что такое педагогическая компаративистика сравнительное образование

Что такое педагогическая компаративистика сравнительное образование

что такое педагогическая компаративистика сравнительное образование. pdf 50. что такое педагогическая компаративистика сравнительное образование фото. что такое педагогическая компаративистика сравнительное образование-pdf 50. картинка что такое педагогическая компаративистика сравнительное образование. картинка pdf 50. В современной науке сравнительную педагогику также называют компаративистикой. Слово компаративизм (от лат. comparativus – сравнительный) означает сравнение и сопоставление, включающее установление сходства и различий, тенденций исторического развития, установление соответствий между схожими явлениями и т.д. В английском языке «tocompare» также означает «сравнивать». Как понятие компаративизм используется в разных науках, в том числе и в литературоведении для обозначения сравнительно-исторического анализа развития образов и сюжетов в произведениях литературы разных народов. В теории образования понятие «компаративистика» стоит в одном синонимическом ряду с понятием «сравнительная педагогика».

В современной науке сравнительную педагогику также называют компаративистикой. Слово компаративизм (от лат. comparativus – сравнительный) означает сравнение и сопоставление, включающее установление сходства и различий, тенденций исторического развития, установление соответствий между схожими явлениями и т.д. В английском языке «tocompare» также означает «сравнивать». Как понятие компаративизм используется в разных науках, в том числе и в литературоведении для обозначения сравнительно-исторического анализа развития образов и сюжетов в произведениях литературы разных народов. В теории образования понятие «компаративистика» стоит в одном синонимическом ряду с понятием «сравнительная педагогика».

Исследователи отмечают, что в зарубежных источниках чаще всего употребляют термин не «сравнительная педагогика», а «сравнительное образование», поскольку само слово «образование» («education» англ.) имеет более широкую трактовку на Западе в отличие от слова «педагогика» («pedagogie»). В зарубежной педагогической традиции слово «образование» обозначает единство развития, воспитания и обучения, в то время как педагогика имеет отношение только к образованию и воспитанию детей. Поэтому в зарубежной интерпретации понятие «сравнительное образование» («еducаtioncompare») мы встречаем гораздо чаще, чем понятие «сравнительная педагогика» («рegagogiecomparative»). Мы будем употреблять понятия «сравнительная педагогика», «педагогическая компаративистика», «сравнительное образование» и «компаративистика» в синонимическом ряду, поскольку, несмотря на некоторые различия в современной педагогической теории и практике, довольно часто данные понятия используются для обозначения одних и тех же явлений и процессов.

В самом общем виде сравнительная педагогика определяется как отрасль педагогики, изучающая особенности образования, воспитания и обучения в различных странах и регионах. Сравнительная педагогика в широком смысле – это область педагогической науки, изучающая состояние, закономерности и тенденции развития образования в различных странах и регионах мира; выявляющая способы взаимообогащения национальных образовательных систем путём использования зарубежного опыта. Сравнительная педагогика в более конкретном смысле определяется как «область педагогической науки, изучающая преимущественно в сопоставительном плане состояние, закономерности и тенденции развития педагогической теории и практики в различных странах и регионах мира, а также соотношение их всеобщих тенденций, национальной и региональной специфики; выявляющая формы и способы взаимообогащения национальных образовательных систем путем использования ими зарубежного опыта» [7, с. 376]. Все три подхода к пониманию сравнительной педагогики характеризуют специфику её содержания. Во-первых, это определенная область педагогической науки. Во-вторых, нацелена на изучение процесса развития образования, воспитания, обучения, педагогической теории и практики в разных странах и регионах мира. В-третьих, анализ осуществляется в сравнительно-сопоставительном плане для того, чтобы использовать зарубежный опыт. В-четвертых, выявляются возможные формы и способы взаимообогащения национальных образовательных систем. Сравнительная педагогика, являясь отраслью педагогики, имеет собственный предмет, объект, цель и задачи. На современном этапе ее развития в определенной степени модифицируются цели и задачи. Американский компаративист Г. Ноа считает, что первоочередной целью такого рода исследований должно стать определение основных тенденций в развитии образования зарубежных стран, с тем, чтобы установить не только то, что происходит там, но и лучше понять свое собственной прошлое, определить свое место в настоящем, четче спрогнозировать будущее своего образования [11].

В Германии практическая цель и социальная функция сравнительной педагогики сводится к «изучению различных процессов, происходящих в области образования и общественного развития за рубежом, для получения практически полезных знаний как основы последующего научного обсуждения (осмысления), выявления позитивных и негативных сторон различных социальных и педагогических процессов и тенденций их развития как предпосылки для дальнейшего проведения экспериментальной работы на национальном уровне в интересах развития теории и практики отечественной педагогики» [12, с. 43].

Видный английский компаративист Б. Холмс ключевой задачей сравнительной педагогики видит «стремление лучше понять отечественные системы образования и способствовать реформе образования не на основе причуд и предрассудков, а в свете тщательно собранных данных и анализа проблем, которые стоят перед национальными правительствами» [13, с. 54].

В целом, к задачам сравнительной педагогики относят [11]:

Возросший интерес к исследованиям в области международного и сравнительного образования, характерный для большинства стран мира, во многом объясняется тенденциями взаимозависимости и взаимовлияния государств в эпоху глобализации и интеграции, как в общественной жизни, так в и сфере образования. При исследованиях необходим синтез самих педагогических наук в подходе при оценке состояния и развития: это дидактики, теории воспитания, этнопедагогики, истории педагогики, педагогики высшей школы и др.

Для научных исследований в области сравнительной педагогики методологически важны амбивалентный, комплексный, гуманистический, исторический, культурологический, этнопсихологический, аксиологический, цивилизационный и некоторые другие подходы.

Амбивалентный подход реализуется при исследовании противоречивых тенденций в процессе развития того или иного явления; позволяет изучать проблемы сравнительной педагогики с учетом противоречия между самобытностью и спецификой развития образования в какой-то стране с учетом неизбежности его некоторой унификации в условиях современного мира. Этот подход полезен также при анализе кризисных явлений развития образования, которые характерны для многих стран.

Комплексный подход важен для выделения и анализа наиболее значимых компонентов (составляющих) современного образования (например: содержание образования, методы образования, формы организации обучения, ценности воспитания, основные этапы или уровни образования и т.д.). Реализация данного подхода позволяет сравнивать между собой образовательные системы по тем или иным основаниям. Весьма значимыми для сравнения разных образовательных систем являются такие составляющие современного образования, как, например, цель воспитания или цель обучения, которые дают представление об образовательном идеале системы.

Гуманистический подход значим для понимания путей и способов развития личности в образовании, её роли и значения. Здесь важна субъектная позиция как педагога, так и воспитанника; анализ учета гуманистических возможностей образования в разных странах и значение выдающихся деятелей образования, которые внесли существенный вклад в мировую педагогику. Данный подход помогает при анализе взаимоотношений между учителем и учениками в различных образовательных системах, а также понимания социальной и индивидуальной позиции личности каждого обучающегося в том или ином образовательном учреждении.

Исторический подход позволяет анализировать и характеризовать образование в разных странах, учитывая процесс становления, динамики развития во времени и в меняющихся исторических, социально-экономических, политических и других условиях. При реализации данного подхода необходимо учитывать исторические события, которые во многом определили тенденции развития образования в той или иной стране.

Культурологический подход дает возможность соотнесения состояния развития образования в той или иной стране основам развития культуры общества. Этнопсихологический подход базируется на понимании влияния национальных особенностей народов, их самосознания, обычаев и традиций на развитие образования, воспитания и обучения подрастающего поколения.

Особенно значимым является учет специфических условий культуры и этнопсихологических особенностей, которые обусловливают развитие образования. Так, исследователями-компаративистами был предложен цивилизационный подход к анализу историко-педагогических явлений, нацеленный на понимание сущности той или иной цивилизации, без чего невозможно объективно исследовать образование, его истоки, тенденции и закономерности. С некоторой долей условности можно сказать, что цивилизационный подход представляет собой сочетание и интеграцию культурологического, этнопсихологического и исторического подходов.

Аксиологический подход позволяет анализировать процессы образования в контексте их ориентированности на главные ценности и смыслы, которые реализуются при передаче социального опыта от одного поколения к другому в той или иной стране. Исторический подход. Важно изучение не только современного состояния системы образования или, как мы называем, “горизонтального среза” показателей и параметров образования, но и исторической ретроспективы ее развития, поскольку именно она позволяет определить причинно-следственные связи, специфику, особенности, возможность переноса педагогического опыта, определить временные рамки совершенствования образования.

Этнокультурный подход предполагает выявление общих закономерностей и национальных особенностей в развитии народного образования и культуры отдельных стран, регионов и в глобальном масштабе. Тенденция глобализации и интеграции национальных образовательных систем позволяет выделить основополагающий принцип данного подхода в сравнительно-педагогических исследованиях – сочетание общемирового развития и необходимости сохранения многообразия национального, расширения глобализационных и укрепление национальных процессов в образовании.

Ресурсный подход в сравнительно-педагогических исследованиях подразумевает изучение проблемы ресурсного обеспечения системы образования: законодательные и политические ресурсы, социально-экономическая среда и обстановка, материально-финансовые ресурсы, человеческие ресурсы, совокупность информационных ресурсов сферы образования. Развитие теории и методологии сравнительной педагогики в эпоху глобализации, зарождение отрытого образовательного пространства предполагает, в первую очередь, обновление понятийно-категориального аппарата науки. Сравнительная педагогика является отраслью педагогической науки, и категории ее складываются из основных категорий педагогики: образование, воспитание, обучение, – а также из категорий собственно сравнительной педагогики. К последним считаем возможным отнести следующие понятия: «система образования», «мировое образовательное пространство».

Мировое образовательное пространство становится реальностью благодаря глобализационным процессам. Оно объединяет национальные системы образования, в которых появляются одинаковые тенденции развития при сохранении разнообразия. Так, к одинаковым тенденциям относится демократизация образования; гуманизация, которая направлена на переход от технократического к гуманистическому знанию и закрепление общечеловеческих ценностей; информатизация образования; диверсификация образования.

Следствием диверсификации являются новые свойства образования, такие как вариативность (выбор варианта траектории обучения или образовательных программ), профильность (выбор профиля обучения в старшей ступени среднего образования) и др. Рассмотрим понятие «вариативность образования» как свойство, характеристику системы образования. Заметим, что понятие «система образования» более широкое, чем понятие «педагогическая система», которая является одной из ее подсистем. Но именно свойства, признаки педагогической системы будут наиважнейшими, стержневыми, системообразующими для системы образования. То есть вариативность образования, в первую очередь, является свойством, характеристикой именно педагогической системы. Понятие «вариативность» отличается от понятий «вариант» и «вариация», таким образом, рассмотрим многообразие их определений из различных словарей, но попутно заметим, что эти слова используются в биологии, музыке, физике, филологии и других науках, что, безусловно, определяет их междисциплинарный характер.

Источник

Методологические основы сравнительной педагогики (общие методологические подходы в сравнительной педагогике, методы сравнительной педагогики).

Лекция 1.

Введение в сравнительную педагогику (педагогическую компаративистику)

Сравнительная педагогика как отрасль знания и предмет изучения (понятие сравнительной педагогики, её объект, предмет, задачи и функции, понятие национальной системы образования, основные категории сравнительной педагогики).

Методологические основы сравнительной педагогики. (Методологические подходы в сравнительной педагогике, методы сравнительной педагогики).

Основные этапы развития сравнительной педагогики как области знания и науки.

Сравнительная педагогика как отрасль знания и предмет изучения (понятие сравнительной педагогики, её объект, предмет, задачи и функции; понятие национальной системы образования).

Понятие сравнительной педагогики. Сравнительная педагогика или компаративистика изначально возникла в рамках философии, которая рассматривала многие вопросы, в том числе и проблемы воспитания подрастающего поколения в разных странах. Уже с древних времен в философских учениях содержалось немало описаний того, как обучали и воспитывали детей народы в тех или иных государствах. Обобщались ценности и методы воспитания, анализировались особенности передачи опыта от старшего поколения младшему.

Исследователи отмечают, что в зарубежных источниках чаще всего употребляют термин не «сравнительная педагогика», а «сравнительное образование», поскольку само слово «образование» («education» англ.) имеет более широкую трактовку на Западе в отличие от слова педагогика («pedagogie»). В зарубежной педагогической традиции слово «образование» обозначает единство развития, воспитания и обучения, в то время как педагогикаимеет отношение только к образованию и воспитанию детей. Поэтому в зарубежной интерпретации понятие «сравнительное образование» («еducаtion compare») мы встречаем гораздо чаще, чем понятие «сравнительная педагогика» («рegagogie comparative»). Мы будем употреблять понятия «сравнительная педагогика», «педагогическая компаративистика», «сравнительное образование» и «компаративистика» в синонимическом ряду, поскольку, несмотря на некоторые различия в современной педагогической теории и практике, довольно часто данные понятия используются для обозначения одних и тех же явлений и процессов. В России понятие «сравнительная педагогика» на сегодняшний день является наиболее распространенным.

Национальная система образования. В последние годы появились исследования, посвященные сравнительному анализу социализации подрастающего поколения в разных странах. Многие из этих исследований носят межпредметный характер и осуществляются «на стыке» сравнительной педагогики, социальной педагогики, социальной психологии и сравнительной психологии. Кроме того, следует иметь в виду, что сравнительная педагогика базируется, прежде всего, на сопоставлении национальных систем образования в разных странах. Национальная система образования представляет собой целенаправленную социализацию подрастающего поколения силами государства и общества. Национальная система образования включает:

В рамках национальной образовательной системы, как правило, предусматривается преемственная реализация различных уровней образования: дошкольного, начального школьного, общего среднего школьного, профессионально-технического, среднего специального, высшего образования, послевузовского образования.

Основные задачи сравнительной педагогики:

Основные функции сравнительной педагогики:

Сравнительная педагогика изучает достаточно широкий круг проблем: не только теорию, содержание и всю организацию образования в разных странах (как в исторической перспективе, так и в современных условиях), но также методы, формы и средства образования, его организацию, управление, ценности и т.д. Исследует закономерности функционирования и развития образовательных и воспитательных систем в различных странах путем сопоставления и нахождения сходств и различий. Сопоставляет и сравнивает системы образования и динамику их развития с учетом культурно-исторической специфики и социально-политических особенностей.

Основные категории и понятия сравнительной педагогики. Сравнительная педагогика использует общие педагогические и психологические категории: образование, обучение, воспитание, развитие, социализация и т.д. Специфические для компаративных исследований категории: сравнительная педагогика, педагогическая компаративистика, мировая система образования, национальная система образования, глобализация образования, социальный институт образования, стратегия развития образования, стандартизация образования, современный зарубежный педагогический опыт, национальная система образования и воспитания, педагогическая культура, образовательная политика, тенденции образования, глобализация, стандартизация и др.

Методологические основы сравнительной педагогики (общие методологические подходы в сравнительной педагогике, методы сравнительной педагогики).

Методологические подходы в сравнительной педагогике. В рамках одного курса невозможно изучить и сопоставить разнообразие информации по образованию во всех странах мира, тем более что в 2012 г. было зафиксировано 257 стран только с определенным статусом [12]. Существуют страны, которые не имеют четко определенного в мире государственного статуса (н-р, Абхазия). Несмотря на это вполне можно выделить некоторые региональные особенности развития образования и его современного состояния для стран, которые имеют некие общие существенные основания для сравнения по культурной и социально-экономической идентичности исторического развития. Решение этой сложной задачи потребует необходимости придерживаться совокупности различных методологических подходов.

Для научных исследований в области сравнительной педагогики методологически важны амбивалентный, комплексный, гуманистический, исторический, культурологический, этнопсихологический, аксиологический, цивилизационный и некоторые другие подходы.

Амбивалентный подходреализуется при исследовании противоречивых тенденций в процессе развития того или иного явления; позволяет изучать проблемы сравнительной педагогики с учетом противоречия между самобытностью и спецификой развития образования в какой-то стране с учетом неизбежности его некоторой унификации в условиях современного мира. Этот подход полезен также при анализе кризисных явлений развития образования, которые характерны для многих стран.

Комплексный подход важен для выделения и анализа наиболее значимых компонентов (составляющих) современного образования (например: содержание образования, методы образования, формы организации обучения, ценности воспитания, основные этапы или уровни образования и т.д.). Реализация данного подхода позволяет сравнивать между собой образовательные системы по тем или иным основаниям. Весьма значимым для сравнения разных образовательных систем являются такие составляющие современного образования, как, например, цель воспитания или цель обучения, которые дают представление об образовательном идеале системы.

Гуманистический подход значим для понимания путей и способов развития личности в образовании, её роли и значения. Здесь важна субъектная позиции как педагога, так и воспитанника; анализ учета гуманистических возможностей образования в разных странах и значение выдающихся деятелей образования, которые внесли существенный вклад в мировую педагогику. Данный подход помогает при анализе взаимоотношений между учителем и учениками в различных образовательных системах, а также понимания социальной и индивидуальной позиции личности каждого обучающегося в том или ином образовательном учреждении.

Исторический подход позволяет анализировать и характеризовать образование в разных странах, учитывая процесс становления, динамики развития во времени и в меняющихся исторических, социально-экономических, политических и других условиях. При реализации данного подхода необходимо учитывать исторические события, которые во многом определили тенденции развития образования в той или иной стране.

Культурологический подход дает возможность соотнесения состояния развития образования в той или иной стране основам развития культуры общества. Этнопсихологический подход базируется на понимании влияния национальных особенностей народов, их самосознания, обычаев и традиций на развитие образования, воспитания и обучения подрастающего поколения.

Особенно значимым является учет специфических условий культуры и этнопсихологических особенностей, которые обусловливают развитие образования. Так, исследователями-компаративистами был предложен цивилизационный подход к анализу историко-педагогических явлений, нацеленный на понимание сущности той или иной цивилизации, без чего невозможно объективно исследовать образование, его истоки, тенденции и закономерности. С некоторой долей условности можно сказать, что цивилизационный подход представляет собой сочетание и интеграцию культурологического, этнопсихологического и исторического подходов.

Аксиологический подход позволяет анализировать процессы образования в контексте их ориентированности на главные ценности и смыслы, которые реализуются при передаче социального опыта от одного поколения к другому в той или иной стране.

Методы сравнительной педагогики. Методы сравнительной педагогики непосредственно связаны с методологическими подходами и во многом определяются ими. Сравнительная педагогика применяет методы смежных наук и не только. Большое значение для компаративистики имеют несколько методов: описательный, исторический, социологический, статистический, сравнительный и некоторые другие. Научные исследования, которые проводятся в рамках сравнительной педагогики (сравнительно-педагогические исследования), позволяют увидеть достоинства и недостатки отдельных систем образования, явления и процессы, требующие особого внимания и даже реформирования.

Очевидно, что главным методом сравнительно-педагогическогоисследования являетсясравнительносопоставительный анализ. Причем сравнение применимо для анализа схожих образовательных систем, которые имеют существенные общие основания для анализа.

Так, вполне можно сравнивать образование в современных Европейских странах, культура которых еще во времена Римской империи была связана с латинским языком, являющимся сегодня «мертвым языком», но, тем не менее, явившимся базовым основанием для развития английского, французского, немецкого и некоторых других европейских языков. Кроме того, во многих европейских странах существуют схожие традиции развития образования (например, развитие европейских университетов).

Сопоставление чаще используется для анализа образовательных систем, которые не имеют достаточного количества общих существенных оснований для сравнения, т.е. базируются на разных культурных традициях. Так, например, очевидна возможность сравнения образовательных систем Китая и Японии, но целесообразнее использовать сопоставление об разовательных систем данных стран с образовательными системами Европы.

Описательный метод требует поиска и накопления необходимой и достаточной информации для анализа, интерпретации определенных фактов, объективности, группировки, систематизации и классификации, предусматривает определение единичного и типичного в системе образования. Нередко описательный метод дает яркие иллюстрации процесса воспитания и обучения в разных странах, что можно найти как в научной литературе, так и в художественных произведениях.

Например, в публицистических произведениях известного российского журналиста и писателя В.В.Овчинникова «Корни дуба (Впечатления и размышления об Англии и англичанах)», «Ветка сакуры (Рассказ о том, что за люди японцы)» мы найдем великолепные описания, иллюстрирующие особенности воспитания и социализации детей в Великобритании и Японии. А в знаменитой книге философа-моралиста XVIII в. Честерфильда «Письма к сыну» обнаружим, не утратившие своей значимости для многих современников, ценностные ориентиры для воспитания представителей светской молодежи Англии того времени.

Исторический метод предполагает анализ процесса и особенностей развития проблем образования в разных странах, нацелен на более глубокое понимание актуального состояния изучаемых педагогических явлений. Историко-педагогическая интерпретация фактической информации является очень важным методом для понимания и исследования современных проблем сравнительного образования.

Социологический метод базируется на оценке того, насколькосовременное образование соответствует потребностям развития данного общества. Так, например, при анализе инновационных процессов в современном образовании важно определить соотношение между традициями и инновациями, то, насколько соответствуют или не соответствуют инновации традициям, существует ли между ними преемственность, каковы противоречия и как они разрешаются в различных национальных системах образования.

Статистический метод связан с анализом и интерпретацией количественных показателей образования.

Метод сравнения позволяет определить общее и особенное в системах образования, черты сходства и различия педагогической теории и практики, фиксирует универсальные и специфические проявления тенденций и закономерностей.

Теоретический, сравнительно-сопоставительный и сравнительно—исторический анализ литературных, архивных источников, материалов педагогической печати, позволяет использовать значительное количество фактического материала для его качественного анализа. Для обучающихся анализ источников представляет собой важнейший метод изучения и исследования. К источникам можно отнести, прежде всего, произведения педагогов прошлого и настоящего, нормативно-правовые документы, касающиеся образования, исследования ученых, архивные материалы, статистические данные, учебные планы и программы и др.

Использование любого метода предполагает решение главного методологического вопроса сравнительной педагогики, который состоит в том, какими средствами и в каких формах возможно наиболее эффективно использовать достижения современного зарубежного образовательного опыта в отечественной теоретической и практической педагогике.

С учетом использования совокупности методологических подходов к анализу сравнительной педагогики, мы выделили пять основных этапов её развития: донаучный этап, этап становления, этап развития, кризисный этап и интеграционный этап.

3 этап (развития) – с начала ХХ в. по 60-е годы ХХ в.

Первый этап развития сравнительной педагогики – донаучный (с древнейших времен до начала ХIХ века).Иначе его можно назватьфилософским, поскольку все проблемы образования, воспитания и обучения подрастающего поколения в сравнительном аспекте рассматривались в рамках философии. Воспитание и обучение детей в различных странах интересовало многих еще в глубокой древности. Нередко ставилась цель воспользоваться опытом соседей для улучшения воспитания молодежи в своих странах. Например, древнегреческий философ Платон описывал возможности использования методов спартанского воспитания для развития детей в его родных Афинах, а древнеримский историк Тацит в своем труде «О происхождении германцев и местоположении Германии» раскрывал особенности воспитания и обучения детей и молодежи в германских племенах того времени.

Практически все философы мира в той или иной степени затрагивали проблемы взаимоотношений старшего и младшего поколений, нередко сравнивая обычаи и традиции воспитания и обучения в разных странах. Некоторые имели сами непосредственное отношение к образованию и воспитанию, как, например, Д.Локк (Англия) или Конфуций (Китай). Примеры сравнительного, описания образования в разных странах можно найти в трудах Я. А. Коменского и других знаменитых педагогов. Можно также найти интересные материалы в литературно-философских работах, например М. Монтеня (Франция) или Честерфилда (Великобритания). М.Монтень описывал в своих «Опытах» нравы и особенности воспитания во Франции в эпоху возрождения. А его взгляды на воспитание как развитие всех сфер личности ребенка и высокая оценка воспитательной среды для развивающего обучения позднее повлияли на педагогические теории Д.Локка, Ж.Ж.Руссо и других мыслителей, которые внесли заметный вклад в развитие педагогики.

Несмотря на то, что истоки научной дидактики восходят именно к работам Я.А.Коменского, мы, тем не менее, не можем обозначить период его деятельности как начало научной сравнительной педагогики, поскольку сравнительная педагогика как наука системно стала развиваться только в ХIХ веке, чему способствовал ряд социально-экономических, политических и культурных обстоятельств.

Второй этап развития сравнительной педагогики – становление научной сравнительной педагогики (с начала ХIХ в. до начала ХХ в.). Это был этап становления и выделения сравнительной педагогики в отдельную область научной педагогики. По сути, это первый этап развития научной сравнительной педагогики, которая уже становится самостоятельным направлением изучения и анализа педагогических явлений. В данный период начинается осознание закономерностей и тенденций развития образования в разных странах. Делаются первые научные попытки их сравнительно-сопоставительного анализа.

ХIХ век характеризуется высокими темпами развития науки и образования на фоне промышленной революции, роста производительности труда и урбанизации. Именно в это время наука становится профессиональной. Появляются первые научные журналы с периодическим изданием, широкое распространение получает сам процесс систематизации знаний, активно издаются энциклопедии во многих странах мира. Несмотря на то, что энциклопедические труды известны с древнейших времен (в виде различных сводов, летописей и др.),

В эпоху развития промышленности расширяется охват детей школьным образованием, делаются первые шаги по организации профессионального обучения, в ряде стран закладываются основы государственных систем просвещения. Именно в этот период начинается переход многих стран к обязательному школьному образованию: США (1852), Великобритания (1870), Франция (1882). Появляются первые центры сравнительной педагогики и сравнительного образования, которыми стали различные национальные и международные информационные учреждения, проводящие постоянный подбор и обработку материалов о состоянии образования в разных странах (Служба просвещения в Вашингтоне (1866), Музей педагогики в Париже (1879) и др.).

В ХIХ веке происходят многочисленные реформы различных национальных систем образования, во многом связанные с тремя обстоятельствами. Во-первых, с необходимостью введения или совершенствования начального школьного образования, которое в развитых индустриальных странах становится обязательным для всех детей определенного возраста, вне зависимости от их происхождения, социального статуса и материального обеспечения (т.е. государственная система начального образования). Во-вторых, существенными изменениями, которые в содержательном и организационно-методическом планах стали проходить во многих школахразличных стран. Во-третьих, потребностями общества в быстрых темпах развития профессионального образования, связанного с ускоренной динамикой экономического потенциала общества.

Кроме того, именно в ХIХ веке происходит расцвет европейской педагогической мысли. Педагогика Песталоцци (Швейцария), свободное воспитание Руссо (Франция), философские и педагогические положения Канта о нравственном воспитании (Германия) получили широкий общественный резонанс во многих странах Западной Европы и всего мира. В России все это усиливало интерес к зарубежному педагогическому опытуи его сопоставлению с отечественными проблемами образования. Так создавались объективные предпосылки для возникновения новой научной дисциплины – сравнительной педагогики.

Основателем научной сравнительной педагогики считается французский публицист и исследователь Марк АнтуанЖульен (1775-1848), который впервые поставил вопрос об изучении международного опыта развития образования как особом направлении научных исследований. Он первый употребил в 1817г. термин «Сравнительная педагогика» для обозначения процесса изучения содержания и способов воспитания и обучения, а также теории, которая явилась бы результатом аналитического сопоставления практики образования в различных странах. Марк Антуан Жульен опубликовал свою статью «Набросок и предварительные заметки к работе по сравнительной педагогике», в которой представил сопоставительный анализ педагогического опыта в школах Швейцарии и Франции.

Жульен Парижский призывал создать международный исследовательский орган для классификации и сравнения содержания и методов обучения в воспитательных учреждениях различных стран Европы. Кроме того, он считал необходимым создать международный педагогический журнал. С его точки зрения, для того, чтобы педагогика была эффективной наукой, необходимо, чтобы она основывалась на анализе фактического материала разных стран; содержала некую систематизацию разнообразных фактов и определяла способы их анализа, интерпретации. Без такого подхода образовательная деятельность и ее результаты остаются зависимыми от субъективных взглядов, от индивидуальной позиции тех, кто занимается обучением.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *