что такое пхумсе в тхэквондо
ПХУМСЕ (POOMSE)
Знание Пумсэ и владение им в совершенстве абсолютно необходимо спортсмену.
Пхумсэ является универсальным методом специализированной подготовки и может рассматриваться как средство обучения и дальнейшего совершенствования техники тхэквондо, средство физической и психологической подготовки, средство экспертной оценки подготовленности ученика, а также как вид соревновательной деятельности.
Пхумсэ входит в состав обязательных требований при прохождении спортсменом аттестации на очередной уровень.
Первые восемь пхумсэ необходимо уметь выполнять для аттестационных экзаменов на цветные пояса (Гып — ученическая ступень), Корё и более высокие пхумсэ необходимо знать для получения соответствующего Дана (мастерская степень).
Базовые принципы исполнения формальных комплексов:
Ученические формальные комплексы Taegeug (Тэгук, Тхэгык).
Тэгук дословно переводится как «Великий Предел» и является одной из основных категорий восточной философии, которая тесно связана с концепцией восьми триграмм, символизирующей цикл непрерывных превращений, которые постоянно происходят как с самим человеком, так и с миром, который его окружает. Восемь триграмм представляют собой комбинации трех черт, которые могут быть сплошными или прерывистыми. Каждая триграмма символизирует определенные процессы и состояния. Каждому пумсе из группы Тэгук соответствует определенная триграмма, а пхумсе символизирует те свойства, которая она выражает.
Восемь триграмм Пумсэ
Три следующие одна за другой линии означают ясность и активность под небом. Небо дарует нам дождь и солнечный свет, что бы все могло расти и развиваться. Оно несет нам воздух, без которого невозможна жизнь. Пхумсе имеет символ КЕОН, который символизирует небо и солнце и олицетворяет начала Земли, силу неба и источник созидания.
Символ триграммы означает радость и веселье. Человек в радостном расположении духа внутренне непоколебим, при встрече он одним своим поведением вселяет в людей отвагу, уверенность в своих силах. Такой человек обладает большой внутренней силой, однако не торопится ее быстро расходовать. Он использует свою силу спокойно, уравновешенно, но энергично. Тэгук И Джян символизирует наряду с хладнокровием и непоколебимостью так же и энергичное проявление приобретенной уверенности ученика. Пхумсе имеет символ ТХЭ-хальвэ и означает силу духа.
В результате развития цивилизации человеку удалось укротить огонь. Он светит людям в темноте и прогоняет страх, дает тепло и чувство безопасности. Когда солнце светит в безоблачном небе, в нас пробуждается вера и надежда. Разрушающая же страсть, вырывающегося из бушующего вулкана огня, вселяет в нас страх и ужас. Таким образом, выбранный знак символизирует стремление Тэгук Сам Джян направить страсть на плодотворную стезю. Глубоко скрытый в каждом из нас огонь должен быть подконтролен разуму и воле, служить им, а не бессмысленному разрушению. Пхумсэ имеет символ Ли-хальвэ – это Солнце, огонь, свет. Смысл Ли это свет и природный ум.
Пумсэ имеет символ Чин – гром и сила. Это значит, что эти действия должны производится, даже если есть какая-то опасность или страх. Гром нечто возбуждающее, гром и молния нагоняют на человека страх. С другой стороны, гром означает силу, власть. Это упражнение говорит о том, что опасность нужно встречать спокойно, хладнокровно и внутренне копить силы для ее преодоления. Пхумсе выражает спокойствие и мужество перед лицом опасности.
Пхумсе имеет символ Сан-хальвэ – ветер, олицетворяет сильный и гибкий ум. Ветер так же мягкость, нежность. Штормы бури и ураганы опасны, мягкие же ветра приносят семена, опыляют растения, разгоняют тучи. Так как штормы бывают редко, то природа ветра преимущественно мягкая и добрая. Однако для ветра характерно не только созидание, но и разрушение. Соответственно природе ветра, приемы Тэгук О Джян спокойны и мощны. Пхумсе очень ритмично и сдержано. Спокойствие и ритмичность нарушаются в некоторых позициях демонстрацией внешней силы, что подчеркивает природу ветра.
Пхумсе имеет символ КАМ–хальвэ, олицетворяет воду – символ движения и преданности. Движение производится в едином потоке. Без воды мы не можем жить. Вода несет в себе созидающее начало, течет всегда сверху вниз и обходит препятствия, если нет возможности их преодолеть. Однако текущая по поверхности Земли спокойная вода так же опасна, как ливни и водопады.
Пумсе имеет символ КАН-хальвэ, символизирует горы и олицетворяет уединение и спокойствие. Большая спокойная гора означает устойчивость и наивысшую точку достижения. Гора стоит непоколебимо, и человек желает укрепить свою твердость тем, что он идет, если ему нужно и останавливается, если это необходимо.
П умсе имеет символ КОН-хальвэ, символизирует Землю и олицетворяет силу, твердость и мощь. Тэгук Паль Джян посвящено росту и созреванию. Земля получает благословение неба и порождает жизнь, следит за плодородием, а так же за воспроизведением и развитием порожденной ею жизни.
Мастерские формальные комплексы.
Корё — это имя древней династии, которая правила с 918 по 1392 гг. н.э. Династия Корё оказала большое влияние на культурное наследие современной Кореи. В 1234 г., почти за 200 лет до Иоганна Гуттенберга, корейцы первыми в мире использовали металлические литеры для печати. Знаменитая керамика Корё из тех же времен. Корейский народ мужественно оборонялся от монгольских орд, повергших весь мир в ужас. Корё пхумсе отражает в своих движениях душевное состояние и решительность народа Корё бесстрашно противостоять могучему врагу и победить в борьбе с ним. Эта героическая борьба Корё должна напоминать нам о том, что все трудности нужно преодолевать мужественно и без боязни.
Слово Кымган имеет первоначальное значение быть сильным и несокрушимым. В буддизме, борьба разума с комбинацией мудрости и достоинства также называется Кымган. Пумсе Кымган названо по имени горы Кымган, символ твердости, прочности и надежности. Кымган также сравнивают с алмазом.
Тэбэк – это древнее название горы «Paekdu», где легендарный «Tangun» впервые основал нацию на корейском полуострове, приблизительно 4 300 лет назад. Пумсе Тэбэк берет свои принципы движения от слова«Taeback», что означает «смотреть как святой».
Пьонвон подразумевается как «обширная равнина». Равнина – источник поддержки человеческой жизни с одной стороны, а с другой стороны, большая равнина, растягивающаяся бесконечно, дает нам чувство величественности, которое отличается от чувств, испытываемых от гор или моря. Недаром в изучении Пумсе Пьонвон применяется принцип равнины, которая одаряет богатством, изяществом и бесконечными просторами.
Сипджин имеет значение «десятичной системы», которое стоит за символическое число 10, означающего бесконечное развитие и рост в систематическом порядке. В Пумсэ Сипджин, стабильность разыскивается в каждом изменении движения.
Согласно Восточной вере, все живые существа прибывают и возвращаются к земле. (Джитай получен из значения земли). Земля – действительно происхождение и окончание жизни. Живые существа, также как все естественные явления земли, происходят главным образом из
изменений и формирований Земли. Пумсэ Джитай – движение, которое применяет эти особенности Земли.
Чунквон символизирует небо. С древних времен люди Востока всегда верили и поклонялись небу, как правителю вселенной и людей. Бесконечно обширное небо, может быть таинственным и глубоким миром воображения в глазах ограниченного человеческого существа. Пумсэ Чунквон составлен из движений, которые являются добродетельными и жизнеспособными.
Пумсэ Хансу, полученный из слова «вода», типичен с ее текучестью и адаптируемостью, которая проявлена в характере и природе воды.
Илье показывает исключительность. В буддизме состояние духовного развития рассматривают как объединение духа и сущности в исключительность. Окончательный идеал Таэквондо находится в этом состоянии Илье, где заключительной целью Таэквондо является дисциплина, в которой мы концентрируем внимание на каждом движении, отбрасывая все мирские мысли и навязчивые идеи.
У Вас появились вопросы? Хотите поделиться своими соображениями или высказать свое мнение?
Просим Вас написать нам электронное письмо в приведенной ниже форме:
1 пхумсе по тхэквондо
Различные техники, приёмы и комплексы упражнений помогают быстро освоить тот или иной вид восточных единоборств. В тхэквондо есть ряд подобных приёмов. Эти приёмы и комплексы должен знать каждый спортсмен.
Что такое пхумсе?
Одно из базовых понятий в тхэквондо – это пхумсе. Изучению этой темы посвящено множество тренировок. Пхумсе – это комплекс упражнений для защиты и атаки в битве. К таким упражнениям относятся различные стойки, удары ногами и руками, броски и блоки. Постоянные тренировки по пхумсе развивают скорость реакции и другие навыки, необходимые для соревнований (спарринга). Другое название пхумсе – «формальные комплексы».
Упражнения из пхумсе нужно повторять много раз в течение нескольких лет, тогда боец успешно справится с тренировками и будет готов к поединку. Занимаясь пхумсе, нужно выполнять различные движения ногами и руками в поединке с воображаемым соперником. После того как ученики освоят эту технику, тренер может допустить их к спаррингу. Для чего нужны комплексы пхумсе:
Движения в пхумсе плавно переходят из одного в другое, поэтому спортсмен может постепенно осваивать новую технику.
Какие движения входят в пхумсе:
Сначала ученики осваивают базовые движения и постоянно их повторяют, потому что на этой базе строятся все остальные, более сложные элементы. Так боец изучает все упражнения пхумсе от простого к сложному.
Очень важно научиться понимать цель и смысл каждого движения и применять его на практике только в тех случаях, когда это действительно необходимо.
Формальные комплексы включают в себя дыхательную гимнастику и специальные упражнения, позволяющие развивать самоконтроль, терпение и упорство. Духовному развитию в тхэквондо уделяется большое внимание. Задача бойца – научиться понимать свою личность и достичь просветления. Поэтому пхумсе считается разновидностью медитации.
Формальные комплексы разучивают ученики, ещё не достигшие 1-го дана и не получившие чёрный пояс. Есть 2 группы пхумсе:
Каждая группа включает в себя по 8 форм упражнений и направлена на тренировку не только тела, но и духа.
Пхумсе нужно выполнять в соответствии со строгими принципами:
К изучению и применению формальных комплексов предъявляется множество требований. Ученики стараются как можно быстрее научиться выполнять упражнения и соответствовать этим требованиям.
Требования при изучении пхумсе
Есть 5 важнейших требований, которые должен выучить начинающий тхэквондист:
Ученические формальные комплексы включают по 8–10 элементов. Мастера, достигшие чёрного пояса и выше, выполняют пхумсе, в число которых входит около 30 различных элементов.
Пумсе 1 –Тэгук Иль Джян. Последовательность выполнения
Начинающие тхэквондисты осваивают первый пхумсе, который называется Тэгук Иль Джян.
Последовательность 1 пхумсе:
Тренировка займёт много времени и усилий, но научит спортсменов дисциплине, упорству и выносливости. Нужно чётко представлять перед собой цель и уметь сосредоточиться на выполнении того или иного действия.
Пумсе Тэгук Иль Джян
Три следующих одна за другой линии (в триграмме) означают ясность и активность под небом. Небо дарует нам дождь и солнечный свет, чтобы все могло расти и развиваться. Оно несет нам воздух, без которого невозможна жизнь. Выбор этого символа для пхумсе тэгук-иль-джян означает, таким образом, начало созидания. В тэгук-иль-джян формируется понимание тхэквондо для тренирующегося, который через изучение первых основных элементов начинает собственное развитие. Таким образом, создается база для раскрытия личных способностей.
Тэгук-иль-джян разработано для начинающих во вполне доступной форме, как в плане понимания, так и исполнения. Особое внимание уделяется здесь комплексности, причём наиболее важные приёмы защиты во всех трёх положениях тела, а так же удары кулаком являются главными элементами. Большое внимание в этом пумсэ уделено также новому соединению высокой и низкой позиций в передних стойках и прямому удару ногой.
Последовательность выполнения.
1. Поворот налево 90°, левая ап-соги, слева арэ-макки.
2. Шаг вперёд, правая ап-соги, справа момтон-бандэ-чириги.
3. Поворот направо 180°, правая ап-соги, справа арэ-макки.
4. Шаг вперёд, левая ап-соги, слева момтон-бандэ-чириги.
5. Поворот налево 90°, левая ап-куби, слева арэ-макки и справа момтон-паро-чириги.
6. Поворот направо 90°, правая ап-соги, слева момтон-ан-макки.
7. Шаг вперёд левая ап-соги, справа момтон-паро-чириги.
8. Поворот налево 180°, левая ап-соги, справа момтон-ан-макки.
9. Шаг вперёд правая ап-соги, слева момтон-паро-чириги.
10. Поворот направо 90°, правая ап-куби, справа арэ-макки и слева момтон-паро-чириги.
11. Поворот налево 90°, левая ап-соги, слева ольгуль-макки.
12. Ап-чаги правой, правая ап-соги, справа момтон-бандэ-чириги.
13. Поворот направо 180°, правая ап-соги, справа ольгуль-макки.
14. Ап-чаги левой, левая ап-соги, слева момтон-бандэ-чириги.
15. Поворот направо 90°, левая ап-куби, слева арэ-макки.
16. Шаг вперед, правая ап-куби, справа момтон-бандэ-чириги и кихап.
Приветствие перед исполнением пхумсэ.
Приветствие в начале и в конце выступления предназначено воображаемым противникам.
По команде «чарёт» исполняющий становится, сомкнув ноги, в позицию моа-соги лицом к судьям, экзаменаторам и государственному органу или в указанном направлении. В этом же направлении после команды «кённэ* он выполняет приветствие. При отсутствии команды его исполняют самостоятельно.
Если же после выполнения приветствия звучит команда «чарёт», «кённэ*, исполняющий остаётся в позе моа-соги и ждет разрешения удалиться. Если вместо «чарёт, кённэ» звучит команда «паро», то можно принять свободную позу например, наранхи-соги, пока не последует команда удалиться.
01 Poomse Taegeug Il Jang
У Вас появились вопросы? Хотите поделиться своими соображениями или высказать свое мнение?
Просим Вас написать нам электронное письмо в приведенной ниже форме:
Что такое пхумсе в тхэквондо
ПХУМСЕ – формальные комплексы.
С самого начала истории боевых искусств многократное повторение технических действий было основным методом обучения, позволяющим закрепить технику в памяти, объединяя тело и разум ученика.
Формальные комплексы – это определенные последовательности движений защиты и нападения. Они включают основные базовые стойки, блоки, удары руками и ногами. Работа над формальными комплексами позволяет развить хорошие рефлексы для спарринга. Иными словами, формальные комплексы – это основа подготовки к спаррингу.
Помните, что для эффективного изучения форм надо понимать идею и возможности практического применения каждого движения. Работа с воображаемым противником требует такой точности каждого движения, как если бы решался вопрос жизни и смерти.
Для учеников, еще не получивших черный пояс, существуют 2 группы формальных комплекса: Тэгук (8 форм) и Полги (8 форм).
Комплексы Тхэгук составляют основу базовой техники тхэквондо. В этих комплексах отражены глубокие идеи восточной философии и полученные на их основе представления о мире, космосе жизни. «Тхэ» в слове Тхэгук означает «огромность», «гук» – вечность. Поэтому у Тхэгук нет ни формы, ни начала ни конца. Можно сказать, что из Тхэгук происходит все и что в Тхэгук заложена основа всего. Каждый комплекс Тхэгук соответствует одному из философских символов и должен выполняться с соответствующей идеей.
17 базовых принципов исполнения формальных комплексов (из книги «Естественный путь» Грандмастера Ким Су)
При изучении пхумсэ необходимо выполнять следующие требования:
1. Взгляд.
Во время выполнения пумсе необходимо представлять перед собой противника и выполняя движения, требуется все время следить за воображаемым противником.
2. Равновесие.
Необходимо все время контролировать себя и не позволять себе терять равновесие при выполнении пхумсе.
3. Правильное распределение силы.
4. Тэмп и ритм пхумсе.
Пхумсе нельзя делать на одном дыхании, стараясь выполнить комплекс за считанные секунды. Необходимо придерживаться определенному ритму движений. Так после сильных одиночных ударов кулаками или блоков следует выдержывать паузу. Длительность паузы зависит от силы нанесения ударов и может длится 1-2 секунды. В тех пхумсе, где выполняются комбинации движений в связке паузы делаются только в конце комбинации, а самая длинная пауза делается после ударов с кихап.
5. Контроль дыхания.
Тэгук Сам Джян
Знак тэгук-сам-джян — пламя. В результате развития цивилизации человеку удалось укротить огонь. Он светит людям в темноте и прогоняет страх, даёт тепло и чувство безопасности. Когда солнце светит на безоблачном небе, в нас пробуждается вера и надежда. Разрушающая же страсть вырывающегося из бушующего вулкана огня вселяет в нас ужас и страх.
Таким образом, выбранный знак символизирует стремление тэгук-сам-джян направить страсть на плодотворную стезю. Глубоко сокрытый в каждом из нас огонь должен быть подконтролен разуму и воле, служить им, а не бессмысленному разрушению.
Тхэгук-сам-джян, соответственно символу, очень подвижно и разнообразно. Это упражнение усиливается за счёт тройных приёмов, таких как ап-чаги с ту- бон-чириги и ап-чаги с арэ-макки и паро-чириги. Приёмы, выполняемые ребром ладони сонналь-мокчиги и хансонналь-макки, напоминают нам об опасности, таящейся в пламени, символе тэгук-сам-джян.
Последовательность выполнения.
1. Поворот налево 90°, левая ап-соги, слева арэ-макки.
2. Ап-чаги правой ногой, правая ап-куби, тубон-момтон-чириги.
3. Поворот направо 180°, правая ап-соги, справа арэ-макки.
4. Ап-чаги левой ногой, левая ап-куби, тубон-момтон-чириги.
5. Поворот налево 90°, левая ап-соги, справа сонналь-мокчиги (удар по шее).
6. Шаг вперед, правая ап-соги, слева сонналь-мокчиги.
7. Поворот налево 90°, левая ти-куби, слева хансонналь-момтон-макки.
8. Скольжение вперёд, левая ап-куби, справа момтон-паро-чириги.
9. Поворот направо 180°, правая ти-куби, справа хансонналь-момтон-макки.
10. Скольжение вперёд, правая ап-куби, слева момтон-паро-чириги.
11. Поворот налево 90’, левая ап-соги, справа момтон-ан-макки.
12. Шаг вперёд, правая ап-соги, слева момтон-ан-макки.
13. Поворот налево 270°, левая ап-соги, слева арэ-макки.
14. Ап-чаги правой ногой, правая ап-куби, момтон-тубон-чириги.
15. Поворот направо 180°, правая ап-соги, справа арэ-макки.
16. Ап-чаги левой ногой, левая ап-куби, тубон-момтон-чириги.
17. Поворот налево 90°, левая ап-соги, слева арэ-макки и момтон-паро-чириги.
18. Шаг вперёд, правая ап-соги, справа арэ-макки, и слева момтон-паро-чириги.
19. Ап-чаги левой ногой, левая ап-соги, арэ-макки, момтон-паро-чириги.
20. Ап-чаги правой ногой, правая ап-соги, арэ-макки, момтон-паро-чириги с кихап.
Конец исполнения.
По окончании последнего приема исполнитель (или исполнительница) находится в течение трёх секунд в абсолютной неподвижности, что свидетельствует о завершении комплекса. После этого исполнитель становится в джумби. Фаза концентрации в конце движения соответствует всей комбинации пумсэ вцелом. Затем идёт приветствие, во время которого выступающий с достоинством, без спешки принимает позу моа-соги, уже без концентрации, необходимой во время исполнения комбинации.
03 Poomse Taegeug Sam Jang