что такое предлог в русском языке 1 класс
Что такое предлог – самое правильное и простое определение
Одна из служебных частей речи, служит для связи слов в предложении или словосочетании.
Предлог – это одна из трех служебных частей речи. Другие две – союзы и частицы. Предлоги используются для связи слов в словосочетаниях и предложениях, «обслуживают» самостоятельные части речи.
Поскольку предлог – служебная часть речи, у него нет лексического значения и к нему нельзя задать вопрос. Например, что означает «в», «по»? Ничего. Какой к ним можно задать вопрос? Никакой.
Как найти предлог в предложении
Предлог можно употребить в вопросе к существительному: «Я иду (в/во что?) в лес», «Ученик спит (за чем?) за партой», «Проблема возникла (вследствие чего?) вследствие замыкания».
Предлоги обычно находятся рядом с существительными или местоимениями. Но иногда между ними могут быть слова других частей речи: «Я иду (к кому?) к своей девушке». В этом предложении важно не путаться: Я (что делаю?) иду (к кому?) к девушке (чьей?) своей – вот так.
Какие бывают предлоги
По происхождению: производные и непроизводные.
Непроизводные ни от чего не происходили, они как были предлогами, так ими и остались: на, в, за, под, перед.
Производные произошли от слов других частей речи. Например, был предлог «в» и существительное «следствие», они срослись и получился один предлог «вследствие» (у меня есть коротенькая статья о правописании этого слова, посмотрите): «Вследствие непогоды было решено не выходить в море». Было деепричастие «смотря», отрицательная частица «не» и предлог «на», они тоже срослись, получилось «несмотря на» (тоже почитайте о правописании, чтобы не путаться). Еще было красивое выражение «благо даря», из него получился предлог «благодаря».
Производные предлоги также называют непервообразными, а производные – первообразными.
По структуре: простые, составные.
Простые состоят из одного слова: на, под, вдоль, из, у. Составные состоят из 2 и более слов: несмотря на, в силу, в связи с.
По значению: однозначные, многозначные. Однозначные выражают только одно значение и используются с существительным в каком-то одном падеже.
Предлог «из» – многозначный. Он может иметь значение «откуда-то»: из дома, из города, из пустыни или «из чего (сделано то-то и то-то)»: из войлока, из шерсти, из кирпича.
Предлог «благодаря» – однозначный. Мы используем его, когда хотим сказать, что что-то хорошее произошло в результате определенного события, качества и пр.: благодаря моему упорству, статью все-таки опубликовали, благодаря вашей смелости, все пассажиры были спасены.
Значения предлогов тоже бывают разные, вот основные:
Здесь у вас может замкнуть. Я ведь говорил, что предлоги ничего не значат, и это так. То есть при произнесении слов «в», «на», «за» вы не можете ничего представить, не можете сказать, что «слово «на» означает вот это, а «в» вот то».
Однако в предложении, когда вы видите предлог и существительное, вы понимаете, о чем хочет сказать автор. Он хочет рассказать о месте, где происходило событие, о его причинах, о времени и пр. Вот эти отношения, которые предлоги помогают выражать, и называются условно «значениями» предлогов.
Как отличить предлог от приставки
Приставку в вопросе употребить нельзя. Нельзя взять приставку «у» в слове «ухохотаться» и использовать ее в каком бы то ни было вопросе.
Между приставкой и словом другое слово поставить нельзя. Попробуйте это сделать со словом «подкатывать». Смогли? Нет.
Как выделять предлоги при синтаксическом разборе
Их надо выделять так же, как слово, с которым они употребляются: «Я читаю про лосей» – читаю (про кого?) про лосей – «лоси» здесь являются косвенным дополнением, подчеркиваем их прерывистой линией, предлог подчеркиваем так же.
Если у вас предложение «читаю про таежных лосей» вы делаете то же самое, выделяете предлог «про» и существительное «лосей» прерывистой линией. А «таежных» – волнистой, как определение.
Умаялся я с этой статьей. Вроде сказал всё, что надо. Не помню уже, какие проблемы обычно возникают у детей в школе с предлогами, если я о чем-то не договорил – поругайте меня в комментах, дополню текст.
Урок русского языка в 1-м классе по теме: «Предлог»
2. На доске: Солнышко тихо встает _____ поля.
— Прочитайте то, что записано во второй строчке. Можно ли эту запись назвать предложением? Что нужно изменить, чтобы из этой группы слов получилось предложение?(Можно изменить окончание и добавить слово над: Солнышко тихо встаёт над полем. А можно добавить слово из-за: Солнышко тихо встаёт из-за поля. Дети могут привести и другие варианты – все их нужно рассмотреть).
— До сих пор слово над, так же, как и слова у, на, под, из-за …, мы называли так: маленькое отдельное слово. С сегодняшнего урока мы будем называть такие слова предлогами.
— Найдите предлог в первом предложении (на). Как написан предлог со следующим словом? А во втором предложении? (Тоже раздельно). Сравните свои наблюдения с правилом учебника.Формулировка правила.
Расположите предлог так, чтобы было понятно его значение.
Результат работы детей может быть таким:
— Придумайте словосочетания с этими предлогами.
Запись самых интересных словосочетаний, закрепление правила.
5. На доске словосочетания:
Птицы в клетке;
Листики на ветке;
Кошка под столом;
Садик за углом;
Книжка у подруги;
Песенка о друге;
Заяц без хвоста;
Устный счет до ста;
В гости к дяде Коле;
Рассказать о школе.
— Выпишите только предлоги.
6. Употребите предлоги правильно. Работа в группах (по 2-3 человека).
Задание для каждой группы: вставьте предлоги.
Я утра
лесу гуляю,
росы я весь промок.
Но зато теперь я знаю
березку и
мох,
малину, ежевику,
ежа и
ежиху,
которой
ежат
Все иголочки дрожат.
Это нашего двора
Чемпионы, мастера.
Носят прыгалки кармане,
Скачут самого утра.
дворе и
бульваре,
переулке и
саду,
И каждом тротуаре
прохожих
виду.
Алеша рад: пришла весна,
саду тепло и сухо
И классе
окна
Жужжит сегодня муха.
Он стал мухой наблюдать.
окно она влетела,
Она то сядет тетрадь,
То кусочек мела.
7. Физкультминутка.
— Какие предлоги услышали?
8. На доске: Муравьи, в, гнезда, к, грозе, прячутся.
— Найдите место предлога (живая схема).
— Кто из детей изображает предлоги, какие?
9. Самостоятельная работа. Запись под диктовку с последующей взаимопроверкой:
над гаражом, без карандаша, из вишни, о теплой погоде, за серым слоном.
10. Итог урока.
— Что вы узнали о предлогах? Можно ли обойтись без них в русском языке? Проверьте дома.
Что такое предлог в русском языке?
Предлог — это отдельное слово, которое выражает зависимость слов друг от друга в сочетании и в предложении.
Предлог как часть речи начинают изучать во 2 и 3 классе. Чтобы понять, что такое предлог в русском языке, определим, для чего он употребляется в речи.
Рассмотрим сочетания слов:
Между словами, обозначающими действие или предмет, находятся короткие слова, состоящие из одной, двух и более букв. Это предлоги. Предлоги — это самостоятельные слова, которые пишутся раздельно от слов, находящихся рядом с ними.
Предлоги соединяют слова в сочетание или предложение. Они выражают зависимость одних слов от других.
Сравним:
В первом случае от слова «дом» можно задать вопрос с чем? с колоннами. Предлог «с» показывает, что существительное «колоннами» зависит от слова «дом».
Во второй записи находятся отдельные слова, между которыми нет никаких отношений. Каждое слово существует само по себе. Они не связаны друг с другом по смыслу и грамматически, так как между ними нет предлога.
Без предлогов не обойтись в речи. Без них невозможно выразить свои мысли, построить связное высказывание.
Убедимся в этом, рассмотрев предложение:
Последний желтый лист слетел с дерева на землю.
Предлоги помогают оформить предложение в связное высказывание, наполненное определенным смыслом. Уберем предлоги и получим набор слов:
Без предлогов предложение рассыпалось, как домик из песка. Стало трудно понять, о чем идет разговор.
Таким образом, дадим определение, что такое предлог:
Значения предлогов
Предлоги не обозначают предмет, как имена существительные (кто? мальчик, что? город) или действие, как глаголы (что сделать? рассмеяться, что делать? писать). Тем не менее каждый предлог обладает определённым значением.
Отличие предлогов от приставок
Многие предлоги очень похожи на соответствующие приставки:
В этих парах слов приставки существуют в составе глаголов, придавая им разные значения.
Понаблюдаем:
в бежать, при бежать, пере бежать, от бежать, у бежать, за бежать.
Чтобы понять, приставка это или предлог, выполним следующие приемы проверки:
Посмотрим, как работают эти приемы:
В качестве определения между предлогом и словом можно вставить прилагательное или местоимение.
Значит, если можно вставить слово, называющее признак, или вопрос, это предлог. Он пишется раздельно со словом.
Между приставкой и корнем невозможно вставить слово. Приставка пишется слитно со словом. Приставку в слове можно поменять, а предлог нет.
Прочтем отрывок из сказки и укажем в нем предлоги:
За городом, у самой дороги, стояла дача. Перед ней небольшой садик с цветником, а вокруг крашеный деревянный забор. Неподалеку от дачи, у самой канавки, росла в мягкой зеленой траве крохотная ромашка (Ганс Христиан Андерсен).
Список предлогов
Приведем список наиболее употребительных предлогов русского языка:
Предлоги | Примеры употребления |
---|---|
без (безо) | без силы, безо всякой надежды |
близ | близ реки |
в (во) | в доме, во мраке |
вместо | вместо папы |
вне | вне круга |
для | для долголетия |
до | до улицы |
за | за руку, за горой |
из (изо) | из дома, изо всех сил |
из-за | из-за спины |
из-под | из-под носа |
к (ко) | к дому, ко мне, ко всякому |
кроме | кроме папы |
между | между двух огней, между ними |
на | на кровать, на диване |
над (надо) | над лесом, надо мной |
о (об, обо) | о бок, об стену, о тебе, обо мне |
от (ото) | от друга, ото всех |
перед (передо) пред (предо) | перед стеной, передо мной, пред тобой, предо мной |
по | по пояс, по реке, грустить по нём |
под (подо) | под глаза, под глазами, подо мной |
при | при сестре |
про | песня про зайца |
ради | ради дочери |
c (со) | c горы, c мамой, со мною |
сквозь | сквозь ткань |
среди | среди друзей |
у | у друга |
через | через дорогу |
Видеоурок
Что такое предлог в русском языке
Предлог – это служебная часть речи. Она играет важную роль в установке связей между словами. Но самостоятельно строить предложения предлоги не способны. Чтобы понять, что такое предлог в русском языке, нужно рассмотреть его функции и признаки.
Зачем нужны предлоги
Отличительная особенность предлогов состоит в том, что они обозначают зависимое положение существительных, местоимений и числительных от стоящих рядом с ними слов в определенном падеже. Предлог делает конкретным значение падежной формы:
Итак, главная роль предлогов состоит в том, чтобы указывать на разнообразные отношения тех или иных слов к конкретной падежной форме.
Если углубиться в суть и понять, что обозначает предлог, можно сделать вывод, что предлоги выражают отношения между объектами:
Простые и составные предлоги
Предлоги классифицируются по структуре и происхождению.
По структуре предлоги делятся на два вида:
Примеры использования простых предлогов в предложении:
Примеры употребления составных предлогов:
Производные и непроизводные предлоги
По происхождению предлоги принято делить на два вида:
Часто ученики допускают грубую ошибку, принимая такой предлог за наречие. Существует простое правило, согласно которому, если после слов «вокруг», «накануне», «возле» и им подобным стоит существительное или местоимение, то перед нами предлог. Для примера рассмотрим наречный предлог «накануне»:
В данном случае «накануне» – это предлог, так как рядом есть существительное. Кроме того, к этому слову невозможно задать вопрос.
Мы видим, что в данном предложение «накануне» – это наречие. От глагола «был» можно задать вопрос (когда?) к этому слову. Поэтому можно сделать вывод, что «накануне» – это самостоятельная часть речи, а не предлог.
Несмотря на то, что предлоги относятся к служебным частям речи, они очень важны для русского языка, так как устанавливают связи между словами.
Конспект по русской грамоте на тему «Предлог» (1 класс)
Урок русской грамоты
учитель начальных классов ОСШ №3,
Тема: Слова-помощники. Предлоги.
Тип урока: получение новых знаний.
Задачи: познакомить учащихся с предлогом, как с частью речи; дать представление о роли предлогов в речи; формировать умение писать предлог отдельно от других частей речи; развивать устную и письменную речь; воспитывать любознательность, доброжелательное отношение друг к другу.
Оборудование: иллюстрации к сказке «Заюшкина избушка», карточки с заданиями, памятка по теме предлог.
Психологическая установка на урок
Нас сегодня сказка ждёт,
К новым знаниям поведёт.
Вы друг к другу повернитесь
И друг другу улыбнитесь.
Всё получится у нас
Вы, я знаю, дружный класс.
Погружение в сказку.
— Мы сегодня отправимся в волшебную страну сказок. А в какую именно сказку мы отправимся, вы узнаете, посмотрев на доску и послушав стихотворение.
Стоял у лисы дом ледяной,
Который от солнца растаял весной,
Лисичка-сестричка хитрой была,
К зайке попросилась, его ж и выгнала.
— Как называется сказка? («Заюшкина избушка»)
— Что за беда случилась у зайчика?
Хитрая лиса сказала зайчику, что если он выполнит все её задания, то она вернёт домик. А зайка в школе не учился, не сможет он сам их выполнить. Поможем ему?
Первое задание. Работа со словами.
— Назовите слова, которые отвечают на вопрос кто? Как они называются?
— Назовите слова, которые отвечают на вопрос какая? Как они называются?
— Назовите слова, которые отвечают на вопрос что делает? Как они называются?
ХИТРАЯ, ИДЁТ, ПЕТУХ, СОБАКА, ЛЕДЯНАЯ, ПЛАЧЕТ, ЗАЯЦ, МЕДВЕДЬ, У, ПРО
— Кто знает, как называются слова У, ПРО?
Пропишем эти предлоги.
— Ребята, изучая «Букварь», «Родное слово», мы встречались с предлогами?
Но мы не говорили о них подробно.
Сообщение темы и задач урока
— Сегодня на уроке вы узнаете:
1. Что такое предлог?
2. Для чего нужны предлоги?
3. Как пишутся предлоги?
— Поработаем со словами, которые отвечают на вопрос кто? Записать эти слова в нужном порядке нам помогут загадки.
Обитатель леса шустрый,
Оборвал листок капустный,
У него дрожат реснички:
Нет ли где-нибудь лисички? (Заяц)
— Вместе с нами зайчику вызвались помогать и другие герои сказки.
— Кто первый пришёл на помощь, узнаете из загадки:
Заворчал живой замок,
Лёг у двери поперёк.
Две медали на груди,
Лучше в дом не заходи! (Собака)
— А кто же ещё вызвался помогать зайчику?
Он всю зиму в шубе спал,
А проснувшись, стал реветь,
Этот зверь – лесной … (медведь)
Время считает. (Петух)
Открытие новых знаний
— Переходим ко второму заданию лисы.
Составить из слов предложение.
— Вспомним всё, что знаем о предложении.
— Предложение состоит из слов.
— Слова в предложении связаны по смыслу.
— Первое слово в предложении пишется с большой буквы.
— В конце предложения ставится точка.
— Составьте из слов предложение. (Не получается.)
— Почему? (Не хватает слов.)
— Добавьте. Прочитайте предложение.
— Как называются слова у, про? (Предлоги)
— Для чего служат предлоги?
— Вернёмся к нашему предложению.
— Слова не связаны по смыслу.
— Вернём предлоги на место.
— Слова связаны по смыслу.
— Какие слова связали эти слова по смыслу?
— Так для чего служат предлоги?
Предлоги служит для связи слов в предложении.
— Обратим внимание, как пишутся предлоги с другими словами.
Предлоги с другими словами пишутся раздельно.
— Запишите предложение, подчеркните предлоги.
встаньте на носочки
сядьте на корточки
возьмите себя за уши
загляните под парту
посмотрите на потолок
посмотрите через плечо
посмотрите друг другу в глаза
Обобщение новых знаний
— Что вы узнали о предлогах?
Применение новых знаний
— Выполним третье задание лисы, применяя полученные знания о предлоге.
1. Работа по картинкам. Закончите предложения, используя указанные предлоги. Запишите слова с предлогами.
Цветы стоят … (в вазе).
Рыбки плавают … (в аквариуме).
Ворона летит … (над крышей).
Ворона сидит … (на крыше).
Бабочка сидит … (на цветке).
Кошка залезла … (под кресло).
Мячик закатился … (под стол).
Кошка вылезает … (из-под кресла).
Девочка достаёт мячик … (из-под стола).
Мальчик спрятался … (за дерево).
Дети сидят …(за столом).
Мальчик выглядывает … (из-за дерева).
Дети встали …(из-за стола).
Кошка прыгает … (со стула).
Ручка упала … (со стола).
Столик стоит … (между креслами).
Линейка лежит … (между тетрадью и книгой).
Лисичка сочинила стихотворение «Где чей домик?», но предлоги стёрла.
Воробей живёт … крышей.
… тёплой норке – домик мыши.
… лягушки дом … пруду.
Домик пеночки – … саду.
— Эй, цыплёнок, где твой дом?
Слова для справок: под, в, у
— Понятно ли вам, где чей дом? (Нет)
— Почему? (Нет предлогов)
— Давайте их вставим.
Поможем зайчику выполнить четвёртое задание лисы.
Работа с предложениями.
Дед … печи, дрова … печи. (в, на)
… столом портрет, … столом табурет. (под, над)
Овечки … речки, караси … речке. (в, у)
— К чему приводит неправильное употребление предлогов?
Лиса почти согласилась уйти из зайкиного дома и предлагает нам последнее задание.
4. Работа с учебником. Упражнение 6 стр. 184
Хорошо прошёл урок – изучали мы … (предлог).
В предложении связать слова помог
Слово-помощник – это … (предлог).
— Все задания лисы мы выполнили, она возвращает зайчику его домик. А вам лиса приготовила памятку по теме урока.
— Какие вы запомнили предлоги?
— Для чего служат предлоги?
— Как пишутся предлоги?
Раскрасить рисунок и составить по нему четыре предложения с данными предлогами.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Скоростное чтение
Курс повышения квалификации
Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДВ-097213
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Минпросвещения разработает внеучебные курсы для школьников
Время чтения: 1 минута
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Путин поручил разработать концепцию развития допобразования детей до 2030 года
Время чтения: 2 минуты
В России планируют создавать пространства для подростков
Время чтения: 2 минуты
Создана Ассоциация руководителей школ России и Беларуси
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.