пенсия лауреатам премии правительства рф в области науки и техники
Лауреаты премии Правительства РФ и премии Совета Министров СССР продолжают добиваться законной надбавки к пенсии
Лауреаты премий Правительства РФ и Совета Министров СССР, лишенные надбавки к пенсии, направили коллективное обращение советнику президента Валерию Фадееву с просьбой восстановить справедливость.
ТрВ-Наука уже рассказывал, что в 2017 году текст федерального закона в одночасье стали трактовать иначе, и о том, как отстаивали свои права Татьяна Алексеевна Иванкова, ст. науч. сотр. ГосНИИгенетики НИЦ «Курчатовский институт» [1], и Владислав Николаевич Борисов, вышедший на пенсию после многих лет работы в отделе мощных лазеров Троицкого института инновационных и термоядерных исследований [2].
Несколько лет назад ущемленные в правах лауреаты объединились в инициативную группу; сейчас она насчитывает более 60 человек из разных регионов России. Однако, к сожалению, власть до сих пор ограничивалась формальными ответами на обращения пенсионеров.
Напомним коротко предысторию. Неработающие пенсионеры, лауреаты премии Правительства РФ и премии Совета Министров СССР, более полутора десятилетий получали дополнительное материальное обеспечение (ДМО) в соответствии c Федеральным законом № 21-ФЗ от 4 марта 2002 года. Однако с середины 2017 года лауреаты, обращаясь в Пенсионный фонд, стали получать систематические отказы в назначении ДМО. Текст закона оставался неизменным, но его трактовка внезапно изменилась: все официальные инстанции стали в один голос утверждать, что словосочетание «государственные премии» понималось необоснованно расширительно — якобы правительственные премии попросту не входят в эту категорию. В итоге создалась ситуация, когда даже лауреаты одного и того же авторского коллектива оказались в неравном положении: одни продолжают получать доплату к пенсии, другим прекратили выплачивать назначенную бессрочно выплату, а третьим систематически отказывают на этапе оформления доплаты в органах Пенсионного фонда.
Ущемленные в своих правах лауреаты неоднократно подавали судебные иски. Вначале многие суды первой инстанции признавали право лауреатов на ДМО. Однако после апелляций Пенсионного фонда эти решения пересматривались. Вскоре Министерство труда и социальной защиты отменило подзаконные акты, утверждающие перечень документов, необходимых для назначения ДМО, где напрямую шла речь о дипломе лауреата премии Правительства. В конце концов Верховный суд Российской Федерации постановил, что лауреатам премии Правительства Российской Федерации назначение дополнительного материального обеспечения законодательством не предусмотрено (определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Российской Федерации от 29.07.2019 № 78-КГ19-12).
О том, что лауреаты премии Правительства и премии Совета Министров СССР имеют право на ДМО, прямо сказано в телетайпограмме Министерства труда и социального развития РФ и Пенсионного фонда РФ от 12 апреля 2002 года. Однако, строго говоря, она не является нормативным правовым актом.Диплом лауреата премии Правительства РФ был упомянут в перечне представляемых для назначения ДМО документов в Постановлении Министерства труда и социального развития РФ от 06.08.2002 № 53 (утратило силу в соответствии с Приказом Минтруда от 20.03.2018 № 172н) и Приказе Министерства труда и социальной защиты РФ от 28.06.2017 № 520 (в свою очередь, утратил силу в соответствии с Приказом Минтруда от 01.08.2019 № 552н). В Приказе Минтруда от 20 марта 2018 года № 172н диплом лауреата премии Правительства РФ больше не упомянут.
Кроме того, лауреаты обращались с письмами в Пенсионный фонд, Минтруд, Государственную Думу и Совет Федерации, к Президенту Российской Федерации — гаранту Конституции. Примечательно, что все письма переправлялись в Минтруд, откуда приходили формальные ответы.
Постепенно лауреаты, лишенные пенсионных надбавок, начали объединять усилия. Одной из предпосылок стало общение на сайте ТрВ-Наука после публикации в июле 2018 года. Вскоре образовалась инициативная группа — сейчас она насчитывает более шестидесяти человек из разных регионов России. О достижениях лауреатов в области науки, медицины, военной промышленности, образования и культуры можно прочитать в специально созданном альбоме [3]. Координаты группы есть в редакции ТрВ-Наука. Если вы хотите присоединиться к группе, напишите, пожалуйста, нашему корреспонденту Алексею Огнёву, который следит за этой темой: alexey.ognyov@gmail.com.
1 марта инициативная группа отправила аргументированное коллективное письмо председателю Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека В. А. Фадееву [4].
В нем отмечается, что концепция назначать ДМО лауреатам правительственного уровня была заложена в Федеральный закон №21-ФЗ изначально — это следует из стенограммы обсуждения законопроекта в Госдуме. Кроме того, инициативная группа подчеркивает: «Вплоть до выпуска приказа №552н от 01.08.2019, Минтруд РФ не подготовил в окончательном виде законодательную базу для лишения права на ДМО лауреатов премии Правительства РФ и Совета Министров СССР. Создалась ситуация, когда органы государственной власти прекратили исполнение своих же нормативно-правовых актов и лишь спустя 2 года юридически оформили отказы в назначении и выплате ДМО. Но отказ, обоснованный на нормативно-правовых актах более позднего происхождения, неправомерен, т.к. по Конституции Российской Федерации закон, ухудшающий положение человека, обратной силы не имеет».
Вкратце изложим хронику предыдущих коллективных обращений.
Первое из них, в августе 2019 года, было адресовано президенту РФ как гаранту конституционных прав граждан [5]. Под письмом стояло 18 подписей. Но ко всеобщему удивлению, в ответ на это письмо лауреаты получили стандартный текст из Минтруда [6]. Суть сводилась к тому, что вопросы назначения и выплаты ДМО, контроль за деятельностью Пенсионного фонда РФ, а также оценка или отмена его решений не относятся к компетенции министерства.
В сентябре 2019 года инициативная группа начала отправлять коллективные обращения в Государственную Думу. Первое из них было адресовано председателю Комитета по труду, социальной политике и делам ветеранов Ярославу Нилову [7]. В ответном письме депутат указал, что Госдума «не вправе вмешиваться в компетенцию органов государственной власти» [8], и, в свою очередь, перенаправил обращение в Минтруд. На сей раз в ответе властей было прямо сказано, что в течение 15 лет надбавки к пенсии, по сути дела, выплачивались по ошибке: круг лиц, имеющих право на ДМО, был необоснованно расширен, и одни пенсионные органы «руководствовались исключительно нормой Закона», а другие — телетайпограммой Минтруда и ПФР (примечательно, что о постановлении и приказе с перечнями документов речь не шла). При этом «гражданам, которым пенсионными органами ДМО было назначено без законных на то оснований, выплата ДМО продолжена в виду отсутствия какой-либо вины с их стороны» [9].
Осенью 2019 года по просьбе лауреатов фракция КПРФ инициировала законопроект № 792111-7 о внесении поправок в Федеральный закон № 21-ФЗ с целью законодательно закрепить право на ДМО для лауреатов премий правительственного уровня. Однако его рассмотрение даже в первом чтении многократно откладывалось и не состоялось до сих пор.
В ноябре 2020 года инициативная группа направила коллективное обращение председателю Правительства РФ Михаилу Мишустину [10]. Под ним стояло уже более 50 подписей. Сославшись на основной закон страны, лауреаты подчеркнули, что в соответствии с Конституцией «Российская Федерация как правовое и социальное государство не может произвольно отказываться от выполнения взятых на себя публично-правовых обязательств, поскольку в противном случае подрывается авторитет государственной власти, уважение граждан к закону». Ответ вновь пришел из Минтруда. Там было сказано, что «начиная с 2017 года практика применения Федерального закона № 21-ФЗ органами, осуществляющими пенсионное обеспечение, приведена к единообразию» [11].
К сожалению, за время этой переписки с официальными инстанциями ушли из жизни двое лауреатов, состоявших в инициативной группе: Валентин Алексеевич Носкин, лауреат премии Правительства РФ в области образования, и Вячеслав Васильевич Белоусов, лауреат премии Правительства РФ в области печатных СМИ. Светлая им память.
P. S. Ответ от Валерия Фадеева [12] поступил 30 апреля. В нем сказано: «принимая во внимание сложность данной ситуации, Совет счел возможным направить Ваше обращение на рассмотрение Председателю Правительства Российской Федерации М.В. Мишустину». Движение по кругу продолжается.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Кто и почему лишил денег ученых – лауреатов премии правительства РФ
Премия правительства Российской Федерации ежегодно присуждается ученым и специалистам за достижения в области науки и техники, в том числе за научно-технические исследования и разработки в интересах обороны и безопасности страны, результаты которых использованы при создании более совершенной военной и специальной техники. Удостоенным награды присваивается звание лауреата премии правительства Российской Федерации. Им также вручают диплом и почетный знак.
С 2002 года после выхода на пенсию лауреаты премии правительства РФ и премии Совета Министров СССР ежемесячно получали надбавку в 330% от размера социальной пенсии. При размере социальной пенсии за 2021 год в 10183 рубля сумма такой надбавки составляет 33603 рубля и 90 копеек.
Так называемое дополнительное материальное обеспечение (ДМО) прописано в Федеральном законе «О дополнительном ежемесячном материальном обеспечении граждан Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией» от 4 марта 2002 года № 21-ФЗ.
Перечень документов, необходимых для получения ДМО, утверждает Министерство труда и социальной защиты.
Что пошло не так
Последний раз диплом лауреата премии правительства РФ как основание для получения ДМО был упомянут в перечне документов в постановлении Министерства труда и социального развития РФ (название ведомства до 2004 года) от 6 августа 2002 года № 53. Также информация о том, что лауреаты премии правительства и премии Совета Министров СССР имеют право на ДМО, присутствует в телетайпограмме Министерства труда и социального развития РФ и Пенсионного фонда РФ от 12 апреля 2002 года.
Дипломы лауреатов премии правительства РФ исчезли из перечня документов в 2018 году – в приказе Минтруда от 20 марта 2018 года № 172н диплом лауреата больше не упоминается. С этого момента выплаты прекратились.
Когда лауреаты обратились в Пенсионный фонд для получения материальных средств, то в ответ получали официальные приказы об отказе в выплате.
«Пенсионный фонд подготовил и разослал по своим отделениям циркуляр по сужению круга лиц, имеющих право на ДМО. Там остались лауреаты Государственных премий СССР и Государственных премии Российской Федерации, которые вручает президент, но исчезли лауреаты премий Совета Министров СССР и правительства Российской Федерации. Государство решило на нас сэкономить. Или просто забыло», – рассказал «Газете.Ru» Михаил Вус, дважды лауреат премии правительства РФ.
Кого лишили премии
В инициативной группе сегодня – 71 лауреат. Сколько таких лауреатов в стране – точно неизвестно. «Ежегодно с 2002 года вручались 40 премий, из них десять премий – для [представителей] силовых структур. В каждой премии может быть коллектив не более десяти человек. Итого, примерно 400 человек в год получают премию правительства. За 15 лет получили премию шесть тысяч человек. Это, конечно, очень примерные подсчеты. Многие уже умерли, к стати средний возраст инициативной группы 68-80 лет», – рассказал Валерий Лазарев, также лауреат премии правительства РФ.
«Газета.Ru» поговорила с представителями инициативной группы лауреатов и попросила их рассказать о себе.
Валерий Лазарев (справа) во время подготовки к параду на Красной площади
Валерий Лазарев, 69 лет, лауреат премии правительства Российской Федерации
«С 1976 года был призван в ряды ВС СССР. Служил в военных представительствах и занимался созданием военной техники. За годы службы в армии, участвовал во многих экспедициях по испытанию перспективной военной автомобильной техники во всех климатических регионах страны. Работал в Государственных комиссиях по принятию новых образцов техники на вооружение.
Был руководителем проектов бронеавтомобилей «Тигр» и «Тигр М». После завершения службы в Армии работал на заводе «Урал» в городе Миасс, Челябинской области. Назначен на должность руководитель проекта бронеавтомобиля «Тайфун У». Награжден орденом Почета, иными наградами страны, управлений Минобороны и МВД. С 2004 года лауреат премии правительства РФ. В 2018 году вышел на пенсию, полковник в отставке».
Михаил Вус, 75 лет, дважды лауреат премии Правительства Российской Федерации
«Более полувека трудился в системе высшей школы и Академии наук. Организовал лабораторию проблем информационной безопасности в Санкт-Петербургском государственном университете, подготовил серию монографических изданий и учебных пособий по тематике защиты государственной тайны в Российской Федерации. В 2004 году за работу по проблемам информационной безопасности государства получил премию правительства России. Вторая премия была присуждена в 2009 году».
Татьяна Руденко, 78 лет, лауреат премии Правительства Российской Федерации
«Я кандидат медицинских наук, «Ветеран труда» и «Отличник здравоохранения». Также лауреат премии правительства Российской Федерации за разработку и внедрение в медицинскую практику новых лечебных технологий и технических средств на основе использования воздушной плазмы и экзогенного оксида азота.
С помощью этой технологии можно совершать больше количество сложных операций: оперировать опухоль, диагностировать язву желудка и трофические язвы, а также наблюдать и лечить другие тяжелые заболевания. Вместе со мной над реализацией проекта работал коллектив из десяти авторов. Среди разработчиков были онкологи и военные врачи. В годы первой и второй чеченских компаний они спасали тяжелораненых солдат. И именно наша разработка помогала им реабилитироваться».
Татьяна Иванкова, 79 лет, лауреат премии Совета Министров СССР, лауреат премии правительства Российской̆ Федерации
«В КБ ВНИИантибиотиков я занималась конструированием моделей аппаратов, механизмов и установок для экспериментального завода ВНИИА. Затем была привлечена в исследовательскую технологическую группу, которая занималась вопросами обеспечения биотехнологического процесса средствами пеногашения.
За разработку и промышленное освоение технологии микробного синтеза лизина была награждена статусом лауреата премии правительства Российской Федерации. При дальнейшей разработке технологии биосинтеза лизина была отстранена от работ с вредными веществами. В 2004 году мне поставили токсический гепатит. Работаю и по сегодняшний день»
Что будет дальше
Сначала лауреаты в одиночку обращались в суды. Как минимум в шести случаях суд первой инстанции встал на сторону истца. Пенсионный фонд оспаривал эти решения, в конце концов дело дошло до Верховного суда. Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Российской Федерации отменила своим определением от 29 июня 2019 года № 78-КГ19-12 решение суда первой инстанции, которое было вынесено в пользу лауреата.
В инициативной группе не теряют надежды доказать свою правоту в судебном порядке. «Премии правительства РФ изначально были заложены в федеральный закон. Никто без внесения изменений в этот закон не имеет права сузить этот круг лиц», – считают лауреаты.
У независимых юристов судебная перспектива дела вызывает сомнения.
«С чисто юридической точки зрения – это бесперспективное дело. Минтруд вправе уточнить требования по списку и сделать одних лауреатов – первосортными, а других – второсортными. В России нет прецедентной системы права, но после решения Верховного суда другие суды будут смотреть на это определение, – рассказал «Газете.Ru» адвокат Максим Сологуб. – С моральной точки зрения это, конечно, просто кощунство. Больших денег государство не сэкономит. Я думаю, что скорее всего их действительно просто забыли. Клерк в министерстве пропустил строчку, когда переписывал приказ. Единственный способ решить вопрос – вернуть приказ в исходное состояние».
Инициативная группа много раз обращалась с просьбами решить проблему к чиновникам разного уровня, в том числе в правительство, но в конечном счете их запросы пересылали в Минтруд, который исключил лауреатов из числа получателей надбавок.
Так, в ноябре 2020 года группа направила коллективное обращение председателю правительства РФ Михаилу Мишустину, но ответ пришел из Минтруда. В письме ведомства от 7 декабря 2020 года говорится, что «Федеральный закон от 04.03.2002 г. № ФЗ не распространяется на лауреатов премии правительства Российской Федерации».
Решение Верховного Суда РФ от 31.01.2019 N АКПИ18-1245
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Именем Российской Федерации
от 31 января 2019 г. N АКПИ18-1245
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
судьи Верховного Суда Российской Федерации Назаровой А.М.,
с участием прокурора Коробкова Е.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению З. о признании недействующим пункта 5 перечня документов, необходимых для назначения дополнительного ежемесячного материального обеспечения гражданам Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией, утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 20 марта 2018 г. N 172н,
Согласно пункту 5 Перечня для назначения дополнительного ежемесячного материального обеспечения гражданами Российской Федерации, являющимися лауреатом Ленинской премии, лауреатом Государственной премии СССР, лауреатом Государственной премии РСФСР, лауреатом Государственной премии Российской Федерации, представляется диплом лауреата Ленинской премии, лауреата Государственной премии СССР, лауреата Государственной премии РСФСР, лауреата Государственной премии Российской Федерации.
З. оспорил пункт 5 Перечня в Верховном Суде Российской Федерации, просит признать его недействующим, указывая на несоответствие его положений подпункту 8 пункта 2 статьи 1 Федерального закона N 21-ФЗ, в котором словосочетание «государственные премии» изложено со строчной буквы, что, по мнению административного истца, позволяет гражданам, являющимся лауреатами премии Правительства Российской Федерации, претендовать на получение ДМО, а употребление в оспариваемой норме словосочетания «Государственная премия» с заглавной буквы существенно сужает круг лиц, имеющих право на получение ДМО в соответствии с названным законом, лишая тем самым данного права лауреатов премии Правительства Российской Федерации, к которым относится и он.
З., извещенный о времени и месте рассмотрения дела в установленном законом порядке, в судебное заседание не явился.
Его представители Ч. и К.З. поддержали административный иск.
В судебном заседании представитель Минтруда России Е., представитель Минфина России Ш. и представитель Минюста России С. просили отказать в удовлетворении заявленного требования, поддержав изложенную в возражениях правовую позицию.
Выслушав стороны, проверив оспариваемое положение на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Коробкова Е.И., полагавшего в удовлетворении административного искового заявления отказать, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленного требования.
В соответствии со статьей 7 указанного закона порядок обращения за дополнительным материальным обеспечением и рассмотрения вопросов, связанных с его назначением, устанавливается Правительством Российской Федерации, которое в пункте 2 постановления от 7 июня 2002 г. N 390 «О некоторых вопросах реализации Федерального закона «О дополнительном ежемесячном материальном обеспечении граждан Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией» возложило на Минтруд России полномочия по утверждению перечня документов, необходимых для назначения дополнительного ежемесячного материального обеспечения в соответствии с Федеральным законом N 21-ФЗ по согласованию с Минфином России.
Реализуя предоставленные Правительством Российской Федерации полномочия и в соответствии с подпунктом 5.2.162 пункта 5.2 и подпунктом 10.20 пункта 10 Положения о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 г. N 610, Минтруд России по согласованию с Минфином России издал Приказ, утвердивший Перечень.
Процедура введения в действие и опубликования оспариваемого нормативного правового акта соответствует положениям Указа Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 г. N 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» и Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. N 1009.
Конституция Российской Федерации гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца и в иных случаях, установленных законом (часть 1 статья 39).
В определении от 15 ноября 2007 г. N 736-О-О Конституционный Суд Российской Федерации указал, что, осуществляя правовое регулирование, позволяющее реализовать конституционные гарантии в социальной сфере, законодатель вправе устанавливать виды обеспечения, порядок и условия приобретения права пользования ими, круг получателей тех или иных социальных выплат. Федеральный закон N 21-ФЗ является специальным законом, регулирующим порядок и условия назначения и выплаты за счет средств федерального бюджета дополнительного материального обеспечения российским гражданам, имеющим выдающиеся достижения и особые заслуги перед страной, к которым подпункт 8 пункта 2 его статьи 1 относит, в частности, лауреатов государственных премий Российской Федерации (РСФСР).
По смыслу норм Федерального закона N 21-ФЗ к числу особо заслуженных лиц могут быть отнесены лауреаты лишь тех премий, которые присуждались за особые заслуги и (или) выдающиеся достижения в соответствующей области.
Все приведенные выше премии обладают статусом «Государственной премии», а лицам, которым они присуждены, присваивается звание «Лауреат Государственной премии Российской Федерации (соответствующей)» и вручается диплом «Лауреат Государственной премии Российской Федерации (соответствующей)», который в соответствии с пунктом 5 Перечня представляется в качестве подтверждения права на дополнительное материальное обеспечение.
В отличие от государственных премий Российской Федерации премии Правительства Российской Федерации учреждаются от имени Правительства Российской Федерации в системе премирования (не государственного) и, как правило, носят стимулирующий, поощрительный характер.
В силу пункта 4 Указа Президента Российской Федерации от 21 июня 2004 г. N 785 «О совершенствовании системы государственного премирования за достижения в области науки и техники, образования и культуры» Правительству Российской Федерации было поручено рассмотреть вопрос о совершенствовании системы премирования в части, касающейся премий Правительства Российской Федерации, с учетом необходимости осуществления мер государственного поощрения в области науки и техники, образования и культуры, печатных средств массовой информации, предусматривавшихся актами Президента Российской Федерации.
Из пункта 3 названного Указа следует, что «Государственные премии Российской Федерации» и «иные премии в области науки и техники, образования и культуры, ранее учрежденные актами Президента Российской Федерации» различны по своему статусу, т.е. премии Президента Российской Федерации, несмотря на то, что учреждены указами, статусом «Государственной премии» не обладают.
Таким образом, к государственным премиям Российской Федерации, с присуждением которых Федеральный закон N 21-ФЗ связывает право граждан Российской Федерации, имеющих особые заслуги перед государством и (или) выдающиеся достижения, на ДМО, относятся премии, которые имеют статус Государственной в соответствии с актом, учредившим их, и положением о них.
Следовательно, при обращении гражданина за получением ДМО, в качестве документов, подтверждающих его право на эту выплату, он должен представить диплом лауреата Государственной премии СССР, диплом лауреата Государственной премии Российской Федерации (РСФС), что и предусмотрено пунктом 5 Перечня.
Доводы административного истца о том, что законодатель при написании слова «государственной» со строчной буквы указывал на присуждение премии государственным органом, а не имел в виду награждение Государственной премией, основаны на ошибочном толковании норм материального права.
В подпункте 8 пункта 2 статьи 1 Федерального закона N 21-ФЗ словосочетание «государственные премии» употреблено во множественном числе, в связи с чем написано со строчной буквы. В оспариваемой норме Перечня словосочетание «Государственная премия» изложено в единственном числе и указывает на статус премии, учрежденной в соответствии с действующим законодательством и предоставляющей ее лауреату право на назначение и выплату установленного законом ДМО.
Принимая во внимание, что оспариваемое положение не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и не нарушает права, свободы и законные интересы административного истца, в удовлетворении заявленного требования надлежит отказать в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
в удовлетворении административного искового заявления З. о признании недействующим пункта 5 перечня документов, необходимых для назначения дополнительного ежемесячного материального обеспечения гражданам Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией, утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 20 марта 2018 г. N 172н, отказать.
Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.