что такое письменная речь 1 класс

Урок русского языка на тему «Устная и письменная речь» (1 класс)

Урок русского языка 1 класс

Данная методическая разработка поможет организовать урок русского языка в 1 классе. Урок соответствует требованиям ФГОС. Цель урока- создание условий для формирования первоначального представления об устной и письменной речи и о языке как средстве речевого общения. Применяемые формы и методы работы делают урок интересным и увлекательным. Материал будет полезен начинающим и опытным педагогам.

Тема: Устная и письменная речь.

Цель: создать условия для формирования первоначального представления об устной и письменной речи и о языке как средстве речевого общения

Планируемые образовательные результаты:

Осознание ценности изученного материала.

формирование чувства уважения к русскому языку, как национальному достоянию русского народа, государственному языку нашей страны, чувства уважения к языку других народов…….

Дать первоначальное представление об устной и письменной речи и о языке как средстве речевого общения.

Уметь различать речь устную и письменную

Ввести в активный словарь детей слова – термины: «устная речь», «письменная речь» и слова с непроверяемым написанием: язык, русский язык.

Уметь списывать предложения.……

Умение формулировать учебную задачу и удерживать ее.

Умение выявлять проблему.

Умение контролировать и оценивать свою работу и полученный результат.

Умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель.

Умение сравнивать, делать выводы.

Умение соблюдения позиции «понимающего»

Умение работать в паре.

Умение в решении образовательных задач обращаться за помощью к соседу, учителю.

Оборудование: учебник Канакиной В. П. «Русский язык» 1 класс, карточки с названиями видов речи, мультимедиа, магнитофон, аудиозаписи на русском и иностранном языках.

Тип урока: урок изучения нового материала

1. Организационный этап

-Здравствуйте, ребята. Я желаю вам хорошего настроения. Повернитесь друг к другу, улыбнитесь и пожелайте хорошего настроения на уроке.

2. Актуализация опорных знаний

Это старый наш знакомый:

Он живет на крыше дома –

Он летает на охоту

За лягушками к болоту.

— Вспомните чему был посвящен наш прошлый урок. (Мы изучали виды речи, ее значение в жизни людей)

— Посмотрите на доску.

На доске: карточки «слушание», «предложение», «письмо», «чтение», «говорение», «речь про себя»

— Определите карточку, на которой записано «лишнее слово». (карточка «предложение»)

— Объясните свой выбор.( Слушание, говорение, чтение, письмо – это виды речи)

— Попробуйте определить, что делает каждый из сказочных героев.(читает, слушает, пишет, говорит)

— Разделите эти виды речи на группы.

— Какие группы получились?

— Выскажите свое мнение: можно ли дать одинаковые названия этим группам.

( письмо буквы А
(заглавной и строчной в соединении с другими буквами и буквосочетаниями); письмо слогов, слов, предложений (А, а, Аа, ам, ас, мама, аист, Аист летает в небе).

Отвечают на вопросы

Определяют карточку на которой «лишнее слово»

Объясняют свой выбор.

Делят слова на группы

Высказывают свое мнение.

3. Постановка учебной задачи

Работа с учебником с.7

— Прочтите вопрос. (Какая бывает речь?)

— Как вы думаете, какая тема сегодняшнего урока?

— Какие задачи поставим перед собой? (Получить ответ на вопрос: какой бывает речь?)

Определяют тему урока и ставят учебные задачи.

4. Изучение нового материала

1)Организация восприятия и осмысления новой информации (усвоение исходных знаний). (Работа с учебником с.7 упр. №3)

— Что нового узнали из текста? (Речь бывает устной и письменной)

— Что такое письменная речь?

— Что такое устная речь?

— Вернемся к группам карточек. Какое название можно дать каждой группе?

2)Первичная проверка понимания (Работа с учебником с.7 №4)

— Рассмотрите рисунок. Назовите сказку.

— Как вы догадались, что рисунки даны к сказке «Колобок»? (Нарисованы герои сказки.)

— Прочитайте отрывок из сказки. Найдите в тексте слова, значение которых вы затрудняетесь объяснить.

— Подумайте, к какой речи вы отнесете запись разговора сказочных персонажей? (К письменной)

— Какой речью воспользуетесь, чтобы прочитать разговор Колобка и Зайца? (Устной)

3)Организация усвоения способов деятельности путем воспроизведения информации и упражнений в ее применении по образцу.

Работа в парах. Подготовка и чтение отрывка сказки по ролям

— Расскажите, с кем встретился Заяц? Что произошло?

— Какой речью вы воспользовались, чтобы передать содержание сказки? (Устной)

— Дайте оценку своей работы в парах. (Волшебные ступеньки)

Солнце спит, небо спит,

Даже ветер не шумит.

Рано утром солнце встало,

Всем лучи свои послало.

Вдруг повеял ветерок,

Небо тучей заволок,

На дороге пыль поднял.

Дождь по крышам застучал.

Барабанит дождь по крыше,

Солнце клонится всё ниже.

Вот и спряталось за тучи,

Ни один не виден лучик.

4)Творческое применение и добывание знаний, освоение способов деятельности путем решения проблемных задач, построенных на основе ранее усвоенных знаний и умений. (Работа с учебником с.8)

— Прочитайте, что написано в верхней части страницы. (Что такое родной язык?)

— Постарайтесь объяснить, как вы понимаете значение слова язык? Родной язык? Русский язык?

— Рассмотрите рисунки. Попробуйте прочитать предложения, написанные на доске. (Они написаны на разных языках)

— Какое предложение вам удалось прочитать и понять? Почему?

— Кто сможет прочитать предложения, записанные на иностранных языках?

— На с.8 прочитайте текст под рубрикой «Обрати внимание…»

— Какой вывод вы можете сделать?( Прочитать и понять написанное можно тогда, когда знаешь язык, на котором записан текст.)

— Прочитайте сведения о языке.

— Постарайтесь объяснить, как вы понимаете слова: государственный язык, Российская Федерация.

Читают текст, отвечают на вопросы

Дают название каждой группе

Рассматривание рисунка к сказке «Колобок», называют героев сказки

Находят слова, значение которых не понятно

Отвечают на вопросы

Чтение по ролям в парах.

Кладут голову на руки.

Встают, руки вверх с разведенными пальцами.

Махи руками из стороны в сторону с наклонами туловища.

Круговые движения руками влево, затем вправо.

Барабанят пальцами по столу.

Постепенно садятся и кладут голову на столы.

Чтение второй познавательной задачи

Чтение текста «Обрати внимание…»

Объясняют значение слов: государственный язык, Российская Федерация?

5. Закрепление знаний и умений.

1)Прослушивание аудиозаписи на русском и иностранных языках.

-Какая речь звучала? Как вы об этом узнали?

— А на каком языке звучала другая речь?

— Смогли ли вы ее понять? Почему?

Помните, что каждый человек должен знать и любить свой родной язык и уважительно относиться к другим языкам и народам, говорящим на своем родном языке.

2)Работа со словами с непроверяемыми написаниями.

— Найдите на с.8 словарное слово. Какой знак помог вам быстро определить словарное слово?

-Подумайте, в каких еще значениях используется в русском языке слово язык?

— Найдите слово язык в орфографическом словаре на с.137.

-Прочитайте на с.8 предложение о родном языке. Спишите это предложение, используя памятку на с.134.

Работа с орфографическим словарём в учебнике

Списывают предложение, используя памятку.

6. Самостоятельная работа в рабочей тетради.

— Впишите в предложение пропущенное слово.

7. Подведение итогов урока

-Вспомните, какая бывает речь?

-Какую речь мы называем устной?

— Какую речь мы называем письменной?

— Как называется наш родной урок?

-Объясните, почему слово язык записано в орфографическом словаре?

Сегодня я узнал, что речь бывает …

Теперь я знаю, что русский язык – это …

Мне было интересно выполнять задание …

Оцените свою работу на уроке в листах успешности. Объясните, почему такую оценку вы себе поставили.

Устно дополняют предложения

что такое письменная речь 1 класс. placeholder. что такое письменная речь 1 класс фото. что такое письменная речь 1 класс-placeholder. картинка что такое письменная речь 1 класс. картинка placeholder. Урок русского языка 1 класс

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

что такое письменная речь 1 класс. placeholder. что такое письменная речь 1 класс фото. что такое письменная речь 1 класс-placeholder. картинка что такое письменная речь 1 класс. картинка placeholder. Урок русского языка 1 класс

Курс повышения квалификации

Скоростное чтение

что такое письменная речь 1 класс. placeholder. что такое письменная речь 1 класс фото. что такое письменная речь 1 класс-placeholder. картинка что такое письменная речь 1 класс. картинка placeholder. Урок русского языка 1 класс

Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

что такое письменная речь 1 класс. a loader. что такое письменная речь 1 класс фото. что такое письменная речь 1 класс-a loader. картинка что такое письменная речь 1 класс. картинка a loader. Урок русского языка 1 класс

Номер материала: ДA-005215

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами

Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно

что такое письменная речь 1 класс. 12ca 000988a9 e32712b1. что такое письменная речь 1 класс фото. что такое письменная речь 1 класс-12ca 000988a9 e32712b1. картинка что такое письменная речь 1 класс. картинка 12ca 000988a9 e32712b1. Урок русского языка 1 класс

что такое письменная речь 1 класс. placeholder. что такое письменная речь 1 класс фото. что такое письменная речь 1 класс-placeholder. картинка что такое письменная речь 1 класс. картинка placeholder. Урок русского языка 1 класс

Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате

Время чтения: 1 минута

что такое письменная речь 1 класс. placeholder. что такое письменная речь 1 класс фото. что такое письменная речь 1 класс-placeholder. картинка что такое письменная речь 1 класс. картинка placeholder. Урок русского языка 1 класс

Только каждый 10-й россиянин может дать платное образование своим детям

Время чтения: 2 минуты

что такое письменная речь 1 класс. placeholder. что такое письменная речь 1 класс фото. что такое письменная речь 1 класс-placeholder. картинка что такое письменная речь 1 класс. картинка placeholder. Урок русского языка 1 класс

В Ленобласти педагоги призеров и победителей олимпиады получат денежные поощрения

Время чтения: 1 минута

что такое письменная речь 1 класс. placeholder. что такое письменная речь 1 класс фото. что такое письменная речь 1 класс-placeholder. картинка что такое письменная речь 1 класс. картинка placeholder. Урок русского языка 1 класс

Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст

Время чтения: 1 минута

что такое письменная речь 1 класс. placeholder. что такое письменная речь 1 класс фото. что такое письменная речь 1 класс-placeholder. картинка что такое письменная речь 1 класс. картинка placeholder. Урок русского языка 1 класс

Путин поручил разработать концепцию развития допобразования детей до 2030 года

Время чтения: 2 минуты

что такое письменная речь 1 класс. placeholder. что такое письменная речь 1 класс фото. что такое письменная речь 1 класс-placeholder. картинка что такое письменная речь 1 класс. картинка placeholder. Урок русского языка 1 класс

В России будут создавать школьные театры

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Презентация по обучению грамоте 1 класс Что такое речь? Речь устная и письменная

что такое письменная речь 1 класс. presentation bg. что такое письменная речь 1 класс фото. что такое письменная речь 1 класс-presentation bg. картинка что такое письменная речь 1 класс. картинка presentation bg. Урок русского языка 1 класс

Описание презентации по отдельным слайдам:

Шпотаковская Елена Ивановна учитель начальных классов МБОУ СОШ №8 с. Спасское Приморского края

что такое письменная речь 1 класс. placeholder. что такое письменная речь 1 класс фото. что такое письменная речь 1 класс-placeholder. картинка что такое письменная речь 1 класс. картинка placeholder. Урок русского языка 1 класс

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

что такое письменная речь 1 класс. placeholder. что такое письменная речь 1 класс фото. что такое письменная речь 1 класс-placeholder. картинка что такое письменная речь 1 класс. картинка placeholder. Урок русского языка 1 класс

Курс повышения квалификации

Скоростное чтение

что такое письменная речь 1 класс. placeholder. что такое письменная речь 1 класс фото. что такое письменная речь 1 класс-placeholder. картинка что такое письменная речь 1 класс. картинка placeholder. Урок русского языка 1 класс

Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

что такое письменная речь 1 класс. a loader. что такое письменная речь 1 класс фото. что такое письменная речь 1 класс-a loader. картинка что такое письменная речь 1 класс. картинка a loader. Урок русского языка 1 класс

Номер материала: ДБ-197354

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами

Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно

что такое письменная речь 1 класс. 12ca 000988a9 e32712b1. что такое письменная речь 1 класс фото. что такое письменная речь 1 класс-12ca 000988a9 e32712b1. картинка что такое письменная речь 1 класс. картинка 12ca 000988a9 e32712b1. Урок русского языка 1 класс

что такое письменная речь 1 класс. placeholder. что такое письменная речь 1 класс фото. что такое письменная речь 1 класс-placeholder. картинка что такое письменная речь 1 класс. картинка placeholder. Урок русского языка 1 класс

Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст

Время чтения: 1 минута

что такое письменная речь 1 класс. placeholder. что такое письменная речь 1 класс фото. что такое письменная речь 1 класс-placeholder. картинка что такое письменная речь 1 класс. картинка placeholder. Урок русского языка 1 класс

Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате

Время чтения: 1 минута

что такое письменная речь 1 класс. placeholder. что такое письменная речь 1 класс фото. что такое письменная речь 1 класс-placeholder. картинка что такое письменная речь 1 класс. картинка placeholder. Урок русского языка 1 класс

В Ленобласти педагоги призеров и победителей олимпиады получат денежные поощрения

Время чтения: 1 минута

что такое письменная речь 1 класс. placeholder. что такое письменная речь 1 класс фото. что такое письменная речь 1 класс-placeholder. картинка что такое письменная речь 1 класс. картинка placeholder. Урок русского языка 1 класс

Путин поручил разработать концепцию развития допобразования детей до 2030 года

Время чтения: 2 минуты

что такое письменная речь 1 класс. placeholder. что такое письменная речь 1 класс фото. что такое письменная речь 1 класс-placeholder. картинка что такое письменная речь 1 класс. картинка placeholder. Урок русского языка 1 класс

Трехлетнюю олимпиаду среди школ запустят в России в 2022 году

Время чтения: 1 минута

что такое письменная речь 1 класс. placeholder. что такое письменная речь 1 класс фото. что такое письменная речь 1 класс-placeholder. картинка что такое письменная речь 1 класс. картинка placeholder. Урок русского языка 1 класс

Минпросвещения разработает внеучебные курсы для школьников

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Обучение грамоте «Устная и письменная речь» 1 класс

Технологическая карта урока по обучению грамоте

учителя начальных классов Кузмич Анастасия Андреевна

Речь устная и письменная. Предложение

«Школа России», В.Г. Горецкий, В.А. Кирюшкин, Азбука, 1 класс, М. Просвещение

Способствовать формированию начальных представлений о понятиях «речь письменная и устная», развитию внимания, фонематического слуха; создать условия для выявления уровня развития лексики

Различать письменную и устную речь; выделять из речи предложения; определять на слух количество предложений в высказывании; составлять схемы предложений; воспроизводить сюжеты сказок по иллюстрации.

Готовить рабочее место к уроку под руководством учителя; выполнять задание под руководством учителя; работать в паре, группе; понимать и принимать учебную задачу урока; оценивать собственную деятельность на основе совместно выработанных критериев.

Понимать смысл пословицы «Учиться всегда пригодится»; проявлять желание научиться читать самостоятельно; принимать и осваивать социальную роль учащегося.

Слайд в презентации

Прозвенел уже звонок,

Сядьте тихо и неслышно,

И скорей начнём урок.

Будем мы трудиться,

Ведь заданья нелегки.

Нам, друзья, нельзя лениться,

Так как мы ученики.

Проверим готовность к уроку

Если вам нравится что-то, каким словом вы выражаете восторг?

Как вам кажется, будете ли вы применять эти слова, оценивая наши уроки?

Условные знаки показать

Работа по теме урока

Все, что люди говорят, – это устная речь. Речь служит для выражения мыслей и чувств людей. Любой рассказ, разговор, ответ на вопрос – все это устная речь.

На уроках чтения вы будете учиться правильно и грамотно выражать свои мысли.

В «Азбуке» кроме картинок, страницы заполнены значками (буквами).

Этими значками записаны рассказы, стихи, сказки. Это тоже речь, но не устная, а письменная. Чтобы узнать, что написано или напечатано, надо научиться читать.

Показать прописи. Это тетрадь, в которой ученики учатся писать

Мы листики осенние,

На ветках мы сидим

(дети поднимают руки вверх).

Дунул ветер – полетели.

Мы летели, мы летели

из стороны в сторону).

И на землю тихо сели

Ветер снова набежал

И листочки все поднял

И на землю снова сели

(дети садятся по местам).

Выполняют под действия учителя

Продолжение работы по теме урока

Наша речь состоит из предложений.

В каждом предложении выражена какая-либо мысль. Между предложениями делается пауза. Каждое предложение, даже еще не зная букв, можно записать, обозначив его схемой. Тогда легче определить, сколько сказано предложений.

Начало предложения показано черточкой, выступающей над полоской слева, а конец предложения – точкой справа от полосы.

2. Работа по учебнику.

Откроем страницу 5 учебника. Какая тема нашего урока?

Мы живём в мире звуков и знаков. Как вы это понимаете?

Существуют понятия «устная речь» и «письменная речь». Как думаете, в чём различие?

И так, подведём итог:

Что такое устная речь?

Что такое письменная речь?

Назовите сказки, из которых взяты иллюстрации.

Что делает девочка?

Составьте предложение к схеме.

О чем говорили Емеля и щука?

Давайте проверим, правы ли мы. Послушайте сказку.

3. Составление текста по картинке

Работа в парах. Раздать картинки по 1 штуке на парте, разные на рядах.

Устная и письменная речь

Знаки мы видим, а звуки нет.

Речь, на которой говорим. Её можно не только сказать, но и услышать.

Речь, на которой мы пишем. Её можно прочитать и написать.

«Гуси-лебеди», «По щучьему велению».

Девочка бежит. Гуси летят.

Подведение итогов урока

Какой речью мы пользовались сейчас?

А как называется речь с буквами?

Чем отличаются буквы и звуки?

Буквы мы пишем, а звуки слышим

Выберите смайлик, который показывает ваше настроение после урока.

Выберите смайлик, который показывает то, как вы поняли сегодняшнюю тему.

Рекомендации для занятий дома

Выучить одну пословицу о труде или трудолюбии

Организационный конец урока

Спасибо за урок. Готовимся к следующему уроку.

Жил-был старик. У него было три сына: двое умных, третий — дурачок Емеля. Те братья работают, а Емеля целый день лежит на печке, знать ничего не хочет. Один раз братья уехали на базар, а бабы, невестки, давай посылать его:

— Сходи, Емеля, за водой.

— Сходи, Емеля, а то братья с базара воротятся, гостинцев тебе не привезут.

Слез Емеля с печки, обулся, оделся, взял ведра да топор и пошел на речку.

Прорубил лед, зачерпнул ведра и поставил их, а сам глядит в прорубь. И увидел Емеля в проруби щуку. Изловчился и ухватил щуку в руку:

— Вот уха будет сладка!

Вдруг щука говорит ему человечьим голосом:

— Емеля, отпусти меня в воду, я тебе пригожусь.

— На что ты мне пригодишься? Нет, понесу тебя домой, велю невесткам уху сварить. Будет уха сладка.

Щука взмолилась опять:

— Емеля, Емеля, отпусти меня в воду, я тебе сделаю все, что ни пожелаешь.

— Ладно, только покажи сначала, что не обманываешь меня, тогда отпущу.

Щука его спрашивает:

— Емеля, Емеля, скажи — чего ты сейчас хочешь?

— Хочу, чтобы ведра сами пошли домой и вода бы не расплескалась.

— Запомни мои слова: когда что тебе захочется — скажи только:

По щучьему веленью,

— По щучьему веленью, По моему хотенью — ступайте, ведра, сами домой.

Только сказал — ведра сами и пошли в гору. Емеля пустил щуку в прорубь, а сам пошел за ведрами. Идут ведра по деревне, народ дивится, а Емеля идет сзади, посмеивается. Зашли ведра в избу и сами стали на лавку, а Емеля полез на печь. Прошло много ли, мало ли времени — невестки говорят ему:

— Емеля, что ты лежишь? Пошел бы дров нарубил.

— Не нарубишь дров, братья с базара воротятся, гостинцев тебе не привезут.

Емеле неохота слезать с печи. Вспомнил он про щуку и потихоньку говорит:

— По щучьему веленью, По моему хотенью — поди, топор, наколи дров, а дрова — сами в избу ступайте и в печь кладитесь.

Топор выскочил из-под лавки — и на двор, и давай дрова колоть, а дрова сами в избу идут и в печь лезут.

Много ли, мало ли времени прошло — невестки опять говорят:

— Емеля, дров у нас больше нет. Съезди в лес, наруби.

— Как мы на что. Разве наше дело в лес за дровами ездить?

— Ну, не будет тебе подарков.

Делать нечего. Слез Емеля с печи, обулся, оделся. Взял веревку и топор, вышел на двор и сел в сани:

— Бабы, отворяйте ворота!

Невестки ему говорят:

— Что ж ты, дурень, сел в сани, а лошадь не запряг?

— Не надо мне лошади.

Невестки отворили ворота, а Емеля говорит потихоньку:

— По щучьему веленью, По моему хотенью — ступайте, сани, в лес.

Сани сами поехали в ворота, да так быстро — на лошади не догнать.

А в лес-то пришлось ехать через город, и тут он много народу помял, подавил. Народ кричит «Держи его! Лови его!» А он знай сани погоняет. Приехал в лес:

— По щучьему веленью, По моему хотенью — топор, наруби дровишек посуше, а вы, дровишки, сами валитесь в сани, сами вяжитесь.

Топор начал рубить, колоть сухие дерева, а дровишки сами в сани валятся и веревкой вяжутся. Потом Емеля велел топору вырубить себе дубинку — такую, чтобы насилу поднять. Сел на воз:

— По щучьему веленью, По моему хотенью — поезжайте, сани, домой.

Сани помчались домой. Опять проезжает Емеля по тому городу, где давеча помял, подавил много народу, а там его уж дожидаются. Ухватили Емелю и тащат с возу, ругают и бьют.

Видит он, что плохо дело, и потихоньку:

— По щучьему веленью, По моему хотенью — ну-ка, дубинка, обломай им бока.

Дубинка выскочила — и давай колотить. Народ кинулся прочь, а Емеля приехал домой и залез на печь. Долго ли, коротко ли — услышал царь об Емелиных проделках и посылает за ним офицера: его найти и привезти во дворец.

Приезжает офицер в ту деревню, входит в ту избу, где Емеля живет, и спрашивает:

— Одевайся скорее, я повезу тебя к царю.

Рассердился офицер и ударил его по щеке.

А Емеля говорит потихоньку:

— По щучьему веленью, По моему хотенью — дубинка, обломай ему бока.

Дубинка выскочила — и давай колотить офицера, насилу он ноги унес.

Царь удивился, что его офицер не мог справиться с Емелей, и посылает своего самого набольшего вельможу:

— Привези ко мне во дворец дурака Емелю, а то голову с плеч сниму.

Накупил набольший вельможа изюму, черносливу, пряников, приехал в ту деревню, вошел в ту избу и стал спрашивать у невесток, что любит Емеля.

— Наш Емеля любит, когда его ласково попросят да красный кафтан посулят, — тогда он все сделает, что ни попросишь.

Набольший вельможа дал Емеле изюму, черносливу, пряников и говорит:

— Емеля, Емеля, что ты лежишь на печи? Поедем к царю.

— Емеля, Емеля, у царя будут хорошо кормить-поить, — пожалуйста, поедем.

— Емеля, Емеля, царь тебе красный кафтан подарит, шапку и сапоги.

— Ну ладно, ступай ты вперед, а я за тобой вслед буду.

Уехал вельможа, а Емеля полежал еще и говорит:

— По щучьему веленью, По моему хотенью — ну-ка, печь, поезжай к царю.

Тут в избе углы затрещали, крыша зашаталась, стена вылетела, и печь сама пошла по улице, по дороге, прямо к царю.

Царь глядит в окно, дивится:

Набольший вельможа ему отвечает:

— А это Емеля на печи к тебе едет.

Вышел царь на крыльцо:

— Что-то, Емеля, на тебя много жалоб! Ты много народу подавил.

— А зачем они под сани лезли?

В это время в окно на него глядела царская дочь — Марья-царевна. Емеля увидал ее в окошке и говорит потихоньку:

— По щучьему веленью, По моему хотенью — пускай царская дочь меня полюбит.

Печь повернулась и пошла домой, зашла в избу и стала на прежнее место. Емеля опять лежит-полеживает.

А у царя во дворце крик да слезы. Марья-царевна по Емеле скучает, не может жить без него, просит отца, чтобы выдал он ее за Емелю замуж. Тут царь забедовал, затужил и говорит опять набольшему вельможе:

— Ступай приведи ко мне Емелю живого или мертвого, а то голову с плеч сниму.

Накупил набольший вельможа вин сладких да разных закусок, поехал в ту деревню, вошел в ту избу и начал Емелю потчевать.

Емеля напился, наелся, захмелел и лег спать. А вельможа положил его в повозку и повез к царю.

Царь тотчас велел прикатить большую бочку с железными обручами. В нее посадили Емелю и Марью-царевну, засмолили и бочку в море бросили. Долго ли, коротко ли — проснулся Емеля; видит — темно, тесно:

— Скучно и тошно, Емелюшка! Нас в бочку засмолили, бросили в синее море.

— По щучьему веленью, По моему хотенью — ветры буйные, выкатите бочку на сухой берег, на желтый песок.

Ветры буйные подули. Море взволновалось, бочку выкинуло на сухой берег, на желтый песок. Емеля и Марья-царевна вышли из нее.

— Емелюшка, где же мы будем жить? Построй какую ни на есть избушку.

Тут она стала его еще пуще просить, он и говорит:

— По щучьему веленью, По моему хотенью — выстройся каменный дворец с золотой крышей.

Только он сказал — появился каменный дворец с золотой крышей. Кругом — зеленый сад: цветы цветут и птицы поют.

Марья-царевна с Емелей вошли во дворец, сели у окошечка.

— Емелюшка, а нельзя тебе красавчиком стать?

Тут Емеля недолго думал:

— По щучьему веленью, По моему хотенью — стать мне добрым молодцем, писаным красавцем.

И стал Емеля таким, что ни в сказке сказать, ни пером описать.

А в ту пору царь ехал на охоту и видит — стоит дворец, где раньше ничего не было.

— Это что за невежа без моего дозволения на моей земле дворец поставил?

И послал узнать-спросить: «Кто такие?»

Послы побежали, стали под окошком, спрашивают.

— Просите царя ко мне в гости, я сам ему скажу.

Царь приехал к нему в гости. Емеля его встречает, ведет во дворец, сажает за стол. Начинают они пировать. Царь ест, пьет и не надивится:

— Кто же ты такой, добрый молодец?

— А помнишь дурачка Емелю — как приезжал к тебе на печи, а ты велел его со своей дочерью в бочку засмолить, в море бросить? Я — тот самый Емеля. Захочу — все твое царство пожгу и разорю.

Царь сильно испугался, стал прощенья просить:

— Женись на моей дочери, Емелюшка, бери мое царство, только не губи меня!

Тут устроили пир на весь мир. Емеля женился на Марье-царевне и стал править царством.

Тут и сказке конец, а кто слушал — молодец.

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *