакалавриата по каждому направлению подготовки в целом, по программам специалитета по каждой специальности в целом, по программам магистратуры по каждому направлению подготовки в целом;
по каждой программе бакалавриата в пределах направления подготовки, по каждой программе специалитета в пределах специальности, по каждой программе магистратуры в пределах направления подготовки;
по совокупности программ бакалавриата в пределах направления подготовки, по совокупности программ специалитета в пределах специальности, по совокупности программ магистратуры в пределах направления подготовки.
По различным программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры прием на обучение может проводиться различными способами.
16. При посещении организации и (или) очном взаимодействии с уполномоченными должностными лицами организации поступающий (доверенное лицо) предъявляет оригинал документа, удостоверяющего личность.
17. Организационное обеспечение проведения приема на обучение, в том числе для обучения в филиале (филиалах) организации, осуществляется приемной комиссией, создаваемой организацией. Председателем приемной комиссии является руководитель организации высшего образования, руководитель или заместитель руководителя научной организации. Председатель приемной комиссии назначает ответственного секретаря приемной комиссии, который организует работу приемной комиссии, а также личный прием поступающих, их родителей (законных представителей), доверенных лиц.
Для проведения вступительных испытаний организация создает в определяемом ею порядке экзаменационные и апелляционные комиссии.
Полномочия и порядок деятельности приемной комиссии определяются положением о ней, утверждаемым руководителем организации высшего образования, руководителем или заместителем руководителя научной организации. Полномочия и порядок деятельности экзаменационных и апелляционных комиссий определяются положениями о них, утверждаемыми председателем приемной комиссии.
18. При приеме на обучение в рамках контрольных цифр по очной и очно-заочной формам обучения устанавливаются следующие сроки приема:
1) по программам бакалавриата, программам специалитета:
Информация об изменениях:
Приказом Минобрнауки России от 29 июля 2016 г. N 921 в подпункт 2 внесены изменения
2) по программам магистратуры:
Что такое внутренние экзамены в вузах
Внутренний экзамен вошел в российские образовательные реалии вместе с введением ЕГЭ. Максимально стандартизированное выпускное школьное испытание, результаты которого оцениваются по единой шкале, уравняло шансы на зачисление в лучшие вузы страны для всех абитуриентов, но определенные категории поступающих все-таки могут, а в некоторых случаях должны, сдавать в вузах еще и внутренние экзамены.
Что такое внутренний экзамен в институте
Зачисление в российские вузы большинства поступающих проходит по результатам ЕГЭ. Большинства, но не всех – для некоторых категорий абитуриентов законодательно предусмотрено проведение вступительных испытаний – внутренних экзаменов, которые учебные заведения организуют сами.
Внутренний экзамен – это основное или дополнительное вступительное испытание (ДВИ), которое проводится в вузе по его программам, но имеет ту же силу и значимость, что и результаты ЕГЭ.
Внутренние экзамены могут быть разного характера:
Вступительные экзамены по общеобразовательным предметам тоже могут быть основными (то есть служат полноценной альтернативой ЕГЭ) и дополнительными – в этом случае их результаты суммируются с баллами за единый госэкзамен и существенно влияют на позицию абитуриента в конкурсном рейтинговом списке.
Кто может сдавать
Право сдавать внутренние профильные вступительные испытания как основные вместо ЕГЭ имеют абитуриенты нескольких категорий:
Также внутренний экзамен в качестве вступительного сдают:
Дополнительные творческие или профессиональные вступительные испытания вузы проводят для поступающих на педагогические, медицинские, военные, многие инженерные (архитектура, строительство) и, естественно, творческие специальности.
Вузы, которые проводят вступительные испытания
Принимать внутренние экзамены вместо ЕГЭ у иностранцев и тех, кто сдавал ГВЭ или окончил ссуз, могут все высшие учебные заведения. Дополнительную проверку знаний по общеобразовательным предметам или творческие испытания проводят лишь в отдельных случаях некоторые вузы.
ДВИ профильной направленности
Профильными считаются предметы, хорошее знание которых необходимо для работы по будущей профессии. Экзамены по таким дисциплинам выпускники школ сдают во время ЕГЭ – для поступления на нужную специальность. Но некоторые высокорейтинговые вузы проводят дополнительный внутренний экзамен по профильному (то есть общеобразовательному) предмету. Такое право есть у считанных учебных заведений.
Реестр вузов, которые перед зачислением могут проводить внутренние экзамены по предметам ЕГЭ, вместе с перечнем соответствующих испытаниям направлений ежегодно формирует Минобрнауки и утверждает Правительство РФ. Рособрнадзор отбирает университеты и институты по правилам, утвержденным постановлением № 843 Правительства РФ от 25 августа 2016 г. Жесткий «кастинг» проходят далеко не все вузы, подавшие заявку на проведение внутренних экзаменов по профильным предметам.
Для того чтобы получить исключительное право перепроверять знания абитуриентов, высшее учебное заведение в течение трех лет подряд должно бить рекорды по качеству приема на бюджет. В переводе на сухой язык статистики это значит, что не менее 90 % первокурсников, зачисленных на все аккредитованные специальности вуза, соответствуют одному из двух критериев:
В последние три года право проведения профильных ДВИ на определенные специальности получают всего шесть вузов. Четыре из них вошли в перечень, утвержденный специальным правительственным распоряжением.
Вуз | Направления (бакалавриат и специалитет), на которые проводится профильное ДВИ |
---|---|
Московский государственный юридический университет им. О. Е. Кутафина | Юриспруденция |
Московский государственный лингвистический университет | |
Нижегородский государственный лингвистический университет им. Н.А.Добролюбова | Перевод и переводоведение |
Московский государственный институт международных отношений (университет) МИД России |
Постоянный особый статус еще двух – Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова (МГУ) и Санкт-Петербургского государственного университета (СПбГУ) – закреплен законом об образовании. Эти два флагмана российской высшей школы в ежегодных конкурсных отборах не участвуют и самостоятельно определяют специальности и направления, при поступлении на которые абитуриенты сдают ДВИ.
На особом положении и высшие учебные заведения, обучение в которых предполагает в дальнейшем поступление на госслужбу и получение допуска к государственной тайне. Это вузы МИД, МВД, ФСО и МЧС. Перечень дополнительных испытаний, которые они могут проводить для приема на определенные специальности, устанавливают соответствующие министерства-учредители. Будущие дипломаты сдают английский, силовики – математику, русский или обществознание.
Рособрнадзор и правительство крайне придирчиво относятся к формированию перечня вузов, наделенных исключительным правом проводить внутренние профильные экзамены. Если в 2009 году в список входили 24 учебных заведения, то в 2010 – уже только 11, а в 2014 – и вовсе всего 5.
Творческие
ЕГЭ – это универсальный экзамен для всех. Во время него учащиеся решают однотипные задания, а уровень их подготовки оценивается по единой шкале. Такая форма контроля знаний уравняла шансы на поступление в престижные вузы для всех абитуриентов, независимо от того, проживают ли они в крупном городе или провинции. Но никакие тесты не покажут уровень таланта будущего артиста или физической подготовки потенциального спасателя.
Для того чтобы оценить способности своих будущих студентов, наличие у них творческих талантов, определенных психологических или физических качеств, в некоторых вузах проводят внутренние экзамены. Иногда их результаты важны для зачисления в институт даже больше, чем баллы ЕГЭ.
Важнейшая функция ДВИ – исключить ситуацию, когда зачисленный студент окажется не в состоянии учиться. Конкурс на престижные специальности, как правило, 10–15 и больше претендентов на место. Благодаря экзамену вуз может отсеять случайных кандидатов и набрать студентов, которым по силам освоить выбранную профессию.
Проходит внутренний экзамен в форме письменной работы, психологического тестирования, творческого испытания, сдачи нормативов по физподготовке или просто устного собеседования. В число основных направлений, по которым университеты дополнительно «испытывают» знания, умения, таланты и возможности абитуриентов, входят:
Полный перечень направлений и специальностей, на которые сдают внутренние экзамены творческой и профессиональной направленности, утвержден приказом №21 Минобрнауки РФ от 17 января 2014 г.
Как проходит ДВИ
Внутренние экзамены и ДВИ по каждому предмету вузы проводят по единым заданиям и, как правило, одновременно для всех факультетов, на которых дисциплина включена в список обязательных вступительных испытаний. Письменные работы, как и ЕГЭ, «обезличиваются» – им присваивается код, и проверяют их в зашифрованном виде по стандартным критериям. Результаты внутреннего экзамена автоматически засчитываются в конкурсе на всех направлениях, куда абитуриент подал заявления.
По предметам ЕГЭ
Дополнительное тестирование по профильным предметам единого госэкзамен обычно проходит в письменной форме. Чего-то сверхъестественного во время него требуют редко. Вопросы в билетах не выходят за рамки школьной программы, но охватывают немного больше, чем ЕГЭ.
Вступительный экзамен по профилю – это проверка не столько школьных знаний, сколько понимания предмета, способности мыслить логически.
К примеру, ДВИ по математике, которого так боятся поступающие в МГУ, в последние годы состояло из 8 заданий, которые надо решить за 4 астрономических часа.
Первые 4 вопроса – легкие и средней сложности, с ними запросто справится выпускник неспециализированной школы с четверкой по математике. Задания 5 и 6 считаются более трудными, а попытку решить 7-е и 8-е делают всего 2 % поступающих, причем получается примерно у 0,5 % абитуриентов. Но и 6-7 решенных заданий хватает, чтобы набрать 75-80 баллов, достаточных для поступления на технические факультеты. Минимум для будущих экономистов – 50, а менеджерам – главное просто получить положительную оценку.
Информация о ДВИ по математике для абитуриентов экономического факультета МГУ
Если же внутренний экзамен проводится не в дополнение к ЕГЭ, а для тех, кто сдавал ГВЭ или проходил итоговую аттестацию в другой форме, то задания никогда не выходят за рамки школьной программы.
Фрагмент пояснительной записки к программе внутренних экзаменов по математике в МИРЭА – Российском технологическом университете
ДВИ по гуманитарным дисциплинам часто подразумевает умение высказать свою мысль, отстоять собственное мнение. Например, на вступительном экзамене по обществознанию абитуриенту нужно не только показать базовые знания предмета, но и изложить рассуждения по конкретной проблеме.
Экзамен для будущих лингвистов-языковедов обычно включает тест и аудирование, редко – устное собеседование с экзаменатором. Подготовку к нему нужно начинать уже с 7-8 класса, или же учиться в школе с углубленным изучением иностранного языка.
Профессиональное
Экзамен при поступлении на специальности, связанные с искусством и творчеством, обычно проводится в несколько туров. Каждый, как правило (возможны и другие варианты), оценивается по 100-балльной шкале. В сумме можно набрать 200-300 баллов плюсом к ЕГЭ.
Единого стандарта для проведения творческих экзаменов нет, их программы разрабатывают непосредственно в вузе. Но все они имеют одну цель – дать поступающему возможность раскрыться. Если говорить в общих чертах, будущие живописцы, художники и графики – рисуют, журналисты – пишут, вокалисты поют. При этом экзаменаторы много внимания обращают на потенциал.
Например, в балетной академии пристально смотрят на физические данные, пластику, артистизм и чувство ритма. В музыкальных вузах – на владение инструментом и умение импровизировать. В художественных институтах ценится техника, видение и воображение.
При поступлении во ВГИК им. Герасимова будущие актеры проходят пробы – фото- и видеосъемку; режиссеры – читают отрывки художественных произведений и выполняют творческие задания, требующие проявить фантазию, наблюдательность, образное мышление.
Часто внутренний экзамен имеет две составляющие – творческую и профессиональную. В том же ВГИКе абитуриенты специальности «Продюсерство» вначале в письменной форме излагают свое понимание этой профессии, ее значение в разных сферах творческого производства. Далее еще одна письменная работа, в которой нужно показать свое знание литературы, музыки, кинематографии, изобразительного искусства. Последнее задание – профессиональное: поступающий разрабатывает сюжет и идею собственного произведения, определяет характер съемок, монтажа, рекламы и прокатной кампании.
Одно из самых непростых ДВИ проходят будущие архитекторы. Им нужно выполнить несколько рисунков – с натуры (или гипсовой модели) и композиционный – с абстрактных геометрических форм. Тех, кто справится, ждет заключительный экзамен – по черчению.
Выбор такой профессии, как учитель, часто бывает неосознанным. Но преподавательская стезя требует определенного склада характера, поэтому будущие педагоги проходят психологическое тестирование и сдают творческий экзамен. Его цель – выявить склонность и умение работать с детьми, грамотно излагать материал.
А вот будущим медикам предстоит испытание сугубо профессиональной направленности. Экзамен проходит в письменной форме. Билет обычно включает несколько вопросов по различным школьным наукам, связанным с человеческим организмом (биология, анатомия, физиология, паразитология, генетика и т. д.) и задачу. Также потребуются знания по оказанию первой медицинской помощи.
ДВИ для кандидатов на учебу в военных вузах зависит от профиля направления. Обычно требуется сдать только нормативы по физподготовке – бег (100 м и 3 км), подтягивание на перекладине (юношам) или пресс (девушкам), в институтах ВМФ – еще и плавание. Но на некоторых специальностях есть и другие экзамены. Например, будущим дирижерам духового оркестра предстоит творческое ДВИ, а военным переводчикам и тем, кто будет охранять границы – профессиональное.
Что будет, если не сдать внутренний экзамен
Тех, кто не сдал внутренний экзамен, не зачислят в вуз. Но лишь в тот, где проходило испытание. ДВИ – это экзамен, который показывает, насколько знания абитуриента соответствуют специфике не только выбранного направления, но и конкретного университета. Поэтому главное для тех, кто не набрал достаточно баллов, – не отчаиваться. Возможно, в вузе с меньшим конкурсом или на другом, смежном, направлении обучения будет гораздо больше шансов поступить. Можно, конечно, повторить попытку через год, основательно подготовившись к внутреннему экзамену.
Обязательно изучите программы внутренних экзаменов – они публикуются на сайтах вузов. Многие факультеты престижных университетов и институтов проводят подготовительные курсы для поступающих. На них можно познакомиться с заданиями, которые будут на испытаниях. Ну а чтобы окончательно приобрести уверенность в своих силах, пообщайтесь со студентами выбранного вуза. Они поделятся своим опытом поступления и расскажут, трудно ли сдать внутренний экзамен в вузе.