переход прав и обязанностей по налоговым платежам реорганизуемого юл
Статья 50. Исполнение обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов (пеней, штрафов) при реорганизации юридического лица
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 243-ФЗ в наименование статьи 50 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2017 г.
Статья 50. Исполнение обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов (пеней, штрафов) при реорганизации юридического лица
ГАРАНТ:
См. Энциклопедии, позиции высших судов и другие комментарии к статье 50 НК РФ
1. Обязанность по уплате налогов реорганизованного юридического лица исполняется его правопреемником (правопреемниками) в порядке, установленном настоящей статьей.
2. Исполнение обязанностей по уплате налогов реорганизованного юридического лица возлагается на его правопреемника (правопреемников) независимо от того, были ли известны до завершения реорганизации правопреемнику (правопреемникам) факты и (или) обстоятельства неисполнения или ненадлежащего исполнения реорганизованным юридическим лицом указанных обязанностей. При этом правопреемник (правопреемники) должен уплатить все пени, причитающиеся по перешедшим к нему обязанностям.
На правопреемника (правопреемников) реорганизованного юридического лица возлагается также обязанность по уплате причитающихся сумм штрафов, наложенных на юридическое лицо за совершение налоговых правонарушений до завершения его реорганизации. Правопреемник (правопреемники) реорганизованного юридического лица при исполнении возложенных на него настоящей статьей обязанностей по уплате налогов и сборов пользуется всеми правами, исполняет все обязанности в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом для налогоплательщиков.
3. Реорганизация юридического лица не изменяет сроков исполнения его обязанностей по уплате налогов правопреемником (правопреемниками) этого юридического лица.
4. При слиянии нескольких юридических лиц их правопреемником в части исполнения обязанности по уплате налогов признается возникшее в результате такого слияния юридическое лицо.
5. При присоединении одного юридического лица к другому юридическому лицу правопреемником присоединенного юридического лица в части исполнения обязанности по уплате налогов признается присоединившее его юридическое лицо.
6. При разделении юридические лица, возникшие в результате такого разделения, признаются правопреемниками реорганизованного юридического лица в части исполнения обязанности по уплате налогов.
7. При наличии нескольких правопреемников доля участия каждого из них в исполнении обязанностей реорганизованного юридического лица по уплате налогов определяется в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.
Если разделительный баланс не позволяет определить долю правопреемника реорганизованного юридического лица либо исключает возможность исполнения в полном объеме обязанностей по уплате налогов каким-либо правопреемником и такая реорганизация была направлена на неисполнение обязанностей по уплате налогов, то по решению суда вновь возникшие юридические лица могут солидарно исполнять обязанность по уплате налогов реорганизованного лица.
8. При выделении из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц правопреемства по отношению к реорганизованному юридическому лицу в части исполнения его обязанностей по уплате налогов (пеней, штрафов) не возникает. Если в результате выделения из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц налогоплательщик не имеет возможности исполнить в полном объеме обязанность по уплате налогов (пеней, штрафов) и такая реорганизация была направлена на неисполнение обязанности по уплате налогов (пеней, штрафов), то по решению суда выделившиеся юридические лица могут солидарно исполнять обязанность по уплате налогов (пеней, штрафов) реорганизованного лица.
9. При преобразовании одного юридического лица в другое правопреемником реорганизованного юридического лица в части исполнения обязанностей по уплате налогов признается вновь возникшее юридическое лицо.
10. Сумма налога (пеней, штрафов), излишне уплаченная юридическим лицом или излишне взысканная до его реорганизации, подлежит зачету налоговым органом в счет исполнения правопреемником (правопреемниками) обязанности реорганизованного юридического лица по погашению недоимки по иным налогам и сборам, задолженности по пеням и штрафам за налоговое правонарушение. Зачет производится не позднее одного месяца со дня завершения реорганизации в порядке, установленном настоящим Кодексом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.
Подлежащая зачету сумма излишне уплаченного юридическим лицом или излишне взысканного с него до реорганизации налога, сбора (пеней, штрафов) распределяется пропорционально недоимке по иным налогам, сборам и задолженности реорганизованного юридического лица по пеням и штрафам, подлежащим уплате (взысканию) в бюджетную систему Российской Федерации, контроль за исчислением и уплатой которых возложен на налоговые органы.
При отсутствии у реорганизуемого юридического лица задолженности по исполнению обязанности по уплате налога, а также по уплате пеней и штрафов сумма излишне уплаченного этим юридическим лицом или излишне взысканного налога (пеней, штрафов) подлежит возврату его правопреемнику (правопреемникам) не позднее одного месяца со дня подачи правопреемником (правопреемниками) заявления в порядке, установленном главой 12 настоящего Кодекса. При этом сумма излишне уплаченного налога (пеней, штрафов) юридическим лицом или излишне взысканного налога (пеней, штрафов) до его реорганизации возвращается правопреемнику (правопреемникам) реорганизованного юридического лица в соответствии с долей каждого правопреемника, определяемой на основании разделительного баланса.
Абзац четвертый утратил силу с 1 января 2007 г.
Энциклопедия судебной практики. Исполнение обязанности по уплате налогов и сборов, страховых взносов (пеней, штрафов) при реорганизации юридического лица (Ст. 50 НК)
Энциклопедия судебной практики
Исполнение обязанности по уплате налогов и сборов, страховых взносов (пеней, штрафов) при реорганизации юридического лица
(Ст. 50 НК)
1. Правопреемник должен уплатить только те штрафы, которые были наложены на правопредшественника до завершения реорганизации
Как указал ВАС РФ, поскольку решение о наложении штрафа до реорганизации общества принято налоговым органом не было, в соответствии с абз. 2 п. 2 ст. 50 НК РФ на правопреемника (правопреемников) реорганизованного юридического лица обязанность по уплате причитающихся сумм штрафов возложена быть не может.
Согласно положениям абзаца 2 пункта 2 статьи 50 НК РФ на правопреемника реорганизованного юридического лица обязанность по уплате причитающихся сумм штрафов может быть возложена лишь в том случае, когда штрафы наложены на само реорганизуемое юридическое лицо до завершения его реорганизации.
2. Неотражение в налоговой декларации всех операций организации-правопредшественника не свидетельствует о нарушении сроков представления налоговой декларации
Положения п. 5 ст. 50 НК РФ позволяют сделать вывод о том, что законом на правопреемника возложена обязанность по уплате налогов, а не по соблюдению срока представления налоговой декларации.
Суд отклонил довод налогового органа о том, что, представляя декларацию, организация-правопреемник обязана была отразить в ней все операции, осуществленные до реорганизации общества в течение налогового периода.
Неотражение в данной декларации совершенных операций не свидетельствует о нарушении срока по представлению данной декларации.
3. Для определения размера задолженности, подлежащей взысканию с правопреемника, налоговому органу необходимо исследовать разделительный баланс, составленный при реорганизации
Суд, соглашаясь с позицией налогового органа, исходил из того, что процедура реорганизации начата после вынесения оспариваемого решения налогового органа, вновь созданные юридические лица не открыли расчетные счета и не осуществляют хозяйственную деятельность, задолженность по налогам не включена в разделительный баланс правопреемников. При таких обстоятельствах суд сделал вывод о наличии умысла при проведении реорганизации в целях уклонения от уплаты налогов.
4. Переход к правопреемнику обязанностей по уплате налогов включает в себя исполнение обязанностей, в т.ч. и по представлению деклараций
Однако судом апелляционной инстанции не учтено, что в соответствии с пунктами 3 и 5 статьи 50 НК РФ при присоединении одного юридического лица к другому юридическому лицу правопреемником присоединенного юридического лица в части исполнения обязанности по уплате налогов признается присоединившее его юридическое лицо, которое должно исполнить эту обязанность в установленные для присоединенного лица сроки. По смыслу пункта 2 статьи 50 НК РФ переход к правопреемнику обязанностей по уплате налогов включает и исполнение обязанностей в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом для налогоплательщиков, в том числе и по представлению деклараций.
5. Для возложения солидарной обязанности по уплате налогов на организации, созданные из реорганизованного юридического лица, необходимы отсутствие у налогоплательщика возможности исполнить обязанность по уплате налогов и направленность реорганизации на неисполнение указанной обязанности
Пунктом 8 статьи 50 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при выделении из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц правопреемства по отношению к реорганизованному юридическому лицу в части исполнения его обязанностей по уплате налогов (пеней, штрафов) не возникает. Если в результате выделения из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц налогоплательщик не имеет возможности исполнить в полном объеме обязанность по уплате налогов (пеней, штрафов) и такая реорганизация была направлена на неисполнение обязанности по уплате налогов (пеней, штрафов), то по решению суда выделившиеся юридические лица могут солидарно исполнять обязанность по уплате налогов (пеней, штрафов) реорганизованного лица.
Согласно статье 323 Гражданского кодекса Российской Федерации при солидарной обязанности должников кредитор вправе требовать исполнения как от всех должников совместно, так и от любого из них в отдельности, притом как полностью, так и в части долга. Кредитор, не получивший полного удовлетворения от одного из солидарных должников, имеет право требовать недополученное от остальных солидарных должников. Солидарные должники остаются обязанными до тех пор, пока обязательство не исполнено полностью.
Из анализа указанных норм права следует, что условием для возложения солидарной обязанности по уплате налогов на созданные в результате выделения из реорганизованного юридического лица организации является совокупность условий: налогоплательщик в результате состоявшегося выделения не имеет возможности исполнить в полном объеме обязанность по уплате налогов, а состоявшаяся реорганизация направлена на неисполнение указанной обязанности.
При выделении из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц правопреемства по отношению к реорганизованному юридическому лицу в части исполнения его обязанностей по уплате налогов (пеней, штрафов) не возникает. Если в результате выделения из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц налогоплательщик не имеет возможности исполнить в полном объеме обязанность по уплате налогов (пеней, штрафов) и такая реорганизация была направлена на неисполнение обязанности по уплате налогов (пеней, штрафов), то по решению суда выделившиеся юридические лица могут солидарно исполнять обязанность по уплате налогов (пеней, штрафов) реорганизованного лица (пункт 8 статьи 50 Кодекса).
На основании статьи 323 Гражданского кодекса Российской Федерации при солидарной обязанности должников кредитор вправе требовать исполнения как от всех должников совместно, так и от любого из них в отдельности, притом как полностью, так и в части долга. Кредитор, не получивший полного удовлетворения от одного из солидарных должников, имеет право требовать недополученное от остальных солидарных должников. Солидарные должники остаются обязанными до тех пор, пока обязательство не исполнено полностью.
Из приведенных норм следует, что условием для возложения солидарной обязанности по уплате налогов на созданные в результате выделения из реорганизованного юридического лица организации является совокупность условий: налогоплательщик в результате состоявшегося выделения не имеет возможности исполнить в полном объеме обязанность по уплате налогов, а состоявшаяся реорганизация направлена на неисполнение указанной обязанности.
6. Переход к правопреемнику обязанности по уплате налогов при реорганизации юридического лица осуществляется с учетом перехода в процессе реорганизации обособленного имущества организации-правопредшественника к организации-правопреемнику
С учетом положений статьи 57 Конституции Российской Федерации в пункте 1 статьи 50 Налогового кодекса Российской Федерации федеральный законодатель предусмотрел, что при реорганизации юридического лица обязанность по уплате налогов исполняется его правопреемником (правопреемниками). Такое правовое регулирование установлено с учетом возникающего в процессе реорганизации перехода обособленного имущества организации-правопредшественника, которым она должна отвечать по своим обязательствам, к организации-правопреемнику, что позволяет эффективно удовлетворить имущественное притязание государства и способствует исполнению конституционной обязанности налогоплательщика по уплате законно установленного, но вовремя не уплаченного налога. Иные вопросы, связанные с осуществлением отдельных мероприятий налогового контроля, оспариваемое законоположение не регулирует, следовательно, вопреки утверждению заявителя оно не может рассматриваться как нарушающее его конституционные права в данном аспекте.
7. Обязанность по уплате налогов реорганизованного лица возлагается на налогоплательщика-правопреемника независимо от осведомленности правопреемника о фактах и обстоятельствах неисполнения или ненадлежащего исполнения своих налоговых обязанностей реорганизованным лицом
В соответствии со статьей 50 НК РФ обязанность по уплате налогов реорганизованного лица исполняется его правопреемником в порядке, установленном данной статьей Кодекса.
При присоединении одного юридического лица к другому юридическому лицу правопреемником присоединенного юридического лица в части исполнения обязанности по уплате налогов признается присоединившее его юридическое лицо (пункт 5 статьи 50 НК РФ).
Из приведенных норм следует, что на налогоплательщика-правопреемника возлагается исполнение обязанности по уплате налогов реорганизованного юридического лица независимо от того, были ли известны правопреемнику до завершения реорганизации факты и обстоятельства неисполнения или ненадлежащего исполнения данных обязанностей реорганизованным лицом. При этом нормы Кодекса не содержат запрета на проведение налоговыми органами проверки деятельности налогоплательщика-правопреемника по вопросу исполнения перешедших к нему обязанностей по уплате налогов от реорганизованного лица.
8. При реорганизации юридического лица добросовестный правопреемник должен обеспечить передачу правопредшественником первичных документов, данных бухгалтерского и налогового учёта
С учётом указанных законоположений при реорганизации юридического лица добросовестный правопреемник должен обеспечить передачу правопредшественником вышеуказанных документов, зная о возможности наступления для него негативных последствий отсутствия первичных документов, данных бухгалтерского и налогового учёта.
9. Налоговое законодательство предусматривает обязанность организации восстановить НДС, ранее принятый к вычету (возмещению) его правопредшественником
В рассматриваемом случае в силу пункта 9 статьи 50 НК РФ Общество является правопреемником предшествующей организации по всем правам и обязанностям, то есть является универсальным правопреемником относительно уплаты (возврата) налогов. Следовательно, в части НДС налоговые обязательства и права Общества как правопреемника определены с учетом спорных (то есть подлежащих восстановлению) налоговых вычетов организации-правопредшественника, что свидетельствует о том, что источник восстановления НДС был фактически «передан» Обществу от правопредшественника.
С учетом изложенного кассационная инстанция поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что в рассматриваемом случае налоговое законодательство предусматривает обязанность Общества восстановить НДС, ранее принятый к вычету (возмещению) его правопредшественником, и, как следствие, о правомерности принятия решения инспекции по данному эпизоду.
10. Обязанность по восстановлению НДС не может быть возложена на правопреемника, которому спорные суммы НДС из бюджета не возмещались
По мнению инспекции, по смыслу статьи 50, подпункта 2 пункта 3 статьи 170 и пункта 8 статьи 162.1 Кодекса при разделении юридического лица и передаче основных средств правопреемнику, который применяет УСН и не является плательщиком НДС, суммы налога, принятые к вычету реорганизуемым лицом по товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и имущественным правам, подлежат восстановлению к уплате в бюджет непосредственно правопреемником.
Суды признали позицию инспекции незаконной, указав, что в данном случае обязанность по восстановлению НДС не может быть возложена на правопреемника, которому спорные суммы НДС из бюджета не возмещались.
При принятии решения суд первой инстанции исходил из отсутствия у ООО 2 как правопреемника ООО 1 обязанности по восстановлению и уплате в бюджет налога на добавленную стоимость с остаточной стоимости имущества, полученного от реорганизованного лица.
Суды, удовлетворяя заявленные требования, исходили из того, что обязанность по восстановлению НДС в данном случае не может быть возложена на правопреемника, которому спорные суммы НДС из бюджета не возмещались.
Суды удовлетворили заявленные требования, исходя из того, что обязанность по восстановлению НДС в данном случае не может быть возложена на правопреемника, которому спорные суммы НДС из бюджета не возмещались.
НДС, ранее возмещенный из бюджета правопредшественником по операциям с основными средствами, переданными правопреемнику в процессе реорганизации, может быть восстановлен тем лицом, которому предоставлялось такое возмещение и у которого таким образом сформировался источник восстановления НДС при наличии установленных законом оснований.
11. Объём прав правопреемника не может быть больше объема прав реорганизованного лица
Суды первой и апелляционной инстанций правомерно указали, что в силу положений статьи 50 НК РФ Общество является правопреемником реорганизованного юридического лица в налоговых правоотношениях как в отношении обязательств по уплате налогов, так и в отношении нереализованных им прав (в том числе права на возврат сумм излишне уплаченных или излишне взысканных налогов, права на применение налогового вычета). При этом объем прав правопреемника не может быть больше прав реорганизованного лица. Иное толкование ставит правопреемника юридического лица в неравное положение с иными налогоплательщиками, что нарушает конституционный принцип равенства налогообложения.
Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете подать заявку на получение полного доступа к системе бесплатно на 3 дня.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В «Энциклопедии судебной практики. Налоговый кодекс РФ» собраны и систематизированы правовые позиции судов по вопросам применения статей Налогового кодекса Российской Федерации.
Каждый материал содержит краткую характеристику позиции суда, наиболее значимые фрагменты судебных актов, а также гиперссылки для перехода к полным текстам.
Материал приводится по состоянию на август 2021 г.
См. информацию об обновлениях Энциклопедии судебной практики
При подготовке «Энциклопедии судебной практики. Налоговый кодекс РФ» использованы авторские материалы, предоставленные АО «Центр экономических экспертиз «Налоги и финансовое право», а также кандидатом юридических наук С. Хаванским, С. Кошелевым, М. Михайлевской, С.П. Родюшкиным, В.Н. Горностаевым.
Статья 50 НК РФ. Исполнение обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов (пеней, штрафов) при реорганизации юридического лица
1. Обязанность по уплате налогов реорганизованного юридического лица исполняется его правопреемником (правопреемниками) в порядке, установленном настоящей статьей.
2. Исполнение обязанностей по уплате налогов реорганизованного юридического лица возлагается на его правопреемника (правопреемников) независимо от того, были ли известны до завершения реорганизации правопреемнику (правопреемникам) факты и (или) обстоятельства неисполнения или ненадлежащего исполнения реорганизованным юридическим лицом указанных обязанностей. При этом правопреемник (правопреемники) должен уплатить все пени, причитающиеся по перешедшим к нему обязанностям.
На правопреемника (правопреемников) реорганизованного юридического лица возлагается также обязанность по уплате причитающихся сумм штрафов, наложенных на юридическое лицо за совершение налоговых правонарушений до завершения его реорганизации. Правопреемник (правопреемники) реорганизованного юридического лица при исполнении возложенных на него настоящей статьей обязанностей по уплате налогов и сборов пользуется всеми правами, исполняет все обязанности в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом для налогоплательщиков.
3. Реорганизация юридического лица не изменяет сроков исполнения его обязанностей по уплате налогов правопреемником (правопреемниками) этого юридического лица.
4. При слиянии нескольких юридических лиц их правопреемником в части исполнения обязанности по уплате налогов признается возникшее в результате такого слияния юридическое лицо.
5. При присоединении одного юридического лица к другому юридическому лицу правопреемником присоединенного юридического лица в части исполнения обязанности по уплате налогов признается присоединившее его юридическое лицо.
6. При разделении юридические лица, возникшие в результате такого разделения, признаются правопреемниками реорганизованного юридического лица в части исполнения обязанности по уплате налогов.
7. При наличии нескольких правопреемников доля участия каждого из них в исполнении обязанностей реорганизованного юридического лица по уплате налогов определяется в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.
Если разделительный баланс не позволяет определить долю правопреемника реорганизованного юридического лица либо исключает возможность исполнения в полном объеме обязанностей по уплате налогов каким-либо правопреемником и такая реорганизация была направлена на неисполнение обязанностей по уплате налогов, то по решению суда вновь возникшие юридические лица могут солидарно исполнять обязанность по уплате налогов реорганизованного лица.
8. При выделении из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц правопреемства по отношению к реорганизованному юридическому лицу в части исполнения его обязанностей по уплате налогов (пеней, штрафов) не возникает. Если в результате выделения из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц налогоплательщик не имеет возможности исполнить в полном объеме обязанность по уплате налогов (пеней, штрафов) и такая реорганизация была направлена на неисполнение обязанности по уплате налогов (пеней, штрафов), то по решению суда выделившиеся юридические лица могут солидарно исполнять обязанность по уплате налогов (пеней, штрафов) реорганизованного лица.
9. При преобразовании одного юридического лица в другое правопреемником реорганизованного юридического лица в части исполнения обязанностей по уплате налогов признается вновь возникшее юридическое лицо.
10. Сумма налога (пеней, штрафов), излишне уплаченная юридическим лицом или излишне взысканная до его реорганизации, подлежит зачету налоговым органом в счет исполнения правопреемником (правопреемниками) обязанности реорганизованного юридического лица по погашению недоимки по иным налогам и сборам, задолженности по пеням и штрафам за налоговое правонарушение. Зачет производится не позднее одного месяца со дня завершения реорганизации в порядке, установленном настоящим Кодексом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.
Подлежащая зачету сумма излишне уплаченного юридическим лицом или излишне взысканного с него до реорганизации налога, сбора (пеней, штрафов) распределяется пропорционально недоимке по иным налогам, сборам и задолженности реорганизованного юридического лица по пеням и штрафам, подлежащим уплате (взысканию) в бюджетную систему Российской Федерации, контроль за исчислением и уплатой которых возложен на налоговые органы.
При отсутствии у реорганизуемого юридического лица задолженности по исполнению обязанности по уплате налога, а также по уплате пеней и штрафов сумма излишне уплаченного этим юридическим лицом или излишне взысканного налога (пеней, штрафов) подлежит возврату его правопреемнику (правопреемникам) не позднее одного месяца со дня подачи правопреемником (правопреемниками) заявления в порядке, установленном главой 12 настоящего Кодекса. При этом сумма излишне уплаченного налога (пеней, штрафов) юридическим лицом или излишне взысканного налога (пеней, штрафов) до его реорганизации возвращается правопреемнику (правопреемникам) реорганизованного юридического лица в соответствии с долей каждого правопреемника, определяемой на основании разделительного баланса.
11. Правила, предусмотренные настоящей статьей, применяются также в следующих случаях:
1) при исполнении обязанности по уплате сбора, страховых взносов при реорганизации юридического лица;
2) при определении правопреемника (правопреемников) иностранной организации, реорганизованной в соответствии с законодательством иностранного государства;
3) при уплате налогов в связи с перемещением товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза;
4) при исполнении обязанности налогового агента по уплате исчисленного и удержанного налога на доходы физических лиц при реорганизации юридического лица.
Комментарии к ст. 50 НК РФ
Комментируемая статья регламентирует особенности исполнения налоговых обязательств в случае реорганизации организации.
Исполнение обязанности по уплате налогов и сборов (пеней, штрафов) при реорганизации организации осуществляется в соответствии с положениями статьи 50 НК РФ.
Как отметил ФАС Северо-Западного округа в Постановлении от 18.07.2012 N А42-5686/2011, целью статьи 50 НК РФ является обеспечение на прежнем уровне размеров налоговых поступлений в бюджет независимо от реорганизации налогоплательщиков и недопущение снижения этого уровня в связи с реорганизацией.
Статья 57 ГК РФ закрепляет 5 форм реорганизации: слияние, присоединение, разделение, выделение и преобразование.
Поскольку каждой из указанных форм присущи свои особенности, от конкретной формы реорганизации зависит порядок уплаты налогов. Проследить это лучше на следующих примерах.
С момента внесения в ЕГРЮЛ записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица к правопреемнику в соответствии с передаточным актом переходят в порядке правопреемства все права и обязанности присоединенного юридического лица, в том числе и обязанность по уплате налогов в отношении объектов, зарегистрированных присоединенным юридическим лицом.
Аналогичные разъяснения приведены в письме Минфина России от 08.05.2008 N 03-05-05-05/13.
При реорганизации в форме выделения реорганизуемое юридическое лицо должно исполнять в полном объеме обязанность по уплате налогов исходя из суммы задолженности по налогу, сложившейся на момент государственной регистрации выделенных из его состава юридических лиц.
Данный вывод содержится в письме Минфина России от 22.07.2005 N 03-03-02/31.
В Постановлении ФАС Восточно-Сибирского округа от 26.07.2012 N А19-14792/2011 указано, что условием для возложения солидарной обязанности по уплате налогов на созданные в результате выделения из реорганизованного юридического лица организации является совокупность условий, установленных пунктом 8 статьи 50 НК РФ, а именно: налогоплательщик в результате состоявшегося выделения не имеет возможности исполнить в полном объеме обязанность по уплате налогов, а состоявшаяся реорганизация направлена на неисполнение указанной обязанности.
ФАС Северо-Кавказского округа в Постановлении от 21.12.2012 N А32-7753/2012 заключил, что реорганизация юридического лица не изменяет сроков исполнения его обязанностей по уплате налогов правопреемником этого юридического лица.
Аналогичный подход применим и к объему прав реорганизованного налогоплательщика-организации.
Следовательно, реорганизация юридического лица не влечет изменения объема его прав и обязанностей в налоговых правоотношениях, поэтому реорганизация общества в форме выделения, к тому же в пределах установленного законом трехлетнего срока для заявления права на налоговый вычет (возмещение) сумм налога, не изменяет для правопреемника порядка и сроков декларирования вычетов по НДС и не является основанием для увеличения срока, установленного пунктом 2 статьи 173 НК РФ.
В Постановлении ФАС Центрального округа от 11.07.2012 N А64-4326/2011 изложен вывод о том, что реорганизация контрагента налогоплательщика не может являться препятствием последнему для предъявления к вычету НДС, а также для включения затрат в состав расходов по налогу на прибыль организаций, поскольку в рамках гражданско-правовых отношений обязательства не прекращены, а в сфере налоговых правоотношений вновь созданное юридическое лицо принимает на себя налоговое бремя реорганизованного лица.
Управление ФНС России по г. Москве в письме от 23.11.2011 N 16-15/112995@ пришло к выводу, что при преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида (изменении организационно-правовой формы) возникает новое юридическое лицо, на него распространяется порядок перехода на УСН, который предусмотрен пунктом 2 статьи 346.13 НК РФ, то есть тот же порядок, что и для вновь созданных организаций.
Суды указывают, что поскольку правопреемство при преобразовании юридического лица путем изменения организационно-правовой формы носит универсальный характер, к вновь возникшему юридическому лицу наряду с другими правами переходит право реорганизованного юридического лица на применение упрощенной системы налогообложения (см. Постановление ФАС Московского округа от 18.12.2012 N А40-46740/12-115-273).
В Постановлении Президиума ВАС РФ от 24.07.2012 N 3546/12 отмечено, что из положений статьи 50 НК РФ следует, что на правопреемника реорганизованного юридического лица возлагается обязанность по уплате налогов. С указанной обязанностью корреспондирует право налогоплательщика-правопреемника, предусмотренное пунктом 5 статьи 283 НК РФ, на уменьшение налоговой базы на сумму убытков, полученных реорганизуемой организацией до момента реорганизации в порядке и на условиях, установленных этой статьей НК РФ.
Таким образом, в отсутствие первичных учетных документов реорганизованного юридического лица, подтверждающих размер понесенного им убытка и период его возникновения, налоговые регистры, налоговые декларации и передаточные акты данного юридического лица не могут быть признаны достаточными доказательствами несения подобных затрат, влекущих формирование убытка в заявленном правопреемником размере.
В Определении от 19.07.2012 N ВАС-9155/12, отказывая в передаче дела для пересмотра в порядке надзора, ВАС РФ признал соответствующим статьям 57, 413 ГК РФ, статье 50 НК РФ отклонение довода налогового органа о необходимости отражения спорной задолженности в составе доходов как списанной на основании пункта 18 статьи 250 НК РФ, указав, что совпадение должника и кредитора в одном лице является основанием для прекращения обязательства, однако по данному основанию списание кредиторской задолженности в порядке, установленном названной нормой налогового законодательства, не предусмотрено.
В деле, рассмотренном в Постановлении ФАС Восточно-Сибирского округа от 29.11.2012 N А74-1584/2012, суд первой инстанции сослался на отсутствие в НК РФ положений, позволяющих налогоплательщику подавать отдельную налоговую декларацию за правопредшественника.
Арбитражный апелляционный суд, отменяя решение суда, исходил из того, что статьей 50 НК РФ на правопреемника возложена обязанность по уплате налогов и сборов за реорганизованное юридическое лицо в установленном порядке, включающем в себя обособленное декларирование налогооблагаемых операций. В связи с чем суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии у предприятия обязанности представлять в налоговую инспекцию уточненную декларацию с совмещенными показателями, являвшуюся предметом налоговой проверки, по результатам которой вынесены оспариваемые ненормативные акты.
Как отметил ФАС Восточно-Сибирского округа, исходя из системного толкования норм права обязанность по исчислению налога на момент внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица должна быть исполнена самой реорганизуемой организацией. В случае неисполнения присоединяемой организацией обязанности по исчислению налога на дату внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц обязанность уплатить налог возлагается на организацию-правопреемника.
К организации-правопреемнику переходят обязанности по исчислению и уплате сумм налогов и сборов в порядке, предусмотренном для реорганизованной организации, что указывает на обособленность учета и невозможность исчисления налога за присоединенную организацию путем соединения операций по реализации присоединившей и присоединяемой организаций в налоговой отчетности правопреемника, а также суммирование налога, подлежащего возмещению.
Таким образом, предприятие как правопреемник присоединенной к нему организации обязано было определить размер налоговых обязательств указанной организации путем подачи отдельной налоговой декларации и уплатить налог на добавленную стоимость, исполнив обязанность реорганизованного юридического лица.
ФНС России в письме от 14.01.2013 N ЕД-4-3/104@ отметила, что правопреемник при исполнении возложенных на него статьей 50 НК РФ обязанностей по уплате налогов и сборов пользуется всеми правами, исполняет все обязанности в порядке, предусмотренном НК РФ для налогоплательщиков (в том числе по представлению налоговых деклараций).
Следовательно, если присоединение одной организации к другой произошло 01.03.2012, то последним налоговым периодом для присоединенной организации будет период с 01.01.2012 до дня ликвидации данной организации.
Налоговые декларации присоединяемой организации за последний налоговый период должны быть представлены организацией-правопреемником в налоговый орган по месту ее учета, если указанные декларации не были представлены присоединяемой организацией в налоговый орган до снятия ее с учета в установленном порядке.
В НК РФ не определены специальные сроки представления реорганизуемыми (ликвидируемыми) организациями или их правопреемниками налоговых деклараций за последний отчетный (налоговый) период деятельности реорганизуемой (ликвидируемой) организации и сроки уплаты налогов по таким декларациям.
Учитывая положения пункта 3 статьи 50 НК РФ о неизменности сроков исполнения правопреемником обязанности по уплате налогов реорганизованного юридического лица, налоговые декларации подаются в налоговый орган, а налог уплачивается не позднее установленных в части второй НК РФ сроков представления налоговых деклараций и уплаты налогов за отчетный (налоговый) период, в котором произошла реорганизация.
В письме ФНС России от 25.06.2015 N ГД-4-3/11051@ указано, что налоговые декларации по налогу на прибыль по реорганизованной организации (включая налоговые декларации по обособленным подразделениям) за последний налоговый период должны быть представлены организацией-правопреемником в налоговый орган по месту ее учета, а именно в налоговый орган по месту нахождения организации-правопреемника или в налоговый орган по месту учета в качестве крупнейшего налогоплательщика. Налоговые декларации за последний налоговый период представляются организацией-правопреемником, если они не были представлены реорганизованной организацией в налоговые органы до снятия ее с учета в установленном порядке.
Порядок составления налоговых деклараций организацией-правопреемником изложен в пункте 2.7 Порядка заполнения налоговой декларации по налогу на прибыль организаций, утвержденного Приказом ФНС России от 26.11.2014 N ММВ-7-3/600@ (зарегистрированным в Минюсте России 17.12.2014 N 35255). Перечень кодов, определяющих налоговый (отчетный) период, за который представлена налоговая декларация, приведен в приложении N 1 к указанному Порядку. Для налоговых деклараций за последний налоговый период реорганизованной организации предусмотрен код «50», подлежащий указанию в титульном листе (листе 01) по реквизиту «Налоговый (отчетный) период (код)». Иные коды для налоговых деклараций за последний налоговый период применяться не должны.
ФНС России в письме от 29.12.2012 N АС-4-2/22690 указала, что налоговый орган вправе провести выездную налоговую проверку правопреемника за период деятельности реорганизованного юридического лица, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении указанной налоговой проверки.
Если такое присоединение произошло до начала проверки, то решение о назначении выездной налоговой проверки выносится в отношении проверяемого предприятия с отдельным указанием наименований присоединившихся организаций.
Если реорганизация произошла во время проведения проверки, то выносится отдельное решение о назначении проверки налогоплательщика в части присоединившейся организации.
Управлениям ФНС России по субъектам РФ предписано довести настоящее письмо до нижестоящих налоговых органов.