В чем сказывается кризисное состояние пьера
Пьер Безухов
Теперешний ужас Пьера перед пролитой им кровью отличается от благодушного одобрения убийству, высказанного им в салоне Анны Шерер, в беседе о Наполеоне и казненном герцоге Энгиенском! Торжок стал для Пьера его Аустерлицем, на этой почтовой станции он отрекся от раннего своего нравственного бонапартизма и возжаждал нового пути. Этот путь указал ему масон Баздеев.
Отметим здесь еще одно: важнейшую черту, отличающую Пьера от князя Андрея. Князь Андрей, увлекаясь кумирами, не ищет духовного наставника: эту роль играет его отец, и играет блистательно. Сирота Пьер переполнен безадресным сыновним чувством, он постоянно ищет духовного руководителя. Именно так относится он сначала к князю Андрею, затем к Баздееву, к Платону Каратаеву. Он весь открыт духовному наставничеству, ищет его: и это один из самых мощных факторов формирования и проявления личности Пьера.
Философские искания Толстого: «мысль народная».
В «Войне и мире» есть и проблемы, нерешенные автором, идеи, не до конца ясные ему самому.. Такой незавершенной, не раскрытой полностью идеей является центральная, основная в романе «мысль народная».
В творчестве Пушкина народ предстает единой массой, целостным организмом. Интерес к личности из народа направлен наличность выдаю¬щуюся, на героя, этой массой порожденного: таков пушкинский Пугачев.
Лермонтов привил России интерес к рядовому человеку, ничем внешне не примечательному: вспомните «Бородино», «Песню про. купца Калашникова».
К 50-ым годам эта тема предстает в новом ракурсе. В связи со спором западников и славянофилов литература, наконец, обращается к народу, ищет там своего читателя. Поиски адресата приводят к поискам новых форм и методов в искусстве, обновляется литературный язык, рождаются новые сюжеты и образы.
Ничего не решая и ни за что не отвечая, «простое» сознание вне страстей: лишено и мести, и благодарности. Безропотно принимая все, что ниспослано свыше, оно не способно ничего требовать. Идея всепрощения в этом мире основана не на доброте, не на снисхождении, а на ВЕРЕ: «на все Господня воля». Как бы ни сложилась судьба, Бог знает, куда ведет раба Своего: таков, в общих чертах, смысл любимой притчи Каратаева.
По-своему прекрасная идея каратаевского мира противоположна ищущему, философствующему разуму. Платон явился Пьеру в страшный момент и спас его самим фактом своего существования, способностью быть гармоничным. Эта встреча помогла Пьеру разделить в сознании внешнее и внутреннее, исцелила душу. Но путь Каратаева ему чужд. И это не личностное неприятие, это чужеродность сознания.
И здесь мы приходим к осознанию русской национальной идеи: сосуществование в одном этносе ДВУХ ТИПОВ СОЗНАНИЯ, автономное сосуществование ДВУХ НЕСОПРИКАСАЮЩИХСЯ ТИПОВ ХАРАКТЕРА. Так осмыслена Толстым проблема интеллигенции и народа.
Урок №8. Этапы духовного самосовершенствования Пьера Безухова, сложность и противоречивость жизненного пути героя.
Просмотр содержимого документа
«Урок №8. Этапы духовного самосовершенствования Пьера Безухова, сложность и противоречивость жизненного пути героя.»
Тема урока: Этапы духовного самосовершенствования Пьера Безухова, сложность и противоречивость жизненного пути героя.
Цель урока: показать, какими путями по жизни проходит Пьер Безухов в поисках смысла жизни.
Препозиция (объявление цели): зачем человек живет, что он в этой жизни значит? К чему ведет все то, что происходит вокруг: к человеку или от человека. Когда мы только начинаем чтение романа, мы еще не подозреваем, сколь глубоки мысли, предлагаемые нам для прочтения автором. Да и начало жизни в Петербурге у Пьера складывается столь обычно, как и у других молодых людей его круга: с одной стороны, он понимает, что его бессмысленные кутежи с Анатолем Курагиным ни к чему хорошему не приведут, с другой – он не может в них не участвовать. Как не может не жениться…
1. Пьер в салоне Шерер.
Чем выделяется Пьер среди светских людей? Как он высказывается о Наполеоне (том I, часть I, главы III— V)?
По складу характера, особенно поначалу, Пьер напоминает Наташу: добродушен, доверчив, наивен, горяч. Появившись в салонах, гостиных Петербурга и Москвы после продолжительного пребывания за границей, он полагает услышать именно здесь «что-нибудь особенно умное», но более сам «поражает умным и вместе робким, наблюдательным и естественным взглядом», «врываясь» в разговор, высказывает свои мысли «с отчаянностью», «воодушевляясь». «Ты мне дорог особенно потому, что ты один живой человек среди нашего света», — говорит Пьеру Андрей Болконский.
Как и Андрей, Пьер восхищается фигурой Наполеона, великого, по его убеждению, своими деяниями в «войне за свободу», даже мечтает сам «быть Наполеоном» (впрочем, тут же грезит стать «тактиком, победителем Наполеона»).
Каким образом состоялась женитьба Пьера на чуждой ему Элен (том 1, часть III, глава II)?
Почему довольно продолжительное время Пьер не замечал безнравственного поведения своей жены?
3.Дуэль Пьера и Долохова. Что неожиданное проявилось в поведении Пьера (том II, часть I, главы IV— VI)?
Склонность к «мечтательному философствованию» долго мешала Пьеру разглядеть настоящее лицо навязанной ему в жены пустой и безнравственной Элен Курагиной. Неожиданное открытие о связи Элен с Долоховым вызвало в нем вспышку гнева, который после состоявшейся дуэли сменился «прочной улыбкой сожаления и раскаяния».
4.Пьер в Торжке. В чем сказывается кризисное состояние Пьера (том II, часть II, главы I—II)?
Почувствуйте, как противительным союзом «а» Толстой подчеркивает во внутренней речи героя его ощущение абсурдности жизни, где все случайно и относительно, не связано воедино. Правды нет ни в частной жизни, ни в истории. Пьеру кажется, что «свернулся» тот главный винт, на котором держалась вся его жизнь.
Судьба сводит Пьера с масоном Баздеевым, и на время он обретает согласие с миром и собой, а навсегда — знание важности вечных вопросов бытия. Масоны привлекли Пьера своей твердой верой, прежде всего верой в необходимость нравственного «очищения» мира и человека, в потребность человека в личном совершенствовании. Он проникается желанием «переродить порочный род человеческий и самого себя довести до высшей степени совершенства», что значит — жить не для себя, а для других. «Я жил для себя и погубил свою жизнь», — с такими мыслями Пьер едет в свои киевские имения, чтоб облегчить участь крестьян.
Пьер уверовал в Бога как существо «вечное и бесконечное во всех своих свойствах, всемогущее и непостижимое». Пьер открыл для себя по сути не масонскую, а глубоко истинную религию, как ее понимал автор романа. Вспомним и толстовское утверждение, что у него «жизнь делает религию». Наставник Пьера предупреждает его, что Бог не постигается умом, а «постигается жизнью». Как когда-то Толстой, Пьер переживает период «умственной экзальтации» и при встрече с Болконским в Богучарове поверяет ему свои новые убеждения с целью заразить ими друга: «Ежели есть Бог и есть будущая жизнь, то есть истина, есть добродетель. Надо жить, надо любить, надо верить».
5.Пьер и Андрей Болконский в Богучарове. О каком «царстве правды» на земле говорил Пьер Андрею (том II, часть II, главы XI—XII)?
Мысли Пьера, мотивы его действий далеки от опыта его жизни. Напрасны усилия помочь крестьянам. Пьер не знает, как взяться за дело освобождения крестьян от крепостной зависимости, и попадает в сети хитростей и обманов главноуправляющего. Ему тягостно одиночество без семьи. Возникшее чувство к Наташе, трогательное и поэтическое, тревожно и безнадежно. Запросы жизни оказываются глубже, нежели те, что предполагаются верой масонов (к тому же не показавших себя бескорыстными).
Пьера ожидает новая полоса разочарований, безверия, отказа от вмешательства в жизнь. Он «испытывал несчастную способность. верить в возможность добра и правды и слишком ясно видеть зло и ложь жизни, чтобы быть в силах принимать в ней серьезное участие».
Запись обобщения: «Этапы поисков и развития Пьера, его заблуждения».
1. Увлечение революционными идеями и Наполеоном; растрачивание своих сил в кутежах с Долоховым и Курагиным.
3. Женитьба, дуэль с Долоховым.
4. Кризис и масонство.
Во многом Пьера несло по течению, но чувствовал, что «. что-то хорошее все осталось впереди» (т.1, ч.III, гл.1), и поэтому в Пьере шла незаметная внутренняя работа, приводившая его к очередному увлечению, а затем к глубокому осознанию своих ошибок.
Пьер Безухов задуман автором как человек, всецело опирающийся на чувства. Такая структура человеческой психики любезна Толстому, согласуется с его учением о естественности человека. Несмотря на смертельные опасности, Пьер выживет и соединится с Наташей, которая сама живёт чувствами, душевными порывами. По натуре Пьер добр и отзывчив. Он никогда не жаждал славы. Получив огромное состояние, он не переменился. Внешне он живёт, как все. Женился. Стрелялся на дуэли. Но не прекращается его внутренняя работа.
Поиск истины привёл его к масонам. Он слушает их пояснение жизни: надо уметь жить для других. Но и здесь его ждет разочарование, ибо масоны все-таки живут для себя, а он пытается жить для других, причем выход из тупика он не хочет видеть в решении социальных проблем. Поэтому смысл жизни он находит в нравственном самоусовершенствовании как средстве устранения зла в себе и в мире. Эту цель подсказывает ему масон Баздеев, встретившийся с ним в дороге. Но и здесь нет выхода из тупика, так как Пьер замкнут в мире нравственных проблем и собственных переживаний, а выводит его из них только 1812 год, когда жизнь для других станет нормой поведения русского человека. И самые значительные вопросы жизни и смерти также найдут свое разрешение именно на тех страницах, где человеческая жизнь будет подвергнута поистине нечеловеческим испытаниям.
Желание участвовать в жизни проснулось вновь в период войны 1812 года, особенно под влиянием увиденного в Бородинском сражении, в занятой неприятелем Москве. Возникло смелое, хотя и нелепое решение стать убийцей Наполеона. Одновременно родилось чувство родственной связи с каждым, кто носит в себе «скрытую теплоту патриотизма». Ощущение счастья от единства с людьми в общей беде, в ожидании времени изгнания врага вылилось в потребность понять простых людей. Пьер в восторженной решимости: «Солдатом быть, просто солдатом! Войти в эту общую жизнь всем существом, проникнуться тем, что делает их такими».
Пьер в Можайске. Что нового появилось в мыслях Пьера о себе и о народе (том III, часть III, глава IX)?
Действительность не дает Пьеру возможности удержаться на высоте искреннего и горячего чувства. Попав в плен, Пьер становится свидетелем расстрела французами ни в чем не повинных людей. И вновь уничтожается «вера и в благоустройство мира, и в человеческую, и в свою душу, и в Бога». Но он будет сопротивляться безнадежности и преодолеет ее, притом в самое тяжелое для него время — время плена, которое тем не менее будет вспоминать впоследствии «с восторгом» о «невозвратимых, сильных и радостных ощущениях».
За короткое время Пьер переживет столько взлетов и падений в своем душевном настроении, духовном самочувствии, что в результате в нем не может не родиться осознание бесконечности человеческих возможностей восприятия и ответной реакции на жизнь. Это и прочитывается в воспоминаниях его о плене, как и авторское понимание невероятной сложности переплетения в человеке разнородных чувств и мыслей при одновременном их проявлении в «истории» его души.
В плену Пьер, как никогда, ощутил свою причастность к бесконечности мира. «Пьер взглянул в небо, в глубь уходящих, играющих звезд. «И все это мое, и все это во мне, и все это я!» — думал Пьер». Сильное душевное движение сопровождало возникшее в нем чувство бессмертия. Оно проявилось в угнетающих условиях плена порывом внутреннего яростного сопротивления: «Поймали меня, заперли меня. Кого меня? Меня? Меня — мою бессмертную душу!»
Пониманию «бесконечно-великого» способствовала встреча и общение в плену с Платоном Каратаевым. Он явился Пьеру в страшный момент и спас его не словами, а всем своим существом. «Прежде разрушенный мир теперь с новой красотой, на каких-то новых и незыблемых основах, воздвигался в его душе». Пьер увидел в Каратаеве «непостижимое, круглое и вечное олицетворение духа простоты и правды», горячо воспринял его согласие с миром отдельного человека как «части целого», а целое земной жизни — как проявление бессмертного божественного начала. «Жизнь есть все. Жизнь есть Бог. И пока есть жизнь, есть наслаждение самосознания божества», — вот главное в мыслях Пьера. Это отвечало исконному природному самочувствию героя, его способности быть гармоничным. Это лежало и в основании веры Толстого, понимания им народной, настоящей религии, истинного христианства.
Платон Каратаев, каким он показан в романе, воплотил в себе реальное единство ощущений человека, живущего в миру, в мире, с миром. Простой солдат научил Пьера любить живых, а не абстрактных людей: «Он любил и любовно жил со всем, с чем его сводила жизнь, и в особенности — с человеком». Толстой даже внешне придает Каратаеву округлость — он составлен не из углов, а весь круглый, соприкасается с миром плавно, «любовно», не идет ни на какие конфликты. Но было в нем и то, чего не мог принять и не принял ни Толстой, ни Пьер, для которого ценности мира неотделимы от ценности личности, своего «я» в каждом отдельном человеке.
Еще до встречи с Платоном он думал: «Человеческое достоинство говорит мне, что всякий из нас есть если не больше, то никак не меньше — человек, чем всякий Наполеон». Теперь, наблюдая за Платоном, он признал, что «привязанностей, дружбы, любви, как понимал их Пьер, Каратаев не имел никаких». Его всеобъемлющая бескорыстная любовь обращалась ко всему и всем, «с чем его сводила жизнь», к тем людям, которые «были у него перед глазами». «Сводила жизнь», «перед глазами» — это ли любовь истинная, необходимая и возможная для человека? Сам Толстой не готов был с определенностью ответить на вопрос о христианской любви ко всякому Божьему творению, но догадывался, что она не оставляет права выбора. И может обернуться безразличием. Пьер думал и об этом: Платон «любил свою шавку, любил товарищей, французов, любил Пьера. но Пьер чувствовал, что Каратаев, несмотря на всю свою ласковую нежность к нему. ни на минуту не огорчился бы разлукой с ним».
Смерть Платона почти на глазах Пьера как будто бы говорит о безразличии его самого. Но взвесим обстоятельства и состояние героя, бредущего в толпе пленных. В дальнейшем мысли о Платоне не оставят его, хотя «история души» этапом плена и обретенного в нем не завершится.
Новое в Пьере, возвратившемся к мирной жизни, подчеркивается в прямых авторских пояснениях: «В Пьере была новая черта, заслужившая ему расположение всех людей, это — признание возможности каждого человека думать, чувствовать и смотреть на вещи по-своему. Эта законная особенность каждого человека. теперь составляла основу участия и интереса, который он принимал в людях». Каратаевский взгляд на мир как любовное единение людей обогащается пониманием законности личного, индивидуального в конкретном человеке. В любви к Наташе Пьер познает счастье видеть человека «изнутри», испытает радость общения с теми, в ком почувствует, как в Николае Ростове, различие, «совершенное противоположение» себе. В широте своего взгляда на человека Пьер постигает нравственную истину, позволившую ему укрепиться в убеждении, что любой «человек сотворен для счастья», созвучного его страстям и пристрастиям.
Задание на дом: стр. 166-170
Подготовиться к работе по теме: «Мысль семейная» и ее развитие в романе: семья Болконских и семья-имитация Курагиных.
Курагины и их борьба за наследство Безухова. Как по контрасту с переживаниями Пьера у постели умирающего графа Безухова раскрывается алчность Курагиных и их окружения (том I, часть I, главы XVIII, XXI)?
Браки по расчету в клане Курагиных. К каким ухищрениям прибегает Василий Курагин, чтобы устроить судьбу сына и дочери (том I, часть III, главы I, III)?
Элен и Анатоль Курагины. Каковы их семейные черты? Каким способом подчеркивает Толстой безжизненность, механистичность, неестественность, развращенность натуры героев (том I, часть III, главы I, III; том II, часть V, главы VIII—XVI)?
Дом Болконских. «Безлюбовная» ли это семья? Что лежит в основе отношений между ее членами? Обратитесь к анализу образа старого князя и его представлений о роли семьи (том I, часть I, глава XXII; часть III, главы III—IV; том II, часть V, главы II, VII).
Духовные искания Пьера Безухова в романе «Война и мир»
«И все это мое, и все это во мне, и все это я!»
Пьер Безухов (Л.Н.Толстой «Война и мир»)
Роман Л.Н.Толстого «Война и мир» является произведением, в котором можно проследить, как развиваются исторические события. Но не только об истории этот роман. В нем мы видим становление человеческой личности, развитие определенных нравственных качеств героев, создание семейных отношений. Герои не стоят на месте, они движутся, растут духовно, выбирают лучшие пути, ищут правильные решения важных задач. Большой и трудный путь проходят Андрей Болконский и Пьер Безухов. И главным вопросом моего сочинения будут духовные искания Пьера Безухова в романе «Война и мир» Толстого. Писатель неслучайно выбирает именно Пьера, доброго, мягкого, слабого человека. Трудности закаляют душу, и Безухов становится другим человеком, он перерождается.
Портрет Пьера Безухова
«…массивный, толстый молодой человек с стриженною головой, в очках, светлых панталонах по тогдашней моде, с высоким жабо и в коричневом фраке», – таким мы встречаем Пьера на страницах романа. Он очень рассеян, не умеет вести себя в обществе, как ждут от него его представители, не умеет вовремя сесть, встать, уйти, когда нужно, сказать, когда просят. Он ведет себя непосредственно, чем очень сильно раздражает хозяйку салона – Анну Павловну Шерер. Пьер приехал в Петербург незаконнорожденным сыном богатого графа Безухова. Князь Василий Курагин с недовольством отнесся к этому известию, так как сам имел виды на наследство старого графа. После смерти отца Пьер стал владеть всем его состоянием, и он принял это как должное. «Его, как и везде, окружала атмосфера людей, преклонявшихся перед его богатством, и он с привычкой царствования и рассеянной презрительностью обращался с ними», – подчеркивает Толстой.
Идеалы и разочарования Пьера
На протяжении всего романа «Война и мир» искания Пьера Безухова даны Толстым через познание мира, философское его осмысление. Приехав в Петербург, Пьер был убежден в том, что «Наполеон велик, потому что он стал выше революции, подавил ее злоупотребления, удержав все хорошее – и равенство граждан, и свободу слова и печати, – и только потому приобрел власть». Для него наполеоновские идеи были понятны и обоснованы.
После женитьбы на Элен Курагиной, разочаровавшись в любви и доброте помыслов, Пьер признает: «Да я никогда не любил ее. Я знал, что она развратная женщина, но не смел признаться в этом». Дуэль с Долоховым приносит лишь неприятие произошедшего, непонимания смысла жизни. Но Пьер никогда не искал того, кому можно было все рассказать, он «переработывал один в себе свое горе».
Случайно встретив старика-масона, он увлекается этим движением и находит новые идеалы жизни: «Он всей душой желал верить, и верил, и испытывал радостное чувство успокоения, обновления и возвращения к жизни». Когда у него спрашивают, что он считает главным пороком в своей жизни, Пьер не знал, что именно плохо для него: «Вино? Объедение? Праздность? Леность? Горячность? Злоба? Женщины? – перебирал он свои пороки, мысленно взвешивая их и не зная, которому отдать преимущество».
В разговоре с Андреем Болконским Пьер говорит: «Надо жить, надо любить, надо верить, что живем не нынче только на этом клочке земли, а жили и будем вечно жить там, во всем (он указал на небо)». Увидев, что русское масонство идет по ложному пути, Безухов выходит из этого круга и едет в Москву.
Пьер и Платон Каратаев
Четыре месяца плена дают Пьеру хороший жизненный урок. Он встречает там простого крестьянина – Платона Каратаева, который своим философскими рассуждениям приводит Пьера к другим истинам. Теперь Безухов понимает, что главное – не богатство и успех, признание в обществе, положение, главное – есть, где спать, что надеть, что поесть. И в этом счастье человеческое – просто жить, без всяких условностей и предрассудков, зависимости от денег и знатности. Жить в добре, в гармонии с самим собой. «Платон Каратаев остался навсегда в душе Пьера самым сильным и дорогим воспоминанием всего русского, доброго и круглого», – пишет Толстой, подчеркивая отношение Пьера к русскому народу, познание им патриотических чувств.
Пьер Наташа Ростова
Настоящее счастье Пьер Безухов познал с Наташей Ростовой. Влюбился он с первого взгляда, но хранил эту любовь в душе. Пьер искренне желал счастья своему другу Андрею Болконскому, когда тот сделал предложение Ростовой. Любовь Пьера была настоящей. Ее не сломили ни предательство Элен, ни неискренность Анатоля и Долохова, ни война, ни плен. Пьер пронес это чистое чувство через все испытания. И счастье упало ему в руки, когда Наташа Ростова стала его женой. Истинное человеческое счастье теперь для Пьера было дома, каждый день в его жене, в его детях, в его тихом семейном уюте, в его любви. Нравственные искания Пьера Безухова пришли к неугасимой истине: «…Пьер чувствовал радостное, твердое сознание того, что он не дурной человек, и чувствовал он это потому, что он видел себя отраженным в своей жене».
В моем сочинении на тему «Духовные искания Пьера Безухова» можно проследить весь путь становления личности нашего героя. Его сомнения, радости, разочарования, новые идеалы. Толстой показывает, как меняется Пьер. Кого мы встречаем его в начале романа, и с кем расстаемся в конце.
Духовные искания Пьера Безухова в романе «Война и мир»
«И все это мое, и все это во мне, и все это я!» Пьер Безухов (Л.Н.Толстой «Война и мир»)
Роман Л.Н.Толстого «Война и мир» является произведением, в котором можно проследить, как развиваются исторические события. Но не только об истории этот роман. В нем мы видим становление человеческой личности, развитие определенных нравственных качеств героев, создание семейных отношений. Герои не стоят на месте, они движутся, растут духовно, выбирают лучшие пути, ищут правильные решения важных задач. Большой и трудный путь проходят Андрей Болконский и Пьер Безухов. И главным вопросом моего сочинения будут духовные искания Пьера Безухова в романе «Война и мир» Толстого. Писатель неслучайно выбирает именно Пьера, доброго, мягкого, слабого человека. Трудности закаляют душу, и Безухов становится другим человеком, он перерождается.
Портрет Пьера Безухова
«…массивный, толстый молодой человек с стриженною головой, в очках, светлых панталонах по тогдашней моде, с высоким жабо и в коричневом фраке», – таким мы встречаем Пьера на страницах романа. Он очень рассеян, не умеет вести себя в обществе, как ждут от него его представители, не умеет вовремя сесть, встать, уйти, когда нужно, сказать, когда просят. Он ведет себя непосредственно, чем очень сильно раздражает хозяйку салона – Анну Павловну Шерер. Пьер приехал в Петербург незаконнорожденным сыном богатого графа Безухова. Князь Василий Курагин с недовольством отнесся к этому известию, так как сам имел виды на наследство старого графа. После смерти отца Пьер стал владеть всем его состоянием, и он принял это как должное. «Его, как и везде, окружала атмосфера людей, преклонявшихся перед его богатством, и он с привычкой царствования и рассеянной презрительностью обращался с ними», – подчеркивает Толстой.
Приезд в Россию
Идеалы и разочарования Пьера
На протяжении всего романа «Война и мир» искания Пьера Безухова даны Толстым через познание мира, философское его осмысление. Приехав в Петербург, Пьер был убежден в том, что «Наполеон велик, потому что он стал выше революции, подавил ее злоупотребления, удержав все хорошее – и равенство граждан, и свободу слова и печати, – и только потому приобрел власть». Для него наполеоновские идеи были понятны и обоснованы.
После женитьбы на Элен Курагиной, разочаровавшись в любви и доброте помыслов, Пьер признает: «Да я никогда не любил ее. Я знал, что она развратная женщина, но не смел признаться в этом». Дуэль с Долоховым приносит лишь неприятие произошедшего, непонимания смысла жизни. Но Пьер никогда не искал того, кому можно было все рассказать, он «переработывал один в себе свое горе».
Случайно встретив старика-масона, он увлекается этим движением и находит новые идеалы жизни: «Он всей душой желал верить, и верил, и испытывал радостное чувство успокоения, обновления и возвращения к жизни». Когда у него спрашивают, что он считает главным пороком в своей жизни, Пьер не знал, что именно плохо для него: «Вино? Объедение? Праздность? Леность? Горячность? Злоба? Женщины? – перебирал он свои пороки, мысленно взвешивая их и не зная, которому отдать преимущество». Утвердившись в своих помыслах, Пьер знал, что из всех «правил» масонства он «…имел любовь к ближнему и в особенности щедрость». Но вскоре и здесь пришло разочарование.
В разговоре с Андреем Болконским Пьер говорит: «Надо жить, надо любить, надо верить, что живем не нынче только на этом клочке земли, а жили и будем вечно жить там, во всем (он указал на небо)». Увидев, что русское масонство идет по ложному пути, Безухов выходит из этого круга и едет в Москву.
Война и плен
Чтобы почувствовать свою причастность к народным идеям и действиям, Пьер отправляется на войну. Но герой является скорее наблюдателем, чем участником всех событий. Пьер не рожден для военных действий. Он просто наблюдает за ходом действий и материально поддерживает русскую армию.
Когда Пьер находится на поле боя в своем белоснежном фраке, он чувствует к себе злость воюющих солдат. Герой понимает, что и здесь он чужой, что он лишний для всех. Пьер хочет быть похожим на солдат, и вскоре они проникаются к нему уважением.
Пьер и Платон Каратаев
Четыре месяца плена дают Пьеру хороший жизненный урок. Он встречает там простого крестьянина – Платона Каратаева, который своим философскими рассуждениям приводит Пьера к другим истинам. Теперь Безухов понимает, что главное – не богатство и успех, признание в обществе, положение, главное – есть, где спать, что надеть, что поесть. И в этом счастье человеческое – просто жить, без всяких условностей и предрассудков, зависимости от денег и знатности. Жить в добре, в гармонии с самим собой. «Платон Каратаев остался навсегда в душе Пьера самым сильным и дорогим воспоминанием всего русского, доброго и круглого», – пишет Толстой, подчеркивая отношение Пьера к русскому народу, познание им патриотических чувств.
Сочинение по литературе. Духовная эволюция пьера безухова в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»
Пьер Безухов — один из самых любимых героев Толстого. Его духовные поиски носят вселенский характер и в метафизическом плане романа этот образ является ключевым для понимания смысла великой эпопеи.
Первая встреча с Пьером происходит в салоне Анны Шерер. Уже тогда этот “опасный молодой человек” не вписывался в жизнь светской черни, где главное — мелкие эгоистические интересы, где вместо людей — маски, а настоящие человеческие чувства подменены их жалкой имитацией. Пьер же с самого начала ищет чего-то более глубокого. В начале своего жизненного пути он, как и князь Андрей, увлеченный успехами Наполеона, представляет себе свои будущие подвиги и достижения, но все это так и остается у него умозрительными мечтаниями.
От природы Пьер чересчур податлив, мягок, склонен к сомнениям, поэтому светская жизнь с ее соблазнами затягивает его, он становится ведом ею, погрязая в кутежах и разгулах, но в то же время понимает никчемность такой жизни.
С ужасом Пьер обнаруживает, что из многообещающего молодого человека он превратился в обыкновенного помещика-трутня: “Все в нем самом и вокруг него представлялось ему запутанным, бессмысленным и отвратительным”. Пьер знает, что светские правила и нормы поведения ничего не стоят по сравнению с “чем-то необъятным и таинственным”, однако он слишком слаб, чтобы владеть собой, и совершает ошибку, чуть не ставшую роковой: вызывает на дуэль Долохова.
К этому времени он не умом, а сильно развитой интуицией понял настоящую сущность Элен: “Пустая, глупая и развратная женщина”, однако ложный страх, что пострадала его честь, приводит его в бешенство.
Безухов находится в постоянном поиске правды жизни, смысла человеческого существования. Те вопросы, о которых иные даже не задумывались, ему, напротив, не давали покоя. Бесконечные духовные искания привели его в масонскую ложу. Все, что говорили ее представители, казалось Пьеру тогда истиной в последней инстанции, несмотря на то, что многое из окружавшей их сложной символики было ему непонятно. Позднее он переживает разочарование в масонстве, понимая его фальшь и неискренность. Этому этапу жизни Безухова предшествует его наивная влюбленность в Наполеона. Он, как и Андрей Болконский, увлекается образом великого императора и полководца, видя в нем центр вселенной. Культ личности Наполеона был типичен для многих молодых представителей светского общества того времени, и Толстой сознательно позволяет своим героям пережить это увлечение, давая возможность им самим сделать выбор.
Война 1812 года, сломавшая все прежние устои, ставшая испытанием для каждой отдельной личности, не минула и Пьера, прервав его бесцельную жизнь. С радостью бросает он “богатство, удобство, комфорт, составляющий счастье многих людей в мирное время”, и идет на войну.
Смысл жизни он начинает видеть лишь после сближения с народом, с его самыми простыми представителями. Впервые герой соприкасается с ними на Бородинском поле, видит их подлинный, а не показной, как в высшем обществе, патриотизм, готовность отдать жизнь за Родину, горячую и страстную любовь к ней. Он и сам ощутил эту “скрытую теплоту патриотизма”, когда оказался в плену. Выжить ему удалось, лишь выдав себя за простого крестьянина, скрыв свое настоящее социальное положение. Именно в этот период жизни Пьера и начинается его сближение с народом.
Пьер начинает жить общей жизнью, не умозрительно, а всем сердцем. В разоренной и сожженной Москве герой получает “те спокойствие и довольство собой, к которым стремился прежде”. Встреча с Платоном Каратаевым пробуждает в его душе гармоничное народное начало, основанное на счастье в этой жизни, на этой земле, а не там, “призванное не отрицать земную жизнь, а высветить и одухотворить ее”: “То, что ранее он искал и не нашел в масонстве заново открылось ему здесь, в тесном бараке”. Испытывая физические лишения, Пьер с каждым днем становился все счастливее и счастливее, ибо понял, что жить на свете — огромное счастье, не отраженным интеллектуальным существованием, а непосредственным ощущением радости этой земной жизни. Только сблизившись с ним, Пьер начал понимать истинную логику жизни и ее законы. Через ужас смерти, страдания, лишения, через непосредственное ощущение жизни он пришел к “миру” с самим собой, нашел то, к чему всегда стремился. Позднее, в 1820 году, он назовет дни, проведенные в общении с Платоном Каратаевым, одними из самых счастливых дней в своей жизни. Ведь именно тогда он наконец осознал, что “человек создан для счастья”, а “жизнь есть Бог”.
Правда, в эпилоге Пьер все же отходит от Каратаева, хотя кое в чем, по его мнению, тот одобрил бы его. Это кое-что — семейная жизнь Наташи и Безухова. Последний говорит о Платоне следующие слова: “Что он одобрил бы — нашу семейную жизнь. Он так желал видеть во всем благообразие, счастье, спокойствие, и я с гордостью показал бы ему нас”. Но на вопрос Наташи: “А одобрил бы он тебя сейчас?” — отвечает отрицательно. Герой возвращается к своим духовным исканиям “путем мысли”. Благообразие, воспринятое от Каратаева, удержалось в семейной жизни. В отличие от мертвой сущности первой жены Безухова, Элен, Наташа Ростова — духовно богатая натура; в ней было сосредоточено главное достоинство женщины — способность любить, понимать, чувствовать. Она “растворилась” в своем муже, искренне жила его интересами. Семья, показанная Толстым, — как маленькая модель мира, без которой невозможно существование общества. Для Пьера она награда, благословение. Сведя под крышей одного дома Болконских, Ростовых, Безухова, автор поет гимн семье, являющейся, по его мнению, высшей формой духовного единения людей.
В эпилоге лишь подтверждается тот урок, который получил Пьер во время Отечественной войны.
В эпилоге Пьер выказывает желание вступить в тайное общество. Таким образом, круг размыкается: ничего еще не решено окончательно, итоги не подведены. В сущности это было бы невозможно: жизнь не стоит на месте, в ней что-то постоянно меняется. Так и Пьер не останавливается на достигнутом, продолжает искать что-то новое. Жизнь героя показана в динамике, в беспрестанном движении. Главное противоречие вновь звучит в финале романа — противоречие между жизнью сознательной и жизнью непосредственной, жизнью разумом и жизнью сердцем.
Непосредственность, одухотворенная чувственность Наташи сходна с народной чуткостью и отзывчивостью Платона Каратаева, недаром Пьер замечает своей новой жене, что Каратаев, будь он жив сейчас, одобрил бы их семейную жизнь. В образе Пьера Толстой хотел показать, как оформляется в человеке высшее понимание земной жизни, как тяжело приходит оно и какое счастье приносят одухотворенные человеческие радости.
Пьер Наташа Ростова
Настоящее счастье Пьер Безухов познал с Наташей Ростовой. Влюбился он с первого взгляда, но хранил эту любовь в душе. Пьер искренне желал счастья своему другу Андрею Болконскому, когда тот сделал предложение Ростовой. Любовь Пьера была настоящей. Ее не сломили ни предательство Элен, ни неискренность Анатоля и Долохова, ни война, ни плен. Пьер пронес это чистое чувство через все испытания. И счастье упало ему в руки, когда Наташа Ростова стала его женой. Истинное человеческое счастье теперь для Пьера было дома, каждый день в его жене, в его детях, в его тихом семейном уюте, в его любви. Нравственные искания Пьера Безухова пришли к неугасимой истине: «…Пьер чувствовал радостное, твердое сознание того, что он не дурной человек, и чувствовал он это потому, что он видел себя отраженным в своей жене».
В моем сочинении на тему «Духовные искания Пьера Безухова» можно проследить весь путь становления личности нашего героя. Его сомнения, радости, разочарования, новые идеалы. Толстой показывает, как меняется Пьер. Кого мы встречаем его в начале романа, и с кем расстаемся в конце.
Тест по произведению
Возвращение
Вернувшись из плена, Пьер Безухов находит свое счастье в семейных отношениях: он женился на Наташе Ростовой, и у них родилось четверо детей. Помимо семейной жизни, Пьер занимается и общественными делами. Л. Н. Толстой не говорит напрямую, в какой организации находится Пьер, намекая, что она является тайной.
Данная статья, которая поможет написать сочинение «Эволюция личности Пьера Безухова», продемонстрирует противоречивый жизненный путь одного из главных героев романа-эпопеи Л. Н. Толстого «Война и мир».