что такое ошибка контраста при общении

Ошибки и эффекты, возникающие при построении образа другого

что такое ошибка контраста при общении. image053. что такое ошибка контраста при общении фото. что такое ошибка контраста при общении-image053. картинка что такое ошибка контраста при общении. картинка image053. При восприятии другого человека возможны ошибки, влекущие за собой искажения в его образе, которые оказывают существенное влияние на отношение к нему. В психологии эти ошибки часто называют «эффектами восприятия». Они возникают при дефиците информации или при неумении пользоваться ею. Наибольший интерес эффекты первичности, новизны, ореола, гало-эффект, эффекты каузальной атрибуции, ошибки проекции и контраста.

При восприятии другого человека возможны ошибки, влекущие за собой искажения в его образе, которые оказывают существенное влияние на отношение к нему. В психологии эти ошибки часто называют «эффектами восприятия». Они возникают при дефиците информации или при неумении пользоваться ею. Наибольший интерес эффекты первичности, новизны, ореола, гало-эффект, эффекты каузальной атрибуции, ошибки проекции и контраста.

Эффект первичности состоит в том, что первая информация, получаемая о незнакомом человеке, первое впечатление о нем, имеют решающее значение для формирования отношения к нему. Исследователи процессов социальной перцепции указывают на то, что по существу субъективный образ партнера, его эмоциональная оценка формируются в первые 15 секунд контакта. Однако именно в этот период времени человек может находиться в несвойственном ему состоянии. Так, он может максимально мобилизоваться, осуществить тотальный контроль над своим поведением, и что называется «пустить пыль в глаза». Одежда, аксессуары, косметика и настроение – все это может быть подготовлено специально для партнера и вовсе не характеризовать личность человека. Нельзя также не предположить, что в последние минуты перед встречей с данным человеком могли произойти события, выбившие его из колеи. Более того, воспринимающая сторона также может находиться в состоянии, неблагоприятном для адекватной оценки других людей. Поэтому, стремясь создать точный психологический портрет человека, не следует полагаться исключительно на первые впечатления, а необходимо постоянно получать и тщательно анализировать информацию о нем, проверять его.

Эффект новизны проявляется в том, что последняя информация о хорошо знакомом человеке существенно влияет на общее впечатление о нем. Нередко такая информация служит причиной для коренного изменения отношения к человеку. Здесь серьезной ошибкой является то, что при понимании данной информации зачастую не учитываются прошлые знания, впечатления, отношение к партнеру, его заслуги в налаживании делового общения.

Эффект ореола отражает свойство людей в условиях дефицита информации о человеке распространять общее впечатление о нем на восприятие его конкретных поступков и личностных качеств.

Гало-эффект проявляется в тенденции распространять впечатление от отдельных качеств и черт поведения человека на оценку его личности в целом. Практика показывает, что внешнее поведение человека далеко не всегда отражает его истинные желания, состояния, личностные смыслы.

Эффекты каузальной атрибуции (приписывания причинности) проявляются в тенденции оценивать свои и чужие достижения и неудачи с использованием различных критериев. Люди склонны чаще всего относить собственные достижения на счет личных способностей, а успехи других людей – на счет внешних условий. И, напротив, свои проблемы люди стремятся объяснить внешними факторами, а неудачи других – их внутренними качествами.

Ошибка проекции заключается в стремлении объяснить поведение другого человека путем приписывания ему своих собственных осознаваемых и неосознаваемых побуждений.

Ошибка контраста проявляется в стремлении оценивать всех людей, их поступки и слова либо в «белых», либо в «черных» тонах.

Приемы и правила построения точного образа партнера

По общению

что такое ошибка контраста при общении. image054. что такое ошибка контраста при общении фото. что такое ошибка контраста при общении-image054. картинка что такое ошибка контраста при общении. картинка image054. При восприятии другого человека возможны ошибки, влекущие за собой искажения в его образе, которые оказывают существенное влияние на отношение к нему. В психологии эти ошибки часто называют «эффектами восприятия». Они возникают при дефиците информации или при неумении пользоваться ею. Наибольший интерес эффекты первичности, новизны, ореола, гало-эффект, эффекты каузальной атрибуции, ошибки проекции и контраста.

что такое ошибка контраста при общении. image056. что такое ошибка контраста при общении фото. что такое ошибка контраста при общении-image056. картинка что такое ошибка контраста при общении. картинка image056. При восприятии другого человека возможны ошибки, влекущие за собой искажения в его образе, которые оказывают существенное влияние на отношение к нему. В психологии эти ошибки часто называют «эффектами восприятия». Они возникают при дефиците информации или при неумении пользоваться ею. Наибольший интерес эффекты первичности, новизны, ореола, гало-эффект, эффекты каузальной атрибуции, ошибки проекции и контраста.

Способность сотрудника полиции «просчитывать» по внешним проявлениям человека (словам, мимике, жестам, позам, походке и др.) его психические состояния, намерения, выявлять рассогласования в коммуникативных действиях является важнейшим условием достижения целей профессионального взаимодействия.

Любые переживания человека так или иначе проявляются в его внешнем облике, мимике, жестах, позах, интонациях голоса и др. В процессе общения более 65% информации о партнерах получают посредством наблюдения за ними, а не путем выслушивания их сообщений.

Слова человека – это чаще всего плод его сознания, результат оценки и прогнозирования ситуации общения, работы «внутренней цензуры», тогда как движения мимической мускулатуры, тела – проекция подсознательных процессов.

Речь и телодвижения человека в одно и то же время могут давать наблюдателю разную, порой противоположную по значению, информацию. Если в словах выражается то, что человеку хотелось бы сказать, в жестах и мимике – то, что он реально испытывает, переживает и на что надеется.

Рассогласование между содержанием речи и жестов может стать видимым по нескольким причинам.

Во-первых, установлено, что человек способен сознательно контролировать (держать в поле внимания) в среднем 7±2 объекта. Человек вынужден следить за словами и жестами собеседника, регулировать свои мимику и пантомимику, реагировать на события, происходящие вокруг и т.п. Кроме этого, он может одновременно управлять лишь двумя-тремя объектами своего тела (например, выражением лица, жестикуляцией рук). В любом случае из-под сознательного контроля выпадают другие части тела (например, ноги, корпус тела и др.). В случае волнения, имеющего место тогда, когда человек пытается предъявить дезинформацию, ввести в заблуждение делового партнера, манипулировать им, именно те элементы тела человека, которые находятся вне сознательного контроля, выдают его неискренность или злой умысел.

Во-вторых, известно, что речью и негативными переживаниями управляют разные полушария коры головного мозга человека. Речью – левое, негативными переживаниями – правое. Поэтому в обстановке, когда одновременно реализуются как бы два контура общения (видимый и скрытый), могут появляться рассогласования в работе полушарий коры головного мозга и в регулируемых ими функциях. Такое рассогласование называется неконгруэнтностью.

Конгруэнтность – совпадение информации, передаваемой с по­мощью вербальных и невербальных средств.

Наиболее важными источниками психологической информации о партнере являются: работа мимической мускулатуры лица, цвет кожных покровов, работа окологлазной мышцы и схемы движения зрачков, характер жестов, положение тела в пространстве (направление разворота, угол наклона, напряженность, скованность), дистанционная позиция партнера, тембр голоса, темп и ритм речи и др.

О готовности партнера вести открытый, равный и честный диалог в определенной мере могут свидетельствовать: симметричная мимика; искренняя улыбка (уголки губ приподняты, вокруг глаз – морщинки); открытые жесты (жесты без перекрещиваний рук и ног, с открытыми и доступными для наблюдения ладонями), прямой взгляд, обращенность корпуса тела в сторону собеседника, внимательное слушание (кивание головой, поддакивание, задавание вопросов и др.), стремление приблизиться к партнеру на дистанцию 1-1,5 метра и др.

что такое ошибка контраста при общении. image033. что такое ошибка контраста при общении фото. что такое ошибка контраста при общении-image033. картинка что такое ошибка контраста при общении. картинка image033. При восприятии другого человека возможны ошибки, влекущие за собой искажения в его образе, которые оказывают существенное влияние на отношение к нему. В психологии эти ошибки часто называют «эффектами восприятия». Они возникают при дефиците информации или при неумении пользоваться ею. Наибольший интерес эффекты первичности, новизны, ореола, гало-эффект, эффекты каузальной атрибуции, ошибки проекции и контраста.

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

что такое ошибка контраста при общении. image052. что такое ошибка контраста при общении фото. что такое ошибка контраста при общении-image052. картинка что такое ошибка контраста при общении. картинка image052. При восприятии другого человека возможны ошибки, влекущие за собой искажения в его образе, которые оказывают существенное влияние на отношение к нему. В психологии эти ошибки часто называют «эффектами восприятия». Они возникают при дефиците информации или при неумении пользоваться ею. Наибольший интерес эффекты первичности, новизны, ореола, гало-эффект, эффекты каузальной атрибуции, ошибки проекции и контраста.

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

что такое ошибка контраста при общении. image021. что такое ошибка контраста при общении фото. что такое ошибка контраста при общении-image021. картинка что такое ошибка контраста при общении. картинка image021. При восприятии другого человека возможны ошибки, влекущие за собой искажения в его образе, которые оказывают существенное влияние на отношение к нему. В психологии эти ошибки часто называют «эффектами восприятия». Они возникают при дефиците информации или при неумении пользоваться ею. Наибольший интерес эффекты первичности, новизны, ореола, гало-эффект, эффекты каузальной атрибуции, ошибки проекции и контраста.

Источник

3. ОШИБКИ ЛИЧНОСТНОГО И ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ПРОФАЙЛ-МЕТОДА

Основной закон кинесики гласит: внутреннее состояние человека, состояние его психики всегда отражаются в его движениях, позе, мимике и т.д. Но применять этот закон нужно с осторожностью. Необходимо помнить, что «знание о человеке — область, в которой никогда нельзя достичь совершенства, и даже опытный человек все снова и снова попадается на ошибках» (Шопенгауэр).

Представление человека о том, как его воспринимают окружающие, в значительной мере определяет его поведение. В ходе процесса общения у каждого из партнеров складывается представление типа: «Я думаю о том, что он думает о том, что я думаю о том, что он думает». Неверное трактование содержания этих многоярусных представлений и ведет к «цепочке недопонимания», которая, кроме того, осложняется следующими моментами:

Стереотипы первого впечатления — профессионального, этнического, возрастного планов — каждый взрослый человек (в том числе и сотрудник правоохранительных органов) является «интуитивным психологом», т.е. у каждого из нас имеется свое личное понятие (представление) о типологии людей. Это способствует формированию неосознаваемых установок восприятия окружающих людей.

Эффект ореола — первое впечатление обманчиво, респектабельность может быть обычной маскировкой.

Эффект снисхождения, который состоит в тенденции давать слишком положительную оценку происходящему.

Ошибка центральной тенденции, которая заключается в стремлении усреднять оценки наблюдаемых процессов, т. к. крайние признаки поведения встречаются реже.

Логическая ошибка, основывающаяся на ложности суждения о тесноте связи каких-либо качеств человека («любезность» = «добродушие», «сдержанность» = «холодность», «равнодушие»).

Ошибка контраста, т.е. подчеркивание черт у наблюдаемого, противоположных имеющимся у наблюдателя.

Наоборот, партнеру по общению мы склонны приписывать те черты, которыми обладаем сами — эффект проекции. Особенно сильно это развито у людей, отличающихся малой самокритичностью и слабым проникновением в собственную личность.

Кроме того, применимо к профайл-методу, в части, касающейся диагностики лжи и скрываемых обстоятельств, существуют еще две повторяющиеся ошибки, которые может допустить человек при попытке разоблачить обман. Они стоят того, чтобы подробнее на них остановиться. П. Экман [29] назвал их: «ошибка Отелло» и «ошибка индивидуальных особенностей» или «капкан Брокау».

Возможна и другая ситуация: когда люди, говоря правду, испытывают или презрение к тем, кто выдвигает ложное обви-нение, или радостное возбуждение, если им удается доказать неправоту обвинителя; или радость в предвкушении реабили-тации. Эти чувства могут порождать признаки, которые похожи на признаки радости от обмана. Хотя причины различны, но и лжец, и человек, говорящий правду, могут чувствовать удивление, гнев, разочарование, быть расстроенным или испытывать отвращение от подозрений или вопросов обличителя.

Не следует всякое проявление эмоций интерпретировать как свидетельство обмана. Правдивый человек, боясь, что ему не поверят, может вести себя так же как и лжец, боящийся быть уличенным. (Ошибка Отелло)

Вторая — «ошибка индивидуальных особенностей» — происходит вследствие неспособности человека учитывать индивидуальные различия в потенциальном поведении лжеца. Из-за этой ошибки можно как принять правду за ложь, так и наоборот, принять ложь за правду.

Например, многие люди считают, что лжец не может смотреть в глаза собеседнику, хотя исследования показали, что контакт глазами никак не связан с обманом [28]. Так, человек, который никогда не смотрит в глаза собеседнику во время общения, может быть несправедливо принят за обманщика, тогда как это его нормальный индивидуальный стиль общения. Множество ключей, связанных с продумыванием поведения, о которых говорилось ранее, попадает в эту категорию; достаточно большое количество людей всегда говорят многословно, допускают оговорки; делают в речи длинные или короткие паузы. Сколько людей, столько и различных манер поведения, а эти различия могут порождать ошибки в распознавании правды и лжи.

Любые проявления в большинстве случаев явно указывающие на обман, для некоторых людей могут оказаться лишь частью их обычного поведения. (Капкан Брокау)

И, наконец, из всей возможной информации мы неизменно производим отбор, который зависит от нашей направленности и особенностей нашей личности. Мы часто воспринимаем то, что думаем воспринять, и интерпретируем воспринятое так, как нам хочется. То есть проявляется сильное влияние установок и психических состояний наблюдателя — перцептивная готовность (внутренняя установка восприятия) на подтверждение своей гипотезы; это закономерность наблюдения, которую наблюдатель обязан учитывать, чтобы избежать субъективности.

Когда необходимо «понять» сигналы тела окружающих людей, необходимо, прежде всего, проводить контроль своих впечатлений, а не считать, что видишь всех насквозь! [6].

Кроме того, особого внимания заслуживают трудности в диагностике эмоционального состояния человека и его изменений. При распознавании эмоций используется вся доступная информация о поведении наблюдаемого лица и ситуации, в которой он находится.

Понимание языка эмоций требует не только знания общих норм выражения эмоций, типичных для данного общества. Оно требует еще способности и готовности анализировать специфический язык окружающих людей и обучаться ему.

Согласно исследованиям Я. Рейковского [22], далеко не каждый хочет и может осуществить такой анализ и усвоить индивидуальные языки эмоций. Это обусловлено разными причинами. Одни чрезмерно сосредоточены на собственной личности и поэтому неспособны замечать и правильно оценивать состояние других людей. У других невнимание к окружающим связано с чувством собственного превосходства. У третьих такие затруднения в овладении языком эмоций объясняются чувством тревоги. Это может быть тревога, связанная с собственными эмоциями и побуждающая данное лицо избегать всего того, что могло бы вызвать у него отрицательные эмоции; вследствие этого человек не замечает проявления эмоций у других людей. При распознавании истинности эмоций важно знать:

Присутствуют ли на лице опрашиваемого элементы других эмоций или признаки фальши (например, асимметрия) [18].

Не только понимание, но и само выражение эмоций может вызывать затруднения. Поэтому изучение языка тела необходимо начать с самопознания. Внимательно следить за реакцией собственного тела и испытываемыми при этом эмоциями. Точно анализировать все состояния и переводить их в словесное описание, т.е. при всякой возможности тренироваться в вербализации ощущений. «Бесполезно обращаться к темам прикладных знаний о человеке без одновременного познания себя и собственных сигналов» [6].

Кроме того, психология располагает большим числом исследований, свидетельствующих о том, что мотивационные, интеллектуальные и другие психологические характеристики человека, его жизненный опыт, объем знаний, то, как он воспринимает ситуацию, оценивает свои возможности и т.д., существенным образом влияют на его поведение. Внешняя ситуация опасности способствует лишь выявлению адекватности или неадекватности функциональных, в том числе психических, возможностей человека в процессе выполнения той или иной деятельности.

Учитывая своеобразие психологического облика террориста, его мотивацию, установки, можно предположить, что в целом диагностическая картина скорее всего будет выглядеть бледнее, чем нам бы того хотелось.

Несмотря на это, психологическое напряжение может проявляться в нарушении ритмичности движений, прерванностью на половине, разнообразных запинках, спотыкании. Все это свидетельствует о том, что человек не совсем в «себе», не совсем «здесь», отсюда известная раздвоенность и отсутствие определенной уверенности.

Взволнованность, тревога, страх, радость, злость, растерянность и даже спокойствие могут многое сказать наблюдательному специалисту.

1 В прил. 1 даны паттерны экспрессии для естественных мимических выражений, выделенные признанными специалистами в области мимического выражения эмоций П. Экманом и У. Фризеном [30, 32].

Источник

10 ловушек сознания

что такое ошибка контраста при общении. 10 %D0%BA%D0%BE%D0%B3%D0%BD%D0%B8%D1%82%D0%B8%D0%B2%D0%BD%D1%8B%D1%85 %D0%B8%D1%81%D0%BA%D0%B0%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B91. что такое ошибка контраста при общении фото. что такое ошибка контраста при общении-10 %D0%BA%D0%BE%D0%B3%D0%BD%D0%B8%D1%82%D0%B8%D0%B2%D0%BD%D1%8B%D1%85 %D0%B8%D1%81%D0%BA%D0%B0%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B91. картинка что такое ошибка контраста при общении. картинка 10 %D0%BA%D0%BE%D0%B3%D0%BD%D0%B8%D1%82%D0%B8%D0%B2%D0%BD%D1%8B%D1%85 %D0%B8%D1%81%D0%BA%D0%B0%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B91. При восприятии другого человека возможны ошибки, влекущие за собой искажения в его образе, которые оказывают существенное влияние на отношение к нему. В психологии эти ошибки часто называют «эффектами восприятия». Они возникают при дефиците информации или при неумении пользоваться ею. Наибольший интерес эффекты первичности, новизны, ореола, гало-эффект, эффекты каузальной атрибуции, ошибки проекции и контраста.

Мышление человека невозможно подчинить каким-либо законам, которые могли бы быть универсальными и действовать всегда и везде. Наверное, именно по этой причине время от времени в нём возникают определённые ошибки или некие шаблонные отклонения, которые происходят в конкретных ситуациях и причиной которых являются искажённые убеждения. Эти ошибки и отклонения называются когнитивными искажениями. Их существует огромнейшее количество, и все они отличаются друг от друга. Мы не ставим перед собой задачу описать все возможные когнитивные искажения, но стремимся лишь донести суть данного феномена как такового, поэтому и поговорим мы только о нескольких когнитивных искажениях.

Если вы слышите понятие «ловушки сознания» («когнитивные искажения») впервые или не прочь освежить знания в своей памяти, мы рекомендуем вам ознакомиться вот с этой статьёй, и только потом переходить к изучению настоящей. Мы же без долгих вступлений приступим к основной части данной работы.

10 когнитивных искажений

Итак, начнём с одного из самых распространённых когнитивных искажений.

Иллюзия контроля

Представленное когнитивное искажение выражается, как правило, в склонности человека верить в то, что он способен как-либо воздействовать на события, объективно не зависящие от него, или зависящие лишь в ничтожно малой степени. Наиболее часто такой эффект проявляет себя в тех ситуациях, когда для человека очень важен благоприятный исход события и он каким-либо образом вовлечён в него, либо когда он уже заранее знает о положительном исходе. Но может наблюдаться и обратный эффект – в этом случае человек недооценивает уровень своего влияния на исход происходящих событий.

Следует также заметить, что одновременно с эффектом сверхуверенности и некоторыми другими когнитивными искажениями, иллюзия контроля относится к числу иллюзий позитивного характера.

Профессиональная деформация

Профессиональная деформация является изменением личностных качеств (таких как способы поведения и общения, характер, ценностные ориентации и другие), наступающим под воздействием продолжительного выполнения профессиональной деятельности, т.к. следствием единства специфической деятельности и сознания становится формирование профессионального типа личности.

Более всего профессиональной деформации подвержены люди, деятельность которых связана непосредственно с людьми, таких как психологи, педагоги, кадровики, руководители и т.д. В крайней форме профессиональная деформация будет выражаться в исключительно формальном отношении к людям.

Эффект контраста

Суть этого когнитивного искажения выражается в уменьшении или увеличении воспринимаемых параметров (если сравнивать их с привычными) объектов, процессов, явлений или людей, если в предыдущий момент времени подобный воспринимаемый параметр объекта, процесса, явления или человека имел большее или меньшее значение. Так, например, увидев очень красивого или успешного человека, другой человек будет чувствовать себя менее красивым или успешным.

Кстати, доказано, что эффект контраста способствует формированию завышенных стандартов, которые, в свою очередь, подталкивают людей к принижению достоинств своих потенциальных партнёров, а также к тому, чтобы тратить огромные суммы денег на косметику, пластические операции, диеты и т.п.

Проклятие знания

Термин «проклятия знания» впервые был предложен психологом Робином Хогартом с целью обозначения когнитивного искажения, которое заключается в том, что более информированным людям очень сложно решать какую-либо задачу с точки зрения людей, которые информированы в меньшей степени.

Был даже проведен эксперимент, который подтверждает этот феномен. В ходе эксперимента часть людей выстукивала на столе мотив популярной музыкальной композиции, а другая часть должна была угадать эту композицию. Согласно мнению первой группы, композицию должны были угадать минимум 50% второй группы, однако угадали мелодию только 2,5%.

Некоторые психологи склоняются к мнению, что проклятие знания способно существенно затруднять процесс обучения.

Ошибка игрока

Это когнитивное искажение нередко называют также ложным выводом Монте-Карло, а отражает оно распространённую ошибочную трактовку случайности событий. В основном, он связана с тем, что на уровне интуиции человек не осознаёт того факта, что вероятность требуемого результата не зависит от результатов случайных событий, имевших место в прошлом.

К примеру, если при подбрасывании монеты выпадает подряд девять «орлов», то большинство будет склонно считать, что, скорее всего, на десятый раз выпадет «решка», а выпадение «орла» будет маловероятным. Однако это неверное мнение, т.к. и «орёл» и «решка» выпадут с прежней вероятностью 1 к 2.

Систематическая ошибка выжившего

Систематическая ошибка выжившего является одной из разновидностей систематической ошибки отбора, при которой по одной из групп (группе «выживших») имеется большое количество данных, а по другой (группе «погибших») не известно практически ничего. Получается, что исследователи стремятся найти черты, объединяющие «выживших», но о том, что существует нечто, объединяющее «погибших», они забывают.

В качестве примера можно привести мнение, смысл которого сводится к следующему: люди имеют возможность судить о доброте и уме дельфинов по рассказам тех людей, которых они подталкивали в направлении берега. Однако у людей нет возможности узнать свидетельства тех, кого дельфины подталкивали в противоположную сторону.

Вера в справедливый мир

Это социально-психологическое явление выражается в том, что человек верит в справедливое устройство мира и в то, что каждый из людей получает в жизни то, чего заслуживает, в зависимости от личных качеств и поступков. Другими словами, хорошие люди будут награждены, а плохие – наказаны.

Исходя из этого, многие успешные люди, к примеру, обвиняют всех, кто неудачлив, т.е. бедные являются бедными по их собственной вине. Точно так же сторонние наблюдатели считают, что жертва может быть сама виновата в том, что с ней случилось несчастье и т.п. Что же касается вопроса богатых и бедных, то вышеназванное мнение известно человечеству ещё с ранних веков.

Самоисполняющееся пророчество

По сути, это предсказание, прямым или косвенным образом влияющее на реальность, да так, что в результате оно становится реализовавшимся пророчеством. Есть и ещё одно определение: самоисполняющееся пророчество является ложным определением ситуации, которое вызывает новое поведение, превращающее изначально ложное представление в действительность.

Другими словами, кажущееся истинным предсказание, но в действительности являющееся ложным, в ощутимой степени может воздействовать на поведение человека, например, через ощущение логического противоречия или страх, так, что все его дальнейшие действия сами станут причиной исполнения пророчества.

Криптомнезия

Таким необычным термином называется особый вид нарушений памяти, при котором человек не способен определить, когда имело место какое-либо событие, в реальности или во сне. К примеру, человек не помнит, был ли он на просмотре интересного кинофильма или просто был свидетелем разговора на эту тему; написал ли он несколько четверостиший или воспроизвёл то, что некогда запомнил.

Говоря иначе, при криптомнезии человек не помнит, откуда взялась та или иная информация, а идеи или творчество, принадлежащее другим, но воспринятые человеком когда-то, по прошествии определённого периода времени могут осознаваться как свои собственные.

Эффект первого впечатления

Эффект первого впечатления представляет собой мнение о ком-либо, сформировавшееся у другого человека в первые несколько минут первой встречи, но влияющее на всю последующую оценку личности этого человека и его деятельности.

Благодаря эффекту первого впечатления можно выносить быстрые и обобщённые впечатления о впервые увиденном человеке и применять эти данные при построении последующего взаимодействия.

Но эффект первого впечатления, наряду с такими когнитивными искажениями, как эффект порядка, эффект ореола, эффект контраста и другими, причисляется и к ряду ошибок, которые часто совершаются исследователями, использующими метод наблюдения.

Если у вас есть желание, информацию о других когнитивных искажениях вы можете найти в Интернете. Действительно невероятно, как может быть обманчиво восприятие людей.

Источник

Доклад на тему «Ошибки восприятия другого человека»

Министерство Образования и Науки Российской Федерации

Ишимский педагогический институт им. П. П. Ершова (филиал)

Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования

«Тюменский государственный университет»

«Ошибки восприятия другого человека»

Студентка группы 13ПО(2)15НДО

Дубровина О.В.
к.п.н., доцент

2. Общее понятие восприятия.
«Социальная перцепция»……………………………………. 3стр

4. Основные факторы восприятия другого человека.
Возможные ошибки………………………………………………………. 7стр
4.1. Фактор превосходства
4.2. Фактор привлекательности
4.3. Фактор отношения к нам

5. Самоподача в общении………………………………………………….10стр

6. Итоговые факторы, которые мешают правильно воспринимать
и оценивать людей……………………………………………………….14стр

8. Список использованной литературы…………………………………. 17стр

Общее понятие восприятия. «Социальная перцепция».

В социальной психологии под рефлексией понимается осознание действующим индивидом того, как он воспринимается партнером по общению.
Это уже не просто знание другого, но знание того, как другой понимает меня, т.е. своеобразный удвоенный процесс зеркального отражения друг друга.
Психологические исследования показали, что в основе восприятия незнакомых ранее людей и людей, с которыми уже имеется определенный опыт общения, лежат разные психологические механизмы. В первом случае восприятие осуществляется на основе психологических механизмов межгруппового общения, во втором — механизмов межличностного общения.
К психологическим механизмам восприятия в межгрупповом общении относят процесс социальной стереотипизации, суть которого заключается в том, что образ другого человека строится на базе тех или иных типовых схем. Под социальным стереотипом обычно понимается устойчивое представление о каких-либо явлениях или людях, свойственное представителям той или иной социальной группы. Очень важно для правильного понимания роли стереотипа в восприятии то обстоятельство, что любой социальный стереотип — это порождение и принадлежность группы людей, и отдельные люди пользуются им лишь в том случае, если они относят себя к этой группе.
Разные социальные группы, взаимодействуя между собой, вырабатывают определенные социальные стереотипы. Наиболее известны этнические или национальные стереотипы — представления о членах одних национальных групп с точки зрения других. Например, стереотипные представления о вежливости англичан, легкомысленности французов или о загадочности славянской души.
Формирование образа другого человека осуществляется тоже путем стереотипизации.
Вопрос о том, насколько точным является первое впечатление, совсем не прост.

«Не следует судить о человеке по лицу-
оно позволяет лишь строить
предположения»
Лабрюйер.

Психологами было обнаружено несколько типовых схем, по которым строится образ другого человека и которые в той или иной степени используются всеми людьми. Построение образа партнера по этим схемам иногда приводит к так называемым эффектам первого впечатления или систематическим ошибкам социального восприятия. Знание этих схем может способствовать пониманию того, как формируется первое впечатление о человеке.
Наиболее часто применяется схема восприятия, которая срабатывает в случае неравенства партнеров в той или иной сфере. Ошибки неравенства проявляются в том, что люди склонны систематически переоценивать различные психологические качества тех людей, которые превосходят их по какому-то параметру, существенному для них.
Формирование образа другого человека, первого впечатления о нем осуществляется путем стереотипизации. А.А. Бодалев определяет первое впечатление как сложный психологический феномен, включающий в себя чувственный, логический и эмоциональный компоненты, в которые входят значимые особенности облика и поведения человека, оказавшегося объектом восприятия.
Систему формирования первого впечатления можно условно представить как “трафарет”, который мы прикладываем к другим людям.
Факты показывают, что формирование первого впечатления почти всегда означает отнесение индивидом воспринимаемого лица к одной из групп людей, в тех “классификациях типов”, которые сложились у него в прошлом. Подошедшие под наш стандарт люди воспринимаются нами со знаком плюс, имеющие существенные отличия – со знаком минус. Те, кто занял промежуточное место – воспринимается нейтрально, до определенного действия, после которого первое впечатление меняется.
Стремясь вызвать позитивное первое впечатление, необходимо учитывать все детали, на которые наш партнер по общению сознательно или нет, но обращает внимание.
В действительности вопрос о точности, правильности социальной перцепции гораздо сложнее, чем может показаться на первый взгляд.
5

С одной стороны, специальные исследования показывают, что каждый
(или почти каждый) взрослый человек, имеющий достаточный опыт общения, вполне способен точно (в определенных пределах, конечно) определить почти все характеристики партнера и его психологические черты, и его социально-демографическую принадлежность (возраст, социальный слой, примерную профессию).
С другой стороны, исследования обнаруживают, что почти всегда в реальных ситуациях (которые никогда не бывают стерильно нейтральными) присутствует тот или иной процент ошибок. И чем менее нейтральны отношения, чем более люди заинтересованы по тем или иным причинам друг в друге, тем больше вероятность ошибок. Как свидетельствуют социально-психологические исследования, люди зачастую видят то, что хотят увидеть, слышат то, что хотят услышать. То есть вся информация, поступающая из окружающего мира, проходит через своеобразные «фильтры» восприятия, обусловленные образом жизни, системами ценностей человека и другими факторами.
Таким образом, реальность и восприятие реальности зачастую достаточно сильно отличаются друг от друга. В зависимости от особенностей человека по-разному интерпретируются слова, понятия, тексты, действия другого человека. Зная основные закономерности восприятия людьми друг друга, можно осознанно влиять на другого человека, сознательно формировать свой образ. Этому помогает создание определенного имиджа, самопрезентация в процессе общения.
Задачей первого впечатления является быстрая ориентировка в ситуации. Для людей, как социальных существ, главное – определение вопроса о групповой принадлежности партнера. Поэтому можно сказать, что первое впечатление почти всегда правильно. Ошибкой же является то, что стереотипизация вызывает определенную оценку и неизвестных еще пока свойств и качеств, что может привести к неадекватному общению в дальнейшем.
В постоянном общении результаты первого впечатления продолжают действовать. Однако постоянное и длительное общение не может удовлетворяться тем списком приписываемых партнеру черт и свойств, которые сформировались при стереотипизации.

Основные факторы восприятия другого человека
Возможные ошибки

Люди, вступающие в общение, не равны: они отличаются друг от друга по своему социальному статусу, жизненному опыту, интеллектуальному потенциалу и т.д. При неравенстве партнеров наиболее часто применяется схема восприятия, которая приводит к ошибкам неравенства. В психологии эти ошибки получили название фактора превосходства.
Схема восприятия такова. При встрече с человеком, превосходящим нас по какому-то важному для нас параметру, мы оцениваем более положительно, чем было бы, если бы он был нам равен. Если же мы имеем дело с человеком, которого мы в чем-то превосходим, то мы недооцениваем его. Причем превосходство фиксируется по какому-то одному параметру, а переоценка (или недооценка) происходит по многим параметрам. Эта схема восприятия начинает работать не при всяком, а только при действительно важном, значимом для нас неравенстве.
Для того, чтобы подействовал фактор превосходства, нам надо это превосходство сначала оценить. Как это сделать? По каким признакам мы можем судить о превосходстве человека, например, в социальном положении или в интеллектуальном? Для определения этого параметра в нашем распоряжении есть два основных источника информации:
•Одежда человека, его внешнее оформление, включая такие атрибуты, как знаки отличия, очки, прическа, награды, драгоценности. А в определенных случаях даже такая “одежда”, как машина, оформление кабинета и т.д.
•Манера поведения человека (как сидит, ходит, разговаривает, куда смотрит и т.д.)
Информация о превосходстве обычно так или иначе “закладывается” в одежду и манеру поведения, в них всегда есть элементы, свидетельствующие о принадлежности человека к той или иной социальной группе или его ориентации на какую-то группу.
Эти элементы служат знаками групповой принадлежности и для самого носителя одежды и поведения, и для окружающих его людей. Понимание своего места в группе, в той или иной иерархии, а также положения других людей во многом определяют общение и взаимодействие. Поэтому выделение превосходства какими-то внешними, видимыми средствами всегда существенно.
7

Действие фактора привлекательности при восприятии человека заключается в том, что под его влиянием какие-то качества человека переоцениваются или недооцениваются другими людьми. Ошибка здесь в том, что если человек нам нравится (внешне), то одновременно мы склонны считать его более умным, хорошим, интересным и т.д., т.е. опять-таки переоценивать многие его личностные характеристики.
Например, в эксперименте учителям были предложены для оценки “личные дела” учеников и ставилась задача определить уровень интеллекта, планы на будущее, отношения со сверстниками. Секрет эксперимента состоял в том, что для оценки давалось одно и то же дело, но с разными фотографиями – красивых и некрасивых детей. Красивые дети получили более высокую оценку своих возможностей.
Эти данные подтверждены и в эксперименте американского психолога А. Миллера, который, применив метод экспертных оценок, отобрал фотографии людей красивых, “обыкновенных” и некрасивых. Затем он показал эти фотографии испытуемым. В их оценке красивые превосходили некрасивых по всем параметрам.
Итак: чем больше внешне привлекателен для нас человек, тем он кажется лучше во всех других отношениях; если же он непривлекателен, то и остальные его качества недооцениваются. Но всем известно, что в разное время разное считалось привлекательным, что у разных народов свои каноны красоты.
Значит, привлекательность нельзя считать только индивидуальным впечатлением, она скорее носит социальный характер. Поэтому знаки привлекательности надо искать прежде всего не в том или ином разрезе глаз или цвете волос, а в социальном значении того или иного признака человека. Ведь есть одобряемые и не одобряемые обществом или конкретной социальной группой типы внешности. И привлекательность – не что иное, как степень приближения к тому типу внешности, который максимально одобряется той группой, к которой мы принадлежим.Знаком привлекательности являются усилия человека выглядеть социально-одобряемым. Механизм формирования восприятия по этой схеме тот же, что и при факторе превосходства.

Фактор отношения к нам

Фактор отношения к нам действует таким образом, что люди, хорошо к нам относящиеся, оцениваются выше тех, которые к нам относятся плохо. Знаком отношения к нам, запускающим соответствующую схему восприятия, является все, что свидетельствует о согласии или несогласии партнера с нами.
Психологи, выявив мнения испытуемых по ряду вопросов, ознакомили и с мнениями по тем же вопросам, принадлежащим другим людям, и просили их оценить эти мнения. Оказалось, что чем ближе чужое мнение к собственному тем выше оценка высказавшего это мнение человека. Это правило имело и обратную силу: чем выше оценивался некто, тем большее сходство его взглядов с собственным от него ожидали. Убежденность в этом предполагаемом “родстве души” была настолько велика, что разногласий с позицией привлекательного лица испытуемые попросту не замечали.
Американские психологи Р. Нисбет и Т. Вильсон проводили следующий эксперимент. Студенты в течении получаса общались с новым преподавателем, который с одними испытуемыми вел себя доброжелательно, с другими – отстраненно, подчеркивая социальную дистанцию. После этого студентов просили дать оценку ряду характеристик преподавателя. Результаты оказались достаточно однозначными.
Оценки доброжелательного преподавателя оказались значительно выше, чем оценки “отстраненного”.
Оказалось, что чем ближе чужое мнение к собственному тем выше оценка высказавшего это мнение человека.
Это правило имело и обратную силу: чем выше оценивался некто, тем большее сходство его взглядов с собственным от него ожидали. Убежденность в этом предполагаемом «родстве души» была настолько велика, что разногласий с позицией привлекательного лица испытуемые попросту не замечали.
Важно, чтобы во всем было согласие, и тогда включается схема восприятия по фактору отношения к нам.

Самоподача в общении

Самоподача отношения. Самоподача превосходства и самоподача привлекательности по значению и частоте употребления значительно проигрывают самоподаче отношения. Действительно, всегда очень важно уметь показать партнеру свое отношение к нему – чаще хорошее, но иногда и плохое.
Все прекрасно осознают, что хмурый вид, взгляд в сторону или мимо собеседника не располагают окружающих к подобному партнеру, в то время как улыбка, кивок согласия или открытый взгляд помогают наладить контакт. Но, конечно, и здесь наши знания и представления скорее интуитивны, чем точны. Что такое “открытый взгляд”? Обычно прямой взгляд интерпретируется как выражение хороших чувств. Но имеется одно существенное исключение. Если кто-то смотрит на нас прямо, пристально, непрерывно и упорно, то такой вызывающий взгляд часто интерпретируется скорее как знак враждебности, нежели дружелюбия.
Способы самоподачи отношения к нам можно разделить на вербальные и невербальные. Вербальные способы мы хорошо знаем по приемам, используемым подхалимами. Они очень точно и полно описаны сатириками. Н.В. Гоголь, уделявший много внимания описанию самоподачи Чичикова, дает очень полный список вербальных приемов. Вот только некоторые из них.
“В разговорах с властителями он очень искусно умел польстить каждому. Губернатору намекнул как-то вскользь, что в его губернию въезжаешь как в рай, дороги везде бархатные, и что не правители, которые назначают мудрых сановников, достойны большой похвалы. Полицмейстеру сказал что-то очень лестное насчет городских будочников, а в разговорах с вице-губернатором и председателем палаты, которые еще были только статские советники, сказал даже с ошибкой два раза: ”ваше превосходительство”, что им очень понравилось”.
Если проанализировать подобные приемы, то увидим, что главное в них – это умение как можно скорее выразить согласие с собеседником в значимых для него вопросах и ни в коем случае не возражать. Часто такие же приемы используются в ситуациях обыденного общения.
Например, кто-то знакомится с новым человеком. Наиболее приемлемая тактика – найти общую тему для разговора. Причем важно найти именно такую тему, точки зрения по которой заведомо совпадают.

Если человек повернулся к собеседнику лицом, то это демонстрирует одно отношение, спиной – другое. Очень хорошо это прослеживается у детей: если ребенок любит взрослого, то он старается быть как можно ближе к нему, а если не любит, то убегает или прячется. Если у взрослых не принято поворачиваться спиной к собеседнику, то дети это делают постоянно: когда они обижены – отворачиваются, стоят боком, смотрят исподлобья. Все это – знаки определенного отношения.
Очень важно, чтобы вербальные и невербальные средства не противоречили друг другу: совпадение этих средств усиливает доверие к человеку.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *