первым послереволюционным нормативным актом регулирующим порядок отбывания
История развития уголовно-исполнительного законодательства
Предпосылки и начальный этап формирования уголовно-исполнительного законодательства
Изучаемая отрасль законодательства на протяжении многих лет имела различные названия. До середины 1920-х гг. она развивалась преимущественно в рамках уголовного и уголовно-процессуального закона, а также отдельных нормативных актов по организации исполнения лишения свободы и именовалась тюремным, или пенитенциарным, законодательством. С момента принятия ИТК РСФСР в 1924г. данная отрасль законодательства получила статус самостоятельной и название «исправительно-трудовое законодательство». Свое наименование оно получило от признанного приоритетным в советский период средства исправления осужденных – общественно полезного труда.
Особенностью данной отрасли законодательства являлось то, что ее нормы регулировали порядок и условия исполнения (отбывания) уголовных наказаний, связанных с применением мер исправительно-трудового воздействия. Нормами закона (ИТК РСФСР 1924 г., 1933 г., 1970 г.) традиционно регламентировалось только исполнение лишения свободы, ссылки, высылки, исправительных работ, исполнение остальных видов уголовных наказаний до 1983 г. регулировалось ведомственными нормативными актами МВД СССР. Указами Президиумов Верховных Советов СССР и РСФСР 15 марта 1983 г. и 16 июля 1984 г. были приняты соответственно общесоюзное и республиканское положения о порядке и условиях исполнения уголовных наказаний, не связанных с мерами исправительно-трудового воздействия на осужденных. В Положении о порядке и условиях исполнения в РСФСР уголовных наказаний, не связанных с мерами исправительно-трудового воздействия на осужденных, регламентировалось исполнение: лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью; взыскания штрафа; общественного порицания; конфискации имущества; лишения воинского или специального звания; увольнения от должности; возложения обязанности загладить причиненный вред.
Следовательно, в начале 1980-х гг. фактически сформировались две обособленные отрасли законодательства, регулирующие исполнение уголовных наказаний: 1) исправительно-трудовое; 2) законодательство об исполнении наказаний, не связанных с мерами исправительно-трудового воздействия на осужденных. Это обстоятельство, а также вступление России в середине 1980-х гг. в эпоху кардинальных социально-политических и экономических преобразований потребовали проведения реформы законодательства об исполнении уголовных наказаний.
С 1980-х гг. силами ученых и практических работников МВД СССР, МВД РФ была проведена большая работа по созданию нового законодательства в сфере исполнения уголовных наказаний (табл. 1). Основополагающими принципами здесь выступали: необходимость создания единого уголовно-исполнительного законодательства, регламентирующего исполнение всех видов уголовных наказаний, в том числе и смертной казни, а также иных мер уголовно-правового воздействия; наиболее полное его соответствие международным стандартам обращения с осужденными; последовательное осуществление гуманизации и демократизации порядка и условий отбывания наказаний.
Основные этапы развития уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации
Принятие УИК РФ ознаменовало создание в России новой самостоятельной отрасли законодательства – уголовно-исполнительного. В нем нашли отражение международные стандарты обращения с осужденными, были закреплены новые тенденции развития системы исполнения уголовных наказаний, обусловленные изменениями в политической, экономической и общественной жизни России. В УИК РФ были учтены и новые правовые реалии, связанные с развитием преступности в стране, с криминогенной обстановкой в целом.
Развитие уголовно-исполнительного законодательства на современном этапе
Совершенствование уголовно-исполнительного законодательства продолжается и в настоящее время. С момента принятия УИК РФ и по октябрь 2007 г. в него 28 раз вносились изменения и дополнения. Кодекс был дополнен ст. 77.1 и 77.2, в новой редакции изложены одиннадцать статей, корректировке подверглось более 100 статей, восемь статей и приложение были исключены. На значительную гуманизацию исполнения уголовных наказаний направлены новации законодательных актов, принятых в последние годы.
Системные изменения в уголовно-исполнительное законодательство и практику его применения были внесены Федеральным законом от 8 декабря 2003 г. № 161-ФЗ «О приведении Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации и других законодательных актов в соответствие с Федеральным законом „О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации“». Этим Законом были изменены 53 статьи УИК РФ, пять его статей даны в новой редакции, восемь статей и Приложение 1 исключены.
Общей направленностью Закона на дальнейшую гуманизацию и демократизацию процесса исполнения уголовных наказаний пронизано большинство изменений норм Общей части УИК РФ. В первую очередь это касается расширения прав осужденных. Так, второе предложение ч. 2 ст. 12, в котором содержится запрет на жестокое или унижающее человеческое достоинство обращение с осужденными, дополнено словами «или взысканию». Подобная редакция не только в большей мере соответствует формулировке ст. 7 Международного пакта о гражданских и политических правах, но и гарантирует, что теперь и дисциплинарные взыскания, налагаемые на осужденных, могут применяться только в строгом соответствии с Законом. Статья 12 Уголовно-исполнительного кодекса РФ также дополнена ч. 6.1, закрепляющей право осужденных на психологическую помощь, оказываемую сотрудниками психологической службы исправительного учреждения и иными лицами, имеющими право на оказание такой помощи. Тем самым на законодательном уровне урегулировано фактическое положение, которое сложилось в местах лишения свободы после создания полноценной психологической службы УИС. При этом предписание закона о том, что участие осужденных в мероприятиях, связанных с оказанием психологической помощи, осуществляется только с их согласия, является важным условием соблюдения этого субъективного права в отношении конкретного осужденного.
Признание осужденных субъектом права позволяет им не только иметь субъективные права и юридические обязанности, но и способность независимо их осуществлять, в том числе путем подачи предложений, заявлений, ходатайств и жалоб по всем интересующим их проблемам в любые инстанции. Поэтому законодатель изъял из ч. 1 ст. 15 Уголовно-исполнительного кодекса РФ положения, предусматривающие возможность обращений осужденных только по вопросам, связанным с нарушением их прав и законных интересов.
Важные изменения внесены в нормы, регламентирующие порядок осуществления контроля за деятельностью учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания. В частности, на суды возлагается обязанность рассматривать жалобы осужденных и иных лиц на действия администрации учреждений и органов, исполняющих наказания, не только в специальных случаях, предусмотренных законом, а по общим правилам в соответствии с законодательством РФ. Такой порядок предусмотрен гл. 25 ГПК РФ, регламентирующей производство по делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
В последние годы в связи со становлением правового государства и гражданского общества происходит расширение круга субъектов контрольной деятельности в сфере исполнения уголовных наказаний. Это требует отчетливого и своевременного закрепления их контрольного статуса в уголовно-исполнительном законодательстве. Правом беспрепятственного посещения учреждений и органов, исполняющих наказания, и, соответственно, контроля закон наделил Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации и Уполномоченных по правам человека в субъектах РФ, а также членов общественных наблюдательных комиссий, для чего внесены соответствующие изменения в ст. 24 Уголовно-исполнительного кодекса РФ.
С учетом Постановления Конституционного Суда РФ от 26 ноября 2002 г. № 16-П «По делу о проверке конституционности положений статей 77.1, 77.2, частей первой и десятой статьи 175 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации и статьи 363 Уголовно-процессуального кодекса РСФСР в связи с жалобой гражданина А. А. Кизимова» изменен порядок представления осужденного к условно-досрочному освобождению, установленный ст. 175 Уголовно-исполнительного кодекса РФ. Правом ходатайствовать перед судом об условно-досрочном освобождении наделяются непосредственно осужденный, отбывший установленный УК РФ минимальный срок, а также его адвокат (законный представитель).
Ряд норм Федерального закона направлен на совершенствование механизма реализации отдельных прав и законных интересов осужденных. Так, теперь даже в обстановке режима особых условий в исправительных учреждениях не может ограничиваться деятельность медико-санитарных служб, тем самым осужденным гарантируется право на оказание медицинской помощи (ч. 2 ст. 85 Уголовно-исполнительного кодекса РФ). В ч. 4 ст. 89 Уголовно-исполнительного кодекса РФ конкретизирован порядок осуществления осужденными к лишению свободы права на получение юридической помощи. Для этого предусматривается предоставление свиданий с адвокатами или иными лицами, имеющими право на оказание юридической помощи, без ограничения их числа продолжительностью до четырех часов. По заявлению осужденного свидания с адвокатом предоставляются наедине, вне пределов слышимости третьих лиц и без применения технических средств прослушивания.
В ч. 2 ст. 91 Уголовно-исполнительного кодекса РФ внесены изменения, предоставляющие осужденному возможность бесцензурной переписки не только с судом, прокуратурой, вышестоящим органом УИС и Уполномоченным по правам человека в РФ, но и с уполномоченным по правам человека в субъекте РФ, общественной наблюдательной комиссией, Европейским судом по правам человека.
Закон предоставляет всем осужденным к лишению свободы более широкую возможность использования телефонной связи для общения с близкими (ст. 92 Уголовно-исполнительного кодекса РФ), устанавливает минимальные стандарты обеспечения осужденных индивидуальными средствами гигиены (ст. 99 Уголовно-исполнительного кодекса РФ), обеспечивает выдачу осужденному при освобождении паспорта (ст. 173 Уголовно-исполнительного кодекса РФ). Теперь в срок нахождения осужденных в обычных условиях (в строгих условиях) исправительных учреждений засчитывается время содержания осужденного под стражей в следственном изоляторе, если к нему применялась соответствующая мера пресечения и не применялось дисциплинарное взыскание в виде водворения в карцер (ст. 122, 124, 127, 130, 132 Уголовно-исполнительного кодекса РФ).
В Законе расширены права и заметно гуманизированы условия отбывания лишения свободы для отдельных категорий осужденных, в частности в отношении осужденных женщин (ч. 1 ст. 98, ч. 4ст. 100, ч. 7 ст. 117, ч. 3 ст. 121 Уголовно-исполнительного кодекса РФ), а также несовершеннолетних осужденных (ч. 9 ст. 74, ч. 3 ст. 141 Уголовно-исполнительного кодекса РФ).
В 2004 г. уголовно-исполнительное законодательство было уточнено в связи с проводимой в стране административной реформой. Так, в соответствии с Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» (в ред. от 20 мая 2004 г.) была создана Федеральная служба исполнения наказаний. Закрепление правового статуса этого органа потребовало внесения соответствующих изменений в УИК РФ и, особенно, в Закон РФ от 21 июля 1993 г. № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы».
С 1 января 2005 г. в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2004 № 177-ФЗ «О введении в действие положений Уголовного кодекса Российской Федерации и Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации о наказании в виде обязательных работ» началось практическое исполнение уголовного наказания в виде обязательных работ.
На дальнейшее совершенствование правового регулирования исполнения исправительных и обязательных работ, содержания в дисциплинарной воинской части и лишения свободы были направлены поправки, внесенные в УИК РФ в 2005 – 2007 гг.
Значительное изменение принципов и форм привлечения к труду осужденных к лишению свободы предусматривает Федеральный закон от 6 июня 2007 г. № 91-ФЗ. Согласно данному Закону в исправительных учреждениях вместо предприятий будут созданы центры трудовой адаптации осужденных и производственные (трудовые) мастерские. Основными задачами этих структурных подразделений исправительных учреждений выступают организация трудового воспитания осужденных путем привлечения их к общественно полезному оплачиваемому труду, создание условий для их моральной и материальной заинтересованности в его результатах, восстановление и закрепление профессиональных и трудовых навыков осужденных, необходимых им для последующей скорейшей адаптации в обществе.
Таким образом, развитие уголовно-исполнительного законодательства прошло несколько этапов.
Наиболее перспективным путем развития уголовно-исполнительного законодательства остается совершенствование формы УИК РФ как сводного закона прямого действия, содержащего конкретные правовые нормы и предусматривающего механизм реализации закрепленных в нем норм. В то же время необходимо ускорить принятие ряда законов, предусмотренных УИК РФ. Данные законодательные акты должны дополнять и развивать его отдельные положения, конкретные аспекты отношений в сфере исполнения уголовных наказаний, подлежащие дополнительному регулированию.
История развития уголовно-исполнительного права и пенитенциарной системы в России
Формирование пенитенциарного законодательства в Древней Руси
Пенитенциарное законодательство начало формироваться в Древней Руси в период становления государственности у восточных славян.
Так, самым известным памятником древнерусского права, содержащим нормы уголовных наказаний и порядок их исполнения, является «Русская Правда».
В этом труде все предписания основывались на обычаях и сложившейся практике наказания за совершенные преступления.
В «Русской Правде» есть упоминания о смертной казни как о мере наказания.
Но в этом же своде законов исключается физическое воздействие на людей в качестве меры наказания.
В частности, от битья кнутом можно было откупиться за 80 гривен.
Самое строгое наказание предусматривалось за разбой, сопряженный с убийством.
Преступник, виновный в этом преступлении, не имел права рассчитывать на помощь сельской общины в выплате виры (денежного штрафа) и выдавался с семьей на поток и разграбление, которые заключались в конфискации имущества преступника и превращении в холопов его жены и детей. 996 г.
В «Повести временных лет» впервые упоминается о смертной казни в Древнерусском государстве: «. Владимир же отверг виры, нача казнити разбойников.».
Уголовно-исполнительное законодательство и пенитенциарные учреждения России в XVI-XVII вв.
Уголовно-исполнительное законодательство и пенитенциарные учреждения в России возникают в период образования и укрепления Русского централизованного государства.
Основным источником права этого периода были Судебники 1497 и 1550 гг.
Судебник 1497 г. закрепил наказуемость антигосударственных деяний.
Система наказаний и процесс их исполнения приобрели более суровый характер, значительная часть применявшихся ранее штрафов была вытеснена смертной казнью, телесными наказаниями, лишением свободы.
В Судебнике не упоминается тюремное заключение, но преступников могли помещать в монастырские подвалы и башни на срок «сколь государь укажет».
Смертная казнь в Судебнике 1497 г. предусматривалась примерно в 10 случаях, в том числе за убийство, разбой, кражу и ябедничество.
Процедура исполнения смертной казни носила публичный характер и имела цель устрашения.
В Судебнике 1550 г. тюремное заключение предусматривается впервые как самостоятельное наказание в 21 случае.
Причем закон не указывает на сроки тюремного заключения.
Оно применялось, как правило, в сочетании с другими видами наказания.
Тюрьма долгое время применялась не в качестве самостоятельного наказания, а в качестве предварительного заключения и меры взыскания с несостоятельных должников.
Соборное Уложение, принятое в 1649 г., послужило новым этапом развития системы уголовных наказаний.
Преступления в Уложении представлены в определенной системе.
Смертная казнь предусматривалась как простая (повешение, отсечение головы), так и квалифицированная (сожжение, залитие горла металлом) и т. д.
Соборное Уложение расширило применение тюремного наказания, которое назначалось на определенный срок (до 4 лет), либо на неопределенный (на сколько государь укажет) срок.
Уголовно-исполнительное законодательство и пенитенциарные учреждения России в XVIII в.
В прилагаемом к Артикулу своде процессуальных норм по его исполнению указывалось, что наказания смертью исполняются «застрелением, мечом, виселицею, колесом, четвертованием и огнем».
Заметный вклад в идеологию создания уголовно-исполнительного права внесла Екатерина II, которая в первые годы своего правления составила проект «Об устройстве тюрем».
В нем предусматривалось разделение заключенных по полу, раздельное содержание подследственных и осужденных, создание особых тюрем для различных категорий осужденных (например, для приговоренных к смертной казни).
Одним из первых законов, содержащих указание о необходимости создания принудительно-воспитательных заведений и предпринявших попытку регламентировать режим содержания лиц в указанных учреждениях является утверждение 7 ноября 1775 г. «Учреждений об управлении губерниями».
Работные дома были созданы, «дабы работой доставить прокормление неимущим».
Со временем работные дома превратились в обычные места заключения для лиц, совершивших преступление.
Смирительные дома создавались для содержания лиц, нарушающих общественный порядок, «которые начнут без стыда и зазора иметь явное поведение добронравию и благочинию противное».
Первой попыткой регламентировать режим можно считать Инструкцию Петербургской тюрьмы, принятую в 1799 г.
Инструкция впервые предусматривала классификацию преступников по полу, сословию и характеру совершенного преступления.
Регулировался порядок свиданий. Однако не регулировались вопросы поощрений и наказаний.
Уголовно-исполнительное законодательство и пенитенциарные учреждения России в ХIХ-начале XX вв
Особое место в истории русской тюрьмы занимают XIX- начало XX в., так как в этот период произошел заметный сдвиг в тюремной политике.
В 1819 г. был принят Устав общества Попечительских тюрем.
Его положения к средствам нравственного исправления относили: 1) постоянный надзор за заключенными; 2) размещение их по роду преступлений; 3) наставление их в правилах христианского благочестия и доброй нравственности, на этом основанной; 4) занятие их приличными упражнениями; 5) заключение провинившихся или буйствующих в уединенное место.
Тюремная инструкция 1831 г. регулировала условия приема, размещения, режима, труда и быта заключенных.
Она была важным шагом к созданию Тюремного кодекса России.
Свод учреждений и установлений о содержащихся под стражей и ссыльных 1831 г. являлся первым систематизированным актом об исполнении лишения свободы.
В Уложении о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г. к уголовным наказаниям были отнесены: 1) лишение всех прав состояния и смертная казнь; 2) лишение всех прав состояния и ссылка в каторжные работы; 3) лишение всех прав состояния и ссылка на поселение в Сибирь; 4) лишение всех прав состояния и ссылка на Кавказ.
К исправительным наказаниям отнесены: 1) ссылка на житие в отдаленные губернии и лишение особенных прав; 2) временное заключение в крепости; 3) временное заключение в смирительном доме; 4) кратковременный арест; 5) выговоры в присутствии суда.
Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями, 1864 г. отменял телесные наказания.
Закреплялась следующая система наказаний: 1) выговоры, замечания и внушения; 2) денежные взыскания не свыше 300 рублей; 3) арест не свыше 3 месяцев; 4) заключение в тюрьме не свыше 1 года.
Уголовное Уложение 1903 г. закрепляло следующую систему наказаний: 1) смертная казнь (непубличное повешение); 2) каторга (415 лет); 3) бессрочная ссылка на поселение; 4) заключение в исправительном доме (1,5-6 лет); 5) заключение в крепости (2-6 лет); 6) заключение в тюрьме; 7) арест; 8) денежный штраф.
Уголовно-исполнительное законодательство и пенитенциарные учреждения 1917-1930 гг.
Наибольший интерес и объем составляет советское исправительнотрудовое законодательство, образовавшееся после 1917 г., изменившее общественную ситуацию и отменившее исполнение наказаний тюремным и ссылочным способом.
Во временной инструкции «О лишении свободы как мере наказания и о порядке отбывания такого», утвержденной постановлением НКЮ (Народного Комиссара Юстиции) от 23 июля 1918 г., оговорено перевоспитание и исправление осужденных с использованием труда.
Система мест лишения свободы состояла из: 1) общих мест заключения (тюрем); 2) воспитательно-карательных реформаториев и земледельческих колоний (в основном для молодежи); 3) испытательных заведений для лиц, в отношении которых есть основания для смягчения режима или досрочного освобождения; 4) карательно-лечебных заведений (для арестантов с заметно выраженными психическими дефектами); 5) тюремных больниц.
Крупным нормативным актом, регламентирующим исполнение наказаний, стало утвержденное постановлением НКЮ от 15 ноября 1920 г.
Положение об общих местах заключения РСФСР, которое представляло собой инструкцию о деятельности и управлении общими местами заключения.
В положении было подробно регламентировано применение общественно полезного труда, учебно-воспитательной и культурно-просветительной работы; определен правовой статус администрации общих мест заключения.
Осужденные классифицировались на категории совершивших корыстные и некорыстные преступления и рецидивистов.
Первый в истории России Исправительно-трудовой кодекс был принят 16 октября 1924 г.
Термин «уголовное наказание» был заменен разработчиками на термин «меры социальной защиты».
Все места заключения делились на: места заключения для применения мер социальной защиты воспитательного характера, медико-педагогические (трудовые дома), медицинского характера.
Проводилась классификация осужденных на осужденных к лишению свободы со строгой изоляцией, осужденных, не принадлежащих к трудовому классу, иных осужденных.
Уголовно-исполнительные органы и учреждения современной России 1991-1995 гг
1991 г. В ряде исправительно-трудовых колоний стали создаваться локальные профилактические участки (ЛПУ), целью которых являлась изоляция наиболее авторитетных представителей преступного мира от основной массы заключенных.
В ЛПУ, как правило, направлялись нарушители режима.
Решение о таком переводе принималось комиссией из представителей всех служб колонии совместно с советом профилактики и дисциплинарной комиссией. 1992 г. 12 июня был принят Закон РФ «О внесении изменений и дополнений в ИТК РСФСР, УК РСФСР и УПК РСФСР», который значительно изменил законодательную регламентацию исправительных работ.
Согласно новому закону исправительные работы могли назначаться двух видов: по месту прежней работы и в иных местах, определяемых органами, исполняющими наказание.
Исправительные работы могли назначаться на срок от двух месяцев до двух лет, а удержания в доход государства составляли от 5 до 20 процентов. 1993 г. 27 января Верховный Совет РФ принял Постановление «Об особенностях управления предприятиями исправительно-трудовых учреждений и лечебно-трудовых профилакториев Министерства внутренних дел Российской Федерации».
Согласно данному постановлению управление предприятиями ИТУ, распоряжение их имуществом, а также создание, реорганизация и ликвидация данных предприятий осуществляли МВД РФ и уполномоченные им территориальные органы управления уголовно-исполнительной системы в порядке, установленном Государственным комитетом РФ по управлению государственным имуществом.
В 1993 г. 21 июля Верховный Совет РФ принял Закон «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», согласно которому на уголовно-исполнительную систему возлагались следующие задачи:
Этот закон разрешал осужденным заниматься не только индивидуальной трудовой деятельностью, но и организовывать товарищества с ограниченной ответственностью. 1994 г. 26 апреля Государственная Дума приняла Постановление «О комиссии Государственной Думы по проверке фактов нарушения прав человека в отношении подозреваемых и обвиняемых в совершении преступления, содержащихся в следственных изоляторах временного содержания в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации».
Была образована Комиссия по проверке случаев нарушения прав человека в отношении подозреваемых и обвиняемых в совершении преступления, содержащихся в следственных изоляторах. 1995 г. 20 июля Государственная Дума в третьем чтении приняла новый Уголовный кодекс Российской Федерации, который состоит из XII разделов, 34 глав и 352 статей.
В 1995 г. 25 июля Правительство РФ приняло Постановление «О Федеральной целевой программе содействия трудовой занятости осужденных к наказанию в виде лишения свободы (1995-1996 гг.)».
Чтобы создать необходимые условия для реализации этого закона, принимался комплекс мер, способствующих переориентации имеющихся производственных мощностей предприятий УИН на изготовление конкурентоспособной, пользующейся спросом на внутреннем и внешнем рынках продукции и созданию новых производств для трудоустройства вновь поступающих осужденных.
Общая характеристика Уголовно-исполнительного кодекса РФ 1996 г. и его структура
Уголовно-исполнительный кодекс РФ, принятый 18 декабря 1996 г., существенно отличается от Исправительно-трудового кодекса РСФСР 1970 г. по следующим позициям:
Система исполнения отдельных видов наказании урегулирована по единой схеме: 1) порядок и условия исполнения конкретного вида наказания; 2) обязанности и права осужденных; 3) обязанности и права администрации учреждении и органов, исполняющих наказание; 4) применение средств исправления осужденных и меры обеспечения их реализации.
Такая четкая структура правового регулирования позволяет легко ориентироваться субъектам и участникам правоотношений правоприменительной деятельности.
Уголовно-исполнительный кодекс РФ подразделяется на Общую и Особенную часть.
В Общей части определяются цели и задачи данной отрасли, ее принципы, действие уголовно-исполнительного закона в пространстве и во времени, соотношение норм отечественного и международного права по вопросам исполнения уголовных наказаний.
Особенная часть полностью посвящена регламентации порядка и условий исполнения (отбывания) конкретных видов уголовных наказаний.