«Новая Школа МХАТ» — пространство актуальных театральных профессий в МХАТ им. Горького. Магистратура реализуется на базе Университета «Синергия».
«Новая Школа МХАТ» призвана стать передовой площадкой магистерского творческого образования и мультифункциональным креативным кластером, трансформирующим российскую театральную сцену.
Идеология «Новой Школы МХАТ» базируется на синтезе высокого классического искусства, мирового театра, традиций Московского Художественного Театра и самых ярких современных практик.
Значительная доля учебного времени отведена знакомству и исследованию культурно-философских основ театрального искусства и мировой эстетики.
Погружение в историю российского и зарубежного театра дополняется изучением таких важнейших категорий как драма, игра, роль, маска, сцена, топология театра, антропология актера.
Вместе с художественным руководителем МХАТ и коллективом театра в формировании, развитии и популяризации образовательной парадигмы «Новой Школы МХАТ» принимает участие философ, доктор политических и социологических наук Александр Гельевич Дугин.
Советский и российский философ, политолог, социолог, переводчик и общественный деятель.
Цель «Новой Школы МХАТ» состоит в воспитании следующего поколения театральных деятелей и культурных практиков — креативных профессионалов, экспертов и арт-менеджеров. Современному русскому театру необходимы специалисты, обладающие широкой искусствоведческой эрудицией, уверенными управленческими качествами, свободой мышления и пониманием, как монетизировать творческий продукт.
сформировать собственные профессиональные взгляды и методы;
определить новые ориентиры культурной повестки;
создать новые творческие проекты, жанры, течения и объединения;
исследовать новые горизонты свободного творчества и личностного развития.
Актеры, мыслящие свободно, обладающие высокой культурой и самосознанием, владеющие своим телом, психофизикой как проводниками и новых, и непреходящих смыслов, ценностей — залог развития театра. Настоящая актерская профессия — это комплексный подход к человеку, где работа над внутренним содержанием, аспектами духовной и интеллектуальной жизни совмещается с овладением техникой, формальным мастерством на высшем уровне. Такой подход практикует Новая Школа в направлении “актерское”.
«Новая Школа МХАТ» предлагает следующую программу:
Уровень высшего образования:
магистратура
Срок обучения:
2 года
Форма обучения:
очная
Практика:
с 1 семестра
Дипломы:
Диплом о высшем образовании с присвоением степени магистра
Сертификат об окончании Новой школы МХАТ, подписанный художественным руководителем
Ключевые дисциплины
Особенность образования в «Новой Школе МХАТ» состоит в интеграции образовательного процесса в ежедневную жизнь МХАТ им. Горького.
Cтуденты будут посещать здание МХАТ на Тверском бульваре, 22. Здание оборудовано 14 творческими пространствами, где студенты смогут участвовать в репетициях, коллоквиумах, постановках и других творческих проектах, постоянно находясь в атмосфере театра.
Подавляющее большинство учебных заведений в России и в мире не заботятся о формировании образа личности. Обучение сводится к совокупности усвоения технических навыков, skills. Личность же — ее внутренний мир, ее культура, ее идентичность — мало кого волнует. Если это еще как-то допустимо в технических и прикладных областях, то образование в области культуры, искусства, социальных, гуманитарных и политических дисциплин без этого немыслимо. Культура это способ передачи образа — от прошлого, через настоящее к будущему. Именно культурная преемственность формирует человека, общество, народ.
«Новая Школа МХАТ» должна создать образ носителя культуры — мыслителя, актёра, организатора творческих процессов. Программы Школы выстроены вокруг единой смысловой и этической оси: образование направлено не на комфорт и карьеру, а на созидание свободной и возвышенной личности.
это одухотворенный мир чудес, территория души и смысла. Культура всегда находится между небом и землей в особом пространстве возвышенного, исключительного, где концентрация свободного воображения достигает предела и выстраивается в духовную вертикаль.
Современное образование технично и фрагментарно. «Новая Школа МХАТ» идет наперекор этой доминирующей тенденции. Мы возрождаем принципы классического образования: невозможно построить культуру будущего без опоры на великие вечные образцы Античности и Средневековья. Только так можно понять и миссию Модерна, и трагический пессимизм Постмодерна. Цель «Новой Школы МХАТ» — начинать образование с истинного начала и двигаться к настоящему моменту культуры, ни на мгновение не теряя связь с цельной личностью самого студента — критика, актёра, продюсера. «Новая Школа МХАТ» — это восстановление Академии в полным смысле слова. Те, кто достойно пройдут образовательный цикл, почувствуют себя полноценными гражданами великого града культуры, не временными посетителями, но полноправными наследниками классики, способными применить освоенные принципы на практике.
«Новая Школа МХАТ» — это своего рода русская Аркадия: здесь студенты осваивают широкий спектр волшебных знаний классической культуры, учась применять знания на практике. Театр это область воображаемого, и задача его служителей — научиться вовлекать туда зрителя. Скажи мне, о чем ты мечтаешь, и я скажу кто ты.
Новалис говорил: «Все, что способно представить себе человеческое воображение, это реальность — либо в нашем мире, либо в каком-то другом».
Современные люди все реже и реже смотрят в небо. В «Новой Школе МХАТ» занятия будут начинаться с созерцания неподвижного небесного свода и поиска внутренней гармонии. Земля и время о себе напомнят сами, главное не упустить из внимания измерение Вечности.
«Новая Школа МХАТ» — пространство актуальных театральных профессий в МХАТ им. Горького. Магистратура реализуется на базе Университета «Синергия».
«Новая Школа МХАТ» призвана стать передовой площадкой магистерского творческого образования и мультифункциональным креативным кластером, трансформирующим российскую театральную сцену.
Идеология «Новой Школы МХАТ» базируется на синтезе высокого классического искусства, мирового театра, традиций Московского Художественного Театра и самых ярких современных практик.
Значительная доля учебного времени отведена знакомству и исследованию культурно-философских основ театрального искусства и мировой эстетики.
Погружение в историю российского и зарубежного театра дополняется изучением таких важнейших категорий как драма, игра, роль, маска, сцена, топология театра, антропология актера.
Вместе с художественным руководителем МХАТ и коллективом театра в формировании, развитии и популяризации образовательной парадигмы «Новой Школы МХАТ» принимает участие философ, доктор политических и социологических наук Александр Гельевич Дугин.
Советский и российский философ, политолог, социолог, переводчик и общественный деятель.
Цель «Новой Школы МХАТ» состоит в воспитании следующего поколения театральных деятелей и культурных практиков — креативных профессионалов, экспертов и арт-менеджеров. Современному русскому театру необходимы специалисты, обладающие широкой искусствоведческой эрудицией, уверенными управленческими качествами, свободой мышления и пониманием, как монетизировать творческий продукт.
сформировать собственные профессиональные взгляды и методы;
определить новые ориентиры культурной повестки;
создать новые творческие проекты, жанры, течения и объединения;
исследовать новые горизонты свободного творчества и личностного развития.
Актеры, мыслящие свободно, обладающие высокой культурой и самосознанием, владеющие своим телом, психофизикой как проводниками и новых, и непреходящих смыслов, ценностей — залог развития театра. Настоящая актерская профессия — это комплексный подход к человеку, где работа над внутренним содержанием, аспектами духовной и интеллектуальной жизни совмещается с овладением техникой, формальным мастерством на высшем уровне. Такой подход практикует Новая Школа в направлении “актерское”.
«Новая Школа МХАТ» предлагает следующую программу:
Уровень высшего образования:
магистратура
Срок обучения:
2 года
Форма обучения:
очная
Практика:
с 1 семестра
Дипломы:
Диплом о высшем образовании с присвоением степени магистра
Сертификат об окончании Новой школы МХАТ, подписанный художественным руководителем
Ключевые дисциплины
Особенность образования в «Новой Школе МХАТ» состоит в интеграции образовательного процесса в ежедневную жизнь МХАТ им. Горького.
Cтуденты будут посещать здание МХАТ на Тверском бульваре, 22. Здание оборудовано 14 творческими пространствами, где студенты смогут участвовать в репетициях, коллоквиумах, постановках и других творческих проектах, постоянно находясь в атмосфере театра.
Подавляющее большинство учебных заведений в России и в мире не заботятся о формировании образа личности. Обучение сводится к совокупности усвоения технических навыков, skills. Личность же — ее внутренний мир, ее культура, ее идентичность — мало кого волнует. Если это еще как-то допустимо в технических и прикладных областях, то образование в области культуры, искусства, социальных, гуманитарных и политических дисциплин без этого немыслимо. Культура это способ передачи образа — от прошлого, через настоящее к будущему. Именно культурная преемственность формирует человека, общество, народ.
«Новая Школа МХАТ» должна создать образ носителя культуры — мыслителя, актёра, организатора творческих процессов. Программы Школы выстроены вокруг единой смысловой и этической оси: образование направлено не на комфорт и карьеру, а на созидание свободной и возвышенной личности.
это одухотворенный мир чудес, территория души и смысла. Культура всегда находится между небом и землей в особом пространстве возвышенного, исключительного, где концентрация свободного воображения достигает предела и выстраивается в духовную вертикаль.
Современное образование технично и фрагментарно. «Новая Школа МХАТ» идет наперекор этой доминирующей тенденции. Мы возрождаем принципы классического образования: невозможно построить культуру будущего без опоры на великие вечные образцы Античности и Средневековья. Только так можно понять и миссию Модерна, и трагический пессимизм Постмодерна. Цель «Новой Школы МХАТ» — начинать образование с истинного начала и двигаться к настоящему моменту культуры, ни на мгновение не теряя связь с цельной личностью самого студента — критика, актёра, продюсера. «Новая Школа МХАТ» — это восстановление Академии в полным смысле слова. Те, кто достойно пройдут образовательный цикл, почувствуют себя полноценными гражданами великого града культуры, не временными посетителями, но полноправными наследниками классики, способными применить освоенные принципы на практике.
«Новая Школа МХАТ» — это своего рода русская Аркадия: здесь студенты осваивают широкий спектр волшебных знаний классической культуры, учась применять знания на практике. Театр это область воображаемого, и задача его служителей — научиться вовлекать туда зрителя. Скажи мне, о чем ты мечтаешь, и я скажу кто ты.
Новалис говорил: «Все, что способно представить себе человеческое воображение, это реальность — либо в нашем мире, либо в каком-то другом».
Современные люди все реже и реже смотрят в небо. В «Новой Школе МХАТ» занятия будут начинаться с созерцания неподвижного небесного свода и поиска внутренней гармонии. Земля и время о себе напомнят сами, главное не упустить из внимания измерение Вечности.
Александр Дугин: «Новая Школа МХАТ — это лаборатория смыслов для Русского театра XXI века»
У сцены МХАТ собралась стайка 19-летних молодых людей. Студенты слушают лекцию прямо в зрительном зале. Они говорят с наставником о философии, искусстве, о «русскости», о том, чем театр был, чем он есть и к чему движется. А следующая лекция — «Актерское мастерство», к ней нужно успеть переодеться, пройдя коридором, на стенах которого — портреты великих мхатовцев.
Новая Школа МХАТ — не просто театральная школа, а современная концепция подготовки личности, способной и готовой к театру.
У Школы есть миссия — восстановить истинное антологическое и антропологическое достоинство театра. Есть и педагогическая методика, которая предлагает совершенно новый подход к образовательному процессу.
Концептуальными создателями программы стали художественный руководитель МХАТ им. М. Горького Эдуард Бояков и философ Александр Дугин. А воплотить концепцию в практику помог лидер корпорации «Синергия» Вадим Лобов.
Как возникла идея создания Школы
— Вы хотите с помощью театра поменять общество? — задает вопрос шеф-редактор Радио АВРОРА Дмитрий Роде.
— Нет, я хочу с помощью общества поменять театр! — так началась беседа с одним из основателей «Новой школы МХАТ» Александром Дугиным.
Дугин рассказал, что интерес к философии театра возник у него в ходе чтения лекций на факультете Театра, кино и телевидения университета «Синергия», куда он был приглашен вести курс «Антология и антропология театра».
Профессор Дугин признается: «Я просто двигался по ходу курса и углублялся… Все мои предшествующие знания — по философии, по культуре, по антропологии, по социологии и даже с точки зрения политологии — все выстроились в мозаику.
— Театр это все вместе: это и философия, и музыка, и танец, и идеи, и некий социальный институт. А маски, которые используются в театре, дали основы таким фундаментальным понятиям, как личность, ведь личность — это маска. Даже в русском языке слово личность происходит не от слова «лик», а от слова «личина», — так Дугин открыл для себя идею театра как мира, как экзистенции, сопряженной с архетипами, с бытием вечного.
Такие рассуждения вдохновили руководителя МХАТ им. Горького Эдуарда Боякова. В тандеме Боякова и Дугина возникла идея воспитать новое прогрессивное поколение театральных деятелей — особенных личностей, тем самым восстановив истинное антологическое и антропологическое достоинство тетра. Так появилась концепция Новой школы МХАТ. Во время одной из деловых встреч президент корпорации «Синергия» Вадим Лобов, познакомившись с концепцией, предложил Эдуарду Боякову перейти к практическим действия при ключевом, основном участии Университета «Синергия». Так появилась и сама театральная Школа нового типа.
Философия проекта
Александр Дугин перечисляет цели создания проекта:
— Александр Гельевич, а что же такое «способность к театру» и в чем особенность классического театрального образования? — прозвучал вопрос.
— Многие учебные заведения учат студентов выполнять те или иные функции. А классическое образование готовит личность, оно помогает личности Быть. Это обращение человека к своим собственным корням, культуры — к своим собственным истокам. Это и есть способность к театру, — ответил философ Дугин.
Согласно педагогической части концепции Новой Школы МХАТ, обучение проходит прямо в театре — в закулисье и на сцене МХАТ. У других театров есть свои курсы, но они находятся вне театральных стен. А студенты Новой Школы приходят в аудитории театра и занимаются там и только там. Благодаря этому они изнутри понимают и чувствуют, чем живёт театр; видят, как работают актеры МХАТа, режиссеры и другие сотрудники. Здесь студенты наблюдают за тем, как развивается театр, и максимально погружаются в творческую атмосферу.
Роль театра в нашей истории
Важность такого проекта Александр Дугин объясняет глобальной ролью театра в истории России.
— Театр всегда формировал сознание людей (и культурологическое, и политическое). «Серебряный век» приговорил Российскую империю. Ведь фактически не существовало монархического театра, в какой-то момент на подмостках появились идеи социалистического общества. Поэтому не существовало продолжения царизма. Его никто не стал толком защищать. Можно и так сказать: театр погубил монархию.
Театр, по мнение концептуалиста, сегодня также способен повлиять на дальнейшее развитие событий страны.
— От театра зависит, что будет с Россией дальше. Не от власти, а от театра зависит, каким продолжение может быть. Именно театр может спасти государственность и Россию.
Однако достижение таких глобальных замыслов возможно лишь после возрождения самого театра. Дугин критически отмечает: «Современный российский театр — дегенеративный театр с остатками советской системы, который на ладан дышит. Сегодняшний театр — театр распада».
— Наша задача с Бояковым — показать возможность принять решение о другом театре, другом образовании, другом понимании: что в театре есть смыслы, есть антология. Такой театр завтра воплотится в политике и культуре, — заявляет Александр Дугин.
И такой театр уже сегодня начинает появляться. Доказательством тому стала долгожданная премьера сцены — спектакль «Лавр». «Лавр» — МХАТовский спектакль-житие. Его постановка признана самой масштабной за последние десятилетия, ведь она показала: театр может быть другим и способен давать уроки жизни.
Спектакль «Лавр» — главное высказывание обновленного МХАТ им. М. Горького.
Современный театр, который уже создается — «это объединение людей, которые мыслят цельно, которые имеют сказать нечто иное, нежели либеральный постмодернистский дегенеративный дискурс. Театр свободен от зависти, ненависти, коррупции. Театр — образ жизни и образ мысли».
И по мнению всех трех создателей Новой Школы МХАТ, ее открытие является огромным шагом к формированию такого театра, «воспитанию деятельностных личностей, понимающих истинное назначение и смысл театра и готовых нести свои идеи миллионам людей».
Что такое русский театр?
Создаваемая Школа призвана найти не просто новый подход к театру, но к культуре, к образованию и к осознанию русской идентичности.
— Русские — особенные, потому что у нас есть путь к собственному сердцу. Это проявляется в нашей культуре. Задача нового русского театра — русский театр не о прошлом или будущем, а о русском вечном. О том, как человек осмысляет свое бытие, свое отношение с народом, с Богом, с обществом, со злом и с добром. Наша задача — восстановить то, что мы есть на самом деле. Бояков выбирает пьесы и приглашает режиссеров, которые двигаются в этом направлении. Его интересует тематика русской антологии.
Профессор добавляет, что «Русский театр — это что-то особенное, это не просто постановка или спектакль, который может поставить кто угодно. Спектакль по-русски — это смысл, глубина и философия».
— Русский — это идентичность! — восклицает Дугин. — Русский состоит из противоречий, полярности, непостоянства. И одновременно он имеет принципы, которые могут длиться всю жизнь. Идентичность делает нас чем-то другим, чем нация или этнос.
Александр Дугин заостряет внимание на том, что именно «идентичность — путеводная звезда в новом театре. Не важно, берем мы старый спектакль, берем советских драматургов или современных, это без разницы. Если идентичность осознанна, любое театральное произведение может быть поставлено по-русски. Важен талант, глубина режиссера, актеров, всех людей, участвующих в постановке, их базис, их русская идентичность, понимание русской души. Когда сочетается талант и «русскость», любое произведение может быть поставлено так, как оно должно быть поставлено».
Поэтому Новая школа МХАТ не похожа на другие театральные школы. Она представляет собой нечто большее, глубинное. И позволяет не просто отточить актерские или режиссерские навыки, но стать «одним целым» с театром, проникнуться его сутью.
100-процентная методика
Университет «Синергия» сыграл практическую роль в воплощении этой концепции. Учебные программы Новой школы МХАТ подготовили специалисты Института Театра, кино и телевидения «Синергия». Когда их представили в МХАТ на экспертизу, специалисты театра признались, что программы университета очень современные и востребованные, дали высочайшую оценку методологии как полностью соответствующей идее и духу Новой Школы МХАТ.
Участие в образовательном проекте позволит студентам:
Оставьте заявку на сайте и наши сотрудники перезвонят вам и ответят на все имеющиеся вопросы, а также помогут записаться на курс.
Фото из личного архива Александра Дугина редакции Synergy Times
«Новая Школа МХАТ» — пространство актуальных театральных профессий в МХАТ им. Горького. Программа реализуется на базе Университета «Синергия».
«Новая Школа МХАТ» призвана стать передовой площадкой творческого образования и мультифункциональным креативным кластером, трансформирующим российскую театральную сцену.
Идеология «Новой Школы МХАТ» базируется на синтезе высокого классического искусства, мирового театра, традиций Московского Художественного Театра и самых ярких современных практик.
Значительная доля учебного времени отведена знакомству и исследованию культурно-философских основ театрального искусства и мировой эстетики.
Погружение в историю российского и зарубежного театра дополняется изучением таких важнейших категорий как драма, игра, роль, маска, сцена, топология театра, антропология актера.
Вместе с художественным руководителем МХАТ и коллективом театра в формировании, развитии и популяризации образовательной парадигмы «Новой Школы МХАТ» принимает участие философ, доктор политических и социологических наук Александр Гельевич Дугин.
Советский и российский философ, политолог, социолог, переводчик и общественный деятель.
Цель «Новой Школы МХАТ» состоит в воспитании следующего поколения театральных деятелей и культурных практиков — креативных профессионалов, экспертов и арт-менеджеров. Современному русскому театру необходимы специалисты, обладающие широкой искусствоведческой эрудицией, уверенными управленческими качествами, свободой мышления и пониманием, как монетизировать творческий продукт.
сформировать собственные профессиональные взгляды и методы;
определить новые ориентиры культурной повестки;
создать новые творческие проекты, жанры, течения и объединения;
исследовать новые горизонты свободного творчества и личностного развития.
Актеры, мыслящие свободно, обладающие высокой культурой и самосознанием, владеющие своим телом, психофизикой как проводниками и новых, и непреходящих смыслов, ценностей — залог развития театра. Настоящая актерская профессия — это комплексный подход к человеку, где работа над внутренним содержанием, аспектами духовной и интеллектуальной жизни совмещается с овладением техникой, формальным мастерством на высшем уровне. Такой подход практикует Новая Школа в направлении “актерское”.
«Новая Школа МХАТ» предлагает следующую программу:
Уровень высшего образования:
специалитет
Срок обучения:
4 года
Форма обучения:
очная
Практика:
с 1 семестра
Дипломы:
Диплом о высшем образовании с присвоением степени специалиста
Сертификат об окончании Новой школы МХАТ, подписанный художественным руководителем
Ключевые дисциплины
Особенность образования в «Новой Школе МХАТ» состоит в интеграции образовательного процесса в ежедневную жизнь МХАТ им. Горького.
Cтуденты будут посещать здание МХАТ на Тверском бульваре, 22. Здание оборудовано 14 творческими пространствами, где студенты смогут участвовать в репетициях, коллоквиумах, постановках и других творческих проектах, постоянно находясь в атмосфере театра.
Подавляющее большинство учебных заведений в России и в мире не заботятся о формировании образа личности. Обучение сводится к совокупности усвоения технических навыков, skills. Личность же — ее внутренний мир, ее культура, ее идентичность — мало кого волнует. Если это еще как-то допустимо в технических и прикладных областях, то образование в области культуры, искусства, социальных, гуманитарных и политических дисциплин без этого немыслимо. Культура это способ передачи образа — от прошлого, через настоящее к будущему. Именно культурная преемственность формирует человека, общество, народ.
«Новая Школа МХАТ» должна создать образ носителя культуры — мыслителя, актёра, организатора творческих процессов. Программы Школы выстроены вокруг единой смысловой и этической оси: образование направлено не на комфорт и карьеру, а на созидание свободной и возвышенной личности.
это одухотворенный мир чудес, территория души и смысла. Культура всегда находится между небом и землей в особом пространстве возвышенного, исключительного, где концентрация свободного воображения достигает предела и выстраивается в духовную вертикаль.
Современное образование технично и фрагментарно. «Новая Школа МХАТ» идет наперекор этой доминирующей тенденции. Мы возрождаем принципы классического образования: невозможно построить культуру будущего без опоры на великие вечные образцы Античности и Средневековья. Только так можно понять и миссию Модерна, и трагический пессимизм Постмодерна. Цель «Новой Школы МХАТ» — начинать образование с истинного начала и двигаться к настоящему моменту культуры, ни на мгновение не теряя связь с цельной личностью самого студента — критика, актёра, продюсера. «Новая Школа МХАТ» — это восстановление Академии в полным смысле слова. Те, кто достойно пройдут образовательный цикл, почувствуют себя полноценными гражданами великого града культуры, не временными посетителями, но полноправными наследниками классики, способными применить освоенные принципы на практике.
«Новая Школа МХАТ» — это своего рода русская Аркадия: здесь студенты осваивают широкий спектр волшебных знаний классической культуры, учась применять знания на практике. Театр это область воображаемого, и задача его служителей — научиться вовлекать туда зрителя. Скажи мне, о чем ты мечтаешь, и я скажу кто ты.
Новалис говорил: «Все, что способно представить себе человеческое воображение, это реальность — либо в нашем мире, либо в каком-то другом».
Современные люди все реже и реже смотрят в небо. В «Новой Школе МХАТ» занятия будут начинаться с созерцания неподвижного небесного свода и поиска внутренней гармонии. Земля и время о себе напомнят сами, главное не упустить из внимания измерение Вечности.