В чем сходство повести и сказки
Разница между повестью и сказкой
Вопрос об отличиях повести и сказки не покажется таким простым, если коснуться истории происхождения этих жанров. Повесть возникла как разновидность светской приключенческой литературы в средние века, и ее близость к сказке в те далекие времена была очевидной. Сюжет строился как цепь необычных событий, связанных с тайнами, прорицаниями, странствиями, мнимой смертью и воскрешением героя. На уровне образов использовались традиционные для сказки приемы гротеска и гиперболизации, подчеркивавшие символическое содержание образного строя в целом.
К началу VIII века сложились основные жанровые разновидности исторической, бытовой и сатирической повести. С их развитием в литературе появились произведения, в которых вымысел уступил место достоверности, а способ повествования приобрел новые черты, отличные от канонов фольклорных сказов или сказок.
Современная повесть относится к литературному эпическому жанру, который объединяет прозаические произведения, описывающие ряд событий из жизни героев и воссоздает систему художественных образов, подчиненных определенной авторской идее. Композиция повести строится произвольно и может включать новеллистические или очерковые элементы, детали бытописания, юмористические и сатирические фрагменты. Принцип повествования – правдоподобие, следование за фактической основой происходящего с соблюдением последовательной хронологии и четко обозначенных временных границ. Сюжетные коллизии подчинены цели раскрыть внутренний мир героя.
Современная сказка представляет собой особый повествовательный жанр, сохранивший фольклорную основу. Символика сказочных образов отражает устойчивые народные представления о взаимоотношениях человека и природы, о типах поведения, от которых зависит достижение жизненно важных целей, о пороках и добродетелях, о таких абстрактных понятиях, как добро и зло. Композиция сказки включает обязательный элемент испытания героя, нарушившего какой-то запрет и вынужденного вступить в борьбу с мистическими силами, чтобы вернуть утраченное.
В народных сказках структура повествования подчинена строгой системе и соразмерности частей текста: присказка задает тон и эмоциональный настрой, зачин сообщает о герое, троекратно повторяющиеся испытания усиливают интригу, доводя ее до кульминационной точки, за которой следует счастливая развязка. В литературных сказках этот принцип используется только отчасти, поскольку сказочное действие развивается по воле автора. Художественной особенностью литературных сказок можно считать использование приемов сюжетостроения, свойственных приключенческой повести или жанру фэнтези.
Именно поэтому возникает вопрос, в чем отличие повести от сказки. Важными характерными особенностями сказки являются занимательность содержания и вымысел. Время и место действия не имеют значения: в сказке все происходит однажды или давным-давно, за горами, за морями, за дремучими лесами. В повести описываются реальные или похожие на реальные события, очерченные временными рамками и привязанные к конкретному месту действия.
Повесть «Ромео и Джульетта»
Обилие устойчивых речевых оборотов в сказке имеет формообразующую функцию: оно необходимо для сохранения структуры текста. Композиционная целостность повести достигается другим способом: благодаря фактической точности изображаемых событий и строгому отбору стилистически оправданных средств художественной выразительности.
В чем сходство и отличие народных и литературных сказок
Обычно мамы читают сказки детям на ночь. Некоторые из них придуманы в народе, другие – написали современные авторы. Конечно, литературные сказки отличаются от народных. Но есть у них и несколько общих черт.
Чем отличается литературная сказка от народной
Дети любят слушать сказки. В них добро наказывает зло. Благодаря сказкам, дети учатся понимать мир.
Но существует разница между литературными и народными сказками:
С развитием письменности, авторы стали обрабатывать фольклорные сказки, внося в них художественные дополнения. Так они дожили до наших дней.
В чем сходство русской народной и литературной сказки
Литературные сказки повторяют фольклор, сказочную атрибутику, языческие ритуалы из народных сказок. Кроме этого, эти виды сказок объединяют такие черты:
Многие авторы, опираясь на простой сюжет народной сказки, пишут более яркую и замысловатую историю.
Народные сказки в творческой форме отражают сознание людей того времени, когда они были придуманы. А литературная сказка хоть и продолжает культурные традиции народа, но больше является элементом приключенческой или фантастической литературы.
Сегодня читают
Комментарии
«Сетевое издание «Woman’sDay.ru (ВумансДей.ру)» Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ №ФС77-67790, выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 13 декабря 2016 г. 16+.
Учредитель: общество с ограниченной ответственностью «Хёрст Шкулёв Паблишинг»
Главный редактор: Дудина Виктория Жоржевна
Copyright (с) ООО «Хёрст Шкулёв Паблишинг», 2021.
Любое воспроизведение материалов сайта без разрешения редакции воспрещается.
Контактные данные для государственных органов (в том числе, для Роскомнадзора):
Чем сказка отличается от повести и рассказа
Многообразие литературных жанров делает чтение одним из самых увлекательных занятий. Каждый желающий может найти стиль и автора по душе. Однако при изучении литературы в рамках школьной программы наличие стольких жанров, наоборот, вызывает затруднения. В этой статье мы попробуем разобраться, чем отличается сказка от повести и рассказа.
Рассказ и сказка имеют много схожих черт. Так, оба произведения отличаются строго обозначенным сюжетом, наличием нестандартной ситуации, выделением главного и второстепенных персонажей. И все же, несмотря на сходство, рассказ и сказка – это различные жанры.
Сказка изначально основана на вымышленной ситуации. Действие может происходить в несуществующем мире с участием волшебных предметов, говорящих животных, магии и чудесных превращений. История главного героя последовательна. Как правило, приключения персонажа связаны с конкретной целью – обогащение, поиск возлюбленного, спасения близкого человека и т.д. Сюжеты и персонажи сказок часто повторяются. В современной литературе встречаются циклы сказок об одном герое. Кроме того, сказочные персонажи наделены определенным набором качеств. Главный герой обязательно олицетворяет доброту, сострадание и щедрость, его оппонент символизирует зло, жадность и жестокость. Ключевым отличием сказки от других произведений является обязательное торжество добра, победа главного героя и достижение целей. С точки зрения композиции, сказка выделяется на фоне других жанров наличием устойчивых речевых оборотов и народных метафор.
Рассказ – малый эпический жанр, к которому относятся прозаические произведения. Характерной чертой рассказа является то, что сюжет находится в рамках ограниченного временного периода. В отличие от сказки, история главного героя не последовательна, а эпизодична. Рассказ посвящается одному конкретному событию из жизни персонажа, наиболее ярко отражающему его личностные черты и мотивацию. Кульминацией произведения считается конфликт, когда напряжение достигает максимального уровня. Рассказ может быть основан как на реальных, так и на вымышленных событиях. Композиционные отличия данного жанра заключаются в возможности автора использовать лирические отступления, произвольно выстраивать диалоги и давать субъективную оценку персонажам.
Повесть – это эпический жанр, к которому относятся прозаические произведения, по объему превышающие рассказ, но не дотягивающие до романа. Сюжет повести, как правило, воспроизводит естественные отрезки жизни героя и лишен интриги. Можно сказать, что характеристика персонажа является основной целью подобных литературных произведений. Автор стремится раскрыть личность главного героя на примере нескольких эпизодов из его жизни. Ключевое отличие повести от рассказа заключается в объеме. Если рассказ помещается на десятке страниц, то повесть может занимать несколько сотен страниц издания. Кроме того, описание разных эпизодов жизни требует от автора привнесения в сюжет многих второстепенных персонажей.
Выводы:
Сказки, басни, притчи – в чем сходство и отличия?
Многие люди не видят большого различия между сказками, баснями и притчами, и в этом есть доля правды. Несмотря на схожесть этих фольклорных произведений, они, все же, имеют некоторые различия.
Схожесть заключается, во-первых, в том, что и басни, и сказки, и притчи имеют четкую структуру: зачин, средина (повествование) и концовка (мораль). И, во-вторых, все эти произведения должны содержать какую-то мудрость, благодаря чему читатель извлекает полезный для себя урок.
А теперь давайте рассмотрим эти отличия более конкретно.
Народные (фольклорные сказки)
Русская народная сказка – часть устного творчества народа. В ней повествуется о вымышленных, полных авантюризма и волшебства, событиях.
Но поскольку сказка основывалась на поверьях, преданиях, народных традициях, в ней всегда присутствует не только вымысел, но и реалии. Сказки отражают особенности русского быта и обычаев. Традиционные персонажи сказок – это люди, животные, растения, вещи. А также вымышленные персонажи – Баба-Яга, леший, Кощей Бессмертный.
Классификация сказок
Общепринятыми считаются следующие категории сказок:
О животных (анималистичные)
Пожалуй, самый распространённый вид сказок. Говорящие звери, ведущие человеческий образ жизни и совершающие людские поступки – главные действующие персонажи. Довольно часто имена главных героев имеют уменьшительно-ласкательную форму (Зайчик – Попрыгайчик, Лиса-Краса и т. п.)
Волшебные сказки
Сказки, где обязательно присутствует волшебный мир, законы которого не имеют ничего общего с реальным миром. Помимо главного, положительного героя, присутствует отрицательный, но финал один – зло должно быть повержено. Эти сказки особенно нравятся детям.
Бытовые сказки
В них нашли отражение поведенческие особенности человека, в таких сказках показывается, как он ведет себя в разных жизненных ситуациях, высмеиваются отрицательные качества характера (жадность, трусость, лень), и восхваляются положительные – доброта, смелость, ум. В этих произведениях много юмора и иронии.
Помимо животных, в сказках могут присутствовать и другие персонажи. Например, вымышленные существа — демоны (дракон, Баба-Яга, Змей Горыныч), люди мужского и женского пола (Иван — дурак, Марья — Искусница), а также неодушевлённые предметы (Колобок, Терёшечка).
Особенности басен
Басня — более короткая поучительная история, с элементами сатиры, в которой обязательно присутствует мораль. Основное предназначение басни — показать и высмеять людские пороки. Как и сказки, басни делятся на народные и авторские, последние зародились в России в 18 веке.
В современном обществе басня представляется как написанная в стихотворной форме сатирическая история, конечно, благодаря известным русским баснописцам – Сумарокову, Крылову.
Притчи – характерные черты и особенности
Притча – тоже поучительная история, носящая нравственный характер и изначально тесно связанная с религией. Основная тема притчи – человек и его моральные качества, главная задача – привить веру в Бога, жить по божьим канонам. Очень распространены притчи в буддизме и суфизме.
Притчи, как и басни, претерпели трансформацию, и теперь притчей принято считать историю не только с религиозным подтекстом, а любой краткий нравоучительный рассказ.
Заключение
Все равно, какая сказка или басня прочитана, русская народная или авторская, смысл один – донести до человека, что Добро всегда побеждает Зло, основные человеческие ценности, которые сформировались еще в древности, по сей день остаются актуальными. Кроме того, как считают специалисты, сказки оказывают терапевтическое действие, повышают настроение и приучают к размышлениям. Читайте сказки, господа!
О сходствах и различиях сказок, притч и басен рассказала lobasevanatalia.
« Сходство и отличие литературной и народной сказки»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа п. Кушумский
Ершовского района Саратовской области»
« Сходство и отличие литературной и народной сказки»
Адрес: 413514, п. Кушумский
Введение
В начале учебного года на урока литературного чтения мы читали народные сказки, которые передавались из поколения в поколение, из уст в уста. Нам очень интересно было их читать, а потом пересказывать. Некоторые сказки мы инсценировали, сами играли роль сказочных героев. Мы показывали эти сказки на праздниках ребятам младших классов. Очень нам понравилось инсценировать сказку «Заячья избушка». Потом мы стали знакомиться с авторскими сказками. Мы прочитали сказки К.И.Чуковского и С.Я.Маршака. Нам так понравились эти сказки, что мы запомнили их наизусть, читали их своим братишкам и сестрёнкам.
И нам захотелось выяснить чем отличаются и чем похожи литературные и народные сказки.
Тема моего исследовательского проекта: сходство и отличие литературной и народной сказки.
Каждый человек проявляет интерес к сказкам. Они приходят к нему в раннем детстве и остаются с ним на всю жизнь. Именно в бытовой среде, из уст в уста через сказки, люди как бы передают тайные сведения о прошлом и представления о будущем. Детство человека непрерывно связано со сказками. Мы часто просили бабушку рассказать или прочитать нам сказки. Ожидание волшебства охватывало нас: вот Баба Яга строит козни Ивану-царевичу, какая добрая и мудрая Василиса Прекрасная. Веселые и грустные, страшные и смешные, они знакомы нам с детства. Мы учимся у них различать добро и зло, учимся справедливости и честности, доброте и человечности. В них заключена глубокая народная мудрость. И порой бывают такие жизненные ситуации, в которых трудно разобраться, найти выход. Как быть? Как правильно поступить? На эти непростые вопросы, как всегда на помощь спешат сказки.
Цель исследования – через анализ и сопоставление особенностей литературных и народных сказок увлечь, заинтересовать ребят чтением.
Задачи исследовательской работы:
2) проанализировать и сопоставить литературные и народные сказки, выявить сходство и отличие.
3) провести анкетирование среди учащихся начальных классов, чтобы узнать читают ли ребята книги в свободное время.
4) изучив дополнительную литературу, расширить свой кругозор, получить первоначальные навыки научно-исследовательской работы.
Самые растрёпанные, самые заслуженные, самые любимые первые наши книги ─ сказки. Мы их чуть ли не с рождения наизусть знаем. Читать не умели, а уж водили пальцем по строчкам. Сказка проходит через всё наше детство, через всю нашу жизнь. Мы даже и не представляем, как много знаем сказок.
1.Провести анкетирование среди учащихся начальных классов.
3.Чтение русских народных сказок «Морозко», « Заячья избушка», «Теремок»
4.Чтение авторских сказок К.И.Чуковского и С.Я.Маршака.
1.Из словаря С.И.Ожегова узнали, что сказка –это повествовательное, обычно народно-поэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях с участием фантастических и волшебных сил.
2 .Анализ и сравнение литературных и народных сказок.
Отличие:1. в народной сказке автор –народ, в литературной сказке автор – конкретный человек. 2. в народной сказке есть присказка, зачин, концовка, в литературной сказке может не быть традиционных элементов.
3.народная сказка имеет несколько вариантов, литературная сказка имеет неизменный текст в письменной форме.
4.в народной сказке описание простое с использованием общепринятых эпитетов, в литературной сказке описание сложное, неповторимое.
5.в литературной сказке более ярко, красочно описаны герои, место действия, события.
Сходство: 1.События вымышленные
2.Встречаются троекратные повторы, эпитеты
3.Деление героев на положительных и отрицательных.
4.Учат добру, справедливости, любви.
1. Подготовить инсценирование народной сказки «Заячья избушка»
2.Подготовить сказку К.И.Чуковского «Муха-Цокатуха» и выступить перед учащимися начальных классов.
Любая сказка, несмотря на присутствие в ней вымышленных персонажей или волшебных элементов, несет в себе воспитательную и поучительную функцию. Так, сказка «Теремок» учит нас радушию, дружелюбию и основная идея, которая проходит через весь сюжет, получает яркое воплощение в финале – это торжество великого чувства дружбы!
Сказочные герои каждый раз с удовольствием принимают очередного гостя, однако для большого Медведя места оказывается недостаточно, но друзья находят выход. Мы знаем, что в некоторых версиях сказки Медведь выступает как разрушитель. Но нас привлекла идея созидания, где в результате, обитатели маленького теремка строят себе новый, просторный дом и каждому находится место.
Сказок много. И почти у всякой есть сёстры ─ родные и двоюродные. Сказка меняется по тому, кто и где её рассказывает. Каждый сказочник по своему вкусу приноравливает, притесывает сказку к месту и людям.