что такое орксэ и однкнр
Что такое орксэ и однкнр
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ АДМИНИСТРАЦИИ ШАРАНГСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
ВНИМАНИЕ! В УПРАВЛЕНИИ ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ АДМИНИСТРАЦИИ ШАРАНГСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА РАБОТАЕТ «ГОРЯЧАЯ ЛИНИЯ» ПО ВОПРОСАМ ПОДГОТОВКИ И ПРОВЕДЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ В 2020 Г. ЗАДАТЬ СВОИ ВОПРОСЫ ВЫ МОЖЕТЕ ПО ТЕЛЕФОНУ: (83155)2-20-42 (ежедневно с 08.00 по 17.00 кроме субботы и воскресенья)
Комплексный курс «Основы религиозных культур и светской этики»и «Основы духовно-нравственной культуры народов России»
Реализация ОРКСЭ и ОДНКНР
В связи с переходом с 1 сентября 2015 года всех общеобразовательных организаций Российской Федерации на новые образовательные стандарты основного общего образования возникает необходимость организации изучения новой предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (далее – ОДНКНР).
Согласно статье 87 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон) в основные образовательные программы могут быть включены учебные предметы, курсы, дисциплины (модули), направленные на получение обучающимися знаний об основах духовно-нравственной культуры народов Российской Федерации, о нравственных принципах, об исторических и культурных традициях мировой религии (мировых религий), или альтернативные им учебные предметы, курсы, дисциплины (модули). Выбор одного из учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), включенных в основные общеобразовательные программы, осуществляется родителями (законными представителями) обучающихся.
В соответствии с пунктом 18.3.1. приказа Минобрнауки России от 17.12.2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» предметная область ОДНКНР является обязательной и представлена в учебных планах общеобразовательных организаций.
Согласно нормам части 2 статьи 28 Федерального закона образовательные организации свободны в определении содержания образования, выборе учебно-методического обеспечения, образовательных технологий по реализуемым ими образовательным программам.
В соответствии с частью 4 статьи 18 Федерального закона организации, осуществляющие образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования, для использования при реализации указанных образовательных программ выбирают:
1) учебники из числа входящих в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования;
ОРКСЭ
Предметная область (ОДНКНР) в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования должна обеспечить в том числе знание основных норм морали, культурных традиций народов России, формирование представлений об исторической роли традиционных религий и гражданского общества в становлении российской государственности.
Основы религиозных культур и светской этики, сокращённо ОРКСЭ — учебный предмет, включённый Минобрнауки России в школьную программу в качестве федерального компонента. Предмет включает шесть модулей, из которых ученики по своему выбору или выбору их родителей (законных представителей) выбирают для изучения один.
Список модулей:
Учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики»
Уважаемые родители (законные представители)! Преподавание курса ОРКСЭ направлено на духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся, формирование их мировоззрения и нравственной культуры на основе духовно-нравственных ценностей традиционных российских религий или на нерелигиозной мировоззренческой основе. В связи с этим выбор для изучения школьником основ определенной религиозной культуры или мировых религиозных культур, основ светской этики осуществляется родителями (законными представителями) несовершеннолетнего учащегося, несущими по законодательству ответственность за его воспитание. При этом вы можете посоветоваться с ребенком, и учесть его личное мнение.
Преподавание ОРКСЭ призвано сыграть важную роль не только в расширении образовательного кругозора наших детей, но и в формировании достойного гражданина России, готового к межкультурному и межконфессиональному диалогу. Особо актуальным становится включение в школьную программу курса «Основы религиозных культур и светской этики» (далее – ОРКСЭ), имеющего комплексный характер, знакомящего школьников с основами различных мировоззрений и опирающегося на нравственные ценности, гуманизм и духовные традиции.
Ценностные ориентиры курса
Цель комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» – формирование российской гражданской идентичности младшего школьника посредством его приобщения к отечественной религиозно-культурной традиции.
Задачи учебного курса ОРКСЭ
Дополнительную информацию о курсе ОРКСЭ
Вы можете получить на сайтах:
— Информация о религиозных организациях размещена на следующих
— http://www.patriarchia.ru/ Официальный сайт Русской Православной Церкви (Московский Патриархат), http://www.otdelro.ru/ Отдел религиозного образования и катехизации РПЦ;
— http://www.buddhism.ru Российская ассоциация буддистов;
— http://www.feor.ru/ Федерация еврейских общин России.
Основные ресурсы сети общественного и правового характера, на которых могут обсуждаться важные вопросы в связи с апробацией комплексного курса:
Статья «Преемственность предметных областей ОРКСЭ и ОДНКНР»
Преемственность предметных областей ОРКСЭ и ОДНКНР
Письмо Минобрнауки РФ от 25.05.2015 г. № 08-761 «Об изучении предметных областей: «Основы религиозных культур и светской этики» и «Основы духовно-нравственной культуры народов России» указывает, что предметная область ОДНКНР является логическим продолжением предметной области ОРКСЭ и в её рамках возможна реализация учебных предметов, учитывающих региональные, национальные и этнокультурные особенности народов Российской Федерации.
В преподавании ОРКСЭ и ОДНКНР осуществляется принцип преемственности, позволяющий решить задачу, связанную с расширением образовательного кругозора учащегося, воспитанием личности ребенка на принципах гуманизма в тесной связи с религиозными и общечеловеческими ценностями.
Предметы объединяют фундаментальные культурологические понятия: «культурная традиция», «мировоззрение», «духовность и нравственность», составляющие общую духовную основу многонационального народа России. ОРКСЭ и ОДНКНР являются важными составляющими единой учебно-воспитательной системы.
Предметная область ОДНКНР призвана помочь ученикам осознать значение религии и нравственности в жизни человека и общества, решая такие задачи как:
— формирование базовых ценностей (человек, Родина, семья, религия, наука, многонациональность, природа, искусство, труд).
— развитие нравственности (гуманное, толерантное и демократическое поведение детей в семье, школе, обществе, основанное на нормах духовной культуры).
— развитие духовности (стимулирование к внутреннему побуждению, активизация мотивации нравственного выбора, развивающегося в процессе самопознания, самореализации и самосовершенствования).
Cверхзадача, стоящая перед предметной областью ОДНКНР, – это изменение нравственного климата в обществе, который помогают воспитать в детях уважение и любовь к окружающей среде, чувство гражданственности и патриотизма, толерантности и трудолюбия.
ОДНКНР и ОРКСЭ- это неотъемлемая составляющая современного образовательно-воспитательного процесса, в ходе изучения которой учителя смогут обговорить с детьми важные социальные и моральные проблемы, зародить в учениках милосердие, способствовать моральному просвещению, что благоприятно отразится на взаимоотношениях с окружающими и личностном развитии.
Задача дисциплины — не просто ознакомить школьников с культурой, традициями и различными религиями, а способствовать развитию общей культуры подрастающего поколения, осознания им принадлежности к российской общественности и своему народу. В связи с этим ОДНКНР — это предмет из спектра историко-обществоведческих дисциплин, что ставит перед собой сложные задачи: сформировать у детей способность уважительно относиться к накопленному духовному потенциалу народов России; подталкивать к осознанию того, что общечеловеческие ценности передаются через семейные и культурные традиции; стимулировать стремление школьников к духовному самосовершенствованию. Они служат для профилактики межэтнических конфликтов.
Потенциальный выбор направления реализации предметной области ОДНКНР во многом определяется этнокультурным и конфессиональным картированием, а также религиозным фактором в идентификационных процессах, что варьируется в зависимости от этноконфессионального состава населения.
В нашем случае преподавания курса проходит в г. Санкт-Петербурге- в многонациональном и многоконфессиональный городе, где бок о бок дружно живут люди многих национальностей и мировых вероисповеданий. В городе представлены мировые, национальные, а также новые религии. Наиболее распространены — христианство (православие, католицизм, протестантизм), ислам, иудаизм, буддизм.
В российской Северной столице рядом с православными христианскими храмами издавна соседствуют католические и протестантские (лютеранские, реформатские, англиканские) церкви. Здесь были построены самая большая в Европе мечеть, самый северный буддийский храм и одна из самых крупных в Европе синагог. Огромнейшим достоянием Петербурга является сохранение и почитание культурных обычаев и религиозных святынь его мульти-этнических народов. На своих уроках мы можем этот момент активно использовать.
( в классах ребята разных национальностей, исповедующие разные религии )
За предмет ОДНКНР, как и в ОРКСЭ в школе, оценивание результатов освоения дисциплины относится к наиболее сложным аспектам обучения. В нем личностные результаты доминируют над метапредметными и предметными. При этом личные установки, опыт и мировоззренческие позиции школьников не подлежат оцениванию, в отличие от результатов познавательной деятельности. Именно поэтому на уроке используются различные виды деятельности, с помощью которых можно оценить динамику личностных результатов:
-активность на занятиях, участие в групповых и фронтальных формах работы; степень усвоения практического и теоретического материала; выполнение работ в ходе обучения и на дому.
Эффектное и яркое мультимедийное наполнение служит эмоциональным и педагогически оправданным дополнением реализации предметной области, т.к. ОДНКНР культурологическая дисциплина и выражается в литературе, музыке, скульптуре, живописи и архитектуре, а потому требует адекватной демонстрации материала с применением мультимедийного содержания.
Специфика предметной области требует построения уважительных отношений, выстраивания атмосферы сотрудничества и партнерства в классе. Только так дети смогут развить свои коммуникативные навыки, попрактиковаться в ведении дискуссии, монологической речи получат необходимые социальные установки и навыки, оценят значение доброжелательности, толерантности, открытости новому. Программное восприятие материала вызывает сложности у учащихся, поскольку предмет может оказаться оторванным от привычной картины мира и понимания взаимоотношений между людьми. Поэтому педагогам важно не только излагать информацию на доступном для учащихся языке, но и приводить примеры из реальной жизни.
Благодатной почвой для духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников и учащихся пятых классов, где возможно проявить творчество, являются уроки литературного чтения и литературы, окружающего мира, изобразительного искусства, музыки, декоративно – прикладного творчества. Здесь широкое поле для фантазии, как у учителя, так и у учеников. К выше перечисленным урокам следует добавить уроки ОРКСЭ и ОДНКНР. Условием формирования способностей воспринимать объекты конфессий в структуре учебного познания, является применение на уроках методов работы, вызывающих творческую активность. Таких как иллюстрирование прочитанного текста, создание архитектурных композиций, коллажей, буклетов, художественных композиций из пластилина, глины, соленого теста; краеведческая и исследовательская работа, проектная деятельность. С помощью таких заданий дети лучше усваивают материал, и он прочно оседает в их памяти.
Для декоративно – прикладного творчества на уроках ОДНКНР и ОРКСЭ подходят такие темы как:
« Что составляет твой духовный мир» и «Мои размышление о душе» и т.д.
Уроки – экскурсии (очные или виртуальные) по темам: « Храм», «Икона», «Монастырь». Уроки – исследования «Защита Отечества», «Любовь и уважение к Отечеству»…
И перечислять такие варианты творческих работ можно бесконечно.
Управление духовно-нравственным образованием школьников — это не особый вид образовательной деятельности школы, это целостный педагогический процесс, осуществляемый на всех ступенях образования, включающий различные формы, средства и методы работы на уроках и внеклассной деятельности. Результативность духовно-нравственного образования определяется не внешними формами выражения воспитанности, а внутренним духовным состоянием каждого ребенка, которое, в свою очередь, требует его нравственного самосовершенствования на занятиях по предметам ОДНКНР и ОРКСЭ.
Реализация планируемых результатов обучения по ОРКСЭ/ОДНКНР
Планируемые результаты освоения предметной области ОРКСЭ и ОДНКНР
Основные нормы светской и религиозной морали, понимание их значения в семье и в обществе.
Первоначальные представления о светской этике, религиях, их роли в культуре и истории.
Воспитание свободы совести и вероисповедания, духовных традиций.
Веротерпимость, уважение к религиозным чувствам.
Основные нормы морали, духовные ценности, хранимые в традициях народов России.
Значение нравственности и веры в жизни семьи и общества.
Роль религий в становлении государства.
На уроках школьники знакомятся с тремя главными мировыми религиями: христианством, исламом и буддизмом. Для подробного изучения ребенок и его родители выбирают один учебный модуль из шести: «Основы православной культуры» (как традиционной для России христианской конфессии), «Основы буддийской культуры», «Основы исламской культуры», «Основы иудейской культуры» (как одной из древнейших монотеистических, также распространенной на территории России религий), «Основы мировых религиозных культур» или же «Основы светской этики».
Этапы освоения предметных результатов ОРКСЭ и ОДНКНР по УМК Н.Ф. Виноградовой
I этап. ОРКСЭ. Первое полугодие 4 класса. Основы духовно-нравственной культуры, занятия всем классом.
II этап. ОРКСЭ. Второе полугодие 4 класса. Изучение выбранного модуля, занятия по группам.
III этап. ОДНКНР. 5 класс. Основы духовно-нравственной культуры, занятия всем классом.
Дети знакомятся с традиционными религиями и светской этикой, изучают истории возникновения религий, начинают понимать объединяющие идеи, получают знания о религиозной традиции как таковой и об особенностях каждой религии. В результате освоения материала ученик узнает, как рождались общечеловеческие ценности, каковы их основные составляющие, как они вбирали в себя лучшее, что было принято народами по всей Земле. Так воспитывается толерантность и уважение к последователям разных религий и к атеистам.
Дидактическая система курса (мотивация, содержание, методы, средства, формы, контроль, дифференциация) выстраивается от цели. Конечно, учебная программа направлена не только на предметные, но также на личностные и метапредметные результаты. Контроль и оценка в первую очередь выявляют то, что ребенок знает, и как можно ему помочь преодолеть трудности. В начальной школе работа ведется на пропедевтическом уровне: от детей не требуется зазубривать понятия, они должны только иметь общее представление о терминологии, ориентироваться в характеристиках. В средней школе ученики уже составляют своими словами краткие характеристики терминов и понятий.
Главные понятия ОРКСЭ и ОДНКНР
Духовно-нравственная культура — система ценностей человека, позволяющая не только успешно адаптироваться в обществе, но и существовать в нем без вреда для себя и других его членов.
Религиозная культура — система взглядов на мир, ценности, нравственные идеи и правила поведения, особенности обрядов, традиций разных религий.
Светская этика — законы и правила поведения в обществе, взаимоотношений между людьми, независимые от принадлежности к религиозной вере.
Используйте учебный диалог. Выстраивайте его вокруг определенной проблемы, в общении задействуйте всех присутствующих в классе (чтобы дети учились слушать друг друга), не давайте оценки в процессе общения.
Предлагайте учебные ситуации. Пусть в воображаемых ситуациях дети попробуют представить себя на месте людей прошлого, а в реальных попытаются разобраться, как поступать в обстоятельствах, актуальных в наши дни.
Организуйте совместную деятельность учеников в разных формах. Работая в парах и группах, дети научатся договариваться и понимать друг друга, что особенно важно с учетом тем и задач данного курса.
Что такое орксэ и однкнр
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия
г. Сафоново Смоленской области
(МБОУ гимназия г.Сафоново Смоленской области)
Комплексный учебный курс
«Основы религиозных культур и светской этики».
Нормативно-правовой основой разработки и введения в учебный процесс общеобразовательных школ комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» (далее – Учебный курс ОРКСЭ) является Поручение Президента Российской Федерации от 2 августа 2009 г. (Пр-2009 ВП-П44-4632) и Распоряжение Председателя Правительства Российской Федерации от 11 августа 2009 г. (ВП-П44-4632).
Учебный курс ОРКСЭ включает в себя модули:
Основы православной культуры;
Основы исламской культуры;
Основы буддийской культуры;
Основы иудейской культуры;
Основы мировых религиозных культур;
Основы светской этики.
Один из модулей изучается обучающимся с его согласия и по выбору его родителей (законных представителей).
Образовательное учреждение на основе определения образовательных, культурных и религиозных потребностей обучающихся и их родителей (законных представителей), а также собственных возможностей организации образовательного процесса самостоятельно определяет перечень модулей учебного курса ОРКСЭ, предлагаемых для изучения.
Учебный курс ОРКСЭ является единой комплексной учебно-воспитательной системой. Все его модули согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, достижение которых обучающимися должен обеспечить образовательный процесс в границах учебного курса, а также в системе содержательных, понятийных, ценностно-смысловых связей учебного предмета с другими гуманитарными предметами начальной и основной школы.
Учебный курс ОРКСЭ является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним.
Преподавание знаний об основах религиозных культур и светской этики призвано сыграть важную роль не только в расширении образовательного кругозора учащегося, но и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина, соблюдающего Конституцию и законы Российской Федерации, уважающего ее культурные традиции, готового к межкультурному и межконфессиональному диалогу во имя социального сплочения.
Цель и задачи комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»
Цель учебного курса ОРКСЭ – формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Задачи учебного курса ОРКСЭ :
знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики;
развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.
Место комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» в программе обучения
Курс, раскрывающий основы религиозных культур и светской этики, предлагается изучать на переходной стадии от начальной к основной ступени общеобразовательной школы. И по месту в учебном плане, и по содержанию он служит важным связующим звеном между двумя этапами гуманитарного образования и воспитания школьников. С одной стороны, учебный курс ОРКСЭ дополняет обществоведческие аспекты предмета «Окружающий мир», с которым знакомятся учащиеся. С другой стороны, этот курс предваряет начинающееся в 5 классе изучение предмета «История». Таким образом, ознакомление с нравственными идеалами и ценностями религиозных и светских духовных традиций России происходит в контексте, отражающем глубинную связь прошлого и настоящего.
Учебные пособия для комплексного учебного курса
Учебные пособия «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы мировых религиозных культур» и «Основы светской этики» подготовлены для экспериментального курса «Основы религиозной культуры и светской этики» для 4 классов. Каждый ученик получает одно из шести предлагаемых учебных пособий, имеющих общую структуру из четырех блоков и связанных общими методологическими принципами, а также целями и задачами курса указанными выше.
В качестве методологического принципа разработки всех учебных пособий выбран культурологический подход, способствующий формированию у учащихся первоначальных представлений об основах религиозных культур и светской этики, учитывающий уже имеющийся круг знаний учащихся, а также межпредметное взаимодействие.
Все представленные материалы адаптированы с учетом возрастного восприятия младших подростков.
Краткая характеристика модулей ОРКСЭ
Презентация для родителей
Буклет для родителей
Форма заявления о выборе модуля комплексного учебного курса ОРКСЭ
Ключевые мероприятия по организации преподавания комплексного курса ОРКСЭ
Информация о преподавании в 4-х классах общеобразовательных организаций комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»
Учитель начальных классов, разработка урока по теме «Добро и зло»
«Основы духовно-нравственной культуры народов России» (далее – предметная область ОДНКНР) в соответствии с вводимым федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования с 1 сентября 2015 года должна обеспечить, в том числе знание основных норм морали, культурных традиций народов России, формирование представлений об исторической роли традиционных религий и гражданского общества в становлении российской государственности.
Предметная область ОДНКНР является логическим продолжением предметной области (учебного предмета) ОРКСЭ начальной школы. В рамках предметной области ОДНКНР возможна реализация учебных предметов, учитывающих региональные, национальные и этнокультурные особенности народов Российской Федерации, которые обеспечивают достижение следующих результатов:
воспитание способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию;
воспитание веротерпимости, уважительного отношения к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию;
знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве;
формирование представлений об основах светской этики, культуры традиционных религий, их роли в развитии культуры и истории России и человечества, в становлении гражданского общества и российской государственности;
понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества;
формирование представлений об исторической роли традиционных религий и гражданского общества в становлении российской государственности.
В связи с переходом с 1 сентября 2015 года всех общеобразовательных организаций Российской Федерации на новые образовательные стандарты основного общего образования возникает необходимость организации изучения новой предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (далее – ОДНКНР).
Согласно статье 87 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон) в основные образовательные программы могут быть включены учебные предметы, курсы, дисциплины (модули), направленные на получение обучающимися знаний об основах духовно-нравственной культуры народов Российской Федерации, о нравственных принципах, об исторических и культурных традициях мировой религии (мировых религий), или альтернативные им учебные предметы, курсы, дисциплины (модули). Выбор одного из учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), включенных в основные общеобразовательные программы, осуществляется родителями (законными представителями) обучающихся.
В соответствии с пунктом 18.3.1. приказа Минобрнауки России от 17.12.2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» предметная область ОДНКНР является обязательной и должна быть представлена в учебных планах общеобразовательных организаций. В то же время для данной предметной области в стандарте не прописаны учебные предметы, что позволяет изучать её на данном этапе через учебные курсы по выбору за счёт часов части учебного плана, формируемой участниками образовательных отношений.
Для выставления итоговой отметки в аттестат об основном общем образовании минимальный объём часов учебных занятий по программе учебного курса в соответствии с учебным планом образовательной организации должен составлять не менее 64 часов за 2 учебных года (приказ Минобрнауки России от 14.02.2014 г. № 115 «Об утверждении Порядка заполнения, учёта и выдачи аттестатов об основном общем и среднем общем образовании и их дубликатов»).
25 мая 2015 года Минобрнауки России направило в субъекты Российской Федерации письмо № 08-761 «Об изучении предметных областей ОРКСЭ и ОДНКНР», в котором указано, что предметная область ОДНКНР является логическим продолжением предметной области ОРКСЭ и в её рамках возможна реализация учебных предметов, учитывающих региональные, национальные и этнокультурные особенности народов Российской Федерации. Таким образом, в целях обеспечения преемственности с предметной областью ОРКСЭ, изучаемой в 4-м классе начальной школы, изучение предметной области ОДНКНР в основной школе целесообразно начинать с 5-го класса.
Согласно нормам части 2 статьи 28 Федерального закона образовательные организации свободны в определении содержания образования, выборе учебно-методического обеспечения, образовательных технологий по реализуемым ими образовательным программам.
Предметная область ОДНКНР может быть реализована через:
1) занятия по предметной области ОДНКНР, учитывающие региональные, национальные и этнокультурные особенности региона России, включенные в часть учебного плана, формируемую участниками образовательных отношений;
2) включение в рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) других предметных областей тем, содержащих вопросы духовно-нравственного воспитания;
3) включение занятий по предметной области ОДНКНР во внеурочную деятельность в рамках реализации Программы воспитания и социализации обучающихся.
В соответствии с частью 4 статьи 18 Федерального закона организации, осуществляющие образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования, для использования при реализации указанных образовательных программ выбирают:
1) учебники из числа входящих в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования;
2) учебные пособия, выпущенные организациями, входящими в перечень организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».
Перечень организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержден приказом Минобрнауки России от 09.06.2016 г. № 699 (всего 80 организаций).
Выбор учебных курсов для изучения в рамках предметной области ОДНКНР осуществляется в соответствии с примерным регламентом, рекомендованным письмом Минобрнауки России от 31.03.2015 г. № 08-461 «О направлении регламента выбора модулей курса ОРКСЭ».
Целесообразным также является включение тем, содержащих вопросы духовно-нравственного воспитания, в рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) других предметных областей и включение занятий по предметной области ОДНКНР во внеурочную деятельность в рамках реализации программы воспитания и социализации обучающихся.
Преподавание предмета «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (далее – ОДНКНР) в общеобразовательных организациях регулируется рядом нормативных документов:
Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273ФЗ от 21 декабря 2012 года:
статья 87 «Особенности изучения основ духовно-нравственной культуры народов Российской Федерации»:
статья 8, п.10 и статья 18, п.4 (об организации обучения в соответствии с перечнем учебников, рекомендованных к использованию);
статья 28, п.2 «Образовательные организации свободны в определении содержания образования, выборе учебно-методического обеспечения, образовательных технологий по реализуемым ими образовательным программам»
Письмо Минобрнауки РФ от 25.05.2015г. № 08-761 «Об изучении предметной областей: «Основы религиозных культур и светской этики» и «Основы духовно-нравственной культуры народов России»
215500, Смоленская область, г. Сафоново, ул. Энгельса, д.6
Телефон директора: +7 (48142) 2-26-64, 4-10-09– учительская, 4-20-58– секретарь