параграф 3 рыночные отношения в экономике
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
«РЫНОЧНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В ЭКОНОМИКЕ».
Рынок в жизни общества.
Закон спроса и предложения.
Конкуренция и монополия.
Современная рыночная система.
Первый научный труд о рынке: Адам СМИТ (Англия) «Исследование о природе и причинах богатства народов». СУТЬ: производственные возможности ограничены, а человеческие потребности – нет. Удовлетворяя потребности человек, неосознанно содействует общественной пользе (рост экономики).
2. РЫНОЧНАЯ ЭКОНОМИКА – система, основанная на частной собственности, свободе выбора, конкуренции, которая опирается на личные интересы, ограничивает влияние правительства на экономику. Рынок гарантирует свободу потребителю (покупаю, что хочу). Главная движущая сила: личный интерес (у потребителя – полезность продукта, у производителя –выгода). Рынок везде развивается по одним законам (универсальность).
СПРОС – потребность покупателя в товарах, за которые он готов заплатить. ФАКТОРЫ, влияющие на спрос: ЦЕНА; доходы; вкусы, предпочтения.
ПРЕДЛОЖЕНИЕ – товары, которые производитель готов продать. ФАКТОРЫ, влияющие на предложение: число продавцов; технологии изготовления; цена (высокая цена – стимулирует производство).
Цена – универсальный регулятор между спросом и предложением.
4. СТРУКТУРА РЫНКА – внутренне строение, расположение, порядок отдельных элементов. КЛИССИФИКАЦИИ:
По объектам рыночных отношений (сырье, ценные бумаги);
По субъектам рынка (продавцы, покупатели);
По географическому положению (местный, региональный);
По характеру продаж (оптовый, розничный);
По соответствию законам (легальный, нелегальный).
ВИДЫ РЫНКОВ: труда; капитала; кредитный; фондовый; ценных бумаг.
АКЦИЯ – свидетельство о доле участия в собственности компании.
ДИВИДЕНД – право на получение части прибыли владельцу акции.
ОБЛИГАЦИЯ – кредитный документ, приносящий ее владельцу процент.
Ценные бумаги торгуются на бирже, цена зависит от спроса и предложения.
5. КОНКУРЕНЦИЯ – борьба между производителями за потребителя.
От конкуренции выигрывает потребитель (лучшее качество за меньшие деньги).
СРЕДСТВО КОНКУРЕНЦИИ: реклама, МАРКЕТИНГ – изучение рынка товаров и услуг, ДЕМПИНГ – продажа товаров по заниженным ценам для вытеснения конкурентов.
ВИДЫ: свободная; чистая; совершенная; несовершенная; ценовая; неценовая.
Конкуренция может привести к появлению МОНОПОЛИЙ – исключительное право на производство чего-либо сосредоточенное в одних руках. СУТЬ: право навязать потребителю высокие цены для получения огромной прибыли. Конкуренция и монополии – сосуществуют в современной экономике.
ОЛИГОПОЛИЯ – рынок, на котором доминирует небольшое число продавцов, а вход в отрасль новых фирм ограничен.
6. Современная рыночная экономика – ориентирована на общество, регулируется рыночными механизмами. ЦЕЛЬ: победа над бедностью; внедрение передовых технологий; государственное стимулирование роста экономики; избавление от коррупции; расширение внутреннего рынка.
Тема 3. Рыночные отношения в экономике (параграф 3).
Типы экономических систем и их характеристика:
1. Административно-командная экономическая система (централизованная, плановая)—
Ограниченная роль государства, господство частной собственности, капитал и земля находятся в частной собственности отдельных лиц; отделение собственности от государственной власти; свобода предпринимательства, частная хозяйственная инициатива; свободная конкуренция; экономическая свобода; рыночный механизм регулирования макроэкономической деятельности; рыночная организация распределения ограниченных ресурсов общества; свободные цены, которые зависят от спроса и предложения; свободная купля продажа товаров и услуг; личная свобода всех участников экономической деятельности. Это саморегулирующаяся децентрализованная система взаимосвязи всех хозяйственных процессов, ориентирующаяся в своем развитии на результаты товарного обмена.
4. Традиционная экономическая система— основными чертами данной системы являются: 1) земля и капитал в общем пользовании; 2) мелкотоварное производство; 3) отсталая технология, отсутствие технологического прогресса; 4) широкое распространение ручного труда; 5) активная роль государства в распределении национального дохода, привлечение иностранного капитала; 6) многоукладность экономики, различные формы хозяйствования; 7) земля и капитал в общем владении; 8) ограниченное производство благ; 8) господство сложившихся традиций и обычаев; 9) первичность религиозных и культурных ценностей; 10) господство кастовости и сословного деления; 11) авторитарное управление; 12) социально-экономический застой, ограничение технического прогресса.
Спрос— зависимость между всеми возможными ценами на товар и количеством товара, который покупатели готовы купить по этим ценам. Величина С- это количество товара (услуг), которое покупатели готовы купить по данной цене в определенное время и в определенном месте. Факторы, влияющие на С: цена товара; цены товаров-заменителей; денежные доходы и вкусы покупателей; число покупателей на рынке; потребительские ожидания (падение цен, снижение дохода); размер рынка; экономическая политика государства; изменение потребительских предложений под воздействием рекламы, моды и т.д.. Эластичный С: величина С изменяется на больший процент, чем цена; неэластичный С: платежеспособная потребность покупателей не чувствительна к изменениям цен, величина С. не увеличивается.
Закон предложения— категория товарного производства, раскрывающая зависимость величины предложения от изменения цены товара. С увеличением цены товара величина предложения растет.
Закон спроса— категория товарного производства, раскрывающая зависимое от величины спроса от уровня цен. С увеличением цены на товар, спрос на него уменьшается.
Структура Р.- он состоит из рынков рабочей силы (труда), средств производства, финансов, товаров и услуг, технологий, благ, инвестиций, иностранных валют, ценных бумаг, информации.
Конкуренция— 1) это свободное соперничество между производителями и покупателями за получение максимального дохода; 2) борьба за рынки сбыта товаров с целью получения более высоких доходов, за наиболее выгодные условия приложения капитала, за источники сырья; 3) основной механизм формирования хозяйственных пропорций и санации (оздоровления) экономики.
Маркетинг– см. стр. 37 в учебнике.
Дата добавления: 2014-12-20 ; просмотров: 32 | Нарушение авторских прав
Урок по теме Рыночные отношения в экономике
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Учитель Макарихина Татьяна Викторовна, МОУ ГБОУ С. Курумоч
Дата 18 сентября 2015 год
Тема урока: Рыночные отношения в экономике
Цель урока: формирование экономического сознания и экономического мышления на основе осмысления рыночных отношений в экономике.
Образовательная: сформировать знания об основных чертах рыночной экономики, рассмотреть понятия спрос и предложение, рыночное равновесие.
Развивающая: развивать способности анализировать экономические факты, события, делать выводы, аргументировано излагать. Продолжить формировать коммуникативные навыки.
3. Воспитательная: Воспитывать активную гражданскую позицию. Способствовать повышению интереса учащихся к экономическим знаниям.
Основные понятия: типы экономических систем, рынок, спрос, предложение, законы спроса и предложения.
Оборудование: компьютер, медиапроектор, учебник Обществознание, 11 класс, автор Боголюбов Л.Н., словарь по экономике.
2.Рынок и его роль в экономической жизни.
3. Рыночные структуры.
Здравствуйте, ребята! Тема нашего урока «Рыночные отношения в экономике».
2. Изучение нового материала.
Учитель формулирует проблемные вопросы. И организует
беседу по вопросам:
— Что такое экономика? Какие три главных вопроса решает экономика? Рынок – благо или зло? Российская экономика уже рыночная или еще нет?
Обучающиеся отвечают на поставленные вопросы.
— В чем заключаются достоинства и недостатки рыночной системы?
— Почему российская экономика ориентируется на рыночный путь развития?
В ходе урока мы ответим на эти вопросы
Развитие общества показало возможность существования различных вариантов организации экономической жизни.
В зависимости от того как общество решало главные вопросы экономики, выделят следующие типы экономических систем.
1. Традиционная экономическая система. Главные вопросы экономики, что производить, как производить и каким образом распределять она решает в соответствии с традициями, передающимися из поколения в поколение. Малоэффективна.
2.Командная экономика. Все решения по вопросам производства и распределения принимаются центральными органами управления. Командную систему нередко называют централизованной, директивной
или плановой. Такая экономическая система привела экономику СССР к развалу, вводу талонов и карточек на самые необходимые товары, тотальный дефицит, многокилометровые очереди, низкое качество продукции, спекуляции на так называемом черном рынке.
3.Рыночная экономика решает главные вопросы экономики, ориентируясь на соотношение спроса и предложения. Производитель принимает решение самостоятельно, действуя на свой страх и риск.
Характерные черты – частная собственность, высокий уровень предприимчивости, изобилие товаров и услуг, конкуренция.
Учащиеся в словаре находят понятие рынок и записывают в тетрадь.
Учащиеся самостоятельно работают с текстом параграфа, стр.30-31и отвечают на вопрос, что такое спрос и предложение? От чего они зависят?
Спрос – это желание и возможность купить конкретный товар или услугу по конкретной цене в определенный период времени. Слайд 4
Закон спроса: чем выше цена, тем ниже величина спроса.
Графическое изображение кривой спроса.
Зависит от: 1) доходов,2) численности населения, 3) цены на заменяющие или дополняющие товары, 4) моды, вкуса, сезона.
Предложение – это желание производителя произвести и предложить к продаже свои товары по конкретным ценам в течение определенного периода времени. Слайд11,12
. Кривая предложения. Слайд 13
Закон предложения: чем выше цена, тем выше величина предложения. Слайд14
Зависит от : затрат на ресурсы, технологии производства, ожидания динамики цен в будущем. Слайд 15
Пересечение кривых спроса и предложения отражает ситуацию рыночного равновесия, то есть весь предложенный товар продан. Пересечение кривых спроса и предложения даёт значение равновесной цены.
Если цена товара на рынке выше равновесной, то это побуждает продавца к увеличению предложения. В то же время эта завышенная цена снижает спрос на данный товар. В результате на рынке возникает избыточное предложение ( избыток) товара, что в свою очередь приводит к снижению цены до уровня равновесия.
Если цена ниже равновесной, то предложение падает, а спрос растет. Такая ситуация на рынке приводит к дефициту товара. Слайд №
Вывод: таким образом, рынок сам регулирует производство, «сигнализирует» через цены что, как и для кого производить.
Вопрос учителя. В чем же преимущества рынка?
— Самостоятельная работа по тексту учебника, обучающиеся выписывают достоинства рыночной системы и зачитывают ответы.
1)снизить издержки – экономия ресурсов,
2) совершенствовать технику и технологию
3) повысить производительность труда
4) производить товары, пользующиеся спросом.
Вывод: рыночная система более эффективна чем командная, поэтому российская экономика и ориентируется на рыночные отношения.
Но и рыночная экономика не лишена недостатков, например экономические кризисы, которые сопровождаются инфляцией ( ростом цен0, безработицей, резкие различия между уровнями доходов, поэтому в развитых странах формируется смешанный тип экономической системы, в которой объединились рыночные механизмы с государственным регулированием.
Учащиеся самостоятельно заполняют таблицу «структура рынка»
3. Обобщение и закрепление изученного материала. 7мин.
Учащиеся выполняют тестовое задание ( приложение 1).
4. Взаимопроверка работ и выставление оценок. 3 мин.
6. Домашнее задание. П. 3 ответить на вопросы