что такое поурочное планирование в школе

Охрана и безопасность труда в школе и ДОУ

Положение
о поурочном плане

1. Общие положения

1.12. Поурочный план составляется на урок и может быть востребован администрацией и другими контролирующими органами.
1.13. Поурочный план урока хранится у учителя и предъявляется по требованию администрации в день проведения урока.

2. Разработка поурочного плана

2.1. Конспект урока может быть представлен в виде различных форм: план урока, схема, таблица, технологическая карта урока и др.
2.2.

2.3. На каждом этапе урока указывается содержание деятельности учителя и ученика.
2.4. Тема урока должна соответствовать календарно-тематическому планированию Рабочей программы предмета.
2.5.

2.6. Основными компонентами блока целеполагания являются тема урока, цель урока и планируемые результаты урока.

2.7. Основными компонентами инструментального блока, фиксируемыми в поурочном плане урока, являются: задачи урока, тип урока и учебно-методический комплекс урока.

2.8. Основными компонентами организационно-деятельностного блока, фиксируемыми в поурочном плане урока, являются: основные понятия, организация пространства, межпредметные связи, действия обучающихся, диагностика результатов, домашнее задание.

3. Оформление поурочного плана

3.1. Поурочный план оформляется в виде конспекта, схемы, технологической карты, плана урока таблицы, в которой учитель фиксирует необходимую информацию.
3.2. Конспект поурочного плана содержит две основные части: формальную и содержательную.
3.3.

Триединая цель урока включает следующие аспекты:
— образовательный: вооружение обучающихся системой знаний, умений и навыков;
— воспитательный: формирование у обучающихся научного мировоззрения, положительного отношения к общечеловеческим ценностям, нравственных качеств личности;
— развивающий аспект: развитие у обучающихся познавательного интереса, творческих способностей, речи, памяти, внимания, воображения.

3.4. включает описание этапов урока, названия, последовательность и содержание которых зависит от целеполагания. Их можно распределить в четыре группы:

3.5.
3.5.1.
Деятельностная цель: формирование у обучающихся умений реализации новых способов действия.
Содержательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.

1) Мотивация к учебной деятельности.
2) Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.
3) Выявление места и причины затруднения.
4) Построение проекта выхода из затруднения.
5) Реализации построенного проекта.
6) Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
7) Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
8) Включение в систему знаний и повторения.
9) Рефлексия учебной деятельности на уроке.

1) Мотивация (самоопределения) к коррекционной деятельности.
2) Актуализация и пробное учебное действие.
3) Локализация индивидуальных затруднений.
4) Построение проекта коррекции выявленных затруднений.
5) Реализация построенного проекта.
6) Обобщение затруднений во внешней речи.
7) Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
8) Включение в систему знаний и повторения.
9) Рефлексия учебной деятельности на уроке.

3.5.3.
Деятельностная цель: формирование у обучающихся способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания.
Содержательная цель: построение обобщенных деятельностных норм и выявление теоретических основ развития содержательно-методических линий курсов.

1) Мотивация к учебной деятельности (самоопределение).
2) Актуализация и пробное учебное действие.
3) Выявление места и причины затруднения.
4) Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения.
5) Реализация построенного проекта.
6) Первичное закрепление с комментированием во внешней речи.
7) Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
8) Включение в систему знаний и повторение.
9) Рефлексия учебной деятельности.

3.5.4.
Деятельностная цель: формирование у обучающихся способностей к осуществлению контрольной функции.
Содержательная цель: контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов.

1) Мотивация (самоопределение) к контрольно-коррекционной деятельности.
2) Актуализация и пробное учебное действие.
3) Локализация индивидуальных затруднений.
4) Построение проекта коррекции выявленных затруднений.
5) Реализации построенного проекта.
6) Обобщение затруднений во внешней речи.
7) Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
8) Решение заданий творческого уровня.
9) Рефлексия контрольно-коррекционной деятельности.

3.6. В содержательной части конспекта поурочного плана в обязательном порядке должны присутствовать пометки о решении задач и планируемых УУД. Пометки учитель делает справа в отдельной колонке.
3.7. В содержательной части конспекта поурочного плана в обязательном порядке должны присутствовать пометки об индивидуальной работе со слабоуспевающими обучающимися, с одаренными и высоко мотивированными учениками.
3.8. Учитель самостоятельно определяет объем содержательной части конспекта поурочного плана и форму его оформления, но все должно быть подчинено удобству работы учителя с данным поурочным планом и прозрачности деятельности участников образовательной деятельности.
3.9. Поурочный план может быть рукописным или напечатанным. В обязательном порядке поурочные планы в печатном варианте хранятся в папке-накопителе отдельно на каждый предмет на каждый класс. Рукописные планы ведутся в отдельной тетради на каждый класс.
3.10. Учителям высшей квалификационной категории (имеющим звания, являющимся победителями или призерами профессиональных конкурсов, «Учитель года») разрешается писать краткие поурочные планы (такие, какие будут удобны учителю). Однако, если в случае осуществления внутришкольного контроля (планового и внепланового) администрацией школы будет указано на недостаточно высокий уровень проведенного урока и сделаны серьезные замечания, администрация школы имеет право обязать учителя писать поурочные планы на общих основаниях.

4. Анализ реализации поурочного плана

4.1. Анализ урока как процесс осознания и самопознания формирует у учителя аналитические способности, развивает интерес и определяет необходимость изучения проблем, обучения и воспитания. Оценка профессионального мастерства учителя – один из самых актуальных аспектов в работе администрации. Это позволяет постоянно выявлять профессиональные затруднения, своевременно оказывать учителю помощь, видеть его рост, способствовать успешной аттестации.
4.2 Урок анализируется с позицией деятельности учителя и учеников, отдельных дифференцированных групп учеников (обучающихся с различной степенью подготовленности, развитости способностей, социальной адаптации), с педагогических, психологических, методических, физиолого-гигиенических, культурологических и др. Учитель и завуч, посещающий урок, должны быть заранее ознакомлены с целями и схемами предполагаемого анализа.

5. Самоанализ реализации поурочного плана

5.1. Самоанализ урока — средство самосовершенствования учителя. Самоанализ урока – неотъемлемая часть деятельности учителя по совершенствованию мастерства и учебного процесса. Через грамотно построенный самоанализ учитель сможет выявить причины недостаточной эффективности решения тех или иных учебно-воспитательных задач на уроках, принять их во внимание при дальнейшем проектировании учебно-воспитательной деятельности.
5.2.

5.3.
I. Краткая общая характеристика класса
1. Общая подготовленность класса:

2. Общая характеристика общения.
3. Что преобладает: соперничество или сотрудничество? Проблема лидеров и аутсайдеров.
4. Включенность детей в учебную деятельность и общий уровень ее сформированности в классе.
5. Общая характеристика освоения программы к этому времени.
II. Анализ эффективности проекта урока
1. Реальность цели урока.
2. Каким образом организована работа на уроке?
3. Что проектировалось изучить? Зачем? Роль этого материала в предмете. Достаточно ли глубоко учитель сам знает этот материал?
4. Какие (-ое) понятия были намечены для усвоения обучающимися? На какие другие понятия они (оно) опираются? Для каких понятий являются базой?
5. Что знают ученики об изучаемом понятии?
6. Сущность характеристики изучаемого понятия, которые должны быть в центре внимания обучающихся.
7. Какие учебные действия должны осуществить обучающиеся, чтобы освоить данное понятие и общий способ действия?
8. Каким образом проектировался ввод обучающихся в учебную задачу?
9. Как проектировалось осуществление остальных этапов решения учебной задачи?
10. Предусматривались ли в проекте урока реальные трудности, с которыми могли встретиться дети в ходе решения учебной задачи? Прогнозировались ли возможные ошибки обучающихся?
11. Какие критерии освоения данного материала намечались в проекте урока?
12. Общий вывод о реальности и эффективности проекта урока.
III. Как был осуществлен урок, исходя из его замысла?
1. Совпадает ли цель урока с его конечным результатом? В чем выражается разрыв? Удалось ли осуществить намеченную программу? Если да, то почему? Если нет, то почему?
2. Соответствие формы организации поставленной цели урока? Удалось ли учителю занять роль равноправного члена дискуссии?
3. Каким образом в начале урока учитель создал ситуацию успеха?
4. При помощи каких способов была создана ситуация принятия обучающимися учебной задачи? Как она повлияла на дальнейший ход ее решения?
5. Была ли принята учебная задача обучающимися?
6. Насколько эффективно осуществлялся этап преобразования условий задачи?
7. Каким образом учитель создал ситуацию, при которой дети приняли такие учебные действия как моделирование и преобразование модели?
8. Какие формы использовал учитель для организации решения частных задач? Уровень задач, их «интересность» с точки зрения лингвистического или математического материала?
9. Как был организован контроль? Контроль проходил, как самостоятельное действие или был включен в состав других действий? Что ученик контролировал: процесс выполнения действия или только результат? Когда контроль осуществлялся: в начале действия, в процессе действия или после его окончания? Какой арсенал средств и форм использовал учитель для освоения действия контроля детьми?
10. Опирались ли дети при работе на свою собственную оценку или прибегали к оценке учителя?
IV. Оценка целостности урока
1. Насколько содержание урока соответствовало требованиям ФГОС?
2. На каком уровне было организовано на уроке взаимодействие ученик-ученик, ученик-учитель, ученик-группа?
3. Охарактеризовать взаимодействие этапов учебной задачи в ходе саморешения. Выделить наиболее сильные и слабые этапы (с точки зрения качества их осуществления) и их влияния на конечный результат урока.
4. Рефлексивная деятельность обучающихся в результате решения учебной задачи.

6. Контроль и хранение поурочных планов

6.1. Контроль над ведением и оформлением поурочного плана учителя осуществляет заместитель директора по учебно-воспитательной работе и директор школы.
6.2. Поурочный план может быть рукописным, напечатанным.
6.3. После посещения урока учителя проверяются поурочные планы по посещенному учебному предмету.
6.4. Хранение поурочных планов осуществляет учитель в течение всего учебного года.
6.5. Допускается использование ранее разработанного плана (в течение двух предыдущих лет), но в таком случае в обязательном порядке делается необходимая корректировка в конспекте (учитываются особенности класса, уровень знаний, умений и навыков обучающихся и т.д.

7. Заключительные положения

7.1. Настоящее Положение о поурочном плане учителя является локальным нормативным актом, принимается на Педагогическом совете школы и утверждается (либо вводится в действие) приказом директора организации, осуществляющей образовательную деятельность.
7.2. Все изменения и дополнения, вносимые в настоящее Положение, оформляются в письменной форме в соответствии действующим законодательством Российской Федерации.
7.3. Положение о поурочном плане учителя общеобразовательной организации принимается на неопределенный срок. Изменения и дополнения к Положению принимаются в порядке, предусмотренном п.7.1. настоящего Положения.
7.4. После принятия Положения (или изменений и дополнений отдельных пунктов и разделов) в новой редакции предыдущая редакция автоматически утрачивает силу.

Источник

Тематическое и поурочное планирование, тематическая карта урока

Планирование работы – это трудоемкая работа в деятельности учителя и его подготовке к занятиям. Оно подразумевает деление на два вида: работа по календарно-тематическому планированию и проектная подготовка на каждый урок, – это поурочное планирование. Основными документами, на которые опирается учитель в течение своей деятельности, являются учебный план школы и отдельная программа учебного предмета.

Требования к тематическому и поурочному планированию

Перед работой учитель согласно положенным часам распределяет программный материал на весь учебный год и приступает к формированию календарно-тематического планирования. Для этого педагог использует специальную брошюру с программами, применяемыми к определенным предметам и примерным делением часов на конкретную тему курса. Тематическая расчасовка может быть изменена при помощи учителя по его усмотрению.

Тематическое планирование служит для отображения материала любой темы небольшого раздела программы и распределяется согласно урокам. В БУПе прописаны темы каждого урока, виды планируемых практических работ, домашнее задание, контрольные работы.

Тематическое планирование условно может подразделяться на:

Следующим звеном в работе учителя считается поурочное планирование. Оно позволяет точно проследить структуру урока, тему, цели, формы работы и его содержание.

Его наличие позволяет учителю структурировать все составные части урока, их смысловую и хронологическую последовательность, временно разгружая внимание педагога, позволяя концентрировать его на работе класса. Планирование урока составляется посредствам желания учителя, но наличие его структуры, темы, целей, задач, методов, домашнего задания, используемых учебных пособий и оборудования обязательны. Молодым специалистам необходимо оформлять полный и подробный конспект урока.

Технологическая карта урока

Технологической картой называют вид методического материала, обеспечивающего действенное и высококачественное ведение учебных занятий в общеобразовательном заведении.

Она считается приемом графического проектирования урока в виде таблицы, позволяющая подробно структурировать урок.

Технологическая карта имеет определенную структуру:

Наличие технологической карты позволяет четко и эффективно организовывать учебный процесс, обеспечивать реализацию предметных, метапредметных и индивидуальных умений согласно требованиям ФГОС второго поколения, распределить собственную работу на четверть, полугодие и год, сэкономить время подготовки учителя к уроку.

При наличии такой карты администрация школы может производить контроль над исполнением программы и для достижения планируемых результатов, определить проблему и помочь в ее решении с методической стороны.

Анализ и самоанализ урока

Для выявления и устранения недочетов существует анализ. При этом необходимо основываться на психолого-педагогической науке и на передовом педагогическом опыте.

Во время анализа необходимо соблюдать предложенные пункты:

Поле проведения урока учитель должен выполнить самоанализ, содержание которого отражает характеристику общего анализа урока от первого лица с наличием пункта об удовлетворенности или неудовлетворенности проведения своего урока. Самоанализа рассматривается в качестве одного из важных критериев творческой деятельности учителя.

Соблюдение всех норм, оформление тематического и поурочного планирования, наличие тематической карты урока позволяет плодотворно заниматься педагогической деятельностью. После выявления недочетов учитель принимает меры сам или при помощи коллектива и самосовершенствуется в практике проведения урока, что в особенности касается молодых специалистов. Они обязаны четко соблюдать предписанные требования и руководствоваться подробным поурочным планированием и тематической картой для оттачивания мастерства.

Источник

Положение о поурочном плане учителя

ПОЛОЖЕНИЕ О ПОУРОЧНОМ ПЛАНЕ УЧИТЕЛЯ

1.3. Поурочный план урока – способ графического проектирования урока, таблица, позволяющая структурировать урок по выбранным учителем параметрам. Такими параметрами могут быть этапы урока, его цели, содержание учебного материала, методы и приемы организации учебной деятельности обучающихся.

Поурочный план урока – обобщенно-графическое выражение сценария урока, основа его проектирования, средство представления индивидуальных методов работы учителя ОУ.

1.4. Поурочный план составляется учителем в соответствии с рабочей программой и календарно-тематическим планированием по предмету, учебного курса, дисциплины (модуля).

1.5. Наличие поурочного плана на каждом уроке обязательно.

1.6. Основные задачи поурочного плана:

– определение места урока в изучаемой теме, разделе, курсе;

– определение триединой цели урока;

– постановка задач урока и группировка отобранного содержания учебного материала, определение последовательности его изучения;

– выбор форм, методов обучения и форм организации познавательной деятельности обучающихся, направленных на создание условий для усвоения ими учебного материала.

2. Разработка поурочного плана урока.

2.1. Основными компонентами поурочного плана являются:

целевой: постановка целей учения перед обучающимися как на весь урок, так и на отдельные его этапы;

коммуникативный: определение уровня общения учителя с классом;

содержательный: подбор материала для изучения, закрепления, повторения, самостоятельной работы и т. д.;

технологический: выбор форм, методов и приемов обучения;

контрольно-оценочный: использование оценки деятельности обучающегося на уроке для стимулирования его активности и развития познавательного интереса;

2.2. Определение триединой цели на каждый урок обязательно.

2.3. Триединая цель включает следующие аспекты:

образовательный: вооружение обучающихся системой знаний, умений и навыков;

развивающий аспект: развитие у обучающихся познавательного интереса,

творческих способностей, речи, памяти, внимания, воображения.

воспитательный: формирование у обучающихся научного мировоззрения, положительного отношения к общечеловеческим ценностям, нравственных качеств личности;

2.4. Этапы планирования урока:

– определение типа урока, разработка его структуры;

– отбор оптимального содержания учебного материала урока, разделение его на ряд опорных знаний;

– выделение главного опорного учебного материала в общем содержании урока;

– выбор технологий, методов, средств, приемов обучения в соответствии с типом урока и каждым отдельным его этапом;

– выбор организационных форм деятельности обучающихся на уроке и оптимального объема их самостоятельной работы;

– определение формы и объема домашнего задания;

– определение форм подведения итогов урока, рефлексии;

– поурочный план должен отражать работу с наглядным материалом и с современными информационно-коммуникационными средствами;

– оформление поурочного плана

2.5. Соблюдение правил, обеспечивающих успешное проведение планируемого урока:

– учет индивидуальных возрастных и психологических особенностей обучающихся класса, уровня их знаний, а также особенностей всего классного коллектива в целом;

– подбор разнообразных учебных заданий и ситуаций, которые способствуют актуализации познавательной активности обучающихся на уроке и развитию универсальных учебных действий;

– дифференциация учебных заданий;

– продумывание приемов педагогической техники.

3. Оформление поурочного плана урока

3.1. Поурочный план урока оформляется в виде конспекта, в котором учитель фиксирует необходимую информацию.

3.2. Конспект поурочного плана должен содержать две основные части: формальную и содержательную.

3.3. Формальная часть конспекта включает:

— триединая цель урока;

— оборудование, материально-техническое оснащение.

3.4. Содержательная часть конспекта включает описание этапов урока, названия, последовательность и содержание которых зависит от конкретного предмета.

3.5. Примерный перечень этапов урока и их содержание в поурочном плане:

Повторение опорных знаний (определение понятий, законов, которые необходимо активизировать в сознании обучающихся, чтобы подготовить их к восприятию нового материала;

— самостоятельная работа обучающихся, ее объём, формы;

— способы развития интереса обучающихся к предмету, к теме;

— формы контроля за работой класса, отдельных обучающихся.

Усвоение новых знаний (новые понятия, законы и способы их усвоения);

— определение познавательных учебных задач урока (т.е. что должны узнать и освоить обучающиеся);

— самостоятельная работа и ее содержание;

— проблемные и информационные вопросы;

— варианты решения проблемы;

— варианты закрепления изученного материала.

Формирование умений и навыков (конкретные умения и навыки для отработки;

— виды устных и письменных самостоятельных работ и упражнений;

— способы «обратной» связи с обучающимися;

— фамилии обучающихся, которые будут опрошены.

3.6. Домашнее задание (что повторить и приготовить к уроку; творческая самостоятельная работа; объем и сроки выполнения домашнего задания).

3.7. В содержательной части конспекта поурочного плана могут присутствовать пометки об индивидуальной работе с обучающимися, имеющими проблемы в обучении, с одаренными и высокомотивированными обучающимися.

3.8. Учитель самостоятельно определяет объем содержательной части конспекта поурочного плана и форму его оформления, но все должно быть подчинено удобству работы учителя с данным поурочным планом и прозрачности деятельности участников образовательного процесса.

3.9. Конспект урока оформляется следующим образом:

по (предмету) для _____ класса

по теме «_________» дата:_________

4. Порядок хранения поурочного плана урока

4.1. Поурочный план может быть рукописным или напечатанным.

4.2. Рекомендовано учителю хранить поурочный план в течение учебного года.

Источник

Тематическое и поурочное планирование, тематическая карта урока

Планирование работы представляет собой сложный и не быстрый процесс в деятельности каждого учителя, который он проходит перед подготовкой к каждому занятию. Данный процесс условно делиться на две части: ведение работы по календарно-тематическому плану и подготовка учебных проектов непосредственно к каждому уроку (что так же называется поурочное планирование). Основные документы, которых придерживается каждый учитель, являются школьный учебный план и специальная программа, что составляется на каждый учебный предмет.

Требования для тематического и поурочного планирования

Перед тем, как начать работу преподаватель должен имеющиеся часы по каждому уроку и классу распределить на весь учебный год, затем проводится календарно-тематическое планирование. В процессе планирования используется специальная брошюра с программами, в которой собраны соответствующие предметы и приведены примеры разделения часов на каждую тему по учебному материалу. Вносится изменения в расчасовку, могут по усмотрению самого учителя.

Условно все тематическое планирование распределяется на следующие пункты:

После тематического планирования учитель переходит к поурочному планированию. Благодаря чему можно определить структуру урока, тему, преследуемые цели, содержание и формы выполняемых работ.

Сложно разобраться самому?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Поурочное планирование помогает правильно структурировать информацию по частям, выстроить данные по смыслу и хронологической последовательности, периодически помогая разгрузить учителя и сконцентрироваться на деятельности учащихся. Данный вид планирования проводится исключительно по желанию преподавателя, однако в учебном плане обязательно должны быть прописаны следующие пункты: структура урока, тема, цели, задачи, методы преподавания, задание на дом для учеников, применяемые учебные пособия и устройства. Для молодых специалистов предпочтительнее оформлять полную и развернутую запись своих уроков.

Составление технологической карты урока

Технологическая карта урока представляет собой графическую таблицу, при помощи которой легче создать структуру урока.

Любая технологическая карта имеет свое строение, в которое входят следующие пункты:

Такой учебный прием дает возможность эффективно наладить учебный процесс, помочь в реализации метапредметных, предметных и личных умений, который соответствуют ФГОС (второго поколения). Кроме этого, наличие данной учебной карты помогает четко распределить программу на семестр, полугодие и учебный год, а также сэкономить учителю время и силы для подготовки к очередному уроку.

Технологическая карта кроме выше перечисленных факторов помогает администрации общеобразовательных заведений осуществлять контроль над выполнением учебной программы в срок и следить за достижением запланированных результатов. Помимо этого такие карты помогают в определении и решении проблем с методической стороны учебного процесса.

Не нашли что искали?

Просто напиши и мы поможем

Проведение анализа урока и самоанализ

Проведение анализа работы позволяет обнаружить и устранить неточности в преподавании. При проведении анализа за основу берется психолого-педагогическая теория и современный опыт преподавания.
При выполнении анализа стоит основываться на следующих пунктах:

Ведение педагогической деятельности на высшем уровне обязательно включает в себя соблюдение всех норм, составление тематического плана, поурочного планирование, тематической карты каждого урока. После проведения анализа выполненной работы и самоанализа учитель самостоятельно или с помощью педагогического коллектива вносит изменения в планы и приобретает новый опыт. Чтобы максимально эффективно отточить свои навыки, молодым специалистам стоит четко придерживаться норм и правил, следовать поурочному планированию и тематическим картам.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *