что такое пларн в экологии
Что такое пларн в экологии
ПЛАРН на АЗС требуются с 1 января 2021 года
Новость для владельцев АЗС. Теперь, с 1 января 2021 года им тоже нужно иметь План по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов (сокращенно ПЛАРН или ПЛРН). Это прописано в Постановлении Правительства РФ №2451 от 31.12.2020 «Об утверждении Правил организации мероприятий по ПЛРН на территории Российской Федерации, за исключением внутренних морских вод Российской Федерации и территориального моря Российской Федерации, а так же о признании утратившим силу некоторых актов правительства Российской Федерации».
Напрямую в документе об этом не говорится. Но если внимательно прочитать главу «Критерии определения объектов», нововведение становится очевидным. Там четко говорится о «максимальном расчетном объеме разливов нефти и нефтепродуктов для объектов, расположенных на сухопутной части территории Российской Федерации, – 3 тонны и более».
Получается, что если у автозаправочной станции с жидким моторным топливом имеются резервуар(ы) емкостью 3 тонны и более, либо заправка ее резервуаров осуществляется автоцистернами вместимостью 3 тонны и более, ей в обязательном порядке нужно спешно обзаводиться ПЛАРН.
Возвращение ПЛАРН на АЗС
А теперь немного истории.
Когда-то вопроса, нужен ли АЗС ПЛАРН или нет, не было и в помине. Каждый владелец АЗС знал, что обязательно нужен. Однако десять лет назад, в 2011 году вышел в свет ФЗ №283 от 19.10.2011 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ». Документ вывел АЗС, торгующие нефтепродуктами, из состава ОПО (опасных производственных объектов).
Вместе с тем, «Правилами организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории РФ» (утв. Постановлением Правительства РФ от 15.04.2002 г. № 240) обязывали разрабатывать ПЛАРНы исключительно организациям, имеющим опасные производственные объекты. Это автоматически выводило АЗС из этого перечня.
И вот теперь история повторяется… И пусть ОПО автозаправки не являются, опасными объектами они все же остаются. А значит, представляют угрозу себе, окружающим и экологии. И ПЛАРН разрабатывать обязаны. Сразу повторимся: речь идет о тех АЗС, где имеются трехтонные и более объемные резервуары, либо заправка резервуаров осуществляется автоцистернами вместимостью от 3 тонн и более.
ПЛРН для АЗС. Что это такое
План по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов – специальный технический документ промышленной безопасности. В нем прописываются меры и действия, необходимые для предупреждения, своевременного выявления и ликвидации любых последствий возможных чрезвычайных ситуаций, связанных с разливом нефтепродуктов.
Отдельно говорится о том, как защитить самих работников АЗС и жителей близлежащих населенных пунктов от вредного воздействия нефти и веществ, ее содержащих.
В ПЛРН для АЗС содержится:
Разработка ПЛАРН для АЗС
Сразу отметим, что выполнен План должен быть с учетом всех требований к разработке и согласованию ПЛАРН. А они, эти требования, достаточно высоки и жестки. Нужно быть профессионалом, чтобы учесть все технические и законодательные нюансы.
Кроме того, ПЛАРН в обязательном порядке нужно согласовывать в надзорных органах. В частности, в Росприроднадзоре. При этом почти наверняка придется вносить различные правки и корректировки.
Ну, и, конечно, составной частью ПЛАРН для АЗС являются различные чертежи и схемы, выполнить которые без специальной подготовки и не имея соответствующего опыта просто не реально.
Поэтому при разработке ПЛАРН владельцам АЗС лучше всего обратиться к специалистам в этой области.
Стоимость ПЛАРН
ООО «Промэкопроект» давно и успешно работает на этом рынке.
Более 10 лет высококлассные проектировщики и инженеры компании делают «под ключ» технические документы любой сложности. За их плечами – сотни разработанных, согласованных и утвержденных Планов по предупреждению и ликвидации разливов нефтепродуктов для предприятий самого различного уровня.
Стоимость услуги может варьироваться в зависимости от характеристики объекта, его месторасположения, объема и количества резервуаров и других факторов.
ПЛАРН (план ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов)
Согласно ст.10 Федерального закона от 21.07.97 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» в целях обеспечения готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии предприятие, эксплуатирующее опасный производственный объект, обязано планировать и осуществлять мероприятия по локализации и ликвидации последствий аварий. Иными словами разрабатывать план ликвидации аварийных ситуаций.
Организации, чья деятельность связана с разведкой месторождений и добычей нефти, переработкой, транспортировкой, хранением и использованием нефти и нефтепродуктов, должны разрабатывать ПЛАРН.
Законодательство, регламентирующее разработку ПЛАРН:
План ликвидации разливов нефти (ПЛАРН) разрабатывается с целью определения всех мероприятий, направленных на выявление, ликвидацию и профилактику последствий возможных чрезвычайных ситуаций, вызванных утечкой нефти и нефтепродуктов на опасном производственном объекте.
ПЛАРН – первостепенный документ, который определяет порядок действий персонала и аварийно-спасательных служб предприятия, населения близлежащих населенных пунктов.
На основании этого плана спецподразделения организации должны моментально отреагировать на любую аварию по всей зоне действия ПЛАРН, включающей в себя максимально возможную территорию загрязнения нефтепродуктами. Зона действия определяется экспертами, которые проводят анализ специфики работы предприятия и различных сторонних факторов: время года, погодные условия, экологические особенности местности, ее рельеф и многое другое.
Все аварийные ситуации, связанные с разливами нефти, разделяют на несколько категорий в зависимости от объема ее утечки и загрязненной площади:
Уровень чрезвычайной ситуации на СУШЕ | Органы, согласующие и утверждающие ПЛАРН | Сроки введения ПЛАРН в действие | Сроки действия ПЛАРН |
---|---|---|---|
Локальный (зона ЧС не выходит за пределы территории потенциально опасного объекта, разлив нефти не более 100 тонн) | Орган, специально уполномоченный решать задачи гражданской обороны, задачи по предупреждению и ликвидации ЧС, в составе или при органе исполнительной власти местного самоуправления по согласованию с соответствующими территориальными органами федеральных органов исполнительной власти. | 4 месяца | 3 года |
Местный (зона ЧС не выходит за пределы населенного пункта, города, района, разлив нефти до 500 тонн) | Территориальный орган МЧС России по субъекту Российской Федерации по согласованию с соответствующими территориальными органами федеральных органов исполнительной власти. | 4 месяца | 3 года |
Территориальный (зона ЧС не выходит за пределы субъекта Российской Федерации, разлив нефти до 1000 тонн) | Территориальный орган МЧС России по субъекту Российской Федерации по согласованию с соответствующими территориальными органами федеральных органов исполнительной власти. | 6 месяцев | 4 года |
Региональный (ЧС развивается на территории нескольких субъектов РФ, разлив нефти до 5000 тонн) | Федеральный орган исполнительной власти по ведомственной принадлежности и МЧС России по согласованию с соответствующими федеральными органами исполнительной власти и региональным центром. | 9 месяцев | 5 лет |
Федеральный (ЧС развивается на всей территории РФ, разлив нефти более 5000 тонн) | Федеральный орган исполнительной власти по ведомственной принадлежности и МЧС России по согласованию с соответствующими федеральными органами исполнительной власти и региональными центрами. | 12 месяцев | 5 лет |
Введение ПЛАРН в действие оформляется приказом по организации, с уведомлением органов исполнительной власти, утвердивших Планы.
По истечении указанных сроков планы ликвидации аварийных разливов нефти подлежат корректировке/переработке. Помимо этого, планы корректируются или перерабатываются до окончания срока действия по решению одного из утвердивших его органов, либо при принятии соответствующих нормативных документов.
Уровень чрезвычайной ситуации на АКВАТОРИЯХ | Органы, согласующие и утверждающие ПЛАРН | Сроки введения ПЛАРН в действие | Сроки действия ПЛАРН |
---|---|---|---|
Объектовый (разлив нефти до 500 тонн) | Согласовывается с Администрацией морского порта, соответствующими территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, специализированными морскими инспекциями МПР России и утверждаются территориальным органом МЧС России по субъекту Российской Федерации. | 4 месяца | 3 года |
Региональный (разлив нефти до 5000 тонн) | Согласовывается с соответствующими федеральными органами исполнительной власти, специализированными морскими инспекциями МПР России, КЧС органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, региональными центрами, соответствующими региональными подразделениями Минтранса России и утверждается федеральным органом исполнительной власти по отраслевой принадлежности, Минтрансом России и МЧС России. | 9 месяцев | 5 лет |
Федеральный (разлив нефти более 5000 тонн) | Согласовывается с КЧС органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, региональным центром, соответствующими региональными подразделениями Минтранса России и федеральными органами исполнительной власти и утверждается федеральным органом исполнительной власти по ведомственной принадлежности Минтрансом России и МЧС России. | 12 месяцев | 5 лет |
За плечами работников нашей компании многолетний опыт разработки ПЛАРН для крупнейших российских нефтедобывающих и нефтеперерабатывающих компаний. Мы гарантируем качественную разработку необходимой документации, и введение планов в действие. Эксперты полностью возьмут на себя все заботы по подготовке ПЛАРН, помогут сделать деятельность вашей организации безопасной и защищенной юридически.
Разработка ПЛАРН
Главной задачей документа является детальное описание действий, позволяющих выявить, предупредить и устранить чрезвычайные ситуации, вызванные утечкой нефти. В соответствии с ПЛАРН производится оперативное реагирование аварийных формирований, персонала объекта и спецподразделений.
Законодательство, регламентирующее разработку ПЛАРН
План ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов должен разрабатываться в соответствии с требованиями действующего законодательства, а именно:
ФЗ №68 от 21.11.1994 г.;
ФЗ №116 от 20.06.1997 г.;
ПП РФ №794 от 30.11.2003 г.;
ПП РФ №613 от 21.08.2000 г.;
ПП РФ №240 от 15.04.2002 г.;
ПП РФ №1189 от 14.11.2014 г.;
Приказом МЧС России №621 от 28.11.2005 г.;
Указанием по выявлению нижнего уровня разлива нефти и нефтепродуктов в случае ЧС (согласно приказа МПР РФ №156 от 03.03.2003 г.);
Приказа МЧС России №144 от 24.03.2003 г.
Организации, которым необходима разработка ПЛАРН
Согласно Постановлению Правительства РФ №613 от 21.08.2000 г. и с учетом требований Постановлений Субъектов Российской Федерации разработка плана ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов должна производиться предприятиями вне зависимости от формы собственности, осуществляющих:
переработку нефти и нефтепродуктов,
транспортировку нефти и нефтепродуктов,
реализацию нефти и нефтепродуктов,
хранение нефти и нефтепродуктов.
Для кого разрабатывается ПЛАРН?
Таковыми объектами являются:
стационарные сооружения для хранения нефти/нефтепродуктов (нефтехранилища, нефтебазы, АЗС),
плавучие и стационарные нефтяные терминалы и добывающие установки,
Для чего необходим План ликвидации разливов нефти?
Планирование действий по ликвидации аварийных разливов нефти, изложенное в ПЛАРН, позволяет определить необходимый объем технических средств и сил для ликвидации разливов в установленные законодательством сроки, а также для организации последующих мероприятий, направленных на ликвидацию последствий ЧС.
количество сил и средств, необходимое для ликвидации ЧС, связанных с розливом нефти/нефтепродуктов, соответствия объема сил и средств задачам ликвидации и определение необходимости задействования профессиональных аварийно-спасательных формирований;
прогнозирование возможных аварий, связанных с розливами нефти;
состав, дислокацию и взаимодействие сил и средств;
порядок поддержания постоянной готовности с указанием организаций, несущих ответственность;
взаимный обмен информацией между участниками ликвидации последствий ЧС;
определение первоочередных мероприятий при получении сигнала о ЧС;
гидрометеорологические, географические и другие особенности района ЧС, учитывающиеся при проведении операций по локализации последствий аварий;
организация инженерного, финансового и материально-технического обеспечения проведения ликвидационных мероприятий;
график проведения операций по ликвидации ЧС;
обеспечение безопасности населения, оказание первой медицинской помощи.
Категории ПЛАРН
ПП РФ №613 от 21.08.2000 г. определяет категории ЧС в зависимости от типа объекта и площади разлива нефти/нефтепродуктов во внешних пресноводных водоемах и на местности.
* Приказ МПР РФ №156 от 03.03.2003 г.
Порядок согласования ПЛАРН, срок действия и корректировки
Разработка ПЛАРН производится согласно нормативам, определяющим объем утечки нефтепродуктов (в тоннах) как каждого вида водного и сухопутного транспорта, в соответствии с типом объекта. Далее документ должен пройти согласование в МЧС России и других надзорных органах в установленном законом порядке, согласно присвоенной предприятию категории чрезвычайной ситуации.
Срок действия документа в зависимости от уровня объекта может быть следующим:
Кем согласовывается ПЛАРН?
Органы, согласовывающие и утверждающие документ, определяются уровнем чрезвычайной ситуации:
местные. Органы, уполномоченные решать задачи ГО, задачи по предотвращению и ликвидации ЧС, при исполнительной власти местного самоуправления, входящие в состав, по согласованию с территориальными органами власти;
местные. Территориальное подразделение МЧС по субъекту РФ по согласованию с территориальными органами власти;
территориальные. Территориальные подразделения МЧС по субъекту РФ по согласованию с соответствующими территориальными органами исполнительной власти;
региональные. Органы исполнительной власти федерального уровня по ведомственной принадлежности к МЧС;
федеральные. Федеральные органы по ведомственной принадлежности к МЧС с соответствующими органами исполнительной власти федерального уровня и региональными центрами.
По истечении срока действия ПЛАРН проводится его переработка (корректировка). Корректировка плана по ликвидации авариных разливов нефти/нефтепродуктов перерабатываются досрочно по решению одного из утвердивших его органов, в случае внесения изменений в нормативно-правовые акты, регламентирующие составление ПЛАРН.
Штраф за отсутствие ПЛАРН
Ответственность за отсутствие Плана ликвидации аварийного розлива нефти прописана в ФЗ №195 ст. 20.6 КоАП от 30.12.2001. За игнорирование обязанностей по защите населения и территорий от ЧС техногенного или природного характера, и несоблюдение норм и правил по предотвращению катастроф и аварий на объектах социального и производственного назначения предусмотрены штрафы:
Специалисты ООО «Сервиса Безопасности Союза Спасателей» возьмут на себе разработку и согласование ПЛАРН. Все работы будут выполнены профессионально и оперативно.
План по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов (ПЛАРН).
Сроки профессиональной разработки плана ликвидации аварий разливов нефти и нефтепродуктов (ПЛАРН) начинаются от 10 дней. При этом стоимость работ начинается от 45000 рублей.
План по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов (ПЛАРН) – документ, регламентирующий порядок действий, количество сил и средств в случае возникновения аварии на опасном производственном объекте. Он позволяет спрогнозировать возможные нештатные ситуации, проработать их сценарии, спланировать действия штатных сотрудников, населения и специалистов спасательных формирований. Это позволяет своевременно устранить аварию и минимизировать последствия ее возникновения.
Разработка рассматриваемого документа основывается на требованиях, установленных:
Документ необходим предприятиям, осуществляющим эксплуатацию стационарных объектов хранения нефти, нефтеналивных судов и барж, нефтедобывающих установок и нефтяных терминалов. Также его составление необходимо при транспортировке нефти посредством использования трубопроводов или железнодорожных составов.
К таким предприятиям относятся объекты нефтяной промышленности, осуществляющие разведку нефтяных месторождений, добычу нефти, ее переработку, транспортировку, а также хранение и реализацию полученной продукции.
Кто может разработать ПЛАРН?
Составление рассматриваемого документа не требует получения специализированного разрешения или лицензии. Соответственно, предприятия могут сформировать его самостоятельно.
Тем не менее, большинство из них предпочитает обращаться к услугам специалистов коммерческих организаций, имеющим опыт. Это позволяет учесть все требования действующего законодательства, ускорить процесс разработки, исключить вероятность недочетов в документе, за счет чего также сокращается и продолжительность процедуры согласования.
Стоит обратить внимание, что масштаб деятельности объекта напрямую влияет на формирование стоимости и продолжительность разработки. Так, цена на данную услугу составляет от 45 000 рублей, разработка может занять от 10 дней.
Срок действия и внедрения ПЛАРН.
Срок действия рассматриваемого документа напрямую определяется видом и масштабом аварийной ситуации, для устранения последствий которой он был разработан, и может составить от 3 до 5 лет. Виды аварийных ситуаций, в свою очередь, классифицируются в зависимости от объема пролитой нефти и площади загрязненного участка. При этом нештатной ситуации может быть присвоен уровень от локального до федерального. От присвоенного уровня зависит и уровень надзора согласующей инстанции.
Внедряется План посредством издания соответствующего приказа по предприятию и последующим уведомлением согласующих органов. Срок внедрения также определяется уровнем чрезвычайной ситуации и может продлиться от 4 до 12 месяцев.
После окончания срока действия документа, он корректируется или разрабатывается повторно. Кроме того, он также может быть переработан досрочно при получении соответствующего предписания от надзорных органов.
Где согласовать план по нефти?
Процедура согласования основывается на требованиях Приказа МЧС №621 от 28.12. 2004 г.
В соответствии с указанным документом, согласовывать Планы и Календарные планы ОПО требуется с Ростехнадзором и территориальными органами МЧС.
Так, например, документация объектов локального уровня согласовывается с комитетами ГО и ЧС при местном органе самоуправления и территориальными органами исполнительной власти.
Планы объектов местного и территориального уровня, после утверждения руководителем, согласовываются с территориальным органом МЧС и территориальными органами федеральных органов исполнительной власти. Календарные планы для объектов местного уровня подлежат согласованию в местных комитетах ГО и ЧС. Кроме того, Календарные планы таких объектов могут войти в состав ПЛАРН в виде отдельного раздела, для чего требуется решение руководителя регионального центра МЧС.
Документация организаций регионального и федерального уровней согласовывается с региональными центрами МЧС и федеральными органами исполнительной власти.
Что войдет в состав плана аварий разливов нефти?
В соответствии с законодательными документами, в составе рассматриваемого документа должна быть отражена следующая информация:
Содержание.
В первую очередь в составе документа приводится общая часть, включающая такие разделы, как:
Далее следует оперативная часть, включающая:
Последним разделом выступают сведения о ликвидации последствий произошедшей аварии, включающие:
Далее следуют приложения, в составе которых приводятся графические материалы, внутренняя документация ОПО, характеристика используемых на объекте нефтепродуктов, необходимые расчеты, договоры на утилизацию нефтесодержащих отходов, формы используемых журналов и отчетов, календарный план оперативных мероприятий. В Календарном плане оперативных мероприятий приводится перечень мер, необходимых к исполнению при возникновении угрозы ЧС, с указанием времени исполнения, времени проведения мероприятия и ответственных исполнителей.
Ответственность
Ответственность за отсутствие Плана и невыполнение предусмотренных в его составе мероприятий возникает согласно статье 20.6 КоАП, и регламентируется штрафом в размере до 20 тысяч рублей по отношению к должностным лицам и до 200 тысяч рублей – в отношении юридических лиц.
Согласовать ПЛАРН в 2021: МИССИЯ ВЫПОЛНИМА?
В конце 2020 года было принято новое Постановление Правительства РФ (№2451 от 31 декабря 2020 г.), согласно которому кардинально поменялись правила работы опасных производственных объектов по ликвидации чрезвычайных ситуаций, связанных с аварийным разливом нефти и нефтепродуктов.
Что представляет собой ПЛАРН и кому он нужен?
Главной задачей документа является детальное описание действий, позволяющих выявить, предупредить и устранить чрезвычайные ситуации, вызванные утечкой нефти. В соответствии с ПЛАРН производится оперативное реагирование аварийных формирований, персонала объекта и спецподразделений.
ПЛАРН обязателен к разработке:
стационарным сооружениям для хранения нефти/нефтепродуктов (нефтехранилища, нефтебазы, АЗС);
плавучим и стационарным нефтяным терминалам, добывающим установкам;
Предпосылки к ожесточениям согласования ПЛАРН:
Все мы хорошо помним историю аварии с разливом 21 тысячи тонн топлива в конце мая прошлого года на одной из теплоэлектроцентралей в Норильске.
На территории ТЭЦ-3 АО «НТЭК» легковой автомобиль врезался в резервуар с дизельным топливом, в результате чего произошла разгерметизация бака. Было спровоцировано возгорание, распространившееся на площадь в 600 кв. м. По загрязненной нефтепродуктами территории сотрудники Росприроднадзора провели рейдовый осмотр, а специалисты ЦЛАТИ взяли пробы почвы. Спустя некоторое время, эта авария была признана экологами крупнейшей экологической катастрофой Арктики. Шестого июля 2020 года Росприроднадзор оценил ущерб от аварии почти в 148 миллиардов рублей, вред, причиненный водным объектам, составил 147,046 млрд руб., почве — ещё 738,6 млн руб.
После данного прецедента предупредительные меры аварийных разливов нефти и нефтепродуктов, а также контроль за их выполнением были пересмотрены кардинальным образом. И были отражены в изменениях регламента согласования ПЛАРН на законодательном уровне.
Законодательная база:
Федеральный закон от 13 июля 2020 г. № 207-ФЗ «О внесении изменений в статью 46 Федерального закона «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон).
Согласно пункту 6 статьи 1 Закона ПЛАРН утверждается эксплуатирующей организацией при условии наличия: согласования федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление государственного экологического надзора.
Постановление Правительства Российской Федерации от 31.12.2020 № 2451 «Об утверждении Правил организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации, за исключением внутренних морских вод Российской Федерации и территориального моря Российской Федерации, а также о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации».
Как обстоят дела с согласованием ПЛАРН сегодня?
Еще совсем недавно ПЛАРН был фактически чисто техническим документом с точки зрения физической ликвидации аварии. Документ контролировался МЧС и аварийно-спасательными подразделениями. При этом природоохранительная часть документа была лишь формальностью, которой, как правило, не уделялось должного внимания.
Из комментария Руководителя Росприроднадзора, Радионовой Светланы Геннадьевны:
«Планы нам понесли, но мы практически никому их не утвердили, поскольку они не соответствовали тем нормативным требованиям, которые должны быть. Мы вернули порядка 300 планов.
Сейчас компании заходят заново, пересматривают их. Это не просто бумага, которая у компании должна быть, когда на предприятие приходит инспектор. Это жизненный план компании, который должен быть реальным и выполнимым, по нему предприятие будет жить в случае нефтеразлива.»
Источник: Телеграм-канал «Выводы на чистоту».
Согласовать ПЛАРН в 2021 – миф или реальность?
Наша команда включает специалистов как с колоссальным опытом работы на опасных промышленных объектах, так и собственный штат экологов, взаимодействующих с органами Росприроднадзора уже много лет, и понимающих все нюансы и «подводные камни» каждого из этапов согласования.
Мы знаем требования Росприроднадзора к документам в сфере охраны окружающей среды максимально глубоко, поэтому всегда подходим к задаче подготовки комплекта документов и его согласования очень скрупулезно и тщательно.