что такое педагогическая инновация определение
Сущность и понятие инновационной педагогической деятельности
Марина Горина
Сущность и понятие инновационной педагогической деятельности
Сущность и понятие инновационной педагогической деятельности
Консультация для воспитателей
Что такое инновация?
Приведем несколько определений этого понятия.
В «Современном словаре иностранных слов» (1993) инновация трактуется как нововведение.
Нововведение (инновация) – комплексный процесс создания, распространения, внедрения и использования нового практического средства, метода, концепции и т. д. – новшества для удовлетворения человеческих потребностей. (Полонский В. М. Научно-педагогическая информация. Словарь-справочник. М., 1995г.)
Педагогическая инновация – нововведение в педагогическую деятельность, изменения в содержании и технологии обучения и воспитания, имеющие целью повышение их эффективности.
Участники инновационного процесса всегда должны помнить,что новое:
• добивается признания, пробивает себе дорогу с большим трудом;
• носит конкретно-исторический характер и может быть прогрессивным для определенного отрезка времени, но устареть на более позднем этапе, стать даже тормозом в развитии.
Новое может выступать в разных формах:
• принципиально неизвестное новшество (абсолютная новизна);
• условная (относительная) новизна;
• «оригинальничанье» (не лучше, но по-другому, формальная смена названий, заигрывание с наукой;
Типы нововведений также группируются по следующим основаниям.
1.По влиянию на учебно-воспитательный процесс:
— в содержании образования;
— в формах, методах воспитательно-образовательного процесса;
— в управлении дошкольным учреждением;
2. По масштабам (объему)преобразований:
— частные, единичные, не связанные между собой;
— модульные (комплекс частных, связанных между собой);
— системные (относящиеся ко всему дошкольному учреждению).
3. По инновационному потенциалу:
— усовершенствование, рационализация, видоизменение того, что имеет аналог или прототип (модификационные нововведения);
— новое конструктивное соединение элементов существующих методик, которые в новом сочетании ранее не применялись (комбинаторные нововведения);
— радикальные инновации.
4.По отношению к предшествующему:
— новшество вводится вместо конкретного, устаревшего средства (заменяющее новшество);
— прекращение использования формы работы, отмена программы, технологии (отменяющее нововведение);
— освоение нового вида услуг, новой программы, технологии (открывающее нововведение);
— ретровведение – освоение нового в данный момент, для коллектива детского сада, но когда-то уже использовавшегося в системе дошкольного воспитания и образования.
Существуют различные причины нововведений. К основным, на наш взгляд,нужно отнести следующие:
1. Необходимость вести активный поиск путей решения существующих в дошкольном образовании проблем.
2. Стремление педагогических коллективов повысить качество предоставляемых населению услуг, сделать их более разнообразными и тем самым сохранить свои детские сады.
3. Подражание другим дошкольным учреждениям, интуитивное представление педагогов, что нововведения улучшат деятельность всего коллектива.
4. Постоянная неудовлетворенность отдельных педагогов достигнутыми результатами, твердое намерение их улучшить. Потребность в причастности к большему, значительному делу.
5. Стремление недавних выпускников педвузов, слушателей курсов повышения квалификации реализовать полученные знания.
6. Возрастающие запросы отдельных групп родителей.
7. Конкуренция между детскими садами.
Инновационная педагогическая деятельность как особый вид творческой деятельности направлена на обновление системы образования. Она является результатом активности человека не столько в приспособлении к внешней среде, сколько в изменении его личных и общественных потребностей и интересов.
Инновационная деятельность и ее процесс во многом зависят от инновационного потенциала педагога. Поэтому есть необходимость рассмотреть эту категорию.
Инновационныйпотенциал личности связывают со следующими основными параметрами:
— открытость личности новому, отличному от своих представлений, что базируется на толерантности личности, гибкости и панорамности мышления;
— культурно-эстетическая развитость и образованность;
— готовность совершенствовать свою деятельность, наличие внутренних, обеспечивающих эту готовность средств и методов;
— развитое инновационное сознание (ценность инновационной деятельности в сравнении с традиционной; инновационные потребности; мотивация инновационного поведения).
Под готовностью педагога к инновационной деятельности принято понимать сформированность необходимых для этой деятельности личностных (большая работоспособность, умение выдерживать действие сильных раздражителей, высокий эмоциональный статус, готовность к творчеству) и специальных качеств (знание новых технологий, овладение новыми методами обучения, умение разрабатывать проекты, умение анализировать и выявлять причины недостатков).
Инновационная деятельность преподавателей имеет свою специфику. Она предполагает наличие определенной степени свободы действий у соответствующих субъектов. В силу специфики новаторской, поисковой работы она осуществляется очень часто на ощупь, за пределами существующего опыта и лишь частично может регулироваться и контролироваться действующими институтами. Поэтому общество вынуждено доверять исследователю, новатору, полагая, что в процессе свободного поиска истины, новых решений и способов реализации, стоящих перед обществом задач он не предпримет действий, способных в дальнейшем нанести ущерб интересам общества. Следовательно, свобода творчества должна сопрягаться с высочайшей личной ответственностью субъекта инновационного поиска.
Необходимым условием успешной реализации инновационной деятельности педагога являются умения принимать инновационное решение, идти на определенный риск, успешно разрешать конфликтные ситуации, возникающие при реализации новшества, снимать инновационные барьеры.
Какие обстоятельства в современной системе образования определяют необходимость инновационной деятельности педагога?
Необходимость инновационной направленности педагогической деятельности в современных условиях развития общества,культуры и образования определяется рядом обстоятельств:
— происходящими социально-экономическими преобразованиями, которые обусловили необходимость коренного обновления системы образования, методики и технологии организации учебно-воспитательного процесса в учебных заведениях различного типа. Инновационная направленность деятельности педагоговвыступает средством обновления образовательной политики:
— усилением гуманитаризации содержания образования, непрерывным изменением объема, состава учебных дисциплин; введением новых учебных предметов, требующих постоянного поиска новых организационных форм, технологий обучения. В данной ситуации существенно возрастает роль и авторитет педагогического знания в педагогической среде, актуализируются задачи роста профессионального мастерства педагогов;
— изменением характера отношений педагогов к самому факту освоения и применения педагогических новшеств. В условиях жесткой регламентации содержания учебно-воспитательного процесса педагог был ограничен не только в самостоятельном выборе новых программ, методических разработок, но и в использовании новых приемов и способов педагогической деятельности. Сейчас инновационная деятельность в образовании приобретает избирательный, исследовательский характер. Именно поэтому важным направлением в деятельности руководителей педагогических коллективов, методических служб учебных заведений становится анализ и оценка вводимых педагогических инноваций, создание необходимых условий для их успешной разработки и применения;
— вхождением образовательных учреждений в рыночные отношения, которые формируют реальную ситуацию их конкурентоспособности.
Если говорить более просто и однозначно, то главной причиной, заставляющей обращаться к инновационной деятельности, является острая конкуренция, с которой приходится сталкиваться практически каждому коллективу, оказывающему услуги в сфере образования. Сегодня коллективы дошкольного учреждения обязаны самостоятельно заботиться о сохранении конкурентоспособности, отслеживать и прогнозировать ситуацию на образовательном рынке, линию поведения основных и потенциальных конкурентов, появление новых научных и технологических достижений и, соответственно, быть чуть впереди.
Физическое развитие детей в инновационной деятельности В 2015году Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению детскому саду №10 был присвоен статус Муниципальной инновационной.
Конспект релаксационного занятия с воспитателями с использованием инновационной деятельности на световых планшетах Конспект релаксационного занятия с использованием инновационной деятельности на световых планшетах с воспитателями и специалистами детского.
Консультация «Организация инновационной деятельности» Цель: Повышение теоретического уровня педагогов по данной теме. Задачи: 1. Познакомить с теоретической основой инновационной деятельности,.
Музей как модель инновационной деятельности по патриотическому воспитанию Создание музейной комнаты началось с определения методической темы, определения цели и задач инновационной деятельности, разработки модели.
Опыт работы по инновационной педагогической деятельности «Формирование нравственного здоровья дошкольников» Основной целью является формирование личностно значимых нравственных ориентиров у детей, с помощью которых они могут «измерить» свои и чужие.
Организационно-методическое сопровождение инновационной деятельности педагогических кадров Современный период развития российского образования характеризуется наличием сложных задач в связи необходимостью повышения доступности.
Повышение профессионального мастерства педагога посредством активизации инновационной деятельности Повышение профессионального мастерства педагога через активизацию инновационной деятельности. Современная образовательная политика в сфере.
Применение игровых технологий в ходе подготовки к практическому этапу инновационной деятельности «… Весь процесс воспитания ребенка мы рассматриваем как обучение тому, в какие игры следует играть и как в них играть» Эрик Берн План:.
Приоритеты методической работы дошкольной организации в условиях инновационной деятельности Современное образование развивается в режиме инновационного поиска. Происходит смена образовательной парадигмы: предлагается иное содержание,.
ИННОВАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ
Смотреть что такое «ИННОВАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ» в других словарях:
Инновация педагогическая — нововведение в педагогическую деятельность, изменение в содержании и технологии обучения и воспитания, имеющие цельюповышение их эффективности … Словарь терминов по общей и социальной педагогике
Педагогическая инноватика — раздел педагогики, в котором изучается природа, закономерности возникновения и развития педагогических инноваций в отношении субъектов образования, а также обеспечивающая связь педагогических традиций с проектированием будущего образования.… … Википедия
Инновация — У этого термина существуют и другие значения, см. Инновация (значения). Инновация, нововведение (англ. innovation) это внедрённое новшество, обеспечивающее качественный рост эффективности процессов или продукции, востребованное рынком … Википедия
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ИННОВАЦИЯ — внедрение нового в педагогическую практику, влекущее за собой коренные изменения (революционное развитие) [52, c. 83] … Современный образовательный процесс: основные понятия и термины
Спонтанные инновации — Содержание 1 Понятие спонтанных инноваций 2 История и практика использования спонтанных инноваций … Википедия
Инновации — Инновация нововведение в области техники, технологии, организации труда или управления, основанное на использовании достижений науки и передового опыта, обеспечивающее качественное повышение эффективности производственной системы или качества… … Википедия
Инновационная технология — Инновация нововведение в области техники, технологии, организации труда или управления, основанное на использовании достижений науки и передового опыта, обеспечивающее качественное повышение эффективности производственной системы или качества… … Википедия
Жиляев, Арсений Александрович — Арсений Александрович Жиляев Дата рождения: 26 июн … Википедия
Шаповалов, Владимир Александрович — Шаповалов Владимир Александрович Род деятельности: ректор Ставропольского государственного университета Дата рождения: 1946 год(1946) Место рождения … Википедия
Чехонадских, Мария Александровна — Мария Александровна Чехонадских Дата рождения: 22 июня 1985(1985 06 22) (27 лет) Место рождения: г. Старый Оскол … Википедия
Сущность и критерии педагогических инноваций
Решение проблем освоения, расширения и внедрения инноваций в системе образования является предметом педагогической инноватики как нового междисциплинарного научного направления, изучающего актуально значимые и системно организующие инновационные процессы, которые становятся перспективными для эволюции образования и позитивно влияют на ее развитие, а также на развитие более широкого мультикультурного пространства.
В педагогической науке возникло принципиально новое и важное направление – теория новаций и инновационных процессов.
Инновация(от лат. in – в, novus – новый) означает нововведение, новшество. Инновации в образовании– процесс совершенствования педагогических технологий, совокупность методов, приёмов и средств обучения. Один из существенных компонентов образовательной деятельности любого учебного заведения.
Педагогические инновации – это нововведения в области педагогики, целенаправленное прогрессивное изменение, вносящее в образовательную среду стабильные элементы (новшества), улучшающие характеристики как отдельных ее компонентов, так и самой образовательной системы в целом.
Педагогические инновации могут осуществляться как за счет собственных ресурсов образовательной системы (интенсивный путь развития), так и за счет привлечения дополнительных мощностей (инвестиций) – новых средств, оборудования, технологий, капитальных вложений и т. п. (экстенсивный путь развития).
Анализ процессов обновления образовательного пространства свидетельствует о трех основных подходах к их осуществлению.
1. На макроуровне происходит парадигмальное обновление всей системы образования вообще. То есть как системы, основными компонентами которой являются дошкольное, общее среднее, внешкольное, профессиональное, высшее и последипломное образование.
В зависимости от характера образовательной политики государства, от уровня развития культуры, системы общечеловеческих ценностей и т. п. сформировались различные модели образования, которые четко отражали сущность парадигм в соответствии с предложенной реализацией:
▪ традиционная модель образования предлагает реализацию «знаниевой» парадигмы;
▪ рационалистическая модель образования – «технократической» парадигмы;
▪ феноменологическая модель образования – «гуманистической» и «человекоориентированной» парадигмы;
▪ государственно-ведомственная модель – «социетарной» парадигмы.
2. На мезоуровне – обновление образовательного процесса каждого составного компонента системы, который отражает его характерные особенности. Компонентное обновление системы образования осуществляется за счет обновления таких направлений: гуманизация, гуманитаризация, дифференциация, диверсификация, стандартизация, многовариантность, многоуровневость, фундаментализация, компьютеризация, информатизация, индивидуализация, непрерывность.
3. На микроуровне – обновление отдельных элементов (целевого, содержательного, процессуального, оценочного и т. д.) педагогического процесса, то есть целей, содержания, методов и технологий, форм организации и управления, стилей педагогической деятельности.
Путь внедрения педагогической инновации достаточно сложный и продолжительный. Сначала формулируется философия инновации, которая потом конкретизируется в основных категориях (элементах) учебного процесса:
√ целевая составляющая влияет на структуру и содержание учебного плана и программы как отдельной дисциплины, так и всего комплекса учебных дисциплин;
√ содержательная составляющая влияет на содержание и структуру как отдельных учебных дисциплин, так и на образование в целом;
√ процессуальная составляющая влияет как на структуру учебно-познавательной деятельности студентов, так и на структуру профессиональной деятельности педагога;
√ технологическая составляющая влияет как на структуру и содержание методических пособий, так и на всю методическую работу;
√ оценочная составляющая влияет на систему дидактических средств.
Инновации конкретизируются как в каждом отдельном компоненте учебно-воспитательного процесса (целевом, содержательном, процессуальном, технологическом, оценочном), так и в целостной конструкции этого процесса. Целостная конструкция инновационной системы имеет свой системообразующий фактор. Например:
▪ исследовательская система – базируется на принципе индивидуализации обучения, самостоятельной исследовательской работы;
▪ проектная система (метод проектов) – формирование компетенций, приобретение знаний и навыков в процессе планирования и выполнения практических заданий, подготовки кейсов и т. п.;
▪ интегрированная (комплексная) система – обучение по темам-комплексам, освоение смежных курсов; обучение в условиях сотрудничества базируется на совместной деятельности, взаимопонимании и гуманизме, единстве интересов и увлечений;
▪ вальдорфская система – обучение на антропософских основаниях, понимание развитие человека как целостного взаимодействия телесных, душевных и духовных факторов.
Инновации в системе образования связаны с внесением изменений:
‒ в цели, содержание, методы и технологии, формы организации и систему управления;
‒ в стили педагогической деятельности и организацию учебно-познавательного процесса;
‒ в систему контроля и оценки уровня образования;
‒ в систему финансирования;
‒ в учебно-методическое обеспечение;
‒ в систему воспитательной работы;
‒ в учебный план и учебные программы;
‒ в деятельность преподавателя и студента.
В связи с этим все инновации в сфере образования можно классифицировать следующим образом:
1. Внутрипредметные инновации: инновации, реализуемые внутри предмета, что обусловлено спецификой его преподавания.
2. Общеметодические инновации: внедрение в педагогическую практику нетрадиционных педагогических технологий, универсальных по своей природе, так как их использование возможно в любой предметной области.
3. Административные инновации: решения, принимаемые руководителями различных уровней, которые способствуют эффективному функционированию всех субъектов образовательной деятельности.
4. Идеологические инновации: первооснова всех остальных инноваций, вызваны обновлением сознания, веяниями времени.
Педагогическими инновациями могут быть педагогические идеи, процессы, средства, методы, формы, технологии, содержательные программы и т. п.
Педагогические инновации можно классифицировать следующим образом:
1) по видам деятельности:
– педагогические, обеспечивающие педагогический процесс;
– управленческие, обеспечивающие инновационное управление образовательными учреждениями;
2) по срокам действия:
3) по характеру изменений:
– радикальные, основанные на принципиально новых идеях и подходах;
– комбинированные, основанные на новом сочетании известных элементов;
– модифицированные, основанные на совершенствовании и дополнении существующих образцов и форм;
4) по масштабам изменений:
– локальные, то есть независимые друг от друга изменения отдельных участков или компонентов;
– модульные – взаимосвязанные группы нескольких локальных инноваций;
– системные – полная реконструкция системы как целого;
5) по масштабу использования:
– единовременные (осуществляются один раз);
6) по источникам возникновения:
– внешние (за пределами образовательной системы);
– внутренние (внутри образовательной системы);
7) по методам осуществления:
Реформы в образовании представляют собой систему нововведений, направленных на коренное преобразование и улучшение функционирования, развития и саморазвития образовательных учреждений и системы управления ими.
Инновационные преобразования в педагогике могут проводиться по следующим направлениям:
√ разработка концепций и стратегий развития образования и образовательных учреждений;
√ совершенствование управления образовательными учреждениями и системой образования в целом;
√ обновление содержания образования;
√ формирование компетенций специалистов в ответ на вызовы современности;
√ проектирование новых моделей образовательного процесса;
√ разработка новых технологий обучения и воспитания;
√ улучшение подготовки педагогических кадров и повышение их квалификации;
√ разработка здоровьесберегающих технологий обучения;
√ мониторинг образовательного процесса и развития учащихся;
√ разработка учебников и учебных пособий нового поколения и др.
Педагогические инновации осуществляются по определенному алгоритму. Можно выделить такие этапы разработки и реализации педагогических нововведений:
1. Выявление потребности в нововведениях – разработка критериев и измерителей состояния педагогической системы, подлежащей реформированию.
2. Определение необходимости реформирования – всесторонняя проверка и оценка качества педагогической системы, подготовка специального инструментария.
3. Поиск образцов педагогических решений опережающего характера, которые можно использовать для моделирования нововведений.
4. Анализ научных разработок, содержащих творческое решение актуальных педагогических проблем.
5. Проектирование инновационной модели педагогической системы в целом или ее отдельных частей.
6. Постановка задач, закрепление ответственных, поиск средств решения, установление форм контроля.
7. Расчет практической значимости и эффективности.
8. Построение алгоритма внедрения новшеств в практику – поиск участков для обновления или замены, моделирование нововведения, разработка программы эксперимента, мониторинг его результатов, внедрение необходимых корректив, итоговый контроль.
9. Переосмысление и обновление профессионального словаря, то есть внедрение в профессиональную лексику новых понятий.
10. Защита педагогической инновации от псевдоноваторов, поскольку лжеинновациями могут быть формальная смена вывесок образовательных учреждений, преподнесение подновленного старого как принципиально нового, копирование творческого метода педагога-новатора без его творческой переработки.
Барьерами для инновационных процессов в сфере образовательных услуг могут выступать такие явления:
– консерватизм определенной части педагогов (особую опасность имеет консерватизм администрации и органов управления);
– завышенные самооценки, следование принципу «У нас и так все хорошо»;
– отсутствие креативных сотрудников, творческих педагогов, экспериментаторов;
– дефицит финансовых средств для поддержания и стимулирования педагогических инноваций;
– неблагоприятная социально-психологическая атмосфера (зависть сотрудников, осуждение инициативы, злословие и т. п.).
Среди проблем внедрения инновационных технологий выделяются следующие:
▪ неподготовленность к инновационной деятельности педагогических кадров, недостаток педагогических знаний и опыта;
▪ необходимость формирования психологических качеств педагогов;
▪ слабая и практически отсутствующая технически-информационная база;
▪ невозможность прохождения специализированных курсов повышения квалификации в связи с недостаточным финансированием.
Возможные пути решения проблем внедрения инноваций:
√ Обобщение и распространение опыта педагогов, которые активно внедряют в практику инновации.
√ Доступность и возможность выхода в информационную сеть для каждого педагога учебного учреждения.
√ Компьютеризация учреждений дополнительного образования.
√ Формирование государственной поддержки и позитивного отношения населения к инновационным процессам в образовании.
Инновационным принято считать такое образовательное учреждение, в котором ведущими характеристиками являются следующие:
‒ педагогическая система эволюционирует в гуманистическом направлении;
‒ учебно-воспитательный процесс основывается на принципе природосохранности;
‒ улучшенные результаты учебно-воспитательного процесса достигаются за счет использования не раскрытых и не задействованных ранее возможностей системы;
‒ организация учебно-воспитательного процесса не ведет к перегрузкам учащихся и педагогов;
‒ продуктивность учебно-воспитательного процесса не является только прямым следствием внедрения дорогостоящих средств и медиа-систем.
Именно эти критерии позволяют реально определить степень инновационности любого образовательного учреждения.
Сравнительные характеристики традиционного и инновационного образовательных учреждений выглядят следующим образом:
для традиционного – передача знаний, умений и попутное воспитание, освоение социального опыта;
для инновационного – содействие самореализации и самоутверждению личности;
для традиционного – на потребности общества и производства;
для инновационного – на потребности и возможности личности;
для традиционного – идеологически трансформированы;
для инновационного – научные объективные;
4) по содержанию образования:
для традиционного – разрозненные предметы со слабо выраженными межпредметными связями;
для инновационного – гуманизированные и личностно-ориентированные культурные ценности;
5) по ведущим методам и формам:
для традиционного – информационно-репродуктивные;
для инновационного – творческие, активные, индивидуально-дифференцированные;
6) по отношениям обучаемых и обучающихся:
для традиционного – субъект-объектные;
для инновационного – субъект-субъектные;
7) по роли преподавателя:
для традиционного – источник и контроль знаний, наставник, «гуру»;
для инновационного – консультант, помощник, руководитель проекта;
8) по основным результатам:
для традиционного – уровень обученности и социализированности;
для инновационного – уровень компетентности, личностного и профессионального развития, самоактуализации и самореализации.
Инновационные знания содержат в себе такие познавательные компоненты, как :
• полезность (умение оценить применение знания; это не просто субъективная значимость, но и признание культурных традиций и социальных установок);
• диспозиционность (соотношение знания с окружающим миром, с предметными сторонами деятельности; в то же время это герменевтично субъективный синтез, ведь студент осмысливает себя через свои знания);
• инструментальность (способность использовать знание в конкретных ситуациях и самостоятельно получать знание).
Наиболее активные методы, интенсифицирующие образовательный процесс, обозначаются термином «спонтанные инновации». Они позволяют педагогу-инноватору достигнуть творческой обстановки при подготовке и в ходе проведения занятий, эффективно решать проблему целеполаганий обучения и воспитания. Очень значимым результатом применения спонтанных инноваций является создание условия и предпосылок формирования инновационного мышления у обучаемого, качественного познания теоретического материала и овладения креативностью в развитии практических навыков.
Факторами творческого саморазвития педагога-новатора могут выступать следующие:
І. Психологические – стремление к профессиональному росту, творческая инициатива, профессиональная компетентность, способность к самоанализу, интерес к педагогическим инновациям, высокий творческий потенциал, способность к видению и решению психологических проблем, способность к самоорганизации и самоуправлению, интеллектуальность, высокий уровень общей культуры, осознание своих достоинств и недостатков.
ІІ. Профессионально-педагогические – стремление к высоким результатам своего труда, творческий потенциал, интерес к новым идеям в области педагогики и психологии, способность к сотворчеству со студентами и коллегами, интерес к новым технологиям обучения и воспитания, умение перенимать и перерабатывать опыт других, педагогическое мастерство, склонность и стремление заниматься экспериментально-исследовательской работой.
ІІІ. Организационно-педагогические – стремление и возможность повышения квалификации, хорошая организация научно-исследовательской работы в образовательном учреждении.
Педагогические инновации могут быть довольно успешными при использовании различных приемов, а именно:
– оператор работы с магнитофоном;
– подготовка и прослушивание обзоров литературы по теме научных работ;
Среди важных средств обучения выделяются нестандартные занятия, так как они формируют у студентов устойчивый интерес к учению, снимают напряжение, оказывают эмоциональное воздействие на учащихся, благодаря чему у них формируются более прочные, глубокие знания.
В учебно-воспитательном процессе активно используются также формы, которые позволяют вызывать повышенный интерес, удивление и радость. Фасцинация (от лат. fascino – зачаровывать, околдовывать) – способность демонстрационного коммуникативного сигнала приковывать внимание, вызывать восхищение, восторг, симпатию, очарование, шок, испуг, экстаз. При этом отключается какое-либо логико-вербальное объяснение, интеллектуальное аргументирование и тем более критика.
Для этого используются следующие приемы:
▪ полное (откровенная ложь) или частичное (подтасовка фактов, подмена понятий) искажение информации;
▪ утаивание информации от полного умолчания о каких-либо фактах и значимых событиях и до частичного их освещения, иногда это делается для создания имиджа активиста, отличника;
▪ особая компоновка сведений так, чтобы следовал однозначный и нужный для педагога вывод;
▪ выбор конкретного момента подачи информации;
▪ предъявление материала в «сыром», несистематизированном виде или мелкими порциями, где трудно проследить связь;
▪ воздействие на психологические механизмы, которые «запускают» типичное поведение какого-то студента («ябеда», «выскочка» и т. д.)
Существуют фасцинационные знаки, полезные для учебного процесса:
‒ различные символы: значки, медали на лацкане пиджака или блузе;
‒ сложные и красивые наглядные пособия;
‒ быстрая и энергичная подача учебного материала;
‒ шутки, притчи, анекдоты, неожиданные сравнения, проявление артистических способностей.