что такое открытое море в обиходе
Значение словосочетания «открытое море»
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Открытое море — морское пространство, находящееся за внешними пределами территориального моря, на которое не распространяется суверенитет какого-либо государства или государств, и находящееся в общем и равноправном пользовании всех народов. Для определения открытого моря важны оба его признака: 1) оно не подчинено суверенитету какого-либо государства; 2) оно находится за пределами территориального моря. Таким образом, прилежащая зона, исключительная экономическая зона представляют собой районы открытого моря со специфическим правовым режимом.
открытое море
1. морск. часть морского пространства вне видимости берегов, вдали от побережья ◆ Если сделается после этого верховой ветер, то рыбаков уносит на огромных плавучих льдинах в открытое море. Даль, «Уральский казак», 1843 г. (цитата из НКРЯ) ◆ Я смотрел на прекрасные берега Темзы, которые, казалось, плыли мимо нас с лугами, парками и домами своими, ― скоро вышли мы в открытое море, где корабль наш зашумел величественнее. Карамзин, «Письма русского путешественника», 1793 г. (цитата из НКРЯ)
2. юр. всё морское пространство вне территориальных, архипелажных и внутренних вод какого-либо государства и находящееся в свободном и равноправном пользовании всех государств в соответствии с принципами и нормами международного права
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: расщелинка — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
ОТКРЫТОЕ МОРЕ
1. Условное название водной поверхности моря вне пределов прибрежной зоны.
2. Часть Мирового океана, расположенная за пределами территориальных вод и экономических зон государств и находящаяся в общем пользовании всех стран.
3. Международно-правовой режим, который определяет порядок и условия использования Открытым морем. В его основе лежит принцип свободы открытого моря. Оно открыто для всех государств, как прибрежных, так и не имеющих выхода к морю. Свобода Открытого моря включает свободу судоходства, рыболовства, а также полётов, прокладки подводных кабелей и трубопроводов, возведения искусственных островов и других установок и научных исследований. Государства, осуществляющие эти свободы, должны разумно учитывать заинтересованность других государств в пользовании свободой открытого моря.
В современном праве понятие и статус Открытго моря (High seas) определены Конвенцией ООН по морскому праву 1982 года. Открытым морем считаются морские пространства, которые не входят ни в исключительную экономическую зону, ни в территориальное море или внутренние воды какого-либо государства, ни в архипелажные воды государства-архипелага (статья 86 Конвенции). Оно находится в общем и равном пользовании всех наций. Никакое государство не вправе претендовать на подчинение какие-либо части Открытого моря своему суверенитету. Открытое море резервируется для мирных целей. Военные корабли пользуются в Открытом море полным иммунитетом от юрисдикции какого бы то ни было государства, кроме государства флага.
В Открытом море запрещаются перевозка рабов (статья 99 Конвенции), пиратство (статья 101 Конвенции) и другие противоправные действия. При наличии разумных оснований подозревать совершение таких действий у военных кораблей существует право на осмотр соответствующих судов (статья 110 Конвенции). Государственный суверенитет в Открытом море проявляется в форме исключительной юрисдикции государства в отношении судов, плавающих под его флагом. Суда, плавающие под флагом государства, имеют его «национальность» (статья 91 Конвенции). Между государством и судном должна существовать реальная связь (genuine link). Судно, плавающее под флагами двух или более государств, может быть приравнено к судам, не имеющим национальности.
Все государства сотрудничают в принятии таких мер, какие окажутся необходимыми для сохранения живых ресурсов Открытого моря (статья 117 Конвенции).
ОТКРЫТОЕ МОРЕ
Полезное
Смотреть что такое «ОТКРЫТОЕ МОРЕ» в других словарях:
ОТКРЫТОЕ МОРЕ — (High sea, open sea) 1. Все морское пространство вне территориальных вод. 2. Выражение находиться (плыть) в открытом море означает: находиться вне видимости берегов. Самойлов К. И. Морской словарь. М. Л.: Государственное Военно морское… … Морской словарь
открытое море — водные пространства морей и океанов, которые не входят ни в территориальное море, ни во внутренние воды прибрежных государств. Основу правового режима Открытого моря составляет принцип свободы Открытого моря, т.е. право пользоваться в Открытом… … Морской биографический словарь
ОТКРЫТОЕ МОРЕ — водная часть Мирового океана, расположенная за пределами территориального моря и исключительной экономической зоны какого бы то ни было государства. Согласно ст. 2 Женевской конвенции об открытом море 1958 г. О. м. открыто для всех наций в… … Юридический словарь
ОТКРЫТОЕ МОРЕ — области моря, которые не входят ни в исключительную экономическую зону, ни в территориальное море или внутренние воды какого либо государства, ни в архипелажные воды государства архипелага (ст. 86 Конвенции ООН по морскому праву 1982 г.). Тем не… … Юридическая энциклопедия
ОТКРЫТОЕ МОРЕ — ОТКРЫТОЕ МОРЕ, в международном праве часть морского пространства за пределами территориальных вод. Находится в общем свободном пользовании всех государств ( свобода открытого моря ) … Современная энциклопедия
ОТКРЫТОЕ МОРЕ — в международном праве часть моря за пределами территории вод какого либо государства; находится в общем пользовании всех государств … Большой Энциклопедический словарь
Открытое море — МОРЕ, я, мн. я, ей, ср. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
открытое море — сущ., кол во синонимов: 2 • голомень (1) • голомя (3) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
открытое море — — [http://www.iks media.ru/glossary/index.html?glossid=2400324] Тематики электросвязь, основные понятия EN high sea … Справочник технического переводчика
открытое море — Часть морского пространства за пределами территориальных вод (или экономической зоны) какого либо государства и используемая всеми государствами. Syn.: открытый океан … Словарь по географии
Открытое море — (англ. high seas) в международном праве районы морей и океанов, расположенные за пределами территориальных, архипелажных и внутренних вод и не подпадающие под суверенитет какого либо государства. О.м. находится в общем свободном и равноправном … Энциклопедия права
Что такое открытое море?
Если посмотреть на старые карты, можно увидеть, что раньше моря и океаны были поделены между странами и кому-то принадлежали. Державы, которые первыми начали осваивать океан, присваивали себе его части: например, морские просторы долгое время делили между собой Испания и Португалия, и ходить кораблям других стран там было нельзя. Сейчас же это не так: существует понятие открытого моря. Рассказываем, что это такое и как его реализовывают в современном мире.
Что такое «открытое море» и какие принципы лежат в основе этого понятия?
Впервые определение встречается в названии трактата Mare Liberum нидерландского юриста и одного из основоположников международного права Гуго Гроция в 1906 году. Это выражение мы используем и сейчас. В трактате Гроций отстаивал свободу передвижения по морям: это было экономически выгодно Нидерландской империи. Он считал, что все государства имеют право естественным образом торговать друг с другом, используя морские пути. И поэтому воды морей и океанов не могут принадлежать никому.
Как используется понятие открытого моря сейчас?
Используемая на данный момент Конвенция ООН по морскому праву (принятая в 1982 году) во многом основывается на положениях и идеях Гуго Гроция. Вот основные пункты:
Свобода судоходства. В океане может плавать любое судно любого государства, но ходить оно должно под флагом этого государства.
Свобода полетов над мировым океаном. Сюда не входит воздушная зона над территориальными водами.
Свобода прокладывания подводных трубопроводов и кабелей, что особенно важно сейчас, когда большая часть систем связи и телевидения доступна всему миру благодаря трансатлантическим подводным кабелям.
Свобода возводить искусственные острова и другие сооружения, предусмотренные международным правом.
Свобода рыболовства и морского промысла.
Свобода научных исследований.
В отличие от «ничейных» земель, мировой океан принадлежит сразу всем, и присваивать его не может никто. Здесь можно провести аналогию с парковкой у торгового центра: если есть свободное место, ты можешь припарковаться, но если ты уедешь – на твое место встанет кто-то другой.
А странам, у которых нет выхода к морю, есть от этого какая-то польза?
Благами океана пользуются все, в том числе и внутриконтинентальные страны (например, Беларусь). Страна, не имеющая выхода к морю, может купить морские суда и перевозить на них грузы или вести другую деятельность. Здесь тоже есть свои правила: например, у любого судна на море есть флаг и этот флаг определяет применимое к судну право. Если какое-то преступление будет совершено на корабле, который ходит под флагом Беларуси, расследовать его и судить виновных будут по законам Беларуси.
А где заканчиваются территориальные воды и начинается открытое море?
Итак, государство контролирует только то, что находится рядом с его береговой линией, и суда, которые ходят под его флагом. Остальное море и океан – это общие воды, ими могут пользоваться все, но с некоторыми ограничениями. Более наглядно систему вод можно описать так:
Есть исходная линия, от которой измеряется территориальное море. Это линия отлива вдоль побережья или ближайшая к берегу отметка отлива.
Внутренние воды – это реки, озера и воды архипелагов. Над ними государство имеет полный суверенитет: даже мирный проход невозможен без разрешения.
Территориальные воды простираются на 12 морских миль от исходной линии. Они считаются суверенной территорией государства, хотя иностранным судам разрешается мирный проход через эти воды или транзитный проезд в случае проливов. Этот суверенитет также распространяется на воздушное пространство и морское дно.
Прилежащая зона включает 24 морские мили от исходной линии. Ее государство контролирует, чтобы не было нарушений его таможенных, налоговых, иммиграционных или санитарных законов.
Исключительная экономическая зона – это целых 200 морских миль вплоть до открытого моря. Здесь государство контролирует все экономические ресурсы, включая рыболовство, добычу полезных ископаемых и разведку нефти.
Континентальный шельф тоже тянется 200 морских миль. Страна-владелец имеет право использовать природные ресурсы морского дна, однако другие государства могут прокладывать кабели и трубопроводы, спросив разрешения.
Суверенитет воздушного пространства распространяется над зоной территориальных вод, то есть на 12 морских миль, и вверх на 21 километр. Такую цифру взяли не просто так – это верхняя граница, в пределах которой способны летать самолеты.
С открытым морем связаны какие-то проблемы?
На практике такая удобная и простая система открытого моря создает проблему, которую называют «трагедией общих ресурсов». Выглядит проблема так: есть общий ресурс, который приносит выгоду. Он истощается от пользования, но восстановлением ресурса и контролем за его эксплуатацией не занимается никто. В итоге каждый участник старается использовать благо по максимуму – не думая об истощении и других участниках процесса. Как результат, ресурс обедняется настолько, что им не может воспользоваться уже никто.
Для решения этой проблемы нужен контролирующий орган, который регламентирует эксплуатацию общего ресурса и не дает никому злоупотреблять благом. Все государства имеют право рыбачить и все понимают, что, если перестараются, рыба может просто вымереть. Но каждый думает: а почему мы первые должны самоограничиваться и уменьшать объем выловленной рыбы? Пусть это сделает другое государство. Во многом пока что эта трагедия общего исчерпаемого ресурса смягчается тем, что государства понимают риски и умеют устанавливать правила, которые регулируют, в том числе, и объем вылова рыбы. Долгое время океан был фактически огромной свалкой, но государства это осознали и разработали целый ряд договоров, которые ограничивают или запрещают определенные виды деятельности и сбросы веществ.
Что такое «государства удобного флага»?
Как раз вопрос экологической защиты привел к тому, что сейчас мировое сообщество начало обращать пристальное внимание на так называемые «государства удобного флага». Судно под удобным флагом − это судно, которое несет флаг не той страны, которая является истинным владельцем судна. Таким образом, среди крупнейших мировых флотов оказались флоты таких государств как Панама, Либерия и Маршалловы острова – маленьких стран, которые пытаются заработать на торговле суверенитетом. Например, более 30% мирового торгового флота находится под юрисдикцией Панамы.
В чем проблема с «государствами удобного флага»?
Статья 91 Конвенции ООН по морскому праву гласит, что каждое государство самостоятельно устанавливает условия и права предоставления своего флага судам. Соответсвенно, маленькие небогатые страны создают выгодные для себя условия. Низкая плата за регистрацию, низкие налоги или их полное отсутствие, возможность использования дешевой рабочей силы − все эти факторы склоняют судовладельца к принятию решения зарегистрироваться в стране удобного флага. После регистрации судна под удобным флагом многие судовладельцы набирают самую дешевую рабочую силу, которую они могут найти, выплачивают минимальную заработную плату и сокращают издержки путем использования самых низких стандартов условий труда и жизни экипажа на борту.
Все это сказывается на общей безопасности грузоперевозок и, конечно, на состоянии окружающей среды. Пример – экологическая катастрофа, которая произошла, когда затонула платформа и случился огромный разлив нефти. Эта платформа была зарегистрирована на Маршалловых островах, которые понятия не имели о случившемся и никак платформу не контролировали. Возник вопрос, кто будет отвечать за случившееся. После этого государства стали более внимательно следить за тем, под чьим флагом ходит судно, появились портовые инспекции. Все серьезные порты сегодня проверяют общие условия на судне, трудовые условия экипажа и другие важные нюансы.
Как еще государства используют мировой океан?
Поскольку технологии наконец позволяют нам реализовывать крупномасштабные строительные проекты, помимо стандартных способов использования мирового океана распространена практика наращивания государственной территории. Яркий пример – Нидерланды. Более половины территории страны нарастили в результате использования дамб, которые отодвигали море и обнажали дно, так что его можно было заселить. Теперь среди полей тюльпанов и долин с мельницами можно увидеть знак, что территория располагается, например, на 10 метров ниже уровня моря. Если вдруг дамбы прорвет или океан поднимется в результате глобального изменения климата, половину территории Нидерландов затопит.
Япония вместо достраивания суши выходит в открытое море, активно используя понтоны. В Японии есть даже целый аэропорт, который построен на большом острове. Территории, полученные таким способом, с юридической точки зрения рассматривается как корабли, а не как земля, принадлежащая государству. И в случае Японии там действует право этой страны только потому, что сооружение построено Японией.
А что насчет морского дна?
Район морского дна также принадлежит сразу всем и его можно эксплуатировать. А еще на морском дне есть очень ценные редкоземельные металлы. Конечно, даже сейчас их добыча – дело сложное, так как на большой глубине давление огромно, и защита нужна еще внушительней, чем на космической станции. И поэтому на дне Марианской впадины побывало значительно меньше людей, чем на Луне.
Но бизнес-проекты мало что способно остановить, поэтому начало коммерческой разработки морского дна анонсируют уже на 2025 год. Экологи высказывают опасения: все это очень малоизученные экосистемы, и то, как на них повлияет крупномасштабная добыча нефти, предсказать невозможно. В Конвенции по морскому праву должны были обозначить режим использования морского дна, но некоторые развитые страны, в частности, США, сильно воспротивились такому положению вещей, заявив, что не хотят ограничивать свои прибыльные перспективы. И, к сожалению, в итоге они добились своего. Здесь, конечно, выигрывают развитые и богатые страны, так как они могут позволить себе использование дорогих технологий. Тем не менее, развивающиеся страны тоже подключаются: Индия заявила о своих планах начать глубоководную разработку в 2021 году.
Кто-нибудь пытался оспаривать законы открытого моря?
Интересную попытку сломать систему суверенитета и присвоить себе территорию, находящуюся в море, предпринял в 1967 году отставной майор, британец Рой Бейтс. Он поселился на морской платформе Рафс-Тауэр, находящейся в Северном море в десяти километрах от побережья Великобритании, и объявил ее территорию Княжеством Силенд. Дело в том, что до 1987 года платформа фактически располагалась за пределами территориальных вод Великобритании и других государств. Поэтому Силенд и претендует на суверенитет над территорией морской платформы и на территориальные воды вокруг. Физически территория Силенда возникла в ходе Второй мировой войны. В 1942 году ВМС Великобритании соорудили на подступах к побережью серию платформ. Одной из них был Рафс-Тауэр (Roughs Tower). Во время войны на таких платформах размещались зенитные орудия и находился гарнизон из 200 человек. После окончания военных действий большинство башен было разрушено, но Рафс-Тауэр, будучи за пределами британских территориальных вод, осталась нетронутой и никому не нужной.
Майор Бейтс воспользовался юридической лазейкой и на вполне законных основаниях создал государство. К сожалению, Силенд никто не признал и по настоящее время. Но у него есть своя Конституция, министерства, марки, деньги и даже радиостанция.
Международное морское право
Понятие международного морского права, источники
Международное морское право – это система правовых норм, содержащихся в международных договорах и обычаях, заключенных и установленных государствами и другими субъектами международного права по вопросам регулирования их разнообразных отношений в связи с использованием Мирового океана, его флоры и фауны, минеральных ресурсов. Объектом регулирования международного морского права являются морские отношения различных государств, международных организаций и юридических лиц.
Правопорядок в Мировом океане регулируется следующими основными международными актами: Уставом ООН; Конвенцией ООН по морскому праву 1982 г.; Женевскими конвенциями 1958 г.; Международной конвенцией по охране человеческой жизни на море 1974 г.; Конвенцией по предотвращению загрязнения моря сбросами отходов и других материалов 1972 г.; Договором об Антарктике 1959 г. и многими другими международно-правовыми актами.
Конвенция ООН 1982 г. является неделимым международноправовым актом, что не позволяет какому-либо государству применять в своей практике только отдельные ее положения, выгодные для этого государства, и игнорировать другие положения Конвенции.
Внутренние морские воды
В соответствии со ст. 5 женевской Конвенции о территориальном море и прилежащей зоне 1958 г. (далее – Конвенция о территориальном море 1958 г.) и ст. 8 Конвенции ООН 1982 г. морские воды, расположенные в сторону берега от исходной линии территориального моря, составляют часть внутренних вод государства.
Согласно Федеральному закону от 31 июля 1998 г. № 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» (с изм. и доп.) к внутренним морским водам относятся воды: портов Российской Федерации, ограниченные линией, проходящей через наиболее удаленные в сторону моря точки гидротехнических и других постоянных сооружений портов; заливов, бухт, губ и лиманов, берега которых полностью принадлежат Российской Федерации, до прямой линии, проведенной от берега к берегу в месте наибольшего отлива, где со стороны моря впервые образуется один или несколько проходов, если ширина каждого из них не превышает 24 морские мили; заливов, бухт, губ и лиманов, морей и проливов с шириной входа не более чем 24 морские мили, которые исторически принадлежат Российской Федерации, перечень которых устанавливается Правительством РФ и публикуется в «Извещениях мореплавателям» (п. 2 ст. 1). В международном морском праве до сих пор окончательно не определены правовые критерии, которыми следует руководствоваться для признания исторических прав государств на те или иные морские воды.
Правовой режим внутренних морских вод как неотъемлемой части государственной территории определяется в основном прибрежным государством. Частично правовой режим внутренних морских вод регламентируется и международным правом.
Правовой режим внутренних морских вод характеризуется тем, что на них суверенитет государства распространяется без какихлибо изъятий. Прибрежное государство вправе разрешать или запрещать допуск иностранных судов в свои внутренние воды, а также оценивать те или иные действия иностранных судов, их экипажей и пассажиров с точки зрения их правомерности, исходя из внутреннего законодательства и применять к нарушителям соответствующие санкции.
На иностранные суда и находящихся на их борту пассажиров и членов экипажей во время пребывания этих судов в морских портах России распространяется уголовная, гражданская и административная юрисдикция Российской Федерации.
Несмотря на то, что правовой режим внутренних морских вод как части государственной территории определяется в основном прибрежным государством, частично этот режим, как было отмечено выше, регламентируется международным правом. Так, например, при определении порядка осуществления рыболовства во внутренних морских водах прибрежное государство обязано учитывать и соответствующие международноправовые нормы. В целях охраны Государственной границы Российской Федерации морское рыболовство осуществляется во внутренних морских водах России с уведомлением пограничных органов.
Правовой режим, установленный во внутренних морских водах, охватывает не только права прибрежного государства в этих водах, но и права и обязанности иностранного судна во время его пребывания в таких водах.
Территориальное море
Понятие территориального моря (территориальных вод) возникло и получило закрепление в международном праве как результат закономерного стремления государств распространить свой суверенитет на прилежащий к их берегам морской пояс в целях обеспечения своей безопасности и своих интересов.
Конвенция ООН 1982 г. приняла международно-правовую норму о 12-мильном пределе территориального моря. Суверенитет прибрежного государства распространяется на территориальное море, его дно и недра дна, а также на воздушное пространство над территориальным морем. Внешняя граница территориального моря является государственной границей и устанавливается путем отсчета расстояния, равного ширине территориального моря, от исходных линий. Такой исходной линией для измерения ширины территориального моря является линия наибольшего отлива вдоль берега, указанная на официально признанных прибрежным государством морских картах. В местах, где береговая линия глубоко изрезана и извилиста или в непосредственной близости имеется цепь островов, прибрежное государство вправе применить метод исходных линий, т.е. соединять соответствующие точки прямыми линиями и отсчитывать от них внешний предел территориального моря. Делимитация территориального моря между государствами с противоположными или смежными побережьями производится на основе соглашения между такими государствами. Суверенитет прибрежных государств над территориальным морем осуществляется с соблюдением права мирного прохода иностранных судов через такое море. Право мирного прохода иностранных судов является одним из важнейших общепризнанных институтов международного права.
Конвенция ООН 1982 г. содержит положение, устанавливающее право прибрежного государства принимать меры для предотвращения прохода, не являющегося, по мнению прибрежного государства, мирным. Так, прибрежное государство в соответствии со ст. 30 Конвенции имеет право потребовать от военного корабля немедленно покинуть его территориальное море, если последний не соблюдает законов и правил прибрежного государства, касающихся прохода через территориальное море, и игнорирует требование об их соблюдении.
Уголовная юрисдикция прибрежного государства в отношении преступлений, совершенных на борту иностранного судна во время прохода через территориальное море, осуществляется только в случаях, если: последствия преступления распространяются на прибрежное государство; преступление имеет характер, нарушающий спокойствие в государстве или добрый порядок в территориальном море; капитан судна, дипломатический агент или консульское должностное лицо государства флага обратилось к местным властям с просьбой об оказании помощи; это необходимо для пресечения незаконной торговли наркотиками или психотропными средствами. Эти положения не затрагивают право прибрежного государства принимать любые меры для ареста или расследования на борту иностранного судна, проходящего через территориальное море после выхода из внутренних вод.
Вопрос о применении гражданской юрисдикции прибрежного государства к судам, осуществляющим мирный проход в соответствии со ст. 28 Конвенции ООН 1982 г., решается следующим образом: прибрежное государство может применять в отношении находящегося в его территориальном море иностранного судна меры взыскания или арест по гражданскому делу только по обязательствам или в силу ответственности, принятой или навлеченной на себя этим судном во время прохода через внутренние воды прибрежного государства. Исключением из этого правила является случай, когда судно находится на стоянке в территориальном море или проходит через него после выхода из внутренних морских вод.
В соответствии с Конвенцией ООН 1982 г. эти положения применимы как к торговым судам, принадлежащим государству, так и к частновладельческим торговым судам. Тем самым в Конвенции ООН 1982 г. не признается принцип иммунитета морских судов какого-либо иностранного государства, к ним могут применяться меры принудительного характера другого государства (арест, задержание в целях обеспечения исков или исполнения судебных решений), что не отвечает интересам тех государств, флот которых находится в государственной собственности.
Прилежащая зона
Прилежащая зона представляет собой район открытого моря, непосредственно примыкающий к территориальному морю, в котором прибрежное государство пользуется правами контроля, имеющего строго целевое назначение. Согласно ст. 24 Конвенции о территориальном море 1958 г. и ст. 33 Конвенции ООН 1982 г. прибрежное государство может вводить в этом районе контроль, необходимый для: а) недопущения нарушений в пределах его территории таможенных, фискальных (финансовых), иммиграционных (пограничных) и санитарных законов и правил иностранными судами; б) наказания за нарушения вышеупомянутых законов и правил, совершенные в пределах его территории, включая территориальное море.
Основная отличительная особенность прилежащей зоны состоит в том, что она представляет собой район открытого моря и не входит в состав территории прибрежного государства. Другая особенность прилежащей зоны заключается в том, что она может быть только четырех видов: таможенная, фискальная, санитарная, иммиграционная. Права прибрежного государства в прилежащей зоне ограничены и характеризуются строго целевым назначением.
В соответствии с Конвенцией ООН 1982 г. прилежащая зона не может распространяться за пределы 24 морских миль. В России прилежащая зона установлена Федеральным законом «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации». В соответствии со ст. 22 данного Закона ширина прилежащей зоны составляет 24 морских мили.
Прилежащие зоны не могут быть установлены в проливах, используемых для международного судоходства, ширина которых не превышает двойной ширины территориального моря, граничащего с проливом государства (или нескольких государств), независимо от того, действует ли в этих проливах право транзитного или мирного прохода. В таких проливах для прилежащих зон не остается места.
Открытое море
Открытое море – это морское пространство, находящееся за пределами территориального моря, на которое не распространяется суверенитет какого-либо государства или государств и находящееся в общем и равноправном пользовании всех народов.
Для определения открытого моря важны оба его признака: I) оно не подчинено суверенитету какого-либо государства; 2) оно находится за пределами территориального моря. К открытому морю, включая прилежащую и экономическую зоны, применяется ст. 89 Конвенции ООН 1982 г., в соответствии с которой «никакое государство не вправе претендовать на подчинение какойлибо части открытого моря своему суверенитету».
В основе правового режима открытого моря лежит императивный принцип свободы открытого моря. В соответствии со ст. 87 Конвенции ООН 1982 г. свобода открытого моря включает в себя: а) свободу судоходства; b) свободу полетов летательных аппаратов; с) свободу прокладывать подводные кабели и трубопроводы; d) свободу возводить искусственные острова и другие установки, допускаемые в соответствии с международным правом; е) свободу рыболовства;f) свободу научных исследований.
При этом Конвенция ООН 1982 г. не предусматривает приоритет одной свободы открытого моря над другими.
Свобода судоходства означает, что каждое государство независимо оттого, является ли оно прибрежным или не имеющим выхода к морю, имеет право на то, чтобы суда под его флагом плавали в открытом море (ст. 90 Конвенции ООН 1982 г.). Свобода судоходства относится как к торговому, так и к военному мореплаванию.
Военные корабли в соответствии со ст. 96 Конвенции ООН 1982 г. пользуются в открытом море полным иммунитетом от юрисдикции какого бы то ни было государства, кроме государства флага. Все вопросы, касающиеся военного корабля, разрешаются исключительно дипломатическим путем.
Действующими международно-правовыми нормами военноморским силам любого государства запрещается:
Свобода полетов летательных аппаратов, являющаяся одним из элементов свободы открытого моря, означает, что все государства имеют равные права на следующие виды деятельности: организацию и осуществление полетов гражданских и военных летательных аппаратов; проведение с их помощью научных исследований; использование радиотехнических средств; наблюдение с воздуха за обстановкой в море в интересах торговых, военных, промысловых, научно-исследовательских судов; оказание помощи на море.
Свобода прокладки подводных кабелей и трубопроводов. В Конвенции ООН 1982 г. указано, что свобода прокладки подводных кабелей и трубопроводов осуществляется в открытом море с соблюдением положений Части VI Конвенции ООН 1982 г. «Континентальный шельф».
Свобода рыболовства
Свобода рыболовства осуществляется с соблюдением условий, изложенных в разд. 2 Части VII Конвенции ООН 1982 г. «Сохранение живых ресурсов открытого моря». В соответствии со ст. 116 Конвенции свобода рыболовства означает, что все государства имеют право на то, чтобы их граждане занимались рыболовством в открытом море при соблюдении их договорных обязательств и положений соответствующих статей Конвенции.
Свобода возводить искусственные острова и сооружения. Такими сооружениями могут быть порты, построенные на искусственных островах, нефтехранилища, сооружения и установки для разведки и разработки минеральных ресурсов морского дна, плавучие платформы для промежуточных посадок воздушных судов, склады отходов на искусственных островах.
Свобода проведения научных исследований. В открытом море действует принцип свободы научных исследований; в территориальном море научные исследования могут проводиться только с согласия прибрежного государства на установленных им условиях; на континентальном шельфе проведение научных исследований также требует согласия прибрежных государств.
Уголовная и гражданская юрисдикция в открытом море. В соответствии с Конвенцией об открытом море 1958 г. (ст. 2) и Конвенцией ООН 1982 г. (ст. 92) суда в открытом море подчиняются юрисдикции только государств своего флага и, как правило, не могут задерживаться и подвергаться осмотру какимилибо судами или военными кораблями, плавающими под флагом другого государства. Эти нормы допускают изъятия из принципа исключительной юрисдикции государства флага. Так, ст. 22 Конвенции об открытом море 1958 г. предусматривает: «За исключением случаев, когда акты вмешательства основаны на правах, устанавливаемых международными договорами, военный корабль, встретивший торговое судно в открытом море, не вправе подвергать его осмотру, если нет достаточных оснований подозревать: а) что это судно занимается пиратством, или б) что это судно занимается работорговлей».
Кроме того, Конвенция об открытом море 1958 г. предусматривает возможность вмешательства на основании международного договора и в случае, если на судне поднят иностранный флаг или оно отказывается поднять флаг, но в действительности судно имеет ту же национальность, что и военный корабль.
Борьба с пиратством. Конвенция ООН 1982 г. (ст. 101) в понятие пиратства включает:
а) любой неправомерный акт насилия, задержания или грабежа, совершаемый с личными целями экипажем или пассажирами какого-либо частновладельческого судна или частновладельческого летательного аппарата и направленный в открытом море против какого-либо другого судна или летательного аппарата, против лиц или имущества, находящихся на их борту, или вне юрисдикции какого бы то ни было государства;
б) любой акт добровольного участия в использовании какого-либо судна или летательного аппарата, совершенный со знанием обстоятельств, в силу которых судно или летательный аппарат является пиратским судном или летательным аппаратом;
в) любое деяние, являющееся подстрекательством или сознательным содействием совершению действия, указанного выше.
Пиратские действия, совершаемые военным кораблем или государственным судном, Конвенция относит к таковым только в том случае, если их экипаж поднял мятеж и захватил власть.
В соответствии со ст. 105 Конвенции ООН 1982 г. любое государство вправе захватить в открытом море пиратское судно, находящееся на нем имущество, а также арестовать экипаж и пассажиров. Вопрос о наказании пиратов решается судами государства, захватившего пиратское судно. Захват пиратских судов или летательных аппаратов может совершаться только военными или находящимися на правительственной службе морскими судами, специально на то уполномоченными.
Борьба с работорговлей. Одним из оснований для изъятия судов из-под исключительной юрисдикции государства флага в открытом море является занятие работорговлей. Согласно ст. 99 Конвенции ООН 1982 г. «каждое государство принимает эффективные меры для предотвращения перевозки рабов на судах, имеющих право плавать под его флагом, устанавливает наказание за такие перевозки, а также для предупреждения противозаконного пользования его флагом для этой цели».
Таким образом, государство флага прежде всего само обязано предотвращать перевозку рабов на судне под своим флагом и наказывать за такую перевозку. Непринятие мер со стороны государства может привести к вмешательству в открытом море со стороны военного корабля любого другого государства. Если у военного корабля есть «разумные основания подозревать», что иностранное судно «занимается работорговлей», он может вмешаться в плавание этого судна и проверить его на предмет перевозки рабов.
Пресечение незаконного оборота наркотиков. Конвенция ООН 1982 г. содержит также важное положение, касающееся такого вида преступления в открытом море, каким является незаконная торговля наркотиками и психотропными веществами.
Государство, имеющее разумные основания полагать, что судно, плавающее под его флагом, занимается незаконной торговлей наркотиками или психотропными веществами, может обратиться к другим государствам с просьбой о сотрудничестве в пресечении такой торговли. Однако ст. 110 Конвенции ООН 1982 г., устанавливающая случаи, дающие право на осмотр судна, не предусматривает незаконную торговлю наркотиками или психотропными веществами как основание для вмешательства в плавание иностранного судна. Этот «недостаток» Конвенции ООН 1982 г. был исправлен принятием Конвенции о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 г. В соответствии со ст. 17 этой Конвенции военный корабль вправе вмешаться в плавание иностранного морского судна, проверить его на предмет незаконной перевозки наркотиков или психотропных веществ и принять соответствующие меры.
Борьба с незаконным вещанием. В соответствии со ст. 110 Конвенции ООН 1982 г. военный корабль может осуществить также вмешательство в плавание иностранного морского судна, если оно занимается несанкционированным вещанием. Согласно ст. 109 Конвенции ООН 1982 г. несанкционированное вещание означает «передачу в нарушение международных правил, звуковых радиоили телевизионных программ с судна или установки в открытом море, предназначенных для приема населением, за исключением, однако, передачи сигналов бедствия». Любое лицо, занимающееся несанкционированным вещанием, может быть привлечено к ответственности в суде: государства флага судна; государства регистрации установки; государства, гражданином которого является это лицо; любого государства, где могут приниматься передачи; или любого государства, санкционированной радиосвязи которого чинятся помехи.
Борьба с терроризмом на море. Важная роль в сфере борьбы с терроризмом на море отводится нормам Конвенции о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности морского судоходства 1988 г. (далее – Конвенция 1988 г.) и Протокола о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности стационарных платформ, расположенных на континентальном шельфе, принятым на Международной конференции в Риме 10 марта 1988 г. (далее – Протокол 1988 г.).
В соответствии со ст. 3 Конвенции 1988 г. лицо считается совершившим преступление, если оно «незаконно и преднамеренно»:
Лица, пытающиеся совершить перечисленные преступления, а также лица, подстрекающие к совершению какого-либо из этих преступлений, также считаются в соответствии со ст. 3 Конвенции 1988 г. преступниками.
Конвенция 1988 г. не содержит прямого указания на то, что предусмотренные в ней преступления относятся к актам терроризма на море. Вместе с тем эти преступления можно отнести к актам международного терроризма. Конвенция 1988 г. (ст. 6) предусматривает, что следующие государства обладают юрисдикцией в отношении актов морского терроризма:
Обеспечение выполнения норм, определяющих режим открытого моря. Судно, совершившее правонарушение в иностранных внутренних водах, территориальном море или прилежащей зоне, может подвергнуться преследованию в открытом море, задержано, отведено в порт и передано под юрисдикцию потерпевшего государства. В соответствии со ст. 111 Конвенции ООН 1982 г. преследование иностранного судна может быть предпринято, «если компетентные власти прибрежного государства имеют достаточные основания считать, что это судно нарушило законы и правила этого государства». Преследование должно проводиться по «горячим следам», т.е. должно начаться тогда, когда иностранное судно-нарушитель или одна из его шлюпок находятся во внутренних водах, в территориальном море или в прилежащей зоне преследующего государства, и «может продолжаться за пределами территориального моря и прилежащей зоны только при условии, если оно не прерывается».
При этом не требуется, чтобы в то время, когда иностранное судно, находящееся в территориальном море или прилежащей зоне, получает приказ остановиться, судно или военный корабль, отдающие этот приказ, также находилось в этих пределах.
Право преследования по горячим следам прекращается с момента вхождения преследуемого судна в территориальное море своего или третьего государства.
Нормы о праве преследования «по горячим следам» получили закрепление в законодательстве РФ. Так, в соответствии с Законом «О Государственной границе Российской Федерации» пограничные органы имеют право «преследовать и задерживать за пределами территориальных вод Российской Федерации судно, нарушившее международные договоры Российской Федерации, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, до захода этого судна в территориальное море своей страны или третьего государства, если преследование было начато в водах Российской Федерации после подачи зрительного или звукового сигнала об остановке с дистанции, позволяющей судну увидеть или услышать этот сигнал, и велось непрерывно. » (ст. 30).
Континентальный шельф
Определение и границы континентального шельфа. Под континентальным шельфом с геологической точки зрения понимается подводное продолжение материка в сторону моря до его резкого обрыва или перехода в материковый склон. С международно-правовой точки зрения под континентальным шельфом прибрежного государства понимается район морского дна, включая его недра, простирающийся за пределы его территориального моря на всем протяжении естественного продолжения его сухопутной (материковой или островной) территории до определенных международным правом пределов, над которым прибрежное государство осуществляет суверенные права в целях разведки и разработки его природных ресурсов.
В соответствии с п. 4 ст. 76 Конвенции ООН 1982 г., если подводная окраина материка простирается на более чем 200 морских миль от исходных линий, то прибрежное государство устанавливает ее внешнюю границу с помощью прямых линий путем отсчета от так называемых фиксированных точек не далее 60 миль от подножия континентального шельфа. Эти фиксированные точки, составляющие линию внешних границ континентального шельфа на морском дне, должны находиться не далее 350 миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря, или не далее 100 морских миль от 2500-метровой изобаты, которая представляет собой линию, соединяющую глубины в 2500 метров (п. 5 ст. 76). На подводных же хребтах «внешние границы континентального шельфа не выходят за пределы 350 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря.
Правовой режим континентального шельфа Правовой режим континентального шельфа характеризуется, во-первых, признанием суверенных прав прибрежного государства на разведку и разработку естественных ресурсов шельфа; во-вторых, четким целевым ограничением и признанием исключительного характера этих прав в том смысле, что никакое другое государство, его физические или юридические лица не вправе осуществлять разведку и разработку естественных ресурсов шельфа без определенно выраженного согласия прибрежного государства, даже если оно этим не занимается; в-третьих, подтверждением статуса вод, покрывающих шельф, как вод открытого моря с осуществлением в них общепризнанных свобод судоходства, рыболовства, полетов, прокладки кабелей и трубопроводов и др.; установление разрешительного порядка проведения другими государствами научных исследований на шельфе.
В нашей стране действует Федеральный закон от 30 ноября 1995 г. № 187-ФЗ «О континентальном шлейфе Российской Федерации» (с изм. и доп.).
Исключительная экономическая зона
Правовой режим экономической зоны, которая в Конвенции ООН 1982 г. носит название «исключительная экономическая зона», сводится к следующему. Прибрежное государство имеет в исключительной экономической зоне суверенные права в целях разведки, разработки и сохранения естественных ресурсов, а также обладает юрисдикцией в отношении морских научных исследований и сохранения морской среды (ст. 58). В то же время все государства пользуются в исключительной экономической зоне других государств свободами судоходства и полетов, прокладки подводных кабелей и трубопроводов и «другими узаконенными в международном порядке видами использования моря, относящимися к этим свободам, такими, как связанные с эксплуатацией судов, летательных аппаратов и подводных кабелей и трубопроводов и совместимые с другими положениями Конвенции» (п. 1 ст. 58).
17 декабря 1998 г. был принят Федеральный закон № 191-ФЗ «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации» (с изм. и доп.).
Морское дно за пределами национальной юрисдикции
Правовой статус морского дна складывается из следующих элементов.
Архипелажные воды
Архипелажные воды – это воды государства-архипелага, расположенные в пределах прямых архипелажных исходных линий, соединяющих наиболее выдающиеся в море точки наиболее отдаленных островов и осыхающих рифов архипелага. Длина таких линий в соответствии с Конвенцией ООН 1982 г. не должна превышать 100 морских миль с тем, однако, что до 3 % от общего числа исходных линий, замыкающих любой архипелаг, может превышать эту длину до максимальной длины в 125 морских миль (п. 2 ст. 47). При этом при проведении таких исходных линий не допускается отклонение от общей конфигурации архипелага.
Государство-архипелаг – это государство, которое состоит полностью из одного или более архипелагов и может включать другие острова. В соответствии с Конвенцией ООН 1982 г. на архипелажные воды, воздушное пространство над ними, а также их дно и недра, равно как и на ресурсы, распространяется суверенитет государства-архипелага.
Правовой режим архипелажных вод предусматривает обеспечение государством-архипелагом права архипелажного прохода, которое заключается в проходе иностранных судов через его архипелажные воды и прилегающее территориальное море по установленным морским коридорам и пролете самолетов по воздушным коридорам.
Международные проливы
Международные проливы – это естественные морские проходы, составляющие часть мировых морских путей и используемые для международного судоходства между одной частью открытого моря, включая исключительные экономические зоны, и другой частью открытого моря. Проливы, которые ведут во внутренние воды государства или не используются для международного судоходства, не являются международными. Правовой режим таких проливов определяется законодательством припроливного государства. Правовой режим международных проливов, которых насчитывается более 200 (Ла-Манш, Па-де-Кале, Гибралтарский, Баб-эль-Мандебский, Малакский, Магелланов, Цугару, Большой и Малый Бельты и др.), устанавливается на основе международно-правовых норм. В международной практике утвердился принцип свободы прохода судов и пролета летательных аппаратов в таких проливах. Этот принцип подразумевает открытость проливов для осуществления свободной и беспрепятственной морской и воздушной навигации всех государств. В силу международного обычая или на основе соответствующих международных договоров такой режим действует в большинстве из упомянутых выше проливах.
Положения Конвенции ООН 1982 г. не применяются к международным проливам, проход в которых регулируется в целом или частично существующими и находящимися в силе международными договорами. К таким проливам относятся, в частности, Черноморские проливы, Балтийские проливы, Магелланов пролив.
Правовой режим судоходства в Черноморских проливах (Босфор – Мраморное море – Дарданеллы) определен в Конвенции о режиме Проливов, заключенной в 1936 г. в Монтрё. Согласно ст. 2 этой Конвенции, в мирное время «торговые суда будут пользоваться правом полной свободы прохода и плавания в Проливах днем и ночью независимо от флага и груза без какихлибо формальностей». В военное время свобода судоходства для торговых судов сохраняется в полном объеме, если Турция не является воюющей стороной. В случае, когда Турция является воюющей стороной, то свобода судоходства в Проливах сохраняется для судов тех стран, которые не находятся в состоянии войны с Турцией.
Черноморские государства могут проводить через Проливы любые военные корабли без ограничения тоннажа и класса с предварительным уведомлением турецких властей за восемь дней до предполагаемой даты прохода. Тоннаж военных кораблей причерноморских государств в Проливах не ограничен. Нечерноморские государства могут проводить через Проливы легкие надводные корабли и вспомогательные суда с предварительным уведомлением за 15 дней. Время пребывания кораблей нечерноморских государств в Черном море не должно превышать 21 дня, причем Турция должна быть уведомлена о проходе за 21 день. В случае, когда сама Турция находится в состоянии войны, она по собственному усмотрению определяет условия прохода военных кораблей через Проливы.
Балтийские проливы, включающие Малый Бельт, Большой Бельт, Зунд, представляют собой единственный морской путь, соединяющий Балтийское и Северное моря с Атлантическим океаном. Воды Малого и Большого Бельтов перекрыты территориальным морем Дании, а воды Зунда – территориальными морями Дании и Швеции. Правовой режим Балтийских проливов определяется как международными договорными нормами, так и нормами обычного права, а также законодательством Дании в отношении Бельтов и датской части Зунда и законодательством Швеции – в отношении шведской части Зунда.
Международным актом, регулирующим в настоящее время режим прохода через Балтийские проливы, является Копенгагенский трактат 1857 г. Этот трактат установил для всех судов принцип, в соответствии с которым при проходе через Зунд и Бельты никакое судно не может под каким бы то ни было предлогом быть подвергнуто задержанию или какой-либо остановке.