пенсионный возраст для проживающих в чернобыльской зоне по новому закону
Пенсионное обеспечение граждан, постоянно проживающих на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом
Условия назначения пенсий по старости гражданам, постоянно проживающим на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, предусмотрены статьей 34 Закона от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
Пенсия по старости назначается с уменьшением общеустановленного статьей 8 Федерального закона «О страховых пенсиях» возраста (60 лет для мужчин, 55 лет для женщин), на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности.
Первоначальная величина снижения пенсионного возраста (на 1 год) предусматривается для граждан, проживавших или работавших на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по 30 июня 1986 года, независимо от времени пребывания на указанной территории до момента переселения (выезда) с этой территории или до принятия решения Правительством Российской Федерации об изменении границ зон радиоактивного загрязнения.
Пенсия по старости указанным гражданам по их желанию может назначаться в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях» при наличии страхового стажа не менее 9 лет (на 2018 год) и величины индивидуального пенсионного коэффициента не менее 13,8 (на 2018 год), или Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» при наличии трудового стажа не менее 5 лет.
Федеральным законом от 03.10.2018 № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий», вступающим в силу с 1 января 2019 года, внесены изменения в пенсионное законодательство, предусматривающие с указанной даты поэтапное увеличение возраста выхода на пенсию. Следует отметить, что на граждан, пострадавших в связи с катастрофой на Чернобыльской АЭС, увеличение пенсионного возраста не распространяется. Для них пенсионный возраст останется прежним.
Пенсионное обеспечение и социальные выплаты чернобыльцев ко Дню памяти аварии на Чернобыльской АЭС
26 апреля 2021 года исполняется 35 лет со дня аварии на Чернобыльской АЭС. За ликвидаторами последствий радиационных аварий и пострадавшими в радиационных авариях и катастрофах после тех трагических событий закрепилось такое понятие как «чернобыльцы». Для этой особой категории граждан государство предусмотрело специальные меры поддержки.
Основные льготы — это досрочный выход на пенсию, а также установление пенсий по инвалидности и ежемесячных денежных выплат (ЕДВ).
Досрочный выход на пенсию
Граждане, подвергшиеся воздействию радиации, но тем не менее не являющиеся инвалидами, имеют право на снижение пенсионного возраста от 1 года до 5 лет. Для назначения государственной пенсии по старости им необходимо иметь пять лет страхового стажа.
Право на две пенсии
В отдельных случаях «чернобыльцы» могут получать и государственную, и страховую пенсии одновременно. Так, на две пенсии имеют право граждане, получившие инвалидность вследствие военной травмы (полученной при исполнении обязанностей военной службы) при ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС — военнослужащие срочной службы, а также лица, призванные на военные сборы.
Также право на получение двух пенсий имеют нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца — участника ликвидации последствий аварии на ЧАЭС, инвалида вследствие катастрофы на ЧАЭС, а также лица, получившего или перенесшего лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие катастрофы на ЧАЭС или работами по ликвидации последствий указанной катастрофы. Им может устанавливаться пенсия по случаю потери кормильца и пенсия по старости (инвалидности).
Ежемесячная денежная выплата (ЕДВ)
Как и все федеральные льготники, «чернобыльцы» и приравненные к ним категории лиц, пострадавших от последствий радиации, имеют право на получение ежемесячной денежной выплаты (далее — ЕДВ).
Гражданам, которые являются получателями одновременно двух выплат, набор социальных услуг (далее — НСУ) по «чернобыльской» ЕДВ предоставляется со дня назначения в денежном эквиваленте, а по второй ЕДВ автоматически предоставляется в натуральном виде. Таким образом, им нет необходимости подавать заявление о предоставлении НСУ. При этом, они, как инвалиды или как ветераны, могут подать заявление об отказе в предоставлении НСУ в натуральном виде и получать НСУ в денежном выражении.
Размер ЕДВ
Размер ЕДВ определяется в зависимости от категории льготника, к которой относятся граждане:
— инвалиды вследствие чернобыльской катастрофы —2 336,70 руб.;
— ликвидаторы 1986-1987гг. последствий чернобыльской катастрофы — 2 919,02 руб.;
— ликвидаторы 1988-1990гг. последствий чернобыльской катастрофы — 2 336,70 руб.;
— граждане из подразделений особого риска — 2 919,02 руб.;
— граждане, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне — от 731,63 руб. до 2 336,70 руб. (в зависимости от категории);
— граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на ПО «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча — от 584,17 руб. до 2 336,70 руб. (в зависимости от категории).
Также право на установление ЕДВ имеют следующие категории детей и подростков до 18 лет, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС:
— эвакуированные и переселенные из зон отчуждения, отселения, проживания с правом на отселение, включая детей, которые на день эвакуации находились во внутриутробном состоянии.
— дети первого и последующих поколений следующих граждан:
1) получивших или перенесших лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы;
3) участников ликвидации последствий аварии в 1986-1987 годах;
4) принимавших участие в 1988-1990 годах в работах по объекту «Укрытие»;
5) эвакуированных (в том числе выехавших добровольно) из зоны отчуждения или переселенных (в том числе выехавших добровольно) из зоны отселения.
При этом, право на указанную выплату имеют только дети, родившиеся после радиоактивного облучения одного из родителей.
Помимо указанных категорий детей, право на ЕДВ имеют:
— дети в возрасте до 18 лет первого и второго поколения граждан, получивших суммарную (накопительную) эффективную дозу облучения более 5 сЗв (бэр), страдающие заболеваниями вследствие радиационного воздействия на одного из родителей;
— дети первого и второго поколения граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие аварии в 1957 году на ПО «Маяк», страдающие заболеваниями вследствие воздействия радиации на их родителей.
К сведению, на 1 апреля 2021 года в органах ПФР в г. Севастополе на учёте состоят 644 получателя ЕДВ, пострадавших от воздействия радиации.
Подробно о пенсии чернобыльцам
Чернобыльская катастрофа, произошедшая в 1986 году, была одной из крупнейших аварий производственного характера за всю историю цивилизации.
В результате выброса в окружающую среду радиоактивных частиц громадные и довольно густонаселенные районы России, Беларуси и Украины стали опасными для проживания и ведения какой-либо деятельности.
Бесплатно по России
В связи с этим населению, оказавшемуся и проживающему на территориях, которые получили наибольший ущерб от аварии, предусмотрены различные льготы и преференции, в том числе на данных граждан распространяется право получения льготного пенсионного обеспечения.
Выход на пенсию для жителей чернобыльской зоны
Вышеуказанные лица имеют те же пенсионные права, что и остальные граждане РФ. Порядок ухода на отдых для них также не отличается, а для получения пенсионного обеспечения необходимо иметь достаточный страховой стаж и ИПК.
При этом основная льгота, предоставляемая чернобыльцам, это досрочный выход на пенсию.
Иными словами, периоды проживания и осуществления трудовой деятельности в пораженной радиацией зоне засчитываются в качестве льготного стажа.
Возраст, в котором житель чернобыльской зоны выйдет на отдых, зависит от того, местности радиоактивного поражения какого типа он проживает. Законодательство предусматривает 4 таких территории
Зона отчуждения
От аварии на ЧАЭС наиболее сильно на территории современной России пострадала Брянская область, часть населенных пунктов которой попали в зону отчуждения. Нахождение и проживание в ней запрещено. Пребывание в данной местности до эвакуации дает право на обращение за выплатами пенсионного характера на 10 лет раньше всех остальных.
Зона отселения
Проживание на данной территории также несет значительные риски для здоровья, однако переселение в безопасную местность жителей этих районов происходило, как правило, с их согласия. Географически на территории РФ она приходится также на часть Брянской области. Проживание в момент катастрофы снижает соответствующий возраст на 3 года, а каждый год нахождения там дополнительно снижает его еще на полгода.
Зона с правом на отселения
Географически это довольно обширная территория, охватывающая значительные по площади местности в Брянской, Калужской, Тульской и Орловской областей. Степень радиоактивного загрязнения там не несет значительной угрозы для жизни человека. Проживание в данной зоне снижает возраст на 2 года и дополнительно на 1 год, но при условии трехлетнего пребывания. Общее снижение – не более 5 лет.
Зона со льготным статусом
Территориально зона включает в себя обширные территории отдельных районов регионов Центральной России, Черноземья и Среднего Поволжья. Показатели загрязненности там, как правило, редко превышают ПДК, однако требуются постоянные измерения радиационного фона. Максимальное количество лет, на которое снижается пенсионный возраст в этой зоне, составляет 3 года.
Сколько составляет размер пенсии для чернобыльцев
Размер пенсии для жителей районов, пострадавших от радиоактивного загрязнения, зависит непосредственно от характера их пенсионного обеспечения.
Так, льготники могут рассчитывать на 2 его вида:
Также граждане, проживающие в этих местностях, могут рассчитывать на получение пенсионных выплат по потере кормильца при наличии соответствующих оснований.
Размер страховой пенсии зависит непосредственно от показателя ИПК, то есть количества баллов. Он рассчитывается по стандартной формуле на общих основаниях.
Социальная пенсия также может выплачиваться. При этом ее размер значительно выше, чем у социальных выплат граждан не льготной категории.
Так, лицам, ставшим инвалидами I и II группы вследствие аварии на ЧАЭС, а также ее ликвидаторам выплачивается 250% от стандартной выплаты (18130,84 рубля в 2019 году).
Для граждан, проживающих и трудившихся на территории зон радиоактивного загрязнения, о которых говорилось выше, положено 200% от стандартной соцвыплаты (15540,72 рубля в 2019 году). Выплаты по потере кормильца – 150% от базовой ставки.
Условия назначения
Чтобы рассчитывать на льготную пенсию, необходимо иметь соответствующий статус, подтверждающий данное право.
Для этого в орган соцзащиты по месту жительства необходимо подать следующие бумаги:
Для получения же льготной страховой или социальной пенсии, гражданину необходимо в ПФР предоставить:
Будет ли повышение в 2019 году для жителей чернобыльской зоны
Индексация пенсионных выплат для чернобыльцев происходит на общих основаниях. Так, в 2019 году страховая пенсия увеличилась на 7,05%, что превышает прогнозируемый уровень инфляции. Это произошло в январе. Социальная пенсия подросла значительно меньше – на 2,4%. Ее базовая ставка составляет 5304,57 рубля в нынешнем году.
Коснется ли реформа 2019 года
Пенсионная реформа, суть которой заключается в увеличении возраста, когда возникает право на получение денежного пособия, взволновала многих россиян. Затронут ли изменения чернобыльцев?
Повысится ли возраст
Реформа пенсионной системы не затронет рассматриваемых в статье льготников. Все имеющиеся преференции сохранятся на прежнем, дореформенном уровне. Однако не исключено, что в последующем решение об ужесточении правил назначения пенсионных денег будут изменены и для них.
Выплаты для жителей чернобыльской зоны по инвалидности и потере кормильца
В 2019 году пенсии по соответствующим основаниям для жителей местностей, подвергшихся радиоактивному заражению, выплачиваются на тех же условиях, порядок их назначения остался прежним. Увеличился размер выплат, но только в соответствии с проведенными индексациями.
Граждане, получающие выплату по инвалидности или по потере кормильца и являющиеся жителями чернобыльской зоны, вправе рассчитывать на льготный выход на пенсию. При этом порядок и основания для ее назначения остаются прежними. Кроме этого, проводимая пенсионная реформа чернобыльцев не коснулась.
Полезное видео
Еще больше информации в видео:
Решение № 2-1486/2019 от 30 июля 2019 г. по делу № 2-1486/2019
Именем Российской Федерации
30 июля 2019 г. г. Новомосковск Тульской области
Новомосковский городской суд Тульской области в составе:
председательствующего Черниковой Н.Е.,
при секретаре Меркуловой В.И.,
истца Брусова А.И., его представителя по доверенности Чепуриной Л.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело
В судебном заседании истец Брусов А.И. и его представитель по доверенности Чепурина Л.Н. исковые требования поддержали в полном объеме по основаниям указанным в иске, так пояснили, что ответчиком не в полном объеме включен в специальный стаж период обучения в профессиональном училище.
Представитель ответчика по доверенности Косачев И.А. в судебное заседание не явился, посредством телефонограммы просил рассмотреть дело в свое отсутствие, против требований истца возражал по основаниям, изложенным в отказе истцу в назначении пенсии.
Выслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч.1 ст. Раздел I > Глава 2. Права и свободы человека и гражданина > Статья 39″ target=»_blank»>39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
В силу п.2. ч.1 ст. (ред. от 30.04.2021) > «О страховых пенсиях» > Федеральный закон > Глава 6. Сохранение права на досрочное пенсионное обеспечение по старости и переходные положения > Статья 30. Сохранение права на досрочное назначение страховой пенсии» target=»_blank»>30 Закона №400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст.8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда не менее 12 лет 6 месяцев и имеют страховой стаж не менее 25 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам.
Суд не может согласиться с указанным подсчетом специального стажа истца, признает его ошибочным и основанным на неправильном применении норм действующего законодательства.
Следом за учебой следовала работу по Списку № с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается дипломом об образовании и записями в трудовой книжке истца.
В соответствии с п.109 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 03.08.1972 №590 (действовавшего в период обучения истца) при назначении пенсии на льготных условиях или в льготных размерах пенсий по старости и инвалидности рабочим и служащим, работавшим на подземных работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и на других работах с тяжелыми условиями труда в общий стаж работы засчитывается в числе прочих оснований обучение в высших учебных заведениях, средних специальных учебных заведениях (техникумах, педагогических и медицинских училищах и т.д.), партийных школах, совпартшколах, школах профдвижения, на рабфаках; пребывание в аспирантуре, докторантуре и клинической ординатур (пп. «и»), а также обучение в училищах и школах системы государственных трудовых резервов и системы профессионально-технического образования (в ремесленных, железнодорожных училищах, горнопромышленных школах и училищах, школах фабрично-заводского обучения, училищах механизации сельского хозяйства, технических училищах, профессионально-технических училищах и т.д.) и в других училищах, школах и на курсах по подготовке кадров, по повышению квалификации и по переквалификации (пп. «з»).
Согласно п. 109 Положения №590 при назначении на льготных условиях или в льготных размерах пенсий по старости и инвалидности рабочим и служащим, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и на других работах с тяжелыми условиями труда (подпункты «а» и «б» пункта 16), и пенсий по случаю потери кормильца их семьям, а также пенсий по старости работницам предприятий текстильной промышленности (подпункт «в» пункта 16) периоды, указанные в подпунктах «к» и «л», приравниваются по выбору обратившегося за назначением пенсии либо к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода. Период, указанный в подпункте «з», приравнивается к работе, которая следовала за окончанием этого периода.
В случаях назначения пенсий на льготных условиях или в льготных размерах (подпункты «а», «б», «в» пункт 91) работа или другая деятельность, приравниваемая к работе, дающей право на указанные пенсии, учитывается в размере, не превышающем имеющегося стажа работы, дающей право на пенсию на льготных условиях или в льготных размерах.
Вместе с тем, указания о том, что учеба приравнивается по продолжительности к продолжительности стажа работы, только непосредственно следовавшей за учебой, Положение №590 не содержит.
Также из пенсионного дела истца усматривается, что работа по Списку № в качестве в локомотивном депо составляет ( с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – + с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – = ).
Доводы истца и его представителя о том, что снижение пенсионного возраста истца по п.2 ч.1 ст. (ред. от 30.04.2021) > «О страховых пенсиях» > Федеральный закон > Глава 6. Сохранение права на досрочное пенсионное обеспечение по старости и переходные положения > Статья 30. Сохранение права на досрочное назначение страховой пенсии» target=»_blank»>30 Закона №400-ФЗ надлежит рассчитывать пропорционально всему отработанному времени, а не из расчета 2 года 6 месяца за полный отработанный год, суд находит несостоятельными, поскольку основаны на неверном толковании норм материального права.
В силу ст. (ред. от 02.07.2021) > «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» > Глава 2. Права на водные биоресурсы > Статья 10. Право собственности на водные биоресурсы» target=»_blank»>10 Закона №166-ФЗ гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, пенсия по старости назначается при наличии трудового стажа не менее 5 лет с уменьшением возраста входа на пенсию по старости, установленного ст. (ред. от 30.04.2021) > «О страховых пенсиях» > Федеральный закон > Глава 2. Условия назначения страховых пенсий > Статья 8. Условия назначения страховой пенсии по старости» target=»_blank»>8 Закона №400-ФЗ, в зависимости от факта и продолжительности проживания или работы в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения в порядке, предусмотренном Законом №1244-1.
Частью 1 ст. (ред. от 26.05.2021) > «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» > Раздел III. Статус граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы > Статья 13. Категории граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы» target=»_blank»>13 Закона №1244-1 предусмотрено, что к гражданам, повергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся граждане постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с правом на отселение (п.7), и граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом (п.8).
При этом, условия назначения пенсии по старости указанным гражданам зависят от статуса лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, продолжительности проживания в прошлое и настоящее время на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению.
Уменьшение возраста выхода на пенсию по старости производится пропорционально периоду постоянного проживания или работы на территории соответствующей зоны радиоактивного загрязнения.
Законодатель наделяет указанные категории граждан различным льготным статусом, что связано с различиями в масштабах радиационного влияния на организм человека (уровень радиационного загрязнения соответствующей территории длительность постоянного проживания (работы) на ней).
Так в соответствии со ст. (ред. от 26.05.2021) > «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» > Раздел IV. Пенсионное обеспечение граждан, пострадавших от чернобыльской катастрофы > Статья 33. Пенсионное обеспечение граждан, постоянно проживающих на территории зоны проживания с правом на отселение» target=»_blank»>33 Закона №1244-1 гражданам, указанным в п.1 ч.1 ст.13, пенсия по старости назначается с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста на 2 года и дополнительно на 1 год за каждые 3 года проживания или работы на территории зоны проживания с правом на отселение, но не более 5 лет в общей сложности.
На момент катастрофы на Чернобыльской АЭС (с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ) проходил службы по призыву в СА.
Распоряжением Правительства РСФСР от 28.12.1991 №237-р был утвержден Перечень населенных пунктов, относящихся к территориям радиоактивного загрязнения. Данным Перечнем был отнесен к зоне с правом на отселение. С 01.02.1998 постановлением Правительства РФ от 18.12.1997 №1582 статус был изменен и стал относиться к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом. отнесен с 26.04.2986 к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом.
В настоящее время статус данных территорий не утрачен.
Доводы истца и его представителя о том, что на основании Закона №1244-1 подлежит суммирование величин уменьшения возраста выхода на пенсию по старости гражданам, относящимся одновременно к двум категориям, суд находит основанными на неверном толковании норма материального права.
Ссылка представителя истца на определение Конституционного Суда Российской Федерации №403-О от 11.07.2006 является несостоятельной и на истца не распространяется, поскольку в данном Определении Конституционный Суд РФ разъяснил особенности пенсионного обеспечения граждан за проживание в радиационно загрязненной зоне, статус которой в период такого проживания был изменен Постановлением Правительства РФ, Брусов А.И. к таким гражданам не относится.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что Брусов А.И., ДД.ММ.ГГГГ рождения, приобрел право выхода на пенсию со снижением общеустановленного возраста по Закону №1244-1 на 3 года, а с учетом имеющегося у истца специального стажа, он имеет право выхода на пенсию в 54 года, следовательно, ответчик правомерно отказал истцу в назначении пенсии, указав, что он не достиг на момент обращения необходимого пенсионного возраста.
Суд находит необоснованными доводы истца и его представителя о том, что ответчиком при рассмотрения вопроса об отказе истцу в назначении пенсии нарушено постановление от 04.10.2004 №146н, так как оценка пенсионных прав проводилась должностным лицом единолично, а решение, выданное истцу, подписано иным лицом, нежели в материалах пенсионного дела, поскольку из материалов пенсионного дела Брусова А.И. № усматривается, что оценка пенсионных прав истца проведена в составе комиссии, что подтверждается протоколом совещания по рассмотрению споров от ДД.ММ.ГГГГ №. Выдача истцу выписки из протокола, а также копии решения об отказе в установлении пенсии, подписанного зам.начальника ПФР, не нарушает права истца и не влияет на его социальное обеспечение.
Учитывая, что ДД.ММ.ГГГГ (день обращения с заявлением о назначении страховой пенсии) истцу Брусову А.И., ДД.ММ.ГГГГ рождения, исполнилось 52 года, право на назначение досрочной страховой пенсии по старости истец не приобрел, следовательно, в иске истцу надлежит отказать.
Решение суда может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи апелляционной жалобы в Новомосковский городской суд Тульской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме принято 4 августа 2019 г.