Вольтер сказал справедливо что в 6 лет можно выучиться всем главным языкам

Вольтер сказал справедливо что в 6 лет можно выучиться всем главным языкам

Николай Михайлович Карамзин

Отчего в России мало авторских талантов?

Если мы предложим сей вопрос иностранцу, особливо французу, то он, не задумавшись, будет отвечать: «От холодного климата». Со времен Монтескье все феномены умственного, политического и нравственного мира изъясняются климатом. «Ah, mon cher Monsieur, n’avez vous pas le nez gelé?»[1] – сказал Дидерот в Петербурге одному земляку своему, который жаловался, что в России не чувствуют великого ума его, и который в самом деле за несколько дней перед тем ознобил себе нос.

Но Москва не Камчатка, не Лапландия; здесь солнце так же лучезарно, как и в других землях; так же есть весна и лето, цветы и зелень. Правда, что у нас холод продолжительнее; но может ли действие его на человека, столь умеренное в России придуманными способами защиты, вредить дарованиям? И вопрос кажется смешным! Скорее жар, расслабляя нервы (сей непосредственный орган души), уменьшит ту силу мыслей и воображения, которая составляет талант. Давно известно медикам-наблюдателям, что жители севера долговечнее жителей юга: климат, благоприятный для физического сложения, без сомнения, не гибелен и для действий души, которая в здешнем мире столь тесно соединена с телом. – Если бы жаркий климат производил таланты ума, то в Архипелаге всегда бы курился чистый фимиам музам, а в Италии пели Виргилии и Тассы; но в Архипелаге курят… табак, а в Италии поют… кастраты.

У нас, конечно, менее авторских талантов, нежели у других европейских народов; но мы имели, имеем их, и, следственно, природа не осудила нас удивляться им только в чужих землях. Не в климате, но в обстоятельствах гражданской жизни россиян надобно искать ответа на вопрос: «Для чего у нас редки хорошие писатели?»

Хотя талант есть вдохновение природы, однако ж ему должно раскрыться ученьем и созреть в постоянных упражнениях. Автору надобно иметь не только собственно так называемое дарование, – то есть какую-то особенную деятельность душевных способностей, – но и многие исторические сведения, ум, образованный логикою, тонкий вкус и знание света. Сколько времени потребно единственно на то, чтобы совершенно овладеть духом языка своего? Вольтер сказал справедливо, что в шесть лет можно выучиться всем главным языкам, но что во всю жизнь надобно учиться своему природному. Нам, русским, еще более труда, нежели другим. Француз, прочитав Монтаня, Паскаля, 5 или 6 авторов века Лудовика XIV, Вольтера, Руссо, Томаса, Мармонтеля[2], может совершенно узнать язык свой во всех формах; но мы, прочитав множество церковных и светских книг, соберем только материальное или словесное богатство языка, которое ожидает души и красот от художника. Истинных писателей было у нас еще так мало, что они не успели дать нам образцов во многих родах; не успели обогатить слов тонкими идеями; не показали, как надобно выражать приятно некоторые, даже обыкновенные, мысли. Русский кандидат авторства, недовольный книгами, должен закрыть их и слушать вокруг себя разговоры, чтобы совершеннее узнать язык. Тут новая беда: в лучших домах говорят у нас более по-французски! Милые женщины, которых надлежало бы только подслушивать, чтобы украсить роман или комедию любезными, счастливыми выражениями, пленяют нас нерусскими фразами. Что ж остается делать автору? Выдумывать, сочинять выражения; угадывать лучший выбор слов; давать старым некоторый новый смысл, предлагать их в новой связи, но столь искусно, чтобы обмануть читателей и скрыть от них необыкновенность выражения! Мудрено ли, что сочинители некоторых русских комедий и романов не победили сей великой трудности и что светские женщины не имеют терпения слушать или читать их, находя, что так не говорят люди со вкусом? Если спросите у них: как же говорить должно? то всякая из них отвечает: «Не знаю; но это грубо, несносно!» – Одним словом, французский язык весь в книгах (со всеми красками и тенями, как в живописных картинах), а русский только отчасти; французы пишут как говорят, а русские обо многих предметах должны еще говорить так, как напишет человек с талантом. Бюффон странным образом изъясняет свойство великого таланта или гения, говоря, что он есть терпение в превосходной степени. Но если хорошенько подумаем, то едва ли не согласимся с ним; по крайней мере без редкого терпения гений не может воссиять во всей своей лучезарности. Работа есть условие искусства; охота и возможность преодолевать трудности есть характер таланта. Бюффон и Ж.-Ж. Руссо пленяют нас сильным и живописным слогом: мы знаем от них самих, чего им стоила пальма красноречия!

Теперь спрашиваю: кому у нас сражаться с великою трудностию быть хорошим автором, если и самое счастливейшее дарование имеет на себе жесткую кору, стираемую единственно постоянною работою? Кому у нас десять, двадцать лет рыться в книгах, быть наблюдателем, всегдашним учеником, писать и бросать в огонь написанное, чтобы из пепла родилось что-нибудь лучшее? В России более других учатся дворяне; но долго ли? До пятнадцати лет: тут время идти в службу, время искать чинов, сего вернейшего способа быть предметом уважения. Мы начинаем только любить чтение; имя хорошего автора еще не имеет у нас такой цены, как в других землях; надобно при случае объявить другое право на улыбку вежливости и ласки, К тому же искание чинов не мешает балам, ужинам, праздникам; а жизнь авторская любит частое уединение. – Молодые люди среднего состояния, которые учатся, также спешат выдти из школы или университета, чтобы в гражданской или военной службе получить награду за их успехи в науках; а те немногие, которые остаются в ученом состоянии, редко имеют случай узнать свет – без чего трудно писателю образовать вкус свой, как бы он учен ни был. Все французские писатели, служащие образцом тонкости и приятности в слоге, переправляли, так сказать, школьную свою реторику в свете, наблюдая, что ему нравится и почему. Правда, что он, будучи школою для авторов, может быть и гробом дарования: дает вкус, но отнимает трудолюбие, необходимое для великих и надежных успехов. Счастлив, кто, слушая сирен, перенимает их волшебные мелодии, но может удалиться, когда захочет! Иначе мы останемся при одних куплетах и мадригалах. Надобно заглядывать в общество – непременно, по крайней мере в некоторые лета, – но жить в кабинете.

Со временем будет, конечно, более хороших авторов в России – тогда, как увидим между светскими людьми более ученых или между учеными – более светских людей. Теперь талант образуется у нас случайно. Натура и характер противятся иногда силе обстоятельств и ставят человека на путь, которого бы не надлежало ему избирать по расчетам обыкновенной пользы или от которого судьба удаляла его: так, Ломоносов родился крестьянином и сделался славным поэтом. Склонность к литературе, к наукам, к искусствам – есть, без сомнения, природная, ибо всегда рано открывается, прежде, нежели ум может соединять с нею виды корысти. Сей младенец, который на всех стенах чертит углем головы, еще не думает о том, что живописное искусство доставляет человеку выгоды в жизни. Другой, услышав в первый раз стихи, бросает игрушку и хочет говорить рифмами. Какой хороший автор в детстве своем не сочинял уже сатир, песен, романов? Но обстоятельства не всегда уступают природе; если они не благоприятствуют ей, то ее дарования по большей части гаснут. Чему быть трудно, то бывает редко – однако ж бывает, – и чувствительное сердце, живость мыслей, деятельность воображения, вопреки другим явнейшим или ближайшим выгодам, привязывают иногда человека к тихому кабинету и заставляют его находить неизъяснимую прелесть в трудах ума, в развитии понятий, в живописи чувств, в украшении языка. Он думает – желая дать цену своим упражнениям для самого себя, – думает, говорю, что труд его не бесполезен для отечества; что авторы помогают согражданам лучше мыслить и говорить; что все великие народы любили и любят таланты; что греки, римляне, французы, англичане, немцы не славились бы умом своим, если бы они не славились талантами; что достоинство народа оскорбляется бессмыслием и косноязычием худых писателей; что варварский вкус их есть сатира на вкус народа; что образцы благородного русского красноречия едва ли не полезнее самых классов латинской элоквенции, где толкуют Цицерона и Виргилия; что оно, избирая для себя патриотические и нравственные предметы, может благотворить нравам и питать любовь к отечеству. – Другие могут думать иначе о литературе; мы не хотим теперь спорить с ними.

Источник

Как я понимаю высказывание Карамзина : Вольтер сказал справедливо, что в шесть лет можно выучиться всем главным языкам, но что всю жизнь надобно учиться своему природному?

Как я понимаю высказывание Карамзина : Вольтер сказал справедливо, что в шесть лет можно выучиться всем главным языкам, но что всю жизнь надобно учиться своему природному.

Вольтер сказал справедливо что в 6 лет можно выучиться всем главным языкам. f0. Вольтер сказал справедливо что в 6 лет можно выучиться всем главным языкам фото. Вольтер сказал справедливо что в 6 лет можно выучиться всем главным языкам-f0. картинка Вольтер сказал справедливо что в 6 лет можно выучиться всем главным языкам. картинка f0. Николай Михайлович Карамзин

Я думаю, что автор хотел сказать, что свой язык нужно любить, изучаьб и ценить.

А остальные не так уж и важны.

Вольтер сказал справедливо что в 6 лет можно выучиться всем главным языкам. f9. Вольтер сказал справедливо что в 6 лет можно выучиться всем главным языкам фото. Вольтер сказал справедливо что в 6 лет можно выучиться всем главным языкам-f9. картинка Вольтер сказал справедливо что в 6 лет можно выучиться всем главным языкам. картинка f9. Николай Михайлович Карамзин

Объясните своими словами, как вы понимаете высказывание русского педагога К?

Объясните своими словами, как вы понимаете высказывание русского педагога К.

Д Ушинского «Читать — это еще ничего не значит ; что читать и как понимать читаемое — вот в чем главное дело».

Вольтер сказал справедливо что в 6 лет можно выучиться всем главным языкам. f2. Вольтер сказал справедливо что в 6 лет можно выучиться всем главным языкам фото. Вольтер сказал справедливо что в 6 лет можно выучиться всем главным языкам-f2. картинка Вольтер сказал справедливо что в 6 лет можно выучиться всем главным языкам. картинка f2. Николай Михайлович Карамзин

Выберите одно из высказываний и своими словами объясните, как вы его понимаете?

Выберите одно из высказываний и своими словами объясните, как вы его понимаете.

Вольтер сказал справедливо что в 6 лет можно выучиться всем главным языкам. f5. Вольтер сказал справедливо что в 6 лет можно выучиться всем главным языкам фото. Вольтер сказал справедливо что в 6 лет можно выучиться всем главным языкам-f5. картинка Вольтер сказал справедливо что в 6 лет можно выучиться всем главным языкам. картинка f5. Николай Михайлович Карамзин

Помогите пожалуйста, умоляю вас, задание по русскому языку Прочитайте слова?

Помогите пожалуйста, умоляю вас, задание по русскому языку Прочитайте слова.

Запишите слова в два столбика.

Вот в эти столбики надо записать слова : Формы слова, Однокоренные слова.

Вольтер сказал справедливо что в 6 лет можно выучиться всем главным языкам. f1. Вольтер сказал справедливо что в 6 лет можно выучиться всем главным языкам фото. Вольтер сказал справедливо что в 6 лет можно выучиться всем главным языкам-f1. картинка Вольтер сказал справедливо что в 6 лет можно выучиться всем главным языкам. картинка f1. Николай Михайлович Карамзин

Спишите Текст?

О чём в нём говорится?

Кому принадлежит это высказывание?

Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык.

Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку.

Языку мы учимся и должны учиться непрерывно до последних дней своей жизни.

Вольтер сказал справедливо что в 6 лет можно выучиться всем главным языкам. f5. Вольтер сказал справедливо что в 6 лет можно выучиться всем главным языкам фото. Вольтер сказал справедливо что в 6 лет можно выучиться всем главным языкам-f5. картинка Вольтер сказал справедливо что в 6 лет можно выучиться всем главным языкам. картинка f5. Николай Михайлович Карамзин

Помогите срочно?

Вольтер сказал справедливо что в 6 лет можно выучиться всем главным языкам. f2. Вольтер сказал справедливо что в 6 лет можно выучиться всем главным языкам фото. Вольтер сказал справедливо что в 6 лет можно выучиться всем главным языкам-f2. картинка Вольтер сказал справедливо что в 6 лет можно выучиться всем главным языкам. картинка f2. Николай Михайлович Карамзин

Как вы понимаете эпиграф : «Самые правила языка не изобретаются, а в нем уже существуют : надобно только открыть и показать оныя (их)?

Как вы понимаете эпиграф : «Самые правила языка не изобретаются, а в нем уже существуют : надобно только открыть и показать оныя (их).

Вольтер сказал справедливо что в 6 лет можно выучиться всем главным языкам. f3. Вольтер сказал справедливо что в 6 лет можно выучиться всем главным языкам фото. Вольтер сказал справедливо что в 6 лет можно выучиться всем главным языкам-f3. картинка Вольтер сказал справедливо что в 6 лет можно выучиться всем главным языкам. картинка f3. Николай Михайлович Карамзин

Как вы понимаете высказывание : » Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к языку»?

Как вы понимаете высказывание : » Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к языку».

Вольтер сказал справедливо что в 6 лет можно выучиться всем главным языкам. f3. Вольтер сказал справедливо что в 6 лет можно выучиться всем главным языкам фото. Вольтер сказал справедливо что в 6 лет можно выучиться всем главным языкам-f3. картинка Вольтер сказал справедливо что в 6 лет можно выучиться всем главным языкам. картинка f3. Николай Михайлович Карамзин

Вольтер сказал справедливо что в 6 лет можно выучиться всем главным языкам. f4. Вольтер сказал справедливо что в 6 лет можно выучиться всем главным языкам фото. Вольтер сказал справедливо что в 6 лет можно выучиться всем главным языкам-f4. картинка Вольтер сказал справедливо что в 6 лет можно выучиться всем главным языкам. картинка f4. Николай Михайлович Карамзин

Вольтер сказал справедливо что в 6 лет можно выучиться всем главным языкам. f8. Вольтер сказал справедливо что в 6 лет можно выучиться всем главным языкам фото. Вольтер сказал справедливо что в 6 лет можно выучиться всем главным языкам-f8. картинка Вольтер сказал справедливо что в 6 лет можно выучиться всем главным языкам. картинка f8. Николай Михайлович Карамзин

Вольтер сказал справедливо что в 6 лет можно выучиться всем главным языкам. f0. Вольтер сказал справедливо что в 6 лет можно выучиться всем главным языкам фото. Вольтер сказал справедливо что в 6 лет можно выучиться всем главным языкам-f0. картинка Вольтер сказал справедливо что в 6 лет можно выучиться всем главным языкам. картинка f0. Николай Михайлович Карамзин

Вольтер сказал справедливо что в 6 лет можно выучиться всем главным языкам. f1. Вольтер сказал справедливо что в 6 лет можно выучиться всем главным языкам фото. Вольтер сказал справедливо что в 6 лет можно выучиться всем главным языкам-f1. картинка Вольтер сказал справедливо что в 6 лет можно выучиться всем главным языкам. картинка f1. Николай Михайлович Карамзин

Да это словарные слова да.

Вольтер сказал справедливо что в 6 лет можно выучиться всем главным языкам. f2. Вольтер сказал справедливо что в 6 лет можно выучиться всем главным языкам фото. Вольтер сказал справедливо что в 6 лет можно выучиться всем главным языкам-f2. картинка Вольтер сказал справедливо что в 6 лет можно выучиться всем главным языкам. картинка f2. Николай Михайлович Карамзин

Вольтер сказал справедливо что в 6 лет можно выучиться всем главным языкам. f3. Вольтер сказал справедливо что в 6 лет можно выучиться всем главным языкам фото. Вольтер сказал справедливо что в 6 лет можно выучиться всем главным языкам-f3. картинка Вольтер сказал справедливо что в 6 лет можно выучиться всем главным языкам. картинка f3. Николай Михайлович Карамзин

Вольтер сказал справедливо что в 6 лет можно выучиться всем главным языкам. f4. Вольтер сказал справедливо что в 6 лет можно выучиться всем главным языкам фото. Вольтер сказал справедливо что в 6 лет можно выучиться всем главным языкам-f4. картинка Вольтер сказал справедливо что в 6 лет можно выучиться всем главным языкам. картинка f4. Николай Михайлович Карамзин

Пока что есть язык народ бессмертен.

Вольтер сказал справедливо что в 6 лет можно выучиться всем главным языкам. f5. Вольтер сказал справедливо что в 6 лет можно выучиться всем главным языкам фото. Вольтер сказал справедливо что в 6 лет можно выучиться всем главным языкам-f5. картинка Вольтер сказал справедливо что в 6 лет можно выучиться всем главным языкам. картинка f5. Николай Михайлович Карамзин

Облачка(х) и стрелочка к словулегкие лазури(х) и стрелочка к слову небесной бежали (х) и стрелочка к лазури.

Вольтер сказал справедливо что в 6 лет можно выучиться всем главным языкам. f6. Вольтер сказал справедливо что в 6 лет можно выучиться всем главным языкам фото. Вольтер сказал справедливо что в 6 лет можно выучиться всем главным языкам-f6. картинка Вольтер сказал справедливо что в 6 лет можно выучиться всем главным языкам. картинка f6. Николай Михайлович Карамзин

Легкие облачка(х) Бежали по лазури(х) лазури(х) небесной.

Вольтер сказал справедливо что в 6 лет можно выучиться всем главным языкам. f7. Вольтер сказал справедливо что в 6 лет можно выучиться всем главным языкам фото. Вольтер сказал справедливо что в 6 лет можно выучиться всем главным языкам-f7. картинка Вольтер сказал справедливо что в 6 лет можно выучиться всем главным языкам. картинка f7. Николай Михайлович Карамзин

Вода : водник, водокачка, водоворот, водопой, водоросоль, Водомер, водяной, наводнение, водоём, подводный Водить : водитель, наводчик, довод, провод, проводить, водящий, подводил.

Вольтер сказал справедливо что в 6 лет можно выучиться всем главным языкам. f8. Вольтер сказал справедливо что в 6 лет можно выучиться всем главным языкам фото. Вольтер сказал справедливо что в 6 лет можно выучиться всем главным языкам-f8. картинка Вольтер сказал справедливо что в 6 лет можно выучиться всем главным языкам. картинка f8. Николай Михайлович Карамзин

Я хочу рассказать о помощи животным. Помогайте больным животным, ведь они такие милые, ласковые. Конечно некоторые животные бывают злые, но ведь на душе у них ласка, любовь и забота. Помогайте животным и все будет хорошо.

Вольтер сказал справедливо что в 6 лет можно выучиться всем главным языкам. f9. Вольтер сказал справедливо что в 6 лет можно выучиться всем главным языкам фото. Вольтер сказал справедливо что в 6 лет можно выучиться всем главным языкам-f9. картинка Вольтер сказал справедливо что в 6 лет можно выучиться всем главным языкам. картинка f9. Николай Михайлович Карамзин

Источник

Презентация по русскому языку на тему «Литературный язык и язык художественной литературы»

Вольтер сказал справедливо что в 6 лет можно выучиться всем главным языкам. presentation bg. Вольтер сказал справедливо что в 6 лет можно выучиться всем главным языкам фото. Вольтер сказал справедливо что в 6 лет можно выучиться всем главным языкам-presentation bg. картинка Вольтер сказал справедливо что в 6 лет можно выучиться всем главным языкам. картинка presentation bg. Николай Михайлович Карамзин

Описание презентации по отдельным слайдам:

Перед вами громада – русский язык! Наслажденье глубокое зовёт вас, наслажденье погрузиться во всю неизмеримость его и изловить чудные законы его… Н.В.Гоголь

Зачем изучать русский язык? Вольтер сказал справедливо, что в шесть лет можно выучиться всем главным языкам, но что во всю жизнь надобно учиться своему природному. Н.М.Карамзин Как понимаете смысл высказывания, согласны ли с ним? Сделайте пунктуационный и синтаксический разбор предложения. Запишите предложение, заменив косвенную речь прямой, в которой слова автора разрывали бы прямую речь. «П, – а, – п.»

Выберите афоризмы, развивающие эту мысль. Цени слово. Каждое может быть твоим последним. (С.Е.Лец) Нет магии сильней, чем магия слов. (А.Франс) Самым важным из всех слов мне представляется – последнее слово. Слова имеют свою собственную душу. (Б.Брехт) Сколько всего пережил человек, прежде чем мысль его облеклась в форму слова, и это слово стало до того характерным человеческим спутником, что потеряло всякую связь с физической природой. (М.М.Пришвин) У народа, лишённого общественной свободы, литература – единственная трибуна, с высоты которой он заставляет услышать крик своего возмущения и соей совести. (А.И.Герцен) Если язык человека вял, тяжёл, сбивчив, бессилен, неопределён, необразован, то таков, наверное, и ум этого человека, ибо мыслит он только при посредстве языка. (И.Готфрид) Не умея держать в руке топор – дерева не отешешь, а не зная языка хорошо – красиво и всем понятно – не напишешь. (М.Горький) Как ни говори, а родной язык всегда останется родным. Когда хочешь говорить по душе, ни одного французского слова в голову нейдёт, а ежели хочешь блеснуть, тогда другое дело. (Л.Н.Толстой)

Работа с текстом «Слово о русском языке» (стр.5-8) Раскрыть тему, подкрепить цитатой. 1 гр.: понятие о языке, его роль в жизни общества. 2 гр.: русский язык в ряду других языков. 3 гр.: формы существования современного русского языка. 4 гр.: понятие о литературном языке. 5 гр.: стили русского литературного языка.

Нет магии сильней, чем магия слов. (А.Франс) Слова имеют свою собственную душу. (Б.Брехт) Сколько всего пережил человек, прежде чем мысль его облеклась в форму слова, и это слово стало до того характерным человеческим спутником, что потеряло всякую связь с физической природой. (М.М.Пришвин) У народа, лишённого общественной свободы, литература – единственная трибуна, с высоты которой он заставляет услышать крик своего возмущения и своей совести. (А.И.Герцен) Если язык человека вял, тяжёл, сбивчив, бессилен, неопределён, необразован, то таков, наверное, и ум этого человека, ибо мыслит он только при посредстве языка. (И.Готфрид) Надо много учиться, чтобы знать хоть немного. Нет ничего досаднее, чем видеть, как удачно сказанное слово умирает в ухе дурака, которому ты его сказал. (Монтескье) Как человека можно распознать по обществу, в котором он вращается, так о нём можно судить и по языку, которым он выражается. (Д.Свифт) Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками. (И.С.Тургенев) Дело не в слове, а в тоне, каким это слово произносится. Слово отражает мысль: непонятна мысль – непонятно и слово. Что русский язык – один из богатейших в мире, в этом нет никакого сомнения. Употреблять иностранное слово, когда есть равносильное ему русское слово, – значит оскорблять и здравый смысл, и здравый вкус. (В.Г.Белинский) Выберите афоризмы, раскрывающие тему.

Понятие о языке (1гр.) Язык – исторически сложившаяся система звуковых, словарных и грамматических средств, необходимая для процесса мышления, являющаяся одновременно средством коммуникации людей в обществе и элементом духовной культуры нации. Язык – знаковая система, которая состоит из языковых единиц, находящихся во взаимосвязи друг с другом. Записать по памяти, объяснив постановку знаков препинания.

Язык как знаковая система Функции единиц языка фонетический морфемный лексический морфологический синтаксический стилистический Уровни языка Языковые единицы фонемы – звуки речи морфемы – части слова слово и его смысл части речи словосочетания, предложения текст

Наука о языке и её разделы Языкознание = лингвистика = филология фонетический морфемный лексический морфологический синтаксический стилистический Уровни языка Разделы лингвистики фонетика, орфоэпия, графика морфемика и словообразование лексикология, фразеология морфология, орфография синтаксис, пунктуация стилистика

Русский язык в ряду других языков (2гр.) Русский язык – один из наиболее богатых и развитых языков в мире. Русский язык принадлежит к индоевропейской семье языков и входит в группу славянских языков. Русский язык является одновременно национальным языком русского народа, государственным языком Российской Федерации, языком межнационального общения на территории России, а также одним из шести мировых языков.

литературный язык диалекты жаргоны просторечие Формы существования современного русского языка (3 гр.) Высшая форма национального языка – литературный язык. А.С.Пушкин – основоположник современного русского литературного языка. Дальнейшее развитие литературный язык получил в творчестве писателей-классиков, крупнейших публицистов, а также в процессе многообразной деятельности русского народа. Литературному языку противопоставлены другие формы существования современного русского языка.

нормы литературного языка лексические грамматические орфоэпические Литературный язык обслуживает все сферы деятельности общества: это язык государственных документов, законов, язык науки, образования, искусства, он территориально не ограничен. Нормированность – необходимое условие функционирования литературного языка. Понятие о литературном языке (4 гр.) орфографические пунктуационные

Словарь – это вся вселенная в алфавитном порядке. (Ф. Вольтер ) Обязательные для соблюдения нормы закреплены в учебниках русского языка, справочниках и словарях.

разговорный научный официально-деловой пубицистический Литературный язык, обслуживая различные сферы деятельности общества, функционирует в одном из стилей в зависимости от речевой ситуации. Стили русского литературного языка (5 гр.) художественный книжные

Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, – ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя – как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу! 1882 г. РУССКИЙ ЯЗЫК Иван Сергеевич Тургенев 1818-1883 Русский писатель.

Домашнее задание. 1. Выучить: материал урока, термины на стр. 9, п. №1 2. Письменно: №1 (

70 слов, по А.П.Чехову или Л.Н.Толстому) 3. П/п.: 3 высказывания о русском языке.

Афоризмы о русском языке. Что русский язык – один из богатейших в мире, в этом нет никакого сомнения. Употреблять иностранное слово, когда есть равносильное ему русское слово, – значит оскорблять и здравый смысл, и здравый вкус. (В.Г.Белинский) Нет слова, которое было бы так замашисто, бойко, так вырывалось бы из-под самого сердца, так бы кипело и животрепетало, как метко сказанное русское слово. (Н.Гоголь) Карл Пятый, римский император, говаривал, что гишпансим языком с Богом, французским – с друзьями, немецким – с неприятелем, итальянским – с женским полом говорить прилично. Но если бы он российскому языку бы искусен, то, конечно, присовокупи бы, что им со всеми оными говорить пристойно, ибо нашёл бы в нём великолепие гишпанского, живость французского, крепость немецкого, нежность итальянского, сверх того богатство и сильную в изображениях краткость греческого и латинского языка. Красота, величие, сила и богатство российского языка явствуют довольно из книг, в прошлые века писанных, когда ещё не токмо никаких правил для сочинения наши предки не знали, но и о том едва ли думали, что оные есть и могут быть. (М.В.Ломоносов)

Надо много учиться, чтобы знать хоть немного. Нет ничего досаднее, чем видеть, как удачно сказанное слово умирает в ухе дурака, которому ты его сказал. (Монтескье) Как человека можно распознать по обществу, в котором он вращается, так о нём можно судить и по языку, которым он выражается. (Д.Свифт) Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками. (И.С.Тургенев) Ржавеет золото и истлевает сталь, Крошится мрамор. К смерти всё готово. Всего прочнее на земле – печаль, И долговечней – царственное слово. А.А.Ахматова

Источник

Вольтер сказал справедливо что в 6 лет можно выучиться всем главным языкам

Николай Михайлович Карамзин

Отчего в России мало авторских талантов?

Если мы предложим сей вопрос иностранцу, особливо французу, то он, не задумавшись, будет отвечать: «От холодного климата». Со времен Монтескье все феномены умственного, политического и нравственного мира изъясняются климатом. «Ah, mon cher Monsieur, n’avez vous pas le nez gelé?»[1] – сказал Дидерот в Петербурге одному земляку своему, который жаловался, что в России не чувствуют великого ума его, и который в самом деле за несколько дней перед тем ознобил себе нос.

Но Москва не Камчатка, не Лапландия; здесь солнце так же лучезарно, как и в других землях; так же есть весна и лето, цветы и зелень. Правда, что у нас холод продолжительнее; но может ли действие его на человека, столь умеренное в России придуманными способами защиты, вредить дарованиям? И вопрос кажется смешным! Скорее жар, расслабляя нервы (сей непосредственный орган души), уменьшит ту силу мыслей и воображения, которая составляет талант. Давно известно медикам-наблюдателям, что жители севера долговечнее жителей юга: климат, благоприятный для физического сложения, без сомнения, не гибелен и для действий души, которая в здешнем мире столь тесно соединена с телом. – Если бы жаркий климат производил таланты ума, то в Архипелаге всегда бы курился чистый фимиам музам, а в Италии пели Виргилии и Тассы; но в Архипелаге курят… табак, а в Италии поют… кастраты.

У нас, конечно, менее авторских талантов, нежели у других европейских народов; но мы имели, имеем их, и, следственно, природа не осудила нас удивляться им только в чужих землях. Не в климате, но в обстоятельствах гражданской жизни россиян надобно искать ответа на вопрос: «Для чего у нас редки хорошие писатели?»

Хотя талант есть вдохновение природы, однако ж ему должно раскрыться ученьем и созреть в постоянных упражнениях. Автору надобно иметь не только собственно так называемое дарование, – то есть какую-то особенную деятельность душевных способностей, – но и многие исторические сведения, ум, образованный логикою, тонкий вкус и знание света. Сколько времени потребно единственно на то, чтобы совершенно овладеть духом языка своего? Вольтер сказал справедливо, что в шесть лет можно выучиться всем главным языкам, но что во всю жизнь надобно учиться своему природному. Нам, русским, еще более труда, нежели другим. Француз, прочитав Монтаня, Паскаля, 5 или 6 авторов века Лудовика XIV, Вольтера, Руссо, Томаса, Мармонтеля[2], может совершенно узнать язык свой во всех формах; но мы, прочитав множество церковных и светских книг, соберем только материальное или словесное богатство языка, которое ожидает души и красот от художника. Истинных писателей было у нас еще так мало, что они не успели дать нам образцов во многих родах; не успели обогатить слов тонкими идеями; не показали, как надобно выражать приятно некоторые, даже обыкновенные, мысли. Русский кандидат авторства, недовольный книгами, должен закрыть их и слушать вокруг себя разговоры, чтобы совершеннее узнать язык. Тут новая беда: в лучших домах говорят у нас более по-французски! Милые женщины, которых надлежало бы только подслушивать, чтобы украсить роман или комедию любезными, счастливыми выражениями, пленяют нас нерусскими фразами. Что ж остается делать автору? Выдумывать, сочинять выражения; угадывать лучший выбор слов; давать старым некоторый новый смысл, предлагать их в новой связи, но столь искусно, чтобы обмануть читателей и скрыть от них необыкновенность выражения! Мудрено ли, что сочинители некоторых русских комедий и романов не победили сей великой трудности и что светские женщины не имеют терпения слушать или читать их, находя, что так не говорят люди со вкусом? Если спросите у них: как же говорить должно? то всякая из них отвечает: «Не знаю; но это грубо, несносно!» – Одним словом, французский язык весь в книгах (со всеми красками и тенями, как в живописных картинах), а русский только отчасти; французы пишут как говорят, а русские обо многих предметах должны еще говорить так, как напишет человек с талантом. Бюффон странным образом изъясняет свойство великого таланта или гения, говоря, что он есть терпение в превосходной степени. Но если хорошенько подумаем, то едва ли не согласимся с ним; по крайней мере без редкого терпения гений не может воссиять во всей своей лучезарности. Работа есть условие искусства; охота и возможность преодолевать трудности есть характер таланта. Бюффон и Ж.-Ж. Руссо пленяют нас сильным и живописным слогом: мы знаем от них самих, чего им стоила пальма красноречия!

Теперь спрашиваю: кому у нас сражаться с великою трудностию быть хорошим автором, если и самое счастливейшее дарование имеет на себе жесткую кору, стираемую единственно постоянною работою? Кому у нас десять, двадцать лет рыться в книгах, быть наблюдателем, всегдашним учеником, писать и бросать в огонь написанное, чтобы из пепла родилось что-нибудь лучшее? В России более других учатся дворяне; но долго ли? До пятнадцати лет: тут время идти в службу, время искать чинов, сего вернейшего способа быть предметом уважения. Мы начинаем только любить чтение; имя хорошего автора еще не имеет у нас такой цены, как в других землях; надобно при случае объявить другое право на улыбку вежливости и ласки, К тому же искание чинов не мешает балам, ужинам, праздникам; а жизнь авторская любит частое уединение. – Молодые люди среднего состояния, которые учатся, также спешат выдти из школы или университета, чтобы в гражданской или военной службе получить награду за их успехи в науках; а те немногие, которые остаются в ученом состоянии, редко имеют случай узнать свет – без чего трудно писателю образовать вкус свой, как бы он учен ни был. Все французские писатели, служащие образцом тонкости и приятности в слоге, переправляли, так сказать, школьную свою реторику в свете, наблюдая, что ему нравится и почему. Правда, что он, будучи школою для авторов, может быть и гробом дарования: дает вкус, но отнимает трудолюбие, необходимое для великих и надежных успехов. Счастлив, кто, слушая сирен, перенимает их волшебные мелодии, но может удалиться, когда захочет! Иначе мы останемся при одних куплетах и мадригалах. Надобно заглядывать в общество – непременно, по крайней мере в некоторые лета, – но жить в кабинете.

Ах, дорогой мой, вы, кажется, отморозили нос? (франц.). – Ред.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *