В чем суть сказания о белгородском киселе

Сказание о белгородском киселе:
Краткое содержание

997 год, на Руси идет «беспрерывная великая война» с печенегами (тюрками). Как ушел киевский князь Владимир бить их в Новгороде, печенеги мигом осадили Белгород (город под Киевом). Жители на вече (собрании) решили сдаться, чтоб не всем умереть с голода. Один старец на вече не был, но совет старейшинам дал. Еще три дня не сдаваться, набрать у людей хоть горстку «овса, пшеницы или отрубей» и лукошко меда. Так и сделали.

Вырыли два колодца, в каждый – по кадке. В первой кадке женщины замешали болтушку для киселя, во второй «пресладкую сыту» (напиток). Обменялись заложниками, и позвали печенегов убедиться, что сдачи города не будет. Ведь сама земля их кормит! Наварили киселя, меда, подали врагам в латках (сковородках), и с собой для князей их дали корчагу (сосуд). Поняли печенеги, что зря осаждают город. И ушли «восвояси».

Читательский дневник «Сказание о белгородском киселе»

Сюжет

997 год. Пока князь Владимир бьет печенегов в Новгороде, они осадили Белгород. От голода жители хотят сдаться. Но по совету старца терпят 3 дня, роют 2 колодца, в одном – горсть овса для киселя, в другом – мед (сыта). И зовут печенегов убедиться, что земля дает им пищу. Те поели, поверили и ушли от города. Белгород был спасен.

Отзыв

Сказание из «Повести временных лет» Нестора Летописца. Автор прославляет находчивость народа, попавшего в беду. Тема защиты Родины, обороны от печенегов, разорявших Русь. Народ показал завоевателям, что сама матушка земля на стороне жителей города, дает им пищу, наполняет их колодцы киселем и медом. Такой народ не победить. Тема сплоченности народа: все участвуют в спасении города. Люди доверяют мудрости старца. Не силой, а умом, смекалкой побеждают врага. Автор много раз повторяет союз «и», придавая сказанию напевность, ритм, библейский оттенок. Сказание учит защищать родную землю, не сдаваться, прислушиваться к советам, терпеть, помогать друг другу.

Источник

Кратко «Сказание о белгородском киселе» Нестор Летописец

⭐⭐⭐⭐⭐ «Сказание о белгородском киселе» за 1 минуту и подробно за 2 минуты.

Произведение «Сказания о белгородском киселе» повествует о том, как жители Белгорода избавились от врага, не используя силу, а просто проявив находчивость. Белгородцы доказали нападающим, что попытка взять их измором и голодом бессмысленна, потому что земля белгородская сама рождает пропитание.

Очень краткий пересказ повести «Сказание о белгородском киселе»

Речь в «Сказании» идет о 997 годе, когда князь Владимир ушел под Новгород сражаться с врагом. О том узнали печенеги, и, поняв, что город остался без защиты, осадили его.

Съестных припасов у белгородцев было немного, а потому старейшины решили было сдаться на милость врага: авось хоть кого-то пощадит. Однако самый древний дедушка предложил иной выход из положения: собрать со всего города остатки крупы, у кого какая найдется, и меда. Крупу сварить, влить в котел, который зарыть в землю. Из меда сделать сыту и также вкопать корчагу (кувшин) с нею в землю.

Сделали все белгородцы по совету мудрого старика и позвали к себе послов от печенегов. Угостили их медовым киселем. Удивились печенеги, а жители Белгорода сказали: «Видите, осада нашего города обречена на провал: мы можем продержаться сколько угодно и никогда не станем погибать от голода и молить о пощаде, ибо наша земля сама кормит нас».

Послы отведали киселя, поверили белгородцам и отнесли кисель своим князьям. Те выслушали историю, тоже полакомились киселем, после чего приняли решение оставить Белгород, не тратить силы на его осаду, раз белгородцев осадой не возьмешь.

Главный герой и их характеристика:

Второстепенные герои и их характеристика:

Краткое содержание повести «Сказание о белгородском киселе» подробно

В 997 году князь Владимир оставил город Белгород, чтобы отправиться на защиту Новгорода.

Прознав о том, что белгородцев некому защитить, так как княжеская дружина в отсутствии, печенеги пришли под городские стены. Став под Белгородом, они хотели взять город, но крепкие стены не позволяли сразу сделать это. Тогда враги приступили к осаде.

В городе через некоторое время начался голод. Жители признали: печенегов множество великое, а пропитания почти не осталось. Не выдержать осаду! Старейшины собрали вече, где порешили сдаваться.

Один старец не был на том вече. Он попросил старейшин рассказать, о чем совещались. Узнав, что хотят сдаваться, дедушка предложил следующее: подождать еще три дня, а между тем собрать остатки овса, пшеницы и отрубей со всего города и сварить. Потом собрать остатки меда, сделать из него сыту и вылить в большую кадку. Обе кадки – одну с болтушкой из круп, а другую с медовой сытой – вкопать в землю. После этого послать за печенегами.

Горожане послушались, все так и сделали, и пригласили к себе печенегов. Те, забрав заложников, в свою очередь выслали к белгородцам послов.

Прибыли печенеги в город. Белгородцы сказали им: «Вы можете стоять в осаде хоть десять лет – не перестоите нас, потому что мы получаем пищу от земли». Зачерпнув из кадок, скрытых под землей, болтушку с сытой, сварили белгородцы кисель, поели сами и угостили печенегов.

Печенежские послы были удивлены. Прихватив с собой киселя, они вернулись к своим князьям, поведали о своем приключении и дали им тоже отведать «пищу белгородской земли».

История создания произведения

«Сказание о белгородском киселе» дошло до нас не в виде не самостоятельного произведения, а как часть «Повести временных лет». Оно написано в период ожесточенной борьбы русичей против кочевых племен, то и дело совершавших разорительные набеги.

Враг был искушен в боях и силен. Не всегда удавалось одолеть его в бою – и тогда на помощь приходила смекалка.

С той поры появились фразеологизмы «белгородский кисель», «киселя наварить» (то есть обхитрить, обвести вокруг пальца). Ныне эта фраза почти забыта, однако кое-где в литературе ее еще можно встретить. Для тех, кто знает «Сказание о белгородском киселе», ее смысл легко раскрывается.

Источник

«Сказание о белгородском киселе». Отражение исторических событий и вымысел. Отражение качеств идеального народного героя (ум, находчивость)

Во время тяжелой беспробудной войны 997 года князь Владимир был против печенегов. Печенегов было большинство, они окружили город, тем самым избавили людей от возможности доставлять туда продукты. Голод в городе царил невероятный, еще бы немного и он бы начал граничить с жизнью. Князь на помощь не шел, потому что не хватало воинов в его армии. На народном вече было принято решение сдаваться печенегам, так как все равно все умрут от голода, а так хоть у кого-то будет возможность остаться в живых.

Один мудрый старец, который узнал о вече немного позже, предложил свое решение проблемы. Он попросил принести немного крупы и подготовить все что нужно, чтобы сварить кисель в колодце. Такое действие нужно было сделать с тремя колодцами. Потом нужно было пойти к врагам, предложить им взять нескольких человек в плен и зайти посмотреть, как обстоят дела в городе. На радости, что скоро печенеги захватят город, раз предлагают пленных, они согласились.

Когда избранные печенеги отправились в разведку, им рассказали, что могут они стоять в осаде десятилетиями, потому что горожан сама земля кормит. Конечно же, нужно проверить эту информацию лично, потому что новые сведения должны быть донесены до военачальника. И повели «гостей» к колодцам угощать всеми дарами. Печенеги были вынуждены отступить перед горожанами. Так мудрость одного горожанина спасла от падения целый Белгород.

В «Сказании о белгородском киселе» воспеваются мудрость и находчивость старца, как символа русского человека. А также акцентируется внимание на том, что из любой, даже самой сложной, ситуации всегда есть выход, в этом поможет нестандартное мышление, изобретательность и нежелание покоряться чужой воле.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Краткое содержание

Шла «беспрерывная великая война» русского народа и печенегов. Князь Владимир отправился в Новгород за подмогой – просить северных братьев-князей выделить ему войско для борьбы с проклятыми кочевниками. Узнав о том, что Белгород оказался без защиты, печенеги тут же взяли его в осаду. Печенегов было великое множество, и они надежно контролировали малейшие подступы к Белгороду – «и затянулась осада города, и был сильный голод».

Когда у местных жителей истощились все запасы провизии, они собрались на площади, и стали совещаться. На народном вече было принято решение сдаться печенегам – помощи от князя нет и не предвидится, люди умирают от голода, и нужно хоть как-то спасаться.

Узнав о решении собрания, один убеленный сединами старец попросил старейшин потерпеть еще три дня, и делать все в точности так, как он велит. Старец попросил народ собрать «хоть по горсти овса, пшеницы или отрубей», приготовить болтушку и поставить ее на дно глубокого колодца. Также старец повелел выкопать еще один колодец, и поставить на дно кадь со сладкой медовой сытой.

На следующий день горожане по совету старца предложили печенегам несколько своих людей в качестве заложников. В обмен же предложили зайти в город и посмотреть на обстановку. Печенеги обрадовались – они думали, что изможденные голодом белгородцы решили им сдаться.

Горожане показали своим врагам, что им не страшна никакая осада, поскольку их кормит родная матушка-земля. Они показали удивленным печенегам, как из земли они черпали ведрами густой кисель и сладкий мед. Белгородцы угостили печенегов этими яствами, и те поняли, что никогда им не удастся захватить город. Они «поднялись и пошли от города восвояси».

Пересказ «Сказания о белгородском киселе»

Краткое содержание «Сказание о белгородском киселе»:

Это случилось в те далекие времена, когда на Киевскую Русь часто нападали степные народы. Одни из них, печенеги, однажды пришли к Белгороду, но приступом взять не смогли. Окружили они тогда город и взяли в осаду. Долго продолжалось осадное положение.

Наступил голод. Обессилевшие люди пришли в такое отчаяние, что собрались уже сдаться печенегам. Собрали они вече (народное собрание в древней Руси) и сказали: «Разве лучше нам так умереть? — сдадимся печенегам — кого пусть оставят в жи­вых, а кого умертвят; все равно помираем уже от голода».

Тогда встал один старый человек и дал умный совет. Он предложил не сдаваться врагам, а постараться их перехитрить. Старик дал задание с каждого двора собрать хотя бы по одной горсти овса, пшеницы или отрубей. Когда все это было собрано, женщины сделали болтушку, выкопали колодец, поставили в него кадь (большая кадка) и налили туда болтушку.

На следующий день пригласили в город нескольких печенегов на переговоры. Увидев, как русские люди достают из колодца пищу и едят ее, печенеги очень удивились. А горожане сказали: «Разве можете перестоять нас? Если будете стоять и десять лет, то что сделаете нам? Ибо имеем мы пищу от земли».

Печенеги решили, что белгородцев кормит сама земля. А значит, не перестоять им русских. Так и ушли враги от стен города ни с чем.

Заключение:

Предания сочинял и рассказывал простой русский народ. Именно он составляет основную часть Российского государства, народное творчество — художественное воплощение его. В пре­даниях отразились такие народные идеалы, как патриотизм, ум и находчивость.

В «Сказании о белгородском киселе» мудрый старец, простой русский человек, своей смекалкой спасает русскую землю от нашествия печенегов. Герой этого сказания воплотил в себе образ простого русского народа, смекалистого без интриг и коварной хитрости, сильного без показного хвастовства собственной силы и до самозабвения любящего свою Родину, готового защищать Русь до последнего.

Действующие лица

Эпизод еще иногда называют «Сказание о белгородских колодцах». Краткое содержание позволяет не только познакомиться с сюжетом, но и узнать лучше главных героев. В эпизоде немного персонажей:

Горожане были показаны сначала как уставшие люди, которые от отчаяния были готовы сдаться. Но только мудрость старика позволила им спастись. Печенеги же показаны злыми и недальновидными людьми. Они легко поверили в обман белгородцев и смирились с поражением.

Степные народы

Если вы хотите окунуться в далекие времена Киевской Руси, прочтите «Сказание о белгородском киселе». Краткое содержание начнем с того, как печенеги пришли однажды к Белгороду. Во времена Киевской Руси степные народы часто нападали на это государство. Печенеги также пришли с войной, однако приступом взять город не смогли. Тогда они окружили его и стали осаждать.

В чем суть сказания о белгородском киселе. lazy placeholder. В чем суть сказания о белгородском киселе фото. В чем суть сказания о белгородском киселе-lazy placeholder. картинка В чем суть сказания о белгородском киселе. картинка lazy placeholder. 997 год, на Руси идет «беспрерывная великая война» с печенегами (тюрками). Как ушел киевский князь Владимир бить их в Новгороде, печенеги мигом осадили Белгород (город под Киевом). Жители на вече (собрании) решили сдаться, чтоб не всем умереть с голода. Один старец на вече не был, но совет старейшинам дал. Еще три дня не сдаваться, набрать у людей хоть горстку «овса, пшеницы или отрубей» и лукошко меда. Так и сделали.

Хитрость

В следующей части о начавшемся голоде повествует «Сказание о белгородском киселе». Краткое содержание продолжим описанием осадного положения. Обессилевших людей охватило невиданное отчаяние. И решают они сдаться печенегам.

Краткое содержание рассказа «Сказание о белгородском киселе» продолжим описанием вече, которое было собрано по этому вопросу. Так называлось народное собрание во времена древней Руси.

В чем суть сказания о белгородском киселе. lazy placeholder. В чем суть сказания о белгородском киселе фото. В чем суть сказания о белгородском киселе-lazy placeholder. картинка В чем суть сказания о белгородском киселе. картинка lazy placeholder. 997 год, на Руси идет «беспрерывная великая война» с печенегами (тюрками). Как ушел киевский князь Владимир бить их в Новгороде, печенеги мигом осадили Белгород (город под Киевом). Жители на вече (собрании) решили сдаться, чтоб не всем умереть с голода. Один старец на вече не был, но совет старейшинам дал. Еще три дня не сдаваться, набрать у людей хоть горстку «овса, пшеницы или отрубей» и лукошко меда. Так и сделали.

Спустя некоторое время поднимается один пожилой человек и дает умный совет. Он предлагает не отдавать жизни врагам, а постараться перехитрить их. Старец дал задание собрать с каждого из дворов хотя бы одну горсть отрубей, пшеницы или овса.

Когда все необходимое было собрано, местные женщины сделали болтушку. После этого выкопали колодец и разместили в нем небольшую кадку, налили в нее болтушку. Спустя день жители в город пригласили на переговоры нескольких печенегов.

Увидев, как люди пищу достают из колодца, а после едят ее, противники очень удивились. Горожане тогда сказали печенегам, что народ Белгорода не одолеть даже за десять лет, так как пищу он получает от самой земли.

Враги поверили, что сама природа на стороне Киевской Руси и поняли, что русских им не перестоять. Так и покинули враги стены города с пустыми руками.

Примечания

«Сказание о белгородском киселе» — литература, которая относится к «Повести временных лет». Чтобы понять ее, следует знать значение некоторых древнерусских слов.

К примеру, латками назывались глиняные сковороды, которые обладали высокими краями, а также полой ручкой. Белгород – это город на реке Ирпени, которая является правым притоком Днепра. Располагался он близ Киева, был основан в 991 году.

Корчага — это большой сосуд, выполненный из глины, который имеет одну или две ручки.

В чем суть сказания о белгородском киселе. lazy placeholder. В чем суть сказания о белгородском киселе фото. В чем суть сказания о белгородском киселе-lazy placeholder. картинка В чем суть сказания о белгородском киселе. картинка lazy placeholder. 997 год, на Руси идет «беспрерывная великая война» с печенегами (тюрками). Как ушел киевский князь Владимир бить их в Новгороде, печенеги мигом осадили Белгород (город под Киевом). Жители на вече (собрании) решили сдаться, чтоб не всем умереть с голода. Один старец на вече не был, но совет старейшинам дал. Еще три дня не сдаваться, набрать у людей хоть горстку «овса, пшеницы или отрубей» и лукошко меда. Так и сделали.

«Сказание о белгородском киселе» сочинил русский народ и передавал его последующим поколениям. Простые люди стали авторами множества сказаний.

Именно они стали первым народным творчеством и легли в основу Российского государства, его культурного и художественного воплощения. В преданиях отражены различные народные идеалы, среди которых любовь к родине, находчивость и ум.

Теперь вы знаете, о чем повествует «Сказание о белгородском киселе». Краткое содержание былины мы привели выше.

Православный портал

Ремесленник-кожемяка посрамляет дружину князя и спасает Русь от набега печенегов. Он совершает подвиг, который не мог совершить никто из дружинников князя Владимира. Летописец прославляет величие простого русского человека — труженика, его любовь к родной земле. Образы сказания подчеркнуто контрастны. Русский юноша на первый взгляд ничем не примечателен, но в нем воплощена могучая сила, которой обладает русский народ, защищающий свою землю от внешних врагов.

Оба сказания замечательны тем, что в них действует герой — простой русский человек, своей личной инициативой освобождающий русскую землю от врагов. Сказания пропитаны любовью к родине. Они вызывают патриотические чувства, дают знание своего прошлого, своей страны, родной истории. По мнению Д.С. Лихачева, «чем яснее мы видим прошлое, тем четче прозреваем будущее. Корни современности глубоко уходят в родную почву».

Сказания о Кожемяке и о белгородском киселе представляют законченные сюжетные повествования, строящиеся на противопоставлении внутренней силы труженика и страшного только на вид врага, мудрости старца и легковерия печенегов. Кульминацией сюжетов являются поединки: в первом — единоборство физическое, во втором — борьба ума и находчивости с глупостью. Сюжет сказания о Кожемяке близок сюжетам героических народных былин, а сказание о белгородском киселе — народным сказкам.

Неожиданное предложение старца

Один из старцев, отсутствовавший на вече, узнал, в чем дело, и попросил позвать к нему старейшин. Когда те пришли, старец предложил потерпеть еще три дня и сделать за это время то, что он повелит. А повелел он сначала собрать женщинам хотя бы по горсточке овса, пшеницы или отрубей, затем приготовить из них болтушку, из которой варят кисель, и вылить ее в кадку. После этого выкопать колодец и поставить на дно его кадку с болтушкой. Когда все было сделано, то же самое проделали с медом – лукошко его нашли в кладовой князя – налили мед в кадку, а кадку опустили во второй вырытый колодец.

К утру в городе были готовы два колодца с опущенными в них кадками: в одной находилась болтушка для варева, в другой – немного меду. Так необычно развивается сюжет в «Сказании о белгородском киселе». Краткое содержание поможет узнать, что было дальше и удалось ли старцу спасти город.

Удивленные печенеги

Утром старец велел позвать в Белгород представителей печенегов, чтобы те сами посмотрели, как живут горожане в осаде. Увидев послов, кочевники обрадовались: они решили, что осажденные хотят сдаться, и потому сразу же отправили своих лучших мужей в город. Но жители Белгорода предложили печенегам уйти добровольно, поскольку одолеть город врагам все равно не удастся, пусть хоть 10 лет простоят они у его стен, ведь сама матушка-земля дает горожанам пищу. В подтверждение своих слов обессилевшие, но стойкие жители крепости, о которых повествует «Сказание о белгородском киселе», повели печенегов к колодцам. Сначала они, как и велел старец, зачерпнули из первого колодца болтушки и сварили из нее кисель. Затем достали из второго колодца меду и добавили его в кисель. Готовым варевом угостили печенегов.

Развязка действия

Очень удивились печенеги увиденному, но сказали, что их рассказу вряд ли поверят. Тогда жители набрали еще болтушки с медом, чтобы печенеги взяли их с собой.

Вернувшись назад, рассказали обо всем послы своим собратьям, а в доказательство сварили киселя из принесенной болтушки, добавили в нее меду и дали всем попробовать. Поверили кочевники, что сама земля дает пищу русичам, а потому отпустили они русских мужей, что оставались у них в заложниках, пока послы ходили в город. И отошли печенеги от Белгорода добровольно. Вот так, оптимистично и с верой в силу русского человека, закачивается произведение «Сказание о белгородском киселе».

Прошли века, но и сегодня из «Сказания о белгородском киселе», краткое содержание которого вы прочитали, можно почерпнуть одну важную мысль: сила и богатство любого государства в его жителях – простых людях, самозабвенно и бескорыстно любящих свою Родину, готовых ради нее на все. Так было и так будет во все времена.

Источник

Краткое содержание «Сказание о белгородском киселе»

Всего получено оценок: 499.

О произведении

«Сказание о белгородском киселе» – одно из из произведений, включенное в летописный свод «Повесть временных лет» Нестора Летописца, знаменитого памятника древнерусской литературы. Представляет собой рассказ о чудесном избавлении жителей Белгорода от осады печенегов.

Рекомендуем читать онлайн краткое содержание «Сказания о белгородском киселе» на нашем сайте. Пересказ произведения будет полезен для читательского дневника и подготовки к уроку литературы в 6 классе.

В чем суть сказания о белгородском киселе. kuchmina nadegda 100. В чем суть сказания о белгородском киселе фото. В чем суть сказания о белгородском киселе-kuchmina nadegda 100. картинка В чем суть сказания о белгородском киселе. картинка kuchmina nadegda 100. 997 год, на Руси идет «беспрерывная великая война» с печенегами (тюрками). Как ушел киевский князь Владимир бить их в Новгороде, печенеги мигом осадили Белгород (город под Киевом). Жители на вече (собрании) решили сдаться, чтоб не всем умереть с голода. Один старец на вече не был, но совет старейшинам дал. Еще три дня не сдаваться, набрать у людей хоть горстку «овса, пшеницы или отрубей» и лукошко меда. Так и сделали.

Место и время действия

События рассказа происходят в 997 году в Киевской Руси, в Белгороде.

Главные герои

Другие персонажи

Краткое содержание

Когда у местных жителей истощились все запасы провизии, они собрались на площади и стали совещаться. На народном вече было принято решение сдаться печенегам: помощи от князя нет и не предвидится, люди умирают от голода, и нужно хоть как-то спасаться.

На следующий день горожане по совету старца предложили печенегам несколько своих людей в качестве заложников. В обмен же предложили зайти в город и посмотреть на обстановку. Печенеги обрадовались: они думали, что изможденные голодом белгородцы решили им сдаться.

В чем суть сказания о белгородском киселе. lazyimg. В чем суть сказания о белгородском киселе фото. В чем суть сказания о белгородском киселе-lazyimg. картинка В чем суть сказания о белгородском киселе. картинка lazyimg. 997 год, на Руси идет «беспрерывная великая война» с печенегами (тюрками). Как ушел киевский князь Владимир бить их в Новгороде, печенеги мигом осадили Белгород (город под Киевом). Жители на вече (собрании) решили сдаться, чтоб не всем умереть с голода. Один старец на вече не был, но совет старейшинам дал. Еще три дня не сдаваться, набрать у людей хоть горстку «овса, пшеницы или отрубей» и лукошко меда. Так и сделали.

Заключение

Старинное сказание учит любить свою землю, свой народ и никогда не опускать руки даже в самых сложных жизненных ситуациях. Белгородцы были близки к поражению, но природная смекалка позволила им не только спастись от голода, но и избавиться от врагов.

После ознакомления с кратким пересказом «Сказания о белгородском киселе» рекомендуем прочесть произведение в полной версии.

Тест по произведению

Проверьте запоминание краткого содержания тестом:

Источник

Краткое содержание «Сказание о белгородском киселе»

«Сказание о белгородском киселе»

(Перевод Дмитрий Сергеевич Лихачев )

В год 6505 (997). Пошел Владимир к Новгороду за северными воинами против печенегов [1], так как была в это время беспрерывная великая война. Узнали печенеги, что нет князя, пришли и стали под Белгородом[2]. И не давали выйти из города, и был в городе голод сильный, и не мог Владимир помочь, так как не было у него воинов, а печенегов было многое множество. И затянулась осада города, и был сильный голод. И собрали вече в городе, и сказали: «Вот уже скоро умрем от голода, а помощи нет от князя. Разве лучше нам так умереть? Сдадимся печенегам — кого оставят в живых, а кого умертвят; все равно помираем от голода». И так порешили на вече. Был же один старец, который не был на том вече, и спросил он: «О чем было вече?». И поведали ему люди, что завтра хотят сдаться печенегам. Услышав об этом, послал он за городскими старейшинами и сказал им: «Слышал, что хотите сдаться печенегам». Они же ответили: «Не стерпят люди голода».

И сказал им: «Послушайте меня, не сдавайтесь еще три дня и сделайте то, что я вам велю». Они же с радостью обещали послушаться.

«Соберите хоть по горсти овса, пшеницы или отрубей». Они же радостно пошли и собрали. И повелел женщинам сделать болтушку, на чем кисель варят, и велел выкопать колодец и вставить в него кадь, и налить ее болтушкой. И велел выкопать другой колодец и вставить в него кадь, и повелел поискать меду. Они же пошли и взяли лукошко меду, И приказал сделать из него пресладкую сыту и вылить в кадь в другом колодце. На следующий же день повелел он послать за печенегами. И сказали горожане, придя к печенегам: «Возьмите от нас заложников, а сами войдите человек с десять в город, чтобы посмотреть, что творится в городе нашем».

Краткое содержание

Шла «беспрерывная великая война» русского народа и печенегов. Князь Владимир отправился в Новгород за подмогой – просить северных братьев-князей выделить ему войско для борьбы с проклятыми кочевниками. Узнав о том, что Белгород оказался без защиты, печенеги тут же взяли его в осаду. Печенегов было великое множество, и они надежно контролировали малейшие подступы к Белгороду – «и затянулась осада города, и был сильный голод».

Когда у местных жителей истощились все запасы провизии, они собрались на площади и стали совещаться. На народном вече было принято решение сдаться печенегам: помощи от князя нет и не предвидится, люди умирают от голода, и нужно хоть как-то спасаться.

Узнав о решении собрания, один убеленный сединами старец попросил старейшин потерпеть еще три дня и делать все в точности так, как он велит. Старец попросил народ собрать «хоть по горсти овса, пшеницы или отрубей», приготовить болтушку и поставить ее на дно глубокого колодца. Также старец повелел выкопать еще один колодец, и поставить на дно кадь со сладкой медовой сытой.

На следующий день горожане по совету старца предложили печенегам несколько своих людей в качестве заложников. В обмен же предложили зайти в город и посмотреть на обстановку. Печенеги обрадовались: они думали, что изможденные голодом белгородцы решили им сдаться.

Горожане показали своим врагам, что им не страшна никакая осада, поскольку их кормит родная матушка-земля. Они показали удивленным печенегам, как из земли они черпали ведрами густой кисель и сладкий мед. Белгородцы угостили печенегов этими яствами, и те поняли, что никогда им не удастся захватить город. Они «поднялись и пошли от города восвояси».

Действующие лица

Эпизод еще иногда называют «Сказание о белгородских колодцах». Краткое содержание позволяет не только познакомиться с сюжетом, но и узнать лучше главных героев. В эпизоде немного персонажей:

Горожане были показаны сначала как уставшие люди, которые от отчаяния были готовы сдаться. Но только мудрость старика позволила им спастись. Печенеги же показаны злыми и недальновидными людьми. Они легко поверили в обман белгородцев и смирились с поражением.

Православный портал

Ремесленник-кожемяка посрамляет дружину князя и спасает Русь от набега печенегов. Он совершает подвиг, который не мог совершить никто из дружинников князя Владимира. Летописец прославляет величие простого русского человека — труженика, его любовь к родной земле. Образы сказания подчеркнуто контрастны. Русский юноша на первый взгляд ничем не примечателен, но в нем воплощена могучая сила, которой обладает русский народ, защищающий свою землю от внешних врагов.

Оба сказания замечательны тем, что в них действует герой — простой русский человек, своей личной инициативой освобождающий русскую землю от врагов. Сказания пропитаны любовью к родине. Они вызывают патриотические чувства, дают знание своего прошлого, своей страны, родной истории. По мнению Д.С. Лихачева, «чем яснее мы видим прошлое, тем четче прозреваем будущее. Корни современности глубоко уходят в родную почву».

Сказания о Кожемяке и о белгородском киселе представляют законченные сюжетные повествования, строящиеся на противопоставлении внутренней силы труженика и страшного только на вид врага, мудрости старца и легковерия печенегов. Кульминацией сюжетов являются поединки: в первом — единоборство физическое, во втором — борьба ума и находчивости с глупостью. Сюжет сказания о Кожемяке близок сюжетам героических народных былин, а сказание о белгородском киселе — народным сказкам.

Особенности жанра и сюжета

Древнее произведение относится к жанру предания. Ему характерен простой сюжет. В основе лежат реальные события. Но в названии говорится, что это сказание, так как в нём присутствуют и вымышленные эпизоды. Вот поэтому оно так похоже на сказку.

В чем суть сказания о белгородском киселе. lazy placeholder. В чем суть сказания о белгородском киселе фото. В чем суть сказания о белгородском киселе-lazy placeholder. картинка В чем суть сказания о белгородском киселе. картинка lazy placeholder. 997 год, на Руси идет «беспрерывная великая война» с печенегами (тюрками). Как ушел киевский князь Владимир бить их в Новгороде, печенеги мигом осадили Белгород (город под Киевом). Жители на вече (собрании) решили сдаться, чтоб не всем умереть с голода. Один старец на вече не был, но совет старейшинам дал. Еще три дня не сдаваться, набрать у людей хоть горстку «овса, пшеницы или отрубей» и лукошко меда. Так и сделали.

Сказанием принято называть произведения фольклорного характера. Предание является его разновидностью. К нему также относятся былины. За основу таких произведений берутся исторические события.

Сюжет сказания простой, в нём чётко прослеживаются все элементы композиции:

Развязка действия

Очень удивились печенеги увиденному, но сказали, что их рассказу вряд ли поверят. Тогда жители набрали еще болтушки с медом, чтобы печенеги взяли их с собой.

Вернувшись назад, рассказали обо всем послы своим собратьям, а в доказательство сварили киселя из принесенной болтушки, добавили в нее меду и дали всем попробовать. Поверили кочевники, что сама земля дает пищу русичам, а потому отпустили они русских мужей, что оставались у них в заложниках, пока послы ходили в город. И отошли печенеги от Белгорода добровольно. Вот так, оптимистично и с верой в силу русского человека, закачивается произведение «Сказание о белгородском киселе».

Прошли века, но и сегодня из «Сказания о белгородском киселе», краткое содержание которого вы прочитали, можно почерпнуть одну важную мысль: сила и богатство любого государства в его жителях – простых людях, самозабвенно и бескорыстно любящих свою Родину, готовых ради нее на все. Так было и так будет во все времена.

«Повесть временных лет

«Се по­ве­сти вре­мянь­ных лет, от­ку­да есть пошла Рус­ская земля, кто в Киеве нача пер­вее кня­жи­те, и от­ку­ду Рус­ская земля стала есть» — так по-древ­не­рус­ски зву­чит на­ча­ло одной из древ­ней­ших до­шед­ших до нас рус­ских ле­то­пи­сей, ко­то­рую по пер­вым сло­вам на­зы­ва­ют обыч­но «По­весть вре­мен­ных лет». Над этой ле­то­пи­сью тру­ди­лось много людей. Пер­вый свод этой ле­то­пи­си на­зы­вал­ся Древ­ней­ший и был со­став­лен еще 1037 году, его ав­то­ра мы не знаем. Потом его до­пи­сы­ва­ли и до­ра­ба­ты­ва­ли мо­на­хи Никон, Иоанн, Нестор, Силь­вестр.
Таким пред­став­лял себе ле­то­пис­ца скуль­птор Ан­то­коль­ский:

Рис. 1. Нестор-ле­то­пи­сец

Никон, Иоанн, Нестор, Силь­вестр – мо­на­хи Ки­е­во-Пе­чер­ской лавры. Имен­но в лавре была со­зда­на «По­весть вре­мен­ных лет» Ис­то­рия Ки­е­во-Пе­чер­ской лавры на­чи­на­ет­ся в 1051 г. Она была ос­но­ва­на гре­че­ским мо­на­хом Ан­то­ни­ем в пе­ще­рах близ Киева (сей­час в цен­тре го­ро­да). В 11 веке мо­на­стырь стал глав­ным цен­тром рас­про­стра­не­ния пра­во­сла­вия на Руси, а уже в 12 веке по­лу­чил по­чет­ное на­зва­ние Лавра (так на­зы­ва­ли толь­ко са­мые-са­мые важ­ные муж­ские мо­на­сты­ри).

Рис. 2. Ки­е­во-Пе­чер­ская лавра

Ки­е­во-Пе­чер­ская лавра ста­но­вит­ся важ­ней­шим ду­хов­ным цен­тром пра­во­сла­вия, а во вре­ме­на на­ше­ствия мон­го­ло-та­тар — и цен­тром со­про­тив­ле­ния вра­гам. Огром­ное ко­ли­че­ство пра­во­слав­ных в раз­ные века шли на по­клон к Ки­е­во-Пе­чер­ским свя­ты­ням.

Удивленные печенеги

Утром старец велел позвать в Белгород представителей печенегов, чтобы те сами посмотрели, как живут горожане в осаде. Увидев послов, кочевники обрадовались: они решили, что осажденные хотят сдаться, и потому сразу же отправили своих лучших мужей в город. Но жители Белгорода предложили печенегам уйти добровольно, поскольку одолеть город врагам все равно не удастся, пусть хоть 10 лет простоят они у его стен, ведь сама матушка-земля дает горожанам пищу. В подтверждение своих слов обессилевшие, но стойкие жители крепости, о которых повествует «Сказание о белгородском киселе», повели печенегов к колодцам. Сначала они, как и велел старец, зачерпнули из первого колодца болтушки и сварили из нее кисель. Затем достали из второго колодца меду и добавили его в кисель. Готовым варевом угостили печенегов.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *