система отображения представлений об окружающем мире это какой код

Система отображения представлений об окружающем мире это какой код

Согласно теории Н. И. Жинкина, в ходе «речевого онтогенеза» у человека происходит формирование двух языков: внешнего, коммуникативного, и внутреннего, «молчаливого». Во внутреннем языке отображается «сенсорный континуум» окружающей человека действительности. «Сенсорика» (сенсорное восприятие) и интеллект работают совместно, «от сенсорики начинается вход в интеллект, а от интеллекта через язык и речь идет выход информации о действительности для понимания ее другими людьми» (84, с. 123). В связи с этим Н. И. Жинкин вводит в «научное обращение» категорию-понятие «универсальный предметный код» (код УПК), который он определяет как «стык речи и интеллекта». Здесь, во внутренней речи, на основе задействования кода УПК и смешанного образно-предметного и языкового кода и «совершается перевод мысли на язык человека». Согласно взглядам Н. И. Жинкина, универсальный предметный код сложился в опыте поколений, его правила являются общими и одинаковыми для всех людей, что и обеспечивает «переводимость» речевой деятельности с одного языка на другой. Этот код — система «логических правил» отображения в сознании человека (посредством внутренней речи) окружающей его действительности, правил, на основе которых возникают смысловые связи, отображаемые затем в речевых высказываниях внешней речи (82, 84).

Согласно теории Н. И. Жинкина, внутренняя речь не только прокладывает путь от интеллекта к действительности, но и является «мостом», обеспечивающим взаимопонимание людей в процессе коммуникации, так как в ее смешанном предметном коде происходит преобразование непосредственно мыслимого содержания действительности в знаки речи и наоборот. Другими словами,jвнутренняя речь (и прежде всего, код УПК) — «это язык управляющий, регулирующий не только «молчаливые» движения собственного тела, но и замыслы для коммуникации с партнером» (84, с. 120). К сожалению, подлинно новаторская в научном плане теоретическая концепция Н. И. Жинкина об универсальном предметном коде внутренней речи в труде «Речь как проводник информации» (опубликованном спустя несколько лет после ухода из жизни этого замечательного ученого) представлена в самом первоначальном варианте, в форме рабочей гипотезы. Между тем, представленные в этой книге глубокий научный взгляд на «проблему «феномена» внутренней речи как «инструмента» человеческого мышления, научно обоснованная интерпретация речевой деятельности как деятельности в подлинном смысле речемыслительной имеют принципиально важное значение с точки зрения дальнейших перспектив развития психолингвистики (как в теоретическом, так и прикладном аспекте). В связи с этим остановимся более подробно на психолингвистической интерпретации единиц универсального предметного кода внутренней речи, определенного Н. И. Жинкиным как самостоятельный предмет научного исследования.

Источник

Универсальный предметный код (УПК)

У человека есть универсальный предметный код, он довербальный, с помощью него происходит весь процесс мышления, а вербализация(словесное выражение, описание чувств, мыслей, переживаний) — конечный результат обработки информации.Это Н.И. Жинкин (лингвист) ввёл понятие универсального предметного кода, который он трактовал как наследуемый генетически.

Универсальный предметный код (УПК) — это стык речи и интеллекта, это своего рода код «чистого мышления». УПК имеет принципиально невербальную природу и представляет собой систему знаков, имеющих характер чувственного отражения действительности в сознании. Движение от мысли к слову(вербальному) начинается именно с работы УПК, а динамику порождения высказывания можно представить в виде перехода от УПК к вербальному коду конкретного языка.

Другими словами, внутренняя речь (и прежде всего, код УПК) — «это язык управляющий, регулирующий не только «молчаливые» движения собственного тела, но и замыслы для коммуникации с партнером»(взято из вики)

Это примерно похоже на «машинный код» в компьютере. А вербализация аналогична языку программирования высокого уровня. Т.е. вербализация — это тот же код, только составленный «дебильным образом», а не конечный результат обработки информации. УПК просто «более компактное» и не столь явное представление вербального кода, как сам вербальный код. Другими словами, УПК — это как нолики и единички, а вербальный код — это как листинг программы на каком-нибудь языке программирования, Т.е. по сути УПК и вербальный код — это одно и то же, только представленно оно различным образом. Конечный же результат обработки информации(аналог того, что мы видим на экране компьютера) — это МЫСЛЬ. Если вернуться к аналогии с компьютером, то «мысль» — это то, что может быть увидено на экране, услышано через динамики, распечатано на принтере и т.д. «Мышление» — это те процессы, которые происходят внутри железа компьютера и не видны очевидным образом.

Мы же можем видеть на экране компьютера картинку на 100% сгенерированную программой внутри компьютера с одной стороны, та и картинку, содержащую в себе элементы ТОЛЬКО ЧТО введенные пользователем этого компьютера с другой стороны, так и МЫСЛЬ может либо быть результатом работы программы УПК, либо же может содержать в себе информацию от «руки» некоего НЕКТО, который пользуется МЫШЛЕНИЕМ, подобно тому, как мы пользуемся компьютером.

Вот даже в языке есть это различение между мыслью и тем, что ЗА мыслью — «мысль» и «замысел». Или, к примеру, слово «смысл» — «то, что идёт вместе с мыслью». И вот, мысль может быть также «бессмысленной», т.е. быть «сама по себе» БЕЗ того, что даёт ей смысл. «Замысел» — это то, что делает мысль и мышление ОСМЫСЛЕННЫМИ, т.е. замысел аналогичен пользователю или программисту.

Источник

УНИВЕРСАЛЬНО-ПРЕДМЕТНЫЙ КОД

Смотреть что такое «УНИВЕРСАЛЬНО-ПРЕДМЕТНЫЙ КОД» в других словарях:

КОД УНИВЕРСАЛЬНО-ПРЕДМЕТНЫЙ — КОД УНИВЕРСАЛЬНО ПРЕДМЕТНЫЙ. См. универсально предметный код … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕТОДИКИ — абстракция, автоматизация, автоматизм, аграмматизм, адаптация, адаптация сенсорная, адаптация социальная, адаптивность, адекватность восприятия, адекватность ощущений, аккультурация, акмеология, акселерация, акт деятельности, активизация,… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

Внутренняя речь — Внутренняя речь 1) планирование и контроль «в уме» речевых действий. В этом смысле В. р. близка мышлению и может рассматриваться как одна из форм его реализации. 2) Внутреннее проговаривание беззвучная речь «про себя», выполняющая те же функции … Лингвистический энциклопедический словарь

УПК — УПК: Уголовно процессуальный кодекс Учебно производственный комбинат Универсально предметный код … Википедия

Коммуникация — (лат. communicatio, от communico делаю общим, связываю, общаюсь) общение, обмен мыслями, сведениями, идеями и т. д. специфическая форма взаимодействия людей в процессе их познавательно трудовой деятельности. В отличие от коммуникации животных… … Лингвистический энциклопедический словарь

ВНУТРЕННЯЯ РЕЧЬ — (англ. inner speech). 1. Беззвучная речь, возникающая, например, в процессе мышления. Особый вид беззвучной речевой деятельности человека, неоформленной в звуковом или графическом коде, характеризующийся предельной свернутостью грамматической… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

Десятичная классификация Дьюи — Эту статью следует викифицировать. Пожалуйста, оформите её согласно правилам оформления статей. Десятичная классификация Дьюи система классификации книг, разработанная в XIX веке … Википедия

КОЛИЧЕСТВО — филос. категория, отображающая общее в качественно однородных вещах и явлениях. Чтобы выявить в них это общее, необходимо, во первых, установить их однородность, т.е. показать, в каком именно отношении они эквивалентны между собою, во вторых,… … Философская энциклопедия

Источник

Внутренняя речь. Универсальный предметный код (УПК)

Превращение мысли в слово совершается во внутренней речи. Учение о внутренней речи – одна из заслуг Л.С.Выготского. Он нашел путь к тайнам внутренней речи через исследование эгоцентрической (т.е. не направленной целиком к слушателям) речи ребенка в сопоставлении с речью ребенка более старшего возраста и с различными видами речи взрослых.

Внутренняя речь – результат длительной эволюции речевого сознания. Она развивается из внешней, эгоцентрической речи маленьких детей, которая все более сворачивается, делается сначала шепотной и лишь затем уходит внутрь языкового сознания. Такое превращение внешнего говорения во внутреннюю сжатую речь носит название интериоризации речи. Обычно механизм внутренней речи завершает свое формирование к подростковому возрасту (10-11 лет).

Выготский пришел к выводу, что внутренняя речь есть особое явление и имеет структуру, отличную от структуры внешней речи. Прежде всего внутренняя речь имеет сокращенный, фрагментарный характер. Человек, мысля про себя, облекает в слово не все элементы мысли, а только основные, определяющие. Поскольку основным элементом мысли является предикат, то именно он оформляется словом во внутренней речи. Таким образом, внутренняя речь имеет предикативный характер. Кроме того, слово во внутренней речи приобретает особый, чисто субъективный смысл, отражая личный опыт человека и вбирая в себя те элементы мысли, которые не получают словесного выражения, расширяя тем самым свое значение.

По своей структуре внутренняя речь напоминает разговорное ситуативное общение. Представим себе ситуацию: на автобусной остановке пассажиры ожидают прибытие опаздывающего автобуса. Вдруг один из пассажиров произносит: ”Идет”. Этого одного слова вполне достаточно, чтобы окружающие поняли смысл высказывания.

Внутренняя речь – это речь свернутая, сжатая, часто деграмматикализованная. Она несет в себе конспект будущего высказывания и разворачивается в считанные доли секунды.

Именно во внутренней речи слова переходят из замысла в значение. Здесь возникают первые словесные обозначения элементов смысла, которые разворачиваются впоследствии в связную, наполненную общепонятными значениями грамматически оформленную речь.

Тезис Выготского о сокращенности и предикативности внутренней речи впоследствии был полностью подтвержден экспериментально рядом психологов. Исследования проводились различными методами, среди которых главную роль сыграли метод артикуляционных помех и регистрация микродвижений языка и электротоков действия речевой мускулатуры при внутренней речи. Первый состоит в том, что испытуемому предлагается решить какую-нибудь умственную задачу, и в то же время произносить что-либо вслух автоматически (например, считать по порядку или произносить заученное стихотворение). При этом изучается влияние создаваемых таким образом помех на работу мысли. Второй метод основан на том, что при внутренней речи происходят некоторые незначительные движения мускулов речевых органов, которым предшествуют слабые электротоки в них (Соколов).

Таким образом, внутренняя речь представляет собой своеобразное, неполное и нечеткое оформление мыслей. Полное оформление мыслей, придание им отчетливой структуры возможно только во внешней речи, т.е. в общении. Человек, размышляющий про себя, делая вывод, который хочет ясно осознать и удержать в памяти, переходит к внешней речи и либо записывает свой вывод, либо произносит его вслух и старается запомнить, т.е. вступает тем самым в общение с собой.

Перевод внутренней речи во внешнюю делает ее не только доступной восприятию других, но и более ясной, четкой, совершенной для самого мыслящего, потому что для этого требуется четкое и правильное расчленение мысли на составные элементы и установление логических отношений между ними.

Одно из базовых положений концепции Выготского заключается в следующем утверждении: “Мысль не воплощается, а совершается в слове”. В процессе появления высказывания на свет идет “борьба” индивидуально-личностного смысла, понятного только самому говорящему, и языковых форм, несущих в себе принятые коллективом значения. В процессе говорения происходит трансформация замысла (“Мысль изреченная есть ложь”). Мы часто испытываем острое неудовлетворение по поводу словесного воплощения задуманного. И наоборот, часто мы убеждаемся, что за красивыми, вполне связными высказываниями не скрывается никакого содержания.

С.Л.Рубинштейн заметил, что в речи мы формулируеммысль, но, формулируя, мы сплошь и рядом ее формируем.

Единицы мысли и единицы речи, по Выготскому, не совпадают.

Соединение со звуковыми символами происходит путем перекодирования с языка мозга на естественный язык /Жинкин/. Н.И.Жинкин отмечает наличие кодовых переходов во внутренней речи.

Мышление реализуется не на каком-то национальном языке, а на особом языке, вырабатываемом каждым мыслящим человеком. Этот код получил название предметно-схемного кода, универсального предметного кода (УПК). Это субъективный код, непроизносимый, универсальный, свободный от избыточности. Между элементами этого кода устанавливаются отношения, которые отражают предметные связи в объективной действительности.

Универсальный предметный код связывает мозговые процессы с речевыми. Через него осуществляется перекодирование с кодов мозга на коды естественного языка.

УПК – это банк знаний индивида. В УПК есть обобщения разной степени.

Механизм человеческого мышления, по Жинкину, реализуется в двух противостоящих динамических звеньях – предметно-изобразительном коде (внутренняя речь) и речедвигательном коде (экспрессивная речь). В первом звене речь задается, во втором передается и снова задается для первого звена.

Источник

Универсальный предметный код

Концепция универсального предметного кода как нейро-физиологического субстрата мышления была разработана Н.И.Жинкиным, опиравшимся на некоторые фундаментальные идеи, высказанные Л.С.Выготским. Дальнейшую разработку этой идеи находим в работах И.Н.Горелова.

Смысл всегда имеет индивидуально-личностный характер, он рождается в субъективном сознании говорящего и как бы несет в себе то со­держание, которое должно воплотиться в речи. Значение демон­стрируется в результате речепорождения. Движение от мысли к слову, по Выготскому, предстает в форме превращения личностного смысла в общепонят­ное значение.

И.Н.Горелов и К.Ф.Седов, анализируя концепцию Л.С.Выготского, пишут о его знаменитой фразе «Мысль не воплощается, а совершается в слове»: «Эта цитата из книги ученого стала кочевать по разным учебникам и монографиям, посвященным проблемам психологии речи. Вы­рванная из контекста, она часто интерпретируется таким образом: человек не знает, о чем он будет говорить до тех пор, пока не за­говорит. … Здравый смысл заставляет усомниться в справедливости по­добной трактовки порождения высказывания. И в самом деле, разве мы не знаем до запуска механизма речевой деятельности того, о чем пойдет речь? … Подобные рас­суждения заставили ученика и соратника Л. С. Выготского С. Л. Рубинштейна несколько смягчить определение учителя: «В речи мы формулируем мысль, но формулируя, мы сплошь и рядом ее формируем». Такая редакция ближе к истине, но и она не дает от­вета на возникающие вопросы:

1. Если внутренняя речь формируется у детей к 10-летнему возрасту, то как понимают высказывание дошкольники?

2. Как происходит процесс перевода с одного языка на другой?

Согласно концепции Н.И. Жинкина, базовым компонентом мышле­ния является особый «язык интеллекта» (его-то и назвал исследова­тель универсальным предметным кодом).

Применив методику речевых помех, Н.И.Жинкин показал, что мышление не связано с речедвигательным кодом и осуществляется в особом несловесном предметно-образном коде, который получил название «универсальный предметный код» (сокращенно – УПК). Единицами универсального предметного кода являются наглядные образы, формирующиеся в сознании человека в процессе восприятия им окружающей действительности. Код этот имеет принци­пиально невербальную природу и представляет собой систему знаков, представляющих собой результат чувственного отражения действитель­ности в сознании. Это «язык» схем, образов, осязательных и обоня­тельных отпечатков реальности, кинетических (двигательных) импульсов и т. п. При помощи этих образов и осуществляется мышление человека.

«Н. И. Жинкин харак­теризует этот код как непроизносимый, в котором отсут­ствуют материальные признаки слов натурального языка, и где обозначаемое является вместе с тем и знаком (выд. авторами – З.П.,И.С.)» (Р.Г.Котов, А.И.Новиков. Предисловие // Жинкин Н.И. Речь как проводник информации. М., Наука. 1982, с.5).

В современной лингвистике и психолингвистике для характеристики нейрофизиологического субстрата мышления используются термины образный код, смешанный код, предметно-схемный код, внутренний субъективный код, предметно-изобразительный код, вторичный код, язык мозга, автономный код, индивидуальный код и др. Термин «универсальный предметный код», восходящий к Н.И.Жинкину, является более употребительным и представляется предпочтительным.

В посмертно вышедшей книге «Речь как проводник информации» (М.,1982) Н.И.Жинкин отмечал: «Интеллект, для которого предназначается сообщение, не понимает естественного языка. У него есть собственный информационный язык. На этом языке он строит гипотезы, доказательства, делает выводы, выносит решения и т.д.» (с.18); интеллект «вырабатывает понятия, суждения, делает умозаключения и выводы с тем, чтобы отразить действительность и указать мотивы человеческой деятельности. Все эти операции не зависят от того, на каком языке говорит человек» (с.88).

Интеллектуальная деятельность на базе УПК осуществляется в лобных долях головного мозга, сам же процесс перехода речи на уровень интеллекта и наоборот осуществляется самыми различными областями коры (с.88).

«Теоретические поиски Н. И. Жинкина не опровергают, а зна­чительно дополняют и углубляют концепцию Л. С. Выготского. Они позволяют уточнить классическую формулу перехода мысли в речь. Мысль, существуя в пределах возможностей универсаль­но-предметного кода, в ходе ее вербализации способна трансфор­мироваться, обрастать значениями, которые несут в себе единицы конкретного национального языка» ( Горелов, Седов 1998, с.64).

Н.И.Жинкин указывает, что УПК является универсальным потому, что он «свойствен человеческому мозгу и обладает общностью для разных человеческих языков», обеспечивая переводимость (с.54). Добавим, что универсальность этого кода также в том, что он, будучи производным от чувственного восприятия действительности, а не от языка, есть у всех людей, не только независимо от того, на каком языке они говорят, но и независимо от того, говорят ли эти люди вообще (ср. глухонемые – они воспринимают действительность органами чувств, а значит у них в любом случае формируется УПК, позволяющий им мыслить).

Универсальность УПК обеспечивает возможность понимания языка маленькими детьми, еще не владеющими или плохо владеющими языком, а также детьми, у которых еще не сформировались в полной мере механизмы внутренней речи – УПК формируется быстрее и раньше, чем эти механизмы. и именно он обеспечивает умственную деятельность и возможность сначала просто понимать чужую речь.

На универсальном предметном коде происходит формирование замысла речи, первичная запись личностного смысла, который стремится выразить говорящий. Движение от мыс­ли к слову происходит на первых этапах развертывания этого процесса с использованием невербального кода, который в ходе порождения речи перекодируется в языковую форму.

Порождение речи, таким образом, это переход с кода чувственных образов на обычный вербальный язык. В процессе восприятия и понимания языка мы, наоборот, переводим языковые единицы на универсальный предметный код.

Универсальный предметный код субъективен, индивидуален у каждого говорящего, поскольку он образуется у каждого человека как отражение его неповторимого, индивидуального чувственного жизненного опыта.

Объединяясь в сознании в более крупные комплексы, они создают сложные картины, активизация отдельных элементов которых, выделение в структуре комплексной ментальной картины ситуации некоего отдельного признака представляют собой предикации. Будет ли эта предикация развернута в высказывание, зависит от коммуникативных потребностей индивида: далеко не все свои мысли человек сообщает окружающим, но вычленение в ментальной картине основного признака означает состоявшуюся мысль.

Единицы универсального предметного кода могут косвенно обнаруживать себя. Так, если человек не знает смысл какого-либо абстрактного понятия, он пытается помочь себе объяснить это изобразительными жестами, движениями руки. Видимо, он пытается опереться на образную единицу УПК, пытается изобразить ее, в то время как абстрактная идея не может быть изображена наглядным образом (как, например, такие концепты как рябь, зыбь, винтовая лестница, круглый, квадратный, маленький и др.), она закрепляется сложным комплексным образом, который «руками» изображен быть не может.

Когда студенты на экзамене не знают ответа на вопрос, они непроизвольно пытаются помочь себе, изображая руками перед собой в ходе рассуждения некоторые замысловатые фигуры – то есть как бы пытаясь изобразить, передать экзаменатору тот образ, который, как они считают, кодирует необходимую им единицу знания в их сознании и для которого они не могут найти подходящие слова.

Значительное количество слов языка (гораздо большее, чем может показаться на первый взгляд) связано в сознании людей с чувственно-наглядными образами (ср. мяч, лимон, луна, солнце, кислый, сладкий, красный, зеленый, лужа, окурок и мн. др.). Эти чувственные образы кодируют соответствующие концепты в памяти.

Таким образом, универсальный предметный код является нейрофизиологическим субстратом мышления, который существует и функционирует независимо от национального языка и обеспечивает как непосредственно сам процесс мышления, так и начальный этап порождения речи (речевое высказывание начинается с личного смысла, выраженного универсальным предметным кодом), а также завершающий этап понимания речи (понимание речевого высказывания завершается «переводом» на универсальный предметный код).

Дата добавления: 2015-08-05 ; просмотров: 4122 | Нарушение авторских прав

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *