первой формой психического по эпикуру являются

9. Учение о душе Эпикура

После Аристотеля и сто­иков в античной психологии намечаются заметные изменения в понимании сущности души. Эти изменения касались, прежде всего, вопроса о границах психического. Накапливаемые в естествознании факты все с большей настойчивостью и очевидностью указывали на существенные различия между растениями и животными. Философы все более склонялись к тому, чтобы отграни­чить от общебиологических явлений собственно психи­ческие явления, которые были еще слитыми в учении Аристотеля. Пси­хологические взгляды стоиков, в которых одухотворялась вся природа, в еще большей степени расходились с наме­тившимся новым подходом. Эта новая точка зрения на состав души, а стало быть и границы психического, от­мечается уже у перипатетиков (после­дователей Аристотеля), но более ярко она нашла выра­жение в философско-психологических взглядах Эпикура и Лукреция.

Эпикур жил в 341-271 гг. до н.э. Политическая неустойчивость страны, социальные коллизии и потрясе­ния, испытываемые Грецией в этот период, не могли не отразиться на характере теоретических взглядов филосо­фа. В его учении вновь с особой остротой выдвигаются проблемы этико-психологического плана.

Поворот к ограничению психики областью чув­ственности и разума Эпикур осуществляет на основе ато­мистического учения, выдвинутого Демокритом. Однако в учении Эпикура можно обнаружить и идеи философов милетской школы и Гераклита.

Отвергая учение Платона, Эпикур считал, что пер­вичной реальностью является материальный мир, неза­висимый от человека. Все явления природы протекают по законам самой природы. Вселенная — это мир вещей и пустоты. Исходными элементами всего сущего являются атомы, которые отличаются друг от друга не только ве­личиной, формой, порядком и положением, как это от­мечалось Демокритом, но еще и весом или тяжестью. Ато­мы находятся в вечном движении, необходимым услови­ем которого является пустота. Без пустоты атомам негде было бы двигаться.

Душа — это то, что придает движение. А то, что при­дает движение, не может быть само пустотой. Следова­тельно, душа человека материальна. Ум есть совокупность атомов, соединенных с телом. Представляя собой тончай­шее вещество, душа распространяется по всему телу, с которым она тесно связывается. Без тела душа рассеива­ется, тело же без души — разрушается.

Первой формой психического являются, по Эпику­ру, не растительные функции, как это было у Аристоте­ля, а ощущения и восприятия. В них отражаются внешние предметы и их свойства. Благодаря чувствам человеку представляется то, что находится вне его. Механизм ощу­щений и восприятий описывался Эпикуром с позиций те­ории истечений. Здесь он целиком идет за Демокритом. С критикой теории истечений против представителей ато­мизма, в том числе и Эпикура, выступали позднее бого­словы. Они считали, например, что если от тел постоян­но исходили бы истечения, то через определенное время от этих тел ничего не осталось бы. Однако Эпикур отме­чал, что и из органов чувств, как и от других предметов, идут истечения, которые, достигая воспринимаемый объект и, пополняя его, сохраняют предмет относительно постоянным в своих размерах.

Ощущения и восприятия являются исходным мате­риалом, из которого образуются представления. Без ощу­щений и восприятий представления и память не возника­ют. Представления подразделялись философом на част­ные и общие. В частных представлениях отражаются единичные предметы. Общим же представлениям припи­сывались характеристики и признаки понятий. Общие представления — это обобщенные чувственные образы, возникающие при участии памяти посредством наложе­ния впечатлений. В результате такого наложения инди­видуальные признаки и черты единичных впечатлений снимаются и исчезают, остается только то, что является в них общим. Мышление заключается в том, чтобы срав­нивать между собой сохраняемые памятью единичные и обобщенные образы и сопоставлять их со вновь поступа­ющими впечатлениями. Критерием истинного знания яв­ляется совпадение мысли с реальностью, которая с дос­товерностью дана в первичных восприятиях. В душе нет никаких врожденных идей. Все понятия или что то же самое, по Эпикуру, всеобщие представле­ния имеют своей основой ощущения и восприятия, вызы­ваемые, в свою очередь, внешними предметами.

Величие Эпикура в том и состоит, что он всему пытается найти естествен­ную основу, причину. Детерминистическое объяснение получают в пси­хологии Эпикура развитие языка, природа сновидений, побудительные силы. Сновидения есть возобновление образов, подученных ранее наяву. Как правило, во сне человек видит то, что в реальной жизни оказалось ему недоступным, т.е. сновидения в большой части связаны с нереализованными желаниями. Несколько по-новому Эпикуром решается проблема развития языка. Речь и язык имеют естественное происхождение. Внешние воз­действия вызывают не только образ вещей, но и различ­ное к ним эмоциональное отношение. Эти состояния на­ходят свое внешнее выражение в звуках, относимых к предметам, с которыми связано возникшее переживание. Позднее предметы начинают обозначаться буквосочета­ниями и затем целыми словами. В разных местностях чувства, вызываемые сходными явлениями и предмета­ми окружающей действительности, выражались у людей различными звуками, и это явилось причиной возник­новения разных языков.

В вопросе о природе эмоций и аффективных пере­живаний взгляды Эпикура сходны с представлениями Демокрита. Эмоции объяснялись в терминах атомисти­ческого учения. Чувство удовольствия и положительные эмоции связаны с удовлетворением потребностей и рав­номерным движением круглых, гладких атомов. Отри­цательные аффекты и чувство неудовольствия или стра­дания возникают в том случае, если потребности орга­низма не удовлетворяются, а движение атомов неравномерно, причем сами атомы шероховаты и имеют крючкообразную, угловатую форму.

Побуждения, чувства, аффекты, переживания рассматривались Эпикуром как ведущие движущие силы человека, наполняющие смыслом его жизнь и определя­ющие его поступки и поведение. По мне­нию Эпикура, счастье человека состоит в стремлении к удовлетворению потребностей и наслаждению. Но удо­вольствие и наслаждение понимались им не как безрас­судное и чрезмерное увлечение телесными излишествами, что пытались приписать и в чем хотели обвинить Эпику­ра богословы. Для него удовольствие и страдание есть приобретение спокойного расположения духа, устране­ние страданий и тревог, горя и душевных мук, освобож­дение от невыносимых переживаний и аффективных со­стояний, преодоление различного рода страхов. Для вос­становления спокойствия души важное значение имеет удовлетворение основных естественных потребностей.

С точки зрения Эпикура, человек живет в несколь­ких системах событий — необходимых, случайных и со­бытий ему подвластных. В первых двух случаях люди мало что могут изменить в целях улучшения собственной жиз­ни и обретения личного счастья. А вот третья область, которая включает в себя сферу морали, чувств и поведе­ния, может контролироваться и управляться самим чело­веком. Большое значение в этом имеет философия, основное назначение которой Эпикур видел в поиске и указании ею людям путей обретения счастья. Только через философию, призванную открывать и ука­зывать пути преодоления тревог и страхов, человек может обрести истинное счастье, покой и наслаждение в его хо­рошем смысле слова. Эта основная идея философии и пси­хологии Эпикура нашла свое отражение в надписи, кото­рая венчала вход в парк, где он проводил беседы и занятия со своими учениками. Надпись гласила: “Странник, здесь тебе будет хорошо, здесь высшее благо — наслаждение”.

Источник

Эпикур и эпикуреизм. Кратко о философии и учении Эпикура

первой формой психического по эпикуру являются. 118457154. первой формой психического по эпикуру являются фото. первой формой психического по эпикуру являются-118457154. картинка первой формой психического по эпикуру являются. картинка 118457154. После Аристотеля и сто­иков в античной психологии намечаются заметные изменения в понимании сущности души. Эти изменения касались, прежде всего, вопроса о границах психического. Накапливаемые в естествознании факты все с большей настойчивостью и очевидностью указывали на существенные различия между растениями и животными. Философы все более склонялись к тому, чтобы отграни­чить от общебиологических явлений собственно психи­ческие явления, которые были еще слитыми в учении Аристотеля. Пси­хологические взгляды стоиков, в которых одухотворялась вся природа, в еще большей степени расходились с наме­тившимся новым подходом. Эта новая точка зрения на состав души, а стало быть и границы психического, от­мечается уже у перипатетиков (после­дователей Аристотеля), но более ярко она нашла выра­жение в философско-психологических взглядах Эпикура и Лукреция.

Важно следовать за своими естественными желаниями и избегать противоестественных, таких как тщеславие и жажда богатства. Самыми главными наслаждениями Эпикур считал духовные, а не физические, а одним из высших удовольствий называл дружбу.

В Средние Века христианские авторы осуждали эпикурейцев, превратив название их философской школы в синоним безбожников. Однако Эпикур не был атеистом. Боги существуют, учил мыслитель: они бессмертны и блаженны, но им нет дела до людей, поэтому они никого не вознаграждают и не карают.

Развратник или скромный мудрец? Что известно о жизни Эпикура

Эпикур, как утверждается, написал почти триста произведений. Однако до нашего времени от них уцелели только фрагменты и афоризмы. О самом Эпикуре известно из сочинения Диогена Лаэртского «О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов» и трактата римского эпикурейца Лукреция Кара «О природе вещей».

Про Эпикура ходили нехорошие слухи: будто он развратник, обжора и хам, ругающий других философов последними словами и ворующий их идеи. Диоген Лаэртский уверяет, однако, что все это ложь.

В действительности Эпикур был благодетельным и благочестивым человеком, мудрым учителем, ко всем относился с теплотой, писал биограф. Жизнь его была скромной и неприхотливой: философу было довольно воды и простого хлеба, даже сыр он считал роскошью.

первой формой психического по эпикуру являются. 520096253. первой формой психического по эпикуру являются фото. первой формой психического по эпикуру являются-520096253. картинка первой формой психического по эпикуру являются. картинка 520096253. После Аристотеля и сто­иков в античной психологии намечаются заметные изменения в понимании сущности души. Эти изменения касались, прежде всего, вопроса о границах психического. Накапливаемые в естествознании факты все с большей настойчивостью и очевидностью указывали на существенные различия между растениями и животными. Философы все более склонялись к тому, чтобы отграни­чить от общебиологических явлений собственно психи­ческие явления, которые были еще слитыми в учении Аристотеля. Пси­хологические взгляды стоиков, в которых одухотворялась вся природа, в еще большей степени расходились с наме­тившимся новым подходом. Эта новая точка зрения на состав души, а стало быть и границы психического, от­мечается уже у перипатетиков (после­дователей Аристотеля), но более ярко она нашла выра­жение в философско-психологических взглядах Эпикура и Лукреция.Эпикур на картине Рафаэля «Афинская школа»

Философия Эпикура: познание и истина

Учение Эпикура о природе

Эпикур о богах и загробной жизни

В пространстве между мирами живут бессмертные и счастливые боги. Мир людей и сами люди не заботят их, поэтому нет смысла ждать божественной награды или божественного наказания. Получается, что судьба человека зависит от него самого, а не от богов.

Душа человека состоит также из атомов. Без тела она существовать не может, поэтому погибает в момент смерти человека. Стало быть, загробной жизни не существует, и заботиться о ней нет смысла. Мы бренны, так что жизнь нужно прожить счастливо и со смыслом.

Этика Эпикура: учение о наслаждении и страданиях

Эпи­кур ввел иерар­хию удо­воль­ст­вий: например, духовные удовольствия он считал выше телесных. Духовные радости более долговечны и сильны, они охватывают и прошлое, и настоящее, и будущее.

Все потребности человека Эпикур делил на три группы:

Есте­ствен­ные и необ­хо­ди­мые (как телес­ные, так и духов­ные). Не терпеть голода и жажды, холода; понимать устройство окружающего мира, чтобы не сойти с ума etc.

Есте­ствен­ные, но не необ­хо­ди­мые. Например, это любовь, дружба, родительские чувства.

Мни­мые, пустые желания. Амбиции, жажда богатства и почестей.

Источниками страданий, беспокойства, являются страх перед бога­ми, боязнь смер­ти и лож­ные взгляды на доб­ро и зло, учил Эпикур. Поэтому он выдвинул четы­рех посту­ла­та:

Подлинное благо достигается легко

Зло лег­ко уни­что­жить

Боли нель­зя избе­жать, но можно и нужно взять над ней верх и ста­рать­ся ее смяг­чить тер­пе­ни­ем и твер­до­стью духа. Стра­да­ния не исклю­ча­ют радо­сти, а силь­ная боль или длит­ся недол­го, или уби­ва­ет, писал Эпикур. Сам он умер в муках от тяжелой болезни, но до конца находил утешение в воспоминаниях о философских беседах с друзьями.

Эпикур о человеке и обществе

При этом Эпикур опередил свое время, выдвинув идею общественного договора, которая вновь появилась лишь в XVII веке. Люди стали жить в обществе, когда заключили негласный договор друг с другом: не причинять и не терпеть вреда, рассуждал философ.

Источник

Первой формой психического по эпикуру являются

первой формой психического по эпикуру являются. Epicur. первой формой психического по эпикуру являются фото. первой формой психического по эпикуру являются-Epicur. картинка первой формой психического по эпикуру являются. картинка Epicur. После Аристотеля и сто­иков в античной психологии намечаются заметные изменения в понимании сущности души. Эти изменения касались, прежде всего, вопроса о границах психического. Накапливаемые в естествознании факты все с большей настойчивостью и очевидностью указывали на существенные различия между растениями и животными. Философы все более склонялись к тому, чтобы отграни­чить от общебиологических явлений собственно психи­ческие явления, которые были еще слитыми в учении Аристотеля. Пси­хологические взгляды стоиков, в которых одухотворялась вся природа, в еще большей степени расходились с наме­тившимся новым подходом. Эта новая точка зрения на состав души, а стало быть и границы психического, от­мечается уже у перипатетиков (после­дователей Аристотеля), но более ярко она нашла выра­жение в философско-психологических взглядах Эпикура и Лукреция.

Родился Эпикур на острове Самос, отец его был учителем на этом острове и принадлежал к старому аристократическому афинскому роду.

В 18 лет Эпикур приехал в Афины, для прохождения военной службы (служил эфебом). В это время произошли важные события, которые повлияли на жизнь Эпикура. Умер Александр Македонский и афиняне потеряли часть своих гражданских прав. Македонцы удалили Самос от Афинского господства и выгнали афинских граждан из острова.

Родители Эпикура бежали в Колофон (Κολοφών), в Малую Азию. Эпикур, после окончания службы поехал к своим родителям и жил там до 20 лет, затем переехал в Митилини (остров Лесбос).

В возрасте 32 лет он основал свою первую философскую школу в Митилини, а потом в Лампсакосе (Λάμψακος).

В 307/6 году до н.э., в возрасте 34 лет Эпикур купил землю в Афинах между Дипилон (Δίπυλον) и Академией Плаона, куда перенёс свою философскую школу. Место, где расположилась школа, было в саду, вскоре философскую школу Эпикура, стали называть «Садом Эпикура».

Здесь философ жил и учил 35 лет, следуя тихой и скромной жизни.

Философия Эпикура была в том, чтобы освободить человека от страстей души и сделать жизнь счастливой.

Эпикур умер в возрасте 71 год, свою философскую школу он завещал своим ученикам.

Философия Епикура распространилась по всему греческому и римскому миру и повлияла на бесчисленное множество людей.

первой формой психического по эпикуру являются. epicurus 2. первой формой психического по эпикуру являются фото. первой формой психического по эпикуру являются-epicurus 2. картинка первой формой психического по эпикуру являются. картинка epicurus 2. После Аристотеля и сто­иков в античной психологии намечаются заметные изменения в понимании сущности души. Эти изменения касались, прежде всего, вопроса о границах психического. Накапливаемые в естествознании факты все с большей настойчивостью и очевидностью указывали на существенные различия между растениями и животными. Философы все более склонялись к тому, чтобы отграни­чить от общебиологических явлений собственно психи­ческие явления, которые были еще слитыми в учении Аристотеля. Пси­хологические взгляды стоиков, в которых одухотворялась вся природа, в еще большей степени расходились с наме­тившимся новым подходом. Эта новая точка зрения на состав души, а стало быть и границы психического, от­мечается уже у перипатетиков (после­дователей Аристотеля), но более ярко она нашла выра­жение в философско-психологических взглядах Эпикура и Лукреция.

Но как исчезнут эти страхи?

Вот здесь надо применить житейскую мудрость, философию, трезвый ум, медитацию. Это освободит человека от переживаний и страхов, тщетных надежд и поможет понять истинную природу своих желаний и удовольствий. Сократ считал, что знания нужны для добродетели, так и Эпикур считал, что знание необходимо для счастья и блаженства. Мораль и счастье человека, должны быть основаны на теории, что «без знания природы невозможно достичь плоды удовольствия».

Говоря об удовольствиях, Эпикур имел ввиду не вульгарные удовольствия, не гастрономические оргии, он говорил о достижениях душевного спокойствия, главным образом, направленные на устранение физической боли и психических расстройств. Достижение душевного спокойствия опирается на отдельные фундаменты.

Даже боль, если иногда помогает в завоевании душевного спокойствия, приобретает положительное значение.

Известный тетрафармакос (τετραφάρμακος) четверолекарствие, т. е. четыре «начала», предложил Эпикур людям:

O θεός δεν εμπνέει φόβο бог не внушает страх

το αγαθό αποκτιέται εύκολα благо достигается легко

και το κακό υποφέρεται εύκολα плохое можно пережить

Позитивные эмоции помогут быть устойчивыми перед лицом невзгод жизни.

Источник

Основные идеи философии Эпикура

Эпикур — древнегреческий философ, основатель философской школы эпикурейства. Философия Эпикура — одно из фундаментальных направлений, оказавших влияние на становление материалистического подхода в философии. Своей главной целью Эпикур и его последователи видели необходимость научить людей быть счастливыми, не обращая внимания на несущественные вещи.

Познание по Эпикуру

первой формой психического по эпикуру являются. 1 7. первой формой психического по эпикуру являются фото. первой формой психического по эпикуру являются-1 7. картинка первой формой психического по эпикуру являются. картинка 1 7. После Аристотеля и сто­иков в античной психологии намечаются заметные изменения в понимании сущности души. Эти изменения касались, прежде всего, вопроса о границах психического. Накапливаемые в естествознании факты все с большей настойчивостью и очевидностью указывали на существенные различия между растениями и животными. Философы все более склонялись к тому, чтобы отграни­чить от общебиологических явлений собственно психи­ческие явления, которые были еще слитыми в учении Аристотеля. Пси­хологические взгляды стоиков, в которых одухотворялась вся природа, в еще большей степени расходились с наме­тившимся новым подходом. Эта новая точка зрения на состав души, а стало быть и границы психического, от­мечается уже у перипатетиков (после­дователей Аристотеля), но более ярко она нашла выра­жение в философско-психологических взглядах Эпикура и Лукреция.Теорию познания философ основывает на чувственном восприятии как единственном критерии истины. Он не признавал критики сенсуализма. По его мнению, она не имеет под собой основания и рассуждения скептиков могут быть только теоретическими. Согласно Эпикуру, сверхчувственного не существует. Все, что может быть воспринято, человек познает с помощью органов чувств. Свою теорию Эпикур называл каноникой, противопоставляя ее учениям Платона и Аристотеля. Главный критерий истины по канонике — ощущения, от которых зависит работа разума.

Познание по Эпикуру — поиск истинного назначения вещей. Отрицая сверхъестественное, довлеющее над человеком, философ считал своей главной задачей избавление человечества от заблуждений и страха смерти.

Теория атомизма

Свое видение физики Эпикур основывал на материализме Демокрита, но вносил в его теорию некоторые изменения. Он выделяет главные положения физики, недоступные чувствам:

первой формой психического по эпикуру являются. 222323. первой формой психического по эпикуру являются фото. первой формой психического по эпикуру являются-222323. картинка первой формой психического по эпикуру являются. картинка 222323. После Аристотеля и сто­иков в античной психологии намечаются заметные изменения в понимании сущности души. Эти изменения касались, прежде всего, вопроса о границах психического. Накапливаемые в естествознании факты все с большей настойчивостью и очевидностью указывали на существенные различия между растениями и животными. Философы все более склонялись к тому, чтобы отграни­чить от общебиологических явлений собственно психи­ческие явления, которые были еще слитыми в учении Аристотеля. Пси­хологические взгляды стоиков, в которых одухотворялась вся природа, в еще большей степени расходились с наме­тившимся новым подходом. Эта новая точка зрения на состав души, а стало быть и границы психического, от­мечается уже у перипатетиков (после­дователей Аристотеля), но более ярко она нашла выра­жение в философско-психологических взглядах Эпикура и Лукреция.

Он утверждает, что во вселенной тела движутся, перемещаясь в пустотах. Тела состоят из соединений других тел меньшего размера или соединений, из которых состоят тела. Они отличаются по форме, весу и величине. Самые малые тела, Эпикур вслед за Демокритом называет атомами, а учение о физике — атомической физикой.

Атомы неделимы, следовательно, тела не могут делиться бесконечно. Сами атомы состоят из отдельных мельчайших частей. Отличительная черта атомов — движение. Они движутся с одинаковой скоростью, но находятся на разном расстоянии друг от друга. Атомы не сталкиваются друг с другом, потому что постоянно выбирают новую траекторию движения.

Основываясь на этой теории, Эпикур строит модель вселенной: тела в космосе движутся в пространстве, не соприкасаясь, и не удаляясь друг от друга. Душа — такое же материальное тело, но она состоит из более тонкой материи, рассеянной по физическому телу человека. Когда тело разлагается после смерти, душа также разлагается и перестает существовать. Поэтому утверждения о бессмертии души — ложны.

Эпикурейство отрицает прямое наблюдение и рациональные умозаключения, опираясь исключительно на чувственное восприятие. Демокрит считал, что Солнце огромное, основываясь при этом на личных наблюдениях. Эпикур ориентировался на свои ощущения и полагал, что размеры Солнца и Луны такие, какими они кажутся. Метод познания Эпикура допускает не единственную трактовку, а множество различных вариантов, более или менее вероятных.

Боги и материализм

Эпикур утверждал, что вера отдельных народов в существование одних и тех же богов подтверждает их существование. Но представления людей о богах не соответствуют истине. Религия отдаляет людей от правильного понимания божественной жизни. На самом деле, они — особые существа, обитающие в отдельном измерении. Боги свободны и счастливы, они не властвуют над людьми, не одаряют их и не наказывают. Они живут в атмосфере вечного счастья и блаженства.

Согласно идее Эпикура, боги:

Библиографы и исследователи учения Эпикура считают его попытку доказать существование богов — уступкой общественному мнению. Сам философ не верил в бога, но боялся открыто конфликтовать с религиозными фанатиками. В одной из своих работ он отмечает, что боги, будучи могущественными существами, могли бы искоренить все зло. А если не хотят этого сделать или не могут, значит, они слабы или их вовсе нет.

Концепция счастливой жизни

Главный раздел философии Эпикура — этика. Он верил, что популяризация утверждения об отсутствии высших сил, управляющих людьми, освободит людей от мистических заблуждений и страха смерти. Умирая, человек перестает ощущать, а значит, нет смысла бояться. Пока человек существует — смерти для него нет, когда он умрет — его личность перестанет существовать. Цель человеческой жизни — стремиться к удовольствию и отдаляться от страданий.

Для достижения этой цели этическая модель жизни Эпикура предполагает наслаждение через отказ от страдания. Человек нуждается в постоянном ощущении удовольствия — свободе от страхов, сомнений, и полной невозмутимости.

Истинный мудрец — это человек, осознавший, что страдание либо кратковременно (и его можно пережить) либо слишком сильно и приводит к смерти (в этом случае его бессмысленно бояться). Мудрец обретает истинное мужество и спокойствие. Он не гонится за славой и признанием, отказывается от суетных стремлений. Природа требует от человека соблюдения простых условий: есть, пить, находится в тепле. Эти условия просто исполнить, а стремиться к другим удовольствиям необязательно. Чем скромнее желания человека, тем легче ему стать счастливым.

В «Саду Эпикура», его последователи предпочитали духовные удовольствия, отрицая услаждение тела. Они возносили потребности духа, находя успокоение в дружбе и взаимопомощи.

Роль эпикурейства в философии античного периода

Значение эпикурейской философии отмечали не только его современники. Эпикур создал сплоченный союз единомышленников. До становления христианства последователи его школы сохраняли работы учителя в первозданном виде. Их можно приравнять к секте — почитание Эпикура быстро превратилось в культ. Единственным отличием от религиозных общин было отсутствие мистической составляющей. Среди эпикурейцев были распространены близкие доверительные отношения, но навязывание коммунизма порицалось. Принуждение к разделу имущества Эпикур считал препятствием для настоящей дружбы.

Философию Эпикура можно назвать завершением эпохи эллинизма — угасанием веры в будущее и страха перед ним. Его взгляды соответствовали духу исторического периода: из-за кризиса веры в богов политическая атмосфера была раскалена до предела. Философия Эпикура быстро обрела популярность — она давала людям возможность отдохнуть от происходящих в обществе изменений. Последователей идей философа становилось все больше, но с появлением христианства эпикурейство вместе со всей античной философией ушло в прошлое.

Каноника, как часть философии

В философствовании Эпикура физика не может существовать без каноники. Она определяет истину, без которой развитие людей, как разумных существ, невозможно.

Восприятие очевидно, истинно и всегда правильно отражает действительность. Оно берет образ предмета и с помощью систем органов чувств опознает его. Способность фантазировать этому не противоречит. Благодаря фантазии, человек может воссоздать реальность, которая ему не доступна. Поэтому для эпикурейца чувственное восприятие — основа познания. Убрать из процесса познания восприятие нельзя — оно помогает отделить истинное суждение от ложного.

Ложь утверждает некое суждение как действительность, но на самом деле оно не подтверждено восприятием. Согласно философу, ошибка происходит, когда человек соотносит восприятие не с той действительностью, которой он был порожден, а какой-нибудь другой. Ложь — результат домысливания, добавления к увиденному образу фантастического представления. Чтобы опровергнуть ошибку, нужно искать подтверждение фантазии в действительности. Если его нет — восприятие ложное.

Мнение Эпикура о роли языка, как формы передачи информации

Согласно взглядам Эпикура, язык создавался, как необходимость выражать чувственное впечатление от вещей. Названия вещам давались, исходя из индивидуальных особенностей восприятия. У каждого народа они были своими, поэтому языки формировались отдельно и были не похожи друг на друга.

Первобытные языки были малословными: слова использовали для обозначения бытовых предметов, действий и ощущений. Постепенное усложнение быта — главная причина развития языка. Появление новых предметов требовало изобретения новых слов. Иногда у разных народов появлялись похожие слова, имеющие разные значения, и создавали двусмысленности — амфиболии. Чтобы избегать подобных ситуаций, Эпикур предлагал руководствоваться договорным началом: каждый народ определяет значение слова своего языка и не переносит его на другие языки.

первой формой психического по эпикуру являются. 333 4. первой формой психического по эпикуру являются фото. первой формой психического по эпикуру являются-333 4. картинка первой формой психического по эпикуру являются. картинка 333 4. После Аристотеля и сто­иков в античной психологии намечаются заметные изменения в понимании сущности души. Эти изменения касались, прежде всего, вопроса о границах психического. Накапливаемые в естествознании факты все с большей настойчивостью и очевидностью указывали на существенные различия между растениями и животными. Философы все более склонялись к тому, чтобы отграни­чить от общебиологических явлений собственно психи­ческие явления, которые были еще слитыми в учении Аристотеля. Пси­хологические взгляды стоиков, в которых одухотворялась вся природа, в еще большей степени расходились с наме­тившимся новым подходом. Эта новая точка зрения на состав души, а стало быть и границы психического, от­мечается уже у перипатетиков (после­дователей Аристотеля), но более ярко она нашла выра­жение в философско-психологических взглядах Эпикура и Лукреция.

Задолго до Эпикура, похожую теорию высказал Платон. В своем диалоге «Кратил» он изложил примерную концепцию развития языка, как динамической структуры.

Источник

Эпикур

Из Википедии — свободной энциклопедии

Эпикур и его последователи были известны тем, что ели простую пищу и обсуждали широкий круг философских вопросов. Он открыто позволял женщинам и рабам [1] вступать в его школу. Из более чем трёхсот произведений, которые, как предполагают, написал Эпикур, сохранились только [2] три письма (к Геродоту, к Пифоклу, к Менекею), два сборника афоризмов и изречений («Главные мысли» и «Ватиканское собрание»), фрагменты сочинений. [3]

Бóльшая часть знаний об учении и жизни Эпикура исходит от более поздних авторов, в частности сочинение историка Диогена Лаэртского (Лаэрция) «О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов», «О природе вещей» Лукреция Кара, Филодема из Гадары, Секста Эмпирика, Цицерона.

Как и Аристотель, Эпикур был эмпиристом, то есть он верил, что чувства являются единственным надёжным источником знаний о мире. Подобно Демокриту Эпикур учил, что вселенная бесконечна и вечна, и что всё сущее сделано из крошечных, невидимых частиц, атомов. Все явления, происходящие в естественном мире, в конечном счёте, являются результатом движения и взаимодействия атомов в пустом пространстве. В отличие от Демокрита, Эпикур предлагал идею атомного «отклонения», согласно которой атомы могут отклоняться от их ожидаемого поведения, тем самым позволяя людям обладать свободной волей в детерминированной вселенной.

Несмотря на свою популярность, эпикурейские учения с самого начала вызывали споры. Эпикуреизм достиг своей наивысшей популярности во времена поздней Римской республики. Он вымер в поздней античности из-за враждебности со стороны раннего Христианства. Учение Эпикура постепенно стало более широко известным в XV веке с повторным открытием важных текстов, но его идеи не стали приемлемыми до XVII века, когда французский католический священник Пьер Гассенди возродил их модифицированную версию, которую также продвигали другие писатели, включая Уолтера Чарлтона и Роберта Бойля. Его влияния значительно выросло во время и после Эпохи Просвещения, глубоко воздействуя на идеи основных мыслителей, включая Джона Локка, Томаса Джефферсона, Иеремии Бентама и Карла Маркса.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *