ответственность есть трехчастное отношение
ОБЗОР: ЭТИКА ОТВЕТСТВЕННОСТИ
Философы установили, что период стремительного развития этики ответственности всецело относится к ХХ веку (последние 20 лет — это уже нечто вроде бума в области представлений об ответственности), но истоки этого процесса надо искать в древности. Весьма показательно, как проходили становление и развитие этики ответственности. Для дальнейшего важно понимать, что ответственность есть трехчастное отношение: 1) носитель ответственности; 2) адресат ответственности; 3) инстанция ответственности.
Платон еще допускал ответственность животных. Если, например, корова зашла на чужое поле и там натворила бед, то она достойна наказания (не так ли рассуждают многие воспитатели кошек и собак?). Аристотель считает человека ответственным только за его собственные действия, но не за стихийные силы. Древние римляне создают образцовое право и начинают решать проблемы ответственности преимущественно юридическим путем.
Это направление мысли было унаследовано от римлян католицизмом, а также протестантизмом. Адресат ответственности — Бог, ему противостоит человек. Бог всегда прав, виновным оказывается человек, обвиняемый. Насколько человек виновен, решается судом (святым или светским). В Новое время вину понимают светским образом в соответствии с юридическим мировоззрением.
Именно в Новое время складывается классическая концепция ответственности. Субъект действия, поступка несет ответственность перед обществом за его последствия. Субъект действия должен быть в состоянии предусмотреть последствия своих поступков, а это возможно лишь при его полной самостоятельности. Вся картина кажется ясной и простой.
Но там, где субъект выступает участником группы, где разделение функций крайне многозвенно, а такие ситуации встречаются в технической цивилизации на каждом шагу, классическая концепция ответственности теряет свою привлекательность, ибо вся требуемая ею ясность отсутствует. В этой связи получает развитие неклассическая концепция ответственности.
Неклассическая концепция ответственности рассматривает человека в мире, наполненном случайностями, риском, неопределенностями, мириадами взаимосвязей, участием в общих делах. Складывается сверхпроблематичная ситуация. В рискоемком мире отказ от ответственности был бы равносилен самоубийству, поэтому требование ответственности и осуждение безответственности звучат как никогда ранее громко. В то же время очень трудно выделить ответственность отдельного человека (кто виноват? все виноваты — никто не виноват). Налицо проблемная ситуация. Люди не могут пройти мимо нее, они вынуждены постоянно ею заниматься. Здесь опять ощущается острая потребность в эффективной философии.
Неклассическая концепция ответственности ставит вопрос так: сумейте выделить ответственность всякого отдельного человека и подсчитайте ее. По результатам подсчета станет ясно, следует ли и в какой степени вознаграждать или же наказывать человека. Методику измерения добра мы знаем. Что же касается природы ответственности, то она устанавливается в процессе философской интерпретации, другого пути нет. При этом всегда руководствуются некоторыми стандартами, но философски настроенные люди никогда не довольствуются ими, а подвергают их основательной критике. Так рождается смысл добра, который никому не дан раз и навсегда.
Сотворение добра (увы, порой и зла) — это повседневное занятие всех людей, всякой личности. В одних случаях природа добра достаточно очевидна (согрей замерзшего, помоги пострадавшему), в других — до его смысла надо добираться.
Итак, в наши дни в его самом глобальном, емком значении добро понимается как ответственность, которая предполагает поиск и нахождение самых эффективных ценностей. Ищите добро, дорогу к нему осилит идущий.
ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ
· Ценность — это интерпретация, в которой субъект выражает свои предпочтения.
· Ценность можно измерить.
· Эстетическое (художественное) — это чувство-ценность, направленное на возбудитель этого чувства и достигшее необходимой степени совершенства.
· Красота есть эстетическая интерпретация.
· Многообразию философий соответствует многообразие эстетик.
· Практика есть деятельность человека по достижению цели.
· Ценность практики определяется в процессе ее нравственной интерпретации.
· Добродетели человека понимаются в свете нравственных идеалов.
· Многообразию философий соответствует многообразие этик.
· Добро — это ценность поступка.
· Ответственность — это наиболее емкое современное понимание добра.
· Ответственным является тот, кто изобретает и сопоставляет ценности и руководствуется в своих действиях самыми эффективными из них.
ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ В СОСТАВЕ ВОПРОСОВ И ОТВЕТОВ НА НИХ ПО ТЕМЕ «ФИЛОСОФИЯ КАК АКСИОЛОГИЯ»
Что такое ценность? Выдуманный людьми интерпретационный конструкт, посредством которого они истолковывают смысл своих поступков.
Что такое аксиология? Аксиология — учение о ценностях.
Как измеряют ценности? Ценности измеряют не приборами, а посредством интерпретационной оценки поступков людей.
Что такое идеал? Идеал — это главная ценность.
Что такое цель? Цель — это результат поступка.
Что такое цивилизация? Цивилизация — это общество в его специфически человеческих качествах. Можно сказать и так: цивилизация — это общество за вычетом природы.
Что такое культура? Культура — это достижения цивилизации.
Что такое эстетическое? Эстетическое — это все то, что изучает эстетика, философская теория. Чаще всего эстетическое — это возвышенные, прекрасные чувства и эмоции или же вовлеченность человека в праздник и игру.
Что такое практика? Практика — это совокупность поступков людей, совершаемых во имя некоторых ценностей.
Что такое добро? Добро — это поступки людей, обеспечивающие людям максимально далекое будущее.
Что такое ответственность? Ответственность — это ценность, многими признающаяся наиважнейшей.
ТЕСТ ПО ТЕМЕ «ФИЛОСОФИЯ КАК АКСИОЛОГИЯ»
1. Существуют ли ценности объективно, подобно материальным вещам?
2. Что такое ценность? Чувство, мысль, высказывание?
3. Почему нельзя ценность измерить техническим прибором?
4. Чем отличается культура от цивилизации?
5. От чего зависит понимание человеком прекрасного?
6. Чем отличается добродетель от ценности?
7. Чем отличается долг от ценности?
8. Почему в наши дни на место этики свободы и справедливости все чаще ставится этика ответственности?
9. Чем отличается неклассическая концепция ответственности от классической?
10. Нравственно ли выступать против клонирования людей?
Примечание: оценка число правильных ответов
«5» — 9-10 «4» — 7-8 «3» — 5-6 «2» — 4-0
ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ ПО ТЕМЕ «ФИЛОСОФИЯ КАК АКСИОЛОГИЯ»
1. Аксиология как учение о ценностях
2. Измерение ценностей
3. О смысле идеалотворчества
4. Различные интерпретации содержания ценности «красота»
5. Этика добродетелей Аристотеля
6. Христианская этика
8. Английский утилитаризм
9. Этика ответственности
10. Экологическая этика
12. Прикладная этика
13. Техника и этика
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА ПО ТЕМЕ «ФИЛОСОФИЯ КАК АКСИОЛОГИЯ»
§ Банфи Н.А. Философия искусства. М.: Искусство, 1989.
§ Буткевич О. Красота. Природа. Сущность. Формы. Л.: Художник РСФСР, 1983.
§ Гулыга А.В. Принципы эстетики. М.: Политиздат, 1987.
§ Гуревич П.С. Философия культуры. М.: Аспект Пресс, 1994.
§ Гусейнов А.А. Великие моралисты. М.: Республика, 1995.
§ Гусейнов А.А., Ирлитц Г. Краткая история этики. М.: Мысль, 1987.
§ Ортега-и-Гассет Х. Эстетика. Философия культуры. М.: Искусство, 1991.
§ Столович Л.Н. Красота. Добро. Истина. М.: Республика, 1994.
§ Этика: словарь афоризмов и изречений. М.: Аспект Пресс, 1994.
ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ ТЕСТА ПО ТЕМЕ «ФИЛОСОФИЯ КАК АКСИОЛОГИЯ»
1. Ценности не существуют объективно, подобно материальным вещам. Они являются результатом творчества людей.
2. Ценность — это либо мысль, либо высказывание, но не чувство. Дело в том, что чувство единично, а ценность — это общее многих поступков. Общее «схватывается» мыслью и высказыванием.
3. Ценность действительно нельзя измерить техническим прибором, причем по следующей причине: ценность невозможно овеществить. Но все, что неовеществлено, не подвластно технике.
4. Вопрос об отличии культуры от цивилизации относится к числу таких проблем, которые не разрешаются однозначным образом. Обычно в плане полноты выражения действительно человеческого, его отличия от природного, культуру ставят выше цивилизации. Следовательно, культура — это высшие достижения цивилизации.
5. Понимание человеком прекрасного зависит от той теории, на основе которой он интерпретирует его содержание.
6. Добродетель — это черта характера отдельного человека и в этом смысле она единична. Ценность — это некоторый не единичный, а общий критерий оценки поступков людей.
7. Долг — это некоторое обязательство конкретного человека или же закон, навязанный кем-то. Ценность не является ни тем, ни другим.
8. Этика свободы и справедливости имеют сугубо социальное содержание, она характерна для гуманитарных наук. Этика ответственности позволяет учесть особенности не только гуманитаристики, но и естествознания. И еще. Этика ответственности в отличие от этики свободы и справедливости органично учитывает фактор времени, ведь речь идет об обеспечении будущего.
9. Классическая концепция ответственности характерна для философии Нового времени. Неклассическая концепция ответственности органично связана с философскими направлениями современности. В классической концепции ответственности человек рассматривается как изолированный, а не включенный в состав общества, субъект.
10. Вопрос о нравственности и целесообразности того или иного случая клонирования людей решается в конкретной ситуации знающими людьми. Безнравственно вне анализа выступать как за, так и против клонирования людей.
ОБЗОР: ЭТИКА ОТВЕТСТВЕННОСТИ
Философы установили, что период стремительного развития этики ответственности всецело относится к ХХ веку (последние 20 лет — это уже нечто вроде бума в области представлений об ответственности), но истоки этого процесса надо искать в древности. Весьма показательно, как проходили становление и развитие этики ответственности. Для дальнейшего важно понимать, что ответственность есть трехчастное отношение: 1) носитель ответственности; 2) адресат ответственности; 3) инстанция ответственности.
Платон еще допускал ответственность животных. Если, например, корова зашла на чужое поле и там натворила бед, то она достойна наказания (не так ли рассуждают многие воспитатели кошек и собак?). Аристотель считает человека ответственным только за его собственные действия, но не за стихийные силы. Древние римляне создают образцовое право и начинают решать проблемы ответственности преимущественно юридическим путем.
Это направление мысли было унаследовано от римлян католицизмом, а также протестантизмом. Адресат ответственности — Бог, ему противостоит человек. Бог всегда прав, виновным оказывается человек, обвиняемый. Насколько человек виновен, решается судом (святым или светским). В Новое время вину понимают светским образом в соответствии с юридическим мировоззрением.
Именно в Новое время складывается классическая концепция ответственности. Субъект действия, поступка несет ответственность перед обществом за его последствия. Субъект действия должен быть в состоянии предусмотреть последствия своих поступков, а это возможно лишь при его полной самостоятельности. Вся картина кажется ясной и простой.
Но там, где субъект выступает участником группы, где разделение функций крайне многозвенно, а такие ситуации встречаются в технической цивилизации на каждом шагу, классическая концепция ответственности теряет свою привлекательность, ибо вся требуемая ею ясность отсутствует. В этой связи получает развитие неклассическая концепция ответственности.
Неклассическая концепция ответственности рассматривает человека в мире, наполненном случайностями, риском, неопределенностями, мириадами взаимосвязей, участием в общих делах. Складывается сверхпроблематичная ситуация. В рискоемком мире отказ от ответственности был бы равносилен самоубийству, поэтому требование ответственности и осуждение безответственности звучат как никогда ранее громко. В то же время очень трудно выделить ответственность отдельного человека (кто виноват? все виноваты — никто не виноват). Налицо проблемная ситуация. Люди не могут пройти мимо нее, они вынуждены постоянно ею заниматься. Здесь опять ощущается острая потребность в эффективной философии.
Неклассическая концепция ответственности ставит вопрос так: сумейте выделить ответственность всякого отдельного человека и подсчитайте ее. По результатам подсчета станет ясно, следует ли и в какой степени вознаграждать или же наказывать человека. Методику измерения добра мы знаем. Что же касается природы ответственности, то она устанавливается в процессе философской интерпретации, другого пути нет. При этом всегда руководствуются некоторыми стандартами, но философски настроенные люди никогда не довольствуются ими, а подвергают их основательной критике. Так рождается смысл добра, который никому не дан раз и навсегда.
Сотворение добра (увы, порой и зла) — это повседневное занятие всех людей, всякой личности. В одних случаях природа добра достаточно очевидна (согрей замерзшего, помоги пострадавшему), в других — до его смысла надо добираться.
Итак, в наши дни в его самом глобальном, емком значении добро понимается как ответственность, которая предполагает поиск и нахождение самых эффективных ценностей. Ищите добро, дорогу к нему осилит идущий.
ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ
· Ценность — это интерпретация, в которой субъект выражает свои предпочтения.
· Ценность можно измерить.
· Эстетическое (художественное) — это чувство-ценность, направленное на возбудитель этого чувства и достигшее необходимой степени совершенства.
· Красота есть эстетическая интерпретация.
· Многообразию философий соответствует многообразие эстетик.
· Практика есть деятельность человека по достижению цели.
· Ценность практики определяется в процессе ее нравственной интерпретации.
· Добродетели человека понимаются в свете нравственных идеалов.
· Многообразию философий соответствует многообразие этик.
· Добро — это ценность поступка.
· Ответственность — это наиболее емкое современное понимание добра.
· Ответственным является тот, кто изобретает и сопоставляет ценности и руководствуется в своих действиях самыми эффективными из них.
ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ В СОСТАВЕ ВОПРОСОВ И ОТВЕТОВ НА НИХ ПО ТЕМЕ «ФИЛОСОФИЯ КАК АКСИОЛОГИЯ»
Что такое ценность? Выдуманный людьми интерпретационный конструкт, посредством которого они истолковывают смысл своих поступков.
Что такое аксиология? Аксиология — учение о ценностях.
Как измеряют ценности? Ценности измеряют не приборами, а посредством интерпретационной оценки поступков людей.
Что такое идеал? Идеал — это главная ценность.
Что такое цель? Цель — это результат поступка.
Что такое цивилизация? Цивилизация — это общество в его специфически человеческих качествах. Можно сказать и так: цивилизация — это общество за вычетом природы.
Что такое культура? Культура — это достижения цивилизации.
Что такое эстетическое? Эстетическое — это все то, что изучает эстетика, философская теория. Чаще всего эстетическое — это возвышенные, прекрасные чувства и эмоции или же вовлеченность человека в праздник и игру.
Что такое практика? Практика — это совокупность поступков людей, совершаемых во имя некоторых ценностей.
Что такое добро? Добро — это поступки людей, обеспечивающие людям максимально далекое будущее.
Что такое ответственность? Ответственность — это ценность, многими признающаяся наиважнейшей.
ТЕСТ ПО ТЕМЕ «ФИЛОСОФИЯ КАК АКСИОЛОГИЯ»
1. Существуют ли ценности объективно, подобно материальным вещам?
2. Что такое ценность? Чувство, мысль, высказывание?
3. Почему нельзя ценность измерить техническим прибором?
4. Чем отличается культура от цивилизации?
5. От чего зависит понимание человеком прекрасного?
6. Чем отличается добродетель от ценности?
7. Чем отличается долг от ценности?
8. Почему в наши дни на место этики свободы и справедливости все чаще ставится этика ответственности?
9. Чем отличается неклассическая концепция ответственности от классической?
10. Нравственно ли выступать против клонирования людей?
Примечание: оценка число правильных ответов
«5» — 9-10 «4» — 7-8 «3» — 5-6 «2» — 4-0
ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ ПО ТЕМЕ «ФИЛОСОФИЯ КАК АКСИОЛОГИЯ»
1. Аксиология как учение о ценностях
2. Измерение ценностей
3. О смысле идеалотворчества
4. Различные интерпретации содержания ценности «красота»
5. Этика добродетелей Аристотеля
6. Христианская этика
8. Английский утилитаризм
9. Этика ответственности
10. Экологическая этика
12. Прикладная этика
13. Техника и этика
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА ПО ТЕМЕ «ФИЛОСОФИЯ КАК АКСИОЛОГИЯ»
§ Банфи Н.А. Философия искусства. М.: Искусство, 1989.
§ Буткевич О. Красота. Природа. Сущность. Формы. Л.: Художник РСФСР, 1983.
§ Гулыга А.В. Принципы эстетики. М.: Политиздат, 1987.
§ Гуревич П.С. Философия культуры. М.: Аспект Пресс, 1994.
§ Гусейнов А.А. Великие моралисты. М.: Республика, 1995.
§ Гусейнов А.А., Ирлитц Г. Краткая история этики. М.: Мысль, 1987.
§ Ортега-и-Гассет Х. Эстетика. Философия культуры. М.: Искусство, 1991.
§ Столович Л.Н. Красота. Добро. Истина. М.: Республика, 1994.
§ Этика: словарь афоризмов и изречений. М.: Аспект Пресс, 1994.
ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ ТЕСТА ПО ТЕМЕ «ФИЛОСОФИЯ КАК АКСИОЛОГИЯ»
1. Ценности не существуют объективно, подобно материальным вещам. Они являются результатом творчества людей.
2. Ценность — это либо мысль, либо высказывание, но не чувство. Дело в том, что чувство единично, а ценность — это общее многих поступков. Общее «схватывается» мыслью и высказыванием.
3. Ценность действительно нельзя измерить техническим прибором, причем по следующей причине: ценность невозможно овеществить. Но все, что неовеществлено, не подвластно технике.
4. Вопрос об отличии культуры от цивилизации относится к числу таких проблем, которые не разрешаются однозначным образом. Обычно в плане полноты выражения действительно человеческого, его отличия от природного, культуру ставят выше цивилизации. Следовательно, культура — это высшие достижения цивилизации.
5. Понимание человеком прекрасного зависит от той теории, на основе которой он интерпретирует его содержание.
6. Добродетель — это черта характера отдельного человека и в этом смысле она единична. Ценность — это некоторый не единичный, а общий критерий оценки поступков людей.
7. Долг — это некоторое обязательство конкретного человека или же закон, навязанный кем-то. Ценность не является ни тем, ни другим.
8. Этика свободы и справедливости имеют сугубо социальное содержание, она характерна для гуманитарных наук. Этика ответственности позволяет учесть особенности не только гуманитаристики, но и естествознания. И еще. Этика ответственности в отличие от этики свободы и справедливости органично учитывает фактор времени, ведь речь идет об обеспечении будущего.
9. Классическая концепция ответственности характерна для философии Нового времени. Неклассическая концепция ответственности органично связана с философскими направлениями современности. В классической концепции ответственности человек рассматривается как изолированный, а не включенный в состав общества, субъект.
10. Вопрос о нравственности и целесообразности того или иного случая клонирования людей решается в конкретной ситуации знающими людьми. Безнравственно вне анализа выступать как за, так и против клонирования людей.
Этика ответственности
Платон еще допускал ответственность животных. Если, например, корова зашла на чужое поле и там натворила бед, то она достойна наказания (не так ли рассуждают многие воспитатели кошек и собак?). Аристотель считает человека ответственным только за его собственные действия, но не за стихийные силы. Древние римляне создают образцовое право и начинают решать проблемы ответственности преимущественно юридическим путем.
Именно в Новое время складывается классическая концепция ответственности. Субъект действия, поступка несет ответственность перед обществом за его последствия. Субъект действия должен быть в состоянии предусмотреть последствия своих поступков, а это возможно лишь при его полной самостоятельности. Вся картина кажется ясной и простой.
Но там, где субъект выступает участником группы, где разделение функций крайне многозвенно, а такие ситуации встречаются в технической цивилизации на каждом шагу, классическая концепция ответственности теряет свою привлекательность, ибо вся требуемая ею ясность отсутствует. В этой связи получает развитие неклассическая концепция ответственности.
Неклассическая концепция ответственности ставит вопрос так: сумейте выделить ответственность всякого отдельного человека и подсчитайте ее. По результатам подсчета станет ясно, следует ли и в какой степени вознаграждать или же наказывать человека. Методику измерения добра мы знаем. Что же касается природы ответственности, то она устанавливается в процессе философской интерпретации, другого пути нет. При этом всегда руководствуются некоторыми стандартами, но философски настроенные люди никогда не довольствуются ими, а подвергают их основательной критике. Так рождается смысл добра, который никому не дан раз и навсегда.
Итак, в наши дни в его самом глобальном, емком значении добро понимается как ответственность, которая предполагает поиск и нахождение самых эффективных ценностей. Ищите добро, дорогу к нему осилит идущий.
ЛитЛайф
Жанры
Авторы
Книги
Серии
Форум
Канке Виктор Андреевич
Книга «Основы философии»
Оглавление
Читать
Помогите нам сделать Литлайф лучше
Справедливость или свобода? Лучше ответственность!
Вся многовековая история развития этических ценностей развивалась под знаком противопоставления справедливости и свободы. Платон и Аристотель мечтали о справедливо устроенном государстве. Несправедливо, если правителями являются не самые мудрые, т. е. не философы. Маркс через всю свою жизнь, начиная с двенадцатилетнего возраста, пронес убеждение о несправедливости буржуазного общества, где тот, кто работает, либо вообще беден, либо далеко не самый богатый. Все, что Маркс считал несправедливым, современный либерал американец Роулз полагает, наоборот, справедливым. Он видит несправедливость в отказе богатых помогать бедным.
О свободе (независимости и самостоятельности) также мечтали с незапамятных времен. Многочисленные восстания в Древнем мире были направлены на приобретение независимости. Эпикурейцы, киники, стоики, скептики стремились обосновать самодостаточность человека, т. е. его свободу. Идея свободы не чужда и христианской философии. Бог не навязывает свою волю человеку: греши, грешник. Подлинный триумф этики свободы наступает в Новое время. Развитие капитализма вплоть до наших дней сопровождается требованием обеспечения для личности разнообразных «свобод». Свобода часто интерпретируется как основная этическая ценность буржуазного общества. Показательна в этом смысле позиция французского философа Ж.-П. Сартра: «Мы приговорены к свободе». Настоящим певцом свободы был наш соотечественник Н.А. Бердяев.
Против требования справедливости и свободы мало кто отваживается выступать — оно имеет многовековую традицию. Вместе с тем хорошо известно, что попытки последовательно осуществить идеал справедливости неожиданным образом приводят к всеобщей уравниловке. Но даже вне этих крайностей ясно, что идеалы справедливости и свободы трудно согласовать друг с другом.
Опять же, через всю историю этики тянется шлейф попыток органически согласовать требования свободы и справедливости. Своеобразный прорыв в этой области наступил после появления в 1979 г. книги немецко-американского философа Ганса Ионаса «Принцип ответственности. Попытка разработки этики для технической цивилизации». Как-то сразу многим стало понятно: а ведь этика ответственности — это и есть объединение этики справедливости с этикой свободы.
Ионас, безусловно, учел уроки герменевтики Хайдеггера: бытийствуя в мире, человек уже в силу самого факта своего существования вынужден вопрошать и не только находить ответы на вопросы, но и ответствовать. То есть быть ответственным перед миром. Ионас особенно энергично требовал ответственности людей перед живыми организмами.
Обзор: этика ответственности
Философы установили, что период стремительного развития этики ответственности всецело относится к XX веку (последние 20 лет — это уже нечто вроде бума в области представлений об ответственности), но истоки этого процесса надо искать в древности. Весьма показательно, как проходили становление и развитие этики ответственности. Для дальнейшего важно понимать, что ответственность есть трехчастное отношение: 1) носитель ответственности; 2) адресат ответственности; 3) инстанция ответственности.
Платон еще допускал ответственность животных. Если, например, корова зашла на чужое поле и там натворила бед, то она достойна наказания (не так ли рассуждают многие воспитатели кошек и собак?). Аристотель считает человека ответственным только за его собственные действия, но не за стихийные силы. Древние римляне создают образцовое право и начинают решать проблемы ответственности преимущественно юридическим путем.
Это направление мысли было унаследовано от римлян католицизмом, а также протестантизмом. Адресат ответственности — Бог, ему противостоит человек. Бог всегда прав, виновным оказывается человек, обвиняемый. Насколько человек виновен, решается судом (святым или светским). В Новое время вину понимают светским образом в соответствии с юридическим мировоззрением.
Именно в Новое время складывается классическая концепция ответственности. Субъект действия, поступка несет ответственность перед обществом за его последствия. Субъект действия должен быть в состоянии предусмотреть последствия своих поступков, а это возможно лишь при его полной самостоятельности. Вся картина кажется ясной и простой.
Но там, где субъект выступает участником группы, где разделение функций крайне многозвенно, а такие ситуации встречаются в технической цивилизации на каждом шагу, классическая концепция ответственности теряет свою привлекательность, ибо вся требуемая ею ясность отсутствует. В этой связи получает развитие неклассическая концепция ответственности.
Неклассическая концепция ответственности рассматривает человека в мире, наполненном случайностями, риском, неопределенностями, мириадами взаимосвязей, участием в общих делах. Складывается сверхпроблематичная ситуация. В рискоемком мире отказ от ответственности был бы равносилен самоубийству, поэтому требование ответственности и осуждение безответственности звучат как никогда ранее громко. В то же время очень трудно выделить ответственность отдельного человека (кто виноват? все виноваты — никто не виноват). Налицо проблемная ситуация. Люди не могут пройти мимо нее, они вынуждены постоянно ею заниматься. Здесь опять ощущается острая потребность в эффективной философии.
Неклассическая концепция ответственности ставит вопрос так: сумейте выделить ответственность всякого отдельного человека и подсчитайте ее. По результатам подсчета станет ясно, следует ли и в какой степени вознаграждать или же наказывать человека. Методику измерения добра мы знаем. Что же касается природы ответственности, то она устанавливается в процессе философской интерпретации, другого пути нет. При этом всегда руководствуются некоторыми стандартами, но философски настроенные люди никогда не довольствуются ими, а подвергают их основательной критике. Так рождается смысл добра, который никому не дан раз и навсегда.
Сотворение добра (увы, порой и зла) — это повседневное занятие всех людей, всякой личности. В одних случаях природа добра достаточно очевидна (согрей замерзшего, помоги пострадавшему), в других — до его смысла надо добираться.
Итак, в наши дни в его самом глобальном, емком значении добро понимается как ответственность.
Не следует опасаться неудач в отыскании добра. Смело беритесь за анализ интересующей вас ситуации, поступка. Начинайте с философии, сверяйтесь с воззрениями великих философов, используйте представления об известных вам этических ценностях, советуйтесь со знакомыми. И успех обеспечен. Вам удастся открыть тайну добра (и зла). Человек не живет по ту сторону добра и зла, поэтому он должен уметь расшифровывать их содержание. Человек может сделать больше, чем он имеет право. Значит, надо умело ограничивать себя.