что сделал ссср для казахстана
Советское наследие Казахстана
Двадцатая годовщина независимости Казахстана кажется идеальным поводом для переосмысления наследия советского режима. Однако с учетом текущих реалий обсуждение данного вопроса представляется преждевременным. Нужно по крайней мере лет десять или двадцать, поскольку слишком много людей все еще хранят воспоминания о советском времени. При этом практически каждый казахстанец напрямую связан и с позитивными, и с негативными сторонами советского наследия. В связи с этим людям нелегко сформировать единое мнение о том, какие блага извлекли республика и ее население из семи с лишним десятилетий существования СССР. Иностранные обозреватели, включая меня, также подвержены влиянию положительных и отрицательных оценок данного исторического периода
Отношение к советскому наследию предполагает наличие суждений по очень большому кругу вопросов, особенно, если кто-то определяет СССР как нечто большее, чем просто продолжение царской колониальной России. Такое понимание проблемы встречается не так уж и редко. Те, кто его разделяет, крайне настороженно воспринимают политику Российской Федерации по созданию «особых» отношений с Казахстаном и подразумевающей право России контролировать те или иные процессы в Казахстане и Центральной Азии в целом. Очень часто этими людьми критикуется и использование русского языка в СМИ, общественных местах и повседневной жизни, поскольку, считают они, это в какой-то степени принижает роль и статус казахского языка как государственного языка Республики Казахстан.
Между тем многие граждане Казахстана, каков их процент от общего населения страны сказать сложно, вспоминают советский период с теплотой, сознательно отделяя СССР от колониальной царской России. Казалось бы, такое отношение больше присуще представителям неказахской национальности, причем необязательно русским. Однако ностальгии по советским временам подвержены и казахи, в основном из числа тех работников совхозов и колхозов, кто не сумел перейти на рыночную форму хозяйствования или же вступивших на момент распада СССР в пенсионный или предпенсионный возраст. Все они просто оказались не готовы к краху сильного социального государства. Врачи, учителя и бывшие военные в некоторых случаях тоже могут быть отнесены к данной категории. Многие из них сожалеют об утрате возможности изменения социального положения, что, на их взгляд, было одной из черт советского режима, а также уважения и относительно лучшего вознаграждения, которыми они, как представители своих профессий, пользовались в СССР. Нередко их суждения разделяют бывшие члены и активисты КПСС, считающие, что современной политической идеологии Казахстана следовало бы иметь больше советских идеалов, а также некоторые представители национальных меньшинств Казахстана, ностальгирующие по марксистскому интернационализму.
Ключевой вопрос, разделяющий казахстанское общество, заключается в том, был ли СССР еще одним воплощением русского империализма, пусть и с новой идеологией, или же это было идеологически консолидированное многонациональное государство, в котором большинство народов и этносов имело широкие возможности в проведении политической, экономической и социальной жизни.
Простого ответа на этот вопрос нет. Границы СССР после Второй мировой войны во многом соответствовали границам Российской империи, но советская политическая система была полностью другой. Это была вертикально интегрированная политическая структура, предоставлявшая некоторую децентрализацию по этнотерриториальному признаку. Этнические меньшинства, проживавшие в этнотерриториальных субъектах СССР под своими именами, пользовались некоторой степенью этнолингвистической автономии. Разумеется, больше в союзных, нежели в автономных объединениях, и больше в крупных моноэтнических, чем в многонациональных союзных республиках. Казахская ССР была самой многонациональной из всех советских республик, а этнические казахи даже составляли меньшинство на территории, которая носила их имя.
Тем не менее этнический казах Динмухаммед Кунаев, который в течение долгого времени занимал пост первого секретаря компартии Казахстана, в течение 20 лет был членом Политбюро ЦК КПСС, органа, де-факто правившего СССР. Г-н Кунаев был единственным представителем Средней Азии, когда-либо назначенным членом Политбюро. К тому же только ограниченное количество деятелей провело столь длительное время на своих постах в послесталинском СССР.
Объективную оценку плюсам и минусам периода правления Кунаева дадут историки будущего. Они же определят: забирала ли Москва слишком много у республики и сколько она отдавала обратно. Но неоспорим тот факт, что основы экономической диверсификации Казахстана были заложены в годы правления Д. А. Кунаева. Алматы приобрел современный космополитичный облик с сохранением обширных зеленых зон, огромная страна вкладывала существенные средства в развитие образования и создание новой инфраструктуры в республике. Все это происходило в период, последние годы которого назовут «застоем». Именно тогда будущий президент Казахстана Нурсултан Назарбаев приобрел статус знаковой фигуры политического истеблишмента Казахской ССР.
Но даже в этот период относительного благополучия у казахов не было возможности обратиться к «белым пятнам» своей истории, особенно той ее части, которая изучала репрессии сталинизма. В то время как народы СССР страдали от трех десятилетий правления И. Сталина, боль и скорбь казахского народа были особенно остры ввиду массового вымирания сельского населения в годы коллективизации.
Как и украинцы, казахи могут рассматривать аграрную политику Сталина как форму геноцида, подразумевая, что целью коллективизации было уничтожение казахов и украинцев с целью высвобождения их территорий для заселения их русскими и организации новых, коллективных форм земледелия. Впрочем, я никогда не находила никаких доказательств тому, что политика коллективизации в Казахстане, равно как и в любой другой области СССР, преследовала цель уничтожения этнических групп. В свою очередь, нет сомнений в том, что данная политика была нацелена на ликвидацию традиционной казахской экономики и с ней – традиционного образа жизни казахов. И в процессе воплощения планов коллективизации, советские чиновники уничтожили более половины всех казахских домашних хозяйств и более 80 проц. скота, служившего фундаментом для экономики и традиционной культуры казахов.
Коллективизация проводилась по принципу «цель оправдывает средства», невзирая на человеческие жертвы. Главной целью было производство пшеницы – экспортного продукта – для обеспечения средств на проведение советской индустриализации. Поэтому даже тогда, когда стало ясно, что коллективное сельское хозяйство стоит миллионы жизней, Москва продолжила безжалостно форсировать работу в данном направлении.
Таким образом, несмотря на то что коллективизация не преследовала цели уничтожения народов, последствия были именно такими. За коллективизацией последовали политические репрессии 1930-х годов. В Казахстане редким исключением являются семьи, старшие представители которых не погибли в процессе коллективизации или репрессий. Бесчисленное количество семей вымерли полностью, не оставив никого, кто мог бы восстановить их имена сегодня. Это объясняет суть коллективной скорби – казахам пришлось ждать несколько поколений для достижения демографического потенциала, соответствующего концу 1920-х годов.
Историческое исследование данного периода является трудной задачей, несмотря на доступность архивов того времени. Политика коллективизации и репрессий планировалась в Москве, но воплощалась на местах местными кадрами – представителями всех национальностей, как казахской, так и неказахских. Их потомки – граждане современного Казахстана – живут и участвуют во многих аспектах жизни республики.
Таким образом, практически любой вопрос совместной российско-казахстанской истории является спорным. Одним из исключений можно назвать Вторую мировую, или, иначе, Великую Отечественную войну, в которой сражалось примерно полмиллиона казахстанцев и тысячи из них погибли. Признание данной жертвы объединяло различные взгляды на историю. Помимо прочего, именно в годы войны в республике началась первая серьезная кампания по индустриализации, и она также внесла свой вклад в этническое многообразие казахстанского общества.
Несомненно, результаты политики, проводимой Никитой Хрущевым, все еще спорны. Кампания по развитию целинных земель вывела казахских скотоводов на обочину жизни и в очередной раз изменила этнический баланс в республике. Но после первых «ухабистых» нескольких лет, богарное земледелие прочно установилось в экономике Казахстана и на данный момент является важным сектором экономики независимого государства, обеспечивая ее диверсификацию.
Политика Хрущева по возрождению коммунистической идеологии также представляется противоречивой. В то время как оттепель, начатая на XX съезде КПСС, привела к освобождению и реабилитации многих жертв сталинских репрессий, оставалось много не оправданных национальных героев. Обращение Хрущева к XXII съезду КПСС о необходимости движения СССР в сторону настоящего интернационализма посредством «сближения и слияния» народов или, по сути, смешивания различных этнических групп было еще более противоречивым. Наряду с большинством других народов казахи воспринимали это обращение как призыв к «русификации». В то же время русские также были настроены критично, считая подобную политику концом русской культуры и национальной идентичности.
В общем, цели советской национальной политики, с точки зрения идеологической составляющей и ее воплощения, являются одними из самых трудных вопросов в истории советского режима. Рассмотрим, к примеру, языковую политику. В советское время казахи и другие народы Советского Союза получили доступ к хорошему образованию. Несмотря на существовавшие тогда сложности и искажения, допускаемые при преподнесении истории развития культуры СССР, были одновременно и возможности получения образования мирового уровня в математике и других фундаментальных науках, а также в гуманитарной сфере. Казахи, представляющие все социальные и экономические слои населения, воспользовались преимуществами и впоследствии некоторые из них добились международного признания за свои достижения. Грамотность в Казахстане была и остается поголовной, чего нет даже сегодня в бывших колониях Великобритании, в тех же Индии и Пакистане.
В то же время не все казахи грамотно владели казахским языком и очень мало представителей других этносов, населяющих Казахстан, могли говорить, читать и писать по-казахски. Последнее обстоятельство является источником вполне определенного недовольства среди казахов. Например, в соседнем Узбекистане узбекский язык занял доминирующее положение в общественной жизни как средство письменной и устной коммуникации. Но, несмотря на все дисбалансы в языковой политике, казахский язык в своем письменном выражении сформировался именно в советский период. В то время как многие казахские националисты, ратовавшие за развитие казахского языка, погибли во время репрессий, другие сумели продолжить и существенно расширить диапазон интеллектуальной продукции, выпускаемой на казахском языке, а также расширили техническую составляющую языка.
Годы правления Горбачева, с которыми многие советские люди связывали какие-то надежды, стали годами разочарования для многих казахов, считавших, что политика гласности и перестройки не обеспечила справедливости. Многие казахи чувствовали себя жертвами антикоррупционной кампании Коммунистической партии. Протест молодежи против смещения Д. Кунаева Г. Колбиным, русским не из Казахстана, навсегда отпечатался в исторической памяти Казахстана и тесно связан с 16 декабря – Днем независимости. Популярный в народе премьер-министр Н. Назарбаев был не только обойден назначением Колбина, но также лишен возможности остановить вытеснение старых партийных работников из органов управления республикой.
Те годы тем не менее стали важным периодом в истории Казахстана. Первые казахские неформальные, а потом неправительственные организации озвучили большое количество социальных и политических требований. Движение «Невада – Семипалатинск» привлекло внимание к вопиющей цене, которую заплатил Казахстан и его население за присутствие на своей территории ядерных и химических военных объектов, в то время как другие экологические организации обсуждали гибель Аральского моря и хищническую эксплуатацию природных ресурсов, при полном игнорировании состояния здоровья тех, кто в данный процесс был вовлечен.
Горбачев явно пересмотрел свою предыдущую оценку Н. Назарбаева, назначив его главой Компартии Казахстана 22 июня 1989 года, всего лишь через несколько дней после беспорядков в Узене. В последние годы советской власти Назарбаев приобрел статус фигуры всесоюзного масштаба, поскольку искал возможности для сохранения СССР в таком виде, в каком он бы отвечал этнонациональным, экономическим и политическим интересам союзных республик, и особенно Казахстана. Политика Назарбаева с июня 1989-го по декабрь 1991 года демонстрирует, что он осознавал всю сложность советского наследия и понимал, что советский строй рушился. Но он также хорошо понимал и неоднократно повторял в течение всех 20 лет своего президентства, что специфика исторических, культурных и географических взаимосвязей России и Казахстана не зависит от того, являются ли они политически единым образованием, по типу Советского Союза, или самостоятельными государствами.
В этом году исполняется 82 года, как Казахстан получил статус союзной республики в составе Союза Советских Социалистических Республик.
Насколько это было необходимым шагом и что дало казахскому народу вступление в СССР, в интервью медиа-порталу Caravan.kz рассуждает известный казахстанский историк Болат Асанов.
НАША СПРАВКА
Образована первоначально как Автономная Киргизская ССР в составе РСФСР 26 августа 1920 года со столицей в Оренбурге. В феврале 1925 года Оренбургская область была выведена из состава Киргизской АССР и передана в непосредственное подчинение РСФСР, а столица была перенесена в Кызыл-Орду (1925), потом в Алма-Ату (1929).
В результате национально-государственного размежевания Средней Азии в 1924-1925 годах практически все территории, на которых преобладало казахское население, были соединены в составе казахской автономии. В 1925 году Киргизская АССР была переименована в Казакскую АССР. 20 июля 1930 года из ее состава в непосредственное подчинение РСФСР была передана Кара-Калпакская автономная область, в 1936 году переданная в состав Узбекской ССР. 5 февраля 1936 года Казакская АССР была переименована в Казахскую АССР.
5 декабря 1936 года из состава Российской СФCР была выведена Казахская АССР, и ей был придан статус союзной республики под названием Казахская ССР.
— А кто виноват в этом голоде – большевики или природные катаклизмы?
— Если и катаклизмы, то явно не природного происхождения. Вопрос в другом: была ли это спланированная акция против казахов или же трагедия произошла из-за безграмотности и головотяпства местных партийных властей? Ответы на эти вопросы могли бы дать документы того времени, которые до сих пор, к сожалению, не рассекречены.
— А была ли возможность у казахского народа не входить в состав СССР как союзной республике или же остаться в составе Советского Союза на правах автономии?
— Стать союзной республикой в СССР – большое достижение в плане государственности. Не все народы царской России получили такой статус, ведь в СССР было только 15 союзных республик, включая Казахстан.
— А за какие заслуги Казахстан стал союзной республикой?
— Хороший вопрос. Для меня здесь мало понятного, поскольку мне неизвестны критерии, по которым делался тот или иной выбор. К слову, можно сказать с большой долей вероятности, что это историческое решение принимал товарищ Сталин, который начиная с 1922 года был не только наркомом по делам национальностей, но и генеральным секретарем ЦК ВКП(б).
Но есть вещи более простые и понятные. Так, в советской Грузии грузинский язык имел статус государственного. В остальных же союзных республиках государственным был только русский язык.
— На ваш взгляд, во вступлении в СССР нашей страны на правах одной из союзных республик больше позитива или негатива?
Что дала Советская эпоха Казахстану. Мнение историка
В Казахстане отношение к советскому периоду истории крайне полярно. Часть событий в казахстанской историографии трактуется как однозначное «плохо» — коллективизация, повлекшая за собой голод, политические репрессии в отношении интеллигенции. В то же самое время – индустриализация страны, развитие культуры и образования, трактуется как «хорошо».
Несмотря что власти Казахстана отдают дань уважения героям – панфиловцам и героям Советского Союза, в то же время, в стране прошла очередная волна по переименованию улиц и населенных пунктов. Власти пытаются таким образом стереть память о достижениях страны в период ее социалистического развития.
Так же идут попытки «оторвать» историю Казахстана от истории других республик Советского Союза, тем самым, разорвать дружеские отношения народов постсоветских республик. В данный момент становится все более необходимым обсуждать как внутри страны, так и на международном уровне все успехи и неудачи «Советского проекта».
В последнее время советское прошлое, все больше и больше привлекает внимание казахстанцев. Трактовка его исключительно в черно-белых тонах, как было принято в первые годы Независимости, уже не устраивает историков страны.
Известный казахстанский историк Нуртай Мустафаев решил рассказать о своем видении советской эпохи.
Токаев подвел итоги председательства Казахстана в ЕАЭС в этом году
Эпидемиологическая ситуация в Казахстане на 12 ноября
Депутаты Мажилиса обсудили проблемы Атырауской области
Президент России пообещал найти и вернуть останки хана Кенесары
Советская цивилизация
— В последнее время наблюдается если не ностальгия по временам сталинизма, то, по крайней мере, определенный интерес к ним. Причем не только в России, но и у нас в Казахстане. Как можно объяснить этот феномен?
— СССР был самой крупной по территории страной мира, занимавшей 1/6 часть земной суши. В ней без сколько-нибудь значимых конфликтов сосуществовали славянские, тюркские, финно-угорские, монгольские, иранские, кавказские и другие народы, которые, несмотря на их этнокультурные различия, объединял некий общий евразийский менталитет. Было построено социальное государство. К середине 1960-х Советский Союз был признан супердержавой. По комплексу параметров и критериев его можно классифицировать как отдельную цивилизацию.
Никто не говорит, что необходим возврат к СССР – это было бы глупо. Нельзя войти в одну реку дважды. Тем не менее, ремейк общества, в основе которого лежат принципы справедливости, на новом витке истории возможен. Конвергенция двух общественных систем происходила уже с 1920-х гг. Так, в странах Запада по примеру СССР предоставлялись избирательные права женщинам и представителям немногочисленных этнических групп, вводились 8-часовой рабочий день и другие ныне привычные социальные нормы. Не все знают, что в США расовую сегрегацию отменили относительно недавно, в середине 1960-х.
Главная причина нынешнего всплеска интереса к личности Сталина и к советскому периоду – политическая. Если без обиняков, то это недовольство людей современными реалиями, типом общества, в котором деньги стали мерилом всего. Большинство граждан понимает, что у них нет возможности самореализоваться в силу того, что социальные лифты не работают. За исключением спорта высших достижений, где блат ничего не решает, во всех других сферах жизни есть ограничения в карьерном росте. Главенствует
принцип «чужие здесь не ходят» (включенность в группы, кланы). Возникло огромное социальное расслоение: с одной стороны – кучка сверхбогатых мультимиллиардеров, а с другой – миллионы работающих граждан с очень низкими доходами.
Что бы там ни говорили, но в позднем СССР пропасти между богатыми и бедными не было. Разница в доходах 10% наиболее богатых и 10% самых бедных составляла 4,4. Ныне примерно такая же ситуация в странах северной Европы – Норвегии, Швеции и других, построивших «европейский социализм». Тогда как в Казахстане, по данным еще 2012 года от известных экономистов Аманжола Кошанова и Каната Берентаева, этот показатель составлял 29 к 1. С тех пор мало что изменилось.
Все новые независимые государства, появившиеся после распада СССР, базируются на антисоветской основе – отрицании существовавшей тогда общественной системы, включая все подсистемы: экономическую, социальную, политическую и т.д. Поэтому власти этих стран пытаются навязать такую точку зрения: «Сейчас, возможно, людям живется не очень хорошо, но в советский период было хуже!». Но те, кто жил, например, в брежневское время, прекрасно помнят, что люди чувствовали себя в гораздо большей безопасности, чем сейчас. Хорошо помнят они и бесплатное жилье, качественные образование и медицину, отсутствие безработицы, ощущение уверенности в завтрашнем дне и т.д.
Не идеальный, но и не демон
— Но это уже поздний СССР. А ведь до этого была сталинская эпоха…
— При оценке личности и решений Сталина надо быть объективным, а не следовать слепо клише, созданным в своих политических целях Хрущевым. И если придерживаться именно такого подхода, не идеализируя, но и не демонизируя Сталина, то в целом его деятельность можно оценить позитивно. Ведь в период его руководства страной был осуществлен громадный прорыв в экономике, социальной сфере, образовании, науке…
Широко известна приписываемая Уинстону Черчиллю фраза о роли Сталина в истории Советского Союза: «Он принял Россию с сохой, а оставил с атомной бомбой». И хотя Черчилль этого и не произносил, суть отражена точно и емко. На самом деле это слова историка Исаака Дойчера из некролога, опубликованного 6 марта 1953 года в «Манчестер гардиан»: «Суть исторических достижений Сталина состоит в том, что он получил Россию, пашущую деревянными плугами, и оставляет ее оснащенной атомными реакторами».
— В вашем понимании, что значит эпоха Сталина для Казахстана? Что перевешивает чашу весов: индустриализация, коллективизация и культурная революция или же трагедия Ашаршылыка? Как соединить несоединимое? И вообще, это возможно в принципе?
— В 1989 году историки Жулдыз Абылхожин, Манаш Козыбаев и демограф Макаш Татимов на основе обнаруженных к тому моменту архивных данных определили, что в Казахстане в период массового голода погибли 1 миллион 750 тысяч человек, в основном казахов. В 2012 году историк Хангельды Абжанов на основе своих изысканий выдвинул другую цифру– 3 миллиона погибших. Это, безусловно, страшная трагедия казахского народа.
Некоторые современные публицисты, общественные деятели утверждают, что массовый голод начала 1930-х годов был намеренно спровоцирован центром с целью уничтожения украинцев, казахов, а значит, мол, был актом геноцида. На самом же деле никто ни в Москве, ни на местах не ставил своей целью массовое истребление людей по этническому признаку. В самой России в те же годы погибли свыше 3-х миллионов человек. Случившееся было обусловлено форсированными темпами коллективизации. В Казахстане последствия усугубились тем, что она проводилась не только в оседлых, земледельческих, но и в кочевых хозяйствах. Это было решение политического руководства СССР. Причем не только и не столько лично Сталина: до 1937-1938 годов решения в ЦК ВКП (б) принимались коллегиально.
Не следует забывать, что в Казахском крае и его округах как в партийных, так и в исполнительных органах преобладали руководители-казахи. Из этого многотысячного корпуса управленцев лишь несколько человек выразили несогласие с форсированными темпами коллективизации, написав письма на имя Сталина. Между тем, верхний эшелон казахских партийных и советских кадров тех лет и ныне почитаем: их именами названы улицы в городах, университеты…
Индустриализация и целина
— А как вы оцениваете индустриализацию степного края?
— В целом она стала благом для Казахстана, кардинально изменив его экономику и социальный облик. Основные промышленные гиганты были заложены и построены в 1929-1941 годах. А в период Великой Отечественной войны сюда были эвакуированы сотни промышленных предприятий из европейской части СССР, которые значительно усилили промышленный потенциал республики. В послевоенный период индустриализация продолжалась, хотя уже не столь ударными темпами.
Именно благодаря ей было построено большинство предприятий, которые и ныне определяют промышленный облик Казахстана. В частности, на их базе функционируют крупнейшая металлургическая и горнодобывающая компания «Арселор Миттал», медный гигант — корпорация «Казахмыс», Евразийская группа, включающая такие крупные предприятия, как ТНК «Казхром», Соколовско-Сарбайское горно-обогатительное производственное объединение (ССГПО), АО «Алюминий Казахстана», Казахстанский электролизный завод, Павлодарский машиностроительный завод, Евроазиатская энергетическая корпорация (ЕЭК), АО «Шубарколь комир».
Индустриализация сопровождалась урбанизацией, возникновением и ростом городов, городского населения.
— А освоение целины? Это было для Казахстана благом или же очередным и не самым удачным экономическим экспериментом советской власти?
— Безусловно, благом. Это был широкомасштабный и прорывной проект. Конечно, как часто бывает при реализации новых крупных инициатив, не обошлось без ошибок, подчас серьезных. Не были учтены такие природные особенности, как постоянные и сильные ветры в степи, многое делалось наскоком и в чрезмерной спешке. Как следствие, поначалу, пока не был накоплен опыт, имели место эрозия почв, падение урожайности. Имела место и банальная бестолковщина, что неудивительно, поскольку инициатором освоения целины был Хрущев, известный своим волюнтаризмом.
Спустя годы и десятилетия система зернового земледелия была все же налажена. Сегодня производство зерна – визитная карточка, бренд и предмет гордости Казахстана. Наша страна вошла в число мировых лидеров по производству зерна, причем очень высококачественного зерна твердых сортов.
Эпоха «застоя»: мифы и реальность
— В свое время с легкой руки деятелей эпохи перестройки в оборот вошло понятие «застой». Но, по оценкам экспертов, именно в тот период Казахстан совершил качественный рывок во многих сферах. Как разрешить эту дилемму?
— Слово «застой» впервые ввел в оборот Горбачев в 1986 году – оно прозвучало в его докладе на XXVII съезде КПСС. Но каким-то странным был этот «застой», продолжавшийся без малого два десятилетия. Ведь именно в тот период люди вздохнули свободно, и фактически не было никаких репрессий, поскольку «дорогой Леонид Ильич» отличался добродушием. Именно в эту эпоху советские граждане стали более или менее хорошо и даже модно одеваться, ездить за рубеж. К примеру, вполне буднично воспринималось зрителями то, что главный персонаж фильма «Бриллиантовая рука» (1968 год) во время круиза по Средиземному морю посещает Стамбул, Марсель и другие места.
В отличие от сталинского и хрущевского периодов, государство повернулось лицом к человеку и его материальным потребностям. Уже не было огромных суперстроек вроде Беломорканала и ДнепроГЭС, не ставились задачи, требовавшие сверхнапряжения. Только в апреле 1974 года была объявлена всесоюзная ударная стройка – БАМ, но и там людям не нужно было прилагать сверхусилий и терпеть лишения. Молодые люди получали за свой труд хорошие деньги, хотя и романтика тоже была. Много строилось, в том числе и в Казахстане, заводов и фабрик легкой промышленности – по производству одежды, бытовых приборов, мебели и т.д.
Советская наука по целому ряду направлений была номером один в мире. Очень мощно развивались в брежневский период военно-промышленный комплекс и космонавтика, начало которым, конечно, было положено в предыдущие годы. Президент США Джон Кеннеди в свое время признал: «Советское образование – лучшее в мире. Мы должны многое из него взять. СССР выиграл космическую гонку за школьной партой». Не за счет инвестиций из-за рубежа, а за счет качества советской системы образования СССР обогнал США в космической гонке в середине 1960-х годов.
Даже большинство создаваемых сегодня в России новых видов вооружения – это лишь немного усовершенствованные, с учетом компьютерного оснащения, советские разработки второй половины 1970-х – первой половины 1980-х годов. В том числе и гиперзвуковые ракеты, скорость которых настолько велика, что сбить их практически невозможно. Принимаемые сейчас на вооружение российской армией гиперзвуковые ракеты «Циркон», «Кинжал» «Авангард», аналогов которым нет в мире, были разработаны еще в 1970-е годы в МКБ «Радуга» и других конструкторских бюро. В 1992-м этот проект был закрыт, потому что «в стране закончились деньги». И лишь в последние десять лет его реанимировали.
Или возьмите уровень жизни простых граждан. При средней зарплате в 150-180 рублей стоимость коммунальных услуг для семьи, проживавшей в трехкомнатной квартире, составляла 4,5 рубля, бензина – от 6 до 10 копеек за литр. А настоящий дефицит, пустые полки продуктовых магазинов, талоны, карточки на продукты стали суровыми реалиями лишь в конце горбачевской «перестройки».
Сегодня историки и аналитики начинают пересматривать оценки, данные той эпохе при Горбачеве и в те годы, когда Россией руководил Ельцин. На мой взгляд, период 1964–1982 годов можно охарактеризовать как «золотую осень советской цивилизации».
О культуре и исторической науке
— Культурная революция – одно из важнейших достижений советского строя. А что она означает для Казахстана? Нам есть что вспомнить и о чем сожалеть с позиций дня сегодняшнего?
— Рамазан Бимашевич Сулейменов, мой шеф в отделе истории культуры Казахстана в академическом институте, а впоследствии директор Института истории и этнологии им. Ч.Ч. Валиханова, в свое время издал фундаментальные исследования, посвященные вопросам развития культуры в республике. Тема необъятная, поэтому кратко остановлюсь лишь на отдельных оценках периода 1964-1982 годов.
Так вот, никакого застоя в этой сфере не было! Перед началом пресловутой «перестройки» в 1985 году в Казахстане работали 55 вузов, 246 техникумов и училищ, 91 научно-исследовательский институт, 108 конструкторских бюро и 99 лабораторий. В 1976–1985 годах в нашей республике ежегодно выдвигались тысячи рационализаторских предложений и заявок на изобретения от инженеров и высококвалифицированных рабочих. Сравните с тем, что мы имеем сегодня.
Или какая может идти речь о «застое» в литературе, если именно в тот период казахстанские писатели и поэты создали свои лучшие произведения? Что из написанного в период независимости можно поставить в один ряд с ними?
А возьмите советское кино. Вот только один год – 1970-й. Смотрим в алфавитном порядке список фильмов, снятых в СССР: «Бег», «Белое солнце пустыни», «Белорусский вокзал»… Какие картины, выпущенные на экраны в постсоветский период, сравнятся с ними по силе художественного воздействия на зрителя? А театральное искусство? Вспомните «Современник», театр на Таганке…
— Несколько отвлеченный вопрос. Почему тон в трактовке и оценке нашей истории сегодня задают не профессиональные историки, а интеллектуалы из других ниш — правоведы, филологи, теологи и т.д.? Когда ученые-историки вернут свои позиции? И вообще, историческая школа Казахстана еще жива?
— Она жива. Но благодаря в основном поколению ученых, сформировавшихся и заявивших о себе в качестве сильных исследователей ещё тогда, в 1970–1980-е годы. На мой взгляд, не только историки, но и в целом наука не очень востребованы в наши дни. Прежней Академии наук Казахстана как мощной, достаточно неплохо финансируемой структуры уже нет. Сегодня это лишь общественная организация, занимающая пару кабинетов в уникальном здании бывшей АН. Ее роль актуализируется лишь эпизодически, во время очередных выборов академиков и членов-корреспондентов. Взят курс на развитие науки при университетах по западной модели. Но преподавание и исследование – разные виды деятельности. Можно быть прекрасным лектором, популяризатором и при этом не быть ученым, изобретателем. И наоборот, можно быть сильным исследователем и в то же время посредственным лектором. Станет ли действенной и эффективной эта модель организации науки – покажет время.
Сейчас многие, не будучи профессиональными историками, издают книги, в которых выдвигаются невероятные и не подтвержденные источниками версии. А поскольку прежней обязательной процедуры утверждения книг ученым советом НИИ или вуза нет, то такая практика, видимо, сохранится…